Научная статья на тему 'Проблемы высшего образования в новых условиях как предпосылка миграции сирийской молодежи'

Проблемы высшего образования в новых условиях как предпосылка миграции сирийской молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / проблемы образования / молодежь / миграция из Сирии / экономические ограничения / политическая нестабильность / образовательные ресурсы / профессиональное развитие / международный студенческий обмен / интеграция / социальные вызовы / военные действия / качество образования / сдвиги в образовательной среде / higher education / youth / migration Syria / problems of education / economic constraints / political instability / educational resources / professional development / international student exchange / integration / social challenges / military actions / quality of education / shifts in the educational environment

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Халаби Диана

Статья посвящена анализу проблем современного высшего образования в Сирии и их влиянию на решения молодежи о миграции. В условиях продолжительного военного конфликта и политической нестабильности, охватившей страну, сирийская система высшего образования столкнулась с серьезными вызовами. Автором выделяются наиболее важные проблемы сирийского высшего образования, включая его доступность, качество образовательных программ, финансирование и инфраструктуру образовательных учреждений. В условиях политической нестабильности и социальных вызовов, проблемы в сфере высшего образования становятся ключевыми факторами, подталкивающими сирийскую молодежь к решению о переезде за границу. В статье указано на экономические ограничения, вызванные военными действиями, их воздействие на качество образования, а также ограниченные возможности для профессионального и личностного развития молодежи. Подробный анализ включает оценку роли образовательных ресурсов, доступных в стране, а также рассматривает сдвиги в международном студенческом обмене и выборе стран для обучения. Результаты исследования могут служить основой для разработки образовательных стратегий и программ, направленных на поддержку сирийской молодежи в условиях миграции и создание условий для их успешной интеграции в новую образовательную и социокультурную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of higher education in new conditions as a prerequisite for migration of Syrian youth

This article is devoted to the analysis of the problems of modern higher education in the context of Syria and their impact on the decisions of young people about migration. In the context of the prolonged military conflict and political instability that has engulfed the country, the Syrian higher education system has faced serious challenges. The author highlights the most important problems of Syrian higher education, including its accessibility, the quality of educational programs, financing and infrastructure of educational institutions. In the context of political instability and social challenges faced by Syrian youth, problems in the field of higher education are becoming key factors pushing the decision to move abroad. The article examines the economic constraints caused by military actions, their impact on the quality of education, as well as limited opportunities for professional and personal development of young people. A detailed analysis includes an assessment of the role of educational resources available in the country, as well as examines the shifts in international student exchange and the choice of countries for study. The results of the study can serve as a basis for the development of educational strategies and programs aimed at supporting Syrian youth in the conditions of migration and creating conditions for their successful integration into a new educational and socio-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Проблемы высшего образования в новых условиях как предпосылка миграции сирийской молодежи»

Халаби Диана

Аспирант кафедры социологии, этнографии и социометрии, Российский государственный социальный университет.

Проблемы высшего образования в новых условиях как предпосылка миграции сирийской молодежи*

Аннотация. статья посвящена анализу проблем современного высшего образования в сирии и их влиянию на решения молодежи о миграции. В условиях продолжительного военного конфликта и политической нестабильности, охватившей страну, сирийская система высшего образования столкнулась с серьезными вызовами. Автором выделяются наиболее важные проблемы сирийского высшего образования, включая его доступность, качество образовательных программ, финансирование и инфраструктуру образовательных учреждений. В условиях политической нестабильности и социальных вызовов, проблемы в сфере высшего образования становятся ключевыми факторами, подталкивающими сирийскую молодежь к решению о переезде за границу. В статье указано на экономические ограничения, вызванные военными действиями, их воздействие на качество образования, а также ограниченные возможности для профессионального и личностного развития молодежи. Подробный анализ включает оценку роли образовательных ресурсов, доступных в стране, а также рассматривает сдвиги в международном студенческом обмене и выборе стран для обучения. Результаты исследования могут служить основой для разработки образовательных стратегий и программ, направленных на поддержку сирийской молодежи в условиях миграции и создание условий для их успешной интеграции в новую образовательную и социокультурную среду.

Ключевые слова: высшее образование, проблемы образования, молодежь, миграция из сирии, экономические ограничения, политическая нестабильность, образовательные ресурсы, профессиональное развитие, международный студенческий обмен, интеграция, социальные вызовы, военные действия, качество образования, сдвиги в образовательной среде.

