Научная статья на тему 'Верховенство права как фактор инновационного развития экономики'

Верховенство права как фактор инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / RULE OF LAW / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ИНСТИТУТЫ / INSTITUTIONS / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ФАКТОРЫ / FACTORS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / RULE-OF-LAW STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдова Екатерина Александровна

Актуальной задачей юридической науки является поиск правовых факторов и условий, способствующих переходу российской экономики на инновационный путь развития. Реализация принципа верховенства права рассматривается в качестве одного из таких факторов. Проанализировано влияние верховенства права на инновационное развитие, доказана его адаптация в странах континентального права (на примере Германии). Значимым аспектом верховенства права в инновационном развитии является его роль в формировании трех необходимых правовых элементов инновационной экономики: регламентированной институциональной среды, взаимосвязанных нормативных правовых средств и судебной практики по вопросам инновационной деятельности. В Российской Федерации реализации принципа верховенства права уделяется незаслуженно мало внимания, что препятствует становлению и эффективности экономических, правовых и общественных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RULE OF LAW AS A FACTOR OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT

An urgent task of modern jurisprudence is searching for legal factors and conditions that contribute to the transition of the Russian economy to an innovative development path. The implementation of the rule of law is seen as one of such factors. The author analyzes the influence of the rule of law on innovative development and proves its adaptation in the countries of continental law (on the example of Germany). The main role of the rule of law in innovative development consists in formation of three necessary legal elements of the innovative economy: a regulated institutional environment, interrelated normative means and judicial practice on innovation issues. In the Russian Federation, the principle of the rule of law is given undeservedly little attention, which impedes effective functioning of economic, legal and public institutions

Текст научной работы на тему «Верховенство права как фактор инновационного развития экономики»

11. Guseva S.L. Sovershenstvovanie upravleniya chelovecheskimi resursami kak strategicheskij imperativ lechebnogo uchrezhdeniya (Improvement of Human Resources Management as a Strategic Imperative of Medical Institutions), Organizacionnye osnovy kadrovoj politiki v zdravoohranenii Rossijskoj Federacii, sbornik nauchnih trudov. M., 2012, pp. 30-40.

12. Siburina T.A. Mobilizaciya tvorcheskogo potenciala vrachebnyh kadrov - strategicheskoe napravlenie kadrovoj politiki v zdravoohranenii (Mobilization of Creative Potential of Medical Staff is a Strategic Direction of Personnel Policy in Health Care), Social'nye aspekty zdorov'ya naseleni-ya, 2016, No. 4, pp. 10.

13. Akishkin V.G., Zverev V.V., Nabiev R.A. Teoretiko-konceptual'nye osnovy povysheniya ehffektivnosti regulirovaniya trudovyh otnoshenij v medicinskih organizaciyah (Theoretical and Conceptual Basis for Improving the Efficiency of Regulation of Labor Relations in Medical Organizations), Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika, 2018, No. 1, pp. 18-27.

14. Romanchuk I.G. Oplata truda i motivaciya medicinskogo personala v usloviyah perekhoda na ehffektivnyj kontrakt (Remuneration and Motivation of Medical Staff in the Conditions of Transition to a Performance-Based Contract of Employment), Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2014, No. 10, pp. 95-101.

Дата поступления: 14.05.01.2018 Received: 14.05.2018

УДК 347.6

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

ДАВЫДОВА Екатерина Александровна

адъюнкт адъюнктуры, кафедры теории и истории государства и права, Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", г. Екатеринбург, Россия. E-mail: edavydova81@mail.ru

Актуальной задачей юридической науки является поиск правовых факторов и условий, способствующих переходу российской экономики на инновационный путь развития. Реализация принципа верховенства права рассматривается в качестве одного из таких факторов. Проанализировано влияние верховенства права на инновационное развитие, доказана его адаптация в странах континентального права (на примере Германии). Значимым аспектом верховенства права в инновационном развитии является его роль в формировании трех необходимых правовых элементов инновационной экономики: регламентированной институцио-

