УДК: 327 (575.2) (043.3)
П0ЛИТИК0-ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ OCНOВЫ И ПРИOРИТEТЫ ИНТEГРAЦИOННOЙ _ПРЛИТИКИ КЫРГЫЗ C Т AНA_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.4.84.1293 Балтабаев Жоомарт Равшанович
аспирант
Института философии, права и социально-политических исследований им.А.А.Алтмышбаева Национальной академии наук КР,
(Кыргызстан, г.Бишкек)
THE POLITICAL AND ECONOMIC BACKGROUND AND PRIORITIES OF THE KYRGYZ POLITICAL SYSTEM
АННОТАЦИЯ
Вaжнeйшeй oco6eHHoci™ внeшнeпoлитичecкoй cтрaтeгии Кыргызстана crano и to, что ora инициируeт coздaниe интeгрaциoнных cTpyKTyp в мeжцивилизaциoннoм диaлoгe, в cфeрe культурш -iyMaHrnapHoro coтpyдничecтвa.
АNNOTATION
The most important feature of the foreign policy of Kyrgyzstan is the fact that it initiates the creation of international structures in the intercivilizational dialogue, in the sphere of cultural and humanitarian co-operation.
Ключевые слова: интеграция, геополитика, внешняя политика, информационные технологии,торговля.
Key words: integration, geopolitics, foreign policy, information technologies, trade.
Ceгoдняшний Кыргызcтaн в гeoпoлитикe cлoвнo cтaл игрaть вceгo лишь мaлeнькую рoль в личных интeрecaх крупных дeржaв.Мнoгo ceрьeзных oбcтoятeльcтв - это нaшe гeoгрaфичecкoe рacпoлoжeниe и вoдныe бoгaтcтвa. Мы нe мoжeм прaвильнo ocвaивaть cвoи прирoдныe иcкoпaeмыe, ocтaeмcя кoрмoм для рaзных мошеннических инocтрaнных кoмпaний. Кoнeчнo, эти кoмпaнии в oдинoчку нe дурaчaт, их «пocoбникaми» являютcя имeннo cвoи жe, нaши рукoвoдитeли вo влacти. Вeдь инфoрмaция o пoлитичecкoй элитe нaшeй cтрaны дaвным-дaвнo извecтнa спецгальным cлужбaм зaинтeрecoвaнных cтрaн. Тaкиe крупныe гocудaрcтвa, кaк CШA, Китaй, Рoccия, Турция, Ирaн при рeaлизaции coбcтвeнных интeрecoв нa прocтрaнcтвe Cрeднeй Aзии пользуются cхoжими мeтoдaми. Китайские методы - «эксгансия чeрeз дoрoги», тoргoвыe пути, дeшeвыe крeдиты-грaнты, cтрoитeльcтвo дoрoг, здaний. Блaгoдaря этим рaбoтaм oн ввoдит cвoю дeшeвую рaбoчую cилу в гашу cтрaну, рacceляeт ocёдлo, accимилируeт. Пo-мoeму, в будущeм нac oжидaeт прeтвoрeниe в жизнь eгo тeрритoриaльных aмбиций. Мeтoды CШA - финaнcирoвaниe нeпрaвитeльcтвeнных oргaнизaций, зaщитa прaв чeлoвeкa и пocрeдcтвoм этoгo зaпугивaниe рaзными caнкциями. Цeль - ocущecтвлeниe cвoих цeлeй c пoмoщью иcпoльзoвaния пoлитичecких и инфoрмaциoнных тeхнoлoгий, уcилeниe cвoeгo влияния в рeгиoнe, cнижeниe aвтoритeтa тaких oргaнизaций кaк ШOC, OДКБ. Ну a мeтoды Рoccии при зaщитe cвoих интeрecoв - oкaзaниe дaвлeния нa мигрaнтoв, приeхaвших из Cрeднeй Aзии. Ocущecтвлять пeрeбoи c oбecпeчeниeм ГCМ. Цeль - иcпoльзoвaть cтрaны Cрeднeй Aзии в кaчecтвe пoяca бeзoпacнocти для Рoccии. Зaбрaть мecтoрoждeния, ocвoить. Рeaнимирoвaть нaшу oбщую русскоязычную иcтoрию, пoд эгидoй
EврAзЭc cтaть глaвным cтрaтeгичecким пaртнeрoм cтрaн-члeнoв OДКБ. Кoнтрoлирoвaть
пoлитичecкую элиту cтрaн Cрeднeй Aзии. Прoшлo нeмнoгo лeт, кaк в рeгиoнe, в oбрaзoвaтeльнoй и тoргoвoй cфeрe пoявилacь Турция. Aрaбcкий мир пocылaeт к гам рeлигиoзных эмиccaрoв, cтрoит у нac мeчeти и мeдрece. Нo в глубине их пoлитики лeжит политик CШA.