Halabi Diana

Postgraduate student of the Department of Sociology, Ethnography and Sociometry, Russian State Social University.

Problems of higher education in new conditions as a prerequisite for migration of Syrian youth

Abstract. This article is devoted to the analysis of the problems of modern higher education in the context of Syria and their impact on the decisions of young people about migration. In the context of the prolonged military conflict and political instability that has engulfed the country, the Syrian higher education system has faced serious challenges. The author highlights the most

* © Халаби Диана, 2024.

Проблемы высшего образования в новых условиях как предпосылка миграции сирийской молодежи

important problems of Syrian higher education, including its accessibility, the quality of educational programs, financing and infrastructure of educational institutions. In the context of political instability and social challenges faced by Syrian youth, problems in the field of higher education are becoming key factors pushing the decision to move abroad. The article examines the economic constraints caused by military actions, their impact on the quality of education, as well as limited opportunities for professional and personal development of young people. A detailed analysis includes an assessment of the role of educational resources available in the country, as well as examines the shifts in international student exchange and the choice of countries for study. The results of the study can serve as a basis for the development of educational strategies and programs aimed at supporting Syrian youth in the conditions of migration and creating conditions for their successful integration into a new educational and socio-cultural environment.

Key words: higher education, youth, migration Syria, problems of education, economic constraints, political instability, educational resources, professional development, international student exchange, integration, social challenges, military actions, quality of education, shifts in the educational environment.

Университеты в сирии играют важную роль для общества и для формирования и воспитания кадров, в которых нуждается страна. В сирии существует ряд университетов и других высших учебных заведений, предлагающих различные специальности и программы обучения, которые считаются одними из важных для страны; также эти учебные заведения играют огромную роль в развитии образования [1]. некоторые из наиболее известных и престижных университетов в сирии:

1. Дамасский университет (University of Damascus). один из крупнейших и старейших университетов в сирии, основанный в 1923 году. Предлагает широкий спектр образовательных программ в различных областях знаний.

2. Университет Тишрин (Tishreen University). один из ведущих университетов в сирии, основанный в 1971 году. специализируется в области наук о земле, сельского хозяйства, инженерии и гуманитарных наук.

3. Университет Ал-Баас (Al-Baath University). основан в 1979 году и расположен в городе Хомс. специализируется в области медицины, инженерии, сельского хозяйства и гуманитарных наук.

4. Алеппский университет (University of Aleppo). Расположен в городе Алеппо и является одним из старейших университетов в сирии, основанным в 1958 году. Предлагает образовательные программы в различных областях, включая инженерию, медицину, экономику и гуманитарные науки.

5. Университет Хамы (Hama University). Расположен в городе Хама и предлагает программы обучения в области наук о земле, инженерии, естественных и гуманитарных наук.

Кроме того, в сирии также есть другие высшие учебные заведения, включая институты, колледжи и высшие школы, которые предлагают специализированные программы обучения в различных областях [2]. Эти высшие учебные заведения играют существенную роль в предоставлении образования и подготовке квалифицированных специалистов в различных сферах. они имеют свои собственные организационные структуры, факультеты, департаменты и проводят академическую и научно-исследовательскую работу, способствуя развитию сирийских образования и науки.

В системе высшего образования в

Сирии распределение власти и ответственности осуществляется на нескольких уровнях:

- Государственный уровень: Основным органом, ответственным за управление и координацию системы высшего образования, является Министерство высшего образования и научных исследований [3].

- Университетский уровень: Каждый университет и высшее учебное заведение имеют свою организационную структуру и автономию в принятии решений.

- Факультетский уровень: Факультеты и департаменты в рамках университетов обладают автономией в разработке учебных планов и программ, приеме и оценке студентов, проведении исследований и учебной деятельности.

- Студенческий уровень: Студенты также располагают определенной степенью влияния и участия в системе высшего образования.

Распределение власти и ответственности в системе высшего образования в Сирии основывается на взаимодействии между государственным, университетским, факультетским и студенческим уровнями [4]. Это позволяет обеспечить эффективное управление, контроль качества образования и участие всех заинтересованных сторон в развитии системы высшего образования.

