Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПАРФЮМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПАРФЮМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРФЮМЕРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / МАРКИРОВКА / ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Целикова А. А.

В статье раскрывается актуальная проблема выявления фальсификации продукции, которая на сегодня является одной из основных в современном мире и наносит ущерб экономической безопасности страны и безопасности населения. В исследовании большое внимание уделяется проблемам фальсификации парфюмерной продукции, особенно новой системе маркировки товаров, а также ее значению в прослеживаемости товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. В статье были проанализированы данные, раскрывающие объем продаж парфюмерной продукции в РФ, объем импорта парфюмерии на территории Российской Федерации и приведены основные страны-экспортеры парфюмерной продукции. Автором были выявлены основные проблемы, связанные с природой фальсификации парфюмерной продукции, а именно: низкий уровень государственного контроля, неэффективная система наказания за реализацию фальсификата парфюмерии, неэффективность применения мер по противодействию распространению фальсифицированной парфюмерной продукции на территории страны. В рамках исследования предложены следующие решения: применение новейших технологических средств для выявления незаконного перемещения парфюмерной продукции через таможенную границу, проработка вопросов регулирования и применения механизмов по предотвращению ввоза и реализации фальсифицированной парфюмерной продукции на территории государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FALSIFCATION OF PERFUMERY PRODUCTS IN RUSSIA

The article reveals the actual problem of falsifcation of products, which today occupies one of the main problems in the modern world and damages the economic security of the country and the security of the population. The study pays considerable attention to the problems of falsifcation of perfumery products, especially the new labeling system of goods, as well as its signifcance in the traceability of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union. The article analyzed data revealing the volume of perfume sales in the Russian Federation, the volume of perfume imports on the territory of the Russian Federation and the main exporting countries of perfumery products. The author identifed the main problems related to the nature of the falsifcation of perfumery products, namely: a low level of state control, an ineffective system of punishment for the sale of counterfeit perfumes, the ineffciency of measures to counteract the spread of counterfeit perfumes in the country. Within the framework of the study, solutions to the identifed problems are proposed: the use of the latest technological means to detect the illegal movement of perfumery products across the customs border, the elaboration of regulatory issues and the use of mechanisms to prevent the import and sale of counterfeit perfumery products on the territory of the state.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПАРФЮМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ»

Проблемы выявления фальсификации парфюмерной продукции в России*

Целикова Анастасия Андреевна, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (Тюмень, Российская Федерация)

студентка 4-го курса, обучающаяся по специальности «Таможенное дело»; e-mail: stud0000214463@study.utmn.ru.

Научный руководитель:

Лузина Татьяна Викторовна, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (Тюмень, Российская Федерация)

заведующая кафедрой «Таможенное дело», кандидат экономических наук, доцент; e-mail: t.v.luzina@utmn.ru.

Аннотация

В статье раскрывается актуальная проблема выявления фальсификации продукции, которая на сегодня является одной из основных в современном мире и наносит ущерб экономической безопасности страны и безопасности населения. В исследовании большое внимание уделяется проблемам фальсификации парфюмерной продукции, особенно новой системе маркировки товаров, а также ее значению в прослеживаемости товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. В статье были проанализированы данные, раскрывающие объем продаж парфюмерной продукции в РФ, объем импорта парфюмерии на территории Российской Федерации и приведены основные страны-экспортеры парфюмерной продукции. Автором были выявлены основные проблемы, связанные с природой фальсификации парфюмерной продукции, а именно: низкий уровень государственного контроля, неэффективная система наказания за реализацию фальсификата парфюмерии, неэффективность применения мер по противодействию распространению фальсифицированной парфюмерной продукции на территории страны. В рамках исследования предложены следующие решения: применение новейших технологических средств для выявления незаконного перемещения парфюмерной продукции через таможенную границу, проработка вопросов регулирования и применения механизмов по предотвращению ввоза и реализации фальсифицированной парфюмерной продукции на территории государства. Ключевые слова: парфюмерная продукция, фальсификация, маркировка, прослежи-ваемость товаров, таможенное регулирование.

