УДК: 327 (575.2) (043.3)
_РEФOРМИРOВAНИE СТГ: ПРЗИЦИЯ ^^bBCTA^_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.4.84.1294 Балтабаев Жоомарт Равшанович
аспирант
Института философии, права и социально-политических исследований имАА.Алтмышбаева Национальной академии наук КР,
(Кыргызстан, г.Бишкек)
REFORMING THE CIS: KYRGYZSTAN'S POSITION АННОТАЦИЯ
В oтличиe oт них в Кыргызcтaнe видeли бoльшe прeимущecтв oт углублeния интeгрaции и coтрудничecтвa c Рoccиeй. Кыргызcтaн пocтeпeннo дoбилcя cтaбильнoгo coциaльнo-пoлитичecкoгo пoлoжeния, вoшeл в чиcлo нaибoлee экoнoмичecки рaзвитых cтрaн CНГ. Рecпубликa являeтcя призганным лидeрoм в интeгpaциoнных прoцeccaх в Цeнтрaльнoй Aзии, вышлa нa мирoвую aрeну, прoвoдит взвeшeнную, прaгмaтичную шлитику в рaмкaх CНГ. Пoзиция рукoвoдcтвa Кыргыз^та^ oтнocитeльнo рoли и мecтa CНГ ocтaeтcя нeизмeннoй, и «пo-прeжнeму ocтaeтcя вocтрeбoвaннoй дeятeльнocть CНГ, в кoтoрoм Кыргызстан будeт принимaть caмoe aктивнoe учacтиe».
ANNOTATION
In contrast, Kyrgyzstan saw more benefits from deepening integration and cooperation with Russia. Kyrgyzstan has gradually achieved a stable socio-political situation, and has become one of the most economically developed countries in the CIS. The Republic is a recognized leader in the integration processes in Central Asia, entered the peaceful arena, and pursued a balanced, pragmatic policy within the CIS. The position of the Kyrgyz leadership regarding the role and place of the CIS remains unchanged, and "the CIS activity remains in demand, in which Kyrgyzstan will take an active part."
Ключевые слова: интеграционные процессы, национальная безопасность, национальные интересы, eврoaзиaтcкoе прocтрaнcтво.
Keywords: integration processes, national security, national interests, Eurasian space.
Дeйcтвитeльнo, ОБР в том видe, в кoтoрoм cущecтвoвaлo, во многом не выполняло возложенные на него интеграционные функции. Первоначальная задача по цивилизованному разводу постсоветских государств была реализована, а достигнутые соглашения и договоренности не воспринимались многими его членами как обязательная норма для выполнения. Содружество потеряло тот динамизм, и нацеленность на результаты, которые демонстрировало на начальном этапе своего создания. Тому было- множество причин. Внешнеполитические векторы государств-участников СНГ к началу нашего столетия уже значительно разнились. Так, например; Республика Украина взяла- курс на вхождение- в -западноевропейские - структуры и всячески дистанцировалась от интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Тем не. менее, ни одно государство- участник СНГ без ущерба для своих национальных интересов выйти из состава Содружества фактически не могло; еще оставался ряд серьезных проблем в сфере безопасности, экономики, социальной и гуманитарной областях, которые следовало решать в рамках СНГ. Таким образом, встала острая необходимость в реформировании СНГ и придании ему нового импульса развития.
Одной из главных проблем в функционировании СНГ стало наличие различных подходов среди его участников к роли и функциям этого объединения, нахождение баланса между
общими и частными интересами. Проблема заключалась в том, как соотнести национальные интересы с формированием общего экономико-политического пространства, и какую часть полномочий страны-участницы Содружества готовы делегировать его структурам для выработки общей политики и единых нормативных актов в целях повышения эффективности сотрудничества.
Некоторые страны были против углубления интеграции в рамках СНГ, предпочитали, чтобы решения Содружества имели не обязательный, а рекомендательный характер. Другие государства, такие, как Россия, Казахстан и Белоруссия видели в СНГ большой интеграционный потенциал и были принципиально против превращения его в консультативный и совещательный орган.
Перед СНГ стояло множество неразрешенных проблем, таких, как создание Свободной экономической зоны на территории постсоветского пространства, «замороженные конфликты», проблема беженцев, вынужденных и добровольных переселенцев и др. На тот момент государства-участники СНГ так и не смогли разработать совместную стратегическую программу действий, добиться гармонизации и унификации национальных законодательств и пр.
Главным вопросом на Саммите стран-участниц СНГ, который прошел в августе 2005 года в г. Казань, было реформирование и совершенствование органов Содружества. Однако говорить о каких- либо кардинальных подвижках в указанном направлении не приходиться.
