Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций'

Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
144
41
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / БЛОКАДА / ИСТОРИЯ САНКЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Павлюк Альберт Валентинович

Необходимость написания настоящей статьи обусловлена потребностями научного осмысления предварительных итогов административно-правового регулирования экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций введённых США и странами Европейского союза. В основу исследования положено использование методов контент-анализа, статистического и сравнительно-правового анализа. Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов рассматривающих роль государства в экономике: Л.И. Абалкина, Дж. Бьюкенена, Б.А. Денисова, Г.Б. Клейнера, А.Маршалла, Г. Таллока, М. Фридмана, Ф. Шамхалова. В статье рассматривается современное состояние и основные проблемы государственного регулирования экономики Российской Федерации в условиях внешних вызовов. Дается анализ наиболее существенных негативных последствий для экономики Российской Федерации в результате введения в отношении нее экономических санкций со стороны стран Европы и США. Приводятся основные показатели падения экономики России после введения экономических санкций в 2014-2016 гг. Рассматривается история введения санкций в отношении России в XX в. Проводится анализ принимаемых мер и основных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период санкций. По итогам исследования автором сформулированы основные причины и обстоятельства способные снизить результативность принимаемых государством социально-экономических мер, а также предложены первоочередные меры для повышения уровня качества жизни в стране в условиях санкционной политики иностранных государств. Основным ожидаемым последствием публикации является оптимизация базовых подходов законодателя к практике административно-правового регулирования экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций. Статья адресована, прежде всего, законодателю, правоприменителям в сфере административно-правового регулирования экономики, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Павлюк Альберт Валентинович,

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS

The necessity of writing this article is conditioned by the needs of scientific comprehension of the preliminary results of administrative and legal regulation of the economy of the Russian Federation in the conditions of economic sanctions imposed by the United States and the countries of the European Union. The research is based on the use of methods of content analysis, statistical and comparative legal analysis. The theoretical basis of the study is the provisions and conclusions contained in the writings of Russian and foreign economists examining the role of the state in the economy: L.I. Abalkin, J. Buchanan, B.A. Denisova, G.B. Kleiner, A. Marshall, G. Tallock, M. Friedman, F. Shamkhalov. The article considers the current state and the main problems of state regulation of the economy of the Russian Federation in conditions of external challenges. The analysis of the most significant negative consequences for the economy of the Russian Federation as a result of imposing economic sanctions on it by the countries of Europe and the USA is given. The main indicators of the fall of the Russian economy after the introduction of economic sanctions in 2014-2016 are given. The history of imposing sanctions against Russia in the 20th century is considered. An analysis is made of the measures taken and the main regulatory legal acts aimed at ensuring sustainable development of the economy and social stability during the period of sanctions. According to the results of the research, the author outlines the main reasons and circumstances that can reduce the effectiveness of social and economic measures taken by the state, as well as proposed priority measures to improve the quality of life in the country in the context of the sanctions policy of foreign countries. The main expected consequence of the publication is the optimization of the basic approaches of the legislator to the practice of administrative and legal regulation of the economy of the Russian Federation in the conditions of economic sanctions. The article is addressed primarily to the legislator, law enforcers in the field of administrative and legal regulation of the economy, researchers, teachers, graduate students and students of law schools.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций»

11. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04); ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.13); АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

11.1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Павлюк Альберт Валентинович, канд. юрид. наук. Должность: заместитель заведующего кафедрой. Место работы: МГИМО МИД России. Подразделение: кафедра государственного управления и права. E-mail: albert.pavlyuk@mail.ru

Аннотация

Необходимость написания настоящей статьи обусловлена потребностями научного осмысления предварительных итогов административно-правового регулирования экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций введённых США и странами Европейского союза. В основу исследования положено использование методов контент-анализа, статистического и сравнительно-правового анализа.

Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов рассматривающих роль государства в экономике: Л.И. Абалкина, Дж. Бьюкенена, Б.А. Денисова, Г.Б. Клейнера, А.Маршалла, Г. Таллока, М. Фридмана, Ф. Шамхалова.

