Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ МЬЯНМЫ ЗА РУБЕЖ'

ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ МЬЯНМЫ ЗА РУБЕЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная миграция / иностранные студенты / миграция молодежи / факторы миграции / Мьянма / развитие образования / education migration / foreign students / youth migration / migration factors / Myanmar / development of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кхант Вин, Письменная Елена Евгеньевна, Рязанцев Сергей Васильевич, Моисеева Евгения Михайловна

В последние годы феномену образовательной миграции в научных исследованиях уделяется значительное внимание, поскольку все больше молодых людей во всем мире ищут возможности получения образования за рубежом. В данной статье исследуются тенденции образовательной миграции молодежи из Республики Союз Мьянма и факторы, влияющие на их решение учиться за границей. Резкое увеличение числа молодых граждан Мьянмы, стремящихся получить образование в других государствах, можно объяснить несколькими факторами, среди которых ограниченные возможности получения образования внутри своей страны, политическая нестабильность и конфликты, социально-экономические соображения, стремление к международным академическим стандартам, а также языковые барьеры и неравенство в образовании. Наша научная статья опирается на различные источники данных, включая академические исследования, правительственные отчеты, миграционную статистику, и представляет собой всесторонний анализ последних тенденций в образовательной миграции из Республики Союз Мьянма. В работе рассматриваются движущие силы и мотивы, которые способствуют принятию молодыми гражданами Мьянмы решения о получении образования за рубежом. Анализируются направления миграции и формы получения образования, предпочитаемые молодыми мигрантами из этой страны. Выводы, полученные в ходе данного исследования, могут представлять интерес для работников сферы образования и лиц, принимающих решения в странах как выхода, так и назначения иностранных студентов, в целях расширения образовательных возможностей и поддержки личного и профессионального развития молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN EDUCATIONAL MIGRATION OF YOUNG PEOPLE FROM MYANMAR ABROAD

In recent years, the phenomenon of educational migration has received considerable attention in scientific research, as more and more young people around the world seek educational opportunities abroad. This article examines the educational migration trends of youth from the Republic of the Union of Myanmar and the factors influencing their decision to study abroad. The sharp increase in the number of young Myanmar citizens seeking education in other countries can be explained by several factors, including limited educational opportunities within their own country, political instability and conflict, socio-economic considerations, the desire for international academic standards, as well as language barriers and inequality in education. Our research paper draws on various data sources, including academic research, government reports, migration statistics, and provides a comprehensive analysis of the latest trends in educational migration from the Republic of the Union of Myanmar. The paper examines the driving forces and motives that contribute to the decision of young Myanmar citizens to study abroad. The directions of migration and forms of education preferred by young migrants from this country are analyzed. Findings from this study may be of interest to educators and decision makers in both sending and receiving countries for international students to enhance educational opportunities and support the personal and professional development of young people.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ МЬЯНМЫ ЗА РУБЕЖ»

DOI I0.l9l8l/demis.2023.3.3.8 EDN MUHFSG

ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ МЬЯНМЫ ЗА РУБЕЖ

Кхант Вин

МГИМО МИД России, Москва, Россия E-mail: khant_w@my.mgimo.ru

Письменная Е. Е.

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: nikitar@list.ru

Рязанцев С. В.

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: riazan@mail.ru

Моисеева Е. М.

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: evgeniyamoiseeva@mail.ru

Для цитирования: Кхант Вин. Тренды образовательной миграции молодежи из Мьянмы за рубеж / Кхант Вин, Е. Е. Письменная, С. В. Рязанцев, Е. М. Моисеева // ДЕМИС. Демографические исследования. 2023. Т. 3, № 3. С. 111-130. DOI 10.1918l/demis.2023.3.3.8. EDN MUHFSG.

Аннотация. В последние годы феномену образовательной миграции в научных исследованиях уделяется значительное внимание, поскольку все больше молодых людей во всем мире ищут возможности получения образования за рубежом. В данной статье исследуются тенденции образовательной миграции молодежи из Республики Союз Мьянма и факторы, влияющие на их решение учиться за границей. Резкое увеличение числа молодых граждан Мьянмы, стремящихся получить образование в других государствах, можно объяснить несколькими факторами, среди которых ограниченные возможности получения образования внутри своей страны, политическая нестабильность и конфликты, социально-экономические соображения, стремление к международным академическим стандартам, а также языковые барьеры и неравенство в образовании. Наша научная статья опирается на различные источники данных, включая академические исследования, правительственные отчеты, миграционную статистику, и представляет собой всесторонний анализ последних тенденций в образовательной миграции из Республики Союз Мьянма. В работе рассматриваются движущие силы и мотивы, которые способствуют принятию молодыми гражданами Мьянмы решения о получении образования за рубежом. Анализируются направления миграции и формы получения образования, предпочитаемые молодыми мигрантами из этой страны. Выводы, полученные в ходе данного исследования, могут представлять интерес для работников сферы образования и лиц, принимающих решения в странах как выхода, так и назначения иностранных студентов, в целях расширения образовательных возможностей и поддержки личного и профессионального развития молодежи.

Ключевые слова: образовательная миграция; иностранные студенты; миграция молодежи; факторы миграции-Мьянма; развитие образования.

Актуальность исследования

В последние десятилетия в мире начался «бум» образовательной миграции с целью получения высшего образования за границей. Экономический рост развивающихся государств сопровождался формированием среднего класса, который имеет четкие установки на инвестиции в обучение детей. Развивающиеся страны Юга с молодой возрастной структурой населения и недостаточно развитой системой высшего образования стали крупными поставщиками абитуриентов для университетов более развитых стран Севера.

Накануне пандемии ШVГО-l9, в 2019 г., по данным ЮНЕСКО, число иностранных студентов в мире достигло 5,3 млн человек. В сравнении с 2000 г. число иностранных студентов удвоилось. Одним из крупнейших регионов - поставщиков студентов за рубеж стала Юго-Восточная Азия, в том числе Республика Союз Мьянма. Новой тенденцией оказалось распространение миграции на начальное и среднее образование: увеличивалось число иностранных учащихся в начальной и средней школе. По сведениям ОЭСР, в 2019 г. их число достигло 1,3 млн человек1. Иностранные студенты вносят значительный вклад в экономику принимающей страны, оплачивая обучение, проживание и повседневные расходы. Согласно данным Института международного образования, в 2018-2019 учебном году иностранные студенты внесли в экономику США около 39 млрд долл2.

Пандемия COVID-l9 временно сократила масштабы образовательной миграции, поскольку были закрыты границы и университеты, ограничены перелеты. По сведениям ЮНЕСКО, в 2021 г. число иностранных студентов в мире не изменилось и составило 5,3 млн человек [1]. Ожидается, что тенденция роста сохранится в ближайшие годы вследствие растущего спроса на высоко- и квалифицированных работников.

Источники информации и методы исследования

Основными источниками информации стали базы данных Департамента народонаселения ООН по демографическим индикаторам, Института статистики ЮНЕСКО по образовательной миграции, ОЭСР по миграции (OECD Migration Outlook), Министерства образования Мьянмы о численности студентов за рубежом и иностранных студентов в стране. Проведен контент-анализ выступлений и высказываний официальных лиц по вопросам образования и культуры (министров, дипломатов, ученых). Проанализированы положения и особенности функционирования соглашений и меморандумов в сфере образования, которые были подписаны Республикой Союз Мьянма с различными государствами-партнерами, документы в сфере развития образования, принятые правительством и министерством образования Мьянмы. При проведении настоящего исследования были использованы статистические, социологические и аналитические методы.

