Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия государства, права и экономики в современной России'

Проблемы взаимодействия государства, права и экономики в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1078
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЗАЩИТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INNOVATIVE ECONOMY / PROTECTION OF ECONOMIC RIGHTS AND FREEDOMS / ECONOMIC SECURITY / LEGAL REGULATION / MARKET RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магдилов М.М., Мусагаджиева П.А.

Статья посвящена изучению проблем взаимодействия государства, права и экономики современной России и выработке выводов и предложений, направленных на обеспечение достижения эффективного функционирования российской государственности и правовой системы как условия развития экономики России в эпоху становления современной постиндустриальной цивилизации. Значимость теоретических исследований в современной российской юридической науке обусловливается необходимостью выработки принципиально новых подходов к правовым явлениям и процессам в кардинально изменившихся социально-экономических и политических условиях российского государства, правовая система которого развивается в условиях рыночной экономики. Предпринята попытка комплексного использования теоретических разработок юридической и других общественных наук в практической деятельности по совершенствованию государственно-правового воздействия на экономику в период сложных испытаний, обусловленных внешними и внутренними проблемами развития российской государственности. Целями исследования являются комплексное изучение соотношения государства, права и экономики, особенностей государственно-правового воздействия на экономику, а также разработка новых теоретических и научно-практических положений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of interaction of the state, law and economy in modern Russia

The article is devoted to the study of the problems of interaction of the state, law and economy of modern Russia and the development of conclusions and proposals aimed at ensuring the effective functioning of Russian statehood and the legal system as a condition for the development of the Russian economy in the era of the emergence of a modern postindustrial civilization. The importance of theoretical research in modern Russian legal science is determined by the need to develop fundamentally new approaches to legal phenomena and processes in the fundamentally changed socioeconomic and political and the conditions of the Russian state, whose legal system is developing in a market economy. The scientific novelty of the work is that it attempts to use the theoretical developments of the legal and other social sciences in a practical way to improve the state and legal impact on the economy in the period of complex tests caused by external and internal problems in the development of Russian statehood. The purpose of the study is to comprehensively study the correlation of the state, law and economy, the peculiarities of the state-legal impact on the economy, and the development of new theoretical and scientific-practical provisions for the improvement of the regulatory and legal framework governing relations in the economic sphere.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия государства, права и экономики в современной России»

УДК 340.1

Б01: 10.21779/2500-1930-2018-33-4-108-115 М.М. Магдилов, П.А. Мусагаджиева

Проблемы взаимодействия государства, права и экономики в современной России

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; maglar@mail.ru, akhmedovnaa96@mail.ru

Статья посвящена изучению проблем взаимодействия государства, права и экономики современной России и выработке выводов и предложений, направленных на обеспечение достижения эффективного функционирования российской государственности и правовой системы как условия развития экономики России в эпоху становления современной постиндустриальной цивилизации. Значимость теоретических исследований в современной российской юридической науке обусловливается необходимостью выработки принципиально новых подходов к правовым явлениям и процессам в кардинально изменившихся социально-экономических и политических условиях российского государства, правовая система которого развивается в условиях рыночной экономики. Предпринята попытка комплексного использования теоретических разработок юридической и других общественных наук в практической деятельности по совершенствованию государственно-правового воздействия на экономику в период сложных испытаний, обусловленных внешними и внутренними проблемами развития российской государственности. Целями исследования являются комплексное изучение соотношения государства, права и экономики, особенностей государственно-правового воздействия на экономику, а также разработка новых теоретических и научно-практических положений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере экономики.

Ключевые слова: инновационная экономика, защита экономических прав и свобод, экономическая безопасность, правовое регулирование, рыночные отношения.

Взаимодействие государства, права и экономики всегда вызывает большой интерес в науке и на практике, поскольку затрагивает потребности и интересы общества в целом, отдельных социальных групп и индивидов. В современный период экономическая система не только обеспечивает экономические интересы общества, но и оказывает влияние на развитие государства и правовой системы. Особенно заметна ее роль в реализации конституционных принципов, основных прав и свобод человека и гражданина.

Если в конце XX века интерес к проблемам взаимодействия государства, права и экономики в нашей стране был обусловлен либерализацией российской экономики, формированием рыночных отношений, расширением свободы участников хозяйственной деятельности, то в начале XXI века процессы глобализации в мире стали затрагивать главным образом экономическую сферу жизни общества, что привело к усилению экономического влияния крупных международных корпораций и государств не только на экономические процессы в мире, но и на политические и правовые.

