Ы. Щ. Петрова, Щ. ^. Захаренко, В- "Воробьева Безопасность рынка парфюмерно-косметической продукции: роль таможенных органов
Целевая программа развития (далее — Программа) Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС) на 2004-2008 гг. призвана обеспечить дальнейшее совершенствование инструментов администрирования и наиболее эффективное их использование при решении социально-экономических и политических задач государства, в том числе таких, как:
— развитие внешнеэкономической деятельности, расширение внешнеторговых связей и интеграция российской экономики в мировую экономику;
— защита рынка, товаропроизводителя и стимулирование развития экономики;
— обеспечение экономической, социальной, экологической безопасности.
Для решения этих задач Программа предусматривает основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации, в том числе: развитие партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности и повышение эффективности таможенного контроля; обеспечение надлежащей правовой деятельности ФТС и единообразного применения таможенного законодательства; кардинальную модернизацию информационной системы ФТС и техническое переоснащение таможенных органов Российской Федерации; обеспечение эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере; развитие международного таможенного сотрудничества и др.
Решение поставленных перед таможенными органами задач позволит обеспечить всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России.
Парфюмерно-косметическая продукция является значимым объектом международной купли-продажи, а, следовательно, объектом таможенной деятельности. Целью работы было изучение и анализ проблем на рынке парфюмерно-косметической продукции. Особое внимание в работе уделено вопросам безопасности ввозимой на территорию России парфюмерно-косметической продукции (далее — ПКП) и деятельности таможенных органов по обеспечению безопасности в соответствии с Программой.
Проблема безопасности ПКП исследовалась с двух точек зрения:
1. Экономическая безопасность, касающаяся проблем занижения таможенной стоимости, недостоверного декларирования и фальсификации ПКП;
2. Безопасность с точки зрения нанесения ущерба здоровью человека и введение в заблуждение потребителя ПКП.
Рынок ПКП развивается быстрыми темпами, только с 1998 г. по 2002 г он прибавлял в росте по 20% и в 2003 году составил, по оценке Российской парфюмерно-косметической ассоциации (далее — РПКА), 4,3 млрд долл. США. Только за первый квартал 2004 г. в Россию было ввезено ПКП (группа 33 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД)) на сумму более 353,5 млн долл.
В РПКА считают, что российский рынок парфюмерии и косметики, несмотря на высокие темпы ежегодного прироста, еще далек от насыщения. Его потенциальную емкость они оценивают в 15-17 млрд долл. Россия в настоящее время по объему рынка занимает шестое место в Европе после Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании.
С каждым годом растут объемы потребления дорогой парфюмерии и косметики, импортируемой из разных стран. На парфюмерном рынке доминирует Франция, на долю которой приходится 80-90% всего рынка Москвы и крупных региональных центров. Доля импортной косметической продукции в целом оценивается в 60-70%. По данным международного исследовательского агентства Euromonitor, Россия в этом смысле исключением не является, поскольку в большинстве стран продукция крупных международных компаний занимает от 50-70% национального рынка.
Более трети российского рынка делят между собой восемь международных компаний: P&G Co, L'Oreal Group, Beiersorf AG, Colgate-Palmolive Co, Unilever Group, Henkel KgaA, Oriflame International SA, и Gillette Co.
Некоторые известные торговые марки открыли свои представительства в России такие, как: Chanel, Clarins Group (марки Clarins, Thierri Mug-ler), Estee Lauder (марки Estee Lauder и Clinique), Cosmopoliten Cosmetics (марки Gucci и Escada), Antonio Puig (марки Paco Robanne и Carolina Herrera), производящие товары класса "люкс". Не говоря уже о производителях известных в мире торговых марок в сегментах "мидл-маркет" и "мас-смаркет", которые открывают в России свои производства. В Санкт-Петербурге и в других крупных городах России уже открылись и успешно работают такие альянсы, как: Арбат-Престиж и Marrionaud, Л'Этуаль и Sep-nora, Rivoli и Douglas, Рив Гош.