Демографические и социально-политические факторы образовательной миграции молодежи из Мьянмы за границу

В середине 2023 г. численность населения Республики Союз Мьянма составила 55,5 млн человек, что соответствовало 26-му месту в мире. Страна оста-

1 International student mobility // OECD iLibrary : [site]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/ education/intemational-student-mobility/indicator/english_4bcf6fc3-en (accessed on 13.05.2023).

2 Ibid.

ется слабо урбанизированной - только 31,4% населения проживает в городах. Мьянманское общество является очень молодым - средний возраст населения составляет 29 лет. В Мьянме один из самых низких уровней образования в Юго-Восточной Азии - всего лишь около 10% населения имеют полное среднее образование.

Это объясняется наследием многолетнего военного правления, в результате которого образование не только изрядно недофинансировалось, но и игнорировалось. Длительное время в Мьянме продолжалась политическая нестабильность и происходили внутренние конфликты, существенно повлиявшие на сектор образования. Это привело к закрытию школ, перемещению учащихся, нарушению образовательного процесса. Кроме того, неопределенность социально-политической обстановки создает серьезные проблемы для молодых людей, поэтому многие из них стремятся получить образование за рубежом, в стабильной и благоприятной обстановке.

Республика Союз Мьянма характеризуется языковым и этническим разнообразием. Хотя основным языком обучения является бирманский, языковые барьеры часто ограничивают доступ молодежи к образованию, особенно для представителей этнических меньшинств. В Мьянме сложилось значительное неравенство между городскими и сельскими районами по доступности и качеству образовательных возможностей. Стремясь преодолеть такие трудности, молодые мьянманцы часто выбирают обучение за границей, где языковые барьеры сведены к минимуму, а образовательные ресурсы более доступны.

Социально-экономические факторы (бедность, безработица, низкая зарплата) также способствуют решению молодых граждан Мьянмы получить образование за рубежом. Многие из них воспринимают обучение за границей как путь к получению конкурентных преимуществ на мировом рынке труда и увеличению своих долгосрочных карьерных перспектив.

Образование играет важную роль в формировании будущего человека и общества, в виду чего данный факт находит отклик и у молодых людей в Мьянме. В последние годы наблюдается заметный рост числа молодых мьянманцев, стремящихся получить образование за рубежом. Склонность к образовательной миграции может быть объяснима различными факторами, побуждающими молодых мьянманцев искать возможности для получения образования за пределами родины. Одной из основных причин является ограниченность возможностей получения образования в самой Мьянме. Несмотря на развитие системы образования, Республика Союз Мьянма продолжает сталкиваться с такими проблемами, как нехватка ресурсов, устаревшие учебные программы и недостаточно развитая образовательная инфраструктура. В результате многие молодые люди считают, что отечественная система образования не в состоянии удовлетворить их потребности, и стараются искать возможности для получения образования в других странах.

Многие молодые мьянманцы стремятся получить образование на уровне международных стандартов и специализироваться в областях, которые недостаточно доступны на их родине. Они хотят получить образование в известных учебных заведениях за рубежом, которые имеют разнообразные академические программы и возможности для исследований и инноваций. Перспектива получения качественного образования в сочетании с возмож-

ностью приобретения передовых знаний и навыков служит для молодых людей значительным мотивирующим фактором для образовательной миграции.

Масштабы и география образовательной миграции в Мьянме

Республика Союз Мьянма испытывает нехватку высоко- и квалифицированных кадров в экономике. Образовательная миграция может помочь решить эту проблему, предоставляя мьянманским студентам возможность учиться за рубежом, приобретать там ценные навыки и знания. Более того, иностранные студенты, приезжающие учиться в Мьянму, также могут внести вклад в человеческий капитал этой страны, делясь своими знаниями и навыками [2]. Количество иностранных студентов, обучающихся в Мьянме, из года в год растет. По данным министерства образования Республики Союз Мьянма, в 2019 г. в стране насчитывалось более 4 тыс. иностранных студентов. Большинство иностранных студентов приезжает из соседних государств, таких как Таиланд, Китай и Вьетнам3.

Однако Мьянма в большей степени отдает образовательных мигрантов за границу, нежели таковых принимает. После перехода страны к демократии в 2011 г. начал наблюдаться рост престижа образования и признания значимости образования для будущего развития Мьянмы. Правительство сделало значительные инвестиции в образование, особое внимание уделяя улучшению доступа к начальному и среднему звену. Новая схема предоставления стипендий стала частью более широких усилий по поддержке сектора образования и формирования человеческих ресурсов страны. Предоставляя мьянманским студентам возможность учиться в ведущих университетах мира, эта программа направлена на то, чтобы вооружить молодых людей знаниями и навыками, необходимыми для внесения вклада в развитие Мьянмы.

Согласно данным Министерства образования, в 2019 г. за рубежом обучались более 80 тыс. мьянманских студентов. По данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2020 г. за границей обучалось около 32 тыс. студентов из Мьянмы, что значительно больше, чем в 2010 г. - тогда их насчитывалось 13 тыс. человек. Столь значительное расхождение данных национальной и международной статистики очевидно связано с недоучетом мьянманцев, обучающихся за счет государственных, собственных и семейных средств, в то время как в международную статистику попадают только мьянманские студенты, получающие гранты принимающих стран и университетов. Большинство мьянманцев учится по программам бакалавриата и магистратуры, но постепенно растет и число обучающихся, в последующем получающих докторскую степень.

Страны обучения студентов из Мьянмы достаточно разнообразны. Главным образом это более развитые страны Азиатского региона - Япония, Таиланд, Австралия, Республика Корея, Малайзия, КНР, Индия, Шри-Ланка. А кроме того, такие страны как США, Австралия, Великобритания, Российская Федерация, Саудовская Аравия (табл. 1, рис. 1).

3 Myanmar: A New Frontier for International Student Recruitment // PIE News Blog : [site]. 07.07.2017. URL: https://blog.thepienews.com/2017/07/myanmar-burma-new-frontier-higher-education-international-student-recruitment/ (accessed on 13.05.2023).

Таблица 1

Количество студентов из Мьянмы, обучавшихся в некоторых странах мира

в 2016—2021 гг. (человек)

Table 1

Number of students from Myanmar studying in selected countries around the world

in 2016-2021 (peo ple)

Страна обучения 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Япония 1 576 1 797 2 634 3 336 3 652 н/д

Таиланд 1 896 н/д н/д н/д 2 690 н/д

США 1 305 1 482 1 688 н/д 1 950 н/д

Австралия 877 986 1 047 1 338 1 366 н/д

Республика Корея 322 372 474 597 692 н/д

Великобритания 424 501 538 592 604 н/д

Малайзия 516 418 н/д 457 428 356

Шри-Ланка 385 395 346 464 404 290

Индия 267 344 324 479 367 161

Российская Федерация 339 270 294 273 н/д н/д

Источник: составлено авторами на основе данных ЮНЕСКО4

- л ^ _ Ни -_

-m ir^ ^ \

¡П jlbij^^j^^^

Рис. 1. Основные страны обучения студентов из Мьянмы в 2020 г. Fig. 1. Top study destinations for Myanmar students in 2020

Источник: UNESCO Institute for Statistics (UIS)5

Образовательная эмиграция мьянманской молодежи в контексте развития двустороннего сотрудничества Мьянмы с другими государствами в сфере образования и науки

Япония. Наибольшее количество студентов из Республики Союз Мьянма обучается в Государстве Япония. По сведениям ЮНЕСКО, это около 3 700 человек (2020 г.). В японских университетах мьянманцы в основном получают образование в области технологий, инженерии и бизнеса.

