СОЦИОЛОГИЯ SOCIOLOGY
Научная статья
УДК 37:314.7(569.1)
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.20
Факторы, влияющие на образовательную миграцию сирийской молодежи Диана Халаби
Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья представляет собой исследование факторов, оказывающих воздействие на образовательную миграцию сирийской молодежи. С учетом сложной социально-политической ситуации в Сирии молодое поколение сталкивается с разнообразными вызовами, влияющими на их решение об использовании образовательных возможностей за пределами страны. Проанализированы такие ключевые факторы, как политическая нестабильность, экономические трудности, качество образования, доступ к образовательным ресурсам, общественные и культурные аспекты. Результаты исследования помогут лучше понять динамику образовательной миграции среди сирийской молодежи, а также предоставят базу для разработки стратегий и программ поддержки, направленных на обеспечение доступа к качественному образованию в условиях миграции и интеграции в новые образовательные среды. Автор излагает прогнозы и рекомендации, основанные на результатах исследования, в целях более глубокого понимания динамики образовательной миграции сирийской молодежи и формирования стратегий поддержки, предусматривающих доступ к качественному образованию в условиях миграции и успешной интеграции в новые образовательные среды.
Ключевые слова: образовательная миграция, сирийская молодежь, политическая нестабильность, экономические трудности, качество образования, образовательные ресурсы, социокультурные аспекты, международные образовательные возможности, миграционные решения, интеграция, социально-политическая обстановка, вызовы, перспективы, образовательные стратегии, поддержка молодежи, динамика образовательной миграции
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Халаби Д. Факторы, влияющие на образовательную миграцию сирийской молодежи // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 170-174. https://doi.org/10.24158/ti-por.2023.12.20.
Original article
Factors Influencing the Educational Migration of Syrian Youth
Diana Halabi
Russian State Social University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This article is a study of the factors influencing the educational migration of Syrian youth. Given the difficult socio-political situation in Syria, young people face a variety of challenges that affect their decision to explore educational opportunities outside the country. Key factors such as political instability, economic difficulties, quality of education, access to educational resources, societal and cultural aspects are analyzed. The results of the study will help to better understand the dynamics of educational migration among Syrian youth, and provide a basis for developing strategies and support programs to ensure access to quality education in the context of migration and integration into new educational environments. The authors provide forecasts and recommendations based on the results of the study in order to better understand the dynamics of educational migration among Syrian youth and develop support strategies aimed at ensuring access to quality education in conditions of migration and successful integration into new educational environments.
Keywords: educational migration, Syrian youth, political instability, economic difficulties, quality of education, educational resources, socio-cultural aspects, international educational opportunities, migration solutions, integration, socio-political situation, challenges, prospects, educational strategies, youth support, educational migration dynamics
Funding: Independent work.
For citation: Halabi, D. (2023) Factors Influencing the Educational Migration of Syrian Youth. Theory and Practice of Social Development. (12), 170-174. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.12.20 (In Russian).
Социологический анализ стратегий поведения в рамках образовательной миграции в новых социальных условиях включает в себя изучение различных аспектов поведения молодых сирийцев, которые решают получить высшее образование за рубежом и адаптироваться к но-
© Халаби Д., 2023
вому социокультурному контексту. В исследовании применялась социологическая теория рационального выбора, анализировались решения молодежи относительно образовательной миграции с учетом различных факторов, таких как экономические и образовательные возможности. На базе теории социального конструктивизма изучено влияние общественных и культурных особенностей на формирование представлений молодежи об образовательной миграции. Понимание причин и мотивов, которые подталкивают сирийскую молодежь к получению высшего образования за рубежом, является ключевой частью социологического анализа. Он важен для данной работы, поскольку позволяет определить основания и доводы молодых людей, стремящихся к получению высшего образования за границей (Ульмясбаева, 2019).
Социальные причины, выявленные во многих работах, - прежде всего желание учиться в других условиях (Болдина, 2021). В нашем исследовании наиболее частые аргументы в пользу образовательной миграции используются обобщенно. В научных публикациях также упоминались экономические мотивы обучения за границей. Согласно экономической точке зрения на студенческую миграцию получение образования за рубежом является благоприятным процессом для обеих стран, обеспечивая интеллектуальный обмен между ними (Бокагеуа, 2014: 125). В рамках теории образовательной миграции отмечается, что существуют негативные факторы в родной стране («выталкивающие») и привлекательные факторы - в принимающей («притягивающие»).
Студенты из Сирии в первую очередь мотивированы экономическими и культурными причинами. Для них особо важна возможность путешествовать по миру: узнавать больше о других странах, повышать уровень знаний. Согласно исследованиям, студенты, которые собираются учиться за границей, считают, что это повысит их профессиональную ценность; также они ожидают, что зарубежное образование откроет им большие карьерные перспективы и преимущества в поиске работы по возвращении на родину. Были указаны и другие мотивы обучения за границей: личностное развитие, поиск идей и отсутствие возможностей в определенной сфере в своей стране (Алексеева, 2012).
