Научная статья на тему 'Концепция проекта социального кодекса Российской Федерации'

Концепция проекта социального кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1957
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОДЕКС / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / МИНИМАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / SOCIAL CODE / SOCIAL STATE / SOCIALITY OF THE STATE / DECENT STANDARD OF LIVING / MINIMUM GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аристов Е.В.

Статья посвящена анализу законопроектной работы в Российской Федерации, референтной теме социальности государства. Анализ данной работы, отсутствие норм права на уровне Российской Федерации во исполнение конституционного принципа социальности государства, наличие данных норм в законодательстве субъектов РФ, законодательстве ряда зарубежных стран позволил автору представить свою концепцию проекта Социального кодекса Российской Федерации. Наряду с указанием предпосылок для принятия Социального кодекса Российской Федерации автор статьи описывает его инструментарный каркас, а также обосновывает необходимость принятия Социального кодекса Российской Федерации многообразием нормативных правовых актов на уровне Российской Федерации, принимаемых исключительно для разрешения определенных ситуаций, поддержания определенных социальных слоев граждан и отсутствия систематизированных норм права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE PROJECT SOCIAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analysis of the legislative work in the Russian Federation on the reference theme of the social state. The analysis of this work, the lack of legal norms at the level of the Russian Federation in pursuance of the constitutional principle of the social state, the presence of these norms in the legislation of the subjects of the Russian Federation, the legislation of a number of foreign countries allowed the author to present his concept of the draft Social code of the Russian Federation. Along with the indication of the prerequisites for the adoption of the Social code of the Russian Federation, the author describes its instrumental framework, and also substantiates the need for the adoption of the Social code of the Russian Federation by a variety of normative legal acts at the level of the Russian Federation, adopted exclusively for the resolution of certain situations, maintenance of certain social.

Текст научной работы на тему «Концепция проекта социального кодекса Российской Федерации»

УДК 342.7

DOI 10.18413/2075-4566-2018-43-3-509-518

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА СОЦИАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE CONCEPT OF THE PROJECT SOCIAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Е.В. Аристов E.V. Aristov

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614000, г. Пермь, ул. Букирева, 15, корпус 5

Perm State University, Perm, 15 Bukireva St, 614000, Russia

E-mail: welfarestate1@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена анализу законопроектной работы в Российской Федерации, референтной теме социальности государства. Анализ данной работы, отсутствие норм права на уровне Российской Федерации во исполнение конституционного принципа социальности государства, наличие данных норм в законодательстве субъектов РФ, законодательстве ряда зарубежных стран позволил автору представить свою концепцию проекта Социального кодекса Российской Федерации. Наряду с указанием предпосылок для принятия Социального кодекса Российской Федерации автор статьи описывает его инструментарный каркас, а также обосновывает необходимость принятия Социального кодекса Российской Федерации многообразием нормативных правовых актов на уровне Российской Федерации, принимаемых исключительно для разрешения определенных ситуаций, поддержания определенных социальных слоев граждан и отсутствия систематизированных норм права.

Abstract

The article is devoted to the analysis of the legislative work in the Russian Federation on the reference theme of the social state. The analysis of this work, the lack of legal norms at the level of the Russian Federation in pursuance of the constitutional principle of the social state, the presence of these norms in the legislation of the subjects of the Russian Federation, the legislation of a number of foreign countries allowed the author to present his concept of the draft Social code of the Russian Federation. Along with the indication of the prerequisites for the adoption of the Social code of the Russian Federation, the author describes its instrumental framework, and also substantiates the need for the adoption of the Social code of the Russian Federation by a variety of normative legal acts at the level of the Russian Federation, adopted exclusively for the resolution of certain situations, maintenance of certain social.

Ключевые слова: социальный кодекс, социальное государство, социальность государства, достойный уровень жизни, минимальные гарантии.

Keywords: social code, social state, sociality of the state, decent standard of living, minimum guarantees.

Обосновывая собственную концепцию нормативного акта, регулирующего социальность государства и социальное государство, мы должны разграничить два данных термина «социальность государства» и «социальное государство». Социальность государства, на наш взгляд - это конституционная характеристика, это конституционный принцип социальности государства, это одна из основ конституционного строя. Соответственно, социальное государство - это, с одной стороны, идеал. Если рассматривать правовое государство, то в мире нет ни одного образцового правового государства. Везде мы мо-

жем встретить нарушение прав человека, свои проблемы. Поэтому это одна из интерпретаций, это идеальное состояние, объяснение, к чему стремиться. То же самое и здесь. Идеальное состояние и в другом значении социальное государство - это государство, подпадающее под определенные, минимальные императивы социальности государства, и имеющее основание, чтобы его называли социальным государством. То есть это то социальное государство, которое отвечает установленным императивным требованиям. Мы предлагаем сложную структуру объяснений. Еще раз социальность государства - это характеристика, это признак, это требование, а социальное государство - это состояние и это данность наличия в государстве, отражаемая в чертах его основ конституционного строя, государственного устройства, его текущего состояния государственной политики, все то, что подпадает под данную характеристику.

