Научная статья на тему 'Образование в Сирии как объект зарубежного научного дискурса'

Образование в Сирии как объект зарубежного научного дискурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИССЛЕДОВАНИЕ / СИРИЯ / SYRIA / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / АНАЛИТИЧЕСКАЯ БАЗА SCOPUS / ANALYTICAL DATABASE SCOPUS / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / УЧЕНЫЕ / SCIENTIFIC RESEARCH / RESEARCHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Далина Аласаад, Федотова Ольга Дмитриевна

Статья посвящена проблемам культуры в Сирии, которые рассматриваются в историческом и содержательном плане. Целью работы является анализ степени разработанности, качественного разнообразия и характера представленности исследований по тематике, обращенных к образованию и науке Сирии. Для проведения анализа эмпирическим источником исследования была выбрана зарубежная информационно-аналитическая база SCOPUS. Исследование проходило в два этапа. Задачей первого этапа исследования является установления качественного своеобразия публикационной активности исследователей по проблемам сирийской культуры в целом. Контент-анализ показал, что интерес к проблемам культуры в Сирии, судя по публикационной активности исследователей, неравномерен. Выделены два кластера, в рамках которых наблюдалось повышение интереса к рассматриваемой тематике 2007 2011 гг., 2011 г. по настоящее время. Прослеживается положительная динамика в последний период, что свидетельствует о стойком интересе исследователей к проблемам культуры и искусства. Задачей второго этапа исследования является определение параметров публикационной активности зарубежных авторов по вопросам обучения, воспитания, формирования мировоззрения в Сирии. Делается вывод о том, что в настоящее время научная общественность имеет мало информации по данным вопросам. В основном проблемы культуры и образования в Сирии исследуются представителями зарубежных стран преимущественно учеными из Великобритании и ФРГ. Они рассматривают данную тематику извне, не являясь непосредственно включенными в данные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Далина Аласаад, Федотова Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and Syria as an object of international scientific discourse

The article is devoted to culture issues in Syria. These topics are considered in the historical and substantial aspects. The aim is to analyze the level of elaboration of issues related to the issues of development of education and science in Syria. The foreign information and analytical base SCOPUS has been chosen as an empirical source of a research. The study took place in two stages. The objective of the first phase of the study is to analyze the publication activity of researchers in general, the problems of Syrian culture. The content analysis has shown that interest in culture problems in Syria, judging by printing activity of researchers, is uneven. Two periods within which increase in interest in the considered subject are allocated by authors. These are the periods of 2007 -2011 and 2011 till present. Considerable interest of researchers in problems of culture and art is traced during the entire periods. The task of the second phase of the study is to determine the indexes of publication activity of foreign authors on the topics of the training, education, formation of ideology in Syria. The article concludes that currently the scientific community has a small information on these issues. Most researchers of problems of culture and education in Syria are the representatives of the foreign countries mostly scientists from the UK and Germany. In the same time these researchers have analyzed the culture problems from the outside and the researchers from that countries are not included in these processes directly.

Текст научной работы на тему «Образование в Сирии как объект зарубежного научного дискурса»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4 -6. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/77PDMN616.pdf Статья опубликована 31.01.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Далина Аласаад, Федотова О.Д. Образование в Сирии как объект зарубежного научного дискурса // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/77PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 371

Далина Аласаад

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону Аспирант кафедры «Образования и педагогических наук»

E-mail: [email protected]

Федотова Ольга Дмитриевна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону Зав. кафедрой «Образования и педагогических наук» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Образование в Сирии как объект зарубежного научного дискурса

Аннотация. Статья посвящена проблемам культуры в Сирии, которые рассматриваются в историческом и содержательном плане. Целью работы является анализ степени разработанности, качественного разнообразия и характера представленности исследований по тематике, обращенных к образованию и науке Сирии. Для проведения анализа эмпирическим источником исследования была выбрана зарубежная информационно-аналитическая база SCOPUS. Исследование проходило в два этапа. Задачей первого этапа исследования является установления качественного своеобразия публикационной активности исследователей по проблемам сирийской культуры в целом. Контент-анализ показал, что интерес к проблемам культуры в Сирии, судя по публикационной активности исследователей, неравномерен. Выделены два кластера, в рамках которых наблюдалось повышение интереса к рассматриваемой тематике 2007 - 2011 гг., 2011 г. - по настоящее время. Прослеживается положительная динамика в последний период, что свидетельствует о стойком интересе исследователей к проблемам культуры и искусства. Задачей второго этапа исследования является определение параметров публикационной активности зарубежных авторов по вопросам обучения, воспитания, формирования мировоззрения в Сирии. Делается вывод о том, что в настоящее время научная общественность имеет мало информации по данным вопросам. В основном проблемы культуры и образования в Сирии исследуются представителями зарубежных стран - преимущественно учеными из Великобритании и ФРГ. Они рассматривают данную тематику извне, не являясь непосредственно включенными в данные процессы.