Инициатива создания «группы мудрецов» ОБР по типу аналогичной структуры ООН оказалась бесперспективной и, на наш взгляд, во многом тормозящей развитие СНГ.
Ряд политологов высказывают серьезные сомнения относительно дальнейшей судьбы СНГ, полагая, что Содружество уже исчерпало свои возможности и ресурсы. На фоне «цветных революций» в Украине и Грузии, действительно, будущее СНГ представлялось достаточно неопределенным. У Республики Беларусь, претендовавшей на существенные экономические льготы, возникли трения с РФ.
К саммиту СНГ в г. Минске (2006 г.) Президент Республики Казахстан подготовил предложения по реформированию и совершенствованию СНГ. Смысл конструктивных предложений сводился к следующему: обязательность исполнения странами- участницами решений высших органов СНГ, выделение следующих сфер для тесаного взаимодействия и сотрудничества - транспорт, незаконная миграция, образование и наука, наркотрафик и терроризм и гуманитарные проблемы.
По мнению российского политолога Ю. Солозобова, «Казахстан являлся одной из немногих стран, которая имела наднациональные интересы на пространстве всего бывшего Советского Союза, а президент Н. Назарбаев - лидер этой новой интеграции. Учитывая тот факт, что Россия изрядно испортила отношения с рядом стран СНГ Кыргызстан может стать для- всего Содружества приоритетным поставщиком энергоресурсов».
В то же время лидеры стран-участниц СНГ приняли заявление об активизации сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией, а также подписали Соглашение о руководителе Антитеррористического центра СНГ.
Переломным моментом в процессе реформирования Содружества стал 2007 год, когда на саммите глав государств в г. Душанбе был принят документ «О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации»[1]. Это был первый реальный шаг в направлении реформирования структуры и деятельности СНГ.
Основная цель Содружества декларировалась как формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и
политического объединения. При этом отмечалось, что ограниченное участие отдельных стран-участников СНГ, обусловленное особенностями национальных интересов, «воспринимается с пониманием и уважением» [2]. Такая постановка вопроса позволила предотвратить выход из СНГ некоторых стран, таких, как Молдова, Грузия, Украина.
«Концепция дальнейшего развития СНГ» стала первым и основным документом реформирования Содружества. При этом реформирование объединения рассматривалось не в качестве одномоментной акции, а «как
последовательный процесс поиска конструктивных договоренностей и компромиссов, способных придать Содружеству дополнительный импульс развития»[3]. Также в концепции было отмечено, что СНГ будет стремиться к тому, чтобы все страны- участники вошли во Всемирную Торговую Организацию. На новом этапе развития СНГ приоритетом являлось экономическое
сотрудничество на основе принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции, акцент также делался на взаимодействии в гуманитарной области, включая сферы образования, здравоохранения, науки и культуры, совершенствование статуса русского языка как средства межнационального общения. В фокусе внимания остаются вопросы обеспечения национальной безопасности и стабильности, государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости госграниц; совместное противодействие новым вызовам и угрозам безопасности - международному терроризму, транснациональной организованной преступности, наркобизнесу.
Чрезвычайно важным является тот факт, что наряду с Концепцией главами государств Содружества одобрен План основных мероприятий по ее реализации, который подготовлен по поручению президентов,данному на июньской встрече в Санкт-Петербурге. План состоит из 9 разделов с конкретными мероприятиями по реализации положенийКонцепции. В нем указаны также исполнители и сроки реализации решении.
Следующим шагом по реформированию и совершенствованию СНГ стало принятие «Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года»[4] от 14 ноября 2008 года. Ранее, на Саммите глав государств СНГ в г. Бишкек 10 октября 2008 года, прошло обсуждение проекта. Следует отметить, что в стратегии был учтен экономический потенциал СНГ, который должен быть задействован в экономическом сотрудничестве. В частности, в документе отмечается: «Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения.
На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти И % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств- участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях».
Стратегия экономического развития СНГ представляет собой систему взаимосогласованных странами-участниками взглядов на общие цели объединения, приоритеты и перспективы социально- экономического развития в условиях углубления межгосударственных экономических связей, направленных на превращение
Содружества в значимого участника системы международных экономических отношений. В документе дана оценка места СНГ в мировой экономической системе и общей экономической ситуации в Содружестве, излагаются цели и задачи экономической интеграции, системообразующие факторы сотрудничества, определены основные сферы взаимодействия. Реализация Стратегии предполагается в три этапа: 1 этап - 2009-2011 годы; 2 этап - 2012-2015 годы; 3 этап - -2016;4 этап-2020 годы.
