ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тогусаков О.А.
Академик НАН КР, доктор философских наук, профессор
Балтабаев Ж.Р.
соискатель Института Философии и политико-правовых исследований Национальной Академии наук, г.Бишкек, Кыргызстан
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Аннотация: в настоящий момент интеграционные процессы на основе ЕАЭС можно считать наиболее актуальными, т.к. они отвечают требованиям времени и отвечают объективным потребностям участников.
Политическая интеграция необходима для проведения совместной экономической политики, поэтому на определённом этапе евразийской интеграции она неизбежна.
Последовательность задач, которые предстоит решить ЕАЭС, очевидна: ближайшая задача - полная реализация потенциала Таможенного союза и ЕЭП, в дальнейшем - создание экономического союза, а в будущем - Евразийского союза.
Ключевые слова: интеграция, рынок, финансовые ресурсы, инновация, многовекторность, институционализация, коммуникация, экономическое пространство
Евразийская интеграция является ключевым экономико-политическим процессом для определения картины будущего на постсоветском пространстве. Экономическая выгода от интеграции очевидна - больший объём общего рынка составит основу для роста экономик стран региона. Политическая выгода такого решения идёт вслед за экономической: перспективный рост экономики.
В перспективе евразийская интеграция должна сыграть ключевую роль в перестройке ресурсно-сырьевых экономик стран-участниц и способствовать решению следующих задач стран-участников ЕАЭС:
- Обеспечение макроэкономической стабильности;
- Рост инвестиционной активности;
- Внедрение инноваций в экономику;
- Повышение доступности финансовых ресурсов;
- Развитие торгово-транспортной инфраструктуры;
- Развитие человеческого капитала и кадрового ресурса;
- Имплементация ресурсосберегающей политики, повышение энергоэффективности;
- Развитие евразийского региона;
- Развитие внешней торговли [3].
Институционализация интеграционных процессов в ЕАЭС предполагает обеспечение деятельности не только непосредственно организационных подразделений по управлению интеграционными процессами, но и системы процедурных правил их взаимодействия как между органами управления интеграцией, так и по отношению к уполномоченным органам государств-членов интеграционных объединений. Более того, кроме указанных правил общего характера, направленных в целом на регламентирование деятельности созданных институтов ЕАЭС по управлению интеграционными процессами, подлежат доработке и нормы процессуального характера, которые направлены на формирование и оптимизацию процедур в отношении непосредственной практической активности таких институтов. Институционализация является неотъемлемым элементом любого интеграционного процесса, поскольку эффективность и выгодность существования интеграции напрямую зависит от характера и успешности администрирования развивающихся интеграционных
процессов. Примечателен и наиболее близок к специфике ЕАЭС опыт в построении развитой структуры надгосударственных институтов, накопившийся у ЕС.
Вместе с тем, имеются и случаи, когда недостаточная институционализация интеграционных процессов препятствует их развитию, сводит к минимуму результаты прилагаемых интегрирующимися субъектами усилий. Фактическое развитие, как правило, получает лишь ряд отраслевых бизнес-проектов, реализуемых в отдельных сферах, однако в большей степени такая реализация построена на уже сформировавшемся за длительное время взаимовыгодном двустороннем сотрудничестве отдельных сопредельных государств, а не на многосторонних аспектах взаимодействия в рамках интеграционного объединения. Таким образом, институционализация позволяет интеграции осуществлять реализацию всех основных направлений деятельности, поэтому от развития системы институтов ЕАЭС зависит и эффективность, и «окупаемость» интеграционного проекта в целом.
