УДК: 80
ББК: 83.3 (2 Рос-Рус) 6
Султанова Ю. Ф.
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ НА ФОНЕ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
СЛОЕВ В РОМАНЕ Л. М. ЛЕОНОВА «СОТЬ»
Sultanova U.F.
THE PROBLEMS OF INTERACTION OF A MAN WITH THE ENVIRONMENT ON THE BACKGROUND OF THE CONFLICT AMONG THE REPRESENTATIVES OF DIFFERENT SOCIAL LAYERS IN THE NOVEL BY L.M. LEONOV "SOT"
Ключевые слова: природа, лес, дерево, крестьяне, большевики, пролетариат, нравственность, революция.
Key words: nature, forest, a tree, peasants, bolsheviki, proletarium, morality, revolution.
Аннотация: в статье ставится задача - рассмотреть проблемы, поднимаемые автором в произведении: человек и окружающая его действительность, противоречивые отношения представителей народа и идейных последователей социалистического строительства, взаимодействие человека и природы, эксплуатация растительного и животного мира. В результате анализа автор доказывает, что писатель поднимал актуальные вопросы, требующие незамедлительного решения новой власти 1930-х годов.
Abstract: the main purpose of the article is to cover the problems raised by the author in his work. They are: a man and the reality that surrounds him, contradictory relationships of people and ideological followers of social order, interaction of a person and nature, exploitation of flora and fauna. As the result of the analysis the author proves that the writer rose important questions demanding immediate decision of the new authorities in 1930s.
Конец 1920-х - начало 1930-х годов характеризуется противоречивыми
историческими изменениями во всех сферах жизни страны. В это время один за другим появляются романы Л. Леонова: «Соть», «Скутаревский», «Дорога на Океан», первым из которых был роман «Соть», изображающий строительство целлюлозно-бумажного комбината, «пролетарского островка среди великого крестьянского океана»1.
Героев «Соти» можно подразделить на две противоположные группы: с одной стороны, большевики, руководители социалистической стройки и их сподвижники, пытающие изменить старый уклад жизни, с другой - простой народ. «Писатель дает высказаться всем, созидая контрапункт самостоятельных,
равнозначащих голосов. В пространстве
прямого слова своих героев Л. Леонов чувствовал себя свободнее, безопаснее, безоглядно отдаваясь тем сомнениям и каверзным вопросам, которым подвергалась в его сознании торжествовавшая идеология и действительность»2. В романе показано, что преобразование России в процветающую индустриальную
цивилизацию проходило нерациональным путем, на основе скоропостижных решений руководства, «<...> на идейном энтузиазме, на нравственно-взнуздываемых стимулах и частично на дешевом рабском труде заключенных»3. В жертву работы герои готовы принести все: семейные отношения, жизнь и благополучие окружающих, собственное здоровье, «<...>
цивилизаторская задача, да еще решаемая в
1 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т.
4. Соть. Скутаревский: роман. - М.: Худож. лит., 1982. - С. 52.
Семенова, С. Человек, за которым
новорожденная идея замахивалась на мир... («Соть») / Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. - М.: ИМЛИ РАН, 2001. - С. 36.
3 Там же. - С. 37.
невиданно сжатом, на пределе сил темпоритме, требовала особой
одержимости, аскетизма, редукции человека прежде всего до эффективного работника»1. Именно такими предстают руководители Сотьстройки.
Попытки вторгнуться в жизнь природы и покорить ее заканчиваются трагедией в судьбе главных героев. Руководитель социалистической стройки Сергей Потемкин прикован к кровати болезнью, Иван Увадьев лишен радости отцовства, у него сложные отношения с женой, матерью, рабочие и монахи его недолюбливают. Как и в повести А. Платонова «Котлован» в романе Л. Леонова символом будущего процветания была десятилетняя девочка Катя: «для нее и для ее счастья он шел на бой и муку, заставляя мучиться все вокруг себя. Она еще не родилась, но она не могла не прийти, так как для нее уже положены были беспримерные в прошлом жертвы»2. И одной из таких жертв стала другая, уже реальная девочка Поля, но «<...> символический смысл здесь существенно разный: у Платонова более зловещий, подрывающий саму возможность созидания всеобщей гармонии на костях прежних людей, у Леонова это скорее мифологическая строительная жертва, после которой это, по крайней мере, дело завершится успешно»3. Именно
размышлениями героя о Кате заканчивается произведение. В этом последнем эпизоде романа Увадьев предстает отстраненным от реальной действительности.
