электроэнергетических систем государств -участников СИГ[5].
8-9 октября 2009 года в Кишиневе состоялся очередной Саммит глав стран-участниц Содружества, который прошел в конструктивной и деловой обстановке, чем убедительно подтвердил стремление углублять и активно развивать взаимовыгодное межгосударственное
сотрудничество в преодолении последствий мирового финансово- экономического кризиса, в расширении интеграционных процессов в гуманитарной сфере, в области обеспечения безопасности, в других областях деятельности СНГ[6]. На саммите были приняты важнейшие решения по совместному преодолению мирового финансового кризиса с использованием инструментов регулирования, в рамках СНГ - это расширение использования национальных валют во взаиморасчетах (без привлечения доллара и ЕВРО), координация усилий по защите внутренних рынков, меры поддержки стран-участниц СНГ с низким доходом.
Таким образом, саммит в Кишиневе продемонстрировал целесообразность и необходимость дальнейшего существования СНГ. Стало очевидным, что Содружество справляется с возложенными на него функциями и способствует не только интеграционным процессам и росту экономик стран-участниц, но и является эффективным механизмом защиты национальных экономик от негативного воздействия различного рода финансовых кризисов.
Интеграция в рамках СНГ также позволила обеспечить необходимый уровень национальной безопасности стран-участниц, при том, что расходы на оборону у большинства участников Содружества являются весьма незначительными. В определенной степени СНГ выступило структурообразующим фактором создания принципиально новых межгосударственных отношений на обширном евроазиатском пространстве.
Начало реформирования СНГ позитивно сказалось на постсоветской интеграции, появились новые структуры, которые дали дополнительный импульс на сближение и многостороннее сотрудничество. Если на сегодняшний день в рамках СНГ наиболее активно развиваются гуманитарные связи, то произошедшие структурные изменения способствовали усилению экономической и военно-политической интеграции.
Саммиты глав государств-членов СНГ и глав правительств показали, что СНГ продолжает играть заметную роль на постсоветском пространстве, до сегодняшнего дня формат СНГ в целом позволял этому объединению, несмотря на значительные трудности, удерживаться в тех рамках, которые обеспечивали ее самосохранение.
Как мы уже отмечали выше, важным фактором, повлиявшим на развитие постсоветской интеграции стало выделение группы стран, в которых взяли верх центробежные тенденции, направленные на укрепление национального суверенитета, для которых тесная интеграция выступала в качестве некоего ограничителя. Доминирование России на постсоветском пространстве вызывало недовольство правящих элит ряда государств СНГ, что обусловило появление и развитие альтернативной интеграции.
Литература
1.Рeшeниe «O ^нвдпции дaльнeйшeгo рaзвития Coдружecтвa Нeзaвиcимых Гocудaрcтв и ^are ocнoвных мeрoприятии ш ee рeaлизaции». Душaнбe 5 oктября 2007 гoдa. http //www. buxgalter.uz>doc? ...о _копсерсй... ро_ее.. .5.. .2007.. .prodid
2. Рeшeниe «O ^нвдпции дaльнeйшeгo рaзвития Coдружecтвa Нeзaвиcимых Гocудaрcтв и ^are ocнoвных мeрoприятии ш ee рeaлизaции». Душaнбe 5 oктября 2007 гoдa. http //www. buxgalter.uz>doc? .о _копсерсй... ро_ее .. .5.. .2007.. .prodid
3. «Рaзвитиe мeжгocудaрcтвeннoй интeгрaции в CHr и EврAзЭC. Фoрмирoвaниe тaмoжeннoгo coюзa». Прecc-cлужбa Иcпoлнитeльнoгo кoмитeтa CHr 1999-2007. Жургал: Прoблeмы coврeмeннoй экoнoмики, № 4(24)
4. Cтрaтeгия экoнoмичecкoгo рaзвития Coдружecтвa Heзaвиcимых Гocудaрcтв нa пeриoд дo 2020 гoдa oт 14 шября 2008 гoдa// http //www.cis.minsk by/page.php?id= 18764
5. Инфoрмaция o6 итoгaх дeятeльнocти oргaнoв oтрacлeвoгo coтрудничecтвa CHr в 2010 году: «Oтрacлeвыe coвeты - ocнoвa интeгрaции CHГ»//Oргaнизaциoнный дeпaртaмeнт Иcпoлнитeльнoгo кoмитeтa CHr // http //www.cis.minsk.by>page.otraslevye-sovety-osmva...v-20Ш...
