УДК: 323-053.6(470.319)
Молоткова Елена Дмитриевна, аспирант Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, Орёл), e-mail: [email protected]
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
В данной статье рассмотрена роль общественных объединений как элемента новой российской государственности, а также их развитие в процессе становления политической системы России. Посредством участия в деятельности общественных объединений, различные социальные группы имеют возможность выражать свои интересы, оказывать влияние на государство, что отражает основную роль общественных объединений в политической системе России.
Ключевые слова: Российская Федерация, конституция, общественные объединения, политическая система, государственность, политический механизм, организационно-правовые формы, общественный контроль.
Molotkova E.D., Postgraduate student, Central Russian Institute of Management - a branch, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
THE ROLE OF PUBLIC ASSOCIATIONS AS AN ELEMENT OF THE POLITICAL SYSTEM OF THE SOCIETY
The article examines the role of public associations as an element of the new Russian statehood, as well as their development In the process of formation of the political system of Russia. Through participation in the activities of public associations various social groups have the opportunity to express their Interests, to influence the state, which reflects the basic role of public associations in the political system of Russia.
Keywords: Russian Federation, Constitution, public associations, political system, statehood, political mechanism, organizational and legal forms, public control.
Началом формирования новой российской государственности стала Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которая была принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года [2]. Становление политической системы России проходило в сложных условиях крушения коммунизма, распада Советского Союза, переходного олигархического периода 90-х годов и восстанов-
ления суверенной государственности в начале XXI века. Основой современной российской политической системы стала конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и являющаяся базой для законодательства. Принятие ныне действующей Конституции происходило путем всенародного голосования на референдуме 12 декабря 1993 года. Первая статья конституции определяет
форму государственного устройства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления [1].
Принятие конституции, определившей форму государственного устройства, стало началом формирования новой политической системы российского общества, которая в настоящее время является целостной, упорядоченной совокупностью политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти [5]. Основополагающим принципом построения политической системы России служит принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную. Центральное место в российской политической системе занимает государство. Неотъемлемой ее частью также являются общественные объединения, различающиеся организационно-правовыми формами и целями, для реализации которых они создаются: это политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации. Под общественным объединением согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [2]. Действующим в нашей стране законодательством гражданам дано право на создание общественных объединений как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через регистрацию создаваемого общественного объединения в качестве юридического лица.
Посредством участия в деятельности общественных объединений различные социальные группы имеют возможность выражать свои интересы, оказывать влияние на государство, что отражает основную роль общественных объединений в политической системе России. Организационно-правовые формы, в которых могут быть созданы общественные объединения, закреплены законодательно. Закон дает их
исчерпывающий перечень: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии [2].
Посредством воздействия на государство через определённые политические механизмы общественные объединения способствуют своим участникам в удовлетворении их интересов, используя государственную власть. Это наиболее характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политическая партия представляет собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества [5]. Принимая участие в парламентских, президентских и иных выборах, партия получает определенный объём государственной власти. Таким образом, через механизм государственной власти у партии есть возможность в пределах своей компетенции реализовать предвыборную программу, что способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп [11].
В настоящее время в России общественные движения также играют важную роль в политической жизни общества. Если политическая партия является наиболее активной и организованной частью социальной группы, борющейся за политическую власть, то общественное движение можно рассматривать как наиболее активную часть общества, призванную выражать интересы определенных социальных групп граждан и стремящуюся к достижению какой-либо значительной политической цели. Еще одним существенным отличием общественных движений от политических партий является то, что социальная база движений более широка, аморфна, в отличие от партий они не имеют строго фиксированного членства.
Принципиальное отличие общественных движений от политических партий заключается в том, что общественное движение не преследует в качестве основной своей цели участие
именно в политической жизни общества. Названная характеристика обусловливает многообразие общественных объединений.
Общественные объединения как институциональный элемент политической системы общества способны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации [10].
Один из вариантов определения роли общественных объединений в политической системе государства - это определение их роли через виды участия в политической жизни общества, основными из которых можно считать:
- привлечение граждан к реализации государственной политики;
- выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общественное и государственное значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
- проведение общественной экспертизы проектов законов, нормативных правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- осуществление общественного контроля (конечно, относительного) за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
- выработка рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества;
- привлечение граждан и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы
слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций. В качестве одного из наиболее ярких примеров влияния общественного движения на политическую жизнь общества можно привести деятельность общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», лидером которого является Президент Российской Федерации.
Однако, несмотря на различные организационно-правовые формы общественных объединений и формы участия, наблюается разобщенность государственных институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); а также отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством.
Учитывая изложенное выше, это структура, созданная для взаимодействия общества с органами государственной власти, осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. Важнейшее значение в Российской Федерации имеет образованная в соответствии с федеральным законом Общественная палата, основное призвание которой - обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного
строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации [4].