В системе высшего образования Сирии предлагаются различные образовательные программы и специальности, охватывающие широкий спектр основных областей знаний и специальностей: медицина и здравоохранение, инженерные науки и технологии, гуманитарные и социальные науки, естественные науки, сельское хозяйство и пищевая промышленность, искусство и др.

Процедуры аккредитации и лицен-

зирования высших учебных заведений в Сирии регулируются Министерством высшего образования и научных исследований. они являются важной частью системы обеспечения качества образования и гарантируют соответствие учебных заведений определенным стандартам и требованиям [5].

Аккредитация высших учебных заведений имеет огромное значение. Процесс аккредитации проводится с целью оценки качества образовательных программ и условий, предоставляемых учебными заведениями. В ходе аккредитации оцениваются учебные планы и программы, квалификация преподавательского состава, материально-техническое обеспечение, библиотечные ресурсы, научно-исследовательская деятельность и системы качества [6]. Учебные заведения, которые успешно прошли процесс аккредитации, получают статус аккредитованного учебного заведения.

Наряду с этим, процесс лицензирования предоставляет учебным заведениям право осуществлять образовательную деятельность. Лицензирование включает проверку соответствия учебных заведений определенным правилам, стандартам и требованиям, установленным Министерством высшего образования [7]. Учебные заведения, которые успешно получили лицензию, могут законно предоставлять образовательные услуги и выдавать дипломы своим выпускникам.

В системе высшего образования в Сирии также применяется система оценки качества, которая осуществляется через внешнюю оценку, внутреннюю оценку и оценку студентов. Внешняя оценка проводится независимыми экспертами и специалистами, которые оценивают качество образования в учебных заведениях и его

соответствие стандартам. Внутренняя оценка осуществляется самими учебными заведениями и включает мониторинг и самооценку. оценка студентов осуществляется через систему оценки успеваемости и обратную связь, которая позволяет измерить уровень знаний и навыков студентов и предоставить им рекомендации для улучшения.

Все эти процедуры и система оценки качества направлены на обеспечение высокого уровня образования, улучшение его качества и соответствие международным стандартам. они также способствуют улучшению управления и контроля в системе высшего образования, повышению доверия качеству образовательных программ и выпускников [8].

Высшее образование в сирии получает признание на международном уровне. сирийские университеты и другие высшие учебные заведения имеют академическую репутацию и поддерживают активные связи с международным сообществом. некоторые университеты в сирии аккредитованы и признаны международными организациями, такими как Международная ассоциация университетов и Арабская ассоциация университетов (AARU). Это свидетельствует о том, что высшее образование в сирии соответствует определенным международным стандартам и признано за рубежом [9].

Кроме того, некоторые сирийские университеты имеют партнерские отношения и сотрудничество с зарубежными университетами и организациями. Это может включать программы обмена студентами, совместные исследовательские проекты, конференции и семинары, а также академические обмены и сотрудничество с препода-

вателями и исследователями из других стран [9].

финансирование высшего образования в сирии осуществляется из нескольких источников, включая государственный бюджет, собственные средства учебных заведений, пожертвования и спонсорскую поддержку. Государственное финансирование является одним из основных источников финансирования высшего образования в сирии. Также высшие учебные заведения в сирии могут получать средства из собственных источников, таких как платежи за обучение, аренда учебных помещений, продажа учебных материалов и проведение платных курсов и тренингов. некоторые учебные заведения могут получать пожертвования от частных лиц, а также спонсорскую поддержку от компаний и организаций.

Важно отметить, что финансирование высшего образования может различаться в зависимости от типа учебного заведения (государственное или частное) и уровня образования. Правительство и учебные заведения стремятся обеспечить доступность и качество высшего образования путем разнообразных финансовых механизмов и поиска дополнительных источников финансирования [10].

Распределение бюджетных средств на высшее образование в сирии осуществляется государством с целью поддержки и развития образовательной системы. Государство играет важную роль в финансировании высшего образования и обеспечении доступности качественного образования для студентов. Государство выделяет определенную часть своего бюджета на финансирование высшего образования. Эти средства используются для оплаты заработной платы преподавателей и административного персонала, поддержки инфра-

структуры учебных заведений, закупки учебных материалов и оборудования, проведения научно-исследовательской работы и других образовательных программ. Бюджетное финансирование позволяет обеспечить стабильность и функционирование высшего образования в стране.