Целесообразно построить взаимодействие настоящих и будущих институтов по управлению интеграцией ЕАЭС в рамках следующих базовых направлений: правообразовательного, в рамках которого деятельность создаваемых институтов направлена на формирование правовой базы интеграции, и правоприменительного, то есть направления по непосредственной практической реализации проектов интеграции. Помимо осуществления прямых обязанностей, возлагаемых на интеграционные институты, такие органы должны выступать дополнительной площадкой для выработки прогрессивных решений, а также средством разрешения интеграционными объединениями своих проблемных вопросов, возникающих в особо чувствительных для интеграции сферах. Так, систематически и взвешенно проведенная институционализация позволяет интеграциям полноценно реализовать потребность в определении и развитии дальнейших сфер интеграции и формировании системы институтов управления интеграцией, включая их характер, объем полномочий и статус. Нестабильность экономической и политической обстановки усиливает тенденцию к углублению интеграционного сотрудничества. Исходя из анализа текущей обстановки в средне- и долгосрочной перспективе представляется возможность говорить об усилении законодательного сектора интеграции (правообразовательное направление), а также финансового и судебного секторов интеграции (правоприменительное направление).
При этом важно понимать, что уровень развития международно-правового регулирования, как правило, соответствует уровню развития самой интеграции, поскольку отражает характер и глубину интеграционных процессов, отвечает потребностям интеграции. Международно-правовое регулирование позволяет обеспечивать применение договоренностей, достигаемых интегрирующимися акторами, способствует внедрению в повседневную жизнь результатов работы интеграционных механизмов и поэтому является частью институционализации политических процессов наряду с формированием и развитием самих институтов. На основе создаваемого единого международно-правового регулирования объединения государства-члены приводят свое национальное законодательство в соответствие с нормами, заложенными на интеграционном уровне, осуществляя тем самым гармонизацию законодательства государств-членов интеграционного объединения между собой так, чтобы это позволило устранить барьеры, существующие в ЕАЭС. Очевидно, что без реализации такого процесса гармонизации формирование и успешное развитие интеграции невозможно. Правовое регулирование в рамках процесса институционализации интеграции позволяет определить ее будущее: закрепить направления долгосрочного развития интеграционных объединений, заложив основные обязательства по осуществлению отдельных интеграционных мероприятий в заключаемых договорах.
Результаты проведенного исследования по различным аспектам функционирования ЕАЭС как современного интеграционного объединения показывают, что происходящие
внутри него, а также между ним и третьими странами процессы делают саму структуру весьма динамичной и гибкой по отношению к изменяющемуся политическому миру. Анализ складывающейся ситуации с геополитической точки зрения с учетом терминологии, заложенной еще Ф. Ратцелем [8], полноценного развития любого интеграционного образования, такого, в частности, как ЕАЭС, необходимо дополнительное пространство. Ранее исследованию подверглись существующие сферы интеграционного взаимодействия государств-членов ЕАЭС с точки зрения их расширения, а также были сформированы перспективы функционального углубления интеграции, в этой связи, в рамках настоящей главы предлагается исследовать расширение объединения за счет включения в его работу новых участников интеграционных процессов. Географическое расширение международного интеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС может иметь три основных измерения: предоставление государству статуса наблюдателя при ЕАЭС, предоставление государству статуса кандидата на вступление в объединение и принятие государства в члены ЕАЭС. Указанные измерения с высокой долей условности можно считать некими стадиями продвижения государства от самостоятельного существования к полноценной интеграции в рамках союза.
Обладая благоприятным географическим положением и разнообразными природными ресурсами, Центральная Азия оказалась регионом, где пересеклись экономические, военно-политические, этнокультурные и духовные интересы многих государств [6].
Заложив в основу системного анализа возможностей географического расширения объединения правовые механизмы ЕАЭС и аспекты интеграционной лояльности необходимо определить перечень государств - потенциальных наблюдателей или новых членов объединения в средне - долгосрочной перспективе, среди которых можно назвать, в частности, Республику Молдова, Республику Узбекистан, Туркменистан, Азербайджанскую Республику.
