Научная статья на тему 'Современное состояние высшего образования в Сирии и проблемы миграции'

Современное состояние высшего образования в Сирии и проблемы миграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сирия / высшее образование / конфликт / политическая нестабильность / доступность образования / качество образовательных программ / финансирование / инфраструктура учебных заведений / академические исследования / миграционная мобильность / восстановление системы высшего образования / рекомендации / политика в области высшего образования / Syria / higher education / conflict / political instability / accessibility of education / quality of educa-tional programs / financing / infrastructure of educational institutions / academic research / migration mobility / resto-ration of the higher education system / recommendations / policy in the field of higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диана Халаби

В статье представлен анализ текущей ситуации в сфере высшего образования в Сирии. В условиях продолжительного военного конфликта и политической нестабильности, охватившей страну, си-рийская система высшего образования столкнулась с серьезными вызовами. Автором выделяются наибо-лее важные проблемы сирийского высшего образования, включая его малую доступность, невысокое каче-ство образовательных программ, недостаточное финансирование и слабую инфраструктуру образователь-ных учреждений. Также оцениваются влияние конфликта на академические исследования, миграционная мобильность студентов и преподавателей и перспективы восстановления системы высшего образования. Наряду с этим в статье содержатся рекомендации по улучшению состояния высшего образования в стране. В работе применены методы анализа, социологические теории и подходы, основанные на качественных и количественных исследовательских методах, таких как интервью, анкетирование, статистический анализ и теория транснациональности – этот подход подчеркивает связи между странами и транснациональные ас-пекты миграции. Кроме того, использовался структурно-функциональный подход для изучения функцио-нальности сирийской системы высшего образования и выявления проблем в ее ключевых структурных эле-ментах. Исследование важно для понимания сложностей, с которыми сталкиваются высшие учебные заве-дения в странах конфликта, и может послужить отправной точкой для разработки образовательной, моло-дежной и миграционной политики в Сирии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диана Халаби

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Current State of Higher Education in Syria and the Problems of Migration

The article presents an analysis of the current situation in the field of higher education in Syria. In the context of the prolonged military conflict and political instability that has engulfed the country, the Syrian higher education system has faced serious challenges. The author highlights the most important problems of Syrian higher education, including its accessibility, the quality of educational programs, financing and infrastructure of educational institutions. The impact of the conflict on academic research, migration mobility of students and teach-ers, and prospects for the restoration of the higher education system in Syria are also assessed. Along with this, the article contains recommendations and suggestions for improving the state of higher education in the country. Sociological theories and approaches were also applied in this work, which used research analysis methods, and were based on qualitative and quantitative research approaches such as interviews, questionnaires, statistical anal-ysis and the theory of transnationality: this approach emphasizes the links between countries and transnational aspects of migration. The author analyzes how education affects transnational mobility and the reverse impact of migration on educational processes. The author used a Structural and functional approach to analyze the function-ality of the Syrian higher education system and identify problems in its key structural elements. The study is im-portant for understanding the problems faced by higher education institutions in conflict countries, and can serve as a starting point for further research and development of educational, youth and migration policy in Syria.

Текст научной работы на тему «Современное состояние высшего образования в Сирии и проблемы миграции»

Научная статья

УДК 316.33:378(569.1)+314.7

https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.7

Современное состояние высшего образования в Сирии и проблемы миграции Диана Халаби

Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье представлен анализ текущей ситуации в сфере высшего образования в Сирии. В условиях продолжительного военного конфликта и политической нестабильности, охватившей страну, сирийская система высшего образования столкнулась с серьезными вызовами. Автором выделяются наиболее важные проблемы сирийского высшего образования, включая его малую доступность, невысокое качество образовательных программ, недостаточное финансирование и слабую инфраструктуру образовательных учреждений. Также оцениваются влияние конфликта на академические исследования, миграционная мобильность студентов и преподавателей и перспективы восстановления системы высшего образования. Наряду с этим в статье содержатся рекомендации по улучшению состояния высшего образования в стране. В работе применены методы анализа, социологические теории и подходы, основанные на качественных и количественных исследовательских методах, таких как интервью, анкетирование, статистический анализ и теория транснациональности - этот подход подчеркивает связи между странами и транснациональные аспекты миграции. Кроме того, использовался структурно-функциональный подход для изучения функциональности сирийской системы высшего образования и выявления проблем в ее ключевых структурных элементах. Исследование важно для понимания сложностей, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения в странах конфликта, и может послужить отправной точкой для разработки образовательной, молодежной и миграционной политики в Сирии.

Ключевые слова: Сирия, высшее образование, конфликт, политическая нестабильность, доступность образования, качество образовательных программ, финансирование, инфраструктура учебных заведений, академические исследования, миграционная мобильность, восстановление системы высшего образования, рекомендации, политика в области высшего образования

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Халаби Д. Современное состояние высшего образования в Сирии и проблемы миграции // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 57-61. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.7.

Original article

The Current State of Higher Education in Syria and the Problems of Migration Diana Halabi

Russian State Social University, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article presents an analysis of the current situation in the field of higher education in Syria. In the context of the prolonged military conflict and political instability that has engulfed the country, the Syrian higher education system has faced serious challenges. The author highlights the most important problems of Syrian higher education, including its accessibility, the quality of educational programs, financing and infrastructure of educational institutions. The impact of the conflict on academic research, migration mobility of students and teachers, and prospects for the restoration of the higher education system in Syria are also assessed. Along with this, the article contains recommendations and suggestions for improving the state of higher education in the country. Sociological theories and approaches were also applied in this work, which used research analysis methods, and were based on qualitative and quantitative research approaches such as interviews, questionnaires, statistical analysis and the theory of transnationality: this approach emphasizes the links between countries and transnational aspects of migration. The author analyzes how education affects transnational mobility and the reverse impact of migration on educational processes. The author used a Structural and functional approach to analyze the functionality of the Syrian higher education system and identify problems in its key structural elements. The study is important for understanding the problems faced by higher education institutions in conflict countries, and can serve as a starting point for further research and development of educational, youth and migration policy in Syria.

Keywords: Syria, higher education, conflict, political instability, accessibility of education, quality of educational programs, financing, infrastructure of educational institutions, academic research, migration mobility, restoration of the higher education system, recommendations, policy in the field of higher education

Funding: Independent work.

© Халаби Д., 2023

For citation: Halabi, D. (2023) The Current State of Higher Education in Syria and the Problems of Migration. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 57-61. Available from: doi:10.24158/spp.2023.12.7 (In Russian).

Введение. В современном мире высшее образование играет важную роль в развитии национальных экономик и обществ. В странах Ближнего Востока, включая Сирию, высшее образование имеет особое значение, поскольку оно является ключевым фактором для создания конкурентоспособной и инновационной наукоемкой экономики, а также обеспечения социального прогресса и развития человеческого капитала (Просюкова, 2014: 34).

Обращение к анализу современного состояния высшего образования в Сирии обусловлено несколькими важными факторами.

1. Высшее образование является ключевым фактором развития любой страны. В случае Сирии - государства, находящегося в регионе Ближнего Востока, анализ состояния высшей школы имеет особую важность. Сирия сталкивается с различными проблемами, связанными с политической нестабильностью, военным конфликтом и экономическими трудностями. Одна из серьезнейших - эмиграция молодежи. В этом контексте изучение состояния высшего образования поможет понять его вклад в развитие страны и выявить потенциальные возможности для совершенствования образовательной системы (Просюкова, 2014: 35) и улучшения положения молодежи.

2. Существует недостаточное количество литературы и исследований, посвященных высшему образованию в Сирии. В связи с этим изучение состояния высшей школы и проблем миграции обучающихся вносит ценный вклад в научный анализ и заполнение пробелов в имеющейся информации.