В статье рассматривается современное состояние и основные проблемы государственного регулирования экономики Российской Федерации в условиях внешних вызовов. Дается анализ наиболее существенных негативных последствий для экономики Российской Федерации в результате введения в отношении нее экономических санкций со стороны стран Европы и США. Приводятся основные показатели падения экономики России после введения экономических санкций в 2014-2016 гг. Рассматривается история введения санкций в отношении России в XX в. Проводится анализ принимаемых мер и основных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период санкций. По итогам исследования автором сформулированы основные причины и обстоятельства способные снизить результативность принимаемых государством социально-экономических мер, а также предложены первоочередные меры для повышения уровня качества жизни в стране в условиях санкционной политики иностранных государств.

Основным ожидаемым последствием публикации является оптимизация базовых подходов законодателя к практике административно-правового регулирования экономики Российской Федерации в усло-

виях экономических санкций. Статья адресована, прежде всего, законодателю, правоприменителям в сфере административно-правового регулирования экономики, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов.

Ключевые слова: экономические санкции, государственное регулирование экономики, блокада, история санкций.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS Pavlyuk Albert Valentinovich, PhD at Law. Position: Deputy Head of chair. Place of employment: MGIMO - University. Department: Public Administration and Law chair. E-mail: albert.pavlyuk@mail.ru

Annotation

The necessity of writing this article is conditioned by the needs of scientific comprehension of the preliminary results of administrative and legal regulation of the economy of the Russian Federation in the conditions of economic sanctions imposed by the United States and the countries of the European Union. The research is based on the use of methods of content analysis, statistical and comparative legal analysis.

The theoretical basis of the study is the provisions and conclusions contained in the writings of Russian and foreign economists examining the role of the state in the economy: L.I. Abalkin, J. Buchanan, B.A. Denisova, G.B. Kleiner, A. Marshall, G. Tallock, M. Friedman, F. Shamkhalov.

The article considers the current state and the main problems of state regulation of the economy of the Russian Federation in conditions of external challenges. The analysis of the most significant negative consequences for the economy of the Russian Federation as a result of imposing economic sanctions on it by the countries of Europe and the USA is given. The main indicators of the fall of the Russian economy after the introduction of economic sanctions in 2014-2016 are given. The history of imposing sanctions against Russia in the 20th century is considered. An analysis is made of the measures taken and the main regulatory legal acts aimed at ensuring sustainable development of the economy and social stability during the period of sanctions. According to the results of the research, the author outlines the main reasons and circumstances that can reduce the effectiveness of social and economic measures taken by the state, as well as proposed priority measures to improve the quality of life in the country in the context of the sanctions policy of foreign countries.

The main expected consequence of the publication is the optimization of the basic approaches of the legislator to the practice of administrative and legal regulation of the economy of the Russian Federation in the conditions of economic sanctions. The article is addressed primarily to the legislator, law enforcers in the field of administrative

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and legal regulation of the economy, researchers, teachers, graduate students and students of law schools. Keywords: economic sanctions, state regulation of the economy, blockade, history of sanctions.

Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней Poccuu.

Петр Аркадьевич Столыпин

В современном мире почти все страны включены в единую систему производства и торговли товарами, выполнения работ и оказания услуг. Ни одна из экономик не является самодостаточной, способной полностью обеспечить потребности собственного населения. Экономика Российской Федерации неразрывно встроена в единый глобальный рынок и не способна развиваться без мирохозяйственных связей. Вполне понятно, что задача государства состоит в первую очередь не в том, чтобы формулировать правила поведения для различных типов участников экономического оборота, а в решении более общих задач по стабилизации экономической ситуации в стране в условиях внешних вызовов (финансовые, экономические, валютные кризисы, экономические санкции и т.п.).

XXI век начался для России и всего мира с зародившегося в США финансово-экономического кризиса 2008 года. После спада экономического кризиса на Ближним Востоке стали один за одним возникать новые военные конфликты, которые успешно развязывали «демократические государства». Европейский союз незамедлительно почувствовал на себе последствия своей разрушительной политики. Миллионы нищих и голодных жителей Ближнего Востока в поисках лучшей жизни устремились в страны Европы. Незаконные мигранты легли тяжелым бременем на экономику Европейских стран.