THE RULE OF LAW AS A FACTOR OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT

DAVYDOVA Ekaterina Aleksandrovna

Postgraduate student, Department of Theory and History of State and Law, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Yekaterinburg, Russia. E-mail: edavydova81@mail.ru

An urgent task of modern jurisprudence is searching for legal factors and conditions that contribute to the transition of the Russian economy to an innovative development path. The implementation of the rule of law is seen as one of such factors. The author analyzes the influence of the rule of law on innovative development and proves its adaptation in the countries of continental law (on the example of Germany). The main role of the rule of law in innovative development consists in formation of three necessary legal elements of the innovative economy: a regulated institutional envi-

нальной среды, взаимосвязанных нормативных правовых средств и судебной практики по вопросам инновационной деятельности. В Российской Федерации реализации принципа верховенства права уделяется незаслуженно мало внимания, что препятствует становлению и эффективности экономических, правовых и общественных институтов.

Ключевые слова: верховенство права, правовое государство, инновационная экономика, институты, регулирование, факторы, развитие.

ronment, interrelated normative means and judicial practice on innovation issues. In the Russian Federation, the principle of the rule of law is given undeservedly little attention, which impedes effective functioning of economic, legal and public institutions.

Key words: rule of law, rule-of-law state, innovative economy, institutions, regulation, factors, development.

Ориентация на инновационное развитие экономики провозглашена в стратегических и программных документах Российской Федерации [5; 6] как один из наиболее эффективных путей решения социальных и экономических проблем, преодоления кризисов и обеспечения конкурентоспособности России на международной арене. Поэтому поиск факторов, определяющих возможности и условия преобразования российской экономики в инновационно-ориентированную, является общественной и научной необходимостью. Опыт стран, имеющих положительную динамику в развитии инновационной экономики, показывает, что основным атрибутом их правопорядка является верховенство права (англ. "The Rule of Law").

Концепцию "верховенства права", или "правления права" можно рассматривать как аналог "правовому государству", закрепленному в ст. 1 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя. Так, Ф.М. Раянов утверждает, что «в англосаксонской правовой семье правовых систем общественные отношения, соответствующие содержанию понятия "правовое государство", охватываются понятием "правление права"»[7, с. 25]. Вместе с тем, рассматриваемые идеи возникли независимо друг от друга и развивались параллельно в странах с разными правовыми системами, потому, безусловно, имеют свои особенности. Российские исследователи правового государства объясняют происхождение этого понятия влиянием немецкой концепции "Rechtsstaat", обозначающей идею, выдвинутую в поздних работах И. Канта (хотя сам мыслитель данный термин еще не использовал). Согласно И. Канту, государство - это объединение людей под началом правовых законов. "Право есть ограничение свободы каждого с условием ее согласия со свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону". К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке [1, с. 25]. На сегодняшний день однозначной трактовки правового государства не существует, что объясняется сложностью и многогранностью этого явления, а также его постоянной трансформацией под влиянием прогресса и развития общества. Наиболее подробное представление о правовом государстве дает его характеристика через признаки и принципы. Так, в числе признаков правового государства, представленных в российской юридической литературе, верховенство права или правового закона занимает особое место [8]. Его обычно дополняют такие признаки как гарантированность прав и свобод человека и гражданина, связанность власти правом и подчинение ее деятельности интересам общества, обеспечение независимого правосудия, развитое гражданское общество. Данный перечень не является исчерпывающим, но стоит заметить, что любой дополнительный признак вытекает из основного - верховенства права. Таким образом, верховенство права - это фундаментальная характеристика правового государства, без наличия которой говорить о существовании других признаков не представляется возможным.