Приблизившись к своей мечте, которой он жил последнее время, герой чувствует опустошение в душе. В целом, в романе он является воплощением идей революции, в нем «<...> новорожденная идея
замахивалась на обветшалый мир»4. Так, Увадьева совершенно не интересует, что произойдет с жителями деревне, идущей под снос. Он принципиальный и неуступчивый: «Тот, кому может быть хорошо при всяком другом строе, уже враг мне!»5. Верит только в материальные вещи, абстрактные понятия его не занимают: «Душа, еще одно чудное слово. Видишь ли, я знаю ситец, хлеб, бумагу, мыло... я делал их, или ел, или держал в руках. я знаю их на цвет и на ощупь. Видишь ли, я не знаю, что такое душа. Из чего это делают?.. где это продают?»6. Увадьев представлен человеком жестким, никто и ничто не должны и не могут встать между ним и работой. В воображаемом споре с самим собой он не устает повторять: «Ты машина <.> Машина, приспособленная к самостоятельному существованию. Ты
7
самую природу почитаешь низменной.» . На собственное возражение: «<...> ты же не живешь, а исполняешь функции. Ты любишь Сузанну, а бежишь ее, потому что признание обозначит твою сдачу!»8 герой легко находит оправдание: «Я не боюсь суда тех, для кого я сделал себя таким.»9. Даже Потемкин признает, что в нем нет «<.. ,>мясного состава, он из другого вылит, из красного чугуна <...>»10. Увадьев старался не показывать свои чувства: «Весна, - кисло думал он, - размазня чувств и душевная неразбериха.» - и мысленно грозил ей кулаком. Он не любил гулливой этой бабы, которая безобразит на дорогах и голос которой простуженно клокочет ручьями; он вообще не любил ничего, что крошилось под грубым рубанком его разума»11. Это нежелание раскрывать свою душу посторонним является причиной одиночества героя, которое, однако, его не тяготит. На замечание Жеглова о том, что у него нет друзей Увадьев сухо отвечает: «И не будет
Семенова, С. Человек, за которым новорожденная идея замахивалась на мир... («Соть») / Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. - М.: ИМЛИ РАН, 2001.. - С. 37.
2 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4. Соть. Скутаревский: Роман. - М.: Худож. лит., 1982. - С. 80.
3 Семенова, С. Человек, за которым новорожденная идея замахивалась на мир... («Соть») / Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. - М.: ИМЛИ РАН, 2001. - С. 41.
4 Там же. - С. 19.
5 Там же. - С. 94.
6 Там же. - С. 42.
7 Там же. - С. 248.
8 Там же. - С. 248
9 Там же. - С. 248.
10 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4. Соть. Скутаревский: Роман. - М.: Худож. лит., 1982. - С. 121 - 122.
11 Там же. - С. 248.
<...>»\ Когда на песчаном мысе Фаворов любуется великолепием природы Увадьев
резко замечает: «Еще пиво хорошо тут
2
пить» .
Особое значение имеют
метафорические сравнения,
сопровождающие первые сцены появления героя и его сторонников: «Ни ветра, ни неба, ни путеводных звезд на нем, и лишь где-то по верховьям елей гудит и плещется апрель»3; «весна спустила своих псов:
4
ветры, тихо скуля, лижут снег» ; «отсырелые постройки пахнут мокрым деревом и пронзительным весенним навозом»5. Сам факт блуждания героев в поисках пути является знаковым. Соть не хочет принимать этих строителей социального блага.
Роман начинается со сцены
разрушения героем муравейника. Этот
эпизод выступает своего рода символом
цели пребывания Увадьева в этих краях:
вторгнуться и изменить привычное течение
жизни людей и природы. В целом в
произведении сталкиваются две позиции:
созидания и разрушения. Старому миру с
его тишиной, нравственными устоями,
«<...> которые объективно складывались и
укоренялись в обществе в течение многих и - 6
многих десятилетий» противопоставлены шум машин, инструментов, строительство. Когда начали прокладывать грунтовую дорогу на Шоноху стали происходить события, «<...> несообразные с древним обликом Соти <...> Явствовало лишь, что по проложенной дороге прикатит вскорости лютая машина, которая неминуемо пожрет и несуесловную прелесть места, и тишину -наследие дедов, а вместе с ней и Мелетиево детище»7. Концепт тишины неоднократно
1 Там же. - С. 241.
