Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия государства и общественных объединений на примере Российской Федерации'

Проблемы взаимодействия государства и общественных объединений на примере Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1409
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE / PUBLIC ASSOCIATIONS / LEGISLATION / PROBLEMS / INTERACTION / REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинин А. Ю.

В настоящей статье проводится анализ проблем взаимодействия государства и общественных объединений. На примере Российской Федерации рассматриваются законодательные нормы, которые регулируют деятельность общественных объединений и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This is describes and analyzes the problems of interaction between the state and public associations. The study of the legislation, on the example of the Russian Federation, which regulates the activities of public associations and the stat

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия государства и общественных объединений на примере Российской Федерации»

УДК 342:316.35(470)

А. Ю. Калинин

Проблемы взаимодействия государства и общественных объединений на примере Российской Федерации

В настоящей статье проводится анализ проблем взаимодействия государства и общественных объединений. На примере Российской Федерации рассматриваются законодательные нормы, которые регулируют деятельность общественных объединений и государства.

This is describes and analyzes the problems of interaction between the state and public associations. The study of the legislation, on the example of the Russian Federation, which regulates the activities of public associations and the state.

Ключевые слова: государство, общественные объединения, законодательство, проблемы, взаимодействие, регулирование.

Key words: state, public associations, legislation, problems, interaction, regulation.

Проблемы взаимодействия государства (государственных органов) и общественных объединений (некоммерческих организаций) в Российской Федерации определяет и регулирует внутреннее законодательство, в отдельных случаях - международные обязательства (договора, соглашения и прочее), ратифицированные уполномоченными государственными органами РФ. Основную функцию регулирования названного выше вопроса определяют Федеральные законы Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ и «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Вместе с тем отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации также определяют данный вопрос. Важно, что все положения федерального и регионального законодательства, которое регламентируют проблемы взаимодействия государства и общественных объединений, не должны вступать в противоречия с основным законом, Конституцией Российской Федерации.

Важно понимать, что термин «общественные объединения» в России имеет широкое значение, в данное понятие входят не только общественные

© Калинин А. Ю., 2018

организации, а также различные организационно-правовые формы общественных объединений, такие как общественные движения, общественные учреждения, общественные фонды, ассоциации (союзы), политические партии, казачьи общества, профсоюзы, религиозные организации, национально-культурные автономии и проч. Таким образом, проблему взаимодействия государства и общественных объединений регулируют, в том числе, и законы, профильные для определённых организационно-правовых форм общественного объединения, например: Федеральные законы от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ, «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ и иное законодательство.

Проблема регулирования взаимоотношений государства и общественных объединений в отечественной истории возникла с восемнадцатого века, когда в 1765 г. указом императрицы Екатерины второй было позволено подданным Российской империи, в количестве пятнадцати человек, создать первое отечественное общественное объединение - Вольное экономическое общество. В девятнадцатом веке создание общественных объединений приобрело более массовый характер, в России появились и такие общественные объединения, которые сохранились и в двадцать первом веке, такие как Географическое общество, Красный Крест России, Союз писателей. Именно в России в то время появились и первые экологические общественные объединения, например Императорское общество защиты животных, действующее сегодня в качестве структурного подразделения Союза потомков российских дворян.

В 1906 г. в России были разрешены профессиональные союзы и политические объединения (политические партии). На 1916 г. было зарегистрировано 2643 общественных объединений различной организационно-правовой формы.

Проблемы, возникающие в Российской империи между государством и общественными объединениями, регулировались в подавляющем большинстве случаев указами императора. Исключения составляли общественные объединения губернского, городского, уездного и сельского уровня. Проблемы их взаимодействия с государственными и земскими (местными) органами власти регулировались соответственными законодательными актами губернатора, градоначальника, главы уезда или села. Вместе с тем 4 марта 1906 г. в России начали действовать временные правила об обще-

ственных союзах, которые достаточно актуально для того времени регулировали проблемы, возникающие между государством и общественными союзами. В том же 1906 г. был учрежден Постоянный совет дворянских обществ России (ПСДОР), который регулировал проблемы дворянских собраний губерний, городов и уездов Российской империи.

В советский период отечественной истории проблемы взаимодействия государства и общественных объединений носили несколько иной характер, чем в Российской империи. Роль государственной власти усилилась, сформировалась однопартийная система партократии в виде Коммунистической партии Советского Союза, руководящая и направляющая роль которой была закреплена в ст. 6 Конституции СССР 1977 г., а подавляющее большинство общественных объединений, созданных до октября 1917 г., были запрещены государственными органами. Сохранились только некоторые профессиональные (творческие) союзы и организации социально-гуманитарной направленности, такие как Союз писателей или Красный Крест. Для сравнения, если в 1916 г., в России было зарегистрировано 2642 общественных объединения при равноправной многопартийной системе, то через семьдесят лет, в 1986 г., в Советском Союзе, при однопартийной системе и единственной Коммунистической партии, которая фактически являлась структурой государственного управления, было зарегистрировано всего 300 общественных объединений, 100 общесоюзных и 200 республиканских, внутри союзных республик СССР. 3 августа 1922 г. в Советской России был принят первый законодательный акт, который регулировал проблемы взаимодействия государства с общественными объединениями. Это был Декрет ВЦИК РСФСР «О порядке созыва съездов и Всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих объединений». В 1932 г. в связи с ужесточением государственной политики, в том числе и по отношению к общественным объединениям, было принято Положение СССР о добровольных обществах и их союзах, которое действовало до 1990 г.

26 декабря 1991 г. СССР прекратил свое существование, начался новый этап истории проблем взаимодействия Российской Федерации и общественных объединений. С названного выше времени началось бурное и свободное развитие разноплановых общественных объединений.

Статья 30 Конституции РФ провозглашает право каждого на объединение, в том числе для защиты своих интересов. Данная статья гарантирует и свободу деятельности общественных объединений.

Вместе с тем современное законодательство России, которое призвано регулировать проблемы взаимодействия государства и общественных объединений, ставит перед общественными объединениями неоправданно высокий административный барьер для ведения ими полноценной и свободной деятельности, а также в вопросе государственной регистрации общественными объединениями в Министерстве юстиции Российской Федерации и его территориальных управлениях.

Таким образом:

- законодательство РФ, регулирующее проблемы взаимодействия государства и общественных объединений, неоправданными ограничениями и завышенным административным барьером противоречит ст. 30 Конституции РФ, в том числе и потому, что согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет прямое действие;

- неоправданные ограничения на финансирование общественных объединений из зарубежных источников также является нарушением их конституционного права. Полагаем, что в интересах государства, напротив, необходимо стимулировать привлечение зарубежных финансовых инвестиций, в том числе и путем свободного финансирования общественных объединений;

- законодательство России в части регулирования взаимоотношений государства и общественных объединений необходимо радикально реформировать в направлении его либерализации и приведения в соответствие с правами и нормами Конституции РФ.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

2. История Демократической партии России. - М., 2000.

3. Конституция Российской Федерации принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. с учетом поправок от 30 дек. 2008 г., 5 февр., 21 июля 2014 г. // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

4. Молодой учёный: научн. журн. - № 9 (143). - 2017.

5. Некоммерческие организации в РФ: журн. - № 5. - 2012.

6. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

7. Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.