Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИИ ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ'

КЛАССИФИКАЦИИ ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1303
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОД ТОВАРОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ФИЗИКО- ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КОСМЕТИЧЕСКАЯ И ПАРФЮМЕРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / COMMODITY NOMENCLATURE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / PRODUCT CODE / CLASSIFICATION / CHEMICAL COMPOSITION / PHYSICAL AND CHEMICAL INDICATORS / COSMETIC AND PERFUMERY PRODUCTS / CUSTOMS EXPERTISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримова Диловар Батировна, Хужаев Вахобжон Умарович

В данной статье изучен состав косметической и парфюмерной продукции. Обосновано негативное влияние некачественных товаров на здоровье человека и экономику страну. Разработаны и внедрены в таможенную систему современные методы определения качества. Впервые установлены и рекомендованы для внедрения в таможенную практику для определения кодовых номеров разных видов косметической и парфюмерной продукции на основе их физико-химических показателей. Проанализированы проблемы качественных товаров, а также даны практические рекомендации по совершенствования классификации товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СLASSIFICATION OF PERFUMERY AND COSMETIC PRODUCTS ON THE BASIS OF COMMODITY NOMENCLATURE

This article examines the composition of cosmetic and perfumery products. The negative impact of low-quality goods on human health and the country's economy has been substantiated. Modern methods of quality determination have been developed and introduced into the customs system. For the first time, they were established and recommended for implementation in customs practice to determine the code numbers of different types of cosmetic and perfumery products based on their physical and chemical indicators. The problems of quality goods have been analyzed, and practical recommendations have been given for improving the classification of goods.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИИ ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ»

Л UNiVERSUM:

ЩЩ_ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ_декабрь. 2020 г.

КЛАССИФИКАЦИИ ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ

Каримова Диловар Батировна

докторант

Кокандского государственного педагогического института,

Республики Узбекистан, г. Коканд E-mail: Karimova_bd@mail. ru

Хужаев Вахобжон Умарович

д-р. хим. наук, профессор, Кокандский государственный педагогический институт, Республика Узбекистан, г. Коканд

^ASSIFICATION OF PERFUMERY AND COSMETIC PRODUCTS ON THE BASIS OF COMMODITY NOMENCLATURE

Dilovar Karimova

Doctoral student, Kokand State Pedagogical Institute, Republic of Uzbekistan

Vakhobjon Khujaev

Doctor of Chemical Sciences, Prof., Kokand State Pedagogical Institute, Republic of Uzbekistan

DOI: 10.32743/UniTech.2020.81.12-3.63- 70

АННОТАЦИЯ

В данной статье изучен состав косметической и парфюмерной продукции. Обосновано негативное влияние некачественных товаров на здоровье человека и экономику страну. Разработаны и внедрены в таможенную систему современные методы определения качества. Впервые установлены и рекомендованы для внедрения в таможенную практику для определения кодовых номеров разных видов косметической и парфюмерной продукции на основе их физико-химических показателей. Проанализированы проблемы качественных товаров, а также даны практические рекомендации по совершенствования классификации товаров.

ABSTRACT

This article examines the composition of cosmetic and perfumery products. The negative impact of low-quality goods on human health and the country's economy has been substantiated. Modern methods of quality determination have been developed and introduced into the customs system. For the first time, they were established and recommended for implementation in customs practice to determine the code numbers of different types of cosmetic and perfumery products based on their physical and chemical indicators. The problems of quality goods have been analyzed, and practical recommendations have been given for improving the classification of goods.

Ключевые слова: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, код товаров, классификация, химический состав, физико- химические показатели, косметическая и парфюмерная продукция, таможенная экспертиза.

Keywords: Commodity nomenclature of foreign economic activity, product code, classification, chemical composition, physical and chemical indicators, cosmetic and perfumery products, customs expertise.