Интеграция российской экономики в мировую в настоящее время имеет ряд очень важных проблем.

Во-первых, в условиях развития глобализированной экономики общество периодически потрясают экономические кризисы, которые оказывают влияние и на развитие российского общества.

Во-вторых, современный период развития российской государственности сопровождается напряженностью в международных отношениях России с некоторыми экономически развитыми странами и объявлением экономических санкций России с их стороны.

В-третьих, экономическая система России по-прежнему имеет сырьевой характер, во многом уступает ведущим мировым экономическим системам, что обуславливает необходимость повышения ее конкурентоспособности.

Развитие российской экономики в условиях глобализации, экономических санкций и необходимости повышения ее конкурентоспособности ставит перед государством задачи приведения экономической системы в соответствие с требованиями времени и обеспечения эффективного и инновационного развития экономики. Важнейшим инструментом этой деятельности является законодательство, отвечающее актуальным потребностям общественного развития и способное эффективно регулировать отношения в сфере экономики.

Теоретико-правовое исследование проблемы взаимодействия государства, права и экономики, в отличие от экономического, политического или исторического, выдвигает на передний план проблемы обеспечения прав и свобод личности и безопасности общества, а также указывает на необходимость совершенствования законодательства, которое должно обеспечивать не столько устранение последствий экономических кризисов и потрясений, сколько недопущение их наступления.

Сейчас, когда говорят о модернизации применительно к России, обычно имеют в виду прежде всего модернизацию технико-экономическую, направленную на преодоление отставания России от развитых стран, которая в перспективе позволит обеспечить достойный жизненный уровень наших граждан. Для страны, в которой значительная часть населения все еще находится за чертой бедности, такая стратегическая ориентация вполне понятна и обоснована. Россия в ближайшие годы должна взять барьер полноценной модернизации, понимаемой прежде всего как модернизация политическая и правовая, поскольку без нее оказываются невозможны и технологическая модернизация, и экономическая.

Опыт развитых стран в XX - начале XXI в. продемонстрировал, что рынок может эффективно функционировать только в условиях его защиты и поддержки сильным государством. Из всех общественных институтов лишь государство способно обеспечить эффективное взаимодополнение рыночной системы и необходимого комплекса организационных и правовых механизмов, важных для укрепления экономических отношений. В результате глобального финансово-экономического кризиса мир убедился, что надежность рыночной экономики может быть обеспечена только прочными правовыми гарантиями собственности и предсказуемостью предпринимательской активности, с одной стороны, и эффективным правовым регулированием экономических процессов - с другой.

В российской науке, политических и экономических кругах не утихают споры между сторонниками и противниками активной роли государства и права в развитии экономики.

Представляется обоснованной позиция об избыточном присутствии современного российского государства в тех сферах экономического развития, где оно должно быть сведено к минимуму, и недостаточном его присутствии там, где это необходимо

[6, с. 89-90]. На наш взгляд, государство должно принимать активное участие в реализации тех общественных задач, решать которые может только оно.

Во-первых, основополагающей выступает задача долгосрочного стратегического планирования развития экономики. Государство выступает тем общественным институтом, который по горизонту своего видения и уровню своей ответственности далеко превосходит другие общественные институты или предпринимателей. Государство отвечает за экономическую безопасность и социально-экономическую стабильность в обществе, уровень конкурентоспособности экономики, ее место в мировом экономическом пространстве. Поэтому обязанностью государства является принятие стратегических решений в сфере экономического развития с учетом всех возможных последствий.

В современную постиндустриальную эпоху необходимо обеспечение государством перехода к инновационной экономике, а также повышение его роли и ответственности за реализацию стратегии инновационного развития, за эффективность налаженных интеграционных связей и процессов, несмотря на экономические санкции западных государств, за создание и распространение новых поколений техники и технологий. В стремительно развивающемся современном мире только активная роль и повышенная ответственность государства в инновационном развитии общества способны обеспечить высокие темпы экономического роста и социального развития.

Во-вторых, в связи с необходимостью перехода к инновационной экономике в современную постиндустриальную эпоху в российской экономике назрели структурные преобразования, которые способно осуществить только государство. Россия является одной из немногих стран мира, имеющей наиболее полный набор природных ресурсов, способных обеспечить развитие экономики и нормальную жизнедеятельность населения. К сожалению, природные богатства сыграли с ней злую шутку. Из-за огромного потока нефтедолларов от экспорта энергоресурсов в XX веке началась стагнация экономики, усилилась энергосырьевя структура экономики и экспорта. В этих условиях должны быть повышены роль и ответственность государства за изменение структуры российской экономики.