4 UIS Statistics // UNESCO : [site]. URL: http://data.uis.unesc0.0rg/# (accessed on 13.05.2023).

5 Global Flow of Tertiary-Level Students // UNESCO UIS : [site]. URL: https://uis.unesco.org/en/ uis-student-flow#slideoutmenu (accessed on 13.05.2023).

Японские вузы знамениты высоким качеством образования и научных исследований. В Японии студенты могут учиться у самых известных профессоров и участвовать в инновационных исследованиях в различных областях науки [3]. Привлекательность японского высшего образования для студентов из Мьянмы обусловлена финансовыми, организационными, социальными факторами.

Исторические и культурные связи между Мьянмой и Японией позитивно влияют на развитие образовательных контактов6. В последние годы Государство Япония активно содействует развитию образования и культурного обмена с Республикой Союз Мьянма. Правительство Японии реализует несколько инициатив по привлечению студентов и развитию образовательной инфраструктуры в Мьянме, в основе которых - стратегический план «300 тысяч иностранных студентов» [4].

В 2020 г. принята программа образовательного обмена между Японией и Мьянмой, направленная на содействие обмену молодежью между двумя странами и предоставления студентам из Республики Союз Мьянма возможности обучения в Государстве Япония в течение одного года7. Программа помогает расширять студентам из Мьянмы кругозор, вооружает их ценными навыками и знаниями, способствует ознакомлению с японской культурой, дает возможность лучше понять систему образования страны. Отбор студентов для участия в программе образовательного обмена между Японией и Мьянмой проводится на основе академических достижений молодых людей и уровня владения английским языком.

Программа образовательного обмена между Японией и Мьянмой представляет собой важный шаг в развитии образования и культурного обмена между двумя государствами. Предоставляя мьянманским студентам возможность учиться и приобретать ценный опыт в «стране восходящего Солнца», программа помогает наводить мосты между обеими странами и способствует их долгосрочному развитию. Программа является свидетельством важности образования и культурного обмена в продвижении глобального понимания и сотрудничества. Ожидается, что эта программа окажет положительное влияние на систему образования Республики Союз Мьянма и общее развитие страны8.

Стипендия Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT) Японии предлагает возможность обучения по программам бакалавриата, магистратуры или проведение научных исследований в различных областях. Стипендия MEXT покрывает плату за обучение, ежемесячную стипендию, дорожные расходы и медицинскую страховку. Чтобы претендовать на стипендию MEXT, студенты из Мьянмы должны соответствовать определенным академическим критериям, включая владение японским или английским языками. Эта инициатива играет важную роль в предоставлении талантливым мьянманским студентам возможностей реализовать свои образовательные устремления в Японии9.

6 Kakuchi, S. New Internationalization Target Aims for 400,000 Foreign Students // University World News : [site]. 11.04.2023. URL: https://www.universityworldnews.com/post. php?story=20230411135129522 (accessed on 13.05.2023).

7 Myanmar, Japan Sign Exchange of Agreement on Human Resource Development Scholarship // Myanmar Digital News : [site]. 07.07.2020. URL: https://www.mdn.gov.mm/en/myanmar-japan-sign-exchange-agreement-human-resource-development-scholarship (accessed on 13.05.2023).

8 Education Always a Major Focus for Japan's Bilateral Cooperation with Myanmar // ILO Skills and Employability Network : [site]. 15.09.2017. URL: https://apskills.ilo.org/news/education-always-a-major-focus-for-japan2019s-bilateral-cooperation-with-myanmar (accessed on 13.05.2023).

9 STUDY in JAPAN // MEXT (Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology) : [site]. URL: https://www.mext.go.jp/en/policy/education/highered/title02/detail02/sdetail02/1373897.htm (accessed on 13.05.2023).

Через Японское агентство международного сотрудничества (ДСЛ)10 и Японскую организацию студенческих услуг (JASSO)II Правительство Государства Япония выделяет целевые стипендии иностранным студентам, в том числе и из Мьянмы, покрывающие плату за обучение, расходы на проживание и проезд, таким образом делая возможным обучение в университетах страны доступным даже для малообеспеченных мьянманских студентов.

Программы и стипендии дают уникальную возможность студентам из Мьянмы получить ценный международный опыт, который поможет им в будущей карьере. Мьянманские студенты получают возможность изучать японский язык, культуру и историю «страны восходящего Солнца», заниматься научными исследованиями, осваивать современные технологии. Все это расширяет кругозор, формирует новые навыки, повышает квалификацию молодых мьянманцев.

Самым важным препятствием, с которым сталкиваются студенты из Мьянмы в японской системе образования, становится языковой барьер. Тонкости японской письменности и грамматических структур могут оказаться непосильными для тех, кто не является носителем языка. Учитывая то, что многие предметы и учебные программы преподаются в основном на японском языке, знание данного языка имеет решающее значение для академических успехов студентов из Мьянмы. Тест на знание японского языка (JLPT) является обязательным условием для поступления в университеты Японии. Мьянманским студентам рекомендуется записываться на языковые курсы или принимать участие в программах языкового обмена до прибытия в Японию. Мало того японские университеты предлагают программы поддержки в изучении японского языка с тем, чтобы помочь иностранным студентам повысить уровень владения языком и адаптироваться к академическим требованиям [5].

Еще одна проблема для мьянманских студентов в «стране восходящего Солнца» - культурные различия. Японское общество имеет своеобразные обычаи, социальные нормы и иерархию. Например, коллективистский характер японской культуры, в которой высоко ценится групповая гармония, может контрастировать с индивидуалистическими тенденциями, преобладающими в Республике Союз Мьянма. Процесс адаптации иногда эмоционально тяжел, поскольку мьянманские студенты поначалу испытывают тоску по дому или даже изоляцию. Для преодоления жизненных трудностей студенты из Мьянмы активно участвуют в мероприятиях по культурному обмену, в работе студенческих клубов и организаций, дружеских встречах. Эти шаги предоставляют возможность молодым мьянманцам больше узнать о японской культуре, установить социальные связи, создать сети поддержки, преодолеть чувство изоляции.

Общая религия - буддизм - помогает мьянманским студентам адаптироваться и интегрироваться в японское общество.

Мало того японские университеты принимают активные меры по созданию надежных систем поддержки, направленные на содействие интеграции иностранных студентов. Многие университеты внедряют комплексные программы ориентации, специально разработанные для ознакомления прибывающих студентов с различными аспектами жизни кампуса, академической политикой и до-

10 'Innovative Asia' Scholarship to Japan // JICA (Japan International Cooperation Agency) : [site]. URL: https://www.jica.go.jp/english/overseas/asia/innovative_asia.html (accessed on 13.05.2023).

11 Scholarships for Study in Japan // JASSO (Japan Student Services Organization) : [site]. URL: https://www.jasso.go.jp/en/ryugaku/scholarship_j/index.html (accessed on 13.05.2023).

II7

ступными ресурсами. Ориентационные программы служат ценными инструментами, помогающими иностранным студентам, в том числе из Мьянмы, адаптироваться к новой академической среде и принимать решения на протяжении всего образовательного пути. В университетах Японии есть офисы для иностранных студентов, в которых они могут получить помощь и рекомендации по широкому кругу вопросов, включая визовые процедуры, организацию проживания, учебные проблемы [6].

В Японии создано множество мьянманских общин и студенческих ассоциаций, которые также поддерживают студентов-соотечественников в адаптационный пери-

од12.

