Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС И ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТОВАРОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ'

РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС И ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТОВАРОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / КОНТРАФАКТНЫЕ ТОВАРЫ / ПОДДЕЛКА / КАЧЕСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Червова Наталья Владимировна, Ивашкин Михаил Вячеславович

В статье был рассмотрен понятийный аппарат по проблеме фальсификации товаров, проанализирована статистическая информация о реализации некачественной продукции, выявлены, вызванные этим, проблемы на потребительском рынке России, а также, предложен ряд мер, способствующих борьбе с фальсификацией, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, применение которых на практике будет способствовать насыщению потребительского рынка России качественными товарами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN BUSINESS AND THE PROBLEM OF FALSIFICATION OF GOODS: THE CURRENT STATE AND WAYS TO SOLVE THE PROBLEM

Тhe article considered the concepts of the apparatus for the problem of counterfeiting goods, analyzed statistical information on the sale of low-quality products, identified the problems caused by this in the consumer market of Russia, and also proposed a number of measures to help combat counterfeiting, both by the state and by businesses, the use of which in practice will contribute to the saturation of the Russian consumer market with quality goods.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС И ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТОВАРОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 339.19

РО! 10.23672/d6487-2749-7537-v

Червова Наталья Владимировна

кандидат экономических наук, доцент Высшей школы «Медиа, коммуникаций и сервиса», Тихоокеанский

государственный университет natashachervova@rambler.ru

Natalya V. Chervova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Higher School of Media, Communications and Service, Pacific State University natashachervova@rambler.ru

Ивашкин Михаил Вячеславович

доктор экономических наук, профессор Высшей школы «Медиа, коммуникаций и сервиса», Тихоокеанский

государственный университет ivashkin62@mail.ru

Российский бизнес и проблема

фальсификации товаров: современное состояние и способы решения проблемы

Mikhail V. Ivashkin

Doctor of Economics,

Professor of the Higher School of Media,

Communications and Service,

Pacific State University

ivashkin62@mail.ru

Russian business and the problem

of falsification of goods: the current state and ways to solve the problem

Аннотация. В статье был рассмотрен понятийный аппарат по проблеме фальсификации товаров, проанализирована статистическая информация о реализации некачественной продукции, выявлены, вызванные этим, проблемы на потребительском рынке России, а также, предложен ряд мер, способствующих борьбе с фальсификацией, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, применение которых на практике будет способствовать насыщению потребительского рынка России качественными товарами.

Ключевые слова: фальсификация, контрафактные товары, подделка, качество, потребительский рынок, бизнес, государственное регулирование.

Annotation. Тhe article considered the concepts of the apparatus for the problem of counterfeiting goods, analyzed statistical information on the sale of low-quality products, identified the problems caused by this in the consumer market of Russia, and also proposed a number of measures to help combat counterfeiting, both by the state and by businesses, the use of which in practice will contribute to the saturation of the Russian consumer market with quality goods.

Keywords: falsification, counterfeit, counterfeiting, quality, goods, consumer market, business, government regulation.

В современных рыночных отношениях важная роль отводится вопросам качества реализуемых товаров на потребительском рынке. Зачастую, интересы бизнеса и этики сложно совместимы, многие предприниматели в погоне за текущей прибылью легко жертвуют качеством реализуемых товаров. Поэтому государство как гарант защиты прав граждан на достойную жизнь задействует, как уже имеющиеся в его арсенале, так и регулярно разрабатывает новые механизмы регулирования данного процесса. Рост достатка населения является еще одной существенной причиной повышенного внимания к вопросам качества товаров, реализуемых на потребительском рынке. Люди готовы платить больше за обладающие высокими потребительскими свойствами, экологически чистые товары. Однако, зачастую декларируемое качество товаров становятся лишь завуалированным маркетинговым ходом предпринимателей в привлечении внимания

потенциальных клиентов, обеспечивающих дополнительную прибыль продавцу.

Все сказанное выше позволяет нам вполне обоснованно утверждать, что проблема фальсификации товаров на потребительском рынке остается весьма актуальной на протяжении длительного промежутка времени. Для адекватного понимания ситуации, сначала разберемся в особенностях терминологии.