3. Результаты исследования могут быть использованы в качестве руководства и основы для разработки стратегий и решений в области образовательной, молодежной, миграционной политики в Сирии. Анализ состояния высшего образования поможет выявить сильные и слабые стороны системы, а также определить наиболее приоритетные области для развития и совершенствования.

4. Изучение состояния высшего образования в Сирии также имеет значение с точки зрения международного сотрудничества. Многие страны и международные организации проявляют интерес к укреплению взаимодействия в области образования. Понимание состояния высшей школы в Сирии поможет определить области потенциального сотрудничества и развития партнерских отношений с другими государствами (Подолянец, Саллум, 2020: 1624).

Материалы и методы. Целью исследования является анализ состояния высшего образования в Сирии для понимания текущего положения данной системы в стране, выявления ее проблем и вызовов, а также определения перспектив развития и возможных реформ, в том числе касающихся миграции студентов. В работе используется метод структурно-динамического анализа развития высшего образования в Сирии, организационной структуры системы, основных образовательных программ и специальностей, а также вопросов качества образования и финансирования (Ражаб, 2021: 187).

Исследование основывается на анализе материалов научной литературы, официальных документов, а также статистических данных, связанных с высшим образованием в Сирии. Это позволит достичь более полного и объективного представления о состоянии высшей школы в стране, что может быть полезно для разработки стратегий и решений в области образования и миграции.

Результаты и обсуждение. Высшее образование в Сирии имеет длительный путь, который можно разделить на несколько этапов. Далее рассмотрены основные из них.

1. Появление и становление высших учебных заведений. Первые предшественники современных университетов появились в Сирии в конце XIX - начале XX в. В 1901 г. был основан Шаркий Колледж (Eastern College) в Дамаске. В 1919 г. открыт Сирийский Колледж (Syrian College) в Алеппо, который стал первым национальным университетом в стране.

2. Развитие системы высшего образования. Во второй половине XX в. система высшего образования стала развиваться более активно. Было создано несколько новых университетов, и количество специальностей и образовательных программ значительно увеличилось. В 1960 г. создан Дамасский университет, который стал одним из крупнейших и наиболее престижных университетов в Сирии.

3. Реформы и современное состояние. В последние десятилетия реализованы реформы, направленные на совершенствование системы. В 2006 г. утвержден Национальный план развития высшего образования, который определил его стратегические направления. Внедрены современные подходы к образованию, включая акцент на практическом обучении, научно-исследовательской работе и развитии инноваций.

В настоящее время система высшего образования в Сирии состоит из различных университетов и иных высших учебных заведений, распределенных по разным городам страны. Она предлагает широкий спектр специальностей и программ обучения в различных областях знаний, включая

гуманитарные, естественные, инженерные науки, медицину, экономику и др. (Подолянец, Саллум, 2020: 1628). Однако малоисследована проблема эмиграции научно-педагогических кадров и учащейся молодежи за рубеж, ее причины и движущие силы в текущих сложных для страны условиях.

Высшее образование играет ключевую роль в социально-экономическом развитии Сирии (Ражаб, 2021: 188). Далее рассмотрены самые важные аспекты, которые демонстрируют роль высшей школы в развитии страны: кадровый потенциал, научно-исследовательская деятельность, трансфер знаний и передача опыта, развитие человеческого капитала, социальная мобильность и равенство.

Организационная структура высшего образования в Сирии включает Министерство высшего образования и научных исследований, которое играет ключевую роль в управлении и координации системы высшей школы (Ганем, 2021: 97). Министерство - главный орган, ответственный за разработку и реализацию политики в соответствующих областях. Высшие учебные заведения в стране включают различные университеты, колледжи и институты, которые предлагают разнообразные специальности и программы обучения. Вузы подчиняются Министерству высшего образования и научных исследований и реализуют его политику и стандарты качества образования. В составе каждого университета и высшего учебного заведения действуют академические советы и комитеты. Они ответственны за разработку учебных планов и программ, проведение экзаменов, оценку качества образования, работу факультета и другие административные и учебные вопросы. В составе университетов и вузов существуют факультеты, которые организуют обучение в определенных областях знаний. Каждый факультет состоит из департаментов или кафедр, которые специализируются на дисциплинах, формируют учебные программы и проводят исследования. В системе высшего образования в Сирии также действуют студенческие организации, представляющие интересы студентов и оказывающие поддержку в их образовательной и социальной деятельности. Эти организации могут включать студенческие советы, клубы, спортивные команды и другие общественные и студенческие группы (Ганем, 2021: 100).