В любой складывающейся фактической обстановке и при любой политической конъюнктуре, несмотря на то, что ЕАЭС на настоящий момент изначально позиционируется как объединение экономической интеграции, всегда предстоит учитывать еще один фактор, сопровождающий возможное территориальное расширение ЕАЭС Узбекистаном или Туркменистаном - это фактор безопасности. Прирастая хотя бы одним из указанных азиатских государств, кроме потенциальных экономических и геополитических выгод, ЕАЭС приобретает общую границу (в том числе и таможенную границу Таможенного союза) с одним из самых нестабильных государств мира - Афганистаном, что может стать одним из сложнейших вызовов, когда-либо стоявших перед объединением, и потребует существенных усилий государств-членов ЕАЭС по поддержанию безопасности в регионе и недопущению проникновения через новые границы на территорию ЕАЭС нежелательных лиц, а также товаров. Данные обстоятельства будут сопровождаться необходимостью включения в интеграционную повестку объединения вопросов безопасности и противодействия терроризму, гармонизации деятельности правоохранительных, пограничных органов, а также органов безопасности государств-членов ЕАЭС, что, безусловно, представляет собой процесс весьма сложный и длительный, несмотря на то, что уже в настоящее время правоохранительные органы большинства государств-членов ЕАЭС тесно взаимодействуют на двусторонней и многосторонней ведомственной основе. В случае вступления в ЕАЭС Республики Таджикистан разрешением ситуации может послужить сопряжение деятельности двух объединений: для разрешения экономических задач: ЕАЭС, а для разрешения задач по безопасности и противодействию терроризму: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), поскольку в таком случае все государства-члены ОДКБ будут являться и государствами-членами ЕАЭС.
Потенциальным кандидатом на вступление в ЕАЭС может являться и Азербайджанская Республика. Так, по словам С. Лаврова «возможное участие Азербайджана в процессе евразийской интеграции мы можем только приветствовать. За два года функционирования Евразийского экономического союза число его участников увеличилось с трех до пяти. Это подтверждает то, что Союз предоставляет государствам-членам значительные преимущества, которые можно получить, только имея доступ к общему экономическому пространству» [5]. Более того, как отмечает президент Азербайджанской Республики И. Алиев, «нельзя исключать возможности вступления Азербайджана в ЕАЭС в будущем. Пока страна чувствует себя уверенно в своем нынешнем статусе. Разговоры на эту тему идут давно и в экспертном сообществе, и среди политических элит разных стран. Скажу так: мы в принципе сегодня чувствуем себя достаточно уверенно в том качестве, в котором мы находимся... Поэтому нам надо еще посмотреть, какие будут тенденции. Конечно же, если союз станет привлекательным, то туда потянутся многие. Так что ничего исключать нельзя, но нынешний этап я бы охарактеризовал именно так. Сегодня формат нашего экономического сотрудничества со странами-членами ЕАЭС, да и политического, достаточно прочен. Для того чтобы идти по пути интеграции, конечно, нужна мотивация. Она может быть экономической, социальной, политической, любой другой. И мы сейчас в этом направлении работаем» [2]. Таким образом, четко сформированная позиция президента Азербайджана позволяет говорить о том, что вступление Азербайджана в ЕАЭС все-таки может являться одним из сценариев политического будущего государства, равно как и о том, что в настоящее время в Азербайджане ведется рассмотрение данного интеграционного проекта с точки зрения его выгодности для государства. В частности, Азербайджанская Республика могла бы эффективно использовать свое географическое положение и сложившиеся взаимоотношения с тюркскими государствами, как входящими в ЕАЭС, в частности, Республикой Казахстан, так и не являющимися его членами, но имеющими серьезный торговый потенциал, например, Турцией. Значительно большую выгоду за счет отсутствия таможенных пошлин и иных сборов внутри ЕАЭС могли бы приносить такие крупные транспортно-логистические проекты, как международный транспортный коридор «Север-Юг», в рамках которого Азербайджан представляет одно из основных звеньев, и соглашение о дальнейшем развитии которого было подписано в 2016 г. в трехстороннем формате (Россия, Азербайджан, Иран) в рамках Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство» [1].
