Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 195-200. Б01: 10.17223/15617793/411/27
УДК 94(575.2)
С.М. Юн
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МЕЖДУ ВУЗАМИ РОССИИ И КЫРГЫЗСТАНА
Анализируются условия, содействующие или препятствующие развитию связей российских вузов с вузами Кыргызстана в форме совместных образовательных программ. В частности, рассматриваются параметры двухуровневой системы высшего образования Кыргызстана, включая требования государственных образовательных стандартов; проблема финансирования образования и стоимость обучения в Кыргызстане; рейтинг кыргызских вузов на основе среднего балла зачисленных студентов. Формулируются соответствующие рекомендации российским вузам.
Ключевые слова: Кыргызстан; Россия; высшее образование; сетевые образовательные программы; рейтинг университетов.
Развитие интеграции в рамках Евразийского экономического сотрудничества (ЕАЭС) требует интенсификации сотрудничества стран объединения в сфере образования. Совместная подготовка квалифицированных кадров в соответствии с запросами единого рынка, формирование круга специалистов в новой области евразийской интеграции как для институтов ЕАЭС, так и для широкого круга государственных органов и организаций, обеспечение признания компетенций граждан, получивших образование в странах ЕАЭС, являются важнейшими условиями повышения мобильности и качества рабочей силы и, соответственно, эффективности экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
В силу сохраняющихся разногласий между странами сфера образования не вошла в компетенцию ЕАЭС. Инициатива российского руководства создать механизм сотрудничества за рамками Договора о ЕАЭС - через подписание 13 апреля 2016 г. Меморандума о сотрудничестве по вопросам образовательного и научно-технологического сотрудничества на евразийском пространстве - пока носит рамочный характер. Кроме того, к меморандуму не присоединился Казахстан. Поэтому определяющей в формировании единого образовательного пространства стран ЕАЭС остается роль образовательных организаций. Показательно в этом смысле решение Евразийской ассоциации университетов учредить Евразийский сетевой университет как консорциум вузов, в том числе для подготовки кадров для ЕАЭС на сетевой основе (меморандум был подписан ректорами вузов-участников ассоциации 12 апреля 2016 г. в Москве).
Среди стран ЕАЭС сотрудничество с вузами Кыргызстана является перспективным в силу разных факторов. Во-первых, в постбакиевский период развития страны сложился более благоприятный политический климат в двусторонних отношениях. Бишкек, продолжая декларировать принцип многовекторности, сделал выбор в пользу более тесных связей с Россией. Во-вторых, в Кыргызстане русский язык сохраняет прочные позиции. Его статус официального языка закреплен в конституции страны. Он широко используется в разных сферах, включая образование. В сфере высшего образования он абсолютно доминирует: так, по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики за 2013/14 уч. г., из
223 тыс. студентов кыргызских вузов 162 тыс. обучались на русском языке [1. С. 293].
Важным также является тот факт, что при реформировании высшего образования власти Кыргызстана в целом ориентируются на содержание и ход реформ в России. Как и Россия, Кыргызстан перешел на двухуровневую структуру высшего образования, состоящую из бакалавриата (требование к сроку освоения программы - не менее 4 лет обучения по очной форме) и магистратуры (не менее 2 лет обучения по очной форме). Последний массовый выпуск специалистов состоялся в 2016 г. Пятилетний специалитет остался по ограниченному количеству направлений подготовки, а послевузовское профессиональное образование по-прежнему предполагает реализацию программ подготовки научных и научно-педагогических кадров с учеными степенями кандидата и доктора наук [2].
Требования макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, утвержденных правительством Кыргызстана в 2011 г., близки к российским: учебный год составляет не менее 60 зачетных единиц; 1 зачетная единица для очной формы обучения - 30 часов всей учебной работы студента; максимальное количество учебной нагрузки студента в неделю - 45 часов; объём аудиторных занятий по программам бакалавриата и магистратуры определяется в пределах 50% от общей нагрузки студента [3]. За образец при выработке образовательных стандартов по конкретным направлениям обучения берутся российские аналоги, что должно облегчить согласование совместных программ кыргызских и российских вузов. Тексты государственных стандартов отсутствуют в открытом доступе в Интернете, их можно получить по запросу у вуза-партнера.