Министерство высшего образования и научных исследований играет роль центрального органа управления и координации системы высшего образования в Сирии (Аласаад, 2016: 57). Оно работает в тесном взаимодействии с высшими учебными заведениями, факультетами и студенческими организациями для обеспечения качественного образования и развития высшей школы.

В системе высшего образования Сирии представлены различные образовательные программы и специальности, охватывающие широкий спектр областей знаний (Просюкова, 2013). Ведущие сферы специальностей, предлагаемые молодежи: медицина и здравоохранение, инженерные науки и технологии, гуманитарные и социальные науки, естественные науки, сельское хозяйство и пищевая промышленность, искусство.

Процедуры аккредитации и лицензирования высших учебных заведений в Сирии регулируются Министерством высшего образования и научных исследований. Они являются важной частью системы обеспечения качества образования и гарантируют соответствие учебных заведений стандартам и требованиям (Лукичев, 2008). В то же время возрастают текучесть кадров и эмиграция талантливых студентов, педагогов и исследователей из-за политической и военной нестабильности в стране, низкого уровня финансирования высшего образования со стороны государства и из иных источников поступления средств, большей привлекательности получения качественного образования за рубежом для сирийской молодежи.

В ходе исследования системы высшего образования в Сирии обзор его развития начиная с формирования и до настоящего времени позволил обозначить основные этапы и изменения в данной системе. В ее организационной структуре выделена ведущая роль Министерства высшего образования и научных исследований (Сабах Махди Рaмейд, 2018), отражающая распределение власти и ответственности в системе. Решение проблем миграции необходимо начинать с участия этого ведомства.

Анализ финансирования высшего образования в Сирии, включая распределение бюджетных средств и роль государства и других финансирующих организаций, выявил проблемы в данной области и необходимость поиска дополнительных источников получения средств (Аласаад, Федотова, 2017).

Основные проблемы, с которыми сталкивается система высшего образования в Сирии, вызывают эмиграцию талантливой молодежи для получения иностранного диплома и трудоустройства за пределами страны. Отъезд молодежи, ее миграционная мобильность нарушают межпо-коленческие связи, особенно в семье1.

Социальные конфликты, как правило, негативно отражаются на обществе (Вдовина, 2010: 95). В Сирии в системе высшего образования это проявляется прежде всего в недостатке кадров

1 Вдовина М.В. Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в российской семье : дис. ... д-ра социол. наук. М., 2008. С. 248.

и квалифицированных преподавателей, инфраструктурных проблемах, ограниченных ресурсах и влиянии сложной политической и социальной ситуации вследствие военных действий. Скорее всего, данные проблемы позволят решить инициативы и программы развития высшей школы, направленные на преодоление трудностей и повышение качества образования. Также нельзя не учитывать перспективы сотрудничества с международными партнерами и инициативы, направленные на развитие системы образования.

Заключение. Основные результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости реформирования и совершенствования системы высшего образования в Сирии с учетом выявленных проблем и вызовов. Речь идет о привлечении квалифицированных кадров, модернизации инфраструктуры, улучшении финансирования и развитии сотрудничества с международными партнерами. Реализация данных решений и программ позволит повышать качество образования и соответствовать требованиям современного общества и рынка труда, что даст возможность удержать молодежь в стране.

