Научная статья на тему 'Проблемы реализации принципа верховенства права в сфере экономики'

Проблемы реализации принципа верховенства права в сфере экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / SUPREMACY OF LAW / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ЗАЩИТА БИЗНЕСА / PROTECTION OF BUSINESS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекишиева С.Р.

Статья посвящена актуальным вопросам реализации принципа верховенства права в сфере экономики в условиях формирования социального правового государства в России, проблемам качества законодательства и обеспечения законного и обоснованного правоприменения в условиях осуществляемой экономической реформы. Автор приходит к выводу, что принцип верховенства права является важным условием и средством успешного экономического развития государства. Верховенство права в сфере экономики во многом предопределяется качественным законодательством, которое должно формироваться как с учетом целевых установок и перспектив развития государства, так и с учетом необходимости введения экономической политики в целом в четкие юридические рамки правовых законов, что позволит социализировать экономические отношения, придать им ту меру справедливости и надежности, которые могут обеспечить юридические гарантии, усилить экономическую и правовую определенность для бизнеса. Обеспечение верховенства права в сфере экономики должно основываться на законном и обоснованном правоприменении, ориентированном на защиту бизнеса, в первую очередь от произвола государственных структур. Обеспечение законного и обоснованного правоприменения включает совершенствование судебной практики, предотвращение использования государственных органов в корпоративных конфликтах и рейдерских захватах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of law supremacy principle realization in the economic sphere

The article is devoted to the actual problems of the law supremacy principle realization in the economic sphere when the Russian law-bound state is formed, the problems of the quality of legislation, ensuring the legal and reasonable law enforcement under the conditions of economic reforms carried out. The author concludes that the law supremacy principle realization is an important prerequisite and means for successful economic development of the state. Thesupremacy of law in the sphere of economy is largely determined by the qualitativelegislation, which should be formed taking into account the given targets and prospects of development of the state and the need to introduce economic policy in a clear legal framework of legal laws. This will help to socialize the economic relations and give them the measure of justice and security, which can provide legal guarantees to strengthen the economic and legal certainty for business. Ensuring the supremacy of law in the economic sphere should be based on law and justified by law enforcement, the business-oriented protection, first of all from the tyranny of the state structures. Ensuring legal and reasonable enforcement includes the improvement of judicial practice preventing the use of the state bodies in corporate conflicts and raider attacks.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации принципа верховенства права в сфере экономики»

УДК340.01 С.Р.Бекишиева

Проблемы реализации принципа верховенства права в сфере экономики

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; bekishieva@mail.ru

Статья посвящена актуальным вопросам реализации принципа верховенства права в сфере экономики в условиях формирования социального правового государства в России, проблемам качества законодательства и обеспечения законного и обоснованного правоприменения в условиях осуществляемой экономической реформы. Автор приходит к выводу, что принцип верховенства права является важным условием и средством успешного экономического развития государства. Верховенство права в сфере экономики во многом предопределяется качественным законодательством, которое должно формироваться как с учетом целевых установок и перспектив развития государства, так и с учетом необходимости введения экономической политики в целом в четкие юридические рамки правовых законов, что позволит социализировать экономические отношения, придать им ту меру справедливости и надежности, которые могут обеспечить юридические гарантии, усилить экономическую и правовую определенность для бизнеса. Обеспечение верховенства права в сфере экономики должно основываться на законном и обоснованном правоприменении, ориентированном на защиту бизнеса, в первую очередь от произвола государственных структур. Обеспечение законного и обоснованного правоприменения включает совершенствование судебной практики, предотвращение использования государственных органов в корпоративных конфликтах и рейдерских захватах.

Ключевые слова: верховенство права, экономическое развитие, защита бизнеса, законодательство, правоприменение.

Проблеме верховенства права за последние 25 лет в России посвящена обширная литература, в которой высказаны различные мнения о характере, содержании и способах его реализации. В отличие от зарубежной науки верховенство права в российской юриспруденции рассматривается не как самостоятельная концепция, а как основополагающий принцип правового государства [1, с. 29-30; 2, с. 27], при этомотдельные авторы подменяют право законом и не разграничивают верховенство права и верховенство закона [3, с. 108].Иногда принцип верховенства права характеризуется как самостоятельная категория, содержащая нормативные и институциональные элементы [4, с. 15-25; 5, с. 33-45].