В-третьих, важной задачей государства в развитии экономики является формирование благоприятного бизнес-климата (климата деловой активности), который является основой для долгосрочного размещения капиталов в стране. В современной России среди его негативных составляющих упоминаются избыточное и неэффективное администрирование, недостатки системы государственного регулирования, отсутствие независимого суда, масштабная коррупция в системе публичной власти и другие факторы давления на бизнес, что в конце концов выливается в уголовное преследование предпринимателей, незащищенность прав собственности. Таким образом, формирование благоприятного бизнес-климата в большей степени зависит от государства, в частности от эффективной правовой защиты бизнеса и прав собственности. Отсюда вытекает важность таких направлений деятельности государства, как регламентация и защита экономических прав и свобод физических и юридических лиц как участников экономических отношений.

Согласно рейтингам благоприятности деловой среды, которые ежегодно составляют Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, России в 2018 году принадлежат низкие показатели по таким компонентам рейтинга, как: получение разрешений на строительство - 115-е место, международная торговля - 100-е, разрешение неплатежеспособности - 54-е, налогообложение - 52-е, защита прав инвесторов - 51-е [14]. Согласно Рейтингу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономиче-

ского форума экономика России «по-прежнему сильно зависит от экспорта полезных ископаемых, и перспективы остаются неопределенными. Слабые связи продолжают включать финансовый рынок (107-е место), в частности банковский сектор, а также аспекты институционального качества, такие, как: права собственности (106-е), независимость судебных органов (90-е) и коррупция, которая остается одним из наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса» [7]. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, 48 % компаний уверены, что власти относятся к бизнесу исключительно как к кошельку; почти 16 % полагают, что представители государства воспринимают его как питательную среду для коррупции; 2 % считают, что власть относится к бизнесу как к конкуренту.

В современной России тяжелый удар по конкуренции в экономической сфере наносят именно госкомпании. Федеральная антимонопольная служба считает государственное участие в экономике главным препятствием для развития конкуренции на рынке. В подготовленном ведомством докладе о состоянии конкуренции говорится, что «за последние десять лет доля государства и госкомпаний в экономике выросла вдвое -с 35 % в 2005 г. до 70 % в 2015 г. В России сформировался государственно-монополистический капитализм» [8], нарушаются конституционные принципы равной правовой защиты форм собственности и защиты конкуренции, а также «деформируется статус государства в гражданском обороте, что порождает несбалансированность соотношения публичных и частных интересов, административных и рыночных механизмов» [4, с. 41]. Важное отличие российского антимонопольного законодательства от зарубежного в том, что оно включает широкий круг норм, адресованных носителям властных полномочий [10, с. 95]. В юридической науке справедливо подчеркивается, что «место норм, регулирующих реализацию имущественных прав публично-правовыми образованиями, в системе законодательства должно соответствовать их гражданско-правовой природе и четко определенной стратегии использования государственного и муниципального имущества для целей государственного управления» [12, с. 52].

Таким образом, государство должно создавать не только госкомпаниям, но и частному бизнесу нормальные условия для плодотворной работы на благо общества -от элементарной защиты прав собственности до обеспечения создания благоприятных правовых, организационных, экономических и политических условий для его ведения. Без этих условий частная собственность гарантирует хорошую прибыль только тем предпринимателям, которые используют коррупционные механизмы для ведения бизнеса. Без конкуренции не может быть эффективным развитие экономической системы, а конкуренцию способна обеспечить только деятельность на рынке большого количества частных компаний. Частный капитал при этом нуждается в «стабильности условий контрактов, гибких налогах, справедливом суде и ответственном за свои действия государстве» [5, с. 103].

В-четвертых, государство должно оказывать содействие развитию малого и среднего бизнеса. Одним из главных признаков развитости экономики принято считать долю малых и средних предприятий в структуре экономики. В условиях реализации стратегии инновационного развития экономики данное направление имеет важное значение. Как показывает зарубежный опыт, малый и средний бизнес выступают разведчиками, оперативно осваивающими новые виды инновационной деятельности. В качестве основной силы вслед за ними идет крупный капитал, осуществляющий стратегический инновационный прорыв. Одним из важнейших условий успешного функционирования малого и среднего бизнеса, по опыту экономически развитых стран, является обязательное вмешательство государства в решение их проблем [1, с. 40]. Сфера поддержки

малого и среднего предпринимательства в развитых странах занимает до 50 % всех средств государственных программ, а в структуре экономики - до 80 % [13].