Экономические аспекты проблемы безопасности ввозимой в Россию ПКП основаны на вопросе фальсификации продукции. Фальсификация продукции существует в любой отрасли промышленности. Подделка особенно распространена там, где присутствует масса торговых посредников. Не свободен от фальсификатов и рынок ПКП.
В России до сих пор нет точных сведений о том, сколько фальсифицированной продукции проходит через косметический рынок. По итогам голосования, проводившегося на отраслевом портале www.intercharm.net, 31% респондентов считает, что сегодня на парфюмерно-косметическом рынке присутствует до 50% фальсифицированной продукции; 29% полагают, что доля поддельной продукции превышает 50%. По мнению участников голосования, больше всего подделывается парфюмерия — так счи-
тают 49% опрошенных. За ней следует декоративная косметика — 22% голосов, средства по уходу за волосами — 17%, средства по уходу за волосами — 2%. Разумеется, эти цифры нельзя считать отражающими полную картину, но таково мнение производителей косметики и парфюмерии, представителей оптовой и розничной торговли.
Серьезная проблема рынка ПКП — контрафактные Парфюмерно-косметические товары. Они, как правило, реализуются через мелкорозничную и лоточную сеть, рынки. По мнению экспертов, контрафактная продукция принципиально отличается от так называемой некачественной, поскольку произведена на весьма приличном уровне. Отличить контра-факт от оригинала может только специалист. Если раньше, например, при изготовлении упаковочной тары для фальшивок применялась пластмасса более дешевых марок, то сейчас выявить копию позволяют лишь отдельные детали (цвет этикетки, ширина полос на рисунке, печать маркировочного текста).
Для рядового покупателя отличительным фактором может служить только цена продукта. Цена дорогих фирменных духов складывается так же, как и цена предметов роскоши: 15% стоят собственно духи, а 85% — плата за бренд. Производитель не заинтересован в низких ценах на свой товар, поскольку покупателями парфюмерии класса "люкс" являются люди выше среднего достатка. Высокая цена духов — это часть их имиджа.
Но большинство покупателей не может себе позволить дорогую парфюмерию. Они приобретают в основном духи, кремы и косметику категории масс-маркет или более дорогой мидл-маркет. Но они хотели бы купить парфюм-люкс, если бы цены не так кусались. Именно на таких покупателей рассчитаны подделки дорогостоящих марок духов. Спрос на те или иные модные наименования внимательно изучается, а затем заказываются подделки, в основном в Турции или странах Юго-Восточной Азии.
Существуют три вида подделок парфюмерии: копия, версия и имитация.
Копия полностью повторяет оригинал: запах, флакон, упаковка и название идентичны. Это фальшивка, которая продается как подлинник. Производство и продажа копий преследуются законом.
Версия имитирует запах оригинальных духов, но разливается во флаконы, не похожие на фирменные. Конечно, версии производятся не из дорогих компонентов и изысканный аромат оригинала при этом теряется, но приблизительное сходство остается.
Имитация очень похожа на фирменный продукт. Внешний вид, дизайн, упаковка такие же. Только в названии изменяется одна или две буквы. Например, в продаже можно увидеть множество имитаций, использующих фирменный стиль "Хьюго Босс" (Hugo Boss). Первое, что бросается в глаза при взгляде на такой товар, — это слово Boss. Оно-то и определяет выбор покупателя. Все, что написано на обратной стороне упаковки мелким шрифтом, уже не принимается во внимание. Главное — цена в 10 раз ниже, чем у оригинала.
Версии и имитации — это легальные, разрешенные законом подделки. Они по-настоящему не составляют конкуренции оригинальным парфюмерным товарам. Производители версии честно признаются, что это не фирменные духи, а их интерпретация для тех, кому оригинал не по карману.
Впрочем, фальшивые духи, как правило, не продаются в парфюмерных магазинах. Место их реализации — это рынки и торговые палатки. И подделываются примерно только 10-20 наиболее модных на данный момент наименований. Просто надо помнить, что на настоящем парфюме не сэкономишь. Дешево может стоить только подделка.
Чаще всего "серые" духи завозятся к нам из Малайзии и Арабских Эмиратов.