2 Там же. - С. 19.
3 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4. Соть. Скутаревский: роман. - М.: Худож. лит., 1982. -С. 11.
4 Там же. - С. 12.
5 Там же. - С. 13.
6 Петишева, В.А. Романы Л.М. Леонова 1920 -1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра. -Москва, 2006. - С. 145.
7 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4.
Соть. Скутаревский: роман. - М.: Худож. лит., 1982. -
С. 24.
встречается в произведении. Так, Увадьеву не понравились слова монаха Геласия о тишине, на его предостережение о том, что «справедливость-те от красоты идет, а
красота из тишины рождается, а вы ее
8
ломом, тишину-те, корежите.» герой резко возражает: «Не твои слова, Геласий. Твои проще.»9. Трагически сложилась судьба монахов, на месте проживания которых решено было построить лесозавод. Тем самым «монахам давалась свобода идти в любую сторону или гибнуть любою гибелью <.>» 0.
Увадьев и его соратники «<.> решительно преобразовывали не только сотинский край, но и «конструировали» новую человеческую «поросль», формируя коллективную психологию у рабочих (вчерашних крестьян-единоличников),
утверждая основы унифицированной морали и положительное отношение персонажей к эпохе и новым экономическим устоям»11. Они культивировали идею отказа от личного счастья ради всеобщего. В этой связи роман был тепло встречен критикой и воспринимался как воплощение идей социалистического реализма. И.Т. Крук отмечал: «Роман «Соть» - этапное произведение как в творчестве Леонида Леонова, так и в развитии советской литературы. Он положил начало циклу так называемых «индустриальных» романов, в которых воспроизведен трудовой героизм советского рабочего класса в годы первых пятилеток. В романе глубоко раскрыт внутренний мир строителей соцреализма»12. Роман Л. Леонова, - утверждал В.А. Ковалев, - «нес демократическому читателю буржуазных стран правду о стране соцреализма, о пятилетке. <.> показывал истоки силы Советского Союза, раскрывал благородный облик советских людей, делал понятным для трудящихся капиталистических стран смысл событий, происходивших в
8 Там же. - С. 42.
9 Там же. - С. 42.
10 Там же. - С. 113.
11 Петишева, В.А. Романы Л.М. Леонова 1920 -1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра. -Москва, 2006. - С. 413.
12 Крук, И. Т. Леонид Леонов: Очерк творчества. - Киев: Вища школа, 1985. - С. 83.
нашей стране»1.
Руководители и исполнители соц-стройки противопоставлены простому народу, который «<...> предстает на страницах романа как сложный и противоречивый организм, утративший связь с прошлым и еще не нашедший своего места в будущем» . Народ изображен стихией, тяжело воспринимающую любое вторжение в ее жизнь. С одной стороны, жители деревни Макариха - суеверные, необразованные крестьяне: Мокроносов высказывает опасения, что вместе со строительством «<...> потечет на нас вонь. Мне техник сказал. <...> И пойдет газ, и все им пропитается, реки и сушь. Еще корова-то ест травишку, зато уже молочка ейного пить не станешь! А лошадь просто понюхает, чихнет, выругается человецким словом и прочь пойдет.»3, в ответ на это Куземкин «<...> наспех выдумал <...>»4, что «<...> петухи <...> запросто с ума сходят! - <...> и сам устрашился выдумки своей»5; когда в новых избах крестьян появился микроб и стал портить древесину поползли слухи, что это дело рук Увадьева, который намерен истребить всех жителей деревни, построить фабрики и заселить их новыми людьми «безотличными от православных, с той лишь разницей, что спят без храпа и без дыхания - на манер как
6 гл
молотилки спят» . С другой стороны, представители народа - это трудолюбивые работники, наделенные чувством юмора, не упускающие возможность подшутить над руководством соцстройки. После эмоционального выступления Увадьва о многочисленных преимуществах
1 Ковалев, В.А. Романы Леонида Леонова. Ковалёв В.А. Романы Леонида Леонова. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. - С. 196.
2 Румянцева, О.В. Народная стихия в романе Л.М. Леонова «Соть» // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина в ХХ веке. - Материалы международной конференции 20-21 июня 2001 года. -СПб.: Наука, 2002. - С. 162 - 163.