На фоне общей обеспокоенности Англия выражает свое намерение выйти из состава Евросоюза, тем самым поставив под сомнение его дальнейшую целостность. Все происходящие изменения в Европе и странах Ближнего Востока усугубляют экономическое состояние общемировой экономики и негативным образом сказываются в том числе и на России.1

Российская Федерация является важным участником мировой экономики. Все происходящие политические и экономические потрясения в США, Европе, Ближнем Востоке несомненно оказывают влияние и на экономику России.

Для единого понимания терминологии под экономическими санкциями в настоящей статье следует считать -меры принуждения экономического характера, применяемые одними государствами по отношению к другим государствам с целью добиться изменения экономической, политической, военной или социальной политики.

В 2014 году политическая и военная ситуации вокруг России накалилась до предела. После введения США и странами Европейского союза экономических санкций, а так же принятия Российской Федерацией ответных защитных мер, на первый план государственного управления выходит поиск новых путей и механизмов развития всех отраслей экономики (в первую очередь стабилизации отраслей, пострадавших от экономических санкций), снижения зависимости российской экономики от импорта, повышения качества и конкурентоспособности российских товаров.

1 Антюхова Е.А. Подход НАТО к урегулированию конфликтов

«арабской весны»: дис. ... канд. полит. наук. М., 2016. 254 с.

Основные ограничительные меры были наложены не только на государство в целом, а так же на отдельных резидентов: крупные корпорации, политиков, руководителей коммерческих предприятий, а так же на ключевые отрасли экономики. Экономический спад в российской экономики произошел в первую очередь в:

- банковской сфере;

- продовольственной промышленности;

- торговле;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- фармацевтической отрасли;

- тяжелом машиностроении и т.п.

Среди негативных тенденций влияния экономических санкций на российскую экономику можно выделить:

ограничение доступа большинства российских банковских организаций к иностранным кредитным продуктам и, как следствие, рост ставок по кредитам; рост цен на внутреннем рынке; падение промышленного производства; снижение объемов строительства; увеличение масштабов оттока капитала; снижение импорта продукции;

резкое ограничение доступа российских компаний к внешним рынкам капитала; ограничение и прекращение научного сотрудничества; значительное падение курса рубля; снижение размера заработной платы населения; обострение проблемы внешнего корпоративного долга;

падение цен на нефть;

резкое снижение иностранных инвестиций в российскую экономику; сокращение доходов государственного бюджета; уменьшение реальных доходов значительной части населения; повышение уровня безработицы; рост недобросовестной конкуренции и т.д. В 2014-2015 гг. в результате негативного влияния экономических санкций основные показатели экономики Российской Федерации показали отрицательную динамику (см. табл. 1).

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ,

%, К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА

2014 год 2015 год

дек. янв.-дек. дек. янв.-дек.

ВВП 101,1 100,7 96,3 96,3

Индекспотребительских цен на конец периода 102,6 111,4 100,8 112,9

Индекс промышленного производства 103.9 101.7 95,5 96.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обрабатывающие производства 104,1 102.1 93,9 94.6

Индекс производства продукции сельского хозяйства 104 103.5 103 6 103

Инвестиции в основной капитал 97.1 98,5 91 95 91,65

Объемы работ по виду деятельности «Строительство® 99.£5 97 7 98,5 93

Ввод вэксплуатацию жилых домов 111,1 118,2 86,8 99,5

Реалыые располагаемые денежные доходы населения 92 4 99 3 99 27 96,07

Реальная заработная плата работников организаций 96 101.2 91 67 90 77

Среднемесячная начисленная номинаилая заработная плата работников организации, руб. 42136 32495 43408 33981

Уровень оезраоотицы к экономически активному населению 5.3 5,2 5,8 5,6

Оборот розничной торговли 105,1 102,7 84,7 90

Объем платных услуг населению 102,4 101,38 97,07 98.07

Экспорттоваров, млрд. долл. США 38,4 497,8 28,4 340,3

Средняя цена за нефть Urals, доли. СШАСЛбарр. 61.1 97 6 36,4 51 2

Источник: Доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России на 2016-2018 годы» С. 12-13 [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ 4658^4^515-4416-bef3-784ad10a7c2/Doclad_2016_web.pdf?