Исходя из изложенного, основная гипотеза заключается в том, что существует значительная корреляция между типами мотивации и побудительными мотивами. Главной целью данного исследования является изучение взаимосвязи между типами мотивации и мотивами получения образования за рубежом среди сирийских студентов.
В рамках исследования в 2023 г. нами были опрошены 600 студентов из разных стран мира в возрасте от 18 до 33 лет и старше с различным уровнем образования. Максимальный возраст не указывается, так как некоторые решают получить образование и после 33 лет.
С помощью метода анкетирования мы выявили, что респонденты имеют следующие уровни образования, %: бакалавриат - 45, аспирантура - 35, магистратура - 25. Многие студенты в дальнейшем планируют навсегда остаться за границей - 43 %, до конца периода обучения -27, от 4 до 6 лет - 22, от 1 до 3 лет - 8 %.
Обучающимся был задан вопрос о социальных причинах образовательной миграции (таблица 1 ).
Таблица 1 - Социальные причины образовательной миграции сирийской молодежи, %
Table 1 - Social Reasons for Educational Migration of Syrian Youth, %
Причина Полностью согласен Частично согласен Нейтрален Полностью не согласен Не знаю
Ограничения свободы выражения мнения и нарушения прав человека 37 20 27 4 9
Усиление классового неравенства между группами общества 29 34 17 5 15
Преступность, убийства и наркомания 8 10 27 36 19
Чувство отчужденности среди членов общества 12 6 53 16 13
Желание помочь родителям 47 20 5 8 20
Равнодушие чиновников к нуждам молодежи 28 34 17 11 10
Нарушенные социальные отношения в обществе 15 10 33 23 19
Чувство депрессии, социальной изоляции и страха 14 17 20 31 18
СОЦИОЛОГИЯ БОСЮЬООУ
Эмиграция сирийской молодежи обусловлена различными факторами, включая сложную социально-экономическую обстановку в стране. Многие молодые люди стремятся уехать из-за нестабильной политической ситуации, высокого уровня безработицы, ограниченных перспектив карьерного роста и ограниченных экономических возможностей (Савичева, Каур, 2019). Политические конфликты, внутреннее напряжение и неблагоприятные условия также вызывают ощущения неопределенности и страха перед будущим. Образованные молодые люди, сталкиваясь с ограничениями в образовательной сфере и неясными перспективами трудоустройства, за границей надеются найти более стабильные условия для личного и профессионального развития (Болховской и др., 2013).
Экономические причины эмиграции образованной сирийской молодежи в значительной степени определяют решение о переезде. Высокая безработица, ограниченные возможности трудоустройства, низкие заработные платы и экономическая нестабильность в Сирии создают неблагоприятные условия для достижения финансовой устойчивости и обеспечения достойного уровня жизни. Образованная молодежь, стремящаяся к профессиональному росту и улучшению своего экономического положения, выбирает эмиграцию в поисках лучших перспектив и возможностей для карьерного успеха. Наряду с этим, ограниченные предпринимательские ресурсы и неустойчивость валюты могут также стать стимулом для поиска новых рынков и экономической среды за пределами государства.
Многие молодые люди выбирают эмиграцию в целях получения образования и участия в научных исследованиях. Возможно, на родине отсутствуют те научные дисциплины, которые они стремятся изучить, либо качество образования не соответствует их научным интересам и творческим стремлениям. Поэтому переезд за границу, особенно в развитые страны, представляет собой возможность продемонстрировать свой интеллект и раскрыть научный потенциал в поиске новых и полезных знаний (Слепухин, 2005).
Молодежь, направляющаяся за границу в целях трудоустройства, стремится найти подходящую работу, соответствующую научной квалификации, и обеспечить стабильный доход для достойной жизни (Вдовина, 1995). Это обусловлено экономическими трудностями, с которыми сталкиваются многие арабские страны, где проблемы безработицы, явные или скрытые, вызывают отчаяние и желание эмигрировать в поисках новых перспектив.
Отсутствие возможностей карьерного роста в Сирии становится значительным стимулом для эмиграции образованной молодежи. Ограниченные ресурсы профессионального развития, отсутствие стимулов для карьерного роста и недостаточная инфраструктура для продвижения в карьере создают среду, в которой молодые специалисты ощущают ограничения. Большинство высококвалифицированных молодых людей стремятся к профессиональной самореализации и открытию новых горизонтов в своей области. В условиях, когда внутри страны ограниченны возможности для профессионального развития, эмиграция становится логичным шагом в поиске перспектив. За границей молодые специалисты часто видят больше возможностей для реализации профессионального потенциала, что становится важным мотивом для принятия решения о переезде для достижения долгосрочных карьерных целей.