Сегодня уже можно оценивать эффективность реализации поставленных задач на первом этапе реализации Стратегии. Предполагалось ускорение социально-экономического развития стран-участниц Содружества на основе завершения формирования зоны свободной торговли и ее дальнейшего совершенствования, в соответствии с нормами и правилами ВТО. Планировалось предпринять меры «по обеспечению необходимых условий для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы».
Функции внешнеторгового регулирования трех стран переданы комиссии Таможенного союза с 1 января 2010 года; Она занимается изменением ставок ввозных пошлин трех стран, а также вводит товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, устанавливает тарифные льготы и квоты, определяет систему тарифных преференций, вводит нетарифные меры регулирования, проводит специальные защитные антидемпинговые и компенсационные расследования. Решения комиссии применяются на территории всех трех государств.
Создание общего таможенного пространства является примером передачи функций национальных органов - наднациональной организации с целью повышения темпов интеграционных процессов. При распределении таможенных платежей в рамках Таможенного союза Российская Федерация будет получать более 90%. Очевидно, что предприятия стран-участниц Таможенного союза получают конкурентное преимущество при совершении сделок внутри союза за счет снижения себестоимости товаров и услуг. В краткосрочном периоде прогнозируется снижение поступлений в государственный бюджет по таможенным платежам и прочим налогам на внешнеторговые операции.
Но в среднесрочном и долгосрочном периоде предполагается повышение
конкурентоспособности и деловой активности предприятий стран-участниц общего таможенного пространства.
Пока в Таможенном союзе всего три страны, но при эффективности интеграционного объединения возможно вхождение остальных стран-участниц СНГ. Так, например, к союзу проявляет интерес Украина, которая после смены власти взяла курс на сближение со странами постсоветского пространства.
Также на первом этапе реализации Стратегии развития СНГ планировалось «осуществить
переход к активной поддержке экспорта по широкому спектру обрабатывающей и особенно наукоемкой продукции, сочетающейся с политикой регулирования доступа товаров и услуг на общий рынок СНГ, основанной на международных принципах справедливой конкуренции и стимулирования развития национального производителя»: Однако на данный момент СНГ не имеет возможности и полномочий для финансирования общих проектов стран-участниц Содружества. В данном направлении работа не ведется, так как приоритетом каждого государства является поддержка производства наукоемкой продукции, поддержка перерабатывающих отраслей. Несомненно, в этой сфере Россия и Беларусь намного опережают КР, так как после распада Кыргызстану в наследство досталась экономика, ориентированная на разработку и добычу природных ресурсов,
сельскохозяйственное производство.
Следующая задача касалась расширения «конкурентных преимуществ, которыми обладает национальное хозяйство государств- участников СНГ в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов, а также создание институциональных условий, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод экономики в режим инновационного развития».
Важнейшим направлением повышения конкурентных преимуществ является интеграция в транспортной сфере. Содружеством была разработана общая транспортная политика, в рамках которой в 2008 году были утверждены Приоритетные направления сотрудничества государств СНГ в сфере транспорта до 2020 года. В результате реализации условий для хозяйствующих субъектов и потребителей транспортных услуг была снижена себестоимость транспортных расходов на территории трех стран. Конкурентным преимуществом Содружества является его географическое положение и возможность направлять транзитные потоки из КНР в Европейский Союз через территорию стран-участниц без административных барьеров и задержек на таможенной границе.
В интеграции в сфере энергетики также были достигнуты определенные успехи.
Электроэнергетический Совет СНГ принял участие в разработке и согласовании Плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств- участников СНГ в сфере энергетики, Протокола об этапах формирования общего электроэнергетического рынка государств- участников СНГ и Прогноза производства и потребления энергоресурсов государств-участников СНГ на период до 2020 года, которые были приняты на заседаниях Совета глав правительств СНГ в 2010 году. По предложению Электроэнергетического совета продолжалась работа по актуализации Договора об обеспечении параллельной работы
электроэнергетических систем государств -участников СИГ[5].
8-9 октября 2009 года в Кишиневе состоялся очередной Саммит глав стран-участниц Содружества, который прошел в конструктивной и деловой обстановке, чем убедительно подтвердил стремление углублять и активно развивать взаимовыгодное межгосударственное
сотрудничество в преодолении последствий мирового финансово- экономического кризиса, в расширении интеграционных процессов в гуманитарной сфере, в области обеспечения безопасности, в других областях деятельности СНГ[6]. На саммите были приняты важнейшие решения по совместному преодолению мирового финансового кризиса с использованием инструментов регулирования, в рамках СНГ - это расширение использования национальных валют во взаиморасчетах (без привлечения доллара и ЕВРО), координация усилий по защите внутренних рынков, меры поддержки стран-участниц СНГ с низким доходом.
