ДОРОНЬКИН Роман Владимирович,
аспирант Российского университета дружбы народов
e-mail: [email protected]
12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА
КАК ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Аннотация. Статья посвящена проблемам поиска методов для анализа такого понятия, как «функции социального государства по предоставлению государственных услуг». В науке появляется множество дефиниций, которые в той или иной мере отвечают потребностям той цели, которую поставил перед собой автор, поэтому важным является поиск методологии, которая позволила бы наиболее точно и объективно дать определение функции социального государства по предоставлению государственных услуг. В работе характеризуются теоретические аспекты научного поиска определения дефиниции «функции социального государства», «социальная функция государства». Анализируются нормативные правовые акты Российской Федерации и российские научные доктрины в исследуемой области, что позволит экстраполировать полученные выводы на общемировые подходы к формулированию сущности социального государства и его функции.
Ключевые слова: социальное государство, функции социального государства, подходы к установлению социальных прав, методика социальной защиты, функции социального обеспечения.
DORONKIN Roman Vladimirovich,
PhD student,
Law Institute, Peoples' Friendship University of Russia;
Thomson Reuters ID Q-5719-2016, ORCID ID 0000-0002-7803-3406
THE SOCIAL FUNCTION AND PUBLIC SERVICE
AS A FUNCTION OF THE WELFARE STATE (THEORETICAL-METHODOLOGICAL RESEARCH)
Annotation. The article is devoted to the problems of finding methods for the analysis of such a concept as "the functions of the social state to provide public services". In science, there are many definitions that in one way or another meet the needs of the goal set by the author, so it is important to find a methodology that would allow the most accurate and objective definition of the function of the social state to provide public services. The paper characterizes the theoretical aspects of the scientific search for the definition of the "function of the social state", "social function of the state". The normative legal acts of the Russian Federation and Russian scientific doctrines in the studied area are analyzed, which will allow extrapolating the obtained conclusions to the global approaches to the formulation of the essence of the social state and its function.
Key words: social state, functions of social state, approaches to establishment of social rights, methods of social protection, functions of social security.
Важнейший демографический феномен на границе XX - XXI вв. - глобальный рост длительности жизни населения и, как результат, увеличение численности людей преклонного возраста в общей популяции жителей государств всего мира. Темпы увеличения пожилых людей существенно выше
темпа увеличения всего населения. Вместе с тем, чем старше возрастная группа, тем выше рост ее численности. Значительное старение населения - важнейшая социальная проблема, оказывающая существенное воздействие на экономические, производственные и общественные взаимоотношения нынешнего мира.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
Одновременно с процессом старения населения имеет место проблема роста числа инвалидов во всех возрастных группах населения, включая молодежь. Ещё одна проблема развития России - неудовлетворительный уровень жизни и значительное разделение доходов, что обусловливает резкое социальное расслоение и возможные социальные потрясения. В этой связи задача демографической политики, а соответственно, и социального обеспечения заключается в сокращении объемов бедности и неравенства.
В условиях рыночной экономики государство обладает двумя способами влияния на уровень жизни граждан: управление доходами; система соцзащиты.
Предоставление высокой прибыли от занятости в виде зарплаты при отсутствии у государства непосредственных рычагов влияния на хозяйствующие субъекты - трудновыполнимая задача государственных институтов. В подобных обстоятельствах государству необходимо искать и использовать инструменты функций государства. Решение этой задачи, которое способствует снижению социального напряжения в обществе, причинами которой выступают чрезмерные различия в благосостоянии разных слоев граждан, должно определяться в качестве решения задачи политической.
Бедность, как указывалось, является одним из социальных рисков. Исходя из этого, институт государственного социального содействия получает все большее развитие в области права, как социального обеспечения, так и государственных услуг.
В свете этих положений актуальность данной статьи заключается в необходимости рассмотрения методологии научного исследования понятия функций социального государства и социальных функций, государственных услуг, в частности.
Государство - это некая политическая организация страны во главе с правительством и его органами, обладающая суверенитетом, а также специальными рычагами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
У государства есть определенные функции, которые оно выполняет в ходе своей деятельности, и одна из основных - социальная.
Итак, социальная функция государства отвечает за то, чтобы своими механизмами воздействия создавать благоприятную социальную среду для процветания страны. В область ее действия помимо прочих включены: установление и соблюдение социальных стандартов, обеспечение занятости, пенсионное обеспечение и под-
держка людей с ограниченными возможностями. Если говорить о Российском государстве, то оно стремится стать социальным, и его политика, как можно наблюдать, имеет социальную направленность, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. Однако движение к тому, чтобы Россия стала социальным государством, не такое интенсивное, как хотелось бы. И этому способствуют такие проблемы, как отсутствие опоры в правах, в частности в правах человека; несформированный до ощутимых размеров «средний слой» населения, и само еще не созревшее для полноценной социализации гражданское общество.
Для социального государства также большое значение имеет его благосостояние, так как только при благополучии и финансовой поддержке можно достичь качественной реализации социальных реформ, которые действительно будут менять общество. В нашей стране благосостоянию способствует малый бизнес, и одна из важнейших задач состоит в том, чтобы создать те условия, которые будут способствовать его росту.
Как известно, конституция любого государства устанавливает пределы и характер государственного регулирования в основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, культурной и духовной жизни [1]. При этом развитие социальной политики в стране неизбежно связано с наличием институтов гражданского общества, которые и призваны содействовать реализации идеи социального государства[2].
Статья 7 Конституции РФ [3] гласит, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые должны обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека.
Если рассматривать государство с социальной точки зрения, то можно сказать, что оно является одной из основных направлений государственной деятельности, где непосредственно идет возложение на государство некоторых социальных задач. Эти задачи направлены на экономическое и социальное развитие общества. Природа социального государства обязана оказывать социальные услуги населению и, как следствие, государственные услуги. В Конституции РФ закреплены права на труд и отдых, защиту семьи, материнства и детства, на социальное обеспечение, на жилище, на образование.