Вместе с тем, на пути Азербайджана в ЕАЭС, кроме детального анализа экономических и политических перспектив членства в интеграции, безусловно, имеется ряд наисложнейших вопросов, требующих своего разрешения. Одним из таковых является наличие существенных разногласий между Азербайджаном и Арменией по проблематике непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и конфликт 2021 г. между этими государствами. В этой связи, возможно два варианта развития ситуации: вступление Азербайджана в ЕАЭС лишь после полного разрешения ситуации с НКР с участием посредников в лице Российской Федерации и Республики Казахстан, что существенно замедлит сам процесс вступления ввиду сложности разногласий и видимой непримиримости сторон конфликта. В рамках второго возможного варианта разрешение проблемы НКР может быть перенесено в интеграционное пространство уже после вступления Азербайджана в ЕАЭС, что окажет влияние на рабочие процессы внутри объединения и в этой связи, представляется для ЕАЭС неприемлемым. Таким образом, разрешение проблемы НКР напрямую связано с возможными действиями Азербайджана по вступлению в ЕАЭС, с учетом того, что Армения вступила в ЕАЭС в границах, признанных ООН, то есть без территории НКР в своем составе.
Таким образом, ЕАЭС в настоящее время даже на начальном этапе развития представляет собой привлекательное в экономическом и политическом контексте современное интеграционное объединение. Кроме того, существует ряд государств, обоснованно рассматривающих вступление в ЕАЭС в качестве одной из альтернатив политического будущего. Однако при формировании окончательной позиции в этом отношении, а также при осуществлении конкретных действий по вступлению в интеграцию важно не допустить «переключения» фокуса внимания государств-членов с собственного интеграционного взаимодействия на деятельность по присоединению нового члена интеграции, равно как и предотвратить возможный финансовый дисбаланс интеграционного объединения. Кроме того, «евразийская интеграция - это, конечно, не только формально-институциональный проект. Значимой его частью является человеческое измерение -неформальное взаимодействие между частнопредпринимательскими структурами, общественными группами, наконец, простыми людьми. Важна и поддержка интеграции в молодежной среде, понимание ее целей, задач, перспектив. Если на уровне общественного сознания проект будет сохранять свою востребованность, успешными будут и практические меры в области политики, экономики, права» [7].
Таким образом, институционализация интеграционных процессов в ЕАЭС -трудоемкая и кропотливая работа интегрирующихся субъектов, в которую входит не только создание необходимых институтов управления интеграционными процессами, но и построение сбалансированной и удобной правовой системы, что невозможно без соответствующей информационной составляющей процесса институционализации. Кроме того, институционализация, хоть и является процессом закономерным и логичным с точки зрения деятельности современной интеграции ЕАЭС, но при этом остается явлением, непосредственно зависящим от воли членов интеграции и тех политических, экономических и иных обстоятельств, которые будут сопровождать интеграцию в ближайшие десятилетия. Институционализация предполагает осуществление большого комплекса мероприятий интеграционного характера, проведение которых невозможно без расширения сфер интеграционного взаимодействия государств.
Еще раз отметим, что охарактеризованные инфраструктурные объекты являются звеньями общей инновационной инфраструктуры. Но они нуждаются в ряде дополнений, так как технологические платформы в настоящее время выполняют функцию коммуникационной площадки, позволяя осуществлять интеграцию науки и бизнеса, концентрировать материальные и интеллектуальные ресурсы. Формирующееся сетевое взаимодействие должно дать толчок производственной кооперации, реализующейся на основе других объектов. К иным инфраструктурным объектам в мировой практике в сфере инновационного развития относят технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коммерциализации технологии, а также инновационные научно-технологические центры (далее - ИНТЦ), инновационные кластеры. В Кыргызстане ИНТЦ представляет собой совокупность организаций, которые осуществляют совместную научно-технологическую деятельность на территории центра, в форме выполнения проекта. По мере разработки и реализации совместных проектов участников научно-технологического взаимодействия ЕАЭС представляется перспективным формирование подобного рода совместных центров. В качестве одной из их разновидностей мог бы стать Центр высоких технологий ЕАЭС.