Кыргызстан - одно из беднейших государств постсоветского пространства. Практика копирования российских образовательных стандартов - лишь еще одно следствие проблемы недостаточного государственного финансирования образования в Кыргызстане. Размер заработной платы в вузах до сих пор очень низкий (150-200 долл. США у преподавателей со степенью в ведущих вузах, за исключением международных университетов), как следствие, преподаватели берут большую учебную нагрузку и не могут
полноценно заниматься наукой, распространены взятки за положительную оценку по учебным курсам. В случае реализации совместных программ с кыргызскими вузами это может потребовать от российских вузов усилий по выравниванию уровня подготовки кыргызских студентов.
Платное обучение в вузах Кыргызстана, за редким исключением, значительно дешевле, чем в России: вузы демпингуют в борьбе за абитуриентов, и средняя стоимость обучения составляет 26 тыс. сомов (около 25 тыс. российских рублей) [4]. Стоимость обучения также контролируется государством через антимонопольное ведомство. С учетом уровня доходов населения прием кыргызских студентов на платной основе носит ограниченный характер. Таким образом, требуются те или иные решения для выделения вузами России дополнительных бюджетных мест под совместные программы с кыргызскими вузами.
Кроме того, в Кыргызстане действуют несколько сильных международных вузов с приемом на бюджетной основе или со скидками по оплате обучения, а также многочисленные государственные и частные организации, фонды, программы третьих стран (прежде всего США, Турции, стран ЕС), нацеленные на кыргызских школьников и студентов. Один из возможных вариантов действий российских вузов в этой конкурентной среде - «правильная» информационно-разъяснительная работа в отношении кыргызских студентов, подразумевающая очень конкретное, «на пальцах», объяснение всех возможностей и стимулов, которые существуют для студентов-бюджетников в России.
В структуре направлений подготовки высшей школы Кыргызстана абсолютно преобладают гуманитарные специальности, что не соответствует потребностям экономики страны. Имеется большой дефицит
кадров в технических и естественнонаучных областях. Помимо традиционно важных для экономики сельского хозяйства и горнодобывающей отрасли, ожидается рост потребностей в кадрах для гидроэнергетики, добычи и транспортировки газа, что следует учитывать российским техническим вузам.
Вузы Кыргызстана отсутствуют в основных, глобальных списках международных рейтингов QS, Times Higher Education или шанхайского ARWU. Из региональных рейтингов кыргызские вузы представлены только в рейтинге QS «Emerging Europe and Central Asia» (бывшие социалистические страны, включая бывшие советские республики, и Турция). В версии рейтинга 2015 г. это были Американский университет Центральной Азии (101-110-е место) и Кыргызский государственный технический университет (без места в рейтинге), в версии 2016 г. остался только Американский университет Центральной Азии (111-120-е место) [5]. Из других стран постсоветской Центральной Азии в этом рейтинге присутствуют, достаточно широко, только вузы Казахстана.
Выпускники кыргызских школ проходят «общереспубликанское тестирование» (ОРТ) - аналог российского ЕГЭ. ОРТ организуется негосударственной организацией, его результаты считаются в целом объективными. По итогам поступления выпускников школ в вузы ежегодно публикуются статистические данные о среднем балле зачисленных студентов на бюджетные и платные места в разрезе вузов и направлений подготовки [6]. Эти данные, полученные на основе общереспубликанского тестирования 2015 г., позволяют составить неофициальный внутренний рейтинг вузов Кыргызстана, подтверждаемый оценками опрошенных представителей системы высшего образования страны (табл. 1, 2).