Крупным дистрибьюторам легальной парфюмерии в столице такая ситуация даже выгодна. Это позволяет им держать цены на свою продукции на высоком уровне. Обычная наценка на духи может составлять 120-150%. В то время как в крупных магазинах цены на духи известных марок искусственно держатся на одном уровне, на любом рынке можно приобрести такой же флакон в несколько раз дешевле. Разница в цене за 100-милли-литровый флакон духов на рынке и в крупном торговом центре составляет 100-150%.
Около 70% некачественной и поддельной парфюмерии поступает в Москву через Ригу. В этот портовый город стекается почти весь контра-факт из стран Юго-Восточной Азии. Вместе с легальным ввозом товаров эта парфюмерия оседает на складах фирмы "Селдико Рига", а уже оттуда по поддельным документам попадает в Москву. Так, в 2002 г. только из Франции в Россию пришло 13768 т духов и туалетной воды на общую сумму 37,5 млн долл. Если посчитать, что средняя стоимость этих духов на таможне составила 0,27 долл. за 100 г, то даже с учетом веса товара получается маловато. В Петербург основная масса контрафактной ПКП (ее объем оценивается как 10-20%) поступает из Белоруссии.
По данным экспертов, с помощью "серых схем" в Россию ввозится 15-25% парфюмерии и косметики.1
Проблема безопасности ПКП актуальна и с точки зрения нанесения ущерба здоровью человека.
Безопасность косметических товаров зависит от состава, качества исходных компонентов, технологического процесса получения, условий хранения и продажи, условий потребления. На каждом этапе жизненного цикла в косметических товарах могут протекать физико-химические процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки без опасности косметических товаров проводят комплекс испытаний.
Все косметические изделия представляют собой сложную, многокомпонентную систему, в состав которой входят жировые, структурообразую-
1 "Таможня". 2004. N 9.
щие, поверхностно-активные вещества, эмульгаторы, наполнители, красители, специальные добавки (антимикробные, фотозащитные, антиок-сиданты и др.), биологически активные вещества (витамины, экстракты трав, коллаген), отдушки.
С целью обеспечения выпуска высококачественной продукции, безвредной для потребителя, необходима тщательная оценка токсикологических свойств. Токсикология изучает воздействие химических веществ на организм животных, устанавливает безопасные уровни воздействия, позволяет регламентировать содержание ингредиентов в рецептурах готовых изделий. В программу токсикологических исследований входит исследование как ингредиентов косметических средств, так и готовой продукции с учетом ее назначения и условий применения.
В связи с высокой биологической активностью косметических средств, возможностью проникновения их в организм человека через кожу и слизистую оболочку, а также их последующем влиянии на организм, косметические средства необходимо подвергать клиническим испытаниям, в целях установления их безвредности для человека. Клинические испытания проводят на добровольцах-пробантах, только при положительных результатах химических, микробиологических и токсикологических испытаний. Оценка безопасности основана на влиянии средства на кожу и на общее состояние человека. Вопрос о безопасности косметического средства для широкого применения решается только после положительных результатов всех исследований.
В Европе и Америке до недавнего времени производители косметики не должны были указывать в списках ингредиентов состав парфюмерных композиций. Оказалось, что добавляемые в композицию эфирные масла вызывают аллергическую реакцию. В Великобритании проверили составы 347 косметических средств, присутствующих на рынке страны, и обнаружили, что 3% средств содержат более 15 аллергенов, 24% содержат 11-15 аллергенов, 50% — 6-10 аллергенов и лишь 1% не содержит ни одного аллергена. В связи с этим Европейский Союз ввел поправку к Косметическим директивам, где были определены 26 аллергенов, выявленных в косметике, и постановил, что они должны быть указаны в списке ингредиентов, если их суммарная концентрация превышает определенные значения: 0,001% для средств, которые остаются на коже, и 0,1% для средств, которые нужно смывать
Импортная парфюмерно-косметическая продукция в России подвергается обязательной сертификации в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 2.02.2002 г. N 325. Безопасность ПКП для здоровья потребителей подтверждается на основании микробиологических, физико-химических, клинических и токсикологических испытаний. В настоящее время в условиях реформы по техническому регулированию и в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ разработан и представлен для общественного об-
суждения проект нового нормативного документа, регламентирующего требования к ПКП, а именно, технического регламента "О парфюмерно-косметической продукции и ее производстве". Технический регламент должен упорядочить существующую нормативно-правовую базу; снять избыточные и пересмотреть устаревшие обязательные требования, содержащиеся в стандартах и иных документах; провести приемлемую для российской экономики гармонизацию с международными нормами.