6. Aнaлитичecкaя зaпиcкa o6 итoгaх зaceдaний CМИД и Crr CHr (Кишинeв 8-9 oктября 2009 гoдa) http //www. e-cis.info>page/3492/80141/
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯС И ПУТЬ» _В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ ПОСТПАНДЕМИИ_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.4.84.1295 Дюсембекова М.К., Нечаева Е.Л., Батырбаев К.М., Майгельдинов К.У.
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева г. Нур-Султан, Республика Казахстан
Китайская инициатива «Пояс и путь», Цзиньпином в 2013 году, стала самым масштабным представленная председателем КНР Си межгосударственным геоэкономическим и
инфраструктурным проектом за последние годы. Суть данной инициативы заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая.
На основе продолжения и развития духа древнего Шёлкового пути инициатива призывала к выработке новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулированию экономического процветания вовлечённых стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, а также содействию мира и устойчивого развития [1].
Рис. 1 Китайская инициатива «Пояс и путь», источник - https://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/31461/[2]
Глобальный характер инициативы, представленной на рис.1, и огромный титанический труд по ее реализации привели к колоссальным результатам - по состоянию на конец марта 2019 года китайское правительство уже подписало 173 документов о сотрудничестве со 125 странами и 29 международными организациями. Круг стран, участвующих в совместном строительстве «Одного пояса, одного пути», расширился от Азии и Европы до Африки, Латинской Америки, южной части Тихого океана и других регионов [3].
Пандемия коронавируса и последовавший за ней спад экономики оказали разрушительное воздействие на экономическое развитие всех государств, без исключения и до предела обострили необходимость поиска путей преодоления кризиса и новых точек роста экономики для всех государств, в том числе и центральноазиатских. В новых условиях постпандемического развития важно определить основные факторы влияния на рост экономики и стабилизацию общественного развития.
Для оценки современного состояния инициативы исследовательской группой проекта «Центральная Азия и инициатива «Пояс и путь» после пандемии: возможности и риски» грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан был разработан полустандартизированный опросник, на основе которого проведен экспертный опрос.
Экспертам было предложено ответить на 12 вопросов о ходе реализации и трендах инициативы «Пояс и путь» в Центральной Азии. Вопросы касались как общей оценки развития инициативы в новых условиях, так и особенностей реализации проекта в каждой стране региона. Всего в онлайн-опросе приняли участие 20 экспертов из стран Центральной Азии и России.
На вопрос «Как вы оцениваете современное состояние процесса реализации Инициативы «Пояса и пути» в целом?», ответы экспертов распределились следующим образом:
Экспертами отмечается, что фактор пандемии, приостановил/замедлил активность реализации инициативы в ряде направлений. Это подтверждают официальные оценки - одна пятая всех проектов инициативы столкнулась с препятствиями из-за пандемии: сказались ограничения в авиасообщении, локальные противоэпидемические меры. Тем не менее, внешнеторговый оборот между Китаем и странами-участницами с января по апрель 2020 года составил 2,76 триллиона юаней (403 миллиарда долларов) -это увеличение на 0,9 процента в годовом выражении. Объем китайских инвестиций в страны инициативы за семь месяцев этого года составил 10,27 миллиарда долларов, что на 29 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года [4].
Также экспертам было предложено оценить эффективность реализации инициативы «Пояса и пути» в странах Центральной Азии, по шкале от 1 до 5, где 1 — совсем неэффективно, 5 — весьма эффективно. В целом, средняя оценка экспертов по региону составляет 3,18, что чуть выше удовлетворительного показателя. По отдельным странам баллы различаются незначительно. Наиболее низкие оценки экспертов в отношении эффективности ИПП (Инициатива «Пояс и путь») были получены для Кыргызстана и Туркменистана (средний балл- 2,9 в обоих случаях), показатель для Таджикистана составляет 3,15, для Казахстана - 3,4 балла, и выше всего была оценена ситуация с ходом реализации проектов инициативы «Пояс и путь» в Узбекистане - средний балл составил 3,55.