MOD=AJPERES &CACHEЮ=4658c0f4-c515-4416-bef3-6784ad10a7c2 (дата обращения: 04.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2015 году ВВП страны оказался в области отрицательных значений. По данным Росстата за 2015 год, падение промышленного производства составило 3,4%; объемы строительных работ снизились на 7,0 %; инвестиции в основной капитал сократились на 8,4 % (что вернуло показатель на уровень 2008 г.); оборот в секторе розничной торговли уменьшился на 10,0%; реальные зарплаты упали на 9,3%; реальные располагаемые доходы — на 4,0 %, инфляция составила 12,9%2. Основной вклад в ускорение инфляции в 2015 году внесла значительная девальвация рубля, начавшаяся в конце 2014 года и продолжившаяся в 2015 году.

Экспорт товаров в 2015 году составил 340,3 млрд. долл. США (падение на 31,6 % по сравнению с 2014 годом). Импорт товаров в 2015 году составил 194,1 млрд. долл. США (снижение на 37,0% по сравнению с 2014 годом).

В 2015-2016 гг. несмотря на все предпринимаемые Правительством меры экономическая ситуация в России ухудшается. Уровень доходов и жизни населения продолжает падать.3

Проводя анализ государственного регулирования экономики в условиях экономических санкций, следует отметить, что в отношении России не раз вводились различного рода санкции, блокады, ограничения, которые существенно усложняли торговый оборот и подрывали экономическое и технологическое развитие страны. Автором проведен анализ введения в отношении России различного рода ограничений, санкций, блокад в XX веке (см. табл. 2).

Таблица 2

ИСТОРИЯ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В XX В.

Дата введения санкций Содержание санкции

1Э17г. ^j-T.j'.'í .г^'-г;' =:= :.-■:-■ а: а Полный разрыв дипломатических отношений. Закрыты все российские торговые представительства е западны]-: странах.

191В Г. ¿■Морская блокада» Полная блокада российских торговых кораблей

1920 г. «Лесная блокада» О гр амич ен и е н а п о ку п ку р о cci i и ско и др еЕ еси н ы

1922 г. «Кредитная блокад а» Отказ предоставлять Советскому Союзу кредиты, в том числе кредиты торговые.

1922 г. «Нефтяная блокада» Полный бойкот советского нефтеэкспорта

1925 г. (в иекоторых исгочниках год начала «золотой бл о кады » указы вается 1920 г.) «Золотая блокада» Отказ от приема золота из СССР в торговом обороте

1930 г. США i,затем Фр ан ция и Бр игания) в в одит в отношении СССР эм барго на ввоз всех советских товаров, кроме зерна

1949 г. ■г Технологическая блокада» Запрет на продажу стратегических технологий в СССР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1974 г. «Поправка Джексона-Вэника» Введены дополнительные сборы натовары. поставляемые из СССР

1980 г. «50ÜK0W ■.■■rj'.-rjLZ'jy jcC, Ряд стран отказались направлять своих спортсменов в СССР на летнюю олимпиаду 1980 г.

1981 г. США прекратили поставку материалов необходимых для стр о ительсгва советского экспортного газо провода Ур енгой-П омары-Ужгород

1983 г. США полностью прекратило воздушное сообщение с СССР

1998 г. США накладывают ограничения на отдельные россииские научные компании

Как мы можем видеть, на протяжении всего XX века в отношении России вводились экономические санкции, целью которых было ухудшить экономическую ситуа-

2 См.: Доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России на 2016-2018 годы» С. 1213 [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/con-nect/ 4658c0f4-c515-4416-bef3-6784ad10a7c2/Doclad_2016_web. pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=4658c0f4-c515-4416-bef3-6784ad10a7c2 (дата обращения: 04.12.2016).

