Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чупилкина Айгуль Фаридовна, Буравов Илья Сергеевич

Статья посвящена изучению проблем российской модели социального государства и его развития. На сегодняшний день выбор правильной стратегии социальной политики является важнейшей задачей для ряда государств, поскольку ошибки в этой сфере деятельности государства могут привести к социальным волнениям не только в кризисные, но и в стабильные периоды. Есть потребность в комплексном рассмотрении проблемы и выявлении тенденций в данной сфере. Россия на конституционном уровне провозглашает себя социальным государством, но в то же время с определенной периодичностью мы сталкиваемся с решениями государственных органов, которые можно считать спорными с точки зрения положений Конституции РФ о социальном государстве. В связи с вышесказанным, мы приходим к выводу, что российскому законодательству в виде правовых норм различного уровня необходимо выработать единую социальную стратегию, которая должна соответствовать ряду критериев. Среди них важно выделить: четкость и конкретность желаемых результатов, реалистичность задач и их важность для общества, сроки их достижения. Следует также отметить необходимость привлечения к разработке целей, показателей эффективности концепции, мер социальных гарантий представителей различных общественных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CHOOSING THE RUSSIAN MODEL DEVELOPMENT OF THE SOCIAL STATE

The article is devoted to the study of the problems of the Russian model of the social state and its development. To this date, the choice of the right strategy of social policy is the most important task for a number of states, because mistakes in this area of state activity can lead to social unrest not only in crisis periods, but also in stable periods. There is a need for a comprehensive review of the problem and identification of trends in this area. Russia at the constitutional level proclaims itself a social state, but at the same time with a certain periodicity we are faced with decisions of state bodies which can be considered disputable from the point of view of provisions of the Russian Federation Constitution on a social state. In connection with the above, we come to the conclusion that the Russian legislation in the form of legal norms of different levels needs to develop a unified social strategy, which must meet a number of criteria. Among them it is important to highlight: the clarity and specificity of the desired results, the realism of objectives and their importance for society, the timing of their achievement. And in the development of goals, performance indicators of the concept, measures of social guarantees it is necessary to involve representatives of various social sciences.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

ВЕСТНИК СЮИ

DOI 10.37523/SUI.2021.45.4.022 УДК 340

Чупилкина Айгуль Фаридовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры профессиональных дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: aygul8@yandex.ru

Aygul F. Chupilkina

Candidate of Law,

Assistant Professor of the Department of professional disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: aygul8@yandex.ru

Буравов Илья Сергеевич

студент 2 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: buravov.law@outlook.com

Ilya S. Buravov

2 year student,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: buravov.law@outlook.com

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Статья посвящена изучению проблем российской модели социального государства и его развития. На сегодняшний день выбор правильной стратегии социальной политики является важнейшей задачей для ряда государств, поскольку ошибки в этой сфере деятельности государства могут привести к социальным волнениям не только в кризисные, но и в стабильные периоды. Есть потребность в комплексном рассмотрении проблемы и выявлении тенденций в данной сфере. Россия на конституционном уровне провозглашает себя социальным государством, но в то же время с определенной периодичностью мы сталкиваемся с решениями государственных органов, которые можно считать спорными с точки зрения положений Конституции РФ о социальном государстве. В связи с вышесказанным, мы приходим к выводу, что российскому законодательству в виде правовых норм различного уровня необходимо выработать единую социальную стратегию, которая должна соответствовать ряду критериев. Среди них важно выделить: четкость и конкретность желаемых результатов, реалистичность задач и их важность для общества, сроки их достижения. Следует также отметить необходимость привлечения к разработке целей, показателей эффективности концепции, мер социальных гарантий представителей различных общественных наук.

Ключевые слова: социальное государство, социальные гарантии, защита прав и свобод человека и гражданина, гражданское общество.

PROBLEMS OF CHOOSING THE RUSSIAN MODEL DEVELOPMENT OF THE SOCIAL STATE

Summary. The article is devoted to the study of the problems of the Russian model of the social state and its development. To this date, the choice of the right strategy of social policy is the most important task for a number of states, because mistakes in this area of state activity can lead to social unrest not only in crisis periods, but also in stable periods. There is a need for a comprehensive review of the problem and identification of trends in this area. Russia at the constitutional level proclaims itself a social state, but at the same time with a certain periodicity we are faced with decisions of state bodies which can be considered disputable from the point of view of provisions of the Russian Federation Constitution on a social state. In connection with the above, we come to the conclusion that the Russian legislation in the form of legal norms of different levels needs to develop a unified social strategy, which must meet a number of criteria. Among them it is important to highlight: the clarity and specificity of the desired results, the realism of objectives and their importance for society, the timing of their achievement. And in the development of goals, performance indicators of the concept, measures of social guarantees it is necessary to involve representatives of various social sciences.