3 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4. Соть. Скутаревский: роман. - М.: Худож. лит., 1982. - С. 180.
4 Там же. - С. 180.
5 Там же. - С. 180
6 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т.
4. Соть. Скутаревский: роман. - М.: Худож. лит.,
1982. - С. 224.
строительства комбината «аминь! -неожиданно вскричал Куземкин, и смешливый ропот мужиков одобрил куземкинскую дерзость» . Некоторые герои свое недовольство новыми порядками выражают более враждебно. Так, Варвара говорит сыну: «Жги, да пали, да секи, да руби единородных-то! Когда штаны-то с лампасами наденете? На всех не хватит, так хоть из ситчика пошейте, черти неправедные»8. На собрании известие о лечении Потемкина в Москве вызвало «<...> хохот и вой беспорядочных свистков. Этим воспользовалась та часть собрания, которая была рада случаю продемонстрировать свою враждебность к администрации»9. Если первоначально народ лишен индивидуальных черт: «А пока на тихом берегу Соти наступала заметная суета»10; «Сотня плотников и всяких иного ремесла людей сколачивали временный мост на Балуни»11 постепенно Л. Леонов вводит в ткань повествования отдельных представителей крестьянства и рабочих. Жители Макарихи не желают покидать веками обжитое место, оставлять родную деревню, поэтому на новом месте с легкостью находились причины
недовольства: «неделю мужики привыкали к новому месту; старую резьбу прибивали на новые окна и негодовали, что не хватает резьбы: новые были глазастей. Старухи бечевкой обмеривали свежие, чистые избы и роптали, что новые просторнее и выше на аршин. Скучно было без теплого, домовитого клопа, без грязцы, без настойной телячьей духоты; жаль было вольготного и нелепого прошлого, на которое беспощадно наступил Сотьстрой, а еще страшней неопределенность будущего»12. С болью крестьяне наблюдали «<...> как голили макарихинское место; крючьями, как на пожаре, растаскивали срубы, ворошили мшистые кровли, и далеко неслась по ветру их цветная, горемычная труха. <...> Миллионы существ, если
7 Там же. - С. 109.
8 Там же. - С. 66.
9 Там же. - С. 210.
10 Там же. - С. 98.
11 Там же. - С. 99.
12 Там же. - С. 120.
считать всю домовную насекомую нечисть, потеряли в те дни покой и жилище»1. Крестьяне любили застолья по любому поводу: в честь казанской иконы, седьмой годовщины пожара или «<.> просто так, по случаю ненастья <.>» , которые обычно заканчивалась драками и побоями. Строительство целлюлозно-бумажного комбината противоречит взглядам крестьян, связанным с «<.> доверием к природе, смирением перед вышними, естественно-космическими процессами, над которыми человек не властен. Отсюда крестьянское недоверие, сомнение, а то и протест, выраженные наглядным, часто притчевым словом, перед «естеству насильством», перед городским дерзанием и замахом взять природу в человеческий полон, изменить натуральный ход вещей»3. Жители Макарихи понимают, чем обернется строительство. После всех перечисленных доводов в пользу Сотьстройки Куземкин замечает: «А ты птичкам воздух подари, а рыбам водичку: то-то милости твоей возрадуются»4. Вторжение в природу неизменно влечет загрязнение окружающей среды.
Образ бывшего белого офицера Виссариона Буланина неоднозначен. В разговоре с химиком Сюзанной он говорит о том, что человечество сделало свой выбор в пользу науки, которая стала для людей предметом поклонения. Буланин
высказывает предостережения относительно того, как часто достижения научно-технического прогресса используются во вред, так как наука «<.> может с поразительной эффективностью служить тьме и смерти. Все дело - в каком ценностном векторе, в каком фундаментальном выборе работает та же наука, <.> все зависит от самого человека, качества его природы, высоты его
нравственности»5. Буланин рассказывает историю о том, как во время войны ученый Бимбаев при помощи отравляющего газа уничтожил противников. Результатом его действий стали «две тысячи трупов нежной мраморной расцветки и двести семьдесят медалей тем, которые месяц спустя лопатами сгребали мертвечину в братские могилы»6. Однако его предложение вернуться к идеалам первобытного общества - полная утопия. Образ этого героя противоречив. С одной стороны он призывает к возврату в прошлое: «Чудовище, родившее Библию, Коран, Илиаду, стало клячей. Ей не поспеть, она хромает, как я! Эллада, равновесие начал, единство остались позади, за кормой. Слушайте, я говорю: назад, к тезису. Неясно? Назад, к праматери всех Эллад.» , к отказу от культуры: «Я говорил: надо выжечь отравленное это наследство, потому что мертвецы. все эти Гомеры да Шекспиры правят нами сильнее любых тиранов» . С другой, он высказывает разумные идеи о пагубности насильственных перемен: «<.> в революцию выживают либо дубы, либо гибкий осинничек, крапивка да прилипчивая ягодная травка в тени подгнивающих пней. Я хотел сказать, что гибнут лучшие, носители огня, что укрепляется здоровье мещанина.