Т а б л и ц а 1
Рейтинг вузов Кыргызской Республики, составленный по результатам конкурса на зачисление на грантовые (бюджетные) места
(по среднему значению баллов зачисленных абитуриентов) [6]
Название вуза Число зачисленных на грантовые места Среднее значение тестовых баллов
Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева 409 185,4
Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики 54 183,7
Кыргызско-Турецкий университет Манас 106 174,2
Кыргызско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина 188 162,9
Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова 535 162,5
Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева 184 153,0
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына 462 148,4
Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова 375 143,9
Ошский государственный университет 386 143,4
Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова 114 137,8
Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева 275 135,9
Жалал-Абадский государственный университет 182 134,0
Кыргызский аграрный университет им. К.И. Скрябина 208 132,7
Кыргызско-Узбекский университет 101 132,3
Академия МВД им. Э.А. Алиева 116 131,5
Таласский государственный университет 59 128,2
Нарынский государственный университет им. С. Нааматова 69 127,7
Военный институт Вооруженных сил Кыргызской Республики имени К. Усенбекова 71 126,9
Баткенский государственный университет 93 125,0
Т а б л и ц а 2
Рейтинг вузов Кыргызской Республики, составленный по результатам конкурса на зачисление на контрактные места (по среднему значению баллов зачисленных абитуриентов) [6]
Число зачисленных Среднее значение тестовых баллов
Название вуза на контрактные места
Американский университет в Центральной Азии 234 181,8
Кыргызская государственная медицинская академия им. И. К. Ахунбаева 483 169,5
Кыргызско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина 1084 160,0
Международный университет Ата-Тюрк Алатоо 524 158,0
Институт интеграции международных образовательных программ Кыргызского национально- 394 148,1
го университета им. Ж. Баласагына
Дипакадемия МИД КР 29 146,4
Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики 191 141,7
Бишкекская финансово-экономическая академия 61 139,5
Кыргызская государственная юридическая академия 1079 139,5
Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова 485 138,1
Академия туризма 187 137,9
Международный университет Кыргызстана 325 136,5
Юридический институт при КНУ им. Ж. Баласагына 207 135,5
Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова 1105 135,3
Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева 1169 134,7
Институт экономики и финансов при КНУ им. Ж. Баласагына 326 134,5
Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры 644 133,4
им. Н. Исанова
Восточный университет им. М. Кашгари-Барскани 163 133,1
Кыргызско-Российская академия образования 130 132,7
Международный университет инновационных технологий 50 132,2
Ошский государственный университет 1930 131,3
Кыргызско-Китайский институт при КНУ им. Ж. Баласагына 169 131,1
Международная академия управления, права, финансов и бизнеса 30 130,9
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына 898 129,7
Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова 148 127,9
Университет экономики и предпринимательства г. Жалал-Абада 88 127,4
Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева 423 126,4
Кыргызский аграрный университет им. К.И. Скрябина 113 126,3
Ошский государственный юридический институт 126 126,2
Жалал-Абадский государственный университет 304 126,1
Академия МВД им. Э.А. Алиева 45 126,0
Ошский технологический университет им. М.М. Адышева 254 124,5
Институт целевой подготовки педагогических кадров при КНУ им. Ж. Баласагына 38 124,0
Нарынский государственный университет им. С. Нааматова 75 123,8
Таласский государственный университет 38 123,4
Кыргызско-Узбекский университет 102 122,5
Ошский государственный педагогический институт 82 121,6
Баткенский государственный университет 110 120,3
По данным за 2013/14 уч. г., в Кыргызстане действовало 55 высших учебных заведений. Из них 34 государственных и 21 частный вуз, при этом по численности студентов государственные вузы доминируют - 196 тыс. студентов против 27 тыс. (12%) в частных вузах [1. С. 174]. Ведущие вузы находятся в столице страны г. Бишкек. Среди вузов широкого профиля наибольшей популярностью пользуются университеты с международным участием. Во-первых, это Американский университет в Центральной Азии (АУЦА), работающий при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию и американских частных фондов. В нем обучение ведется только на английском языке и только на платной основе. Стоимость обучения очень высокая по местным меркам, например 5 750 долл. США в год по программам бакалавриата, однако оказывается различная финансовая поддержка. По оценкам АУЦА, более 90% студентов вуза из Кыргызстана и других стран СНГ получали финансовую помощь в 2015/16 уч. г. [7]. Средний балл ОРТ поступивших в АУЦА, по итогам 2015 г., по
всем специальностям - 181,8, число зачисленных на первый курс - 234 чел. В структуре обучения большинство - гуманитарные направления подготовки. По итогам обучения выдаются два диплома: американский через партнерство с Бард Колледжем США и кыргызский диплом государственного образца.