Таиланд. По данным ЮНЕСКО, в 2020 г. около 2 600 мьянманцев обучались в университетах Таиланда.

В 2021 г. Республика Союз Мьянма и Королевство Таиланд подписали меморандум о взаимопонимании, направленный на развитие сотрудничества в области образования и науки и содействующий росту научного потенциала обоих государств. Соглашение является свидетельством общего видения стран по продвижению образования как ключевого фактора социально-экономического развития, а также важным шагом на пути укрепления связей между государствами13.

Меморандум охватывает несколько областей сотрудничества, в том числе наращивание образовательного и научного потенциала; обмен передовой практикой и опытом в области высшего образования, исследований и инноваций; обмен образовательными технологиями (учебные программы, мастер-классы, семинары, методики преподавания); реализацию совместных научно-исследовательских проектов и научных разработок в различных сферах, включая инженерию, математику, социальные и гуманитарные науки; развитие цифровых технологий и инноваций в образовании и научных исследованиях; расширение программ обмена студентами и преподавателями.

Реализация меморандума вносит вклад в развитие сектора образования и науки в Мьянме, в том числе помогает повысить качество образования и научных исследований; способствует повышению квалификации научных и образовательных кадров; позволяет укреплять научно-педагогический и административный потенциал в целях обеспечения высококачественного образования и научных исследований, что в итоге будет содействовать социально-экономическому развитию; дает возможность повышать доступность и качество образования, особенно в отдаленных и сельских районах; благоприятствует расширению использования технологий и развитию цифровой грамотности.

Обмен студентами и преподавателями между университетами Мьянмы и Таиланда предоставляет возможность получить ценный международный опыт, познакомиться с новыми идеями и культурами, расширить кругозор, повысить уровень навыков и знаний молодых мьянманцев. А также будет способствовать внедрению инноваций, обмену научными знаниями, наращиванию научного потенциала, ин-

12 Education Always a Major Focus for Japan's Bilateral Cooperation with Myanmar // International Labour Organization (ILO) : [site]. URL: https://apskills.ilo.org/news/education-always-a-major-focus-for-japari2019s-bilateral-cooperation-with-myanmar (accessed on 13.05.2023).

13 Myanmar, Thai Ministers Agree to Strengthen Educational Cooperation // Myanmar National Portal : [site]. 31.01.2023. URL: https://myanmar.gov.mm/news-media/news/latest-news/-/asset_publisher/ idasset354/content/myanmar-thai-ministers-agree-to-strengthen-educational-cooperation (accessed on 13.05.2023).

тернационализации образования, культурному обмену, развитию научных связей между двумя странами14.

Соединенные Штаты Америки. По информации ЮНЕСКО, в 2020 г. в США обучались около 2 000 студентов из Мьянмы. В настоящее время Соединенные Штаты предлагают большое количество стипендий для иностранных студентов и являются относительно дешевой для обучения иностранцев страной. Для поступления в университеты различных штатов, включая университеты «Лиги плюща», и получения стипендий требуется сдать экзамен SAT (Scholastic Assessment Test I—II) или экзамен ACT (American College Test). Правда во время пандемии COVID-19 большинство американских университетов временно допускали подачу документов иностранными соискателями без сдачи SAT или ACT. Также внесем некоторую ясность относительно мьянманских студентов: большинство из них для обучения в США сдают экзамен SAT15.

Австралия. Страна очень востребована для обучения студентов из Мьянмы. По данным ЮНЕСКО, в 2020 г. в Австралии обучались около 1 400 мьянманских студентов.

Республика Союз Мьянма сталкивается с серьезными проблемами в сфере образования, и поддержка, оказываемая Австралийским Союзом, крайне необходима для решения этих проблем и содействия развитию человеческих ресурсов в стране. Австралия предоставляет техническую помощь и поддержку Мьянме в разработке учебных программ, подготовке преподавателей и обеспечении качества образования. Также обе страны совместно работают над интернационализацией высшего образования, уделяя особое внимание развитию мобильности студентов и обмену академическим персоналом и исследователями.

В 2014 г. между Мьянмой и Австралией был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области образования, а в 2021 г. он был обновлен. Меморандум, подтверждая приверженность обеих стран совместной работе по продвижению обмена знаниями и опытом, концентрируется на расширении сотрудничества в области высшего образования и профессионально-технического обучения, равно как и на содействии в развитии человеческих ресурсов. Поддержка программ профессионального образования и обучения в Мьянме направлена на развитие навыков и возможностей рабочей силы в приоритетных секторах экономики (туризм, гостиничный бизнес, строительство и автомобильная промышленность).

Меморандум поддерживает развитие научного сотрудничества и партнерства между университетами и научно-исследовательскими учреждениями Австралийского Союза и Республики Союз Мьянма с акцентом на продвижение совместных исследовательских проектов и обмен научными сотрудниками и исследователями. В рамках документа на пятилетний период предлагается ряд инициатив и проектов, направленных на укрепление институциональных связей и повышение качества и актуальности программ образования и обучения. Мероприятия этих программ представляют собой инвестиции в человеческий капитал Мьянмы и одновременно укре-

14 Myanmar, Thai Universities to Cooperate in Education Sector // UNHCR Operational Data Portal : [site]. 11.12.2018. URL: https://data.unhcr.org/es/news/21716 (accessed on 13.05.2023).

15 Sharma, S. How University Abroad Evaluate International Students Profile? // CollegeDekho Abroad : [site]. 09.03.2023. URL: https://www.collegedekhoabroad.com/articles/how-admission-officers-evaluate-international-student-profile/ (accessed on 13.05.2023).

пляют отношения между двумя странами, способствуя обмену знаниями и опытом в различных областях16.

Правительство Австралии в сотрудничестве с международными агентствами развития предлагает программы поддержки для студентов из Мьянмы. Программы Australia Awards17 и стипендии Endeavor18 обеспечивают финансовую поддержку исследовательских программ для студентов и аспирантов. Стипендии покрывают плату за обучение, расходы на проживание, проезд и другие сопутствующие расходы, позволяя талантливым мьянманским студентам продолжить обучение в Австралии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государство Австралийский Союз предоставляет до 300 стипендий для обучения мьянманцев в аспирантуре в течение пяти лет в таких областях, как сельское хозяйство, здравоохранение и образование. Стипендии, присуждаемые с учетом академических заслуг и лидерского потенциала, покрывают плату за обучение, расходы на проживание и авиаперелеты. Для участия в программе Australia Awards ежегодно поступают несколько тысяч заявок от студентов со всего мира.

Австралийские университеты предлагают стипендии, направленные на поддержку студентов из Мьянмы для конкретных областей обучения. Университеты могут частично или полностью освобождать от платы за обучение, оказывать помощь в оплате проживания и дополнительные льготы. Эти стипендии признают академические достижения и потенциал мьянманских студентов, предоставляя им средства для продолжения обучения без финансовых препятствий. Кроме того, университетские стипендии часто сопровождаются сопутствующими программами поддержки, возможностями наставничества и мероприятиями по налаживанию контактов, которые обогащают образовательный опыт мьянманцев.

Государственные и университетские стипендии не только способствуют академическому мастерству, но и укрепляют социокультурные и экономические связи между Мьянмой и Австралией. Обучение дает возможность студентам установить социальные связи, расширять кругозор и вносить вклад в укрепление прочных связей между Мьянмой и Австралией. Активно участвуя в различных мероприятиях, мьян-манские студенты не только обогащают свой опыт, но и способствуют наведению социокультурных мостов между двумя странами. Участие в культурных мероприятиях, общественных работах и студенческих организациях оказывает позитивное воздействие на самих студентов из Мьянмы, обучающихся в Австралии.