Введение. В повседневной жизни мы покупаем разные виды косметической и парфюмерной продукции. Нельзя сделать вывод, что все эти продукты имеют гарантированное качество и пригодны для употребления. Идентификация товаров в процессе таможенного оформления занимает особое место в

дальнейшем совершенствовании деятельности таможенных органов. На сегодняшний день степень технической оснащённости и существующие методы таможенной идентификации товаров требуют постоянного совершенствования. В связи с этим требуется использование более совершенных механизмов и

Библиографическое описание: Каримова Д.Б., Хужаев В.У. Классификации парфюмерной и косметической продукции на основе товарной номенклатуры // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2020. 12(81). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/11023 (дата обращения: 25.12.2020).

№ 12 (81)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2020 г.

методов идентификации товаров. Вместе с тем, большое значение приобретает таможенная экспертиза, как средство определения потребительских характеристик товаров и способов их употребление. В связи с тем, что парфюмерия и косметика являются товарами повседневного спроса потребителей, импорт данной группы товаров разных марок и наименований, а также различных применений на внутренний рынок республики является постоянным.

Поэтому, классификация парфюмерии и косметики на основе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), является одним из наиболее актуальных вопросов для участников внешнеэкономической деятельности. Это зависит от ряда факторов [1]:

• под каким кодом классифицируются товары на основании ТН ВЭД, зависит от таможенной ставки, подлежащие уплате таможенных пошлин;

• классификация товаров по тому или иному коду ТНВЭД требует специальных знаний в области классификации и дополнительных знаний, связанных с определением описания товаров и их применения по Гармонизированной Системе.

При проведении импортно-экспортного анализа в таможенной деятельности, правильная классификация товаров позволяет повысить объективность таможенной статистики внешней торговли.

В настоящее время не существует единой научно обоснованной классификации парфюмерии и косметики, как в мировой, так и в местной практике. Не существует единого стандарта для терминологических устройств, определяющих компоненты парфюмерии и косметики.

Правильное оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) является важным фактором свободного и легального перемещения товаров по миру в соответствии с установленными правилами, повышения эффективности таможенных процедур, систематизации процесса таможенного контроля, снижения риска ошибок, упрощения таможенного оформления.

Цель методика и исследование. Целью в данной исследовании является рассмотрение состава парфюмерии и косметики на примере классификации товаров. Потому что, прежде всего, компоненты парфюмерии и косметики являются товарами и определяются для таможенных целей как товары, обращающиеся в мировой торговле.

В соответствии с установленным типом классификации термин «парфюмерия и косметика» обобщает два разных продукта, но оба преследуют одну и ту же цель - сделать человека здоровым и красивым.

Классификация парфюмерии и косметики в ТН ВЭД основана на химическом составе этих товаров. Изучение товарных кодов импортируемых и экспортируемых парфюмерии и косметики, используемых в международных экономических отношениях, и на этой основе разработка классификации новых товарных кодов для парфюмерии и косметики. Для защиты экономических интересов республики с учетом их физико-химических характеристик, состава, их «экспресс-методы». Разработка и внедрение методов, позволяющих проводить исследования, является более актуальной проблемой.

Изучение на научной основе взаимосвязи между кодовыми числами, используемыми в международных экономических отношениях в соответствии с составом парфюмерии и косметики и определение их общих закономерностей, позволяет проводить обширные исследования во всех областях этой специализации. Методы проведение таможенного экспертизы парфюмерии и косметики не усовершенствованы.

Результаты исследование. Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан парфюмерия и косметика представлены следующим образом: [3]

Термин «Парфюмерия, косметика или туалетные средства» используется для следующих продуктов: упаковки с ароматизаторами; запахи, выделяющиеся при горении; ароматизированная бумага и бумага, пропитанная косметикой; растворы для хранения контактных линз или глазных протезов; вата, шерсть или войлок и нетканые материалы, покрытые парфюмерией или косметикой.

Термин «ароматизаторы» может применяться к ароматным компонентам или синтетическим ароматическим веществам, которые отделены от веществ, классифицированных в позиции 3301 по ТН ВЭД.

Парфюмерно-косметическая продукция и сырьё для их производства являются объектом экспортно-импортных операций в сфере внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.