Разумеется, формирование общих объектов инновационной инфраструктуры предполагает дополнение в виде дальнейшее развития национальных инновационных инфраструктурных объектов. Тем не менее интеграционное развитие предполагает интенсификацию связей между ними. Как отмечается применительно к технопаркам, «консолидация технопарков как один из ключевых элементов инфраструктуры инновационной экосистемы позволит не только обмениваться своим опытом, но и иметь
доступ к технологическим стартапам стран ЕАЭС, оказывать консультационные услуги по активизации инновационной деятельности, венчурному финансированию». Эти взаимодействия особенно важно по той причине, что формируют опыт сотрудничества, который далее будет основой функционирования совместных инновационных инфраструктурных объектов.
В качестве одной из инициатив, относящихся к сетевой «состыковке», выступило подписание Меморандума об интеграции технопарков государств - членов ЕАЭС (Фонд Сколково, Фонд «Инкубатор предприятий (Армения), Парк высоких технологий (Кыргызстан), Международный технопарк ИТ-стартапов Astana-Hub) [4]. Главная цель интеграции технопарков - решение такой проблемы, как сокращение технологического разрыва между странами ЕАЭС и продвижение идей Четвертой промышленной революции. В формате интеграции возникают возможности по осуществлению открытого обмена опытом и знаниями в форме масштабирования успешных проектов технопарковых структур.
Нацеленность на обеспечение цифровых трансформаций всецело вписывается в логику Индустрии-4.0, предполагающей широкое использование цифровых технологий в производственных процессах и управления последними. Все это объясняется тем, что Сеть создается в соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки ЕАЭС на период до 2025 г. и учитывает стратегическую линию на цифровые преобразования инфраструктурных объектов.
В Кыргызстане восприятие евразийской интеграции и оценка ее развития в настоящее время и в среднесрочной перспективе будет определяться следующими факторами:
1. Расширением возможностей для экспорта продукции Кыргызстана на единый рынок ЕАЭС;
2. Способностью ЕАЭС содействовать реализации транзитного потенциала Кыргызстана;
3. Формированием согласованной политики государств-членов в сфере развития человеческого капитала и единого рынка труда;
4. Способностью формирующегося единого рынка энергоресурсов ЕАЭС повлиять на решение проблем гидроэнергетики Кыргызстана.
Однако где институции, реализующие эту перспективу. Можно предполагать, что другие интеграционные проекты дают возможность ЕАС «проявить» себя в ЦА не в силу доброты, но в силу раздела сфер влияния. Однако политические элиты Евразийского союза пока не приступили к поиску формулы решения центрально-азиатских проблем. Можно говорить, что в ведущих странах ЕАС нет политической доктрины как таковой по Центральной Азии. Сегодня отступление в регионе продолжается на всех фронтах. Российские фирмы, в отличие от западных компаний или китайских, представлены весьма слабо. В политическом плане в правящем классе проявляется слабое понимание особенностей стран и народов.
Кыргызстану, как, впрочем, и другим странам Центральной Азии, не удалось разрешить многочисленные региональные проблемы, в их взаимоотношениях растёт напряжение или недоверие. Это означает, что цели стабилизации ситуации в регионе не достигнуты, и не могут быть достигнуты вне интеграционных процессов. В то же время, государства ЦА нуждаются в медиаторе при решении проблем региона. И на это место обязательно придёт игрок, если Россия не будет выполнять исторически предоставленную ей роль реализовать интеграционный проект, а американцы четко придерживаются в странах Центральной Азии стратегии создания: рамок отношений - порождения программ сотрудничества - поддержание отношений и процедур. Именно это позволяет сформировать слой политиков и экспертов, «завязанных» на конкретные проекты.