Представители РПКА считают, что Федеральный технический регламент, имеющий статус закона, должен стать еще одной мерой защиты от контрафактной и некачественной продукции.
Роль таможенных органов в обеспечении безопасности рынка парфюмерно-косметической продукции.
Парфюмерия и косметика облагаются одними из самых высоких таможенных пошлин — 15%, к ним еще добавляется налог на добавленную стоимость — 20%, поэтому импортеры этих товаров часто идут на то, чтобы занизить таможенную стоимость или использовать иную схему "серого завоза". В целях повышения эффективности контроля таможенной стоимости отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и обеспечения единообразного подхода при принятии решения по таможенной стоимости, Государственный таможенный комитет Российской Федерации разработал справочную информацию о парфюмерно-косметических товарах, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД в товарных позициях 3303, 3304, 3305, 3306, 3307.2
Товарная позиция 3303.
К товарам, классифицируемым в товарной позиции 3303 ТН ВЭД, относятся духи в жидкой форме, в виде крема, а также туалетная и парфю-мированная вода. Основой для производства жидкой парфюмерной продукции является высококонцентрированный этиловый спирт, в котором растворяются эфирные масла цветочные экстракты или смеси синтетических душистых веществ. Духи, парфюмированная и туалетная вода отличаются концентрацией эфирных масел и душистых веществ — наибольшее содержание душистых веществ в духах, наименьшее — в туалетной воде.
Необходимо отметить, что при производстве парфюмированной продукции для отдушки в основном используются синтетические душистые вещества. Натуральные эфирные масла используются только при производстве дорогих духов эксклюзивных марок.
Рынок парфюмерной продукции представлен значительным разнообразием ввозимой продукции. Наряду с парфюмерией селективных марок (дорогая, эксклюзивная парфюмерия класса "люкс") ввозятся более дешевые товары известных торговых марок, так называемого класса "мидлмар-кет" (midll-market) и "масс-маркет" (mass-market).
Письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.10.2003 г. N 01-06/41651.
При осуществлении таможенного контроля парфюмерной продукции в целях идентификации товаров селективных марок, а также класса "мидл-маркет" и "масс-маркет" следует обращать внимание на следующие параметры:
— страна-изготовитель, адрес и штрих-код на упаковке;
— цвет жидкости (как правило, дорогие духи имеют натуральные оттенки либо нейтральные оттенки различных цветов);
— упаковка (чаще всего парфюмерная продукция класса "люкс", упакованная в картонную коробку, обертывается целлофановой пленкой, на месте склейки которой ставится фирменный знак компании-производителя, либо наклейка с контактными данными производителя или дистрибьютора).
Из всех видов парфюмерной продукции, наибольшую стоимость имеют духи, затем — парфюмированная вода; наименьшую стоимость имеет туалетная вода. Наиболее дорогая парфюмерия относится к классу "люкс", ее стоимость, как правило, выше, чем продукции классов "мидл-маркет" и "масс-маркет".
Ориентировочная стоимость духов составляет: класс "мидл-маркет" — от 25 долл. США/кг; класс "масс-маркет" — от 10 долл./кг; неизвестные марки производства стран Западной и Восточной Европы, стран Балтии, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также стран СНГ — от 5 долл./кг.
Ориентировочная стоимость парфюмированной и туалетной воды составляет: класс "мидл-маркет" — от 10 долл./кг; класс "масс-маркет" — от 5 долл./кг, неизвестных марок производства стран Западной и Восточной Европы, стран Балтии, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также стран СНГ — от 3 долл./кг.
Товарная позиция 3304.