3 См.: Регионы России. Социально-экономические показатели. -М., 2015. С. 192

цию в стране. Повышение эффективности государственного управления экономикой представляется единственным возможным способом обеспечения внутренней и внешней экономической безопасности России в условиях экономических санкций.4

Следует отметить, что с 2014 по 2016 гг. вместо модернизации экономики мы наблюдаем инертность экономической политики государства. Наиболее значимым нормативным актом, направленным на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период санкций является Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р.5

Данное Постановление Правительства предусматривает целый комплекс стабилизационных мер по импор-тозамещению и поддержке несырьевого экспорта, поддержку малого и среднего предпринимательства. На эти мероприятия было выделено на 2015-2016 гг. 2.3 млрд. рублей. За два года реализации указанного Постановления в экономике России так и не наблюдается положительная динамика макроэкономических показателей.6 Но, следует отметить, что Правительству удалось предотвратить критическое ухудшение социально-экономической ситуации.

В качестве основной причины, препятствующей реализации указанного Постановления Правительства, можно назвать недостаточность финансирования из бюджетных ассигнований целевых получателей, часть денег так и не была доведена до конечного потребителя в плановые сроки.7 Это обусловлено тем, что ряд государственных органов исполнительной власти не смогли в кратчайшие сроки провести приоритизацию направлений финансирования, не пересмотрели приоритетность мероприятий федеральных целевых программ и адресных инвестиционных программ.

Следует отметить, что действенным механизмом поддержки реального сектора экономики стала «Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».8 За 2015 г. в рамках реализации указанной программы было рассмотрено 69 проектов, из них 42 было отобрано для реализации. Общая стоимость отобранных проектов составила 347,3 млрд. рублей. Из них 11 проектов в сельскохозяйственной сфере, 8 проектов в транспортной сфере, 5 проектов в электроэнергетической отрасли и машиностроении, 3 проекта в здравоохранении.

За 2014-2016 г. Министерством экономического развития Российской Федерации разработан комплекс мер,

4 Камолов С.Г. Проблемы развития экспорта России в переходный период. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 1998

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» // Собрание законодательства РФ, 02.02.2015, № 5, ст. 866.

6 Камолов С.Г., Меркулов М.В., Шитенкова Е.В.. Применение цикла PDCA при анализе реализации указа президента российской федерации от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Инновации и инвестиции. 2016. № 7. С. 95-103.

7 Гуринович А.Г., Комарова Т.Л.О некоторых особенностях правового регулирования бюджетного процесса в российской федерации в текущий период // Юридическая мысль. 2016. № 2. С. 99

8 Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов,

реализуемых на территории Российской Федерации на основе

проектного финансирования» // Собрание законодательства РФ, 20.10.2014, № 42, ст. 5751.

направленных на поддержку и развитие экономики в условиях санкций по каждой отрасли экономики.

В целом все разработанные Минэкономразвитием России меры можно разбить на 3 крупных блока:

1) разработка и реализация федеральных целевых программ развития отдельных отраслей производства;

2) государственные инвестиции в развитие инфраструктуры;

3) совершенствование налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования.

Механизмы государственного регулирования экономики требуют значительной модернизации и повышения результативности: эффективности и конкурентоспособности. Наивно было бы полагать, что «слепая рука рынка» способна стабилизировать ситуацию в экономике России. Но, вместе с тем, необходимо понимать, что вмешательство государства в экономику является вынужденной временной мерой. Рассмотрим некоторые обстоятельства, которые в значительной мере способны снизить результативность принимаемых государством социально-экономических мер:

1. Недостаточность информации для принятия эффективных управленческих решений. Зачастую участники экономических отношений скрывают информацию о реальном положении дел, т.к. она может негативным образом сказаться на курсовой стоимости акций корпорации и как следствие отпугнуть потенциальных инвесторов.

2. Низкая эффективность государственного вмешательства в экономику. Несмотря на то, что государством был подготовлен и принят ряд нормативных актов, направленных на стабилизацию экономической ситуации в Российской Федерации после введения экономических санкций, с целом они не оказали желаемого результата. Многие принимаемые Правительством и Центробанком антикризисные меры оказались неэффективны в условиях недоверия к ним со стороны бизнес-сообщества.

