Научная статья на тему 'Взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления'

Взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1557
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА / ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лунёва Е. И., Бабушкина Д. А.

В статье рассматриваются возможности укрепления отношений органов местного самоуправления и общественных объединений с целью достижения демократизации общества через повышение эффективности деятельности органов законодательной власти на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления»

Лунёва Елена Игоревна

Старший преподаватель Московского университета им. С.Ю.Витте, г.

Москва

Бабушкина Дарья Алексеевна

студентка, направление подготовки - корпоративное право, кафедра гражданского права Российского государственного социального

университета, г. Москва

Luneva Elena Igorevna

Senior lecturer at Moscow University. S. Y. Witte, Moscow Email: Eluneva1 @yandex. ru

Babushkina Daria Alekseevna

Student, training direction - corporate Law, Department of Civil Law of the Russian State Social University, Moscow Email: babushkina. darya2014@yandex. ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Interaction of civil society institutions with local governments

Аннотация. В статье рассматриваются возможности укрепления отношений органов местного самоуправления и общественных объединений с целью достижения демократизации общества через повышение эффективности деятельности органов законодательной власти на местах.

Ключевые слова: местное самоуправление, общественные объединения, гражданское общество, общественный контроль, общественная проверка, принцип гласности.

Annotation. The article examines the possibilities of strengthening the relations between local self-government bodies and public associations with a view to achieving the democratization of the society through increasing the efficiency of the activities of legislative bodies in the localities.

Key words: local self-government, public associations, civil society, public control, public inspection, the principle of publicity.

Актуальными задачами в настоящее время, стоящими перед Российской Федерацией являются развитие демократии и повышение уровня открытости власти. Одним из признаков демократии является взаимодействие государства с институтами гражданского общества и установление диалога между властью и общественными структурами [5].

В муниципальных образованиях, в силу приближенности органов власти к населению, группам граждан, объединенных в общественные

формирования, задачей особой важности является создание возможностей принимать решения основываясь не только на собственные ресурсы, а учитывая общественное мнение по различным вопросам. Только данный алгоритм позволит использовать прямые контакты между всеми субъектами и будет способствовать повышению качества жизни местного населения.

Каждое муниципальное образование представляет из себя то пространство, где пересекаются в силу объективных причин интересы местного сообщества, то есть всех жителей, проживающих на данной территории; отдельно взятого гражданина, его семьи; интересы различных групп граждан, объединившихся в гражданские (общественные) структуры; политических партий и, безусловно, органов, созданных для решения вопросов местного значения, удовлетворения потребностей и интересов населения. В силу объективно сложившегося совместного группирования в пределах территории муниципального образования указанные субъекты не только вынуждены, но и заинтересованы в укреплении различного рода связей. По этой же причине именно на местном уровне заложен огромный потенциал для гармонизации отношений властных органов и институтов гражданского общества. Таким образом, местное самоуправление может стать идеальной площадкой для выстраивания, углубления, шлифовки многоаспектных взаимосвязей муниципальных властных институтов с институтами гражданского общества.

Конституции Российской Федерации определяет нормы для гарантии гласности, которую могут использовать граждане или группы граждан, которые составляют общественные объединения. Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации муниципальным органам предписано обеспечить возможность ознакомления с материалами, которые затрагивают права и свободы каждого гражданина. Статья 33 предоставляет право направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления [1].

Понятие местного самоуправления было пересмотрено в Федеральном законе №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Результатом этого пересмотра стала активизация роли участия граждан в решении вопросов местного значения, а также изменение приоритетов в основных институтах местного самоуправления, где основной акцент сделан на важность граждан и гражданские структуры в решении местных вопросов, тогда как органам местного самоуправления «достались» вторые роли.

Институтами гражданского общества являются: профессиональные союзы, благотворительные организации, средства массовой информации, общественные советы, общественные объединения, общественные палаты, добровольные народные и пожарные дружины, и т.д. С органами местного самоуправления эти объединения могут взаимодействовать в рамках инициирования публичных слушаний и правотворческих инициатив объединений, а так же коллективных обращений в органы местной власти и

т.д.

Закон заложил основу для партнерства и сотрудничества населения и создаваемых им общественных организаций с местными органами власти, обозначив единые задачи - решение жизненно важных проблем муниципального образования. Принцип гласности местного самоуправления, как условие сотрудничества властных и общественных институтов также представлен в данном законе [3]. Общественным организациям определён конкретный правовой статус Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года №82-ФЗ, который касается все виды объединений граждан, включая местные [4]. Этот документ определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

Контроль на местном уровне является важнейшей целью функционирования институтов гражданского общества. Формы

общественного контроля определяет Федеральный закон № 212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», и относит к ним не только общественные обсуждения и слушания, но и общественный мониторинг, общественную экспертизу и общественную проверку. Кроме этого, в данном документе под общественным контролем понимается «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации») [2].

Закон подчёркивает, что общественный контроль осуществляется от имени общественности и граждан, не обладает властно-правовым характером, не является обязательным, его субъектами не могут быть органы местного самоуправления и государственной власти [8]. К общественным объединениям относятся: Общественные организации Общественные движения Общественные фонды Общественные учреждения Органы общественной самодеятельности Политические партии[4]

В соответствии с Федеральным Законом «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности

для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан [4].