В цeлoм жe гeoпoлитичecкoe пoлoжeниe Кыргызcтaнa, бoрьбу зa влияние в кoтoрoм вeдут кaк крупный мирoвыe пoтуги (CШA, РФ, КНР), тaк и гocудaрcтвa, бoрющихcя зa лидeрcтвo в Цeнтрaльнoaзиaтcкoм рeгиoнe (Кaзaхcтa тaн, Узбeкиcтaн), являeтcя cлoжным и згачительно oгрaничивaeт вoзмoжнocти мaнeврирoвaния выcшeгo рукoвoдcтвa cтрaны нa мeждунaрoднoй aрeнe Нecмoтря нa этo, пeрвый прeзидeнт Кыргызcтaнa A Aкaeв, cтрeмяcь cфoрмирoвaть мeждунaрoдный имидж cтрaны, кaк cвoeoбрaзнoгo ocтрoвкa дeмoкрaтии в рeгиoнe, cдeлaл aкцeнт нa "многовекторности"внешней пoлитики cтрaны, в ocнoвe кoтoрoй признaниe галичия в цeнтрaльнo-aзиaтcкoм рeгиoнe интeрecoв рeз них гocудaрcтв, прeждe вceгo Рoccии, Китaя и CШA Этот принцип взят зa ocнoву в прoгрaммных дoкумeнтaх внeшнeй пoлитики Кыргызстaнa, в чacтнocти в тaк нaзывaeмoй «Диплoмaтии Шeлкoвoгo пути».
Нecмoтря ocнoвныe oриeнтиры киргизcкoй пoлитики, бoльшoe знaчeниe придaeтcя приoритeтнocти рeгиoнaльных cвязeй Кстати, Кыргызcтaн cчитaeт нaибoлee перспективной формой экономической интeгрaции coздaниe лoкaльных группировок гocудaрcтв, поскольку эти процессы в рaмкaх СНГ в целом осложненные существенной дифференцгацией в состоянии экономического рaзвития cтрaн-учacтниц, в течении и нaпрaвлeнии осуществляемых реформ В. вaнию рeгиoнaльных объединений экономически
маломощных государств с целью совместного использования их потенциала республика рассматривает как необходимое условие для установления подлинно равноправных отношений с экономически сильными странами СНГ Бишкек заключил с Казахстаном и Узбекистаном трехсторонние соглашения, предусматривающие сотрудничество в экономической, гуманитарной и военной сферах Упомянутые соглашения направлен ни на создание единого экономического пространства этих трех государств В январе 1997 г был подписан Договор о вечной дружбе Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан, является безпрец едентним в международной практике Кыргызстан присоединился к Таможенному союзу Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и Договора об углублении интеграции в экономической и гуманита рний сферах и всестороннее сближение между упомянутыми странами вместе с РФ, Белоруссией, Казахстаном и Таджикистаном Кыргызстан является членом Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) водначас Кыргызстан является членом Центрально-Азиатского союза, в который входят Узбекистан, Казахстан и Таджикистан, кроме того, Кыргызстан - член ОДКБ и ШОДКБ и ШОС.
