УДК 339.98
ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
© 2015
Ю.А. Рыжкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и международные отношения»
Пензенский государственный университет, Пенза (Россия) В.Н. Батова, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация. Проблема влияния санкций против России на мировую экономику в целом и национальную экономику Российской Федерации в последнее время приобретает особую актуальность и пристальное внимание специалистов разных стран. Введение санкций против России явились ответной реакцией вследствие ее позиции относительно так называемого «украинского вопроса». И по настоящее время происходит расширение западных санкций, что оказывает негативное влияние на экономическую и продовольственную безопасность страны, а также затрагивает ряд секторов российской экономики. В связи с этим, исследование возможных последствий от введения санкций на экономику России является достаточно актуальным, требует детального изучения для дальнейшего прогнозирования в долгосрочной и краткосрочной перспективах. Реализация поставленных в работе задач была достигнута на основе анализа основных положений антикризисной программы на 2015-2016 годы принятой Правительством РФ, а также статистических данных по основным макроэкономическим показателям. Выделены и охарактеризованы основные краткосрочные и долгосрочные последствия влияния санкций на экономику России; определены основные положения антикризисной программы принятой Правительством РФ. Изучение вопроса о введении санкций в России позволяет уяснить причины их возникновения, выявить краткосрочные и долгосрочные последствия санкций для экономики страны, а также способствовать разработке антикризисных мер для мер по активизации структурных изменений в российской экономике.
Ключевые слова: санкции, антикризисные меры, уровень инфляции, курс доллара, нефтегазовый сектор, Европейское Сообщество, референдум, статус Крыма, импортозамещение, экспорт.
Политическая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации в 2014 году оказала негативное влияние на экономику нашей страны [1]. Так, 14 января 2015 года в первый день Гайдаровского форума, посвященного теме: «Россия и мир: новый вектор», премьер-министр Д. А. Медведев открыл дискуссию следующими словами: «За минувший год произошло много событий, вследствие которых мир изменился, в экономику вмешалась политика, и результатом стало тотальное недоверие, взаимные санкции, потери, которые несем не только мы, но и целый ряд других государств» [2].
Санкции были введены против России вследствие ее позиции относительно «украинского вопроса». Политические события, происходящие на Украине, едва ли могут оставить кого-то равнодушным. В этой стране к власти пришла радикально настроенная власть. Не все население Украины согласно с новым руководством. Так, жители Крымского полуострова выступили против нового режима, и местные власти провели референдум о статусе Крыма. На основании официальных результатов референдума и Декларации о независимости, принятой Верховным Советом Крыма, была провозглашена независимая Республика Крым, подписавшая с Россией договор о вхождении в состав РФ в марте 2014 года [3]. По мнению части международного сообщества, присоединение Крыма к России имело характер аннексии, и поэтому ряд стран ввели экономические санкции против нашей страны.
Санкции можно разбить на несколько логических групп: персональные (затрагивающие конкретных граждан), финансовые, против нефтегазового сектора, ограничения на экспорт товаров/технологий двойного назначения. Проще всего обстоит дело с персональными санкциями - касаясь отдельных граждан, они в незначительной степени отразятся на экономике в целом [4].
Существует две стороны одной медали от введения экономических санкций - это или возможность наладить отечественное производство или ухудшение экономической ситуации в стране. Большинство российских граждан и представителей власти уверены, что сейчас наступила возможность несколько изменить экономическую ситуацию в стране, а также приобрести новых союзников [5].
По нашему мнению, введение санкций против России лишь доказывает, что современный мир, по большей части, остается однополярным, и тех, кто не согласен с
«общенасаждаемым» мнением пытаются любым способом подчинить своей воле. Россия выступает за плюрализм мнений, за право других государств самим определять свой путь. До недавнего времени под санкциями находились Югославия, Ирак и Ливия. Когда их не смогли добить санкциями, их добили бомбами. На наш взгляд, санкции и вооруженная агрессия - это также в какой-то степени проявление двух сторон одной медали от введения санкций.
Введение ЕС экономических санкций против России способно нанести ущерб обеим сторонам. Мы полностью согласны с некоторыми немецкими политиками, которые полагают, что необходимо искать методы разрядки напряженности, а не устраивать вербальную демонстрацию силы. Как заявил Д. А. Медведев: «Санкции приходят и уходят, а репутация у государства остается». Премьер-министр также подтвердил намерение правительства России не ограничивать в дальнейшем свободу предпринимательской деятельности.
Главы МИД ЕС 29 января 2015 года на экстренном заседании в Брюсселе приняли решение продлить в отношении 25 граждан РФ санкции, введённые в марте 2014 года. Эти меры предполагают заморозку банковских счетов и запрет на въезд в страны Евросоюза.