Problems of Falsification of Perfumery Products in Russia**

Anastasia A. Tselikova, Tyumen State University (Tyumen, Russian Federation)

* Статья представлена по результатам работы Студенческой межвузовской дискуссионной площадки «Идентификация и классификация товаров в таможенных целях», проведенной 20 апреля 2021 г. кафедрой таможенного администрирования факультета таможенного администрирования и безопасности СЗИУ РАНХиГС.

В работе дискуссионной площадки приняли участие более 90 студентов из различных вузов страны, в том числе Российской таможенной академии, РАНХиГС, Северо-Западного института управления РАНХиГС, Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, Московского гуманитарно-экономического университета.

** The paper is built on the results and findings of the Students' Inter-University Discussion Platform "Identification and Classification of Goods for Customs Purposes", run by the Department of Customs Administration, Faculty of Customs Administration and Security of the North-West Institute of Management RANEPA on April 20, 2021. More than 90 students from different universities of the country, including the Russian Customs Academy, RANEPA, the North-West Institute of Management RANEPA, St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy, Moscow Humanitarian Economic University were involved in the activities of the Discussion Platform.

BA student studying in the specialty of customs affairs; e-mail: stud0000214463@study.utmn.ru.

Academic Supervisor:

Tatiana V. Luzina, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation)

PhD in Economic Sciences, Head of the Department of Customs Affairs, Associate Professor;

e-mail: t.v.luzina@utmn.ru.

Abstract

The article reveals the actual problem of falsification of products, which today occupies one of the main problems in the modern world and damages the economic security of the country and the security of the population. The study pays considerable attention to the problems of falsification of perfumery products, especially the new labeling system of goods, as well as its significance in the traceability of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union. The article analyzed data revealing the volume of perfume sales in the Russian Federation, the volume of perfume imports on the territory of the Russian Federation and the main exporting countries of perfumery products. The author identified the main problems related to the nature of the falsification of perfumery products, namely: a low level of state control, an ineffective system of punishment for the sale of counterfeit perfumes, the inefficiency of measures to counteract the spread of counterfeit perfumes in the country. Within the framework of the study, solutions to the identified problems are proposed: the use of the latest technological means to detect the illegal movement of perfumery products across the customs border, the elaboration of regulatory issues and the use of mechanisms to prevent the import and sale of counterfeit perfumery products on the territory of the state.

Keywords: perfume products, falsification, labeling, traceability of goods, customs regulation.

Важной задачей на сегодняшний день является выявление и решение проблемы фальсификации парфюмерной продукции. В настоящее время парфюмерный рынок развивается и появляются новые бренды, которые поступают в Россию из самых разных стран мира. Недобросовестные участники рынка фальсифицируют парфюмерную продукцию, несмотря на сложность составов, и реализуют ее по всей стране.

В связи с этим изучение способов выявления фальсифицированных парфюмерных товаров является наиболее актуальным. Рост возникновения недобросовестных продавцов, малое информирование населения приводит к появлению и распространению фальсифицированных товаров. Реализация таких товаров приносит прибыль продавцам, ведь у известных брендов есть своя база потребителей, которая знает про бренд и доверяет ему. Существование фальсифицированных товаров приводит к рискам возникновения опасности для населения, так как часто в поддельной парфюмерной продукции можно встретить различные ядовитые спирты. Нередко встречается опасный токсин фталат, он провоцирует появление аллергической реакции и постепенное накапливание в организме человека1. Поэтому проблема безопасности актуальна и требует рассмотрения с точки зрения здоровья населения. Исследование особенностей фальсифицированной парфюмерной продукции и рассмотрение проблем выявления такой продукции в России является целью этой статьи.

Фальсификация может рассматриваться как действие, которое направлено на подделку объекта купли-продажи с корыстной целью. Эти действия направлены на ухудшение по-

1 Обязательная маркировка духов [Электронный ресурс]. URL: https://taxcom.ru/markirovka/markirovka-duhov/ (дата обращения 01.10.2021).