К сожалению, на наш взгляд, в настоящее время в России существует ряд значительных социальных проблем населения:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
- низкий уровень социального обеспечения. Уровень пенсий и компенсационных выплат нетрудоспособным гражданам значительно мал. Причем государство не находит иного решения этой проблемы, чем повышение пенсионного возраста. Реализация социальных прав граждан требует постоянного совершенствования за счет поиска новых средств увеличения производительности. Причем человек не может рассматриваться как средство производства, человек должен рассматриваться как источник идей, а не как механизм;
- несовершенство законодательной базы [4]. Право социального обеспечения регулирует позитивные или же материальные процедуры. Анализируя действующее социально-обеспечительное законодательство, мы пришли к такому выводу, что данные нормы права закрепляют лишь право на саму защиту путем обращения в суд или вышестоящие органы социального обеспечения, т.е. реализовать их можно с помощью юридических норм, которые закрепляют конкретные механизмы судебной и внесудебной защиты.
Следует заметить, что материальные нормы права могут быть реализованы лишь при помощи законодательного закрепления процедуры их реализации.
Исходя из структуры конституционных норм, к правомочиям социального обеспечения можно отнести следующие права: на пенсионное обеспечение; на социальные пособия и компенсации; на социальное обслуживание; на медицинскую помощь; на предоставление льгот.
Говоря о социальном праве, хочется отметить мнение Т.К. Мироновой, которая утверждает, что в практическом аспекте данное направление не может быть единым как статутное право человека и гражданина, т.е. оно является теоретическим [5].
Право на социальное обеспечение получает высшую юридическую защиту в Конституции РФ и делает его основным, подлежащим конституционному регулированию. Отметим, что закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ в обязательном порядке должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права.
К примеру, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. дает право гражданину: на социальное обеспечение, на поддержание его достоинства, необходимого для свободного развития его личности в экономической, социальной и культурной областях. Так же каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилище, медицинский уход и прочее социальное обслуживание, необходимое для поддержания здоро-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
вья его самого и его семьи. Не забываем и о праве на обеспечение по безработице, болезни, инвалидности, вдовству и т.д.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят в 1966 г. Этот же Пакт ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР лишь 18 сентября 1973 г., а вступил в силу 3 января 1976 г. Россия несет все юридические обязательства по данному Пакту, т.е. право на социальное обеспечение есть одна из общечеловеческих ценностей в современном мире, обязанности которой возлагаются на Российскую Федерацию через нормы международного права [6].
Опираясь на ст. 39 Конституции РФ, можно охарактеризовать Россию как социальное государство.
Так как ст. 7 Конституции РФ дает определение социального государства через направленность его политики на создание тех или иных условий, само понятие, как таковое, отсутствует. В связи с этим различные авторы по-разному интерпретируют данное понятие.
Ссылаясь на Н.А. Волгина, можно сказать, что он социальное государство выражал как понятие, которое призвано подчеркивать приоритет социальных проблем и из которого не вытекает никаких правовых следствий и законных обязательств [7]. Мы не разделяем данного мнения, так как в Российской Федерации социальное государство выражается в конституционной норме, которая является правовой нормой прямого действия и обладает высшей юридической силой.
М.П. Бочаров же определяет социальное государство как взаимодействие социальных институтов общества. Так же он утверждает, что организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется путем организации ее субъектов через координацию и разновидности субординации, т.е. доминировании управляемого над подчиненными [8].
Многие авторы, затрагивая эту тему, указывают на власть политических партий для объединения в построении социального государства.
К примеру, В.Г. Постников социальное государство определяет через законодательную функцию государства, цель которого - регулирование отношений между социальными группами, необходимых для устойчивого развития общества, т.е. развитие государства как социума зависит не только от тех целей, которые оно ставит перед собой, но и от общества в целом [9].
М.В. Баглай, на наш взгляд, достаточно упростил понятие социального государства и выразил его как государство, которое должно
брать на себя обязанности о заботе и социальной справедливости государства, а также благополучии своих граждан и их социальной защите [10].
Перечислять мнения авторов можно очень долго, но вкратце можно свести мнения других исследователей воедино, так как они называют «принцип социальной государственности... несправедливостью или уравниловкой» [11].
Учитывая вышесказанное, считаем, что подход не обоснован. Невозможно перенаправлять блага между функциями государства, они связаны и зависят друг от друга. Так, например, эффективность социальной политики во многом зависит от эффективности экономической политики государства и т.д.
Полагаем, что для создания эффективной структуры и механизма функционирования социального государства в Российской Федерации необходимо использовать совокупность конституционных характеристик государства. Социальная политика государства реализуется путем главных демократических составляющих, т.е. через равенство прав и свобод человека и гражданина.
Роль права в социальном государстве весьма велика, поскольку предоставление всех благ и гарантий для человека, являющихся неизменными атрибутами социального государства, невозможно без четкой правовой регламентации. Правопритязания субъектов в социальном государстве выражаются «как возможные и дозволительные требования к некоему лицу, призванному удовлетворять их потребности в чем-либо» [12].
Как пишет В.Н. Хропанюк, право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении [13], т.е. применительно к рассматриваемой теме социальное государство в правовом аспекте представляет интерес и для общества, и для самого государства в лице его органов власти. Соответственно, если развивать признак взаимности, приходим к выводу о существовании взаимных прав и обязанностей государства и общества в любом, в том числе и социальном правовом государстве. Соглашаясь с позицией, что «взаимность - имманентный признак социального обмена: при социальных взаимоотношениях никто не может получать нечто от других, ничего не давая взамен», делаем вывод: в социальном государстве также должна присутствовать подобная взаимность.
Л.С. Мамут ставит под сомнение «является ли предоставляемая "человеческой личности" и гарантируемая государством возможность получать от него безвозмездно некий набор жизненных благ правом в собственном смысле слова»
[14]. Исследователь отвергает классическую связку: «правомочие одного субъекта есть обязанность другого субъекта» и утверждает, что в любых правоотношениях, в том числе и в тех, которые складываются между обществом и государством, в социальном государстве существует более сложная связь прав и обязанностей субъектов, которая выражается в наличии у каждого субъекта по отношению друг к другу не только прав, но и обязанностей. Следовательно, граждане не могут претендовать на безвозмездное получение какого-либо обеспечения от государства.