Кроме того, ЕС планирует ввести дополнительные санкции, проект расширения списка которых, рассматривался 9 февраля 2015 года. Этот вопрос также собираются обсуждать на уровне глав государств и правительств Евросоюза. Сообщается также, что главам МИД ЕС дано поручение в течение 10 дней подготовить предложения по расширению «чёрного списка» российских граждан.
В нашей стране негативно отнеслись к намерениям Евросоюза [6]. Постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов прокомментировал решение ЕС о продлении антироссийских санкций следующим образом: «Евросоюз, действуя в таком зашоренном ключе, по сути дела, подвергает дополнительным испытаниям наше партнёрство, партнёрство между Россией и Евросоюзом, что достойно сожаления».
Действие санкций в краткосрочной перспективе граждане России могут ощутить на обесценивании рубля, т.к. от него зависит стоимость всех импортных товаров, которые завозятся в Россию, на банкротстве ряда туристических фирм в стране. Влияние санкций россияне ощутили после введения ответных санкций со
стороны РФ, в результате чего начался рост цен на продукты питания на внутреннем рынке. Введение санкций подрывает продовольственную безопасность страны [7], и порождает огромное количество угроз экономической безопасности страны в целом. Так, по данным Федеральной антимонопольной службы, подорожание больше всего затронуло мясо, цены на мясные продукты выросли от 20% до 40%, следом идут молочные продукты (особенно сыры), овощи и фрукты [8].
Острее всего на изменения в экономике страны реагирует финансовый сектор [9]. Так, с начала 2014 года национальная валюта в России сильно подешевела на 17,5%. Обменный курс наличного рубля к доллару США вырос с 32 рублей 65 копеек до 66 рублей 12 копеек, что касается евро, курс поднялся с 45 рублей и 5 копеек до 77 рублей и 72 копеек. Обменный курс к данным иностранным валютам ежедневно колеблется, его изменения с 28 ноября 2014 г. по 13 января 2015 года хорошо видны на рисунках 1 и 2.
84
79 85,15 16 декабря 2014
74
69
59
28ноя 4дек 10дек 1В дек 22дек 25 дек Бянн 13яне
28ноя 4дек 10дек 1Бдек дек 26дек бянн 13як
Рисунок 1 - Динамика курса евро к рублю [10]
67
63 г 67.S У
59 ~ 1 16д&ка6ря 2014- / V >"
£5 J \ N
у. /
47
¿8 ноя 4дек 18дек 1В дек де* 25 дек Е яна 13 яые
. _ ^________ .
28 ноя 4дек 10дек 16дек 22дек 26дек бянв 13яна
Рисунок 2 - Динамика курса доллара США к рублю [10]
Как следует из вышеприведенных графиков обесценивание нашей национальной валюты усилилось с первых чисел 2015 года и, скорее всего, будет продолжаться и в дальнейшем.
Санкции будут долго оказывать негативное влияние на финансовый рынок, и на российскую экономику в целом, тормозя их развитие [11]. При этом некоторые эффекты от санкций уже ощущаются, другие проявятся много позже. В России происходит рост цен, а в некоторых европейских странах, наоборот, снижение стоимости товаров, вследствие чего многие представители малого и среднего бизнеса находятся в тяжелой ситуации [12]. Против ужесточения санкций в отношении РФ выступают ряд крупнейших в мире банков и концернов (Siemens AG, Volkswagen AG, Deutsche Bank AG).
В настоящее время остро обстоит проблема с ростом цен в Российской Федерации [13]. На рисунке 3 проиллюстрирован график инфляции по месяцам, показывающий уровень инфляции в годовом исчислении.
фев апр июн авг окт дек
Рисунок 3 - Уровень инфляции по месяцам в годовом исчислении, 2014 год
Согласно вышеприведенному рисунку инфляция в России возрастала в течение всего 2014 года кроме июля и августа, когда уровень инфляции даже несколько снизился. В 2014 Россия занимает 9 место по уровню инфляции в мире. Так, в 2014 году инфляция была на уровне 11,4%, а по состоянию на 26 января годовой темп инфляции составил уже 13,1% и, по оценкам МЭР и ЦБ, будет расти и достигнет пика во втором квартале 2015 года. В сложившейся ситуации цель ЦБ о достижении уровня инфляции 4% к 2017 году кажется едва возможной [14].