Валютные кризисы являются еще одной значимой экономической причиной, побуждающей образованную сирийскую молодежь к эмиграции. Нестабильность валюты может существенно повлиять на покупательную способность граждан и создать серьезные трудности для финансового благосостояния населения.
В условиях валютных кризисов национальная валюта может подвергаться девальвации. Это означает, что образованная молодежь может сталкиваться с уменьшением доходов и усложнением финансового планирования. В свете этих трудностей переезд за границу становится не только стратегией по обеспечению финансовой стабильности, но и способом защиты от потенциальных экономических рисков. Эмиграция в такой период может предоставить молодым специалистам возможность работать в странах с более стабильной экономической ситуацией, что дает надежду на обретение стабильного дохода и финансовой уверенности, делающих миграцию более привлекательной в условиях экономических проблем на родине1.
Анализируя сказанное, можно сделать вывод, что сирийские студенты в основном полагаются на внутреннюю или внешнюю мотивацию при принятии решения о получении дальнейшего образования за рубежом. В первую очередь они хотят учиться за границей, потому что считают данный вариант лучшим для получения образования, хотя многие все еще не находятся в активном поиске (Федотова, 2003).
1 Технология социальной работы : учеб. для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. М., 2013. 478 с.
Изучая мотивы сирийских студентов к обучению за рубежом, мы обнаружили некоторые сходства и различия с результатами предыдущих исследований. Наиболее частыми побудительными мотивами для обучения за границей являются приобретение культурного опыта, эмиграция, экономическая стабильность или получение диплома иностранного университета. Рассуждения о неразвитой профессиональной сфере и желании «привезти знания обратно» в некоторой степени отвечают на вопрос - почему сирийские студенты ищут возможность получить образование за рубежом (Bokareva, 2014: 127). Согласно научным исследованиям, молодежь, как правило, учится за границей в первую очередь для получения культурного опыта, возможности путешествовать и изучения языка. При этом интересно было обнаружить, что среди движущих мотивов также указываются социальные мотивы студентов из развитых и развивающихся государств. Это можно объяснить тем, что в настоящее время Сирия является страной с переходной экономикой, она движется в направлении развитых стран, поэтому граждане склонны удовлетворять потребности в личностном развитии (как население развитых стран) и в социальной и личной безопасности (как население развивающихся стран) (Рязанцев, 2021).
Рассмотрим корреляцию между типом мотивации и факторами: внешняя мотивация имеет значительную корреляцию с факторами «неразвитая профессиональная сфера в Сирии» и «желание "привезти знания обратно"». Это можно интерпретировать как неразвитость некоторых профессиональных областей и отсутствие уникальных курсов, что составляет те внешние причины, по которым сирийские студенты хотят учиться за рубежом. Подобная мотивация имеет существенную связь также с фактором «неразвитая профессиональная сфера в Сирии»: в данном случае люди, руководствующиеся такой мотивацией, решают учиться за границей из-за неразвитости некоторых профессиональных областей в Сирии.
Относительно внутренней мотивации следует отметить, что отрицательная корреляция со слабостью некоторых профессиональных сфер в Сирии говорит о том, что это не является движущим мотивом. При этом культурный опыт и диплом иностранного вуза имеют положительную связь с внутренней мотивацией, что подтверждает внутреннюю направленность мотивации: желание преобладает над потребностью (Bokareva, 2014).
Подводя итоги исследования, можно сказать, что гипотеза о существовании корреляции между типами мотивации и побудительными мотивами была эмпирически подтверждена. При изучении факторов, влияющих на образовательную миграцию, выявлена сирийская специфика. Результаты работы могут быть использованы в качестве основы для дальнейших локальных и кросс-культурных исследований факторов студенческой миграции.
Кроме того, выводы соотносятся с заключениями других ученых, ранее обращавшихся к заявленной проблеме. Например, результаты анализа перспектив образовательной миграции в условиях глобальных трансформаций, осуществленного Е.Н. Алексеевой (2012), отвечают выявленным факторам, способным повлиять на решения сирийской молодежи. Исследование А.Ю. Слепухина о глобализации высшего образования коррелирует с информацией о тенденциях, которые сказываются на образовательной миграции молодежи, в частности сирийской (2005).