Во-вторых, популярны вузы с турецким участием: прежде всего Кыргызско-Турецкий университет Ма-нас (К-ТУ Манас), а также Международный университет Ата-Тюрк Алатоо. К-ТУ Манас действует на основе межправительственного соглашения и является государственным вузом, финансируемым в основном за счет турецкого правительства. Обучение ведется только на бюджетной основе, средний балл поступивших в 2015 г. на основе ОРТ граждан Кыргызстана - 174,2 (106 мест). Общее количество студентов в вузе - около 5 тыс. чел. [8]. Видимо, во много раз большая часть студентов поступают в К-ТУ Манас на бюджетные места, финансируемые Турцией. По ним зачисление проводится на основе не результатов ОРТ, а отдельно организуемых вступительных экзаменов.
Направления подготовки - в основном гуманитарные специальности, языки обучения - турецкий и кыргызский. Выдаются два диплома о высшем образовании -турецкий и кыргызский.
Международный университет Ата-Тюрк Алатоо -частный вуз, принимающий студентов только на платной основе. Студентам, показавшим высокие результаты ОРТ на олимпиадах и вступительных испытаниях, предоставляются скидки на обучение. Количество поступивших на основе результатов ОРТ в 2015 г. - 524, средний балл - 158. Подготовка также осуществляется в основном по гуманитарным специальностям, основной язык обучения - английский. Оба вуза опираются на систему турецких лицеев «Себат», действующих в качестве учебных заведений среднего образования в разных городах Кыргызстана.
АУЦА, К-ТУ Манас и Международный университет Ата-Тюрк Алатоо в своей деятельности ориентированы на развитие связей с вузами соответственно США и Турции и являются проводниками доминирующих в этих странах подходов и идеологий. Даже без учета текущей международно-политической ситуации они не могут рассматриваться как перспективные партнеры российских вузов в Кыргызстане.
В-третьих, также популярным, особенно среди русскоязычного населения Кыргызстана, является Кыргызско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина (КРСУ). Средний балл поступивших в КРСУ в 2015 г., по результатам ОРТ, на бюджетные места - 162,9 (188 мест), на платные места - 160 (1084 места). КРСУ действует на основе межправительственного соглашения и насчитывает больше 11 тыс. студентов. Как и в случае с К-ТУ Манас, большая часть студентов поступают на бюджетные места на основе не результатов ОРТ, а отдельно организуемых вступительных экзаменов (эти места финансируются из российского бюджета). Преподавание ведется на русском языке в соответствии с образовательными стандартами России и Кыргызстана, по итогам обучения выдаются кыргызский и российский дипломы государственного образца. Университет участвует в проектах Сетевого университета СНГ и Университета ШОС. По данным официального сайта КРСУ, на базе университета действуют учебно-методические объединения вузов Кыргызстана по следующим специальностям и направлениям: механика, физика, астрономия, метеорология, психология, менеджмент [9].
Среди других ведущих широкопрофильных университетов Кыргызстана, расположенных в г. Бишкеке, - Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова (КГТУ). Средний балл поступивших в КГТУ в 2015 г., по результатам ОРТ, на бюджетные места близок к показателю КРСУ- 162,5 (535 мест), на платные места заметно ниже - 135,3 (1105 мест). КГТУ является координатором и ключевым участником с кыргызской стороны в Российско-Кыргызском консорциуме технических университетов, созданном в 2013 г. По данным, озвученным доцентом НИУ МЭИ С.В. Ширинским на Пятой российско-киргизской межрегиональной конференции в Уфе
2 июня 2016 г., в 2015/16 уч. г. мобильность студентов по совместным образовательным программам консорциума составила 122 чел.