Если сравнивать уровень инфляции 2014 и 2013 гг., то его значение в прошедшем году намного превышает аналогичный показатель 2013 г., хотя и не превысил уровень кризисного 2008 г. (13,28%). В 2013 г. уровень инфляции составил 6,45%. Сопоставление уровней месячной инфляции в годовом исчислении между 2013 и 2014 годами представлено на рисунке 4.
фее апр июн авг окт дек
■ 2013 20 Т4
Рисунок 4 - Сопоставление уровней месячной инфляции в годовом исчислении между 2013 и 2014 годами
Согласно вышеприведенному графику инфляция в 2014 г. стала превышать аналогичный показатель предыдущего периода с апреля. Ответные санкции, введенные нашей страной, в краткосрочной перспективе могут способствовать дальнейшему повышению уровня цен, падению уровня жизни населения.
Рассматривая долгосрочную перспективу, необходимо обратить внимание на изменение ВВП [15]. По оценкам аналитиков, по результатам 2014 года из-за санкций Россия потеряет около 23 миллиардов евро или 1,5% ВВП, а в 2015 почти 75 миллиардов евро, что еще сильнее скажется на экономике и составит почти 5% ВВП. Важно отметить, что в таких условиях значительно замедлиться приток иностранных инвестиций в Россию, 75% которых приходятся на страны члены Европейского Союза [8].
Санкции не обошли стороной и нефтегазовый сектор [16]. Поскольку экономика нашей страны сильно зависит от данной отрасли, то санкции в этой сфере заслуживают особого внимания.
Возможны следующие краткосрочные последствия санкций в данной отрасли:
- необходимость изыскивать альтернативные источники рефинансирования;
- сокращение инвестиционных программ;
- остановка или замедление реализации текущих проектов в области разведки и добычи газа и нефти [17].
Среди долгосрочных последствий санкций в рассматриваемой отрасли наиболее вероятно:
- падение добычи углеводородов в России;
- падение продаж российского сырья и продуктов его переработки;
- падение доходов нефтегазовых компаний России;
- падение доходов государственного бюджета России от экспорта нефтепродуктов и газа;
- рост цен на продукты переработки сырья на внутреннем рынке;
- активизация развития собственных технологий;
- замещение российского сырья на внешних рынках на сырье других поставщиков [8].
В качестве мер по активизации структурных изменений в российской экономике в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры 28 января 2015 года Правительство РФ обнародовало антикризисный план, состоящий из 60 пунктов и рассчитанный на 2015-2016 годы.
В таблице 1 приведены основные положения принятой Правительством РФ антикризисной программы.
Таблица 1 - Основные положения антикризисной программы, принятой Правительством РФ [18]
№ п/п
Направления антикризисного плана
Докапитализация
системно значимых банков
Поддержка сельского хозяйства
Поддержка предпринимательства
Компенсации наиболее уязвимым категориям граждан
Основные положения
300 млрд. рублей планируется потратить на финансирование «Внешэкономбанка»; 200 млрд. рублей будет выделено на предоставление госгарантий по кредитам и займам, привлекаемым крупными компаниями
Правительство РФ в 2015 году выделит 50 миллиардов рублей на государственную поддержку сельского хозяйства, а также ещё по 2 миллиарда на субсидирование скидки на агротехнику отечественного производства и на имущественный взнос в уставный капитал предприятия «Росагролизинг»
На финансирование малых инвестиционных предприятий планируется выделить 5 млрд. рублей, а также: упрощение процедуры признания того или иного бизнеса субъектом малого и среднего предпринимательства; ограничение числа проводимых ФАС проверок;
снижение налогового бремени
Антикризисным планом предусмотрено:
получение семьями, имеющими право на материнский капитал, в 2015 году единовременной выплаты в размере 20 тысяч рублей;
индексация страховых пенсий (выделено 188 млрд рублей);
борьба с безработицей (потратится 52,2 млрд рублей);
улучшение лекарственного обеспечения граждан и компенсацию расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных медицинских препаратов (заложено в плане 16 млрд. рублей)
Поддержка им-портозамещения и экспорта
10-процентное сокращение расходных статей бюджета на 2015 год
Минпромторг, Минфин, Минкомсвязь, Минсельхоз и Минэкономразвития к 1 июля должны подготовить документы по реализации программ импортозаме-щения;
будут приняты финансовые меры: 3 млрд. рублей будет выделено для субсидирования процентной ставки «Росэксимбанка» по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции
В течение следующих трёх лет госрасходы должны сокращаться как минимум на 5% в год с тем, чтобы к 2017 году достичь сбалансированности бюджета. Обеспечить их сокращение предполагается в первую очередь за счёт исключения неэффективных затрат, например, засчет сокращения расходов на функционирование органов государственной власти
Несмотря на то, что список антикризисных мер является не окончательным и может быть впоследствии расширен, в общей сложности объем бюджетного финансирования достигает около 1,3 триллиона рублей. С учетом 1 трлн. рублей, уже выделенных на докапи-тализацию банковской системы, стоимость мер по поддержке экономики составит 2,33 трлн. рублей. Говоря об антикризисном плане, Путин подчеркивал, что его реализация должна обеспечить социальную стабильность.