Ограничение влияния государства в экономической сфере традиционно лежит в основе либерального понимания верховенства права. Одним из наиболее известных представителей данного подхода является Ф.А.Хайек, известный как лауреат Нобелевской премии по экономике, но при этом юрист по базовому образованию: «Идеальное верховенство права требует, чтобы государство и принуждало всех к праву - и это было бы единственной его монополией, - и действовало по тому же праву и, следовательно, было ограничено так же, как и любое частное лицо. Именно то, что все нормы обращены равно ко всем, в том числе к тем, кто управляет, делает маловероятным, чтобы какие-то притесняющие нормы были приняты» [6, с. 318].

Принцип верховенства права соответствует системе тех рыночных ценностей, которые закреплены в российской Конституции. В Декларации Совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи о верховенстве права на национальном и международном уровнях (19 сентября 2012 года) указывается, что верховенство права имеет особо

важное значение для устойчивого и всеохватывающего экономического роста, устойчивого развития. По мнению ведущих российских экономистов, принцип верховенства права является необходимым условием и движущей силой формирования новой модели экономического роста в России[7, с. 4-5].

Осуществление верховенства права в России в сфере экономики предполагает учет ряда объективных и исторических факторов:

1) роль государства в экономическом развитии. Традиционно эта роль в России всегда была большая,даже чрезмерная. В современном мире свобода государства в экономических вопросах значительно расширилась (демократизация и социализация, глобализация и др.), что является веским аргументом в поддержке идеи сильного российского государства;

2) формирование позиций о социальной справедливости как важнейшем элементе российской демократии, «нравственном измерении» экономических процессов (против нищеты и неравенства);

3) неустойчивость, переходность российской конституционно-правовой модели экономики от либерально-демократических ценностей образца Конституции РФ 1993 года до «олигархического капитализма» и «государственного капитализма с патриотическим лицом». Примером такой неустойчивости являются неудавшиеся попытки принять закон о национализации. Восемнадцать законопроектов по этой теме было внесено в российский парламент, но ни один не был принят. Парламент не смог до конца определиться в назначении национализации: или это инструмент экономической политики государства (и одновременно защиты частной собственности), или способ восстановления социальной справедливости.

Реализация конституционных основ российской экономики требует преодоления наиболее значимых ее проблем, среди которых особого внимания требуют проблемы легитимности выбора экономического развития, роли государства как суверена и главного хозяйственника, форм и методов государственного участия в экономике, социальной и правовой справедливости.

В России легитимность выбора экономического развития, то естьопределения стратегических задач развития на длительную перспективу с точки зрения принципа верховенства права, вызывает сомнения. Единственным субъектом такого выбора является президент, который согласно Конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики. Они являются обязательными для всех органов государственной власти. С позиции верховенства права парламенту должно принадлежать право принимать законы о стратегическом планировании экономики и право контролировать установленные показатели. Поэтому следовало бы пересмотреть данное положение и перераспределить ответственность за такой выбор.

Развитие идеи сильного российского государства в начале XXI века привело к обозначению роли государства в экономике как суверена и главного хозяйственника. Российское государство в последнее десятилетие проводит активную экспансию в экономику: государственная собственность и государственный сектор составляют более 40 %, под фактический контроль взяты основные отрасли экономики. Огосударствление экономики вносит дисбаланс в реализацию конституционных принципов свободы экономической деятельности, равной правовой защиты форм собственности[8, с. 33] и защиты конкуренции. Кроме того, собственность госкомпаний фактически приватизирована топ-менеджментом, если исходить из того, что экономической формой реализации собственности является присвоение доходов. Коренных решений даже в условиях кризиса государственной властью не принимается, появляются законы точечного реа-

гирования вроде ограничения «золотых парашютов» для топ-менеджеров госкомпаний, в то время как экономистами признается, что инвестиций и инноваций не будет до тех пор, пока прибыль можно выводить в виде дивидендов и расходовать не на производственные нужды (яхты, клубы, драгоценности и т.п.)[9, с. 78]. Одним из результатов этого в экономике является слабая конкурентоспособность экономики, отток капитала из страны, недостаточность темпов экономического развития. Второй важнейшей проблемой чрезмерного вмешательства государства является деформирование его статуса в гражданском обороте, что порождает несбалансированность соотношения публичных и частных интересов, административных и рыночных механизмов. Верховенство права требует более обоснованных, соразмерных и легальных критериев государственного вмешательства в экономическую деятельность.