При получении социальной помощи праву на ее получение, предоставляемому нуждающимся, корреспондирует только обязанность государства предоставить денежную или натуральную выплату определенного объема и качества, т.е. обязанным является один субъект, а управомоченным - другой без права встречного требования. В данном случае проявляется одна из характерных особенностей социального государства - конституционная обязанность предоставить всем нуждающимся средства к существованию без каких-либо встречных обязанностей с их стороны. Можно говорить только об условиях, на основании которых может предоставляться социальная помощь. В частности, М.В. Лушникова указывает, что «малообеспе-ченность определяется с учетом трех критериев в совокупности: 1) прожиточного минимума, 2) всех доходов и имущества лица и 3) причин нуждаемости, не зависящих от лица» [15].
Следовательно, в указанном случае Л.С. Мамут прав только отчасти, поскольку при оказании социальной помощи в любой форме государство не возлагает каких-либо встречных обязательств на получателя [16].
В данном случае не совсем справедливо утверждение Л.С. Мамута о том, что «при социальных взаимоотношениях никто не может получать нечто от других, ничего не давая взамен» [14]. В этом заключается одна из характерных особенностей социального государства -наличие обязанности перед всеми гражданами обеспечить им определенный уровень существования без каких-либо встречных требований и претензий. Не менее важным признаком данных правоотношений является эквивалентность.
Существующее на первый взгляд противоречие, отмеченное исследователями, можно объяснить правовым, а точнее конституционным, закреплением нового уровня взаимоотношений государства и общества.
Эволюционные изменения происходят и в реализации самих функций социального государства. Если раньше главной задачей государ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
ства было предоставление денежных средств или натуральной помощи всем неимущим, то в последнее время наметилась новая тенденция «переноса законодателем центра тяжести социальной деятельности государства с акции вспомоществования на формирование системы условий для возможно более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала работоспособных граждан и стимулирования их личной ответственности за самообеспечение» [14].
Впервые после реализации идеи правового государства, согласно которой все процессы в государстве и само государство подчиняются праву, теория социального государства на первый план выводит государство с присущей ему способностью быть гарантом социальной защищенности каждого члена общества.
Справедливо утверждение Е.А. Лукашевой о том, что задача социального государства -«создание условий и ответственность за реализацию "второго поколения" прав человека, оказывает самое непосредственное воздействие на осуществление всего комплекса прав и свобод человека» [17].
Взаимоотношения общества и государства переходят на иной уровень: государство вступает во взаимоотношения с личностью не только с помощью правовых рычагов и механизмов, но также на уровне субъектов единого правоотношения, в котором государство выступает в роли обязанной стороны. Социальная функция государства, связанная с оказанием социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, приобретает наиболее важное значение по сравнению с правовыми функциями.
Так, на основании ст. 7 Конституции РФ определяют следующие социальные обязанности Российского государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; 4) развитие системы социальных служб; 5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты [18]. Иначе говоря, социальная политика и деятельность государства должны иметь своей целью создание условий, при которых люди будут свободны от страха и нужды.
Если государство принимает на себя определенные обязанности перед своими гражданами, значит, оно должно нести и ответственность за их исполнение. Важно, что ответственность устанавливается именно на общегосударственном уровне. Вместе с тем согласно немецкой модели построения социального государства
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
«ответственность государства наступает лишь в том случае, когда исходное предоставление не может реализоваться, и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом» [19].
Основная обязанность по обеспечению определенного уровня существования возлагается на государство, но данный уровень носит именно минимальный характер материальных выплат и услуг, также государство создает условия в виде гарантий для возможности лучшего существования.
Обязанность обеспечить каждому человеку достойный уровень существования неразрывно связана с понятием правового государства, поскольку государство, не только попирающее права человека, но и игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, не может считаться цивилизованным. Правовое государство есть гарант обеспечения всех прав и свобод человека, в том числе и социальных.
Правовое государство может являться определенным и необходимым этапом на пути становления социального государства, но при этом «развитие социального государства с самого начала сопровождалось возникновением конфликтов между правовым и социальным государством» [20]. Вместе с тем государство может выполнять и обширные социальные функции, не претендуя на характер правового. Одновременно правовое государство не обязательно эволюционирует к социальному [21].
Естественно, что в условиях рыночной экономики это нереально. Социального равенства никогда не было, нигде нет и быть не может, утверждают исследователи, ведь в жизни существуют и объективные условия для социального неравенства. Поэтому социальное государство, напрямую провозглашая одной из своих обязанностей борьбу с бедностью, решает ее косвенным образом через систему социального обеспечения, а также путем создания равных возможностей всем гражданам для улучшения своего материального положения и личностного развития.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина выступает важнейшим условием деятельности государства как истинно социального. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, её политика направлена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Так, Конституцией РФ возлагаются на государство определенные обязательства в социальной сфере. Под социальными правами человека, как правило, понимаются зафиксированные в нормах международного и внутригосударственного права возможно-
сти, реализуемые в социальной сфере, гарантирующие достойный уровень жизни, отражающие положение разных социальных групп, обеспечивающие социальную свободу и социальную безопасность каждого индивидуума, активной роли в общественной жизни, осуществлению которых способствует государство. Само по себе теоретическое осмысление и конституционно-правовое утверждение анализируемой группы прав до сегодняшнего дня порождает значительные противоречия. В юридических источниках в основном выделяются три ключевых подхода к установлению социальных прав на уровне конституций разных государств и их гарантии.
Первый подход может быть назван либеральным. В его границах практически не отражаются социальные права в тексте конституции (ему отвечают конституции США, Мальты и проч.). Социальные права не относятся к числу неотъемлемых прав человека, потому что сами по себе права человека и гражданина являются высшей ценностью всего общества, соответственно, их реализация и будет воплощением социальной деятельности государства для своего народа, для социума.
Второй подход является противоположным первому. В соответствии с ним социальные права регламентирует закон и их обеспечение такое же, как и иных видов прав: личных, политических, экономических и проч., т.е. социальные права рассматриваются в узком смысле с привязкой к незащищенным слоям общества. Данное отношение отражено в конституциях большей части демократических государств (Исландия, Италия, Дания, Греция, Португалия и проч.), включая и Конституцию РФ.