требительских свойств товара, при этом потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация или дается в искаженном виде. К фальсифицированной продукции относят изделия, «сопровождаемые при производстве и обороте заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о соответствии изделия требованиям к качеству изделий по договору закупки и поставки, обязательным требованиям к данному виду продукции, установленным нормативными правовыми документами, техническими регламентами, документами по стандартизации, технической документацией на данную продукцию.

К фальсифицированным относятся изделия, имеющие:

— заведомо неполную или недостоверную (ложную) информацию о соответствии изделия установленным требованиям, указанную в сведениях, предназначенных для потребителя и предоставление которых установлено в законодательстве Российской Федерации и в правовых документах Евразийского экономического союза;

— заведомо неполную или недостоверную (ложную) информацию о реализации жизненного цикла и характеристиках изделия, о соответствии изделия установленным требованиям, содержащуюся в маркировке изделия, в технической, коммерческой, сопроводительной документации на изделие, установленной к применению на этапах производства, поставки, хранения, импорта, технического обслуживания, ремонта, эксплуатации изделия»2.

Фальсифицированная продукция для производителя — это потеря доходов, репутации и доверия клиентов. Такая продукция существует в любой отрасли промышленности, и это серьезная проблема для производителей, которую они самостоятельно не в силах решить. На данный момент обозначены проблемы, из-за которых фальсификация парфюма распространяется и наносит ущерб экономической безопасности страны и безопасности населения, а именно:

— недостаточность информации у населения, которая поможет отличить некачественный товар, также неумение населения извлекать необходимую информацию о товарах перед покупкой;

— ослабленное внимание к социальным сетям, в которых продают некачественный товар без необходимой документации;

— отсутствие эффективного противодействия распространению фальсифицированной продукции.

Парфюмерная продукция является неотъемлемой частью рынка. Нами проведен анализ рынка парфюмерной продукции в России для четкого понимания того, что могло привести к росту фальсификата. В последнее время потребление парфюмерных товаров в нашей стране значительно возросло. С 2017 по 2018 г. наблюдалось увеличение объема продаж на 3%, но с 2019 г. объем сократился на 3,1%. В 2020 г. идет спад объема продаж на 9,5%. Обратимся к рис. 1.

Одной из причин снижения объема рынка является введение цифровой маркировки [2].

Отечественные производители должны наносить код Data Matrix3 на упаковку уже на заводе. Импортеры должны маркировать товар на производстве или в процессе транспортировки, но не позднее момента, когда он попадет на таможенный пост4. Основной

2 ГОСТР 57881-2017 «Система защиты от фальсификаций и контрафакта» [Электронный ресурс]. URL: https://docs. cntd.ru/document/1200157538 (дата обращения 01.10.2021).

3 Data Matrix — двумерный матричный идентификатор в виде квадрата или прямоугольника, предназначенный для кодирования информации о составе продукции, производителе и прочем.

4 Маркировка духов и туалетной воды с 2021 года. Управление Роспотребнадзора по Чукотскому АО [Электронный ресурс]. URL: http://87.rospotrebnadzor.ru/index.php/2-uncategorised/860-markirovka-dukhov-i-tualetnoj-vody-s-2021-goda

целью маркировки является борьба с фальсифицированной продукцией, а также запрет на производство подобных товаров на территории нашей страны. Если покупатель не уверен в качестве приобретаемого товара, он может проследить его легальность через приложение «Честный ЗНАК». Для парфюмерии и косметики государство ввело трехлетний переходный период, в течение которого производители должны обеспечить более безопасный состав и более полную информацию на этикетках.

2017

2018

2019

I

2020

Рис. 1. Объем продаж парфюмерии в России, в млрд руб.5

Вся информация с упаковки должна подтверждаться, это могут быть проведенные исследования, данные поставщиков ингредиентов, научные данные о веществах. Переходный период продлится до 2023 г.6 Таким образом государство противодействует распространению фальсифицированной продукции.