В качестве еще одной антикризисной меры можно назвать снижение Банком России ключевой ставки с 17 до 15% впервые за все время ее существования в качестве основного ориентира стоимости денег в экономике - с сентября 2013 года.
Снижение ставки дает возможность запустить кредитование реального сектора, что является одной из задач антикризисного плана. Правительство рассчитывает, что «стабилизация сырьевых рынков и принимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования» [19].
Снижение Центробанком ключевой ставки с 17 до 15% - это шаг в этом направлении. Ставки по кредитам после резкого удорожания денег в экономике стали фактически запретительными как для малого и среднего бизнеса, так и для крупных компаний. С декабря на понижении ставки настаивали как представители бизнеса, так и сами банкиры. О необходимости снижения ключевой ставки заявлял и министр экономики Алексей Улюкаев, называя ее текущий уровень «экстремальным».
Влияние ключевой ставки на экономику сейчас сложно предсказуема, и поэтому снижение ставки может и не оказать негативного воздействия на инфляцию. Научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин считает, что после понижения ставки ситуация не поменяется в том направлении, как ожидают макроэкономисты. По его мнению, проблему остановки роста инфляции или падения рубля такими мерами не решить.
Многие специалисты уверены, что снижение Банком России ключевой ставки на 2% может мало способствовать улучшению ситуации. Так, например, главный экономист Финансовой Группы БКС Тихомиров полагает, что ставка и в 15%, и в 17% - одинаково «запредельно высокая», следовательно эффект от снижения ставки на рост инвестиций будет нулевой. Тихомиров также считает, что если бы ЦБ снизил ставку на 10 процентных пунктов, то мог бы быть позитивный эффект на эконо-мшку [20].
Каким еще видится выход по улучшению экономической ситуации в стране? Участники Общероссийского гражданского форума в Москве, который прошел в ноябре 2014 года при участии А. Кудрина, предложили для развития гражданского общества в России усовершен-
ствовать общественный контроль, обеспечить информационную открытость, а также разработать концепцию национальной культурной политики, свободной от ведомственных ограничений. Кудрин, выступая на форуме, заявил: «К началу этого года страна уже объективно и без санкций стала снижать темпы экономического роста. На фундаментальные структурные проблемы нало-жились известные внешние проблемы».
По нашему мнению, в целом санкции запада едва ли могут грозить крахом российской экономике и не способны сильно повлиять на дальнейшее развитие страны в ближайшее время. Но все же, во многом их действие имеет негативное влияние в будущем, например, может быть ограничен доступ к новым технологиям. В долгосрочной перспективе, при сохранении сегодняшних тенденций, санкции могут очень «больно» ударить как по экономике России, так и по обычным россиянам.
Необходимо определенное время, чтобы отечественное производство наладилось в условиях санкций. Пока же в национальной экономике только начинают проявляться отрицательные моменты. От правильности действия правительства государства во многом и будет зависеть, какие последствия от введения экономических санкций будут преобладать: развитие отечественного производства или ухудшение состояния экономики. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Семеркова Л.Н., Белякова В.А. Механизм планирования показателей стратегической конкурентоспособности с учётом особенностей постиндустриального периода развития// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-1. С. 244-252.
2. Завершился первый день работы Гайдаровского форума - (Режим доступа) URL: http://1prime.ru/press release/20150115/800160006.html.
3. Парламент Крыма принял Декларацию о независимости АРК и г. Севастополя - (Режим доступа) URL: http://www.rada.crimea.ua/news/11_03_2014_1.
4. Хестанов С. Санкции: краткосрочные и долгосрочные последствия - журнал РЦБ. - 2014. - №8 (445) (Режим доступа) URL: http://www.rcb.ru/rcb/2014-08/269658/.
5. Михнева С.Г. Научно-технологический потенциал России в контексте развития мирового хозяйства// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2008. № 2. С. 48-52.
6. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы. - (Режим доступа) URL: http://rusrand.ru/ events/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossii-vyzovy-i-ugrozy
7. Винничек Л.Б., Папцов А.Г., Фудина Е.В. К вопросу о проблеме продовольственной безопасности// Нива Поволжья. 2012. № 3. С. 61-64.