Ключевые слова: образование; культура; исследование; Сирия; контент-анализ; аналитическая база SCOPUS; информация; ученые

Введение

Российские ученые активно обсуждают различные варианты вхождения данной страны в современную систему всемирных связей стран Азии [1, 2, 3]. Внимание научной общественности в настоящее время привлечено к Сирии, в которой происходят сложные геокультурные процессы. Вмести с тем, потребность в информации и степень интереса исследователей, представляющих различные отрасли науки, к проблемам культуры, образования и науки в Сирии не находятся в соответствии со сведениями об организации образовательного процесса, которыми располагают российские ученые [4, 5, 6, 7]. Целью нашей работы является анализ степени разработанности, качественного разнообразия и характера представленности исследований по тематике, обращенных к образованию, науке и культуре Сирии.

Концепция и методология исследования

При проведении исследования мы исходим из гипотетического представления о том, об интересе исследователей к проблемам культуры, образования и науки может свидетельствовать их публикационная активность. Поэтому эмпирическим объектом исследования была выбрана информационно-аналитическая база SCOPUS (https://www.scopus.com/), в которой размещены основные работы по данной тематике, выполненные исследователями со всего мира и размещенные в высокорейтинговых журналах. При обращении к ресурсу SCOPUS были использованы аналитические инструменты, являющиеся его неотъемлемыми компонентами. В случае использования графических презентаций, полученных с помощью аналитических инструментов ресурса, при их визуализации даются сноски.

Объектом исследования являлся эмпирический массив публикаций, который формировался в ресурсе по определенному поисковому запросу. Изложение и анализ тематики проводился по единому алгоритму, включающему хронологический ряд, характеристику исследователей с позиций их аффилиации, анализа типов документов, представляющих информацию о культуре и образовании в Сирии.

Методы исследования - контент-анализ, сравнение, интерпретация, генерализация, методы статистической обработки данных. При проведении контент-аналитического исследования в соответствии с задачами каждой стадии исследования избираются различные смысловые единицы, выступающие категориями анализа [13]. В соответствии с задачами каждого этапа и избранной категорией анализа устанавливаются единицы счета. Поэтому отдельные пояснения по методологии контент-анализа будут даны в соответствующих разделах.

Применялись инструменты программы EXCEL. Это позволило представить полученные результаты исследования в графической форме. Кроме того, были использованы инструменты программы PAINT. Это сделало возможным обозначить в гистограммах при помощи цветных графических рамок те моменты, которые важны для прояснения сути результатов исследования.

Исследование проводилось в октябре и ноябре 2016 года. Результаты представлены в двух тематических блоках в соответствии с этапами и логикой исследования содержания информационного ресурса.

Первый этап исследования. Задачей первого этапа исследования является установление качественного своеобразия публикационной активности исследователей по проблемам сирийской культуры в целом. Поисковым запросом являлось словосочетание "Culture in Syria".

Мир Науки

Нами была установлена хронология появления публикаций по данной тематике, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1. Полигон распределений публикаций, рассматривающих проблемы культуры в Сирии, по критерию «хронология» (источник: https://www. scopus. com/term/analyzer. uri ?sid)

Как показано на гистограмме, впервые публикации, посвященные проблемам сирийской культуры, появляются в 1971 году. Интерес к проблемам культуры в Сирии, судя по публикационной активности исследователей, неравномерен. С определенной степенью условности можно выделить два кластера, в рамках которых наблюдалось повышение интереса к рассматриваемой тематике 2007 - 2011 гг., 2011 г. - по настоящее время. Прослеживается положительная динамика в последний период, что свидетельствует о стойком интересе исследователей к проблемам культуры и искусства.

Представляет интерес рассмотрение вопроса о том, исследователи из каких стран обращаются к данной проблематике наиболее активно. Используя аналитические инструменты программы Scopus (позиция Documents by country/territory) мы визуализировали данную информацию. Она представлена на рисунке 2.

Мир Науки

Рисунок 2. Распределение авторов тематических статей по странам (источник: https://www.scopus.com/term/analyzer.uri7sid)

Как показано на гистограмме, значительная часть публикаций по тематике (пять из десяти) относится к разряду не идентифицируемых по страновой принадлежности. Анализ содержания данных публикаций показал, что они поддерживают две тематические линии -древнюю историю Сирии и культурные связи современной Сирии с такими азиатскими странами, как Иордания, Ирак. Значительный интерес представляют публикации, посвященные царице Пальмиры Зенобии Септимии (лат. Zenobia Septimia, годы жизни: 240 - после 274), объявившей независимость своего государства от Рима.