В 2020 г. на сокращение объема рынка парфюмерных товаров значительное влияние оказала пандемия, из-за которой сократились международные поставки и объем потребительского спроса7. Если рассматривать динамику объема импорта за 2018—2020 гг., можно проследить, что объем импорта в натуральном выражении к 2020 г. снизился на 10,2%, это представлено на рис. 2.

Снижение объема импорта связано с действующей цифровой маркировкой, которая привела к повышению цен на импортные парфюмерные товары8. На импортную продукцию нужно наносить цифровые коды либо за рубежом, либо на таможенном складе, когда товар уже находится в России, но еще не прошел таможенное оформление. Это привело к дополнительным расходам, так как продукция поступает в запломбированных контейнерах и возникают дополнительные затраты на обработку груза, операции по маркировке [3]. Но также значимой причиной снижения продаж является высокий

5 Составлено автором на основе «Статистического портала Ru-Stat» [Электронный ресурс]. URL: https://ru-stat.com/ date-Y2018-2021/RU/import/world/0633 (дата обращения 01.10.2021).

6 Портал участников ВЭД. Новости таможни. Официальная группа expertft.ru [Электронный ресурс].URL: https:// vk.com/expertft_ru?w=wall-61500760_13363 (дата обращения 01.10.2021).

7 Производители предупредили о проблемах с поставками импортных духов. Официальный сайт Retailer [Электронный ресурс]. URL: https://retailer.ru/proizvoditeli-predupredili-o-vozmozhnyh-problemah-s-postavkami-importnyh-duhov/ (дата обращения 01.10.2021).

8 Из-за введения маркировки из российских магазинов может исчезнуть парфюмерия. Официальный сайт «Рамблер/ финансы» [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/other/41712783-iz-za-vvedeniya-markirovki-iz-rossiyskih-magazinov-mozhet-ischeznut-parfyumeriya/ (дата обращения: 01.10.2021).

уровень фальсификации парфюмерии. Основными странами — поставщиками парфю-ма являются Франция, Италия и Испания (см. таблицу ниже).

17 16,5 16 15,5 15 14,5 14

16,6

15,6

14,9

2018

2019

2020

Рис. 2. Объем импорта парфюмерных товаров в России в натуральном выражении

за 2018-2020 гг., тыс. тонн9

Объем импорта парфюмерии в Россию из основных стран-экспортеров

за 2018-2020 гг., млн долл.10

2018 2019 2020

Франция 309,0 312,8 269,0

Италия 66,5 68,5 52,3

Испания 38,2 32,6 29,5

Англия 24,1 22,3 19,4

США 13,1 15,7 8,5

Основным поставщиком стала Франция, так как французские духи пользуются большим спросом у российских потребителей. В список востребованных духов входят бренды: Magie Noire, Lancöme, Chanel, Le De, Le De Givenchy, Miss Dior11.

Из-за снижения объема импортных поставок возрос объем фальсифицированной парфюмерной продукции, так как спрос на данную продукцию не снижается.

Оборот рынка фальсифицированных парфюмерных товаров за 2020 г. оценивается в 10 млрд руб., об этом сообщает компания по борьбе с фальсификатом и защите брендов BrandMonitor.

Значительное количество нелегальной парфюмерии производится в Турции, ОАЭ и Польше12.

На отечественном рынке парфюмерную продукцию можно купить не только в специализированных магазинах, но и в маленьких киосках, в торговых центрах, на рынках. И там чаще всего продают поддельный товар, за которым нет должного наблюдения со стороны

9 Составлено автором на основе статьи «Импорт косметики и парфюмерии». Официальный сайт SeaNews [Электронный ресурс]. URL: https://seanews.ru/2020/04/07/ru-import-kosmetiki-i-parfjumerii/ (дата обращения 01.10.2021).