Keywords: social state, social guarantees, protection of human and civil rights and freedoms, civil society.

Общественные потрясения начала 1990-х гг. создали в российском обществе запрос на сильное государство, которое способно оказать помощь своим гражданам в случаях, когда они сталкиваются с проблемами, которые они не способны разрешить единолично. В 1993 г. Российская Федерация с принятием нового Основного закона возложила на себя обязательство создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь человека и свободное развитие человека. Объясняя причину появления в конституциях статей о социальном государстве, С. А. Авакьян

© 2021 Чупилкина А. Ф., Буравов И. С.

ТРИБУНА МОЛОАОГО УЧЕНОГО

отмечает, что государство из-за сложности большой части социальных задач должно на себя возложить обязанность по их выполнению, однако, из этого не следует, что оно с ними будет справляться [1, с. 19].

Действительно, перед социальным государством стоит множество сложных задач, которые требуют не только большого количества материальных ресурсов, но и правильной стратегии для их реализации. Согласно позиции Л. Фон Штейна, одного из основоположников концепции социального государства, такое государство обязано обеспечивать абсолютное равенство граждан в правах, осуществлять прогресс всех членов общества в различных сферах деятельности, так как прогресс одного является предпосылкой для развития другого [2]. Ключевой особенностью социального государства, которая отличает его от несоциальных, является то, что оно не только признает право человека на определенный уровень жизни, но и тратит свои ресурсы, чтобы обеспечить его [3, с. 20]. Основными признаками социального государства являются: 1) закрепление принципа социального и правового государства; 2) отражение в конституции перечня социальных прав; 3) закрепление на законодательном уровне обязанностей государства в социальной сфере и механизма их реализации; 4) конституционное закрепление правовых гарантий реализации социальных прав; 5) законодательная конкретизация механизма реализации социальных прав; 6) конституционное закрепление особых институтов, характерных для социального государства; 7) наличие особых органов государственной власти и иных структурных элементов [4, с. 19].

Важно отметить, что нельзя судить о социальной направленности государства исключительно по одному признаку, необходимо рассматривать их во взаимосвязи друг с другом. Ряд стран с высоким уровнем социальной поддержки со стороны государства в своих конституциях не провозглашают себя социальными государствами, не прописывают перечень социальных гарантий. Из последнего утверждения следует, что необходимо ориентироваться не только на формально -юридические критерии, но и на то, как социальные обязательства исполняются на практике, например, наличие высокоразвитой экономики государства, позволяющей распределять доходы в пользу малоимущих с учетом соблюдения интересов состоятельных граждан, социальная направленность структуры экономики, выражающаяся в том, что более «сильные» участники экономических отношений обязаны поддерживать более «слабых» [5, с. 71].

Если современное государство не способно обеспечить социальную помощь своим гражданам, то такое положение дел наносит вред самому механизму государства и отдаляет от выполнения некоторых целей его создания. Любое государство должно уделять большое внимание социальным нуждам своих граждан, так как это способствует нормальному функционированию и развитию общественных взаимоотношений внутри него.

Сущность современного социального государства сводиться не только к предоставлению социальных гарантий определенным группам граждан, она также должна включать в себя задачу развития всего общества в целом - защищать права и свободы человека и гражданина, создавать условия для реализации человеком его замыслов. «Социальное государство на законодательном уровне признает и своей экономической и социальной политикой, правоприменительной и правоохранительной практикой гарантирует экономические, социальные и культурные права человека и гражданина, защищает свободу и собственность, обеспечивает на этой основе социальный мир, экономический рост и безопасность государства, физическое, духовное и нравственное совершенствование человека» [6, с. 34]. Выходит, что социальное государство в настоящие время можно рассматривать как институт, целями которого являются обеспечение стабильной жизнедеятельности граждан и содействие развитию общественных механизмов, обеспечение и восстановление прав и свобод людей, проживающей на территории государства.

Конституция РФ также содержит в себе нормы права, закрепляющие перечисленные черты. Так, в ч. 2 ст. 7 перечисляется неисчерпывающий список социальных гарантий: установление МРОТ, поддержка семьи на государственном уровне, наличие социальной системы, устанавливающей гарантии социальной защиты. Также ст. ст. 37-42 устанавливают трудовые права, социальные гарантии, в том числе и предоставление бесплатного или за доступную плату жилья нуждающимся, а также ориентиры развития и функционирования системы образования.