Европейский союз. Поддержка образования в Мьянме является одним из основных приоритетов ЕС в вопросах оказания помощи стране в развитии. Сотрудничество в секторе высшего образования Европейский союз рассматривает как форму оптимизации прочных и устойчивых партнерских отношений и обмена знаниями между странами по всему миру. Кроме того, это инструмент устойчивого и инклюзивного экономического развития, а также механизм борьбы с бедностью. Стипендия «Эраз-мус Плюс» (Erasmus+) - проект в области образования, профессиональной деятель-

16 Enhancing Human Development in Myanmar // Australian Government Department of Foreign Affairs and Trade : [site]. URL: https://www.dfat.gov.au/geo/myanmar/development-assistance/education-assistance-myanmar (accessed on 13.05.2023).

17 Australia Awards Scholarships // Australian Government Department of Foreign Affairs and Trade : [site]. URL: https://www.dfat.gov.au/people-to-people/australia-awards/australia-awards-scholarships (accessed on 13.05.2023).

18 Endeavour Leadership Program // Australian Education International : [site]. URL: https:// internationaleducation.gov.au/scholarships/Scholarships-and-Fellowships/Pages/default.aspx (accessed on 13.05.2023).

ности и спорта, финансируемый ЕС в размере 16,5 млрд евро и позволяющий студентам и преподавателям из государств-партнеров за пределами ЕС, включая Мьянму, обучаться и стажироваться в университетах стран союза19.

Великобритания. По сведениям ЮНЕСКО, в 2020 г. в Великобритании учились более 600 мьянманцев. По инициативе британского правительства с целью содействия образовательному обмену и поддержки развития человеческих ресурсов Мьян-мы была запущена программа стипендий, позволяющая мьянманским студентам учиться в Великобритании. Стипендии покрывают плату за обучение, проживание и расходы на жизнь20. Однако присутствуют сложности в доступности программы. Хотя стипендии покрывают основные расходы, студентам приходится оплачивать проезд к месту учебы, что для многих молодых мьянманцев является серьезным препятствием. Также процесс отбора кандидатов на стипендию подвержен политическому вмешательству или фаворитизму.

Таким образом, инициатива представляет собой важную веху в отношениях Мьянмы и Великобритании. Стипендии позволят мьянманским студентам учиться в учебных заведениях этой сраны и будут способствовать укреплению связей между двумя государствами. Предоставляя возможность мьянманским студентам учиться в зарубежных университетах, программа позволяет вооружить молодежь Мьянмы знаниями и навыками, необходимыми для развития их родины.

Программа стипендий представляет собой не только инвестиции в образовательный сектор Мьянмы, но и более широкие инвестиции в будущее этой страны, в ее молодежь и человеческие ресурсы. Программа вносит вклад в долгосрочное развитие Республики Союз Мьянма и помогает строить процветающее и справедливое общество. Инициатива по предоставлению стипендий особенно важна в свете произошедших политических и экономических изменений в Мьянме. В последние годы страна пережила период значительных потрясений. Переход к демократии и снятие международных санкций открыли не только новые возможности, но и создали немалые проблемы для развития страны. Ввиду вышесказанного программа стипендий - способ взаимодействия мьянманского общества с международным сообществом.

Российская Федерация. В 2022 г. Мьянма и Россиия подписали Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности21. При этом квота для мьянманских студентов на обучение в российских вузах в 2023/2024 учебном году по сравнению с прошлым годом увеличивалась почти вдвое - до 20 мест. Соглашение явилось частью усилий Мьянмы по продвижению международного образования и укреплению сектора высшего образования. Страна ищет пути улучшения системы образования и подготовки квалифицированной рабочей силы для поддержки своего экономического развития.

Соглашение между Мьянмой и Российской Федерации углубляет дружеские отношения между двумя странами и способствуют развитию сотрудничества в области

19 Erasmus+ // European Union : [site]. URL: https://erasmus-plus.ec.europa.eu/ (accessed on 13.05.2023).

20 Chevening in Myanmar // Chevening : [site]. URL: https://www.chevening.org/scholarship/ myanmar/ (accessed on 13.05.2023).

21 Россия и Мьянма подписали Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности // Министерство науки и высшего образования РФ : [сайт]. 05.12.2022. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/ mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/61811/ (дата обращения: 13.05.2023).

образования и в других немаловажных сферах. Студенты из Мьянмы получили возможность обучаться в российских университетах по целому ряду предметов, включая такие приоритетные области, как электроника, авиастроение, ядерная энергетика, информационные системы и материаловедение. В настоящее время мьянманские вузы активно сотрудничают с российскими научными и образовательными учреждениями, прорабатывая способы для запуска совместных программ обучения с возможностью получения двойных дипломов22.

По информации ЮНЕСКО, в 2019 г. в российских университетах обучались около 500 мьянманских студентов по различным специальностям, включая технические, военные, гуманитарные (рис. 2).

Рис. 2. Динамика численности студентов из Мьянмы в Российской Федерации

в 2015-2021 гг. (человек) Fig. 2. Changes in the number of students from Myanmar in the Russian Federation

in 2015-2021 (people)

Источник: составлено авторами на основе данных ЮНЕСКО23

Существует несколько видов стипендий на обучение мьянманцев в России. Эти стипендии расширяют возможности получения образования, укрепляют образовательные связи и культурный обмен между нашими странами.

С 2017 г. российско-мьянманская стипендиальная программа, которая финансируется совместно правительствами обоих государств, поддерживает выдающихся мьянманских студентов по различным дисциплинам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации также выделяет стипендии по разнообразным направлениям подготовки и специальностям в соответствии с международными договорами, федеральными законами и установленной Правительством России квотой.

22 Россия и Мьянма: пути сотрудничества двух стран в области науки и образования // Министерство науки и высшего образования РФ : [сайт]. 14.11.2022. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/novosti-ministerstva/60964/ (дата обращения: 13.05.2023).

23 Global Flow of Tertiary-Level Students // UNESCO UIS : [site]. URL: https://uis.unesco.org/en/ uis-student-flow#slideoutmenu (accessed on 13.05.2023).

Помимо этого, некоторые российские университеты предлагают стипендии и гранты для талантливых иностранных студентов, в том числе и из Мьянмы. Они присуждаются на основании академических заслуг, внеучебных достижений и конкретных критериев, установленных университетом. Могут покрывать плату за обучение, расходы на проживание.

Кроме государственных и университетских стипендий, студенты из Мьянмы имеют возможность получать стипендии через корпоративные спонсорские программы и фонды. Такие стипендии могут быть привязаны к конкретным областям обучения или иметь определенные критерии отбора, как, например, участие в общественной жизни или лидерский потенциал.

Обучение в России дает мьянманцам возможности культурного обмена и изучения языка. Общение с российскими студентами и участие в культурных мероприятиях помогают развить дружеские отношения и навыки межкультурного взаимопонимания и межличностного общения.

Мьянманские студенты, обучающиеся в российских вузах, используют различные стратегии в преодолении сложностей, с которыми они сталкиваются. Одним из основных способов культурного обмена является общение с российскими студентами не только на занятиях, но и во время внеучебных мероприятий и общественно значимых событий. Совместные проекты способствуют обмену идеями, взглядами и культурными практиками через участие в дискуссиях на занятиях и в студенческих организациях. Социальное взаимодействие расширяет мировоззрение, дает возможность узнать культуру, традиции, ценности российского общества. Мьянманские студенты участвуют в культурных мероприятиях и фестивалях. Также студенты в крупнейших российских университетах имеют возможность представлять мьянманскую культуру, в том числе традиционные танцы, костюмы, кухню [7].