Особое место среди общественных объединений занимают профессиональные союзы, которые являются добровольными объединениями граждан, что является общим для всех общественных объединений, связанными общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемыми в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов состоящих в них граждан.
Роль профсоюзных организаций в политической системе заключается в том, что они имеют право выдвигать социально значимые законопроекты, имеют значительные рычаги воздействия на проводимую государственную политику посредством организации митингов, шествий, забастовок [8].
Особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. Многообразие конкретно-исторических религиозно-духовных состояний общества позволяет сформулировать лишь несколько общих, но важных выводов, необходимых для понимания взаимодействия государства и церкви в рамках политической системы.
Политическая система России, особенно на современном этапе, исключила формально церковь из своего состава произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, свободы вероисповедания, секуляризации политики и автономии религии [10].
Однако действующее законодательство и церковные установления не создают никаких препятствий для взаимодействия между церковью и государством, и сегодня есть возможности развития сотрудничества между
государством и Церковью в улучшении социального положения разных категорий населения путем слаженной работы государственных и негосударственных организаций, в том числе и религиозных. Это поддержка семьи, здорового образа жизни, сохранение и развитие системы ценностей, которая обеспечивает преемственность поколений и социальный мир.
Активное взаимодействие государства и общественных объединений способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством общественных объединений может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти. Но в любом случае следует иметь ввиду, что общественные объединения могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами. Это особенно актуально сегодня в условиях глобализации всех сфер человеческой деятельности, когда западная цивилизация активно экспортирует, насаждает свои идеологические, культурные, политические и прочие ценности по всему миру, в том числе с помощью сети неправительственных организаций [9].
В заключение стоит отметить, что общественные объединения играют все более важную роль в политической системе современной России, поскольку в своем развитии они реально способны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных экономических и социальных проблем, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод, конституционного строя и демократических принципов, становления гражданского общества в Российской Федерации.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. II Ведомости ВС РСФСР. - 1990. - № 2.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях».
4. Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-Ф3.
5.Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016).
6. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях».
7. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации II Государство и право. 2004. № 2.
8. Федотов С.П. Роль церкви в формировании общественного строя и права в Англии II Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2016. - № 51. - С. 53-56.
9. Филонов В.И., Фомина М.Г. Особенности правового положения органов территориального общественного самоуправления II Вестник Поволжского института управления. - 2016. - № 6 (57). - С. 116-120.
10. Цыганов В. И. Теория государства и права. Тезисы лекций. - Нижний Новгород, 2015.- 142 с.
И.Чулюкова С.А. Общественные организации (объединения) и их роль в становлении гражданского общества. - М., 2012.-282 с.
References:
1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF о popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008
№ 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ).
2. Deklaratsiia o gosudarstvennom suverenlte-te RSFSR. Priniata Pervym S"ezdom narodnykh deputatov RSFSR 12 iiunia 1990 g. II Vedomosti VS RSFSR.- 1990,-№2.
3. Federal'nyi zakon ot 19.05.1995
№ 82-FZ (red. ot 02.06.2016) «Ob ob-shchestvennykh ob"edineniiakh».
4. Federal'nyi zakon «Ob Obshchestvennoi palate Rossiiskoi Federatsii» ot 04.04.2005 № 32-FZ.
5.Federal'nyi zakon ot 11.07.2001 № 95-FZ (red. ot 09.03.2016) «O poiiticheskikh partiiakh» (s izm. i dop., vstup. v siiu s 13. 03. 2016).
6. Federal'nyi zakon ot 26.09.1997 № 125-FZ (red. ot 06.07.2016) «O svobode sovestl i o rellgi-oznykh ob"edlnenilakh».
7. Agapov A.B. Nekotorye problemy Infor-matslonno-pravovogo obespechenlia delatel'nostl obshchestvennykh ob"edlnenil v Rossiiskoi Federatsii II Gosudarstvo i pravo. 2004. № 2.
8. Fedotov S.P. Rol' tserkvl v formirovanli ob-shchestvennogo stroia i prava v Anglli II Sbornlki konferentsli NITs «Sotslosfera». - 2016. - № 51. -S. 53-56.
9. Filonov V.I., Fomlna M.G. Osobennostl pravovogo polozhenlia organov terrltorial'nogo obshchestvennogo samoupravlenlia II Vestnlk Povolzhskogo instituía upravlenlia. - 2016. -№6 (57).-S. 116-120.
10. Tsyganov V. I. Teorlia gosudarstva I prava. Tezisy lektsli. - Nlzhnii Novgorod, 2015. - 142 s.
11. Chullukova S.A. Obshchestvennye organl-zatsil (ob"edinenlia) i Ikh rol' v stanovlenli gra-zhdanskogo obshchestva. - M„ 2012. - 282 s.