Парфюмерия и косметика в соответствии с ТН ВЭД Раздел VI «Химическая промышленность и сопутствующие промышленные продукты» классифицируются в группы 33 и 34, а в группу 33 этого раздела - «Эфирные масла и парфюмерия, косметика или туалетные средства»:

• эфирные масла, резиноиды, экстрагированные эфирные масла, концентраты эфирных масел, водные дистилляты и водные растворы эфирных масел (позиция 3301) (Рис. 1).

№ 12 (81)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2020 г.

Рисунок 1. Классификация косметических товаров (группа 3301) по Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

• смеси ароматических веществ и смеси одного или нескольких веществ (включая спиртовые растворы); прочие составы на основе ароматических углеводородов, используемые при производстве напитков (позиция 3302);

• духи и туалетная вода (товарная позиция 3303);

• косметические средства или средства для макияжа и ухода за кожей (кроме лекарственных), включая средства против загара или для загара, средства для маникюра или педикюра (товарная позиция 3304);

• средства для волос (товарная позиция 3305);

• средства для гигиены полости рта и зубов, в том числе укрепляющие порошки и зубные пасты; нить (зубной щёлк), используемая для чистки ряда зубов в индивидуальной упаковке для розничной торговли (товарная позиция 3306);

• бритвы, индивидуальные дезодоранты, средства для ванн, средства для эпиляции и др.; дезодоранты (позиция бренда 3307) для комнаты с ароматизатором или без, с дезинфицирующими свойствами или без них (Рис.2).

Для парфюмерии и косметики отнесённых к группе 34:

• парфюмерно-туалетное мыло (3401110000);

• мыло в прочих формах (3401200000);

• сырье для косметики: ПАВ (3402);

• воски искусственные и готовые (3404).

Парфюмерия и косметика имеют схожие свойства и критерии в классификации по ТН ВЭД, химический состав косметики отличается от парфюмерии и, конечно же, цели применения тоже отличаются

[4].

Классификация большинства косметических продуктов на основе ТНВЭД, основана на тексте позиции товара. Если товар сложный по составу, имеет другое описание и выполняет несколько функций, то при идентификации товара возникают трудности.

Группа 33 ТН ВЭД Республики Узбекистана «Эфирные масла и резиноиды; парфюмерия, косметика или туалетные средства». К этой группе не включаются:

№ 12 (81)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2020 г.

Рисунок 2. Классификация косметических средств

№ 12 (81)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2020 г.

а) натуральные живые или растительные экстракты товарной позиции 1301 или 1302;

б) мыло или другие изделия, включённые в товарную позицию 3401;

в) древесный или сульфатный скипидар, или другие продукты, включённые в позицию 3805.

Исходя из выше изложенного, с учётом основных критериев и характеристик классификации парфюмерии и косметики на основе по ТН ВЭД, рекомендуется классифицировать парфюмерию и косметику ТН ВЭД со следующими кодами (Таблица 1):

Таблица 1

Описание кодов ТН ВЭД парфюмерно-косметических групп

Код ТНВЭД Описание бренда

3301 12 100 0 Эфирное масло апельсина

3301 13 100 0 Эфирное масло лимона

3301 90 900 0 Масло паприки

3303 00 100 0 Духи

3303 00 900 0 Туалетные воды в неаэрозольной упаковке

3304 10 000 0 Средства для макияжа губ разных наименований

3304 20 000 0 Средства для макияжа глаз

3304 30 000 0 Средства для маникюра или педикюра

3304 91 000 0 Пудра, включая компактная

3304 99 000 0 Косметическая маска для быстрого и эффективного очищения кожи, эффективного питания

3305 10 000 0 Шампуни

3305 30 000 0 Лаки для волос

3305 90 000 0 Средства для прически (гель, воски)

3307 10 000 0 Средства, используемые до, во время или после бритья

3307 20 000 0 Дезодоранты и антиперспиранты индивидуального назначения

3307 30 000 0 Ароматизированные соли и прочие составы для принятия ванн

3307 49 000 0 Различные средства для ароматизации и дезодорирования воздуха в помещении

3401 11 000 0 Мыло туалетное (включая мыло, содержащее лекарственные средства)

3404 90 000 9 Воски искусственные прочие

Анализ процесса импортированных и экспорти- Узбекистан в 2016-2018 годах приведены в табл.2. и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рованных парфюмерии и косметики в Республики Рис. 3.