Анализ законопроектной работы последних лет, референтной теме социальности государства, тенденций и перспектив развития законодательства Российской Федерации во исполнение конституционного принципа социальности государства дает необходимые и достаточные основания для вывода о том, что с концептуально-доктринальной точки зрения наличествует преимущественно косметический характер проводившихся в жизнь в последние годы и предлагаемых на текущий момент к принятию изменений в законодательство Российской Федерации, а также системная деятельность по некоторому снятию (реальных или ожидаемых) коллизий и иных дефектов нормативно-правового обеспечения, детерминируемого конституционным принципом социальности государства.

Акценты много более расставлялись (или их предполагалось расставлять) на направлениях обеспечения потенциалов стабильности и устойчивости социально-экономической сферы в целом в Российской Федерации, но, к сожалению, почему-то принципиально, без решения основных «родовых болезней» отечественной модели социального государства.

Так и не были приняты (да и не предложены субъектами законодательной инициативы) так ожидаемые и весьма логичные:

- пакет минимальных социальных стандартов (стандартов достойной жизни человека);

- профильный закон о снижении социальной проблемы бедности;

- адекватная ставка минимального размера оплаты труда (в привязке не к неадекватным, а реальным условиям, к действительному, реальному размеру прожиточного минимума);

- минимальная ставка часовой (или дневной) оплаты труда с адекватной привязкой к экономическим реалиям;

- жесткие требования к бюджетной политике, направленной на обеспечение социальности государства;

- нормы, обеспечивающие большее согласование законодательства в социальной сфере федерального уровня и социальных кодексов субъектов Российской Федерации (вообще полагаем, что такая региональная практика вообще достойна поддержки и значительного развития);

- пакет изменений, «излечивающих» явную дефектность социальной политики в Российской Федерации, выводящих гарантии ряда ключевых прав из разряда (качества) фиктивных в разряд (качество) реальных и действенных (размеры пособий на детей, по беременности и родам и мн. др.);

- пакет изменений, «излечивающих» явную дефектность пенсионной политики в Российской Федерации.

Так и не был преодолен очевидно дефектный, провально зарекомендовавший себя ультралиберальный подход к проектированию, формированию, функционированию, обеспечению и развитию модели социального государства в России.

В целях снижения социальной напряженности, устранения вышеуказанных пробелов и коллизий предлагается для дискуссии обсуждения авторская концепция проекта Социального кодекса Российской Федерации.

Структура представленной концепции проектируемого Социального кодекса Российской Федерации (здесь приводится краткое извлечение из нашей концепции) соотнесена с Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 № 576 (ред. от 13.03.2015) [1].

Сама идея Социального кодекса Российской Федерации имеет уже множество авторов, будучи отраженной во многих исследованиях [2], и сыскать изначальных авторов этой идеи уже не представляется возможным. Но даже если бы и отыскался таковой автор, его идеи также не были бы оригинальны, учитывая, что в ряду зарубежных государств такие акты действуют уже достаточно давно.

Не претендуя на изначальное авторство абстрактной идеи о таком кодексе, нами представляется конкретная авторская концепция Социального кодекса Российской Федерации, основанная на проведенных исследованиях.

Настоящая концепция проекта Социального кодекса Российской Федерации учитывает идеи, концептуальные подходы и решения, сформулированные с начала 1990-х гг. по настоящее время специалистами в области конституционного и социального права, в том числе при обсуждении принимавшихся в рассматриваемой сфере федеральных и региональных нормативных правовых актов.

Авторская концепция Социального кодекса Российской Федерации принимает во внимание (соотнесена) и учитывает:

1) представлявшийся и рассматривавшийся ранее проект Социального кодекса Российской Федерации [3] и причины его не принятия;

2) опыт принятия и (по нашей оценке - положительного) функционирования ряда социальных кодексов субъектов Российской Федерации:

- Социальный кодекс Волгоградской области от 31.12.2015 № 65-з (ред. от 15.06.2017),

- Социальный кодекс Ярославской области от 16.12.2008 № 246-ОД (ред. от 15.06.2017),

- Социальный кодекс Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 (ред. от 20.06.2017),

- Социальный кодекс Белгородской области от 28.12.2004 № 165 (ред. от 26.12.2016),

- Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 04.07.2008 № 1061-0З (ред. от 12.07.2017);

3) обсуждавшиеся и ныне обсуждаемые в других субъектах Российской Федерации проекты социальных кодексов;