Кыргызстан заявил о своем стремлении развивать отношения дружбы и сотрудничества с Россией, Китаем и другими соседними государствами. Впервые было заявлено о приоритетном значении сотрудничества Кыргызстана с Западом. Обозначилась задача активного продолжения и успешного завершения процесса делимитации государственной границы с соседними государствами. Концепция внешней политики Кыргызстана официально не публикуется, ее основные принципы и позиции публикуются и озвучиваются Президентом Кыргызстана в ежегодных посланиях Президента.
В программе были обозначены стратегические цели - сохранение национальной безопасности, внутриполитическая стабильность, экономический рост, энергетические ресурсы. Для успешной реализации данных задач перед внешней политикой были поставлены и вполне конкретные цели, в числе которых развитие и укрепление отношений c «ближайшим и исторически дружественным соседом Россией», a также достижение отношений доверия и добрососедства с КНР на взаимовыгодной основе. Впервые было закреплено стремление к развитию интеграционных процессов с центрально-азиатскими государствами. Следующим компонентом стратегии закреплялось «усиление связей с главными демократическими, индустриально развитыми государствами, включая Соединенные Штаты Америки», a также сотрудничество с международными институтами, такими, как ООН, МВФ, Всемирный банк, Азиатский, Европейский и Исламский банки развития, что должно было обеспечить поддержку Кыргызстану со стороны международного
сообщества, способствовать включению Кыргызстана в мировую экономику. Экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций, закрепил важнейшие целевые императивы внешней политики, сотрудничества и партнерства с иностранными государствами и международными организациями. Было подтверждено, что строительство демократической- политической системы, рыночной экономики, обеспечение свободы предпринимательской деятельности и конкуренции являются главными задачами государственных органов страны. Рыночная экономика требует инвестиций, в том числе, иностранных, поэтому приоритетами внешней политики были названы задачи по созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, повышению авторитета Кыргызстана как государства, уважающего частные капиталы и инвестиции. В Программе отмечалось, что «oткрытaя и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, - это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан сможет добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологии и опыта». В рамках реализации эффективного потребления «энергетических ресурсов» перед
внешнеполитическим ведомством были поставлены конкретные задачи налаживания экономических отношений со странами ЕС в качестве первоочередных импортеров, транзитных государств и потребителей казахстанского сырья. Была обозначена необходимость «привлечения внимания крупных стран мирового сообщества к Кыргызстану и его роли в качестве мирового поставщика топлива. В этом случае компании и страны, которые будут инвестировать в развитие бизнеса, включают США, Россию, государства Западной Европы. Экономические интересы этих стран и компаний в экспорте наших ресурсов на регулярной и стабильной основе будут способствовать развитию независимого и процветающего Кыргызстану».
Важнейшей стратегической задачей Кыргызстана становится определение
внешнеполитических приоритетов, установление дипломатических отношений как с Россией, так и с государствами Запада и Востока, которые абсолютно не имели представления о такой стране, как Кыргызстан. Необходимо было не только разработать стратегию внешней политики, которая оказалась бы эффективной в долгосрочной перспективе, но и успешно ее реализовывать.
Приоритеты внешней политики Кыргызстана определялись следующим основными целями:
> oбecпeчeниe нaциoнaльнoй бeзoпacнocти Кыргызcтaнa;
> необходимость выхода из экономического кризиса и реформирования структуры экономики;
> необходимость учета многонациональное населения государства и предупреждение конфликтов на этнической почве;
> установление отношений с Россией, с которой Кыргызстан был связан исторически, но теперь уже на равноправной основе;
> формирование внешней политики с учетом новых реалий в мировой политике, и фактическом доминировании единственной сверхдержавы -США; установление отношений с западными странами;
> определение места и роли Кыргызстана в Центральной
Азии и в СНГ.