В отношении того, какие направления являются наиболее приоритетными в отношениях между странами региона и Китаем, в топ-5 приоритетов сотрудничества, определенных на основе экспертного опроса, вошли энергетический
сектор, развитие транспорта и транзитных коридоров, сотрудничество в области здравоохранения, сельское хозяйство, совместные проекты в сфере образования. Практически всеми экспертами отмечалась необходимость
наращивания двустороннего торгово-
экономического сотрудничества, развития информационных технологий и цифровизации всех сфер экономики.
Представляет интерес ответ экспертов на вопрос - какие на ваш взгляд существуют риски и угрозы реализации инициативы «Пояса и пути» для Вашей страны и региона на современном этапе, чем они обусловлены и что нужно предпринять для их минимизации или устранения? Эксперты не ограничивались определенным количеством ответов, и общая картина выглядит следующим образом: на первое место среди возможных рисков реализации инициативы были выдвинуты непосредственно сама пандемия, сохранение высоких темпов распространения коронавируса, а также коррупция в государственных структурах стран-участниц инициативы. Также в качестве факторов риска были обозначены экономическая и кредитная зависимость стран региона от КНР, усиление политического влияния Китая в Центральной Азии, рост синофобии и на этом фоне общественного недовольства в отношении участия в реализации проектов инициативы. Ряд экспертов отметили, что не видят существенных рисков в реализации ИПП, по одному эксперту в качестве рисков назвали противостояние США и КНР, чреватое возможными санкциями, а также смену политического руководства и, соответственно, ориентиров, внешней и внутренней политики государств региона. Распределение экспертных мнений по данному блоку приведено на диаграмме 2.
Эффективно "Скорее эффективно Скорее неэффективно «Неэффективно
Диаграмма 1. Оценка эффективности хода реализации инициативы
не видят рисков 24%
синофоб 10%
политического влияния Китая
пандемия 19%
коррупция 19%
усиление экономической зависимости от КНР
9% 9%
Диаграмма 2. Оценка рисков реализации инициативы «Пояс и путь»
Важно отметить, что на вопрос «Какие реальные результаты реализации Инициативы «Пояса и пути» Вы можете выделить для Вашей страны и региона в целом?», 5 из 20 опрошенных экспертов (25%) ответили, что пока не видят результатов, что может говорить о том, что государствами региона уделяется недостаточно внимания информационному сопровождению инициативы. С учетом стратегической значимости проектов реализуемой инициативы для перспектив экономического развития стран региона, существует реальная необходимость создания интернет-платформы, освещающей ход и результаты «Пояса и пути», подобной той, что существует в Китае.
О запуске интернет-портала «Пояс и путь» /www.yidaiyilu.gov.cn/ было объявлено 21 марта 2017г., информационное агентство Синьхуа указывает, что за создание и поддержку веб-сайта отвечает Государственный информационный центр, а руководящей структурой выступает Канцелярия руководящей группы по строительству «Одного пояса, одного пути» (ОПОП). В настоящее время в информационном наполнении портала задействовано более 30 китайских государственных ведомств, а также власти административных единиц провинциального уровня Китая и страны вдоль «Пояса и пути». Своя страница нового сайта также появились в китайском микроблоге <^ша Weibo» и в популярной соцсети [5].
Интерфейс портала позволяет выводить информацию на китайском, английском, французском, русском, испанском и арабском языках, что еще раз демонстрирует глобальный характер инициативы. языках, На сайте представлены официальные документы, история развития инициативы, статистические данные, реализуемые проекты, новости, имеются разделы, посвященные бизнесу и культуре.
Специальный раздел, посвященный инициативе «Пояса и пути», имеется также на сайте Госсовета КНР, а также в Китайской национальной базе знаний (CNKI.NET), являющейся ведущей научной электронной библиотекой, при поддержке Министерства образования и Министерства науки и технологий созданы отдельные информационно -тематические разделы «ОПОП и развитие Китая» и «ОПОП и прилегающие страны», в которых систематизируются статьи и исследования ученых КНР, освещающие ход реализации инициативы как в Китае, так и в странах, через которые будет проходить «Пояс и путь».