Государство имеет ответственность за обеспечение доступности высшего образования для всех граждан и поддержку его качества. оно разрабатывает образовательные политики, законы и стратегии, определяющие финансовые механизмы и приоритеты в распределении бюджетных средств на высшее образование. Государство также контролирует использование средств и осуществляет мониторинг и оценку качества образования.

Кроме государственного финансирования, высшее образование в Сирии может получать финансовую поддержку от других организаций, таких как международные организации, фонды, промышленные и коммерческие компании, а также фонды поддержки образования. Эти организации могут предоставлять гранты, стипендии, спонсорскую поддержку и финансирование специальных программ и проектов. Роль этих организаций заключается в дополнительном финансировании высшего образования и стимулировании его развития [11].

однако финансирование высшего образования в Сирии сталкивается с рядом вызовов и проблем, которые могут оказывать влияние на его эффективность и развитие: недостаточное государственное финансирование; финансовая нагрузка на студентов; низкий уровень исследовательской активности; потребность в дополнительных источниках финансирования; разрушение инфраструктуры и потеря кадров.

Для решения данных проблем и обеспечения эффективного финансирования высшего образования, по-видимому, необходимы усиление государственной поддержки, разработка эффективных финансовых механизмов, привлечение дополнительных источников финансирования и инвестиции в развитие образования.

Недостаток кадров и квалифицированных преподавателей является серьезной проблемой, с которой сталкивается система высшего образования в Сирии. Влияние этой проблемы на качество образования и развитие учебных заведений может быть значительным. Если рассматривать факторы, которые способствуют недостатку кадров и студентов, то в первую очередь самой большой проблемой является миграция квалифицированных специалистов.

Влияние политической и социальной ситуации на систему образования в Сирии было значительным и оказало негативное воздействие на развитие высшего образования. Во время гражданской войны, которая началась в 2011 году, система образования столкнулась с рядом вызовов и проблем, такими как разрушение инфраструктуры, миграция и потеря кадров, ограниченный доступ к образованию. Это способствовало эмиграции сирийской молодежи.

В течение последних лет Сирия столкнулась с массовой миграцией высококвалифицированных специалистов, включая преподавателей и исследователей, из-за гражданской войны и неблагоприятной экономической ситуации. Это привело к дефициту опытных и квалифицированных кадров в учебных заведениях [12], а значит и оттоку студентов в иностранные вузы.

Ограниченные возможности профессионального развития, недостаток

возможностей для профессионального развития и повышения квалификации преподавателей может быть еще одной причиной недостатка кадров. недостаточные ресурсы и низкий доступ к современным методикам обучения и исследованиям могут затруднять развитие и привлечение талантливых преподавателей. небольшая оплата и ограниченные стимулы для педагогов высшей школы могут ухудшать привлекательность профессии и удержание опытных кадров, а значит и студенчества. недостаточное финансовое вознаграждение и отсутствие системы поощрений за достижения и качественное ведение занятий могут снижать мотивацию преподавателей.

Для преодоления проблемы недостатка квалифицированных кадров в высшем образовании необходимы соответствующие социально-политические стратегии и конкретные практические меры [13]. В сирии это может включать программы инициатив для привлечения и удержания талантливых преподавателей, повышение их статуса и условий труда, развитие программ профессионального развития и поддержку исследовательской активности. Кроме того, решение проблемы миграции кадров и создание благоприятной образовательной и научно-исследовательской среды также будут способствовать привлечению и удержанию талантливой учащейся молодежи.

Для решения проблем и улучшения качества образования в сирии следует рассмотреть некоторые возможные пути: государство и другие финансирующие организации должны увеличить инвестиции в образование, выделяя больше бюджетных средств на развитие высшего образования. Это позволит улучшить инфраструктуру учебных

заведений, обновить образовательные программы и технологии, а также привлечь и удержать как квалифицированных преподавателей, так и обучающихся. Повышение квалификации преподавателей, предоставление программ профессионального развития и обучения современным методикам преподавания, их участие в конференциях и семинарах позволят исследователям и педагогам быть в курсе последних тенденций и передавать актуальные знания студентам.