Привлечение мьянманских студентов для учебы в России укрепило отношения между двумя странами. Программы академического обмена создали возможности для развития культурной дипломатии и прочных партнерских отношений. Вернувшись в Мьянму, студенты смогут внести вклад в развитие страны, применяя приобретенные навыки для развития разных отраслей экономики. Кроме того, международный опыт, полученный во время обучения в Российской Федерации, делает их конкурентоспособными на мировом рынке труда [8].

Китайская Народная Республика. Мьянма и КНР имеют долгую историю культурных и экономических связей, а в последние годы они стремятся углублять сотрудничество и в области образования. Китайская Народная Республика стала важным союзником Республики Союз Мьянма во время давления и санкций Запада, а ныне является крупнейшим торговым партнером и инвестором этой страны. Поэтому обучение в КНР позволяет мьянманцам не только получить представление о китайской культуре и обществе, но и в будущем найти хорошую работу в различных сферах стратегического сотрудничества между двумя странами24.

Итак, Китай - популярнейшее направление для обучения мьянманских студентов. Многие мьянманцы получают образование в китайских университетах в области медицины, инженерии и бизнеса. По данным ЮНЕСКО, численность мьянманских

24 Samsani, S. Understanding the Relations between Myanmar and China // Observer Research Foundation (ORF) : [site]. 26.04.2021. URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/understanding-the-relations-between-myanmar-and-china/ (accessed on 13.05.2023).

студентов в 2016-2021 гг. составляла всего 25-40 человек. Однако реальное количество студентов-мьянманцев было на порядок выше.

В последние годы многие китайские университеты динамично развиваются и предлагают возможности получения стипендий молодым мьянманцам. Китайские университеты популярны среди студентов из Мьянмы благодаря их прочной репутации в области передового и качественного образования и научных исследований. Некоторые китайские университеты занимают высокие позиции в мировом рейтинге, многие предметы преподаются на английском языке.

Культурная близость двух стран делает китайские вузы дополнительно привлекательными для мьянманских студентов. Студенты из Мьянмы с удовольствием знакомятся с китайской культурой и обществом, получают ценные знания и навыки в выбранной области. И хотя основным языком обучения в большинстве китайских университетов является мандаринский китайский, многие молодые мьянманцы адаптируются к этому языковому барьеру.

Программы языкового обмена, культурные мероприятия и образовательное сотрудничество способствуют взаимопониманию и обмену знаниями между странами, помогают студентам из Мьянмы легче адаптироваться к новой образовательной сре-де25.

Соглашение о сотрудничестве в области образования, подписанное между двумя государствами в 2020 г., направлено на укрепление институциональных связей и содействие сотрудничеству в области высшего образования, научных исследований и наращивания академического потенциала26. В рамках соглашения осуществляется обмен студентами и учеными, финансируются совместные исследовательские проекты, наращивается академический потенциал Мьянмы (подготовка учителей, администраторов и других специалистов в области образования), разрабатываются учебные программы и образовательная политика.

Китайская Народная Республика осуществляет крупные инвестиции в сектор образования Республики Союз Мьянма. Одной из важных китайских инициатив является Школа дружбы Мьянма-Китай, которая предоставляет возможности для обучения и подготовки студентов, преподавателей и специалистов в Мьянме. Школа основана в Мандалае, втором по величине городе государства, важном культурном и экономическом центре. Школа предлагает курсы по науке, технологии, инженерному делу, математике, изучению языков и культуры. Школа предоставляет мьянманским студентам и специалистам возможности для получения образования и профессиональной подготовки, способствуя развитию человеческих ресурсов и социально-экономическому развитию страны. Учитывая то, что в последние годы КНР стремится расширить свое влияние в Мьянме, эксперты выражают озабоченность по поводу качества и независимости образования, предоставляемого школой, и его использования в качестве средства продвижения китайских ценностей и идеологии.

25 Si Thu Tun. Voices of Myanmar Students in China | Living Here // China Report ASEAN : [site]. 13.12.2017. URL: https://chinareportasean.com/2017/12/13/voices-of-myanmar-students-in-china-living-here/ (accessed on 13.05.2023).

26 Joint Statement between Myanmar-China issued on the occasion of the State Visit of H. E. Mr. Xi Jinping, President of the People's Republic of China to the Republic of the Union of Myanmar // Myanmar National Portal : [site]. 18.01.2020. URL: https://myanmar.gov.mm/en/news-media/announcements/-/asset_ publisher/idasset291/content/joint-statement-between-myanmar-china-issued-on-the-occasion-of-1:he-state-visit-of-h.e.-mr.-xi-jinping-president-of-the-people-s-republic-of-china-to- (accessed on 13.05.2023).

Индия. Республика Союз Мьянма и Республика Индия имеют продолжительную историю культурных и образовательных связей. Признавая важность образования как ключевого фактора социально-экономического развития, в последние годы обе страны стремились углубить сотрудничество в области образования. По сведениям ЮНЕСКО, в 2019 г. в Индии обучались около 480, а в 2021 г. - 160 мьянманцев.

В 2021 г. между Мьянмой и Индией был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области образования, направленный на укрепление институциональных связей и развитие сотрудничества в области высшего образования, научных исследований и наращивания потенциала. Меморандум включает обмен академическим персоналом и исследователями, совместную разработку учебных программ и содействие мобильности студентов между университетами обоих государств. Основной целью меморандума является интернационализации высшего образования, предоставление студентам и преподавателям возможности познакомиться с новыми идеями и перспективами27.

Одной из ключевых инициатив стало создание Мьянма-индийского центра обучения английскому языку (MICELT) при Янгонском университете иностранных языков. Центр предоставляет возможности языковой подготовки и наращивания потенциала для преподавателей, студентов и специалистов в Мьянме28. Создание MICELT помогает удовлетворить потребность в знании английского языка среди мьянман-цев. Английский язык - важное средством общения в международной среде, и владение им рассматривается как ключевой навык для будущего экономического и социального развития Мьянмы.

Индийско-мьянманская программа дружбы (IMFP) предоставляет стипендии студентам из Мьянмы для обучения в Индии. Ежегодно индийские власти выделяют до 100 стипендий мьянманским студентам, покрывающих плату за обучение, расходы на проживание и авиабилеты. Стипендии предоставляются в различных областях, включая инженерное дело, менеджмент и медицину, присуждаются на основе академических заслуг и лидерского потенциала. Также программа содействуют совместным исследовательским проектам и академическому сотрудничеству, предоставляя исследователям и ученым возможность обмениваться идеями и опытом, способствуя развитию новых знаний и решений ключевых проблем, стоящих перед обеими странами. Поддерживаются исследования в сельском хозяйстве,

27 Development Cooperation // Embassy of India Yangon : [site]. URL: https://embassyofin-diayangon.gov. in/pages?id=eyJpdiI6IitPdmw1bzdBK2Vl0WdCaStpc2JwZXc9PSIsInZhbHVlIjoiV-VZXY3hPMTlU0VM1dUxFSWV6UURTZz09IiwibWFjIjoiMjNmMGQ1MDY1NTAzZDdlYjU5M-WE30TVhM2U1YTY1YWQ4MjgwZDc5NWE30Dg4MGIxNjY1ZTliZDMyY2YzZTE3MSJ9&sub-id=eyJpdiI6IlVrSDZsWXFDUG9ISGorQUJwQ2pUSEE9PSIsInZhbHVlIjoiZjZQUEMyQWpYNkdjS-GJuSWljWHY3UT09IiwibWFjIjoi0TY0NTg2NzgwMTdlMWQ5NmEyZjkyNTBlYjQ2N2NhYTI2NT-FiMmU2NTA0ZjYyYzAyYzJmYWY1YjYw0TQ0NmVh0SJ9 (accessed on 13.05.2023).