Подделка - создание и реализация товара, имитирующего оригинальный.

Реплика - производное от иностранного слова «replicate», означает копировать, воспроизводить. т.е., по своей сути, таже подделка.

Имитация - создание предмета, по внешнему виду схожего с оригиналом (но необязательно претендующего на идентичность).

Фальсификат - подделка, вводящая потребителя в заблуждение о подлинности товара (в отличие от имитации).

Контрафакт - выпуск продукции, нарушающей авторские и смежные права.

Наиболее часто на практике апеллируют понятиями фальсификация и контрафакция, рассмотрим их подробнее.

Фальсификация трактуется по-разному, в зависимости от сферы деятельности авторов, дающих определение этого термина. В наиболее часто используемой трактовке «фальсификация» (от латинского «^¡эШко» - подделываю) - это действия, направленные на преднамеренный обман покупателя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью [1]. Здесь акцент делается на корысть и выгоду, получаемую в результате обмана.

Фальсифицированные пищевые продукты - это пищевые продукты, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качества, информация о которых предоставляется покупателю продавцом заведомо неполно или не вполне достоверно [2]. Здесь внимание акцентируется на умышленном обмане, сокрытии свойств товара и информации о нем, что впрочем само по себе трудно доказуемо.

Термин «контрафакция» в большей степени связан с незаконным использованием чужих авторских прав. Поэтому используется, главным образом, когда разбирают случаи, при которых поддельный товар выдают за оригинальный, тем самым получая дополнительную прибыль за счет известности марки оригинального товара.

Контрафакция - разновидность фальсификации, представляющая собой намеренное и незаконное введение в коммерческий оборот объектов, на которые распространяются действия законов РФ об авторском праве и смежных правах, интеллектуальной, промышленной собственности, а также международных договоров [3].

При реализации недобросовестными производителями и торговцами контрафактной продукции, правообладателю оригинальной марки товара может быть нанесен не только материальный, но и существенный моральный вред.

Возможны два случая последствий контрафакции для производителей оригинального товара:

1. Когда подделка качественная, тогда репутация производителя не страдает, но ему наносится материальный вред, т.к., пользуясь его широко известным именем, кто-то пожинает плоды, в результате чего производитель не дополучает прибыль. Такой вид контрафакта можно назвать неучтенным товаром.

2. Когда подделка некачественная, то, помимо материального вреда, наносится еще и моральный вред, т.к. при этом наносится еще урон и репутации производителя [6].

В Уголовном кодексе РФ нет отдельной статьи за фальсификацию товаров или продажу контрафактной продукции. В связи с этим, подобные действия попадают в разряд схожих по своему характеру правонарушений: мошенничество, незаконное предпринимательство, обман покупателя и незаконное использование товарного знака. Несмотря на то, что термины «фальсификация» и «контрафакция» достаточно широко применяются в научной и практической деятельности, на законодательном уровне они не закреплены. Как результат, существуют значительные пробелы в российском законодательстве, мешающие осуществлять эффективную защиту потребительского рынка от фальсифицированной, контрафактной и зачастую некачественной продукции. В таблице 1 представлена статистическая информация, отражающая динамику состояния потребительского рынка за 2005-2019 гг в части выявления присутствия на нем некачественных товаров отечественного и импортного производства.

Данные таблицы наглядно демонстрируют динамику развития ситуации с взятием проб и последующим изъятием из оборота некачественной, в т.ч., фальсифицированной и контрафактной продукции.

На начало анализируемого периода (2005 г.) более половины швейных изделий, реализуемых на потребительском рынке РФ, являлись некачественными, причем как отечественного, так и импортного производства примерно в равных долях (52 % и 56 % соответственно). Высока доля фальсификата и в группе обувных товаров (среди обуви отечественного производства - таковых было 37 %, среди импортных - 49 %). Группа синтетических моющих средств являлась одним из лидеров по количеству некачественного товара, большая доля приходилась на данные товары импортного производства - 57 %.

Среди продовольственных товаров наибольшее количество некачественных импортных товаров было выявлено по таким группам, как крупы -54 % и рыбная продукция 44 %. Далее следовала группа мебельных товаров, некачественными среди которых был признан 41 % как отечественной, так и зарубежной продукции. Среди фальсификата парфюмерно-косметических товаров преобладали товары отечественного производства -30 %.