Понятие "The Rule of Law" впервые появилось в английском праве в начале XVII века в качестве принципа, обозначающего, что право стоит выше, чем формальные установления государства (власти), и в случае возникновения противоречий между внутренними требованиями права и установлениями государства, последние не являются правом, не подлежат исполнению и отменяются судом. В условиях современности "The Rule of Law" также нельзя считать догматическим понятием в силу динамики его развития. Несмотря на то, что данный термин чаще используется в странах общего права и не полностью прояснен даже в таких устоявшихся демократиях как, например, Швеция, Дания, Франция и Германия, отмечается тенденция к восприятию идеи верховенства права государствами с различными правовыми системами. Поскольку идея верховенства права включена в содержание Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.), Устава Совета Европы (1947 г.), Европейской конвенции по правам человека (1950 г.), можно говорить об ее универсальности и возможностях применения в разных странах, независимо от идеологической основы [11]. Ведущийся в настоящий момент поиск общего языка между юристами стран общего и континентального права имеет решающее значение для исследования взаимосвязи идей "верховенства права" и "правового государства", а также определения их влияния на экономическое развитие. На современном этапе есть основания утверждать о наличии тенденции конвергенции "верховенства права" и "правового государства". Данный процесс протекает в форме либерализации изначально сугубо формальной "Rechtsstaat" под влиянием англосаксонской доктрины "The Rule of Law".

В экономическом аспекте, верховенство права, в первую очередь обозначает создание необходимых правовых условий для функционирования свободного рынка, а также гарантию и защиту прав собственности. Важность верховенства права в успешном экономическом развитии неоднократно подчеркивал лауреат Нобелевской премии по экономике Ф.А. Хайек [12]. В соответствии с его взглядами, фундаментальным вопросом является не столько выяснение пределов вмешательства государства в экономику, сколько характер деятельности государства в этой сфере. Поэтому Ф.А. Хайек предлагал строить экономическую программу вокруг идеи "верховенства права", как более широкого и общезначимого принципа, чем принятой классической либеральной мыслью идеи "laissez-faire" (принцип невмешательства государства в экономику). Согласно определению Ф.А. Хайека, верховенство права - это метаправовая конструкция, которую было бы неточно определять как свод законов. Высшей инстанцией в ней провозглашается право как таковое, а его требования признаются обязательными для всех членов общества и социальных институтов, включая органы политической власти. Ф.А. Хайек отмечал, что просто признания законом частной собственности и свободы договоров недостаточно. Необходимо, чтобы права собственности получили дифференцированное определение по отношению к различным ее видам. Также важно изучать влияние на эффективность конкуренции разных форм правовых институтов, поскольку серьезные недостатки в этой области (в особенности в законодательстве о корпорациях и о патентах) не только снижают эффективность конкуренции, но и ведут к ее полному угасанию во многих сферах.

Эти утверждения не потеряли актуальность и по сей день. В инновационном развитии экономики правовая поддержка конкуренции и защита интеллектуальной собственности играют ключевую роль, вместе с тем, создание эффективного механизма правового регулирования указанных отношений до сих пор является нерешенной задачей в силу их особенностей. Суть проблемы заключается в следующем: информация, получаемая в ходе разработки инноваций как результат интеллектуальной деятельности, как правило, защищена патентом. Защита новой информации правом интеллектуальной собственности имеет основания, это дает возможность инноватору окупить свои затраты на научные разработки и изобретения и создает стимулы для фирм к участию в инновационной деятельности. Вместе с этим, данный способ решения проблемы имеет свои недостатки, поскольку владелец интеллектуальной собственности получает и монопольную власть на выпуск и распространение своей продукции, а это негативно сказы-

вается как на ценах и объеме выпускаемой продукции, так и на темпах распространения инноваций. Правовое решение данной проблемы должно быть достаточно гибким, чтобы, с одной стороны, не подавлять рынок инноваций чрезмерным регулированием, а с другой - чтобы эффективно защитить его от давления монополий и недобросовестной конкуренции. На наш взгляд, определить наиболее эффективный подход к правовому регулированию такой сложной ситуации возможно только посредством реализации принципа верховенства права. При помощи правовых средств, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, необходимо искать компромиссное решение данной проблемы. Таким решением, например, может быть ограничение патентной защиты теми или иными сроками.