Согласно третьему подходу социальные права содержатся в конституции, но не обеспечены судебной защитой на одном уровне с гражданскими правами (в конституциях Индии, Ирландии, Испании, Словакии). Вместе с тем под судебную защиту попадают только нормы конкретных законов, а не самой конституции [22].
В России социальные права конституционно задекларированы. Согласно закону их формально обеспечивает целый комплекс гарантий. В то же время имеют место значительные проблемы в законах и практике его применения относительно обеспечения социальных прав граждан. Это обусловливают проблемы в экономике, социальной сфере, недостаточное бюджетное обеспечение этих прав и проч. Как пример, могут быть приведены проблемы гарантирования права на государственное содействие семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, определение государствен-
ных пенсий и пособий (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
В настоящее время государственные затраты на указанные выше цели выводятся за пределы государственного бюджета и реализуются посредством государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Данные фонды наполняются из взносов работодателей. Государством при этом гарантируется выплата определенного минимума. В остальном размер пенсионного обеспечения, пособия по уходу за ребенком обусловливается доходами застрахованного лица. Государство также определяет порядок расчета размера положенных выплат [23].
До вступления в действие Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 343-ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»» [24] расчет пособий осуществлялся на основании средней зарплаты застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. После утверждения вышеуказанных изменений пособия рассчитывались на основании средней зарплаты застрахованного лица, рассчитанной уже за два календарных года, предшествовавших году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Данные изменения не могут считаться как шаг вперед в деле полного обеспечения права на соцзащиту, вопреки тому, что относительно страховых случаев, наступивших до 1 января 2011 г., исчисление пособия осуществляется по новым правилам, в том случае, когда размер пособия, которое рассчитано по новым правилам, выше размера данного пособия, которое исчислено ранее действовавшим методом. До 2002 г. в России не было ограничений ни в размере пособия по беременности и родам, ни в размере средней зарплаты. Выплаты производились в размере 100% от средней зарплаты. В то же время максимальная величина пособия после введения её ограничения составила 11 700 руб. Ограничения в области социального страхования обусловлены необходимостью борьбы со злоупотреблениями со стороны работодателей. Вместе с тем Конституционным Судом РФ признано право законодателя менять порядок социального обеспечения, но указано, что вследствие нововведений изменилось к худшему положение женщин, чья средняя зарплата превышала определенные законодателем максимальные значения [25]. Таким образом, макси-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
мальная величина пособия непрерывно индексируется. Вышеизложенные изменения в сфере социального страхования демонстрируют то, что у государства при выполнении обязательств по обеспечению этого социального права имеются возможности регулирования и механизм выплат, правила их расчета, что неизбежно касается уровня гарантий социальных прав граждан. Вместе с тем следует принимать во внимание, что основной источник доходов бюджета Фонда соцстрахования РФ - страховые взносы, которые работодатель уплачивает на основании размера зарплаты работника, что пришло на смену единого социального налога, рассчитываемого, однако, по подобной принципиальной схеме.
Соответственно, механизм гарантирования государством этой категории социальных прав заключается в определении размера и правил уплаты взносов работодателей, накопление данных средств в пределах Фонда соцстрахования и их перечислении работодателю для дальнейших выплат работнику в случае наступления страхового случая. Принимая во внимание, что и работники, и работодатели могут принимать участие в распоряжении средствами Фонда только лишь косвенно (посредством своего представительства в государственных органах и деятельности разных институтов гражданского общества), подчеркнем, что в будущем как абсолютно возможное и логичное развитие системы социального страхования может быть ее выход из публичной области в частноправовую.
Это даст возможность гражданам применять большее число инструментов защиты их прав, а работодателям - убежденность в целевом использовании средств, которые они перечисляют. В данных обстоятельствах необходимо упростить защиту гражданами своих прав, в то же время государство должно обладать широкими контрольными полномочиями в данной области.
По нашему мнению, только социальное государство с широким подходом к пониманию социальных прав способно оказать помощь человеку посредством создания не каких-то определенных гарантий защиты социально-трудовых прав, прав материнства и детства, оказать помощь после прекращения трудовой деятельности, а посредством создания системы взаимодополняющих и уравновешивающих прав человека. Так как придерживаясь позиции вычленения каких-либо прав из общей системы правовой культуры, разделяя их на немощных и состоятельных, мы заранее подготавливаем почву для неравенства, которое и тормозит само развитие общества. В этой стезе прекрасно подходит фун-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
даментальный экологический закон минимума Либиха, или «Бочка Либиха» [26], согласно которому развитие ограничивает такой фактор, сильнее других отклоняющийся от нормы, т.е. выделяя из общей системы прав человека и гражданина какую-либо группу людей с присущими только или преимущественно им правам, мы искусственно отклоняем от нормы этих людей, тормозя развитие общества, тогда как не государство должно решать, каким правом должен пользоваться человек при возникновении определяющего фактора, а человек должен выбирать, каким правом воспользоваться в данный момент для своей комфортной жизни в обществе. Социальное государство - не просто форма организации общества, а принципиально новый этап взаимоотношений государства и общества, когда государство не только осуществляет контроль, но и выступает гарантом достойной жизни.
Таким образом, правовой аспект при осуществлении государством социальной деятельности занимает значительное место. В социальном государстве право выполняет служебную роль, способствуя регламентации определенных обязательств, которые принимает на себя государство. Именно государство, являясь субъектом правоотношений с обществом, с конкретным человеком, принимает на себя определенные функции по обеспечению достойного уровня существования. Но в основе социального государства лежит идея правового государства, поскольку право наряду с другими функциями выполняет и социальную. Современное социальное государство выполняет целый комплекс функций, в том числе присущих и правовому государству.
Российская Федерация в настоящий момент переживает переходный период, который характеризуется экономическим кризисом, неэффективным пенсионным обеспечением, повышением цен на продукты питания и медикаменты, ущемлением и не толерантностью к идеологическим меньшинствам, высокой коррупцией. Безусловно, населению, а особенно его самым нуждающимся слоям, необходима помощь. Помощь со стороны государства должна оказываться путем комплексного содействия человеку в решении его актуальных проблем и предотвращения появления новых, и поэтому функции государства по сферам деятельности органов исполнительной власти должны объединяться под эгидой функции.