К рассматриваемым товарам, классифицируемым в товарной позиции 3304 ТН ВЭД относятся: средства для макияжа губ (губная помада в твердом и жидком виде, карандаши для губ, блеск, бальзамы, скрабы для губ и др.); средства для макияжа глаз (тени и тушь для глаз, карандаши для подкраски бровей, жидкая подводка для глаз и др.); средства для маникюра и педикюра (лаки для ногтей, средства полировки ногтей, составы для удаления лака, средства для удаления заусенцев и прочие составы); пудра для лица (в том числе компактная), присыпки для детей, прочие пудры; прочие косметические средства и средства ухода за кожей (кроме медикаментозных): грим, косметические кремы, кольдкремы, кремы для макияжа, чистящие (смывающие) кремы, питательные кремы (в том числе содержащие пчелиное маточное молочко), тонизирующие лосьоны, барьерные кремы от раздражителей, кремы от загара и для загара, составы против прыщей и угрей (кроме медикаментозных), туалетный винный уксус с от-душенным спиртом, вазелин, расфасованный для розничной продажи и др.
Стоимость перечисленных товаров зависит в первую очередь от торговой марки и страны происхождения. Исходя из этих критериев, косметические товары известных торговых марок можно разделить на три основные категории: эксклюзивная косметика класса "люкс", косметика класса "мидл-маркет" и класса "масс-маркет", которая производится в основном в странах Западной Европы, в США и Японии.
Кроме косметики известных марок в странах Западной Европы выпускается косметика неизвестных марок, стоимость которой может быть ниже цен класса "масс-маркет". Дешевая косметика производится в странах Восточной Европы, странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также в странах СНГ.
Ориентировочная стоимость косметики составляет:
— класс "мидл-маркет": средства для макияжа губ и глаз — от 25 долл./кг; пудра — от 15 долл./кг; средства для маникюра и педикюра — от 12 долл./кг; прочие косметические средства — от 12 долл./кг;
— класс "масс-маркет": средства для макияжа губ и глаз — от 15 долл./кг; пудра — от 8-10 долл./кг; средства для маникюра и педикюра — от 8-10 долл./кг; прочие косметические средства — от 8-10 долл./кг.
Ориентировочная стоимость косметических товаров неизвестных торговых марок производства стран Западной и Восточной Европы, стран Балтии, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также стран СНГ — не менее 3-5 долл./кг (при этом более дорогим товаром обычно являются средства для макияжа губ и глаз).
Товарная позиция 3305.
К товарам, классифицируемым в данной товарной позиции, относятся шампуни, содержащие мыло или другие органические поверхностноак-тивные вещества, а также содержащие вспомогательные фармацевтические или дезинфицирующие компоненты, средства для перманентной завивки или распрямления волос, лаки для волос, бриллиантины, масло для волос, кремы, помады и фиксирующие средства для укладки волос, красители и осветлители для волос, бальзамы для ополаскивания волос и др. В основном в Россию поставляются средства для волос таких марок, как Palmolive, Schauma, Seborin, Nivea, Head&Sholders, Timotei, Pontine, San-Silk, Elseve, Wella, Londa, Live, Palette, Taft и другие, которые производятся во Франции, Англии, Германии, Испании, Италии, Греции, Нидерландах, Словении, Венгрии, Румынии, США, Польше, Турции, которые условно можно отнести к классу "масс-маркет".
Стоимость рассматриваемых товаров может колебаться в зависимости от вида товаров, торговой марки, страны происхождения, емкости и вида упаковки.
Наиболее дешевым товаром являются шампуни для волос, их стоимость составляет 1,1-4 долл./кг. На стоимость шампуней влияет наличие различных добавок, в том числе фармацевтических составляющих. Стоимость таких шампуней может составлять 5-13 долл./кг.
Более дорогим товаром являются краски для волос, их стоимость колеблется от 2 до 8 долл./кг. При этом стоимость зависит от торговой марки и страны происхождения (наиболее дешевые из Болгарии, Турции, стран СНГ, стран Юго-Восточной Азии), а также стойкости краски и входящих в нее компонентов. Стоимость лаков и лосьонов для волос составляет 37 долл./кг. Вместе с тем в Россию в незначительных количествах ввозятся средства для волос известных торговых марок, которые можно отнести к классу "люкс", стоимость которых составляет 5-15 долл./кг. В этом классе, как правило, самым дешевым товаром также являются шампуни, а более дорогими — лосьоны, лаки и прочие средства для волос (например, пар-фюмированная вуаль для волос, стоимость которой может составлять 30 долл./кг и более).