Благоприятный экономический климат для малого и среднего бизнеса должен включать определенные преференции в виде налоговых и таможенных льгот, особенно для тех предприятий и организаций, которые участвуют в реализации стратегических инновационных приоритетов, разрабатывают и внедряют новейшие технологии, а также в виде льготных кредитов для осуществления инновационно-инвестиционных проектов, систем страхования инновационных рисков и т. п. [3, с. 18]

В-пятых, важным направлением воздействия государства и права на экономику в условиях введенных западными государствами экономических санкций и необходимости проведения экономической политики импортозамещения представляется поддержка внутреннего производства. Вообще такая практика существует во многих странах, что обусловлено не только экономическими причинами (стремлением к обеспечению стабильного развития этих предприятий), но и социальными (сохранением рабочих мест и обеспечением социальной стабильности) и другими.

Следует отметить, что в странах Западной Европы и США государственная поддержка производственных предприятий носит ограниченный характер и выражается в реструктуризации или других кардинальных изменениях в случае низкой эффективности предприятий. В России же государственно-правовое воздействие на внутреннее производство осуществляется путем материальной поддержки предприятий, корректировки таможенных пошлин на ввоз товаров и других мер, которые не всегда носят эффективный характер. Подобные меры поддержки приводят к неэффективному расходованию выделяемых на развитие средств, коррупции, ограничению конкуренции с иностранными производителями, снижению стимулов к совершенствованию выпускаемой продукции, внедрению новых технологий, росту цен на товары и снижению их качества, что негативно отражается на правах потребителей.

По мнению экономистов, преимущественно финансовая поддержка производственной деятельности не всегда является оправданной. Если предприятие оказывается в кризисном состоянии в силу снижения спроса на продукцию, неконкурентоспособности товаров или неразвитой системы сбыта, то такое производство не должно получать государственную поддержку. Подобные проблемы предполагают необходимость их решения на основе законодательства, регламентирующего единый порядок, условия, последовательность воздействия государства на экономику. В исследованиях отмечается, что при определении характера государственной поддержки следует акцентировать внимание на оценке общественной значимости объекта; анализе актуального состояния предприятия; изучении спроса на товарном рынке; определении соответствия качества продукции современным требованиям; выявлении причин появления сдерживающих развитие факторов; поиске целесообразных форм воздействия на объект [9, с. 151].

В-шестых, в современных условиях развития российской экономики все большую актуальность приобретает государственно-правовое обеспечение экономической безопасности, вызванное процессами глобализации и усилением экономического влияния международных корпораций, экономическими санкциями западных государств, нестабильностью современной финансовой системы, высоким уровнем коррупции в стране, экономической преступностью, низкой конкурентоспособностью российских предприятий.

Интересен тот факт, что наиболее прогрессивные стороны рыночной экономической модели (например, расширение международных экономических взаимосвязей, приток иностранных инвестиций, новые финансовые продукты) одновременно состав-

ляют и угрозу национальной безопасности. Например, в России инвестиции концентрируются в сырьевых отраслях, неравномерно распределены между регионами РФ, поскольку их основная доля приходится на Москву и добывающие регионы [2, с. 259]. Поэтому государству посредством правового регулирования необходимо активно использовать положительные возможности иностранного инвестирования во благо общества и своевременно нейтрализовывать отрицательные ее свойства. В частности, использовать только передовые технологии для развития высокотехнологичных секторов экономики и повышения конкурентоспособности инвестируемых компаний на международном рынке.

Однако угрозы экономической безопасности формируются в значительной степени особенностями не только экономической, но и общественной системы. Коррупция и преступность в экономической сфере наносят больший ущерб государству, поскольку преступный бизнес, обходя административные барьеры, получает такие конкурентные преимущества перед законной предпринимательской деятельностью, что делает ее просто невыгодной [11, с. 152].

Таким образом, в современной России экономическая и правовая политика должны быть направлены на создание экономически выгодных моделей поведения, основанных на экономических стимулах для участников хозяйственной деятельности. Развитие экономической системы требует правовой гарантированности ее предсказуемости и эффективности. Правовые преобразования представляют собой необходимую составную часть всего модернизационного процесса в нашей стране, поскольку обеспечивают проведение экономических преобразований, нахождение баланса конкурирующих интересов, обновление и поддержание экономики, развитие гражданского общества, продвижение инновационных программ в условиях столь стремительно изменяющегося общества и современных технологий.