Прошедший сквозь революцию, он страшен своей подавляющей единогласностью» .
Особую роль в мифопоэтике романа играют сны героев, которые выступают экскурсом в будущее. Так, Увадьеву снилось, что «по бесплодным пространствам Соти несутся смятение и гомон сплава, а невдалеке, подобные чудовищным кристаллам, мерцают заводские корпуса: там, в шести огромных черных ящиках, в тишине укрощенного
1 Там же. - С. 119.
2 Там же. - С. 198.
3 Семенова, С. Человек, за которым новорожденная идея замахивалась на мир . («Соть») / Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. - М.: ИМЛИ РАН, 2001. - С. 36.
4 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4. Соть. Скутаревский: роман. - М.: Худож. лит., 1982. - С. 109.
Семенова, С. Человек, за которым
новорожденная идея замахивалась на мир . («Соть»)
/ Век Леонида Леонова. Проблемы творчества.
Воспоминания. - М.: ИМЛИ РАН, 2001. - С. 39.
6 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4. Соть. Скутаревский: роман. - М.: Худож. лит., 1982. - С. 184.
7 Там же. - С. 183.
8 Там же. - С. 186.
9 Там же. - С. 186.
неистовства происходит медленное рождение целлюлозы. Движутся зубчатые ленты из реки, влача на берег свою ежеминутную добычу; унывно поют стаккеры, ссыпая в темные монбланы мокрый баланс, и Увадьеву любы вдвойне эти стальные неоскудевающие руки»1. Потемкину снилось, что «край благоденствует, рабочий вопрос улажен, лозунги о социализме сходят в жизнь со своих уличных полотнищ. При электрическом свете мужики коллективно едят многокалорийный обед и, благодарно любуясь на портрет комбината, слушают радиомузыку. Жизнь им легка и приятна, как новорожденному мир <...>» . Монах Вассиан видит во сне «<...> обширные пространства вырубленного леса, а на них цветут благолепные монастырские палаты. Возглавляет их шатровая колоколенка, видная из четырех волостей <...>. Кружевные яруса легко взбегают вверх, а вверху развешаны колокола, басовитые деды со звонкими внучатами. <...> Сам он, Вассиан, стоит у ограды, прямо против паперти, слаженной из кованого рисунчатого чугуна, и зорко блюдет порядок и благочиние. И будто всех он знает по имени-отчеству, и его тоже знают все. <...>»3. Он
представляет, что губернатор приказывает <...>дать сему казнохранителю
персицких изразцов на лежанку, с конями,
I 4 т т
цветами и воинами! <...>» . Но,
проснувшись, идиллическая картина грез
героев сталкивается с неприглядной
реальной действительностью. Так, Увадьев
видит, что дальнейшее движение
невозможно, «подвода стоит среди тесной
поляны, и черная копна сена на ней - как
высокая иноческая скуфья. <...> Дороги нет
<...>»5, после пробуждения Вассиан «<...>
зажигает свечу и уныло, как кляча -
вытертый свой хомут, обводит взором
келью. Все в ней, от стоптанных ошметок у
порога до подпалинки на иконе от упавшей
1 Там же. - С. 9 - 10.
2 Там же. - С. 53.
3 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4. Соть. Скутаревский: роман. - М.: Худож. лит., 1982. - С. 15.
4 Там же. - С. 16.
5 Там же. - С. 10.