В современной России имеют место «проблемные» формы и методы государственного участия в экономике. Государственная экспансия в экономику осуществляется через такие организационно-правовые формы, как государственные корпорации, государственные компании, единые хозяйствующие субъекты (например, ОАО «Российские железные дороги»). Эти субъекты на основании законов наделены особым статусом в хозяйственной деятельности, что нарушает принципы равной защиты всех форм собственности, равных условий коммерческой деятельности. Верховенство права обязывает обеспечить равенство тех же госкорпораций с остальными участниками гражданского оборота. Одной из острейших проблем является использование неадекватных, «не вполне правовых» методов государственного воздействия, например доведение до банкротства, неадекватное использование гражданско-правовых институтов; недобросовестная конкуренция; административные барьеры, направленные на «захват» бизнеса. Поэтому в настоящее время необходима ориентация правоприменения на защиту бизнеса, в первую очередь от произвола государственных структур. По состоянию на 2012 год в России насчитывалось более 120 тысяч предпринимателей, осужденных за экономические преступления (включая условные сроки)[10, с. 121]. Опрос, проведенный ВЦИОМ в феврале-марте 2015 года, показал, что среди проблем, сдерживающих развитие бизнеса, несовершенство судебной системы назвали 32 % опрошенных. Более половины опрошенных считают, что ведение бизнеса в нашей стране является небезопасным (56%),уголовное преследование используется как инструмент передела собственности, а борьба правоохранительных органов по противодействию коррупции малоэффективна (53%)[11]. Ориентирование правоприменения на защиту бизнеса должно включать совершенствование судебной практики, предотвращение использования государственных органов в корпоративных конфликтах и рейдерских захватах. Перестройка взаимоотношений между бизнесом и всем блоком правосиловых органов -важнейшая часть реализации принципа верховенства права в экономике и условие ее подъема[7, с. 34-35].

Доктрина социального правового государства требует наполнения принципа формального правового равенства элементами социальной справедливости с учетом конкретных социальных условий и факторов. Высокий уровень социального расслое-ния[12, с. 200], экономическое неравенство, в том числе созданное неравенство экономических прав (например, разный уровень реальных гарантий прав собственности крупного и малого бизнеса)[13, с. 40], несправедливость в появлении первоначального капитала и т. д. являются факторами негативного давления на всю систему конституционных ценностей.

Таким образом, принцип верховенства права следует признать важным условием и средством успешного экономического развития государства. В настоящее время в России необходима активизация процессов, которые в науке называют «юридизация

экономики»[14, с. 164]. Дело в том, что «экономика в силу объективности законов ее развития сама по себе социально нейтральна, более того, она предполагает наличие экономического неравенства, конкурентной борьбы, экономического риска и даже экономического краха не только отдельной личности, но и целых социальных групп, регионов, государств. Право социально по своей сути, общесоциальные характеристики, например справедливость, включены в право. Право не может быть моральным или нравственным, гуманным или негуманным. Оно может быть только справедливым, по сути, только право и справедливо. В этой связи «юридизация экономики», введение экономической политики в целом в четкие юридические рамки правовых законов позволят социализировать экономические отношения, придать им ту меру справедливости и надежности, которые могут обеспечить юридические гарантии»[15, с. 33]. Таким образом, право не может быть сведено к формальным установлениям государства, и если эти установления недопустимо отклоняются от «внутренних» требований, принципов права, то правом они не могут быть признаны.

Верховенство права в сфере экономики, во-первых, во многом предопределяется качественным законодательством, которое должно формироваться как с учетом целевых установок и перспектив развития государства, так и с учетом необходимостивведе-ния экономической политики в целом в четкие юридические рамки правовых законов, что позволит социализировать экономические отношения, придать им ту меру справедливости и надежности, которые могут обеспечить юридические гарантии, усилить экономическую и правовую определенность для бизнеса.