Развитие научно-исследовательской сферы, поддержка и стимулирование научных исследований и инноваций, безусловно, способствуют развитию высшего образования. создание научных центров, фондов и грантовых программ для финансирования исследований позволит студентам и преподавателям активно вовлекаться в научную деятельность и внедрять полученные результаты в практику. Акцент на практическом обучении, предоставление молодежи возможностей для стажировок и обретения профессионального опыта в реальных рабочих средах поможет развить необходимые навыки и адаптироваться к требованиям рынка труда [14].

современные образовательные технологии, использование новых информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе поможет улучшить эффективность и доступность образования. Внедрение дистанционного обучения, онлайн-курсов и других технологических инструментов позволит расширить образовательные возможности и улучшить учебный процесс.

Развитие партнерских отношений с образовательными организациями за рубежом позволит обмениваться опытом, проводить совместные исследова-

ния, разрабатывать общие программы обучения и привлекать международных экспертов для повышения качества образования в Сирии. Создание условий для активного участия студентов в жизни вузов, организация студенческих клубов, научных конференций и соревнований, стимулирование их творческого потенциала и саморазвития способствуют повышению мотивации и интереса к образованию.

Реализация данных решений позволит преодолеть многие проблемы и улучшить качество образования в Сирии, способствуя развитию современной, инновационной и конкурентоспособной системы высшего образования, снижению эмиграции талантливой сирийской молодежи за рубеж.

References / Список литературы

[1] Al-Fandi A. Challenges Facing Higher Education

in Syria: A Case Study. European Journal of Business and Management, 2014. № 6 (24). P. 33-40.

[2] Alkharfan S. & Alkayed S. Challenges facing high-

er education in Syria during the war. Journal of Education and Practice, 2018. № 9 (7). P. 78-85

[3] Kassab C. & Amiri M. Challenges Facing Higher

Education in War-Torn Countries: The Case of Syria. The Journal of International Education Research, 2015. № 11 (3). P. 173-184.

[4] Khawli Y. Challenges and Opportunities for Syr-

ian Higher Education. Procedia Computer Science, 2017. № 110. P. 459-465.

[5] Al Awar H. & Al Awar M. Syrian Higher Educa-

tion in Crisis: A Survey of Students and Professors. Journal of Applied Research in Higher Education, 2017. № 9 (4). P. 650-664.

[6] Al Gharibi A. The Reality of Higher Education in

Syria and Its Prospects for Development. Journal of Education and Vocational Research, 2019. № 10 (2). P. 25-39.

[7] Al-Haffar M. Higher Education in Syria: Challenges and Strategies. Journal of Education and Practice, 2015. № 6 (29). P. 14-22.

[8] Almouhamad M. & Cetindamar D. Higher Education in Syria: A Contextual Analysis of Quality Assurance. Total Quality Management & Business Excellence, 2018. № 29 (3-4). P. 363-376.

[9] Al-Smadi A.M. The Role of Higher Education in Building a New Syria. Journal of Education and Practice, 2021. № 12 (7). P. 10-19.

[10] Al-Waiz M. & Zaitoun A. Factors Affecting the Development of Higher Education in Syria. In-

ternational Journal of Higher Education, 2019. № 8 (6). P. 189-198.

[11] Bozdogan M. & Yazici S. The Impact of War on Higher Education in Syria: A Case Study on Higher Education Students in Turkey. International Journal of Educational Methodology, 2020. № 6 (3). P. 391-400.

[12] Salih Z. & Elhuni M. Barriers to Higher Education Access: Syrian Students' Perspectives. Journal of International Students, 2021. № 11 (2). P. 445-462.

[13] Теория и методика социальной работы / Холостова Е.И., Кононова Л.И., Климантова Г.И., Петросян В.А., Вдовина М.В. и др. (3-е изд., пер. и доп.). Москва, 2019. 288 с.

Theory and methodology of social work / Kholostova E.I., Kononova L.I., Klimantova G.I., Petrosyan V.A., Vdovina M.V. and others (3rd ed., trans. and additional). Moscow, 2019. 288 p.

[14] Технология социальной работы / Кононова Л.И., Холостова Е.И., Анисимова с.Г., Вдови-на М.В., Климантова Г.и. и др. (1-е изд.) Москва, 2012. 503 с.

Technology of social work / Kononova L.I., Kholos-tova E.I., Anisimova S.G., Vdovina M.V., Klimantova G.I. and others (1st ed.) Moscow, 2012. 503 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.