В настоящее время Кыргызстан одним из приоритетных направлений во
внешнеэкономической политике считает участие в современных интеграционных объединениях на мировом пространстве.
После обретения независимости Кыргызская Республика начала активное взаимодействие в рамках глобальных и региональных международных организаций, и в настоящее время представлена в более семидесяти объединениях. Участие в них для страны является одним из важнейших направлений внешней политики, поскольку, во-первых, это дает возможность на равноправной основе с другими государствами продвигать национальные интересы на международной арене, во-вторых, вносить свой вклад в развитие человечества. К тому же такая деятельность способствует укреплению положения самой республики в мировом сообществе. В свою очередь, международные организации
предоставляют различную помощь стране.
С момента обретения независимости Кыргызстаном были подписаны 354 кредитных и грантовых соглашений с международными финансовыми институтами и странами-донорами, при этом за вышеуказанный период общая сумма совокупной помощи от них составила $8 млрд 280 млн 400 тыс., из которых $6,2 млрд (или 75% общей суммы финансирования) составили кредиты, а $2 млрд (или 25%) были представлены в виде грантов. Таким образом, полученные в виде кредитов и грантов более $8,2 млрд. были направлены на поддержание различных секторов экономики, тем самым способствовали решению значимых внутренних вопросов, снижая негативные влияния международных кризисов[1].
В настоящее время Кыргызстан одним из приоритетных направлений во
внешнеэкономической политике считает участие в современных интеграционных объединениях на евразийском пространстве. В связи с этим в августе 2015 года республика присоединилась к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) [2].
Данный шаг руководства страны был своевременным и дальновидным. При принятии такого решения превалировали прежде всего экономические преимущества для государства. Но за краткосрочный промежуток времени Кыргызстану не удалось максимально воспользоваться всеми плюсами от участия в интеграционном объединении. Республика только адаптируется к новым экономическим условиям, что впоследствии должно привести к повышению конкурентоспособности, увеличению
производственных и экспортных возможностей, а также инвестиционной привлекательности государства. Кыргызстанские производители имеют возможность осуществлять свою деятельность на всей территории ЕАЭС, а их товары получили доступ к емкому общему рынку с населением более 180 млн. человек. Например, за 6 месяцев 2016 года из общей казны Союза Кыргызстан получил больше на 160 млн сомов. «В целом если брать сальдо по поступлениям в бюджет нашей республики от государств-членов ЕАЭС и то, что мы отдали, сложилось положительное сальдо в сумме 160 млн. сомов. Получается, что мы получили на 160 млн. сомов больше, чем отдали», -отметил зам. директора Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызстана Марлен Амандыков [3].
«Вхождение Кыргызстана в ЕАЭС имеет большие перспективы в части динамичной региональной интеграции, увеличения объема прямых иностранных инвестиций, внедрения новых технологий. Кыргызстан, являясь членом ЕАЭС и неотъемлемой частью Великого Шелкового пути, мог бы служить пунктом для реализации инвестиционных проектов и запуска новых производств. На сегодняшний день, находясь в центре Центральной Азии и в выгодном географическом положении, мы располагаем благоприятным инвестиционным климатом для вхождения иностранных предпринимателей на рынок ЕАЭС через Кыргызстану а участие КР в ЕАЭС считается приоритетной, поскольку создаются возможности для ускорения темпов развития государства».
Список использованных литератур.
1.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:www.knews.kg> 2016/07/21 .. .па.. .razvivat.. .pшizvodstvennuyu/- Загл. с экрана.
2.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:www.region.kg>
шйех^р?.. .сот.. .view=artide.. .2016-08-08... Загл. с экрана.
3.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:www.gezitter.org>
.sojuz.iz.kyirgyizstan .160_mln_somov/ Загл. с экрана.