Таблица 2.

Динамика товаров 33-34 групп импортированных и экспортированных в Республику Узбекистан

в 2016-2018гг.

Период, год 2016 2017 2018

Сумма в тысячи США долл.

Импорт группа 33 57 159,05 66 904,58 75 472,20

Импорт группа 34 29 894,15 29 468,95 27921,64

Экспорт группа 33 1 234,53 1791,99 1278,367

Экспорт группа 34 373,342 7 429,07 8 572,55

Рисунок 3. Динамика роста, импортированных и экспортированных товаров (групп 33 и 34)

в Республике Узбекистан в 2016-2018гг.

№ 12 (81)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2020 г.

Возникающие проблемы в классификации парфюмерии и косметики по ТН ВЭД. Импортировано из зарубежных стран Аквалор, детский спрей 150 мл фл., Детская шапочка Аквалор 15 мл фл., Аквалор. Горло мини спрей 50 мл фл., Аквалор Горло спрей 125 мл фл., Аквалор Форте мини спрей 50 мкл / л фл., Актлор Форте спрей 150 мл фл., АквалорНорм спрей 125 мл фл., Аквалор Софт мини спрей 50 мл фл., Аквалор Софт спрей 150 мл фл. «Товары представлены на таможенное оформление в таможенном режиме «свободного обращения».

Образцы товаров упаковываются в картонные коробки в специальные флаконы объемом 15, 50, 125, 150 мл. Во флаконе и упаковке «аквалор горло мини, аквалор форте мини, аквалор норма, аквалор форте, аквалор беби, аквалор софт», «стерильный раствор морской воды», «средство для орошения и промывания» поля зрения детей означает «записи» и другая информация о бренде (Рис.4).

В инструкции по применению товара указано его применение для профилактики и комплексного лечения: острых и хронических воспалений, заболеваний полости носа, придаточных пазух носа и носоглотки (инфекционная, аллергическая, экологическая), хирургии в полости носа, а после операции на придаточных пазухах носа состояние описывается, а также для ежедневной гигиены полости носа и носоглотки.

При этом с разрешения Главного управления по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Министерства здравоохранения Республики Узбекистан зарегистрированы данные товары, предназначенные для полоскания и промывания носовой полости взрослым и детям, использовать для комплексного лечения [5-7].

Рисунок 4. Фото представленного образца

В состав исследованных проб входили природная морская вода и очищенная вода, которая, как было установлено, является средством, используемым для полоскания и профилактики носовой полости у взрослых и детей.

Рассматриваемые образцы являются товарными позициями ТНВЭД 2501, 3004 или 3307, значимыми [8-9].

Товарная позиция 2501 ТНВЭД имеет следующий текст:

"Соль (включая соль столовую и денатурированную) и хлорид натрия чистый, растворенные или не растворенные в воде, или содержащие или не содержащие добавки агентов, препятствующих слипанию или обеспечивающих сыпучесть; вода морская".

Следующий комментарий сделан по товарной позиции 2501 ТНВЭД:

"В данную товарную позицию включается хлорид натрия, обычно известный как соль. Соль используется для кулинарных целей (пищевая соль, столовая соль), но имеет также много других применений и, если необходимо, может быть денатурирована, что делает ее непригодной для употребления в пищу.