3. Высокая налоговая нагрузка. После ухудшения социально-экономической ситуации в Российской Федерации многие предприятия стали уходить «в тень». Не имея серьезных финансовых резервов предприятия столкнулись с недостатком ликвидности и, как следствие, это привело к тому, что предприятия стали изыскивать все возможные способы минимизации налогов, что как следствие отразилось на наполняемости бюджетов различного уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Административная нагрузка на бизнес. Выступая на заседании Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам Председатель Правительства Российской Федерации Медведев Д.А. заявил, что количество контрольных органов в стране «устрашающее». На федеральном уровне 40 надзорных инстанций. На региональном и муниципальном уровне 10 тыс. органов контроля и около 10о тыс. инспекторов, которые этим занимаются.9 С целью снижения административной нагрузки на бизнес Правительством Российской Федерации разработан «План мероприятий («Дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы».10 В соответствии с

9 URL: http://www.rbc.ru/economics/31/10/2016/581682679a7947 123c23a09f

10 Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ, 11.04.2016, № 15, ст. 2118

указанным планом административная нагрузка на бизнес должна быть снижена на 50% к 2024 году.11

5. Бюрократизм. Денежные средства, выделяемые на выполнение «Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году» так и не были получены из бюджетов, т.к. серьезные бюрократические проволочки в значительной степени затянули процесс получения денег12.

6. Коррупция. Одним из опаснейших факторов, оказывающих разрушительное влияние на экономику России и делающим невозможным эффективную реализацию государственного регулирования экономики в условиях санкций является коррупция. В 2014 г. Министерством внутренних дел Российской Федерации выявлено 32 204 преступлений коррупционной направленности.13 В 2015 г. выявлено 32 455 коррупционных преступлений,14 а за январь-октябрь 2016 г. 27 492 преступлений.15 Отдельно следует отметить, что уголовные дела возбуждались не только в отношении государственных чиновников низшего и среднего звена, но так же и в отношении руководителей субъектов Российской Федерации, мэров крупных городов, высокопоставленных руководителей МВД, руководителей федеральных служб и министерств.

На основании проведенного анализа государственного регулирования экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций можно сделать вывод, что для повышения уровня качества жизни в стране в условиях санкций государству необходимо предпринять следующие меры: Поддержка малого бизнеса за счет: снижения налоговой ставки; снижения банковской процентной ставки; погашения государством процентов по кредиту, либо софинансирование процентных ставок; информационной поддержки и консалтинга; облегчения процессов получения документации и ведения бухгалтерского учета;

заморозки налоговой ставки для активно развивающихся предприятий;

разработки механизмов беспрепятственного выхода продукции малых предприятий в торговые сети; частичной компенсации капитальных вложений; упрощения (компьютерная автоматизация) получения налогового вычета; ускорения амортизации.

Привлечение внутренних частных инвестиций в экономику.16

11 Sergey G. Kamolov. Digital public governance: trends and risks. Giornale di storia costituzionale / Journal of constitutional history. № 33 / I 2017

12 Воробьева И.П. Пределы и проблемы государственного регулирования экономики в условиях экономической нестабильности // Вестник науки Сибири. 2015 № 2 (17) С. 166-169

13 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2014 г. М., 2015. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.mvd.ru/upload/ site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf

14 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015 г. М., 2016. [Электронный ресурс]. URL: https:// мвд.рф/upload/site1/ document_file/sb_1512.pdf

15 Состояние преступности в России за январь-октябрь 2016 г. М., 2016. [Электронный ресурс]. URL:https:// мвд.рф/upload/site1/ document_news/008/922/474/sb_1610.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Логвинова И.В. Государственное управление в сфере координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 11. - С.1149-1150.

Вложение государственных долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики.

Увеличение государственных инвестиций в развитие инфраструктуры.

Повышение роли государства в импортозамещении сельскохозяйственных товаров.

Стимулирование инновационной деятельности.

Повышение качества образования.

Завершение процесса модернизации технологического производства.