Во-вторых, обеспечение верховенства права в сфере экономики должно основываться на законном и обоснованном правоприменении, ориентированном на защиту бизнеса, в первую очередь от произвола государственных структур. Обеспечение законного и обоснованного правоприменения включает совершенствование судебной практики, предотвращение использования государственных органов в корпоративных конфликтах и рейдерских захватах.

Литература

1. Михеева Т.Н. О принципе верховенства права на современном этапе развития правового государства // Закон и право. - 2013. - № 9. - С. 29-31.

2. Попов Д.И. Философско-правовые основы применения принципа верховенства права при осуществлении судебного усмотрения // Юридический вестник ДГУ. - 2013. - Вып. 3. - С. 27-31.

3. Аду Я.Н.Верховенство права как основа борьбы с экстремизмом и межнациональным противостоянием // Правовое государство: теория и практика. - 2013. -№ 3 (33). - С. 107-113.

4. Марочкин С.Ю. Взаимодействие правовых систем как общий вектор развития (отношение международного сообщества к принципу верховенства права: намерения и реальность) // Российский юридический журнал. - 2014. - № 5. - С. 15-25.

5. Грачева С.А. Доктрина верховенства права и судебные правовые позиции // Журнал российского права. - 2014. - № 4 (208). - С. 33-45.

6. HayekF.A. The Constitution of Liberty: The Definitive Edition. - University of Chicago Press, 2011. - P. 318.

7. Ясин Е.Г., Акиндинова Н.В., Якобсон Л.И., Яковлев А.А. Состоится ли новая модель экономического роста в России? // Материалы XIV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 2-5 апр. 2013 г.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»). - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.

8. Муртазалиев А.М., Мирзаев МА.Правовое государство и гражданское общество: взаимосвязь и взаимозависимость // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. - Вып. 2. - С. 30-36.

9. Василенок В.Л. Экономический потенциал и экономическая политика России // Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический, социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты. Сборник научных статей. - СПб.: Институт бизнеса и права, 2011.

10. Яковлев А.А. Отнять или создать? Стимулы к применению насилия в экономике и факторы, способные ее ограничить // Верховенство права как фактор экономики: межд. кол. монография / под ред. Е.В.Новиковой, А.Г.Федотова, А.В.Розенцвайга, М.А.Субботина. - М., 2013.

11. Доклад Уполномоченного при Президенте РФпо защите прав предпринимателей // http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2015.html.

12. Кадиева Ш.М.Социальная функция государства: проблемы теории и практики // Проблемы и перспективы современной науки. - 2014. - № 3. - С. 199-204.

13. Бекишиева С.Р., Яхьяев А. /.Экономический фактор в развитии правовой системы России // Закон и право. - 2016. - № 5. - С. 38-41.

14. Мамишев В.И. Теоретико-правовые основания взаимодействия государства и экономики в Российской Федерации: дис. ... канд. юр. н. - СПб., 2003.

15. НерсесянцB.C. Философия права. - М.: Норма, 2000.

Поступила в редакцию 7 декабря 2015 г.

UDC 340.01

Problems of law supremacy principle realization in the economic sphere

S.R. Bekishiyeva

Dagestan State University, Russia; 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43а; beki-shieva@mail.ru

The article is devoted to the actual problems of the law supremacy principle realization in the economic sphere when the Russian law-bound state is formed, the problems of the quality of legislation, ensuring the legal and reasonable law enforcement under the conditions of economic reforms carried out. The author concludes that the law supremacy principle realization is an important prerequisite and means for successful economic development of the state. Thesupremacy of law in the sphere of economy is largely determined by the qualitativelegislation, which should be formed taking into account the given targets and prospects of development of the state and the need to introduce economic policy in a clear legal framework of legal laws. This will help to socialize the economic relations and give them the measure of justice and security, which can provide legal guarantees to strengthen the economic and legal certainty for business. Ensuring the supremacy of law in the economic sphere should be based on law and justified by law enforcement, the business-oriented protection, first of all from the tyranny of the state structures. Ensuring legal and reasonable enforcement includes the improvement of judicial practice preventing the use of the state bodies in corporate conflicts and raider attacks.

Keywords:supremacy of law, economic development, protection of business, legislation, enforcement.

Received 7December, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.