Таким образом, одним из важных аспектов изучения верховенства права является анализ его влияния на инновационное развитие. В этой связи общими правовыми критериями инновационного развития и его государственной поддержки нам представляются качество и характер национальных методов и средств регулирования этой сферы и эффективность действия права по достижению целей построения инновационной экономики. Так, современные исследователи [3,4] отмечают следующие необходимые элементы инновационного развития:

1) собирательную категорию регламентированных правом институциональных элементов (инновационного процесса, инновационного цикла, инновационной среды, инновационной продукции, инновационной инфраструктуры, инновационной деятельности и пр.);

2) взаимосвязанные нормативные правовые средства, направленные на регулирование сферы инновационной деятельности.

В контексте верховенства права указанные два элемента логично дополняются специальной судебной практикой по вопросам, связанным с инновационным развитием, поскольку именно судебные акты, вступившие в законную силу, реализуют самую важную цель права и предоставляют надежную гарантию защиты прав сторон спорных отношений. Таким образом, значимым аспектом верховенства права в инновационном развитии следует отметить его роль в формировании трех необходимых правовых элементов инновационной экономики: регламентированной институциональной среды, взаимосвязанных нормативных правовых средств и судебной практики по вопросам инновационной деятельности. В качестве практических примеров названных правовых элементов целесообразно указать соответствующие институты и правовые конструкции, активно используемые инновационно-развитыми странами. Например, в Германии, реализуется комплекс федеральных стратегий, правовые конструкции которых определяют долговременные направления инновационного развития. В частности, в Стратегии 158 о социально-экологической рыночной экономике развития Германии [9] определены руководящие принципы проектирования национального развития, в том числе и в инновационной сфере. К ним относятся:

1. Принцип поддержки верховенства права. В документе указано, что экономическое развитие требует создания правовых основ, которые включают обязательность подчинения норм и действий государства верховенству права. Кроме того отмечено, что устойчивая экономическая деятельность предполагает приверженность правопорядку, а эффективно действующая судебная система дает всем представителям частного сектора справедливую основу для участия в экономическом процессе. Неотъемлемыми компонентами любой эффективной экономики являются обеспечение прав человека и равных возможностей для участия в экономической деятельности;

2. Принцип укрепления частного сектора. Любая экономика должна строиться на инициативе частного сектора, вместе с тем, государство является частью согласованной стратегии развития. Задача государства заключается в обеспечении общественных благ (например, образование, здравоохранение). Кроме того, государство несет политическую ответственность за результаты любой реформы. При сотрудничестве между государством, ассоциациями и бизнесом должен учитываться принцип субсидиарности: государство должно

выполнять только те задачи, которые частный сектор не может осуществлять более эффективно;

3. Улучшение условий для рыночной экономики. Конкуренция является наиболее эффективным инструментом развития экономики. Для предотвращения тенденций к монополизации государство должно создать условия, которые поощряют прозрачность рынка и свободный доступ на рынок. Важно также учитывать законные интересы потребителей в отношении качества продукции. Таким образом, потребительская защита является ключевой задачей государства;

4. Ориентация экономики на будущее. Успешный рост национальных экономик все больше основывается на знаниях, технологиях и инновациях, следовательно, задача любого правительства - вести диалог с обществом о проблемах будущего. Этот диалог должен быть реализован в сотрудничестве с бизнесом, наукой и гражданским обществом. Важно, чтобы власть осознавала ожидаемые структурные изменения и возможные модели развития на ранней стадии и могла направить ресурсы (например, финансирование) в эти области. Таким образом, экономические секторы с большим потенциалом на будущее, но в текущий момент неконкурентоспособные на мировом рынке, могут представлять собой исключение из политики либерализации, государство должно применять к ним временные меры поддержки;

5. Создание социального партнерства. Двумя важными аспектами социального партнерства являются капитал и труд. Поэтому профессиональные союзы работников и гражданское общество должны иметь право голоса в диалоге экономической политики наряду с бизнес-ассоциациями. Свобода слова и право организовывать профсоюзы жизненно необходимы для сбалансирования противоречивых интересов и играют важную роль в сохранении социальной гармонии.