По оценкам экспертов, более половины товаров, реализуемых на потребительском рынке в анализируемый период, были некачественными или поддельными. Основным поставщиком некачественных и поддельных товаров был признан Китай. Однако, на конец 2019 г. ситуация резко изменилась. Процент некачественных товаров, обнаруженных в результате проверок, значительно сократился, особенно, среди импортных товаров. Среди отечественных наибольшая доля некачественных товаров приходилась на швейные изделия, мясные и кондитерские товары (9 %, 8 % и 7 % соответственно).

Таблица 1

Качество товаров, поступивших на потребительский рынок РФ (по данным Роспотребнадзора), в % от количества отобранных образцов (проб) в каждой товарной группе [4]

Группа товаров 2005 2010 2015 2019

Отеч | Имп Отеч | Имп Отеч | Имп Отеч | Имп

Продукты питания

Мясо и мясо птицы 14 9 8 6 5 3 8 0

Колбасные изделия 6 4 7 2 3 2 2 0

Консервы мясные 9 3 3 5 0 0 2 0

Продукция рыбная пищевая 4 44 12 15 8 19 3 0

Цельномолочная продукция 4 5 7 4 6 3 1 0

Изделия макаронные 13 3 1 0 1 0 0 0

Крупа 17 54 6 2 1 1 2 -

Мука 7 6 5 0 1 0 0 0

Изделия кондитерские 7 14 9 7 4 6 7 0

Масло животное 2 5 6 0 4 0 2 0

Масла растительные 9 4 1 0 0 0 1 0

Сыры 2 6 3 2 2 5 3 0

Алкогольные напитки и пиво

Водка и ликероводочные изделия 6 1 4 1 3 0 0 0

Вина виноградные и плодовые 2 5 9 4 2 2 1 1

Вина шампанские и игристые 1 1 0 0 0 1 - -

Коньяки 5 6 7 4 1 0 0 0

Пиво 9 4 4 4 4 8 2 0

Неп эодовольственные товары

Изделия швейные 52 56 38 58 11 6 9 4

Обувь кожаная 37 49 11 87 15 14 5 4

Средства моющие синтетические 8 57 2 0 6 1 1 0

Парфюмерия и косметика 30 19 12 24 1 4 3 1

Телевизоры 14 15 4 12 2 5 0 0

Стиральные машины 8 26 12 11 1 8 0 1

Холодильники 10 13 4 13 1 1 0 0

Мебель 41 41 20 40 17 30 5 2

Государством был принят комплекс мер по борьбе со сбытом некачественной продукции. Как показала практика, наиболее эффективными мерами государственного регулирования стали: введение акцизных марок на алкоголь; создание информационной базы по лекарственным средствам; чипирование меховых изделий; штриховое кодирование обувных товаров и некоторые другие.

На сегодняшний день, основными проблемами, препятствующими разширению борьбы с различного рода фальсификациями на потребительском рынке России являются:

- отсутствие четкой нормативно-правовой базы по вопросам фальсификации товаров;

- ненадлежащий контроль за качеством реализуемых потребительских товаров;

- существующие штрафы и наказания за производство и реализацию некачественных товаров минимальны и не адекватны наносимому моральному и материальному ущербу.

Всевозможные меры по защите продукции от фальсификаии должны быть эконмически целесообразны. Поэтому для более сложных и дорогостоящих товаров существует множество способов защиты, в отличии от недорогих товаров. Для таких товаров главный критерий выбора потребителями - это цена, а любая технология защиты будет способствовать увеличению их стоимости.

Поэтому о защите товаров, являющихся социально-значимыми и жизненно-необходимыми, должно прежде всего позаботиться государство.

Среди перспективных путей защиты товаров от фальсификации со стороны бизнеса, следует назвать:

информационные (размещение информации на сайтах компаний об основных признаках оригинальности выпускаемого товара и способах их защиты от подделки);

2) организационно-экономические (достаточно частая смена дизайна упаковки, затрудняющая подделку; отстаивание своих прав на использование товарного знака и пресечение несанкционированного его использования);

3) технологические (использование трудно воспроизводимых способов защиты в т.ч. нанесение голограмм на упаковку; создание информационной базы по товарам компании и содействие потребителям в организации проверки оригинальности данного товара).