С целью соблюдения интересов как малоимущих, так и состоятельных граждан в ст. 57 закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги и сборы или иным образом ухудшающие положение налогоплательщика, не имеют обратную силу. Мы видим, что нормы права, закрепленные в неизменных главах Конституции РФ, позволяют с формально-юридической точки зрения отнести Россию к числу современных социальных государств.

ВЕСТНИК СЮИ

Однако существуют прецеденты, которые можно толковать как отступления от ценностей социального государства и противоречащие им, например: поднятие пенсионного возраста в 2018 г., процесс оптимизации систем здравоохранения в период с 2000-е по 2010-е гг. По данным Росстата, число медицинских учреждений снизилось в период с 2005 по 2018 гг. с 9476 до 5257. Также в период с 2015 по 2018 гг. наблюдается снижение среднегодовой численности занятых в здравоохранении на 92 тыс. человек [7, с. 150]. Здесь важно отметить, что нормальная жизнь и развитие общества и его граждан невозможны без постоянно развивающихся систем образования и здравоохранения, так как они удовлетворяют довольно важные для функционирования государства потребности, а именно обучение его граждан компетенциям, которые необходимы обществу, а также поддержание здоровья и трудоспособности людей, что позволяет создавать товары и услуги для нормального существования и развития человека.

Также эти системы можно рассматривать как инструменты профилактики низкого уровня качества жизни граждан, так как система образования при правильной реализации позволяет человеку найти достойную для обеспечения своей жизни работу или занятие, а здравоохранение способно предотвратить или минимизировать опасные последствия многих заболеваний. Именно от развития этих систем зависит количество ресурсов, которое государство потратит на выполнение социальных обязательств перед своими гражданами в виде прямой материальной помощи. Поэтому Россия в своей социальной политике в будущем должна рассматривать возможность перехода к концепции социальных инвестиций. Ключевым направлением концепции является инвестирование в человеческий капитал, которое подразумевает несколько векторов развития: образование, профессиональная подготовка и переподготовка слабых социальных слоев населения, социальное страхование, система социальных услуг для семей не только, где есть дети, но и престарелые родственники [8, с. 362]. Последнее позволит снизить нагрузку на работоспособную часть населения, что позволит больше времени уделять работе, предпринимательской деятельности.

Также в последующие годы можно заметить на первый взгляд оптимистичные тенденции в законодательной практике. Например, принятые изменения в Конституцию РФ дополнили характеристику России как социального государства следующими аспектами: а) закреплена на конституционном уровне гарантия МРОТ не менее величины прожиточного минимума в целом по России; б) система пенсионного обеспечения формируется по принципам солидарности поколений и справедливости, гарантируется ежегодная индексация пенсионных выплат в соответствии с федеральным законом; в) на Правительство РФ основной закон возлагает обязанность обеспечить участие гражданского общества в выработке государственных решений. Это конкретные изменения. Но также в поправках есть и декларативные нормы-цели, обращенные в будущее Российского государства. Они устанавливают принципы, которыми будут руководствоваться участники общественных отношений, в том числе и органы государственной власти. Поправки провозглашают, что в России создаются условия для всестороннего развития детей, поддерживается культура, гарантируется экономическая, политическая, социальная солидарность. Декларативность таких положений основного закона заключается в том, что нельзя точно установить, какие условия создают возможность всестороннего развития детей, в чем заключается солидарность в разных сферах общественной жизни. Из вышесказанного следует, что существует необходимость уточнения норм Конституции РФ в источниках права, обладающих меньшей юридической силой. Получается, что правовые последствия принятых поправок, затрагивающих характеристику РФ как социального государства, проявляются в необходимости законодательных органов и всей системы публичной власти реализовать дополнительные социальные гарантии, построить эффективный механизм участия гражданского общества в принятии государственных решений.

В результате мы приходим к выводу, что современное социальное государство для выполнения своей задачи обращает особое внимание на такие направления, как: социальные гарантии для различных категорий граждан, медицина, образование, способы защиты прав и свобод человека и гражданина, развитие гражданского общества. В России существует необходимость в законодательном уточнении положений Конституции РФ о социальном государстве.

ТРИБУНА МОЛОАОГО УЧЕНОГО

В законодательной практике при постановке достигаемых задач в сфере социальной политики, в отличие от положений Конституции РФ, которые в основном задают вектор развития, необходимо руководствоваться тем, что каждая задача должна быть сформулирована в виде четкого и конкретного результата. Достигаемый результат возможно будет измерить конкретными индикаторами, статистическими показателями. Определение целей, показателей эффективности социальной концепции, конкретных мер и социальных гарантий должно осуществляться юристами в тесном сотрудничестве с представителями других общественных наук - экономики, социологии и др. Это позволит оценить, как то или иное решение повлияет на общество, поведение граждан, и предсказать не самые очевидные результаты. Также считаем, что сформулированные в перспективе задачи должны быть реалистичными, а их достижение важным и необходимым для общества. Одной из такой задач, по нашему мнению, в среднесрочной перспективе может стать преодоление проблем, связанных с «вымиранием» многих профессий, социальное государство в такой ситуации не только материально поддерживает человека, но и помогает обрести новые полезные навыки и знания.