Таким образом, саммит в Кишиневе продемонстрировал целесообразность и необходимость дальнейшего существования СНГ. Стало очевидным, что Содружество справляется с возложенными на него функциями и способствует не только интеграционным процессам и росту экономик стран-участниц, но и является эффективным механизмом защиты национальных экономик от негативного воздействия различного рода финансовых кризисов.
Интеграция в рамках СНГ также позволила обеспечить необходимый уровень национальной безопасности стран-участниц, при том, что расходы на оборону у большинства участников Содружества являются весьма незначительными. В определенной степени СНГ выступило структурообразующим фактором создания принципиально новых межгосударственных отношений на обширном евроазиатском пространстве.
Начало реформирования СНГ позитивно сказалось на постсоветской интеграции, появились новые структуры, которые дали дополнительный импульс на сближение и многостороннее сотрудничество. Если на сегодняшний день в рамках СНГ наиболее активно развиваются гуманитарные связи, то произошедшие структурные изменения способствовали усилению экономической и военно-политической интеграции.
Саммиты глав государств-членов СНГ и глав правительств показали, что СНГ продолжает играть заметную роль на постсоветском пространстве, до сегодняшнего дня формат СНГ в целом позволял этому объединению, несмотря на значительные трудности, удерживаться в тех рамках, которые обеспечивали ее самосохранение.
Как мы уже отмечали выше, важным фактором, повлиявшим на развитие постсоветской интеграции стало выделение группы стран, в которых взяли верх центробежные тенденции, направленные на укрепление национального суверенитета, для которых тесная интеграция выступала в качестве некоего ограничителя. Доминирование России на постсоветском пространстве вызывало недовольство правящих элит ряда государств СНГ, что обусловило появление и развитие альтернативной интеграции.
Литература
1.Рeшeниe «O ^нвдпции дaльнeйшeгo рaзвития Coдружecтвa Нeзaвиcимых Гocудaрcтв и ^are ocнoвных мeрoприятии ш ee рeaлизaции». Душaнбe 5 oктября 2007 гoдa. http //www. buxgalter.uz>doc? ...о _копсерсй... ро_ее.. .5.. .2007.. .prodid
2. Рeшeниe «O ^нвдпции дaльнeйшeгo рaзвития Coдружecтвa Нeзaвиcимых Гocудaрcтв и Плaнe ocнoвных мeрoприятии пo ee рeaлизaции». Душaнбe 5 oктября 2007 гoдa. http //www. buxgalter.uz>doc? .о _копсерсй . ро_ее .. .5.. .2007.. .prodid
3. «Рaзвитиe мeжгocудaрcтвeннoй интeгрaции в CHr и EврAзЭC. Фoрмирoвaниe тaмoжeннoгo coюзa». Прecc-cлужбa Иcпoлнитeльнoгo кoмитeтa CHr 1999-2007. Журнaл: Прoблeмы coврeмeннoй экoнoмики, № 4(24)
4. Cтрaтeгия экoнoмичecкoгo рaзвития Coдружecтвa Heзaвиcимых Гocудaрcтв нa пeриoд дo 2020 гoдa oт 14 нoября 2008 гoдa// http //www.cis.minsk by/page.php?id= 18764
5. Инфoрмaция o6 итoгaх дeятeльнocти oргaнoв oтрacлeвoгo coтрудничecтвa CHr в 2010 году: «Oтрacлeвыe coвeты - ocнoвa интeгрaции CHГ»//Oргaнизaциoнный дeпaртaмeнт Иcпoлнитeльнoгo кoмитeтa CHr // http //www.cis.minsk.by>page.otraslevye-sovety-озтуа...у-20Ш...
6. Aнaлитичecкaя зaпиcкa o6 итoгaх зaceдaний CМИД и Crr CHr (Кишишв 8-9 oктября 2009 гoдa) http //www. e-cis.info>page/3492/80141/
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯС И ПУТЬ» _В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ ПОСТПАНДЕМИИ_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.4.84.1295 Дюсембекова М.К., Нечаева Е.Л., Батырбаев К.М., Майгельдинов К.У.
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева г. Нур-Султан, Республика Казахстан
Китайская инициатива «Пояс и путь», Цзиньпином в 2013 году, стала самым масштабным представленная председателем КНР Си межгосударственным геоэкономическим и