Рисунок 1 - формы взаимодействия некоммерческих организаций с

органами местного самоуправления

К основным функциям общественных организаций можно отнести: выявление интересов и потребностей определенной социальной группы с дальнейшим их удовлетворением;

социальная интеграция и мобилизация, а именно перенос проблем на общероссийский уровень;

социализация, а именно - выявление гражданской позиции участников организации;

лоббирование интересов участников; новый взгляд на социально-политическую структуру. Используя свои права общественная организация осуществляет

следующие функции:

распространение сведений о своей деятельности;

проведение митингов и собраний, демонстраций, шествий и пикетирований;

создание средств массовой информации и издательская деятельность; представление и защита законных интересов своих членов, участников и других граждан;

осуществление иных полномочий предусмотренных законодательством об общественных организациях;

внесение инициатив в органы государственной власти, выступление с предложениями по вопросам общественной жизни;

участвовать в подготовке и принятии решений государственными органами власти, а так же местного самоуправления, в предусмотренном законодательством порядке.

Выявление интересов и потребностей определенной социальной группы и дальнейшее их удовлетворение является главной целью любой общественной организации. Они призваны вносить предложения в органы власти, выражающие интересы граждан. Например, привлечь внимание государственных органов к проблеме несоответствия общественного транспорта возможностям инвалидов и невозможности использования ими подъездов

Для реализации эффективного функционирования органов государственной власти совместно с общественными организациями могут быть созданы такие структуры , как Совет по делам пенсионеров, Совет по делам ветеранов, Совет по делам инвалидов и другие. Данные советы создаются для того, чтобы сформулировать предложения по реализации многих задач, прописанных в положении о данном совете, а также способствовать развитию государственной политики в определённых направлениях. Кроме этого, представители общественных организаций могут входить в координационные советы, которые создаются при министерствах. Как показывает практика, при игнорировании мнения граждан органы местного самоуправления не могут эффективно выполнять многие свои функции. Поэтому возможность влияния гражданских структур на решения органов местного самоуправления становятся важным аспектом их результативного взаимодействия.

В статье 9 Федерального закон № 212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закреплён состав субъектов общественного контроля, в котором определены варианты общественного контроля, такие, как общественная проверка, общественные обсуждения и слушания, общественный мониторинг и общественная экспертиза. Но в данном документе нет общественного объединения, что делает деятельность по осуществлению общественного контроля на местном уровне невозможной. Если общественные объединения получат такой статус, то появится возможность реализовать право инициировать общественные

проверки и осуществлять общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не говорит о возможностях проведения общественных проверок, что лишает субъекты общественного контроля на муниципальном уровне осуществлять общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления в форме общественной проверки. Законодательно необходимо закрепить возможность их проведения по самым значимым вопросам муниципальной жизнедеятельности, к которым можно отнести проблемы формирования, утверждения и исполнения местного бюджета; владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью; организации транспортного обслуживания населения в пределах муниципального образования, и другим вопросам [9].

Таким образом, осуществление общественными объедениями контроля на местном уровне является основой эффективной работы муниципалитетов. Вовлечение общественных объединений и осуществление общественного контроля на муниципальном уровне будет влиять на развитие демократии, гражданского общества и повышение уровня открытости местной власти в Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации в ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ

2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. №30 (ч!). Ст. 4213.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. 21.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

4. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ

5. Михеева Т.Н. Об актуальных тенденциях в правовом регулировании статуса Общественной палаты Российской Федерации // Юридический мир. 2013. № 5. С.11.

6. Михеев Д.С. Гласность и общественный контроль за деятельностью власти на муниципальном уровне // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №6 (56). Ч 1. С. 136.

7. Михеева Т.Н. О некоторых аспектах общественного контроля за органами местного самоуправления // Марийский юридический вестник. 2015. №1 (12). С.147. № 2(13). С. 35.

8. Суптело Н.П. К оценке эффективности реализации социальной политики города Москвы // Устойчивое развитие социально-экономических

систем: наука и практика. Материалы III международной научно-практической конференции. Под ред. Ю.С Руденко, Л.Г. Руденко. М.: МУиВ, 2016. С. 568-578.http://elibrary.ru/item.asp?id=27554623.

9. Чуб Н.В., Снегирёва Д.Е. Соотношение общественного и государственного начала в зарубежных моделях местного управления и в концепции местного самоуправления в России // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015. Сборник научных статей 4-й Международной молодёжной научной конференции / Отв. ред. А. А. Горохов. Курск, 2015. С. 327-334.

References::

1. The Constitution of the Russian Federation in red. from 21.07.2014 N 11-

FKZ

2. Federal Law of21.07.2014 No. 212-FZ "On the Basics of Public Control in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. № 30 (Part I). Art. 4213.

3. Federal Law No. 131-FZ of October 6, 2003 (as amended on July 21, 2014) "On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation " // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. Art. 3822.

4. The Federal Law "On Public Associations" of May 19, 1995 No. 82-FZ

5. Mikheeva TN On the current trends in the legal regulation of the status of the Public Chamber of the Russian Federation // The Legal World. 2013. № 5. С.11.

6. Mikheev DS Publicity and public control over the activities of the authorities at the municipal level // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. 2015. №6 (56). Part 1. P. 136.

7. Mikheeva TN On Some Aspects of Public Control over Local Self-Government Bodies //Mariyskiy zhurnal. 2015. No. 1 (12). C.147. № 2 (13). C. 35.

8. Suptelo N.P. To the evaluation of the effectiveness of the implementation of the social policy of the city of Moscow // Sustainable development of socioeconomic systems: science and practice. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. Ed. Yu.S. Rudenko, L.G. Rudenko. M.: MUiV, 2016. S. 568-578.http: //elibrary.ru/item.asp? Id = 27554623.

9. Chub NV, Snegireva D.E. Correlation of the social and state principles in foreign models of local government and in the concept of local self-government in Russia // Generation of the Future: A View of Young Scientists - 2015. Collection of Scientific Articles of the 4th International Youth Scientific Conference / Otv. Ed. A.A. Gorokhov. Kursk, 2015. P. 327-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.