28 Training Institutions // Embassy oflndia Yangon : [site]. URL: https://www.embassyofindiayangon. gov.in/pages?id=eyJpdiI6IitqMGlJVlNDQlZwT0w0cWJuR09pZHc9PSIsInZhbHVUjoiSnMydXQrMEx-F0DA5Y0VyZjJTVHE2UT09IiwibWFjIjoiZGY5Mjc0ZGY40DY0MTNjYzBiMGRkNThjMGNjNjM-w0TJiYjI4ZGJhMmIxN2Vh0TQ3ZGVj0TcyMjYyZTdj0DEwNiJ9&subid=eyJpdiI6ImF0TTJaZWR-P0GNaWWJBWXdwTW02aXc9PSIsInZhbHVlIjoic1VxdzNlbWVHa0VLdHY2N1NSRVlJUT09Iiwib-WFjIjoiNTY3Y2Vh0TE2Yjc5MzJiNzQzNjg0YzFhNjNk0GFkMzExNDE1MWY3NjVlZmQ1NTMx-MDNiY2JmYzAxMDc1YzhjMCJ9&nextid=eyJpdiI6InRmVGVIdkREQ1R0QVVEaDV2NzRjaGc9PSI-sInZhbHVlIjoi0XJjb3dKNm9keUtVRmd0UGY2TGZHUT09IiwibWFjIjoiYTdjZDNj0WE4MmVlZG-Fi0DljNGNmYWZjMWUxZDc4NjdhYzdjZTQ3MWYwMGYxYTRlMGRm0TUxZDA3YWNhNDB-mZCJ9# (accessed on 13.05.2023).

здравоохранении, энергетике и экологической устойчивости29. Программа IMFP поможет сформировать навыки и знания будущих лидеров Мьянмы и будет способствовать развитию человеческих ресурсов и укреплению отношений между двумя государствами.

Политика правительства Мьянмы в области образовательной миграции и академической мобильности за границу

В Мьянме государственная поддержка обучения граждан за рубежом имеет длительную историю. Стипендии присуждались со времен британского правительства. Однако с 1963 г. выплата государственных стипендий была приостановлена.

Новый проект стипендий по поддержке обучения за границей объявил президент Тейн Сейн в своем ежемесячном радиообращении в феврале 2014 г. Президент Мьянмы сообщил о том, что будущие поколения смогут иметь реальные долгосрочные возможности для получения образования, а полученные знания принесут пользу развитию страны. Правительство заявило о программе стипендий для выдающихся студентов, желающих продолжить обучение по программам бакалавриата и аспирантуры зарубежных университетов.

В настоящее время любой мьянманец в возрасте от 16 до 18 лет с результатом выше 500 баллов, полученных на экзамене на аттестат зрелости, может подать заявку в президентскую стипендиальную программу и получить право на обучение в бакалавриате. Также могут получить стипендии на обучение в магистратуре и аспирантуре мьянманцы независимо от возраста. Официально отобранный список абитуриентов публикуется в государственной газете.

26 апреля 2022 г. министерство образования Республики Союз Мьянма издало специальные правила для студентов, обучающихся за рубежом. Из них следует, что студенты, обучающиеся за границей, должны представлять отчеты о предметах, которые они изучают во время учебы, и отправлять их в министерство образования Мьянмы. Также они должны представлять ежеквартальный отчет об успеваемости в комитет по отбору иностранных стипендиатов, министерство образования и посольство (генеральное консульство) Мьянмы в стране обучения.

Студенты, которые направляются государством на обучение за рубеж, должны вернуться на работу в Мьянму и отработать положенный срок в стране. Например, после окончания магистратуры и аспирантуры необходимо отработать четыре года на родине. Если стипендиаты не будут работать в течение этого периода, то им необходимо будет вернуть государству следующие денежные суммы: за обучение от шести месяцев до двух лет стипендиат должен выплатить государству компенсацию в размере 200 тыс. кьят; более двух лет (диплом магистра) - 400 тыс. кьят; за курсы с получением докторской степени - 700 тыс. кьят.

Заключение

Образовательная миграция из Мьянмы продолжает нарастать: многие студенты и ученые предпочитают учиться и работать за границей, где они рассчитывают на лучшие возможности. Хотя образовательная миграция может принести стране множество преимуществ, в т. ч. способствовать развитию ее экономики, существуют также негативные последствия такого явления, и их необходимо учитывать.

29 India-Myanmar Friendship Programme // Mizzima Myanmar News and Insight : [site]. URL: https://www.mizzima.com/tags/india-myanmar-friendship-programme (accessed on 13.05.2023).

Система образования Республики Союз Мьянма сталкивается с немалыми проблемами, включая ограниченное финансирование, недостаточное количество ресурсов и низкое качество образования, что приводит к возникновению значительных потоков образовательных мигрантов из страны. Совершенствование управления этими миграционными потоками может способствовать разрешению части проблем в сфере образования. При условии эффективного управления образовательная миграция позволит мьянманским студентам и молодым исследователям получить доступ к возможностям зарубежного высшего образования и научных исследований мирового уровня, обеспечить обмен опытом, применение которого повысит качество образования на родине.

Ключевым шагом на пути к эффективному управлению образовательной миграцией является разработка комплексной национальной стратегии. Для успеха ее реализации решающее значение имеет вовлечение в разработку и внедрение программы всех заинтересованных сторон, включая образовательные учреждения, гражданское общество и международные организации, чьи действия будут координироваться правительством республики.

Проведенный нами анализ позволяет сформулировать ряд рекомендаций для органов власти Мьянмы и заинтересованных сторон, направленных на максимизацию преимуществ образовательной миграции и минимизацию ее потенциальных негативных последствий. Во-первых, необходимо инвестировать в образование и научные исследования для повышения их качества и расширения возможностей, доступных студентам и ученым внутри страны, что поможет снизить потребность молодежи в получении образования за рубежом. Во-вторых, следует разработать и реа-лизовывать политику и программы, которые будут стимулировать студентов и молодых ученых, обучающихся за рубежом, по окончании учебы возвращаться в Мьянму и вносить свой вклад в развитие родины. Такие меры стимулирования могут включать прямую финансовую поддержку, расширение возможностей карьерного роста, улучшение доступа к ресурсам для научных исследований и разработок. В-третьих, нужно решить проблему социального и экономического неравенства, которая может возникнуть в результате образовательной миграции. Направленные на это меры могут включать инвестиции в образовательные программы для тех, кто не имеет возможности учиться за границей, а также предоставление поддержки и ресурсов для тем, кто возвращается в Мьянму после обучения за рубежом.

Список литературы

1. Sabzalieva, E. Moving Minds: Opportunities and Challenges for Virtual Student Mobility in a Post-Pandemic World / E. Sabzalieva, T. Mutize, C. Yerovi. Paris : UNESCO, 2022. 44 p. ISBN 978-980-7175-64-7.

2. Ndegwa, D. Migrants from Myanmar and Risks Faced Abroad: A Desk Study. Geneva : International Organization for Migration (IOM), 2016. 60 p.