КГТУ интересен прежде всего техническим вузам России, тогда как для классических вузов намного больший интерес представляет один из самых больших и старейший в стране Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына (КНУ). Численность студентов, по данным сайта КНУ, на 29.03.2016 составляла 23,3 тыс. чел. [10]. Средний балл поступивших в КНУ в 2015 г. по результатам ОРТ, на бюджетные места ниже, чем у вышеуказанных вузов: 148,4 баллов (462 места). Результаты зачисления на платные места приведены по ряду институтов вуза, а также в целом по вузу (видимо, по всем остальным институтам или факультетам вместе). Например, у находящегося в самой верхней строчке Института интеграции международных образовательных программ (объединял несколько факультетов КНУ) показатель 2015 г. - 148,1 балла (394 места), у следующего за ним Юридического института - 135,5 балла (207 мест). КНУ также является участником Сетевого университета СНГ и Университета ШОС. Обучение в КНУ по программам бакалавриата осуществляется в рамках двух отделений: на кыргызском и русском языках. В магистратуре чаще используется русский язык: например, по направлениям «Международные отношения» и «Регионоведение» обучение идет только на русском.
Другие университеты Бишкека могут представлять интерес для отраслевых вузов или отдельных факультетов российских вузов. Например, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева (БГУ), у которого средний балл поступивших в 2015 г. по результатам ОРТ на бюджетные места - 153 (184 места), на платные места - 134,7 (1169 мест). В БГУ девять гуманитарных факультетов, среди которых - факультет славяноведения, факультет журналистики и информационных систем, факультет экологии и менеджмента и др. Для российских гуманитарных вузов и факультетов также могут быть интересны Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбеко-ва (КЭУ), Кыргызская государственная юридическая академия (КГЮА), Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева (КГУ, бывший педагогический институт), для других вузов - Кыргызская государственная медицинская академия им. И. К. Ахунбаева (имеет самый высокий средний балл поступивших на бюджетные места среди всех вузов Кыргызстана -185,4), Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Иса-нова (КГУСТА), Кыргызский национальный аграрный университет им. К.И. Скрябина (КНАУ) и др.
Что касается вузов, расположенных в столицах регионов Кыргызстана, то в силу объективных причин они не могут быть приоритетными направлениями для российских вузов. Так, в г. Ош, неофициальной, южной столице Кыргызстана, находится один из крупнейших в стране Ошский государственный университет (численность студентов около 30 тыс. человек [11]), однако преподавание в нем ведется преимущественно на кыргызском языке и
большинство студентов не владеют русским языком на хорошем уровне. В остальных региональных вузах уровень подготовки принятых абитуриентов значительно ниже, чем в ведущих столичных университетах, о чем свидетельствуют средние баллы зачисленных по результатам ОРТ (см. табл. 1, 2).
В целом следует отметить, что высшее образование в Кыргызстане является перспективным для российских вузов. Благоприятные политические условия, тесная связь и интеграция России и Кыргызстана, реформирование высшего образования Кыргызстана по
российским образцам, знание русского языка значительной частью населения и его широкое использование в вузах, опыт работы ряда кыргызских университетов в сетевых проектах с участием российских вузов определяют благоприятные рамки для развития связей между вузами России и Кыргызстана. В то же время имеются осложняющие факторы: низкие доходы населения, слабое государственное финансирование, перекос в сторону гуманитарных специальностей, конкуренция со стороны международных вузов и зарубежных фондов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Образование и наука в Кыргызской Республике, 2009-2013 : стат. сб. Бишкек : Национальный статистический комитет Кыргызской Рес-
публики, 2014. 311 с.
2. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 г. // Министерство юстиции Кыргызской Республики. Централизо-
ванный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1216 (дата обращения: 16.07.2016).
3. Постановление Правительства Кыргызстана «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в
Кыргызской Республике» от 23 августа 2011 г. // Министерство юстиции Кыргызской Республики. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92802?cl=ru-ru#p3 (дата обращения: 16.07.2016).
4. Министр образования: В Кыргызстане цены на обучение занижены искусственно. 10.05.2016 // Информационное агентство K-News.