В данную товарную позицию не включаются:

(а)соленые приправы, такие как сельдерейная соль (товарная позиция 2103);

(б)растворы хлорида натрия, включая морскую воду, помещенные в ампулы, и хлорид натрия, упакованный другим способом, представленные как лекарственные средства (группа 30), а также растворы

хлорида натрия, расфасованные для гигиенических целей в упаковки для розничной продажи, кроме медицинских или фармацевтических средств, стерильные или не стерильные (товарная позиция 3307);

Товарная позиция 3004 ТНВЭД имеет следующий текст:

"Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции. 3002, 3005 или 3006), состояьцие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в ejttop дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермалъных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи: "

Следующий комментарий сделан по товарной позиции 3304 ТНВЭД:

"В данную товарную позицию включаются лекарственные средства, состоящие из смешанных или несмешанных продуктов;

В данную товарную позицию также не включаются:

(а) змеиный или пчелиный яд, не по сплавляемый в качестве лекарственного средства (товарная позиция 3001);

(б) товары товарной позиции 3002, 3005или 3006, как бы они ни были расфасованы;

(в) водные дистилляты или водные растворы эфирных масел и препараты товарных позиций 3303 -3307, даже если они обладают терапевтическими или профилактическими свойствами (группа 33) ".

В комментарии к 33-й группе ТНВЭД говорится:

№ 12 (81)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

"Продукты товарных позиций 3303 - 3307 включаются в данные товарные позиции независимо от того, содержат они или нет вспомогательные фармацевтические или дезинфицирующие компоненты, обладают ли они или нет дополнительной ценностью как терапевтические или профилактические средства (см. примечание 1 (д) к группе 30). Однако дезодоранты для помещений включаются в товарную позицию 3307, далее если они обладают в основном дезинфицирующими свойствами. "

Товарная позиция 3307 ТНВЭД имеет следующий текст:

"Средства, используемые до, во время или после бритья, дезодоранты индивидуального назначения, составы для принятия ванн, средства для удаления волос и прочие парфюмерные, косметические или туалетные средства, в другом месте не поименованные или не включенные; дезодоранты для помещений, ароматизированные или иеароматизи-рованные, обладающие или не обладающие дезинфицирующими свойствами" [8-9].

Вывод, что образцы, представленные на таможенную экспертизу, должны быть отнесены код товаров 3307900008 по ТН ВЭД. Нами были разработаны и внедрены в практику эффективные методы классификации разных видов косметической и парфюмерной продукции для таможенных целей.

Методики проведения таможенной экспертизы

Экспертиза разных видов косметической и парфюмерной продукции осуществляется следующими методами:

1. Органолептический метод.

2. Лабораторный (экспериментальный) метод.

Органолептический метод играет важную роль в

контроле качества разных видов косметической и парфюмерной продукции. С помощью этого метода определяют их вкус, запах, цвет, внешний вид оцениваются с помощью органов осязания. Преимущества органолептического метода заключается в том, что он не требует больших затрат на химические реактивы, инструменты, а также позволяет быстро делать выводы о качестве продукта. Недостатком этого метода является то, что чувство осязаемости развита у всех людей по-разному. Поэтому качество товара будет оценена по-разному. При проверке качества товаров органолептическим методом их качественные показатели нельзя выразить цифрами, либо усложняется получение полной подробной информацию о качестве продукции. Например, с помощью этого метода очень сложно сказать о биологической ценности продукта или о его безвредности. Однако если оценка качества продукции органолеп-тическим методом будет проводиться с участием высококвалифицированных, опытных дегустаторов, допустимых ошибок будет еще меньше. Однако следует иметь в виду, что наши органы чувств могут быстро уловить специфические ароматные вкусовые качества продукта, которые трудно поддаётся обнаружению либо не могут быть обнаружены другими методами проверки. Например, органолептиче-ский метод - единственный способ определить их

декабрь, 2020 г.

качество и тип, так как очень сложно идентифицировать ароматные сложные вещества, входящие в состав чая, кофе и винных продуктов. В органолеп-тической оценке пищевых продуктов вкусовые характеристики являются одним из основных показателей, определяющих их качество. Главный орган человеческого тела, который ощущает вкус, - это язык. Академик И.П. Павлов первым объяснил, как действуют органы чувств, при употреблении пищи. Слизистые оболочки языка и полости рта содержат вкусовые рецепторы, на которые действует раствор веществ, стимулирующих вкусовые ощущения. Общее количество бугорков на языке оценивается более чем в 9000, большинство из которых расположены на кончике языка, а остальные - на латеральном уровне и на задней части языка. По сути, существует четыре типа простых вкусов: сладкий, соленый, кислый и горький.