Ожидается, что повышение доходов и уровня жизни квалифицированных специалистов в развивающихся странах окажет ограниченное влияние на миграцию, если разрыв между страной происхождения и страной эмиграции не уменьшится до такой степени, чтобы миграция стала экономически нерациональным решением. Однако достижение такой цели представляется затруднительным, учитывая большой разрыв в ресурсах между развивающимися странами и про-мышленно развитым Западом. Главным фактором этого разрыва является недостаточное развитие институциональных и структурных элементов в развивающихся экономиках, которые остаются недоступными для большинства категорий компетентных специалистов, в то время как на Западе они доступны почти всем. Повышение доходов профессионалов в странах происхождения может содействовать их удержанию или возвращению, но воздействие на распределение доходов в этих государствах может вызвать нежелательные последствия, особенно в обществах с увеличивающимся неравенством.
Некоторые арабские страны обладают финансовым потенциалом для привлечения талантливых мигрантов, особенно в нефтяном секторе, их рынок труда привлекает специалистов из промышленно развитых стран запада. Однако чаще всего обратная миграция происходит на ограниченный период и не способствует национальным проектам развития.
Усиление исследовательского потенциала в слаборазвитых странах требует значительных усилий на уровне институционального строительства и формирования научной среды. Однако на данный момент предложения по сокращению миграции кажутся недостаточными. По нашему мнению, возвращение трудовых мигрантов должно вносить активный вклад в развитие стран происхождения. В этом контексте ключевую роль играют научные исследования и создание исследовательских институтов.
СОЦИОЛОГИЯ SOCIOLOGY
Список источников:
Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2012. № 4. С. 113-136.
Болдина М.Ю. Образовательная миграция современной российской молодежи (региональный аспект на примере Волгоградской области) // Социология. 2021. № 5. С. 102-110.
Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 5. С. 80-85.
Вдовина М.В. Ценностные ориентации безработных // Теоретические и методологические проблемы формирования федеральных программ социально-экономического развития регионов : сб. науч. ст. / под общ. ред. А.И. Сухарева. Саранск, 1995. С. 42-43.
Рязанцев С.В. Миграционный кризис: понятие и критерии // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1, № 1. С. 7-16. https://doi.org/10.19181 /demis.2021.1.1.1.
Савичева Е.М., Каур К.А. Сирийская миграция в Ливан: особенности и проблемы // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 60. С. 120-124. https://doi.org/10.17223/19988613/60/17.
Слепухин А.Ю. Глобализация высшего образования: социальные противоречия и тенденции // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3, № 1. С. 7-28.
Ульмясбаева А.О. Факторный анализ межрегиональной образовательной миграции молодежи // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 6. С. 57-59.
Федотова Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки. 2003. № 4. С. 5-24.
Bokareva M. Social causes of Russian students' motivation to study abroad // Procedia - Social and Behavioral Science. 2014. Vol. 127. P. 124-128. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.03.225.
References:
Alekseeva, E.N. (2012) Features and prospects of educational migration in the era of global transformations. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. (4), 113-136. (In Russian)
Bokareva, M. (2014) Social causes of Russian students' motivation to study abroad. Procedia - Social and Behavioral Science. 127, 124-128. Available from: doi:10.1016/j.sbspro.2014.03.225.
Boldina, M.Yu. (2021) Educational migration of modern Russian youth (Regional aspect on the example of the Volgograd Region). Sociology. (5), 102-110. (In Russian)
Bolkhovskoi, A.L., Goverdovskaya, E.V. & Ivchenko, A.V. (2013) Education in the globalized world: The philosophical sight. Economical and Humanitarical Researches of the Regions. (5), 80-85. (In Russian)
Fedotova, N.N. (2003) Globalization and education. Russian Journal of Philosophical Sciences. (4), 5-24. (In Russian) Ryazantsev, S.V. (2021) Migration crisis: Concept and criteria. DEMIS. Demographic Research. 1 (1), 7-16. Available from: doi:10.19181/demis.2021.1.1.1. (In Russian)
Savicheva, E.M. & Kaur, K.A. (2019) Syrian migration in Lebanon: Peculiarities and problems. Tomsk State University Journal of History. (6), 120-124. Available from: doi:10.17223/19988613/60/17. (In Russian)
Slepoukhine, A.Yu. (2005) Globalization of higher education: Social contradictions and trends. Zhurnal Issledovanii Sotsi-al'noi Politiki. 3 (1), 7-28. (In Russian)
Ulmyasbaeva, A.O. (2019) Factor analysis of interregional educational youth migration. Medicine. Sociology. Philosophy. Applied Research. (6), 57-59. (In Russian)
Vdovina, M.V. (1995) Value orientations of the unemployed. In: Sukharev, A.I. (ed.) Theoretical and methodological problems of forming federal programs for the socio-economic development of regions: Proceedings of scientific articles. Saransk, NII Re-gionologii, 42-43. (In Russian)
Информация об авторе Д. Халаби - аспирант кафедры социологии, этнографии и социометрии Российского государственного социального университета, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1223711
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author D. Halabi - PhD student at the Department of Sociology, Ethnography and Sociometry, Russian State Social University, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1223711
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.