URL: http://knews.kg/2016/05/10/ministr-obrazovaniya-v-kyrgyzstane-tseny-na-obuchenie-zanizheny-iskusstvenno/ (дата обращения: 29.07.2016).
5. QS University Rankings: Eastern Europe & Central Asia 2016 // QS World University Rankings. URL: http://www.topuniversities.com/university-
rankings/eeca-rankings/2016#sorting=rank+region=+country=+faculty=+stars=false+search= (access date: 15.07.2016)
6. Результаты Общереспубликанского тестирования и зачисления на грантовые и контрактные места вузов Кыргызской Республики в
2015 году // Центр оценки в образовании и методов обучения. Бишкек, 2015. URL: http://testing.kg/media/uploads/files/result%20test% 20PDF%202002-2015/reportR2015.pdf (дата обращения: 15.07.2016).
7. Оплата за обучение // Американский университет в Центральной Азии. URL: https://auca.kg/ru/costs_scholarships_and_financial_aid/ (дата
обращения: 15.07.2016).
8. О Манасе // Кыргызско-Турецкий университет Манас. URL: http://www.manas.edu.kg/index.php/ru/университет/общая-информация (дата
обращения: 15.07.2016).
9. Общая информация // Кыргызско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина. URL: http://www.krsu.edu.kg/index.php?op-
tion=com_content&view=article&id=846&Itemid=125&lang=ru (дата обращения: 15.07.2016).
10. Общая характеристика КНУ (обновлен 29.03.2016) // Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына. URL: http://www.university.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=200:2010-03-12-16-06-01&catid=46:cat-obshiesvedeniya&Itemid= 74 (дата обращения: 15.07.2016).
11. Поступающим // Ошский государственный университет. URL: http://www.oshsu.kg/univer/?lg=1&id_parent=6 (дата обращения:
16.07.2016).
Статья представлена научной редакцией «История» 12 сентября 2016 г.
FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF NETWORK EDUCATIONAL PROGRAMS BETWEEN RUSSIAN AND KYRGYZ UNIVERSITIES
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, 411, 195-200. DOI: 10.17223/15617793/411/27
Sergey M. Yun, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: yun@dir.tsu.ru Keywords: Kyrgyzstan; Russia; higher education; network educational programs; university rankings.
The aim of the research is to identify factors which promote or prevent the development of joint educational programs between Russian and Kyrgyz universities, and to give appropriate recommendations to Russian universities. The author used legislation and official statistics regarding higher education in Kyrgyzstan, as well as the websites of the key Kyrgyz universities. The article deals with political, social and economic factors influencing interaction of Russian and Kyrgyz universities; the basic parameters of the two-level system of higher education in Kyrgyzstan; the Kyrgyz university ranking based on the average score of students enrolled. The research reached the following conclusions. The positive course of Russian-Kyrgyz political relationship, the strong position of Russian in Kyrgyzstan, including education, and the higher education reform in Kyrgyzstan compatible with the reform in Russia are the factors which promote university cooperation between the two countries. The requirements and content of the Kyrgyz educational standards are also similar to the Russian ones. The problem of insufficient funding of higher education in Kyrgyzstan affects the quality of teaching and may require Russian universities to equalize Kyrgyz students' knowledge and skills. Given the level of incomes of the Kyrgyz population, the number of students enrolled at Russian universities and paying tuition fee is limited, and joint programs would require the allocation of extra free of charge places. In Kyrgyzstan, there are strong international universities admitting new students free of charge or with discounts on tuition. One of the options for action in the competitive environment would be to disseminate information about the various forms of support for Russian students studying free of charge. According to the data for the 2013-2014 academic year, 55 universities operated in Kyrgyzstan and 88 % of students studied at public universities. Following the unofficial university ranking based on the average test score of enrolled students credited within the "Republic-wide testing" (the Russian analogue of the USE), the most popular are the American University in Central Asia and the Kyrgyz Turkish Manas University. However, these universities focus on the development of relations with US and Turkish universities, respectively. First and
foremost, the promising partners for Russian universities are the three Bishkek universities: the Kyrgyz-Russian Slavic University (the third most popular university, with a high average score of enrolled students), the Kyrgyz State Technical University (the top university for engineering and technology), and the Kyrgyz National University (one of the largest universities). With regard to universities in other regions, due to the lower level of Russian language skills (in the south of the country) or other skills of enrolled applicants (in the north of the country), they cannot be considered as priority for Russian universities.