Достаточно полно принцип верховенства права раскрыт в Стратегии 178 содействия надлежащему управлению в политике развития Германии [10]. Так, в документе отмечено, что право и справедливость являются основой для свободного, но регулируемого взаимодействия всех заинтересованных сторон в обществе. Право - это инструмент управления общественными, политическими и экономическими процессами. Верховенство права предполагает государственную монополию на применение силы, в то же время, оно подразумевает принцип разделения властей, включая независимую судебную систему, а также признание и обеспечение прав человека. Обязанность государственных органов соблюдать закон и элементы, относящиеся к организации государства (например, разделение властей), важны в первую очередь в контексте процессов государственного развития. Верховенство права также является важным фактором в улучшении инвестиционного климата и содействия росту благосостояния населения. Целью обеспечения верховенства права должно стать усиление роли права как рулевого инструмента в обществе и как инструмента защиты личности.

Таким образом, разработка и реализация в Германии комплекса федеральных стратегий, положения которых определяют главные правовые институты и долговременные направления инновационного развития с приоритетом принципа верховенства права, свидетельствует об адаптации принципа верховенства права в данной стране и принятии его в качестве одного из факторов инновационного развития. Схожие стратегические правовые документы реализуются и в других инновационно-развитых странах. В Российской Федерации проблемные аспекты, цели и задачи инновационного развития также закреплены в различных документах стратегического планирования, среди которых следует отметить Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, разработанную на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" [5]. Вместе с тем следует от-

метить, что идее верховенства права в нашей стране уделяется незаслуженно мало внимания. Противники перенесения в Россию рыночных и демократических институтов, как правило, ссылаются на невозможность их адаптации на российской почве, указывая на "особый путь" развития России. На наш взгляд, создание эффективных рыночных и демократических институтов - это первоочередная задача на пути к инновационной экономике, но они, действительно, не смогут успешно функционировать без верховенства права. Экономический успех предполагает взаимное доверие между властью, обществом и бизнесом, но такое доверие не возникнет без прочных правовых гарантий, без создания стабильных, устойчивых и продуманных «правил игры». Инновационный сектор экономики особенно чувствителен к рискам, поскольку его проекты ориентированы на будущее и имеют длительный срок окупаемости. Трудно представить себе предпринимателей, готовых вкладывать средства в такой бизнес в стране, где плохо реализуются гарантии прав собственности. Инновационные проекты невозможны без инвестиций, а инвестиции - это еще один элемент, который не может существовать без институциональной среды и правовой инфраструктуры.

Согласимся с утверждением, что существует определенная положительная корреляция между реализацией принципа верховенства права и экономическим развитием тех стран, где эта идея принята в качестве основополагающей [2, с. 160]. С позиции экономики, верховенство права - это не просто абстрактный правовой идеал. Это необходимое условие и инструмент, позволяющие обществу эффективно достигать поставленных экономических целей, адаптироваться к вызовам динамично изменяющейся реальности, сглаживать социальные противоречия и противостоять кризисам и стагнации. Таким образом, выбор между поддержкой идеи верховенства права и отказом от нее - это выбор между экономически эффективным и неэффективным общественным устройством.

Библиографические ссылки

1. Беляева О.М. Политико-правовые воззрения И. Канта // Вестник Пермского университета. 2014. № 1(23). С. 23-28.

2. Верховенство права как фактор экономики: международная коллективная монография / под ред. Е.В. Новиковой, А.Г. Федотова, А.В. Розенцвайга, М.А. Субботина. М. : Мысль, 2013.

3. Волынкина М.В. Инновационное законодательство России. М. : Аспект, 2005.

4. Городов О.А. Правовая инноватика. Правовое регулирование инновационной деятельности. СПб. : ООО «Университетский издательский консорциум Юридическая книга», 2008.

5. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (дата обращения: 03.02.2018).

6. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.consultant.ru/page. aspx? 986081 (дата обращения: 03.02.2018).

7. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации : монография. Уфа : АН РБ, Гилем, 2010.

8. Соколов А.Н. Котковский Л.Э. О принципах правового государства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 9. С. 71-81.

9. Strategie 158. Social and Ecological Market Economy Principles in German Development Policy. [Электронный ресурс]. URL:https://www.bmz.de/en/publications/archiv/type_of_publication/ strategies/konzept158.pdf (дата обращения: 12.02.2018).

10. Strategies 178. Promotion of Good Governance in German Development Policy [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmz.de/en/publications/archiv/type_of_publication/strategies/konzept 178.pdf (дата обращения: 12.02.2018).

11. Ударцев С. Ф. Темирбеков Ж.Р. Концепции «Rule of Law» («верховенство права») и «Rechtsstaat» («правовое государство»): сравнительный анализ // Государство и право. 2015. № 5. С. 5-16.

12. Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству / пер. с англ. М. : Новое издательство, 2005.

References

1. Beljaeva O.M. Politiko-pravovye vozzrenija I. Kanta (Politico-legal Views of I. Kant), Vestnik Permskogo universiteta, 2014, No. 1(23), pp. 23-28.

2. Novikova E.V., Fedotov A.G., Rozentsvaig A.V, Subbotin M.A. Verkhovenstvo prava kak faktor ekonomiki: mezhdunarodnaya kollektivnaya monografiya (The Rule of Law as a Factor of the Economy: International Collective Monograph). Moscow, Mysl', 2013.

3. Volynkina M. V. Innovatsionnoe zakonodatel'stvo Rossii (Innovative Legislation of Russia). Moscow, Aspekt, 2005.

4. Gorodov O. A. Pravovaya innovatika. Pravovoe regulirovanie innovatsionnoi deyatel'nosti (Legal innovation. Legal Regulation of Innovation Activity). SPb, OOO "Universitetskii izdatel'skii kon-sortsium Yuridicheskaya kniga", 2008.

5. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (Order of the Government of the Russian Federation "On the Approval of the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the Period to 2020"). Available at: http://www.//rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (Accessed 3 February 2018).

6. Ob utverzhdenii Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Feder-acii na period do 2020 goda (Order of the Government of the Russian Federation "On the Approval of the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period to 2020"). Available at: http://government.consultant.ru/page.aspx?986081. (Accessed 3 February 2018).

7. Rayanov F.M. Teoriya pravovogo gosudarstva: problemy modernizatsii: monografiya (Theory of the Rule-of-Law State: Modernization Problems: Monograph), Ufa, ANRB, Gilem, 2010.

8. Sokolov A.N. Kotkovskii L.E. O printsipakh pravovogo gosudarstva (On the Principles of the Rule-of-Law State), Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2013, No. 9, pp. 71-81.

9. Strategie 158. Social and Ecological Market Economy Principles in German Development Policy. Available at: https://www.bmz.de/en/publications/archiv/type_of_publication/ strategies/konzept 158.pdf (accessed 12 February 2018).

10. Strategies 178. Promotion of Good Governance in German Development Policy. Available at: https://www.bmz.de/en/publications/archiv/type_of_publication/strategies/konzept 178.pdf (accessed 12 February 2018).

11. Udartsev S. F. Temirbekov Zh.R. Kontseptsii «Rule of Law» («verkhovenstvo prava») i «Rechtsstaat» («pravovoe gosudarstvo»): sravnitel'nyi analiz (Concepts "Rule of Law" and "Rechtsstaat": Comparative Analysis), Gosudarstvo ipravo, 2015, No. 5, pp. 5-16.

12. Hayek F.A. fon. Doroga k rabstvu (The road to Slavery), per.s angl., Moscow, Novoe iz-datel'stvo, 2005.

Дата поступления: 28.03.2018 Received: 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.