10 Составлено автором на основе «Статистического портала Ru-Stat» [Электронный ресурс]. URL: https://ru-stat. com/date-Y2018-2021/RU/import/world/0633 (дата обращения 01.10.2021).

11 Российский рынок парфюмерии: динамика, покупательские предпочтения и структура инвестиций. Официальный сайт Retailer. URL: https://new-retail.ru/business/rossiyskiy_rynok_kosmetiki_i_parfyumerii_dinamika_ pokupatelskie_predpochteniya_i_struktura_investits9956/ (дата обращения 01.10.2021).

12 Обязательная маркировка духов [Электронный ресурс]. URL: https://taxcom.ru/markirovka/markirovka-duhov/ (дата обращения 01.10.2021).

государственного контроля. На данный момент нет точных сведений о том, сколько фальсифицированной продукции реализуется на парфюмерном рынке, и поэтому приходится делать выводы на основе исследований экспертных организаций, которые проводят опросы среди потребителей. Специалисты по защите брендов BrandMonitor в 2020 г. провели онлайн-опрос среди 1000 респондентов в возрасте от 18 до 55 лет. Результаты опроса показали, что потребители осознают то, что приобретают неоригинальный товар13.

Многие потребители не могут себе позволить дорогую парфюмерию. Более того, недостаточно одной борьбы со стороны государства, также необходимо, чтобы сами потребители не создавали условия для увеличения количества продавцов, которые готовы любым способом продать некачественный товар. На сегодняшний день в официальных источниках, в том числе на официальных сайтах, граждане могут получить большой объем информации о существовании фальсификата и о его непосредственном вреде.

На наш взгляд, нужно проводить профилактические мероприятия по информированию потребителей о наличии на рынке поддельной продукции и рассказывать о действиях, которые нужно предпринимать во время покупки.

В настоящее время идет стремительное развитие онлайн-торговли, в социальных сетях реализуется более 70% аккаунтов с фальсифицированным парфюмом. Для того чтобы заблокировать сайт, нужно решение суда. А для получения решения суда нужно провести целый комплекс мероприятий, который докажет, что товар является фальсифицированным, а это ресурсозатратно. Также после перекрытия канала сбыта фальсифицированной продукции компании-однодневки открываются под новым именем и продолжают сбыт своих некачественных и поддельных товаров. Правоохранительные органы, обнаружив несертифицированную и фальсифицированную продукцию, изымают его и закрывают подпольное производство, но не прослеживают дальнейшее производство [1]. Для решения перечисленных проблем государству необходимо разработать целый комплекс мер наказывающего и предупредительного характера для недобросовестных участников рынка. Это нужно для того, чтобы предупредить нарушения, которые могут быть связаны с обманом покупателей с помощью разного вида фальсификации парфюмерной продукции. При контроле и своевременном решении данной проблемы государству в какой-то мере удастся бороться с некачественной продукцией, а потребители сохранят свое здоровье.

Литература

1. Панов С. Л. Противодействие обороту контрафактной парфюмерно-косметической продукции. Современное право, 2008. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://www. sovremennoepravo.ru/m/articles/view/Противодействие-обороту-контрафактной-пар-фюмерно-косметической-продукции (дата обращения 01.10.2021).

2. Перцева Е. Духов не хватит: парфюмеры готовятся снизить импорт в Россию. Информационный центр «Известия» [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/937151/ evgeniia-pertceva/dukhov-ne-khvatit-parfiumery-gotoviatsia-snizit-import-v-rossiiu (дата обращения 01.10.2021).

3. Савинцев Ф. «Известия»: цены на импортную парфюмерию могут вырасти на 5-15% из-за правил маркировки. Информационный центр ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/7064769 (дата обращения 01.10.2021).

13 Исследование: оборот поддельной косметики и парфюма превышает 10 млрд рублей. Редакция Esquire [Электронный ресурс]. URL: https://esquire.ru/style-and-grooming/212223-issledovanie-oborot-poddelnoy-kosmetiki-i-parfyuma-prevyshaet-10-milliardov-rubley/ (дата обращения 01.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.