3. Kuroda, K. Internationalization of Higher Education and Student Mobility in Japan and Asia : Background paper prepared for the 2019 Global Education Monitoring Report / K. Kuroda, M. Sugimura, Y. Kitamura, S. Asada. Paris : UNESCO, 2018. 57 p.

4. Hu Ke. International Students' University Choice to Study Abroad in Higher Education and Influencing Factors Analysis / Hu Ke, Diao Junfeng, Li Xiaojing // Frontiers in Psychology. 2022. Article № 1036569. DOI 10.3389/fpsyg.2022.1036569.

5. Rose, H. Unique Challenges of Learning to Write in the Japanese Writing System // L2 Writing Beyond English / ed. N. Yiitolu, M. Reichelt. Bristol : Multilingual Matters, 2019. Pp. 78-94. ISBN 9781788923125. DOI 10.21832/9781788923132-008.

6. Lee, J. S. Challenges of International Students in a Japanese University: Ethnographic Perspectives // Journal of International Students. 2017. Vol. 7, № 1. Pp. 73-93. DOI 10.32674/jis.v7i1.246.

7. Espino, D. P. Best Practices in Developing Global Collaborations in Education : dissertation ... Doctor of Education in Organizational Leadership / D. P. Espino ; Pepperdine University. Los Angeles, 2018. 170 p.

8. Gomersall, S. Resilience: Myanmar Students' Experiences of Overcoming eLearning Challenges During COVID-19 and Political Instability / S. Gomersall, A. Floyd // Asia Pacific Education Review. 2023. Vol. 24. Pp. 447-459. DOI 10.1007/s12564-022-09781-6.

Сведения об авторах:

Кхант Вин, магистрант, МГИМО МИД России, Москва, Россия. Контактная информация: e-mail: khant w@my.mgimo.ru.

Письменная Елена Евгеньевна, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: nikitar@list.ru: ORCID ID: 0000-0002-0401-2071: РИНЦ Author ID: 124770: Web of Science Researcher ID: C-1344-2018: Scopus Author ID: 8731444800.

Рязанцев Сергей Васильевич, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: riazan@mail.ru: ORCID ID: 0000-0001-5306-8875: РИНЦ Author ID: 77673: Web of Science Researcher ID: F-7205-2014: Scopus Author ID: 22136228700.

Моисеева Евгения Михайловна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: evgeniyamoiseeva@mail.ru: ORCID ID: 0 000-00 01-7571-2369: РИНЦ Author ID: 665294: Web of Science Researcher ID: X-6836-2019: Scopus Author ID: 57214717819.

Благодарности и финансирование:

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ВАОН в рамках научного проекта № 19-511-92003.

Статья поступила в редакцию 06.06.2023: принята в печать 08.08.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

TRENDS IN EDUCATIONAL MIGRATION OF YOUNG PEOPLE FROM MYANMAR ABROAD

KhantWin

MGIMO University, Moscow, Russia E-mail: khant_w@my.mgimo.ru

Elena E. Pismennaya

Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: nikitar@list.ru

Sergey V. Ryazantsev

Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: riazan@mail.ru

Evgeniya M. Moiseeva

Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: evgeniyamoiseeva@mail.ru

For citation: Khant Win. Trends in Educational Migration of Young People from Myanmar Abroad / Khant Win, E. E. Pismennaya, S. V. Ryazantsev, E. M. Moiseeva. DEMIS. Demographic Research. 2023. Vol. 3, No. 3. Pp. 111-130. DOI 10.19181/ demis.2023.3.3.8.

Abstract. In recent years, the phenomenon of educational migration has received considerable attention in scientific research, as more and more young people around the world seek educational opportunities abroad. This article examines the educational migration trends of youth from the Republic of the Union of Myanmar and the factors influencing their decision to study abroad. The sharp increase in the number of young Myanmar citizens seeking education in other countries can be explained by several factors, including limited educational opportunities within their own country, political instability and conflict, socio-economic considerations, the desire for international academic standards, as well as language barriers and inequality in education. Our research paper draws on various data sources, including academic research, government reports, migration statistics, and provides a comprehensive analysis of the latest trends in educational migration from the Republic of the Union of Myanmar. The paper examines the driving forces and motives that contribute to the decision of young Myanmar citizens to study abroad. The directions of migration and forms of education preferred by young migrants from this country are analyzed. Findings from this study may be of interest to educators and decision makers in both sending and receiving countries for international students to enhance educational opportunities and support the personal and professional development of young people.

Keywords: education migration; foreign students; youth migration; migration factors; Myanmar; development of education.

References

1. Sabzalieva, E. Moving Minds: Opportunities and Challenges for Virtual Student Mobility in a Post-Pandemic World / E. Sabzalieva, T. Mutize, C. Yerovi. Paris : UNESCO, 2022. 44 p. ISBN 978-980-7175-64-7.

2. Ndegwa, D. Migrants from Myanmar and Risks Faced Abroad: A Desk Study. Geneva : International Organization for Migration (IOM), 2016. 60 p.

3. Kuroda, K. Internationalization of Higher Education and Student Mobility in Japan and Asia : Background paper prepared for the 2019 Global Education Monitoring Report / K. Kuroda, M. Sugimura, Y. Kitamura, S. Asada. Paris : UNESCO, 2018. 57 p.

4. Hu Ke. International Students' University Choice to Study Abroad in Higher Education and Influencing Factors Analysis / Hu Ke, Diao Junfeng, Li Xiaojing. Frontiers in Psychology. 2022. Article No. 1036569. DOI 10.3389/fpsyg.2022.1036569.

5. Rose, H. Unique Challenges of Learning to Write in the Japanese Writing System. In: L2 Writing Beyond English / ed. N. Yiitolu, M. Reichelt. Bristol : Multilingual Matters, 2019. Pp. 78-94. ISBN 9781788923125. DOI 10.21832/9781788923132-008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lee, J. S. Challenges of International Students in a Japanese University: Ethnographic Perspectives. Journal of International Students. 2017. Vol. 7, No. 1. Pp. 73-93. DOI 10.32674/jis.v7i1.246.

7. Espino, D. P. Best Practices in Developing Global Collaborations in Education : dissertation ... Doctor of Education in Organizational Leadership / D. P. Espino ; Pepperdine University. Los Angeles, 2018. 170 p.

8. Gomersall, S. Resilience: Myanmar Students' Experiences of Overcoming eLearning Challenges During COVID-19 and Political Instability / S. Gomersall, A. Floyd. Asia Pacific Education Review. 2023. Vol. 24. Pp. 447-459. DOI 10.1007/s12564-022-09781-6.

Bio notes:

Khant Win, Master's Student, MGIMO University, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: khant w@my.mgimo.ru.

Elena E. Pismennaya, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Chief Researcher, Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: nikitar@list.ru; ORCID ID: 0000-0002-0401-2071; RSCI Author ID: 124770; Web of Science Researcher ID: C-1344-2018; Scopus Author ID: 8731444800.

Sergey V. Ryazantsev, RAS Corresponding Member, Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Researcher, Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: riazan@mail.ru; ORCID ID: 0000-0001-5306-8875; RSCI Author ID: 77673; Web of Science Researcher ID: F-7205-2014; Scopus Author ID: 22136228700.

Evgeniya M. Moiseeva, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: evgeniyamoiseeva@mail.ru; ORCID ID: 0 0 0 0-0 001-7571-2369; RSCI Author ID: 665294; Web of Science Researcher ID: X-6836-2019; Scopus Author ID: 57214717819.

Acknowledgments and financing:

The reported study was funded by RFBR and VAS5 according to the research project No. 19-511-92003.

Received on 06.06.2023; accepted for publication on 08.08.2023. The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.