Товарная позиция 3306.
К товарам, классифицируемым в данной товарной позиции, относятся зубные пасты, чистящие средства для зубов и зубных протезов, эликсиры для полоскания и душистые составы для полости рта. В Российскую Федерацию средства для гигиены полости рта ввозятся в основном производства Англии, Германии, Польши, Бразилии, Турции, США, Болгарии, Румынии, Индии, Китая, стран СНГ. Их ориентировочная стоимость составляет 1,5-5 долл./кг.
При этом в перечисленных странах средства гигиены для полости рта производятся как неизвестных марок, так и под известными марками транснациональных компаний, что соответственно влияет на цену.
Стоимость средств для зубов помимо торговой марки и страны происхождения зависит также от входящих в их состав компонентов. В частности, наиболее дешевые зубные пасты производятся на меловой основе и могут содержать еще кальций и фтор.
Зубные пасты среднего класса помимо мела, кальция и фтора содержат экстракты лечебных трав.
Зубные пасты высокого класса изготавливаются на смягченной абразивной основе и содержат антибактериальные компоненты (например, триклозан) и другие добавки. Такие пасты дороже, чем на меловой, основе в 2 раза и более.
В незначительных количествах в Российскую Федерацию ввозятся чистящие средства для зубов, относящиеся к высокому классу, стоимость которых может составлять примерно 10 долл./кг.
Товарная позиция 3307.
К рассматриваемым товарам, классифицируемым в данной товарной позиции, относятся кремы и пены для бритья, содержащие мыло или другие органические поверхностно-активные вещества, лосьоны после бритья, дезодоранты и антиперспиранты индивидуального назначения, составы для принятия ванн, средства для удаления волос.
В Российскую Федерацию перечисленные выше товары ввозятся производства Англии, Франции, Германии, Италии, США, Нидерланды, По-
льши, Болгарии, рассчитанные в основном на среднего потребителя. Стоимость товаров данной группы составляет: составы для принятия ванн — от 1,5 до 7 долл./кг, средства для бритья — от 2 до 15 долл./кг, дезодоранты и антиперспиранты — от 1,5 до 10 долл./кг.
При этом рассматриваемые товары могут различаться по цене в зависимости от состава, емкости и вида упаковки, а также качественных характеристик. Например, среди дезодорантов и антиперспирантов наиболее дешевыми являются аэрозольные, роликовые дезодоранты и в виде карандашей, а наиболее дорогими — антиперспиранты, изготовленные на гелевой и кремовой основе. В Российскую Федерацию ввозятся также средства для бритья, составы для ванн, дезодоранты и антиперспиранты известных торговых марок, стоимость которых составляет от 15 долл./кг и выше.
При контроле таможенной стоимости рассматриваемых товаров необходимо принять меры для заполнения графы 31 грузовой транспортной декларации в строгом соответствии с нормативными документами Государственного таможенного комитета Российской Федерации с обязательным указанием названий всех ввозимых товаров, их торговых марок, количества товаров каждого наименования и других характеристик, позволяющих однозначно идентифицировать ввезенные товары. Кроме того, следует иметь в виду следующее:
— товары известных компаний, имеющих представительства в Российской Федерации, как правило, не продаются в Россию в виде стоковых партий по низким ценам;
— цены парфюмерных и косметических товаров в счетах (инвойсах) указываются за единицу (штуку) или за несколько штук (коробку).
В последнее время в средствах массовой информации очень часто поднимается вопрос о защите интеллектуальной собственности. Одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию является повышение эффективности мер по защите прав владельцев торговых знаков. В России принято немало законов, призванных защищать потре-
и и» и 1 1 <_>
бителей и производителей от пиратской и фальсифицированной продукции.
В 1992 г. был принят закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", соответствующий мировым стандартам по законодательному регулированию прав интеллектуальной собственности. Однако действующее законодательство не всегда препятствует пиратскому использованию чужих знаков. Незаконное использование товарных знаков достигло в России опасных масштабов — в отдельных секторах рынка доля нелегального оборота равна 85%.