Список литературы:

1. Антюхова Е.А. Подход НАТО к урегулированию конфликтов «арабской весны»: дис. ... канд. полит. наук. М., 2016. 254 с.

2. Воробьева И.П. Пределы и проблемы государственного регулирования экономики в условиях экономической нестабильности // Вестник науки Сибири. 2015 № 2 (17)

3. Гуринович А.Г., Комарова Т.Л. О некоторых особенностях правового регулирования бюджетного процесса в российской федерации в текущий период // Юридическая мысль. 2016. № 2.

4. Доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России на 2016-2018 годы» С. 12-13 [Электронный ресурс]. URL: http://economy. gov.ru/wps/wcm/connect/ 4658c0f4-c515-4416-bef3-6784ad 10a7c2/Doclad_2016_web.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID= 465 8c0f4-c515-4416-bef3-6784ad 10a7c2 (дата обращения: 04.12.2016).

5. Камолов С.Г. Проблемы развития экспорта России в переходный период. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 1998

6. Камолов С.Г., Меркулов М.В., Шитенкова Е.В. Применение цикла PDCA при анализе реализации указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Инновации и инвестиции. 2016. № 7. С. 95-103.

7. Логвинова И.В. Государственное управление в сфере координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 11. - С.1149-1156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2015

9. Состояние преступности в России за январь-декабрь

2014 г. М., 2015. [Электронный ресурс]. URL: http: // www. mvd.ru/upload/site1/document _file/pxOrdPt4 BF.pdf (дата обращения: 04.12.2016).

10. Состояние преступности в России за январь-декабрь

2015 г. М., 2016. [Электронный ресурс]. URL: https:// мвд.рф/upload/site1/document_file/ sb_1512.pdf (дата обращения: 04.12.2016).

11. Состояние преступности в России за январь-октябрь

2016 г. М., 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд. рф/upload/site 1 /docu ment_news/ 008/922/474/sb_1610.pdf (дата обращения: 04.12.2016).

12. URL: http://www.rbc.ru/economics/31/10/2016/5816 82679a7947123c 23a09f (дата обращения: 04.12.2016).

13. Sergey G. Kamolov. Digital public governance: trends and risks. Giornale di storia costituzionale / Journal of constitutional history. № 33 / I 2017

Рецензия

на статью «Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций» доцента кафедры государственного управления и права МГИМО (У) МИД России к.ю.н. Павлюка А.В.

Актуальность научной статьи «Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций» состоит в том, в условиях нестабильности мировой экономики, политических разногласий и необходимости развития взаимовыгодных отношений между странами в законодательстве России уделяется особое внимание регулированию экономики в новых реалиях. Надлежащее внимание должно быть сосредоточено на проблемах, возникших в результате введения антироссийских санкций. Влияние санкций на экономику России отражается на различных сферах жизни населения. И первоочередной задачей в сложившихся условиях является обеспечение благосостояние граждан, ведь это является основным показателем развитости государства.

К предмету исследования автор относит административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации под воздействием экономических санкций со стороны США и ЕС. Отметим, что название статьи и ее содержание полностью совпадают. Методология исследования представлена достаточным перечнем методов познания, примененных в ходе исследования, а именно: общефилософского, теоретического: методов (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование, формально-логический, а также методов, используемых в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки).

Научная новизна заключается в проведенном анализе негативных последствий для экономики Российской Федерации введенных в отношении нее экономических санкций со стороны стран Европы и США. Экономический спад потребовал введения комплекса стабилизационных мер по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, поддержке малого и среднего предпринимательства.

Автор рассматривает отдельные обстоятельства, которые способны снизить результативность принимаемых государством социально-экономических мер. Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи. Заслуживают внимания и подкрепляют выводы автора данные, характеризующие результаты негативного влияния экономических санкций на основные показатели экономики Российской Федерации в отрицательной динамике за 2014-2016 г.г.

Большинство выводов и суждений автора интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.

Доцент кафедры правовых основ управления МГИМО (У) МИД России, к.ю.н. Логвинова И.В.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 78,64%.