В свою очередь, со стороны государства необходимо задействовать следующие основные группы методов противодействия фальсификациям:

правовые (разработка НПА, формирующих правовую базу по вопросам фальсификации; ужесточение наказаний за фальсификацию товаров;

лишение лицензии на осуществление деятельности при повторном выявлении фальсификации и

др.);

2) информационные (широкомасштабная информационно-пропагандистская работа с населением по вопросам фальсификации; информирование и обучение способам выявления фальсификации);

3) технологические (создание единой информационной базы по различным товарам; нанесение на упаковку кодов, содержащих подробную информацию и описание товара и чипирование товаров; защита путем нанесения на упаковку специальных средств, например, типа голограмм);

4) организационно-экономические (создание эффективного механизма по отслеживанию обращений граждан по вопросам некачественных

Литература:

1. Дзахмишева И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров : учеб. пособие / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. И.Ш. Дзахмишевой. М. : Дашков и К°, 2013. 360 с. URL : https://znanium.com/ catalog/product/415020 (дата обращения 09.03.2021).

2. Законы, кодексы и НПА РФ. ФЗ № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 (в редакции от 13.07.2020) URL : https://legalacts.ru/doc/29_FZ-o-kachestve-i-bezo pasnosti-piwevyh-produktov (дата обращения 10.03.2020).

3. Нестеров А.В. Фальсификация и контрафакция: экспертный аспект. Онлайн библиотека оценщиков. URL : http://www.labrate.ru/articles/ nesterov_article_2001_contrafactio.htm (дата обращения 09.03.2020).

4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Качество товаров, поступивших на потребительский рынок. URL : https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения 09.03.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Король А.Н. Товарные экспертизы на российском рынке продуктов питания : учеб. пособие / А.Н. Король, Н.В. Червова. Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2015. 83 с.

6. Ивашкин М.В. Маркетинговое управление фирмой : учеб. пособие / М.В. Ивашкин. Изд-во ТОГУ, 2012. 101 с.

товаров и оперативного реагирования; жесткий контроль за качеством товаров, реализуемых на отечественном потребительском рынке; повышение штрафов до значимых для бизнеса величин и др.).

Таким образом, в данной статье нами были рассмотрены основные понятия по проблеме фальсификации товаров, проанализирована статистическая информация о реализации некачественной продукции, выявлены вызванные этим проблемы на потребительском рынке России. А главное, был предложен ряд мер, способствующих борьбе с фальсификацией, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, применение которых на практике будет, по нашему мнению, способствовать дальнейшему насыщению потребительского рынка России качественными и недорогими товарами.

Literature:

1. Dzakhmisheva I.Sh. Identification and falsification of non-food products : manual / Ed. by doctor of econ., Professor I.Sh. Dzakhmisheva. M. : Dashkov and K°, 2013. 360 p. URL : https://znanium.com/cata-log/product/415020 (date of application 09.03.2021).

2. Laws, codes and regulations of the Russian Federation. Federal Law № 29-FZ «On the quality and safety of food products» dated 02.01.2000 (as amended on 13.07.2020) URL : https://legalacts.ru/ doc/29_FZ-o-kachestve-i-bezopasnosti-piwevyh-produktov (date of application 10.03.2021).

3. Nesterov A.V. Falsification and counterfeiting: an expert aspect. Online library of appraisers. URL : http:// www.labrate.ru/articles/nesterov_article_2001_contra-factio.htm (date of application 09.03.2021).

4. Federal State Statistics Service. Official site. The quality of goods entering the consumer market. URL : https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (date of application 09.03.2021).

5. Koro! A.N. Commodity expertise in the Russian food market : manual / A.N. King, N.V. Chervova. Khabarovsk : PNU Publishing House, 2015. 83 p.

6. Ivashkin M. V. Marketing management of the company : manual / M.V. Ivashkin. Publishing house of PNU, 2012. 101 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.