Современные исторические условия развития России требуют направленности правовых преобразований на решение в первую очередь таких вопросов, как преодоление последствий экономических санкций со стороны западного мира, обеспечение инновационного развития страны, формирование социально ориентированной экономики.

При этом стратегической задачей является обеспечение современной и конкурентоспособной юридической основы для модернизации российской экономики, что означает предотвращение негативного сценария развития на ближайшую и последующую перспективы. Модернизация российской экономики предполагает смену сложившейся модели экономического роста, т. е. переход от энергосырьевой (нефтегазовой) структуры экономики к современной инновационной. Без четко продуманной нормативно-правовой основы невозможно в условиях современной российской государственности предотвратить негативный сценарий на макроуровне с опорой только на так называемое «ручное управление» экономическими процессами.

Литература

1. Агурбаш Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства // Финансовый бизнес. - 2000. - № 11-12. - С. 40-51.

2. Бекишиева С.Р., Даудов М.М. Государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций (правовой аспект) // Евразийский юридический журнал. -2016. - № 11 (102). - С. 257-259.

3. Бекишиева С.Р. Инновационное развитие экономики как функциональная задача современного российского государства // Юридический вестник ДГУ. - 2013. -№ 3. - С. 15-19._

4. Бекишиева С.Р. Проблемы реализации принципа верховенства права в сфере экономики // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Общественные науки. - 2016. - № 1. - С. 38-42.

5. Верховенство права как фактор экономики: международная коллективная монография / под ред. Е.В. Новиковой, А.Г. Федотова, А.В. Розенцвайга, М.А. Субботина. - М.: Мысль, 2013. - 673 с.

6. Гаранжа А.П. О роли государства и права в развитии экономики России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. - 2014. -Т. 14, № 4. - С. 89-93.

7. Индекс глобальной конкурентоспособности 2017-2018 гг. Российская Федерация. - Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2017-2018/countryeconomy-profiles/#economy=RUS (дата обращения: 07.04.2018).

8. Квасников В. ФАС назвала государство главным врагом конкуренции. - Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/business/news/246475-fas (дата обращения: 07.04.2018).

9. Колоколенков Д.С. Роль права в регулировании экономики, обеспечении экономической свободы и безопасности: автореф. дис. ... к. юр. н. - Рязань, 2010.

10. Магдилов М.М., Мусагаджиева П.А. Роль антимонопольного законодательства в развитии конкурентной среды в современной России // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 9 (112). - С. 94-96.

11. Паршкова О. С. Обеспечение безопасности в системе государственного регулирования экономико-правовых отношений: теоретико-правовые проблемы: автореф. дис. ... к. юр. н. - Уфа, 2001.

12. Середина Е.В. Регулирование имущественных отношений публично-правовых образований антимонопольным законодательством // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - № 1 (148). - С. 46-52.

13. Соколова Л.Г., Ангаева Е.Ю. Влияние структуры малого и среднего бизнеса на уровень его развития в регионе (на примере Республики Бурятия) // Baikal Research Journal. - 2016. - Т. 7, № 3.

14. Doing business. Оценка бизнес-регулирования. Рейтинг стран // Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения: 07.04.2018).

Поступила в редакцию 13 июня 2018 г.

UDC 340.1

DOI: 10.21779/2500-1930-2018-33-4-108-115

Problems of interaction of the state, law and economy in modern Russia

M.M. Magdilov, P.A. Musagadzhieva

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; maglar@mail.ru, akhmedovnaa96@mail.ru

The article is devoted to the study of the problems of interaction of the state, law and economy of modern Russia and the development of conclusions and proposals aimed at ensuring the effective functioning of Russian statehood and the legal system as a condition for the development of the Rus-

sian economy in the era of the emergence of a modern postindustrial civilization. The importance of theoretical research in modern Russian legal science is determined by the need to develop fundamentally new approaches to legal phenomena and processes in the fundamentally changed socioeconomic and political and the conditions of the Russian state, whose legal system is developing in a market economy. The scientific novelty of the work is that it attempts to use the theoretical developments of the legal and other social sciences in a practical way to improve the state and legal impact on the economy in the period of complex tests caused by external and internal problems in the development of Russian statehood. The purpose of the study is to comprehensively study the correlation of the state, law and economy, the peculiarities of the state-legal impact on the economy, and the development of new theoretical and scientific-practical provisions for the improvement of the regulatory and legal framework governing relations in the economic sphere.

Keywords: innovative economy, protection of economic rights and freedoms, economic security, legal regulation, market relations.

Received 13 June, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.