8. Влияние санкций на экономику России. Есть ли эффект? - (Режим доступа) URL: http://finliga.com/news/ vhjanije-sanktii-na-rossiju.html
9. Бобылёва А.С. Влияние экономического кризиса на
состояние финансово-кредитной системы России// Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. № 2. С. 3-11.
10. Яндекс котировки - (Режим доступа) URL: http:// news.yandex.ru/quotes.html.
11. Кашкуров Н.А., Иванова Л.И. Финансовые проблемы вступления в ВТО // В сборнике: Столыпинские чтения. Проблемы развития АПК в условиях вхождения в ВТО. Материалы Всероссийской студенческой научной конференции, посвящённой 70-летию ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина». 2013. С. 147-150.
12. Иванова Л.И., Бобылёва А.С. О текущей ситуации и задачах обеспечения продовольственной безопасности страны// В сборнике: Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы материалы Всероссийской научно-практической конференции. редколлегия: Л.И. Иванова, С.Н. Сушкова, Т.Ф. Зайцева, Г.В. Лапшина, Н.В. Салова. 2005. С. 160-166.
13. Влияние санкций на экономику России. Последствия введения санкций. Экономика России сегодня. -(Режим доступа) URL: http://fb.ru/article/159526/ vliyanie-sanktsiy-na-ekonomiku-rossii-posledstviya-vvedeniya-sanktsiy-ekonomika-rossii-segodnya
14. Уровень инфляции в Российской Федерации -(Режим доступа) URL: https://www.statbureau.org/ru/ russia/inflation
15. Савишкина М.М., Михнева С.Г. Интересы и противоречия в российско-американских отношениях// В сборнике Мир в эпоху модернизации и глобализации: политические, экономические и социокультурные аспекты. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.Г. Михневой, Л.С. Аникина, Л.В. Рожковой, О.В. Сальниковой. Пенза, 2014. С. 91-94.
16. Маслов Д.Г. Институциональные аспекты «Ресурсного проклятья» экономик стран, обеспеченных природными ресурсами// Журнал экономической теории. 2010. № 1. С. 13.
17. Нефтегазовая отрасль России: Социально-экономические последствия санкций -Аналитический отчет, подготовленный компанией экспертного консультирования «НЕОКОН», - М.: 2014 г. - 44 С.
18. Анушевская А. В чём суть антикризисного плана правительства РФ на 2015-2016 годы? - Аргументы и факты (Режим доступа) URL: http://www.aif.ru/ dontknows/actual/antikrizisnyi_plan_pravitelstva_ Rossii na_2015-2016_gody.
19. Банк России поддержал правительство в борьбе с кризисом - ТАСС: информационное агентство в России - (Режим доступа) URL: http://tass.ru/ ekonomika/1735200.
20. Маркеева Г.А., Михнева С.Г. Этапы и закономер-
© 2015
ности развития аутсорсинговых отношении: опыт Запада и уроки для России//Российское предпринимательство. 2014. № 3 (249). С. 42-52. EFFECT OF SANCTIONS ON RUSSIAN ECONOMY
Yu. A. Ryzhkova, candidate of economical science, associate professor of the chair «Economic theory and international relations»
Penza State University, Penza (Russia) V.N.Batova associate professor of the chair «Economics and Management»
Penza State Technological University, Penza (Russia)
Abstract. The problem of the effect of sanctions against Russia in the global economy in general and the national economy of the Russian Federation in recent years is of particular relevance and attention of specialists from different countries. The imposition of sanctions against Russia were the response due to its position on the so-called "Ukrainian question." And now there is an expansion of Western sanctions, which has a negative impact on the economic and food security of the country and covers a number of sectors of the Russian economy. In this regard, the study of the possible effects of the imposition of sanctions on the Russian economy is quite relevant, requires a detailed study to further predict the long and short term.
The realization of work tasks has been reached on the basis of the analysis of the main provisions of the anti-crisis program for 2015-2016 years, adopted by the Russian Government, as well as statistical data on the main macroeconomic indicators.
Isolated and characterized the main short-term and long-term consequences of the impact of sanctions on the Russian economy; The main provisions of the anti-crisis program adopted by the Government of the Russian Federation.
Consideration of imposing sanctions on Russia allows to understand their causes, to identify short-term and long-term effects of sanctions on the country's economy, as well as contribute to the development of anti-crisis measures for measures to enhance the structural changes in the Russian economy.
Keywords: sanctions, anti-crisis measures, inflation, the dollar, gas industry, The European Community, referendum, status of Crimea, import substitution, export.