Согласно определению, данному в Социальной энциклопедии, «социальная политика -это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию усло-
вий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей» [27]. Таким образом, именно человек является целью, предметом и субъектом социальной политики государства, т.е. ее центральной фигурой.
Социальная политика есть важнейшая часть общей политики Российской Федерации, так как она:
- регулирует отношения между обществом и его членами, а также между различными социальными группами;
- способствует росту благосостояния граждан и улучшению качества их жизни;
- занимается удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей людей;
- способствует улучшению образа жизни граждан [28].
Считаем, что на современном этапе развития общества формирование института государственных услуг как функции социального государства является главенствующим направлением социальной политики нашей страны. Это обусловлено тем, что государственные услуги для граждан представляют собой систему методов, принципов, а также социальных гарантий, которые законодательно закреплены государством. Так же должны войти в систему контроля за деятельностью государства с помощью оценки качества оказываемых услуг и их результативностью.
«Государственная услуга - это осознанная добрая воля исполнителя передать какое-либо объективное благо, в общепринятом понимании, неразрывно связанное с его личностью (результат деятельности, духовные блага, моральные блага (удовлетворение человека от реализации личного права), материальные блага, бездействие во благо и иное) услугополучателю или неопределенному кругу услугополучателей на заранее явно обусловленных условиях безвозмездности (либо компенсаторной возмездно-сти)» [29].
Современный этап развития государственных услуг характеризуется довольно быстрым совершенствованием методологии и методики качества предоставления их гражданам Российской Федерации.
Поэтому необходимо разделять методологию государственной функции по предоставлению государственных услуг как систему принципов, способов организации, построения теоретической и практической деятельности государства, направленной против ситуаций неэффективного негативного воздействия на услугополучателей, т.е. всех лиц, находящихся
на территории государства, с возможностью осуществления контроля над исполнителем.
При этом методикой государственной функции по предоставлению государственных услуг должна стать совокупность средств применения общих теоретических и методологических принципов к специфике решаемых задач, к особенностям изучаемой функции, вида услуг или ситуации.
На современном этапе развития система государственной функции по предоставлению государственных услуг включает в себя:
I. Блок социальное обеспечение и защита.
А. Социальное обеспечение - форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Выделяют четыре функции социального обеспечения:
1) экономическая - оказание материальной поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; поддержка развития каких-либо отраслей народного хозяйства или общественного производства в целом и т.д.;
2) демографическая - стимулирование роста числа населения страны, роста продолжительности жизни и т.д.;
3) политическая - сближение социального уровня разных слоев населения; обеспечение достойной жизни каждому гражданину; стабилизация общественных отношений в сфере социальной защиты населения;
4) социально-реабилитационная - удовлетворение специфических потребностей нетрудоспособных и престарелых граждан, которое выражается в создании определенных условий, способствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех людей.
По мнению К.Н. Гусловой, социальная защита выполняет еще одну функцию - защитную. «Прежде всего именно эту задачу ставят перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения» [30].
Б. Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граж-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
дан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.
Пока еще существует два вида социального страхования: обязательное и добровольное.
Обязательное социальное страхование представляет собой разновидность государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются с помощью целевых внебюджетных (общественных или государственных) фондов по принципу неполного самофинансирования. При нехватке средств в данных фондах государство оказывает им финансовую помощь за счет государственного бюджета.
Обязательное социальное страхование бывает двух видов: обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование.
На обязательное общее страхование имеют право все люди, работающие по контракту или трудовому договору, а обязательное профессиональное распространяется только на тех людей, трудовая деятельность которых связана с повышенным травматизмом, неблагоприятными либо особо опасными условиями труда [22].
Добровольное медицинское страхование не имеет бюджетной поддержки государства и основано на доброй воле работодателя или самого человека.
В. Социальная помощь (поддержка) - является одним из важных элементов социальной защиты населения. Государственная социальная помощь может быть выражена:
- в денежных выплатах (компенсации, денежные пособия, субсидии и другие выплаты);
- в предоставлении натуральной помощи (обувь, одежда, лекарства, продукты питания и т.д.) [25].
Одной из наиболее важных составляющих социальной защиты населения считается институт органов по социальной работе, основной целью деятельности которого является проведение такой политики государства, которая направлена на установление прочной связи между различными уровнями организационной системы. Так же органы по социальной работе занимаются формированием социальных отношений в обществе, обеспечением людей потенциальными жизненными благами и т.д.
Органы по социальной работе функционируют на следующих уровнях:
1) федеральный уровень. На данном уровне указанные органы выполняют следующие функции: социальная помощь семье и детям; разработка социальных нормативов; медико-социальная экспертиза; социальное обслуживание; организация обеспечения пособиями; организация пенсионного обеспечения и др.;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
2) региональный (местный) уровень. Функции социальной работы на этом уровне включают в себя: решение экономических проблем; создание разнообразных фондов социальной помощи; плановая и финансово-экономическая деятельность и т.д.; уровень трудового коллектива. На данном уровне выполняются следующие функции: социальная, воспитательная, политическая и т.д.;
3) уровень благотворительных негосударственных общественных организаций выполняет следующие функции: правовая помощь социально нуждающимся людям; социальная реабилитация инвалидов; социально-медицинская помощь престарелым гражданам и др. [21].
II. Блок государственные услуги по видам деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Предоставление услуг публичными органами власти направлено на удовлетворение определенных потребностей населения, эта деятельность является одной из важнейших функций государства [31], по которой формируется мнение о работе всего аппарата управления.
В.И. Фадеев [31] рассматривает в целях классификации услуги как публичные, а не государственные, так как рассматривает объект с позиции административного права, в который входят государственные и муниципальные услуги как два самостоятельных института права. Однако с позиции теории государства считаем целесообразнее в данном исследовании рассматривать две эти категории, публичные и государственные, как синонимы. Потому что государство создает правовое поле, в том числе и муниципальным услугам, и государство же поглощает своей сущностью все сферы деятельности себя самого, поэтому с этой позиции публичность можно отнести к гражданско-правовым отношениям, а не к государственно-правовым. Во всяком случае это спор отдельного исследования.