Как свидетельствует мировая практика, нарушение прав владельцев интеллектуальной собственности можно отследить с момента прохождения товара через границу при таможенном оформлении груза. Для этого
ФТС ведет реестр объектов интеллектуальной собственности в котором числится 150 товарных знаков, в том числе и крупнейших производителей
пкп.
В случае выявления при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, обладающих признаками контрафактных, таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с порядком, установленным ст. 393-400 Таможенного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Рынок парфюмерно-косметической продукции развивается быстрыми темпами и в настоящее время его объем составляет 4 млрд долл. Эксперты оценивают потенциальную емкость рынка в 15-17 млрд долл.
В связи с этим увеличивается вероятность снижения уровня безопасности ввозимой в Россию ПКП. С точки зрения экономической безопасности, проблемой является ввоз фальсифицированных и контрафактных товаров (15-25% процентов объема ввозимой продукции). Основными нарушениями при таможенном оформлении являются занижение таможенной стоимости и недостоверное декларирование. Кроме того, увеличение объемов ввоза дешевой парфюмерии и косметики неизвестных марок производства стран Юго-Восзочной Азии и Ближнего Восзока, стран Балтии и СНГ, Западной и восточной Европы влечет за собой рост риска нанесения ущерба здоровью потребителя, т.к. в не подтвержденном нормативными требованиями сырье и готовом продукте могут содержаться компоненты, опасные для здоровья и жизни человека.
Таможенные органы принимают меры по предупреждению ввоза на территорию России контрафактной ПКП в соответствии с таможенным законодательством. Это контроль таможенной стоимости товаров группы 33 (10) ТН ВЭД, заявленных при декларировании сведений об осуществлении санитарно-эпидемиологического контроля (гигиенических сертификатов, удостоверений о регистрации в Министерстве здравохранения Российской Федерации и т.д.). Это ведение реестра объектов интеллектуальной собственности и другие меры. Все эти меры приносят положительный результат. По некоторым оценкам объемы "серого рынка" за последние три года имеют тенденцию к снижению. Хотя говорить о том, что восторжествовала "чистота производства" пока рано.
Важным направлением на пути превращения рынка ПКП в цивилизованный является развитие конструктивного диалога между таможенными ведомствами и участниками рынка. Тенденция рынка ПКП такова, что он укрупняется, более трети его объема делят между собой восемь международных компаний, некоторые известные торговые марки открыли свои представительства в России (Chanel, Es3ee Lauder, An3onio Puig и др.). Крупные западные компании также заинтересованы в выработке честных правил игры и будут сотрудничать в этом направлении с таможенными органами.
Еще одной защитой от проникновения на отечественный рынок некачественной и опасной для здоровья потребителей продукции с Запада призван стать Федеральный технический регламент (далее — ТР) на ПКП, проект которого разработан и представлен на обсуждение РПКА.
ТР должен систематизировать и упорядочить существующую нормативно-правовую базу, снять избыточные и пересмотреть устаревшие обязательные требования, содержащиеся в Государственных стандартах и Санитарных правилах и нормах, и провести приемлемую для российской экономики гармонизацию с международными нормами.
В заключение необходимо сказать о том, что производители ПКП постоянно совершенствуют и расширяют ассортимент. Уже несколько лет эксперты обещали в качестве ближайшей перспективы использование парфюмерии для ароматизации тканей. И вот прогнозы сбылись. В 2003 г. компания Quest объявила о создании технологии, позволяющей вводить ароматизирующие вещества в ткани, ковровые и обивочные материалы.
Активизация аромата происходит от легких движений, т.е. незначительного механического воздействия. Одним из первых продуктов, демонстрирующих новые возможности, стали парфюмированные майки-футболки, материал которых сохраняет свой аромат даже после нескольких стирок. Технология получила название Sensory Perception Teghnology.
Появление новых товаров поставит новые задачи перед участниками рынка и таможенными службами. Решение реальных и потенциальных задач потребует усилий и кропотливой работы в соответствии с целевой программой развития ФТС.