свечи, вопит о нищете скита. Не склеивается разбитый сон»6. Если сны Увадьева и Потемкина светлые, то сны Вассиан наполнены мрачными оттенками. Некоторые сны являются пророческими. Перед разливом реки, «Увадьев видел красный шар, громоздко катившийся с востока на запад, Акишин - окоренную болону на шестериковом березовом комле, которая издалека несла последний удар на сотинскую запань; Вассиан - просто заячью голову, кощунственно пристегнутую к безгласному тулову Евсевия»7. Мечты и сны руководителей соцстройки посвящены праведному труду. Так, Потемкин «<...> выпрямляет и углубляет древние русла рек, вчетверо увеличивает их грузоподъемность, заводит образцовое лесное хозяйство <...> объединяет три губернии вокруг своего индустриального детища <...> открывает бумажный техникум и произносит знаменитую впоследствии речь о пользе бумаги»8.
В творчестве писателя особое значение имеют образы леса, дерева и воды, ручья, реки. Река Соть выступает в романе как самостоятельный архетип. Л. Леонов одухотворяет природу. Поэтически красиво воссоздается природа Соти, в гармоничную жизнь которой бесцеремонно вторгаются строители. Прозаик показывает враждебное отношение природы к завоевателям, «<...> лес встречал без привета этих трех строителей людского блага»9, река «<...> не хотела в трубы, она хотела течь протяжным прежним ладом, растить своих тучных рыб, хранить свою сонливую мудрость»10. Сюзанна Ренне, не сумевшая разуверить стариков в безвредности строительства комбината, сравнивает их с деревьями: «Их было не переубедить, как не заставить лес сойти с занятого места; их нужно было или рубить, или ждать, пока обгонит молодая поросль»11. Образ леса встречается, начиная с раннего творчества писателя (сказка «Бурага»), так и в поздний период
6 Там же. - С. 16.
7 Там же. - С. 190.
8 Там же. - С. 53.
9 Там же. - С. 8.
10 Там же. - С. 164.
11 Там же. - С. 181.
(«Русский лес», «Вор»). Герои Л. Леонова
всегда разделены на две категории: те, кто
защищают природу, ощущая в ней
нравственный стержень жизни, или сами
являются олицетворением природы,
страдающей от людского произвола
(«Хорошо жилось Бурыге в зеленом
приволье леса»1 и тяжело среди людей), и
те, кто пренебрегают природой, используя
ее богатства только для получения прибыли.
В «Воре» Пчхов рассказывает про дерево с
необычным названием «агорт — птичий
глаз», которое «тело имеет чистое и ровное,
без единого родимого пятна. Дольше всех
цветет, розово и раскидисто. Разбойникам
кресты из него построены были. Отсюда
разумному видать, что ни одно дерево без
своего назначения не обходится, равно как и
человек, всяк в мире свою должность
несет!» . В романе «Русский лес» целью
всей жизни Ивана Вихрова является защита
лесных массивов страны. В целом, можно
говорить о том, что именно лес выступает
центральным героем произведения. Важную
роль он играет в судьбе всех героев романа.
Лес укрывает в темноте ночи, помогая Поле
Вихровой преодолеть часть пути: «Ну вот,
ты поняла значенье риска в своем деле... но
здесь был я, — ветвяным голосом на
прощанье сказал ей лес. — Не серчай,
3 л
кончилась моя услуга» . В романе природа одухотворена, после бомбежки «<,..> деревья здесь выглядели как люди. Одни лежали навзничь с вырванными корнями, другие, даже обезглавленные на бегу, еще стремились вон из западни, наклонясь вперед расщепленными стволами, а наиболее рослые и стойкие, сами в глянцевитых обдирах и ранах, казалось,
- 4
вели куда-то пошатнувшихся товарищей» . В «Соти» дерево как воплощение жизни, души проявляется в разговоре Фаддея с иностранцем: «У вас в городе, поди, и древо-те камнем пахнет, а в камне сердца нет. Душа не может в камне жить, нет ей
1 Леонов, Л.М. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 1. Повести и рассказы. - М.: Худож лит., 1981. - С. 37.
2 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 3. Вор: роман. - М.: Худож. лит., 1982. - С. 134.
3 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 3. Вор: роман. - М.: Худож. лит., 1982. - С. 553 -554.
4 Там же. - С. 614.
там прислонища»5.