Наибольшее количество статей принадлежит исследователям из Великобритании. Тематический спектр их публикаций охватывает две позиции. Первая посвящена особенностям становления и развития культуры в Сирии во времена действия Французского мандата (до 1943 г.), который был получен Францией в результате решения французско-британской конференции в Сан-Ремо (19 - 26 апреля 1920 г.) и утвержден Лигой Наций 29 сентября 1923 г. [8]. Второе направление тематики касается проблемных аспектов использования телемедицины в контексте анализа культурных традиций народов, проживающих в Сирии [9].

Второй этап исследования. Вопросы образования также относятся к проблемам культуры. Задачей второго этапа исследования является определение параметров публикационной активности зарубежных авторов по вопросам обучения, воспитания, формирования мировоззрения в Сирии. Эмпирическим объектом является, как и ранее, информационно-аналитический ресурс Scopus. При проведении контент-аналитического исследования категорией анализа являлся концепт образование в Сирии, который одновременно является и позицией поискового запроса, а единицей счета - количество публикаций по данной тематике. Поисковый запрос ограничивался инструментом ресурса «название статьи», то есть игнорировались публикации, которые содержали категорию анализа в ключевых словах и аннотациях.

Проведение контент-аналитического исследования позволило получить следующий результат [рисунок 3].

Мир Науки

2,5 2 1,5 1

0,5 0

Y1922 Y1928 Y1953 Y1978 Y1981 Y1982 Y1983 Y1986 Y2001 Y2009 Y2012 Y2013

Рисунок 3. Хронология публикаций по поисковому запросу «образование в Сирии».

Гистограмма составлена авторами по данным источника https://www. scopus. com/term/analyzer. uri ?sid

Как показано на гистограмме, впервые публикации, посвященные проблемам образования в Сирии, появляются в 1922 году. В этом году в европейских журналах Religious Education/Религиозное образование и The Muslim World - Исламский мир были опубликованы две статьи, содержание которых обращено к религиозной тематике. Эта же тематика сохранилась в публикации 1928 года. Однако затем последовал значительный перерыв, который составил 65 лет. В этот период авторы не обращались более к религиозной проблематике. Анализ тематики показывает, что на первый план вышли проблемы культуры, здоровья, историческая проблематика, проблемы организации образования в новых условиях государственного устройства. Возврат к проблемам религиозного образования имел место только в 1993 году. В отличие от направленности на мусульманское воспитание, характерной для статей 1922 г. и 1928 г., в статье M.C. Cardinal [10] сравнивались мусульманские и христианские образовательные программы. Подробно и обстоятельно анализировалось содержание учебников, которые оценивались с позиций их возможного вклада в развитие системы гражданского сознания. Автор подчеркивал вклад, который может внести религия в объединение членов различных религиозных общин и реализацию идеи национального единства народов, проживающих в Сирии.

В целом в хронологии публикаций по проблемам образования в Сирии можно сделать вывод о том, насколько эти вопросы были интересны исследователям [рисунок 4].

Documents by уеаг

Рисунок 4. Распределение пиков публикационной активности исследователей в соответствии с поисковым запросом «Образование в Сирии»

Мир Науки

Интерес к проблемам культуры в Сирии, судя по публикационной активности исследователей, неравномерен. С определенной степенью условности можно выделить три кластера, в рамках которых наблюдалось повышение интереса к рассматриваемой тематике -1922 - 1928 гг., 1978 - 1986 гг., 2000 - по настоящее время. Как показано на гистограмме, существовали десятилетние периоды, в которые проблемы образования в Сирии не освещались. Как наглядно показывает рисунок, в настоящее время, несмотря на то, что внимание мировой общественности приковано к событиям, походящим на территории Сирийской Арабской Республики, количество публикаций по проблемам образования в Сирии не увеличивается. Самая последняя публикация датируется 2013 годом.

Рассмотрим вопрос о том, представители каких стран наиболее активно исследовали проблемы образования в Сирии. Используя инструмент «Documents by country/territory», который позволяет охватывать 15 стран, в публикациях авторов из которых заявлена данная позиция, позволил получить результат, который представлен на рисунке 5.