Государственные услуги как функцию можно разделить на следующие виды:
- в зависимости от уровня органов власти выделяют министерства, агентства, службы и т.д.;
- в зависимости от конкретного уполномоченного органа - МВД России, Федеральная налоговая служба, Министерство юстиции, третьи лица на основании государственного заказа или задания и т.д.;
- по форме предоставления - посредством обращения в многофункциональный центр, в электронном виде, путем только личного обращения в орган власти;
- в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они предоставляются, - в области жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, земельных отношений, социальной защиты, миграционного учета, банкротства юридических лиц и т.д.;
- на основные и взаимосвязанные (косвенные) услуги - например, для получения услуги по оформлению назначения пенсии необходимо получить услугу государственного архива о трудовом стаже и размере заработка застрахованного лица;
- получаемые лично услугополучателем и в его интересах, получаемые лично услугополуча-телем в интересах другого лица, получаемые органом власти в интересах услугополучателя;
- по территории оказания - федеральные, региональные и местные;
- по сроку оказания - длительные (предоставление которых требует большого количества времени - более 6 месяцев, например, запуск маршрутного транспорта между регионами или внутри поселения), обычные (срок предоставления на основании Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [32] -30 дней) и краткосрочные (срок предоставления которых регулируется специальными законами и составляет от одного до 29 дней).
Государственная услуга как социальная функция государства в Российской Федерации ведется по следующим основным направлениям.
1. Социальная защита:
- детей, детства и отрочества (цель - создание условий для лучшего развития и воспитания детей, на сохранение их физического, психического и психологического здоровья, на гармоничное духовное развитие и т.д. Данное направление базируется на Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятом 24 июля 1998 г.) [33];
- трудоспособного населения (цель - создание таких условий, чтобы трудящийся был уверен в завтрашнем дне и в том, что государство окажет необходимую поддержку в случае его болезни, потери работы и т.д. В правовом аспекте социальная защита трудоспособного населения базируется на Конституции РФ, Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Трудовом кодексе РФ и других законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации и ее субъектов);
- нетрудоспособных граждан (цель - защита прав и интересов инвалидов, граждан пожилого возраста, на гуманизацию всех сфер жизни данной части населения, на их активное участие в социальной жизни общества, на предоставление
им возможностей пользоваться всеми благами и т.д.) [24];
- семьи (цель - создание и сохранение семьи; сохранение института семьи; обеспечение всем женщинам права на максимально возможное количество услуг в сфере планирования семьи; создание мер по снижению детской и материнской смертности и т.д.).
2. Предоставление государственных услуг (цель - минимизация бюрократических барьеров при реализации прав человека, гражданина и прав юридических лиц, снижение уровня коррумпированности служащих путем исключения лишних инстанций посредством организации службы «одного окна» многофункциональных центров, создание «электронного правительства». Данное направление имеет наибольший потенциал с точки зрения реализации гражданских прав и свобод, из-за своей емкости охвата сфер деятельности человека, а также юридических лиц. Основным регулирующим отношения документом является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [34]).
Таким образом, основным направлением государственной политики Российской Федерации является «социальное». Деятельность ее направлена на регулирование общественных отношений, социальную защиту граждан, удовлетворение их потребностей и совершенствование образа жизни. Функция социального государства по предоставлению государственных услуг охватывает не только население и организации, а также способствует предотвращению возникновения кризисных ситуаций при осуществлении других видов функций государства.
Подводя итог проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме.
В контексте развития России роль института государственной социальной помощи заключается в обеспечении средствами к существованию малообеспеченным гражданам, что дает возможность им удовлетворять жизненно необходимые нужды, тем самым оказывая воздействие на длительность жизни. В связи с решением политической задачи устойчивости развития общества вышеуказанным институтом права на соцобеспечение исполняется роль амортизатора отрицательных отношений в обществе, сводя на минимум значительный социальный разрыв, отличия в материальном положении граждан. Решение тех или других стоящих перед государством вопросов является невозможным без осуществления ясной и точно созданной политики, включая и политику пра-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
вовую как способ решения системных структурных проблем посредством правовых методов.
Правовая политика разделяется на ряд взаимозависимых составляющих: концептуальное (стратегическое) направление, правотворчество, правоприменение, правовое воспитание, нацеленных на достижение общих результатов. В области осуществления права на соцобеспечение имеются все вышеуказанные компоненты; более того, в последний период (даже при существовании между ними разногласий) можно констатировать формирование правовой политики в этой области.
Определение стратегического уровня в данной сфере общественных взаимоотношений дает Концепция долговременного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., которая утверждена Правительством РФ 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В числе главных направлений указывается социальное обслуживание граждан старшей возрастной группы и инвалидов.
Следующее концептуальное направление состоит в изменении экономики в области социального обслуживания граждан в целом в социальной области, а собственно развитие сектора негосударственных объединений в области предоставления социальных услуг.
Другой элемент правовой политики, которая направлена на решение задач, связанных с уменьшением доли бюджетных затрат на оказание мер социального содействия малоимущим с параллельным улучшением их материального благополучия, - введение института социального предпринимательства. Оно соединяет в себе социально направленное предпринимательское функционирование, осуществляемое на инновационном основании, что дает возможность отнести его к социальным нововведениям, цель которых заключается в создании благоприятных условий для образования рынка социальных услуг.
В продолжение темы правовой политики в социальной области, в области соцобеспечения в Российской Федерации следует подчеркнуть, что согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение пребывает в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Одно из направлений осуществляемых в России административных преобразований - усовершенствование разделения полномочий между уровнями государственной власти. Результат данных конституционно-правовых процессов выражен в расширении самостоятельности государственных органов власти субъектов Федерации по регламентированию общественных взаимоотношений в разных областях,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
включая систему государственных услуг. В настоящее время нормативно-правовая регламентация области государственных услуг является сложной трехуровневой системой нормативно-правовой регламентации, зачастую между собой не взаимоувязанной с позиции правопони-мания тех или иных органов власти. Зависимость законотворческого элемента правовой политики, к примеру, от таких отрицательных черт, как неимение системного подхода в создании отраслевого законодательства, и прежде всего недостаточный уровень его классификации - характерная особенность современного положения в теории государства и права функции социального государства по предоставлению государственных услуг.