Для научного и экспертного сообщества Центральноазиатского региона создание информационной платформы, которая будет разъяснять цель и значение инициативы, всесторонне освещать практические достижения в осуществлении проектов «Пояса и пути», предоставлять возможность обмена идеями между госкомпаниями, бизнесом, общественными организациями и гражданами стран, расположенных вдоль «Пояса и пути», является давно назревшей необходимостью.
Наличие достоверной информации о реализуемой инициативе будет способствовать адекватному пониманию масштаба совместных проектов в контексте общей стратегии «Пояс и путь». Зачастую, даже в экспертном сообществе можно встретить оценки о чрезмерной значимости стран региона в геополитических и геоэкономических проектах Китая. При этом простой количественный анализ проектов, представленных на вышеупомянутом портале показывает, что из более чем 200 проектов, осуществляемых Китаем в рамках инициативы «Пояс и путь», всего 10 ориентированы на страны Центральной Азии. Важно понять, что для взаимовыгодного сотрудничества необходимо обоюдное понимание значимости проекта и
совместное движение стран в направлении преодоления кризиса.
В условиях беспрецедентного экономического спада главными задачами государств региона являются сдерживание пандемии и ограничение потери доходов населения, что возможно только на основе укрепления разнопланового сотрудничества со странами-партнерами. По мнению аналитиков «необходимость справиться с последствиями кризиса приведет страны Центральной Азии к росту экономического взаимодействия с КНР, а взаимодействие с Китаем даст возможность пережить кризис менее болезненно, а также открыть новую точку роста для экономики региона ЦА» [6].
«Инициатива способна внести значительный вклад в развитие огромных пространств, в первую очередь Азии и Евразии, в особенности в сфере инфраструктуры и мультимодальной
взаимосвязанности. Расширение инвестиций, финансирования и возможностей реализации различных экономических проектов обладает потенциалом создать новый источник роста, интеграции и развития для всех стран «Пояса и пути», - отмечают эксперты [7].
Правильное понимание сложившейся ситуации, с определением процессов и факторов, влияющих на ее формирование, а также места и роли других стран в данном процессе, позволяет более точно выстроить собственную политику государствам региона для создания эффективной системы региональной кооперации в Центральной Азии и развития взаимовыгодного сотрудничества с КНР. Направленность реализуемых проектов на практический результат, сопряжение их с национальными стратегиями, прагматизм, открытость и прозрачность условий их реализации, широкое освещение конкретных результатов реализации инициативы - вот основные ориентиры
для углубления стратегического партнерства стран региона в рамках инициативы «Пояс и Путь».
Статья подготовлена в рамках выполнения проекта ИРН AP08956330 «Центральная Азия и инициатива «Пояс и путь» после пандемии: возможности и риски» грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан
Список литературы:
1. Си Цзиньпин (2013) Укреплять дружбу народов, вместе открыть светлое будущее. Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете (полный текст). 16 сентября. Режим доступа: http://kz.chma-embassy.org/rus/ztbd/XJPFWHSKST/t1077192.htm
2. Российский совет по международным делам//https://russiancouncil.ru/ blogs/riacexperts/31461
3. Инициатива совместного строительства «Одного пояса, одного пути» прогресс, вклад и перспективы//https://ms.yidaiyilu.gov.cn/document/i ssue/ 87094.htm
4. Щепин К. «Пояс и путь» выработал иммунитет//https://rg.ru/gazeta/rg/ 2020/09/08.Ыт1
5. Кулинцев Ю. Пекин создал государственный интернет-портал «Пояс и путь»// https://russiancouncil.ru/blogs/yuri-kulintsev/pekin-sozdal-gosudarstvennyy-intemetportal-poyas-i-put/
6. Бугаенко А. Последствия коронавирусного кризиса для инициативы «Пояс и Путь» в Центральной
Азии//https://cabar.asia/ru/pos1edstviya-
koronavirusnogo-krizisa-dlya-initsiativy-poyas-i-put-
v-tsentralnoj-azii
7. Шамишев Е. «Инициатива Пояса и пути» как фактор формирования Центральной Евразии: место и роль Казахстана// https://chinastudies.kz/ru/si1k-way/one-belt-one-road/331/