В завершение добавим, что для ряда задач, которые актуальны уже сейчас ввиду их важности для общества, должны быть установлены сроки их достижения. Такие рекомендации способны оказать положительное влияние на формирование последовательной и созидательной социальной политики.

Библиографический список

1. Авакьян С. А. Социальность: конституционно-правовые гарантии выполнения задач государства, активизации личности и предупреждения иждивенчества // Журнал Белорусского государственного университета. Право. 2019. № 3. С. 18-21.

2. Stein L. v. Der Socialismus und Communismus des heutigen Frankreichs; ein Beitrage Zeitgeschichte. Leipzig: Wigand, 1848 [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/ dersocial-ismusun01steiuoft/page/n8 (дата обращения: 10.06.2021).

3. Лоскутова И. М. Кризис социального государства и риски эволюции социальной структуры / И. М. Лоскутова, М. В. Синяев, Н. А. Панич // Теория и практика общественного развития. 2020. № 5 (147). С. 18-22.

4. Путило Н. В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. № 10 (238). С. 15-25.

5. Демидова Т. Е. Социальное государство: генезис понятия, социально-правовые основания // Sciences of Europe. 2019. № 36-3 (36). С. 69-72.

6. Охотский Е. В., Богучарская В. А. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат // Труд и социальные отношения. 2012. №. 5. С. 30-44.

7. Здравоохранение в России. 2019: стат. сб. М., 2019. 170 с.

8. Сересова У. И. От социального государства - к государству социальных инвестиций: новая концепция социальной политики // Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы: материалы Всероссийской научной конференции РАПН с международным участием 6-7 дек. 2019 г. М., 2019. С. 362-363.

References

1. Avak'jan S. A. Social'nost': konstitucionno-pravovye garantii vypolnenija zadach gosudarstva, aktivizacii lichnosti i preduprezhdenija izhdivenchestva [Sociality: constitutional and legal guarantees for the fulfillment of the tasks of the state, the activation of the individual and the prevention of dependency]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Journal of the Belarusian State University. Right], 2019, no. 3, pp. 18-21 [in Russian].

2. Stein L. v. Der Socialismus und Communismus des heutigen Frankreichs; ein Beitrage Zeitgeschichte. Leipzig: Wigand, 1848. URL: https://archive.org/details/dersocialismusun01steiuoft /page/n8 (Accessed: 10.06.2021) [in English].

3. Loskutova I. M. Krizis social'nogo gosudarstva i riski jevoljucii social'noj struktury [The crisis of the welfare state and the risks of the evolution of the social structure]. Teorija ipraktika obshhestven-nogo razvitija [Theory and practice of social development], 2020, no. 5 (147), pp. 18-22 [in Russian].

BECTHMK CK)M

4. Putilo N. V. Juridicheskie kriterii social'nogo gosudarstva: novye podhody [Legal criteria of the welfare State: new approaches]. Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian Law], 2016, no. 10 (238), pp. 15-25 [in Russian].

5. Demidova T. E. Social'noe gosudarstvo: genezis ponjatija, social'no-pravovye osnovanija [The social state: the genesis of the concept, social and legal grounds]. Sciences of Europe, 2019, no. 36-3 (36), pp. 69-72 [in Russian].

6. Ohotskij E. V., Bogucharskaja V. A. Social'noe gosudarstvo i social'naja politika sovremennoj Rossii: orientacija na rezul'tat [The social State and social policy of modern Russia: result orientation]. Trud i social'nye otnoshenija [Labor and social relations], 2012, no. 5, pp. 30-44 [in Russian].

7. Zdravoohranenie v Rossii. 2019: stat. sb. [Healthcare in Russia: statistical collection]. Moscow, 2019, 170 p. [in Russian].

8. Seresova U. I. Ot social'nogo gosudarstva - k gosudarstvu social'nyh investicij: novaja koncepcija social'noj politiki [From the welfare state to the state of social investment: a new concept of social policy]. Traektorii politicheskogo razvitija Rossii: instituty, proekty, aktory: mat. Vseros. nauch. konf. RAPN s mezhd. uchastiem 6-7 dek. 2019 g. [Trajectories of Russia's political development: Institutes, projects, actors: materials of the All-Russian scientific conference RAPS with international participation, 6-7dec, 2019]. Moscow, 2019, pp. 362-363 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.