REFERENCES
1. National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. (2014) Obrazovanie i nauka v Kyrgyzskoy Respublike, 2009—2013: Statisticheskiy sbornik
[Education and Science in the Kyrgyz Republic, 2009-2013: Statistics]. Bishkek: National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic.
2. The Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic. A Centralized Bank of Legal Information of the Kyrgyz Republic. (2003) Ob obrazovanii: Zakon
Kyrgyzskoy Respubliki ot 30 aprelya 2003 g. [On Education: The Law of the Kyrgyz Republic of April 30, 2003]. [Online] Available from: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1216. (Accessed: 16th July 2016).
3. The Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic. A Centralized Bank of Legal Information of the Kyrgyz Republic. (2011) Ob ustanovlenii dvu-
khurovnevoy struktury vysshego professional'nogo obrazovaniya v Kyrgyzskoy Respublike: Postanovlenie Pravitel'stva Kyrgyzstana ot 23 avgusta 2011 g. [On the establishment of a two-tier structure of higher education in the Kyrgyz Republic: Decree of the Government of Kyrgyz-stan of August 23, 2011]. [Online] Available from: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92802?cl=ru-ru#p3. (Accessed: 16th July 2016).
4. K-News. (2016) Ministr obrazovaniya: V Kyrgyzstane tseny na obuchenie zanizheny iskusstvenno [Minister of Education: in Kyrgyzstan tuition
fees are artificially understated]. May 10. [Online] Available from: http://knews.kg/2016/05/10/ministr-obrazovaniya-v-kyrgyzstane-tseny-na-obuchenie-zanizheny-iskusstvenno/. (Accessed: 29th July 2016).
5. Topuniversities.com. (2016) QS University Rankings: Eastern Europe & Central Asia 2016. [Online] Available from: http://www.topuniversities.com/university-rankings/eeca-rankings/2016#sorting=rank+region=+country=+faculty=+stars=false+search=. (Accessed: 15th July 2016)
6. Evaluation Center in Education and Teaching Methods. (2015) Rezul'taty Obshcherespublikanskogo testirovaniya i zachisleniya na grantovye i
kontraktnye mesta vuzov Kyrgyzskoy Respubliki v 2015 godu [Results of the Republic-wide testing and enrollment in grant and contract places of the Kyrgyz Republic universities in 2015]. Bishkek. [Online] Available from: http://testing.kg/media/uploads/files/result%20test% 20PDF%202002-2015/reportR2015.pdf. (Accessed: 15th July 2016).
7. American University of Central Asia. (n.d.) Oplata za obuchenie [Tuition fee]. [Online] Available from: https://auca.kg/ru/costs_scholarships_and_financial_aid/. (Accessed: 15th July 2016).
8. Kyrgyz-Turkish Manas University. (n.d.) O Manase [Manas]. [Online] Available from: http://www.manas.edu.kg/index.php/ru/universitet/obshchaya-informatsiya. (Accessed: 15th July 2016).
9. Kyrgyz-Russian Slavic University. (n.d.) Obshchaya informatsiya [General information]. [Online] Available from: http://www.krsu.edu.kg/index.php?op-tion=com_content&view=article&id=846&Itemid=125&lang=ru. (Accessed: 15th July 2016).
10. Kyrgyz National University. (2016) Obshchaya kharakteristika KNU [KNU general information]. [Online] Available from: http://www.university.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=200:2010-03-12-16-06-01&catid=46:cat-obshiesvedeniya&Itemid=74. (Accessed: 15th July 2016).
11. Osh State University. (n.d.) Postupayushchim [Admission]. [Online] Available from: http://www.oshsu.kg/univer/?lg=1&id_parent=6. (Accessed:
16th July 2016).
Received: 12 September 2016