Другие вкусы и вкусовые ощущения образуются путем сложения этих основных вкусовых ощущений: горько-соленого, кисло-сладкого, кисло-сладкого, сладко-горького и т.д. Вкус еды зависит от характера продукта, его химического состава, температуры, при которой продукт дегустируется. Следовательно, оценка качества пищевых продуктов органолепти-ческим способом должна основываться на нормативных требованиях [10].

Кроме этого существует социологический метод оценки качества товаров. Социологический метод определения показателей качества пищевых продуктов оценивается, по мнению покупателей [11-12].

Заключение

Таким оброзом, мировой практический опыт показывает, что при определении состава разных видов косметической и парфюмерной продукции в каждой стране использование методов таможенной экспертизы товаров, в частности, анализ их химического состава, дает эффективные результаты. Наиболее эффективным способом выявления некачественных товаров ввозимых в республику, является органолептический метод. В то же время эксперт-инспектор таможенного поста помогает ускорить процесс оформления путем проверки документов страны происхождения товара, условие поставки, при которых он перевозится, его внешнего вида, состава этикетки и срока годности.

Для защиты экономических интересов республики в международных экономических отношениях, на основе химического состава разных видов косметической и парфюмерной продукции разработаны новые товарные коды, и подготовлены комментарии к их классификации.

Разработанные экспресс методики кодирования разных видов косметической и парфюмерной продукции рекомендованы к использованию участниками внешнеэкономической деятельностью и экспертами при определении кода товаров по ТН ВЭД. На основании правильное определение кода товаров по ТН ВЭД правильно и полностью взимаются таможенные платежи в государственный бюджет и обеспечивается экономическая безопасность республики, а также сократится время таможенного оформления

№ 12 (81)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

декабрь, 2020 г.

разных видов косметической и парфюмерной продукции.

Список литературы:

1. Андреева Е.И. Развитие методологии и совершенствование механизма управления идентификацией товаров в таможенных целях: Монография / Е.И. Андреева. M.: РИО Российской таможенной академии, 2016. - 202 с.

2. Гейл Л. Крамер, Кларенс В. Дженсен, Дуглас Д. Саутгейт мл. Экономика сельского хозяйства и агробизнес. -Нью-Йорк, 2001. - 519 с.

3. С. Гибилиско. Альтернативная энергетика без тайн / Стэн Гибилиско; [пер. с англ. А.В.Соловьева]. М.: Эксмо, 2010. - 368 с. - (Без тайн).

4. Ибрагимов У.К. Оценка антиоксидантов - пищевых добавок // STANDART. - 2002. № 1. - С. 58-59.

5. Каримкулов, Ш. Муратова Товаршунослик. Товарларни халкаро сертификатлаш: дарслик, -Тошкент: Янги аср авлоди, - 2016. - 256 с.

6. Каримкулов К.М., Раджабова Л.Р. Определение кофеина и оценки качества контрафактных товаров методом жидкостной хроматографии // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2020. № 8(77). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/10637

7. Корф Д.В. Правовая регламентация классификации товаров: на примере Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС / Д.В. Корф // Публично-правовые исследования. - 2017. - № 1. -С. 32-45.

8. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан. Версия 2017 года. - Т.: 2017, - 655 с.

9. Федотова Г.Ю. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности: Учебник. — СПб.: Троицкий мост, 2013. — 408 с.: ил.

10. Яковлева Л.А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров: Учебник для ВУЗов - СПб.: "Лань",

11. www.lex.uz - Национальная база данных по законодательству Республики Узбекистан, www. https://stat.uz/uz/- портал Госкомстата Республики Узбекистан.

12. Электронный ресурс. http://www.brokert.ru/services/gtd.

2001. - 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.