Рисунок 5. Распределение тематических статей в соответствии с категорией «Образование в Сирии» по странам (источник: https://www.scopus.com/term/analyzer. uri?sid)

Рисунок 5 позволяет констатировать, что исследователи из ФРГ проявили наибольший интерес к проблемам образования в Сирийской Арабской Республике. Тематика этих публикаций охватывает два направления. Первое направление (две одноименные публикации 2001 и 2012 года) обращены к исследованию исторических аспектов становления и развития системы образования в Сирии. Этот период ограничивается 1930 - 1958 годами. В исследовании рассмотрены аспекты педагогической работы в контексте проявления в Сирии и Ливии националистических тенденций (согласно точке зрения автора публикаций С. Schulmann) [11, 12].

Обращает на себя внимание тот факт, что авторы из Сирии не проявляют активности при освещении актуальных проблем образования в Сирии.

Выводы

Как показало изучение публикаций, посвященных системе образования в Сирийской Арабской Республике, а также публикаций по проблемам сирийской культуры на основании документов, представленных в базе Scopus, в настоящее время научная общественность имеет

мало информации по данным вопросам. В основном проблемы культуры и образования в Сирии исследуются представителями зарубежных стран - преимущественно учеными из Великобритании и ФРГ. Они рассматривают данную тематику извне, не являясь непосредственно включенными в данные процессы. В нашей дальнейшей работе мы попытаемся восполнить этот пробел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Fedotova O., Latun V. The first Russian project of the Asian academy: new geopolitical vector // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №4. С. 356-361.

2. Пивунов Е.Н., Федотова О.Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историко-педагогическом контексте // Гуманизация образования. 2008. №2. С. 90.

3. Федотова О.Д. Профессиональное образование в странах Восточной Азии: исследования и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №4 (23). С. 64.

4. Нассер М. Развитие образования в ^рии // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2009. №1. С. 120-132.

5. Просюкова К.О. Демократизация педагогического образования в Сирии (середина XX - начало XXI веков) // Казанский педагогический журнал. 2013. №2 (97). С. 92-98.

6. Сажина Н.М., Али С.М., Черенкова А.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в Сирии и России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № S1. С. 162-165.

7. Крутова М.С. Православное образование в Сирии и Палестине в XIX - нач. XX вв. // Литературные взаимосвязи России XVIII-XIX вв. По материалам российских и зарубежных архивохранилищ. Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького. Москва, 2015. С. 416-426.

8. Dueck, J. International rivalry and culture in Syria and Lebanon under the french mandate // Searching for a Cultural Diplomacy. Вerlin: Berghahn Books, 2013. Pp. 137161.

9. Alajlani, M., Clarke, M. Effect of culture on acceptance of telemedicine in middle eastern countries: Case study of Jordan and Syria Telemedicine and e-Health. 2013. 19 (4), pp. 305-311.

10. Cardinal, M.C. Religious education in Syria: Unity and difference. British Journal of Religious Education 2009 31 (2), pp. 91-101

11. Schumann, C. The generation of broad expectations: Nationalism, education, and autobiography in Syria and Lebanon, 1930-1958 // The Making of the Arab Intellectual: Empire, Public Sphere and the Colonial Coordinates of Selfhood. Montréal: Taylor and Francis 2012. pp. 188-211.

12. Schumann, C. The generation of broad expectations: Nationalism, education, and autobiography in Syria and Lebanon, 1930-1958 // Welt des Islams, 2001. 41 (2), pp. 174-205.

13. Федотова О.Д., Катичева М.А. Контент как методологический индикатор реформы образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. №2. С. 19 - 29.

Dalen Alasaad

Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Fedotova Olga Dmitrievna

Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Education and Syria as an object of international

scientific discourse

Abstract. The article is devoted to culture issues in Syria. These topics are considered in the historical and substantial aspects. The aim is to analyze the level of elaboration of issues related to the issues of development of education and science in Syria. The foreign information and analytical base SCOPUS has been chosen as an empirical source of a research. The study took place in two stages. The objective of the first phase of the study is to analyze the publication activity of researchers in general, the problems of Syrian culture. The content analysis has shown that interest in culture problems in Syria, judging by printing activity of researchers, is uneven. Two periods within which increase in interest in the considered subject are allocated by authors. These are the periods of 2007 -2011 and 2011 - till present. Considerable interest of researchers in problems of culture and art is traced during the entire periods. The task of the second phase of the study is to determine the indexes of publication activity of foreign authors on the topics of the training, education, formation of ideology in Syria. The article concludes that currently the scientific community has a small information on these issues. Most researchers of problems of culture and education in Syria are the representatives of the foreign countries mostly scientists from the UK and Germany. In the same time these researchers have analyzed the culture problems from the outside and the researchers from that countries are not included in these processes directly.

Keywords: education; culture; scientific research; Syria; content analysis; analytical database SCOPUS; information; researchers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.