В системе догмы права отсутствует единый, закрепленный подход принципиальных положений, что не дает возможности систематического развития этой отрасли законодательства и права и, наоборот, формирует благодатную среду для его многочисленных изменений, учитывая финансовые и иные конъюнктурные обстоятельства. В этой связи чрезвычайно злободневным выступает вопрос демаркации дефиниций, определение методологии исследования государственных услуг как функции государства. Сама по себе эта тема не новая, её рассматривали различные исследователи, но до настоящего времени научная дискуссия не переведена в практическую плоскость. Задача классификации заключается в решении множества концептуальных вопросов, одним из которых является выработка больших подходов к пониманию природы функций государства.
Полагаем, собственно подходы в первую очередь должны быть ориентированы на рассмотрение вопроса через юснатурализм, а не исключительно через позитивизм. Социальное государство - это прежде всего человеко-ориентиро-ванное государство. А объединение всех функций исполнительных органов власти под функцией предоставления государственных услуг - это эффективный контроль со стороны гражданского общества за полнотой и качеством предоставления возможности реализации гражданских прав и свобод и экономического благополучия страны, и не только.
Список литературы:
[1] Грудинин Н.С. Конституция Российской Федерации как национальный проект строительства новой России: итоги и перспективы реализации // Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 1. С. 82 - 86.
[2] Грудинин Н.С. Обеспечение социальной справедливости в контексте развития граждан-
ского общества в современной России / / Достойный труд и социальная справедливость: материалы Междунар. конф. / ред. Т.А. Сошникова. М., 2013. С. 121 - 124.
[3] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Росс. газ. 1993. 25 дек.
[4] Васильева Ю.В. Цели кодификации российского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. 2013. № 11. С. 17
- 24.
[5] Миронова Т.К. Социальная защита в России (правовые вопросы): монография. М., 2004. С.138.
[6] Федорова М.Ю. Ограничение прав граждан в системе социального обеспечения // Российский ежегодник трудового права. 2007. № 3 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юрид. книга, 2008. С. 523 - 534.
[7] Социальная политика: учеб. / под общ. ред. Н.А. Волгина. -М.: Экзамен. 2002. - 736 с.
[8] Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: Луч, 1997. - 212 с.
[9] Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики / / Журнал российского права. 2005. № 1.
[10] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. 8-e изд., изм. и доп. М.: Норма, 2009. -800 с.
[11] Конституция РФ: проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.
- 702 с.
[12] Чилькина К.В. Система обязательного социального обеспечения в Российской Империи: ориентация и проблемы становления // Вестник СГЮА. 2015. № 1 (102). С. 100 - 105.
[13] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. для вузов / под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Изд-во «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. С. 181.
[14] Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С. 8.
[15] Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009.
- 656 с.
[16] Чупрова Е.В. О необходимости повышения роли некоторых основных принципов обязательного социального обеспечения в действующем российском законодательстве // Вестник Московского ун-та МВД России. 2015. № 7. С. 130 - 134.
[17] Рощепко Н.В. Институт социального обеспечения: правовые закономерности форми-
рования // Юридические записки молодых ученых и аспирантов: актуальные проблемы законодательной и правоприменительной практики: материалы IV Междунар. науч. конф. Ярославль: ЯрГУ, 2013. Вып. 13. С. 23 - 25.
[18] Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. 2016. № 1 (229). С. 99 - 106.
[19] История права государственного пенсионного обеспечения и социального обеспечения в Российской Империи / Д.Б. Гусаков. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 110 с.
[20] Интервью с президентом Акционерного общества «Государственный фонд социального обеспечения» (Республика Казахстан) А.М. Курмановым / / Социальное и пенсионное право. 2014. № 2. С. 3 - 7.
[21] Барышникова Т.Ю. Рец. на монографию: Корсаненкова А.Ф., Красенкова Ю.Б. Социальные пособия семьям с детьми в Российской Федерации (правовой аспект). М.: 2007. -172 с. // Вестник трудового права и права социального обеспечения. Ярославль: ЯрГУ, 2014. С. 148 - 150.
[22] Батурова Е.А. Односторонний отказ от выплаты страхового возмещения в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве // Современное право. 2017. № 10. С. 83 - 87.
[23] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (принят 26.04.1995 г.) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. № 21, ст. 1929.
[24] Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1), ст. 18.
[25] Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47, ст. 5489.
[26] Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/3711
[27] Социальная энциклопедия / редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. М.: БРЭ, 2000. С. 253.
[28] Тяпкина Е.Ю. Система социальной защиты населения в современной России // Nauka-rastudent.ru. 2017. № 02 (038) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// nauka-rastudent.ru/38/4060/
[29] Доронькин Р.В. Государственная услуга - функция социального государства //
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
Вестник Евразийской академии административных наук. 2018. № 3 (44). С. 21. ISSN 2072-3342.
[30] Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. М.: ИЦ «Академия», 2010. - 256 с.
[31] Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: монография / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Норма : ИНФРА-М, 2016. С. 9, 10.
[32] Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Росс. газ. 2006. 5 мая.
[33] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31, ст. 3802.
[34] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Росс. газ. 2010. 30 июня.
Spisok literatury:
[1] Grudinin N.S. Konstituciya Rossijskoj Federacii kak nacional'nyj proekt stroitel'stva novoj Rossii: itogi i perspektivy realizacii // Gosu-darstvennyj audit. Pravo. Ekonomika. 2009. № 1. S. 82 - 86.
[2] Grudinin N.S. Obespechenie social'noj spravedlivosti v kontekste razvitiya grazhdan-skogo obshchestva v sovremennoj Rossii / / Dosto-jnyj trud i social'naya spravedlivost': materialy Mezhdunar. konf. / red. T.A. Soshnikova. M., 2013. S. 121 - 124.
[3] Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 g. // Ross. gaz. 1993. 25 dek.
[4] Vasil'eva Yu.V. Celi kodifikacii rossi-jskogo zakonodatel'stva o social'nom obespechenii // Gosudarstvo i pravo. 2013. № 11. S. 17 - 24.
[5] Mironova T.K. Social'naya zashchita v Rossii (pravovye voprosy): monografiya. M., 2004. S. 138.