Как мы уже отметили, высшее образование играет важную роль в социально-экономическом развитии Сирии, но система сталкивается с рядом проблем и вызовов: недостатком квалифицированных кадров, ограниченными ресурсами, инфраструктурными сложностями и влиянием политической и социальной ситуации. Развитие партнерских отношений с международными университетами и образовательными организациями может способствовать обмену опытом, разработке совместных программ и привлечению международных экспертов. При этом качество образования требует повышения, включая практическое обучение, использование современных технологий и усиление роли студентов в образовательном процессе.

Несмотря на существующие проблемы, высшее образование в Сирии имеет потенциал для развития и сотрудничества с международными партнерами. Взаимодействие с другими странами позволяет обмениваться опытом, привлекать специалистов и разрабатывать совместные проекты, что способствует улучшению образовательной среды и повышению уровня международного признания. Развитие высшего образования в Сирии требует системных изменений, финансовой поддержки и активного вовлечения всех заинтересованных сторон. Правильное решение проблем и реализация перспективных программ и инициатив могут содействовать созданию сильной, конкурентоспособной системы высшего образования в Сирии, способной соответствовать требованиям современного общества и обеспечивать развитие страны в будущем.

Данные выводы отвечают нескольким ключевым направлениям проектов по улучшению ситуации в области высшего образования в Сирии, преодолению проблемы миграции студентов, модернизации инфраструктуры и финансирования, представленным в исследованиях Д. Ражаба (2021: 187). Авторские выводы поддерживаются исследованиями К.О. Просюковой (2013, 2014), в которых также подчеркивается важность международного сотрудничества для развития системы высшего образования. Результаты исследования, касающиеся привлечения и удержания квалифицированных молодых специалистов, коррелируют с предложениями Д. Аласаада и О.Д. Федотовой (2017) и рекомендациями И.В. Ганем (2021) о необходимости обеспечения высшей школы высококвалифицированными преподавателями.

Кроме того, на основании исследования можно предложить следующие рекомендации: усилить финансирование высшего образования путем увеличения бюджетных ассигнований и поиска дополнительных источников финансирования, таких как гранты, спонсорство компаний и донорская поддержка; разработать и внедрить программы, направленные на привлечение и удержание квалифицированных преподавателей, включая программы повышения квалификации и стимулирующие меры; инвестировать в инфраструктуру высших учебных заведений, обеспечивая всем необходимым современным оборудованием лаборатории и учебные помещения.

Развивая сотрудничество с международными университетами и образовательными организациями, обмениваясь опытом, организуя совместные исследования и разрабатывая общие программы обучения, можно отчасти решить проблему миграции обучающихся. Необходимо совершенствовать систему оценки качества образования, включая внедрение механизмов регулярной оценки, обратной связи и контроля качества образовательных программ. Следует более активно вовлекать студентов в образовательный процесс, предоставлять им возможность участия в исследованиях, практиках и проектах, развивая их критическое мышление и навыки решения проблем. Также важно для снижения оттока талантливых студентов поддерживать инициативы и программы, направленные на развитие инноваций, предпринимательства и связей с рынком труда.

Реализация данных рекомендаций позволит совершенствовать систему высшего образования в Сирии, повышать качество образования и подготовку кадров, а также увеличивать конкурентоспособность и вклад высшей школы в социально-экономическое развитие страны, сохранение молодежного потенциала.

Список источников:

Аласаад Д. Система образования в Сирийской Арабской Республике: новые тенденции // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. № 26. С. 54-58.

Аласаад Д., Федотова О.Д. Проблемы образования и духовного воспитания в Сирии в российских педагогических энциклопедиях второй половины ХХ в. // Мир науки. 2017. Т. 5, № 6.

Вдовина М.В. Ценностно-нормативное измерение конфликта // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности : материалы V Науч. конф. / под ред. С.П. Быстровой. М., 2010. С. 89-98.

Ганем И.В. Становление и развитие светского образования в Сирии в XIX в. // Наука и школа. 2021. № 5. С. 92-101. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021 -5-92-101.