Необыкновенно поэтичен и точен язык произведения. Писатель использует емкие сравнения: «вдруг он [лось - Ю.С.] метнулся и канул в лесные сумраки, как камень в омут»6, особый колорит повествованию придают крылатые выражения: «<,..> где власть, там и сласть
7
<...>» , эпитеты: «<,..> гуляли ледовитые ветры <...>» , «<...> некрупный старичонка <...> гробового возраста»9, диалектные слова: «выскочил Матвей на улицу, - как рассказывали бабы потом, - рот раззет и глаза навыпуке, заорал лошадиным голосом, и тут встрелся ему неубитый Прокофий Милованов»10. М. Горький высоко отзывался о языковой манере автора «Соти»: «анафемски хорош язык, такой «кондово» русский, яркий, басовитый, особенно - там, где Вы разыгрываете тему «стихии» <...> Да, язык удивителен и похвалит Вас за него всякий грамотный человек»11. При создании эпизодов новой жизни писатель использовал
искусственный, фальшиво торжественный стиль: «да, может быть, мы спешим сменить старое поколенье другим, которое не заражено прошлым. но в наш век надо мыслить крупно: десятками заводов, тысячами гектаров, миллионами людей. не мельчить творческой мысли»12. Контрастны изображения сцен тяжелой народной жизни: «вот мы и живем как вареники в масле,
13
корье жуем да всяку лобуду лесную <.>» ; «в клопах, в нищете да в грыже, ровно в
14
крапиве, живем .<.>» .
Миф, вплетенный в ткань повествования, занимает важное место в произведении. Крестьяне продолжают верить в приметы, домовых,
5 Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4. Соть. Скутаревский: роман. - М.: Худож. лит. 1982. - С. 102.
6 Там же. - С. 7.
7 Там же. - С. 46.
8 Там же. - С. 49.
9 Там же. - С. 243.
10 Там же. - С. 255.
11 Цит. по: Петишева В.А. Романы Л.М. Леонова 1920 - 1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра. - М., 2006. - С. 156.
12 Там же. - С. 94.
13 Там же. - С. 25.
14 Там же. - С. 114.
фантастические слухи. Так, Фаддей говорит о том, что «<...> без бани и домовой жить в избе не станет»1. По деревне ходят слухи, что «<...> Савиха, бродя за грибами, встретила дубоватого коротконогого старичка <...>». И одновременно с этим верят и в бога: «<...> знаменитый крест из рыбьих зубов; выловленный какими-то поморами со дна моря, он почитался очень действенным средством против засухи»3, во время крестного хода Гарася Селивакин нес «<...> икону вспоможение во родах, написанную дотошным живописцем во многих и обстоятельных подробностях»4.
Таким образом, в романе «Соть» две сюжетные лини, на основе которых писатель, с одной стороны, обнажает вопросы межличностных отношений людей разных социальных групп и слоев, судьбы отдельных героев в эпоху сложных исторических преобразований в стране, с другой, - взаимоотношения человека и природы. Это первая серьезная попытка прозаика привлечь внимание к проблеме нерационального использования благ окружающей среды, прикрытых лозунгами социалистического строительства, показать природу как мерило нравственных устоев личности.
1 Там же. - С. 101.
2 Там же. - С. 223.
3 Там же. - С. 136.
4 Там же. - С. 136.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ковалев, В.А. Романы Леонида Леонова. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. - 400 с.
2. Крук, И.Т. Леонид Леонов: Очерк творчества. - Киев: Вища школа, 1985. - 207 с.
3. Леонов, Л.М. Русский лес: роман. - М.: Худож. лит., 1988. - 703 с.
4. Леонов, Л.М. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 1. Повести и рассказы. - М.: Худож. лит., 1981. - 502 с.
5. Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 3. Вор: роман. - М.: Худож. лит., 1982. - 614 с.
6. Леонов, Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4. Соть. Скутаревский: роман. - М.: Худож. лит., 1982. - 351 с.
7. Петишева, В.А. Романы Л.М. Леонова 1920 - 1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра. - Москва, 2006. - 348 с.
8. Румянцева, О.В. Народная стихия в романе Л. М. Леонова «Соть» // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина в ХХ веке. - Материалы международной конференции 2021 июня 2001 года. - СПб.: Наука, 2002. - С. 157 - 162.
9. Семенова, С. Человек, за которым новорожденная идея замахивалась на мир. («Соть») / Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. - М.: ИМЛИ РАН, 2001. - С. 36 - 42.