[6] Fedorova M.Yu. Ogranichenie prav grazh-dan v sisteme social'nogo obespecheniya // Rossi-jskij ezhegodnik trudovogo prava. 2007. № 3 / pod red. E.B. Hohlova. SPb.: Yurid. kniga, 2008. S. 523 - 534.
[7] Social'naya politika: ucheb. / pod obshch. red. N.A. Volgina. -M.: Ekzamen. 2002. - 736 s.
[8] Bocharov M.P. Ot social'nyh cennostej k social'nomu gosudarstvu. M.: Luch, 1997. - 212 s.
[9] Postnikov V.G. Stanovlenie social'nogo gosudarstva, ego konstitucionno-pravovye i polit-icheskie harakteristiki // Zhurnal rossijskogo prava. 2005. № 1.
[10] Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: ucheb. dlya vuzov / M.V.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
Baglaj. 8-e izd., izm. i dop. M.: Norma, 2009. - 800 s.
[11] Konstituciya RF: problemnyj kommen-tarij / otv. red. V.A. Chetvernin. M., 1997. - 702 s.
[12] Chil'kina K.V. Sistema obyazatel'nogo social'nogo obespecheniya v Rossijskoj Imperii: orientaciya i problemy stanovleniya // Vestnik SGYuA. 2015. № 1 (102). S. 100 - 105.
[13] Hropanyuk V.N. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. dlya vuzov / pod red. V.G. Stre-kozova. M.: Izd-vo «Interstil'», «Omega-L», 2008. S. 181.
[14] Mamut L.S. Social'noe gosudarstvo s tochki zreniya prava / / Gosudarstvo i pravo. 2001. № 7. S. 8.
[15] Lushnikova M.V. Kurs prava social'nogo obespecheniya / A.M. Lushnikov, M.V. Lushnikova. 2-e izd., dop. M.: Yusticinform, 2009. -656 s.
[16] Chuprova E.V. O neobhodimosti povysh-eniya roli nekotoryh osnovnyh principov obyaza-tel'nogo social'nogo obespecheniya v dejstvuyush-chem rossijskom zakonodatel'stve // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. 2015. № 7. S. 130 - 134.
[17] Roshchepko N.V. Institut social'nogo obespecheniya: pravovye zakonomernosti formirovaniya // Yuridicheskie zapiski molodyh uchenyh i aspirantov: aktual'nye problemy zakono-datel'noj i pravoprimenitel'noj praktiki: materialy IV Mezhdunar. na-uch. konf. Yaroslavl': YarGU,
2013. Vyp. 13. S. 23 - 25.
[18] Belyaeva Yu.N. O social'nyh funkciyah gosudarstva // Zhurnal rossijskogo prava. 2016. № 1 (229). S. 99 - 106.
[19] Istoriya prava gosudarstvennogo pen-sionnogo obespecheniya i social'nogo obespecheniya v Rossijskoj Imperii / D.B. Gusakov. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2014. - 110 c.
[20] Interv'yu s prezidentom Akcionernogo obshchestva "Gosudarstvennyj fond so-cial'nogo obespecheniya" (Respublika Kazahstan) A.M. Kurmanovym // Social'noe i pen-sionnoe pravo.
2014. № 2. S. 3 - 7.
[21] Baryshnikova T.Yu. Rec. na mono-grafiyu: Korsanenkova A.F., Krasenkova Yu.B. Social'nye posobiya sem'yam s det'mi v Rossijskoj Federacii (pravovoj aspekt). M.: 2007. - 172 s. // Vestnik trudovogo prava i prava social'nogo obespecheniya. Yaroslavl': YarGU, 2014. S. 148 - 150.
[22] Baturova E.A. Odnostoronnij otkaz ot vyplaty strahovogo vozmeshcheniya v obya-za-tel'nom social'nom strahovanii ot neschastnyh sluchaev na proizvodstve // Sovremen-noe pravo. 2017. № 10. S. 83 - 87.
[23] Federal'nyj zakon ot 19 maya 1995 g. № 81-FZ (prinyat 26.04.1995 g.) "O gosu-darstven-
nyh posobiyah grazhdanam, imeyushchim detej" // SZ RF. 1995. № 21, st. 1929.
[24] Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2006 g. № 255-FZ «Ob obyazatel'nom social'nom straho-vanii na sluchaj vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom» // SZ RF. 2007. № 1 (ch. 1), st. 18.
[25] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r «O Koncepcii dolgos-rochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» // SZ RF. 2008. № 47, st. 5489.
[26] Ekologicheskij enciklopedicheskij slovar'. Kishinev: Glavnaya redakciya Moldavskoj sovetskoj enciklopedii. I.I. Dedyu. 1989 // https:// dic.academic.ru/dic.nsf /ecolog/3711
[27] Social'naya enciklopediya / redkol.: A.P. Gorkin, G.N. Karelova, E.D. Katul'skij i dr. M.: BRE, 2000. S. 253.
[28] Tyapkina E.Yu. Sistema social'noj zash-chity naseleniya v sovremennoj Rossii // Nau-ka-rastudent.ru. 2017. № 02 (038) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://nauka-ras-tudent.ru/38/4060/
[29] Doron'kin R.V. Gosudarstvennaya usluga - funkciya social'nogo gosudarstva / / Vest-nik Evrazijskoj akademii administrativnyh nauk. 2018. № 3 (44). S. 21. ISSN 2072-3342.
[30] Guslova M.N. Organizaciya i soderzh-anie social'noj raboty s naseleniem. M.: IC «Akademiya», 2010. - 256 s.
[31] Institut gosudarstvennyh i munici-pal'nyh uslug v sovremennom prave Rossijskoj Federacii: monografiya / otv. red. V.I. Fadeev. M.: Norma : INFRA-M, 2016. S. 9, 10.
[32] Federal'nyj zakon ot 2 maya 2006 g. № 59-FZ "O poryadke rassmotreniya obra-shchenij grazhdan Rossijskoj Federacii" // Ross. gaz. 2006. 5 maya.
[33] Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 1998 g. № 124-FZ «Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1998. № 31, st. 3802.
[34] Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2010 g. № 210-FZ «Ob organizacii predostavleniya gosu-darstvennyh i municipal'nyh uslug» // Ross. gaz. 2010. 30 iyunya.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018