Лукичев Г.А. Развитие высшего образования в арабских странах (аналитический обзор) // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2008. № 4. С. 48-52.

Подолянец Л.А., Саллум М. Система высшего образования Республики Сирия // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов для минерально-сырьевого комплекса : сб. науч. тр. III Всерос. науч. конф. / отв. ред. А.Б. Маховиков. СПб., 2020. С. 1620-1628.

Просюкова К.О. Демократизация педагогического образования в Сирии (середина XX - начало XXI в.) // Казанский педагогический журнал. 2013. № 2 (97). С. 92-98.

Просюкова К.О. Основные тенденции развития структуры и содержания высшего педагогического образования в Сирии (на современном этапе) // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 3. С. 32-35.

Ражаб Д. Система высшего образования в Сирии: текущее положение и пути совершенствования // Современное общество: проблемы, противоречия, решения: сб. науч. тр. II Межвуз. науч. сем. с междунар. участием / отв. ред. Н.А. Вах-нин, М.М. Хайкин. СПб., 2021. С. 186-189.

Сабах Махди Рaмейд. Османские нормы и их применение в сфере образования в Сирийском государстве 14811440 гг. // Rout Educational and Social Science Journal. 2018. No. 26. P. 692-711. https://doi.org/10.17121/ressjournal.1212. (На араб.)

References:

Alasaad, D. & Fedotova, O.D. (2017) Education and spiritual upbringing in Syria described in the Russian pedagogical encyclopedias of the second half of the XX century. World of Science. 5 (6). (In Russian)

Alasaad, D. (2016) Education system in the Syrian Arab Republic: New trends. Novoe Slovo v Nauke i Praktike: Gipotezy i Aprobatsiya Rezul'tatov Issledovanii. (26), 54-58. (In Russian)

Ganem, I.V. (2021) Formation and development of secular education in Syria in the 19th century. Nauka i Shkola. (5), 92-101. Available from: doi:10.31862/1819-463X-2021-5-92-101. (In Russian)

Lukichev, G.A. (2008) Development of higher education in Arab countries (Analytical review). Alma Mater. Vestnik Vysshey Shkoly. (4), 48-52. (In Russian)

Podolyanets, L.A. & Salloum, M. (2020) The higher education system in the Republic of Syria. In: Makhovikov, A.B. (ed.) Modern educational technologies in training specialists for the mineral resource complex: Proceedings of scientific papers of the III All-Russian Scientific Conference. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskii Gornyi Universitet, 1620-1628. (In Russian)

Prosyukova, K.O. (2013) Democratization of pedagogical education in Syria (mid-XX - early XXI centuries). Kazan Pedagogical Journal. (2), 92-98. (In Russian)

Prosyukova, K.O. (2014) Major trends in development of structure and content of higher pedagogical education in Syria (At the present stage). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 32-35. (In Russian)

Rajab, D. (2021) The higher education system in Syria: Current situation and ways of improvement. In: Vakhnin, N.A. & Haykin, M.M. (eds.) Modern society: Problems, contradictions, solutions: Collection of scientific papers of the II Interuniversity scientific seminar with international participation. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskii Gornyi Universitet, 186-189. (In Russian) Sabah Mahde Ramed. (2018) Ottoman regulations and their applications in the field of education in the province of Syria 14401481. Rout Educational and Social Science Journal. (26), 692-711. Available from: doi:10.17121/ressjournal.1212. (In Arabic)

Vdovina, M.V. (2010) The value-normative dimension of the conflict. In: Bystrova, S.P. (ed.) Facets of culture: Current problems of history and modernity: Materials of the V scientific conference. Moscow, Institut Biznesa i Politiki, 89-98. (In Russian)

Информация об авторе Д. Халаби - аспирант кафедры социологии, этнографии и социометрии Российского государственного социального университета, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1223711

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author D. Halabi - PhD student at the Department of Sociology, Ethnography and Sociometry, Russian State Social University, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1223711

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.