Лиетратура:
1. XI Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520». URL: https://www.rzd-expo.ru/exhibitions/detail.php?ELEMENT_ID=233437 (дата обращения: 18.08.2023).
2. Азербайджан в ЕАЭС: быть или не быть? URL: http://pcsu.ru (дата обращения: 18.08.2023).
3. Мансуров Т.А. На пути к Евразийскому экономическому Союзу// РСМ, 2012. № 1. С. 191-202.
4. Подписан Меморандум об интеграции технопарков государств - членов ЕАЭС. URL: https://finport.am/full_news.php?id=37219&lang=2 (дата обращения: 18.08.2023).
5. Россия приветствует возможное вступление Азербайджана в ЕАЭС. URL: https://www.armtimes.com/ru/article/108259 (дата обращения: 18.08.2023).
6. СааданбековЖ.С. Международные отношения на пространстве СНГ. - Бишкек, 2017. С.13-33.
7. Торкунов А.В. Перспективы евразийской интеграции. URL: http://vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/ mezhd_otn_torkunov.pdf (дата обращения: 18.08.2023).
8. Ratzel F. Politische Geographie: Oder, Die Geographie Der Staaten, Des Verkehres und Des Krieges, Volume 2. URL: https: // www.archive.org/details/politischegeogr01ratzgoog (дата обращения: 04.11.2023).
References:
1. XI Mezhdunarodnyj zheleznodorozhnyj biznes-forum «Strategicheskoe partnerstvo 1520». URL: https://www.rzd-expo.ru/exhibitions/detail.php?ELEMENT_ID=233437 (data obrashcheniya: 18.08.2023).
2. Azerbajdzhan v EAES: byt' ili ne byt'? URL: http://pcsu.ru (data obrashcheniya: 18.08.2023).
3. Mansurov T.A. Na puti k Evrazijskomu ekonomicheskomu Soyuzu// RSM, 2012. № 1. S. 191-202.
4. Podpisan Memorandum ob integracii tekhnoparkov gosudarstv - chlenov EAES. URL: https://finport.am/full_news.php?id=37219&lang=2 (data obrashcheniya: 18.08.2023).
5. Rossiya privetstvuet vozmozhnoe vstuplenie Azerbajdzhana v EAES. URL: https://www.armtimes.com/ru/article/108259 (data obrashcheniya: 18.08.2023).
6. Saadanbekov ZH.S. Mezhdunarodnye otnosheniya na prostranstve SNG. - Bishkek, 2017. S. 13-33.
7. Torkunov A.V. Perspektivy evrazijskoj integracii. URL: http://vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/ mezhd_otn_torkunov.pdf (data obrashcheniya: 18.08.2023).
8. Ratzel F. Politische Geographie: Oder, Die Geographie Der Staaten, Des Verkehres und Des Krieges, Volume 2. URL: https: // www.archive.org/details/politischegeogr01ratzgoog (data obrashcheniya: 04.11.2023).
EURASIAN INTEGRATION
Togusakov O.A.
Academician of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Doctor of Philosophy, Professor
Baltabaev J.R.
Candidate of the Institute of Philosophy and Political and Legal Studies of the National Academy of Sciences, Bishkek, Kyrgyzstan
Abstract: At the moment, integration processes based on the EAEU can be considered the most relevant, because they meet the requirements of the time and meet the objective needs of the participants.
Political integration is necessary for pursuing a joint economic policy, therefore at a certain stage of Eurasian integration it is inevitable.
The sequence of tasks to be solved by the EAEU is obvious: the immediate task is the full realization of the potential of the Customs Union and the Common Economic Space, in the future - the creation of an economic union, and in the future - the Eurasian Union.
Key words: integration, market, financial resources, innovation, multi-vector, institutionalization, communication, economic space
Для цитирования: Тогусаков О.А., Балтабаев Ж.Р. Евразийская интеграция// Архонт, 2024. № 3(42). С. 19-26.