4) массив референтных теме исследования обсуждавшихся проектов федеральных законов [4];

5) исследованные социальные кодексы ряда зарубежных демократических, правовых и, согласно их конституциям, социальных государств:

- Кодекс социального обеспечения Франции (ред. от 01.10.2017) [5];

- Кодекс социального страхования Швеции от 2010 года (ред. от 2017 года) [6];

- Кодекс социального обеспечения Германии от 2003 года (ред. от 17.08.2017) [7];

- Кодекс социального обеспечения Люксембурга [8];

- Кодекс составных режимов системы социального обеспечения Португалии (ред. от сентября 2017 года) [9];

6) социальные кодексы ряда зарубежных развивающихся государств:

- Кодекс социального обеспечения Буркина-Фасо от 2006 года (с послед. изменениями) [10];

- Кодекс социального обеспечения Сенегала от 31.07.1993 (с послед. изменениями)

- Кодекс социального обеспечения Боливии от 14.09.1956 (с послед. изменениями)

- Кодекс социального обеспечения Гвинеи от 14.02.1994 (с послед. изменениями)

- Процессуальный кодекс труда и социального обеспечения Колумбии от 24.06.1948 (с послед. изменениями) [14];

- Кодекс Туркменистана о социальной защите населения от 19.10.2012 № 340-1У (ред. от 18.06.2016) [15];

7) законопроекты социальных кодексов зарубежных государств (к примеру, Аргентина, Казахстан, Украина)

8) референтные международные акты:

- Европейский кодекс социального обеспечения [16];

- Ибероамериканский кодекс социального обеспечения [17];

- Европейская социальная хартия.

Инструментально (юридико-технически) Социальный кодекс Российской Федерации, согласно нашей концепции:

- должен содержать общую и специальную части;

- не вторгаясь в сферы пенсионных и трудовых отношений и в сферу принятия бюджетов (во всяком случае, на первом этапе), полностью (омологированно) замещает и вытесняет своими нормами имеющее сегодня место чрезмерно избыточно многообразное и обширно распределённое законодательное подзаконное регулирование в этой сфере (даже нижеперечисленных позиций достаточно для самоочевидности вывода о дезупоря-доченности, несбалансированности, некоторой хаотичности и нестабильности российского законодательства в социальной сфере), вбирает в себя регулирование, осуществляемое сегодня Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной социальной помощи», Федеральным законом от 08.06.2015 № 139-Ф3 «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан», Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-Ф3 (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О минимальном размере оплаты труда», Законом РФ от 15.01.1993 № 4301-1 (ред. от 01.07.2017) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.12.2016) «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 19.12.2016 № 422-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2017 год», Федеральным законом от

[11]; [12]; [13];

12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах», Федеральным законом от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.11.2000 № 136-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», Федеральным законом от 30.12.2006 № 284-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях», Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», Федеральным законом от 31.07.1998 № 137-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 10.01.1996 № 6-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Те-ча» и мн. др. - полностью или частично (примеры последнего - Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О наркотических средствах и психотропных веществах» - в части социальной реабилитации больных наркоманией; Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 (ред. от 09.03.2016) «О реабилитации жертв политических репрессий» - в части социальной поддержки соответствующих лиц; Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 28.12.2016) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - в части социальной поддержки работников уголовно-исполнительной системы), но при этом не ограничиваться «простым суммированным воспроизведением в одном источнике действующего законодательства»;

- должен полностью заместить и вытеснить своими нормами имеющее сегодня место «квазинормативное регулирование» в виде разнообразных инструкций, разъяснений, писем, не являющихся нормативными правовыми актами;

- должен максимально возможно уйти от избыточной декларативности в регулировании отношений по социальному обеспечению;

- должен максимально возможно сократить число бланкетных и других отсылочных норм;

- должен содержать исчерпывающие перечни документов, представляемых бенефициарами для получения государственной социальной помощи и поддержки (для редуцирования коррупциогенности сферы).

В основу проектируемого, согласно нашей авторской концепции, Социального кодекса Российской Федерации закладываются следующие ключевые (приоритетные -primus inter pares) идеи (концепты) и логика:

- исчерпывающе чёткое обозначение ценностных оснований, общей стратегии, целей, задач, приоритетных направлений и ориентиров социальной политики для достижения, поддержания и обеспечения благополучной и достойной жизни российских граждан (в том числе государственной политики в отношении снижения социальной проблемы бедности) в Российской Федерации на общегосударственном уровне в текущий период и стратегию развития этой политики на ближайшие 20-30 лет;

- установление комплекса гарантированных минимальных социальных стандартов (стандартов достойной жизни человека) и обеспечение императивной связанности государственной социальной политики указанными стандартами, а равно социальными запросами, ожиданиями и требованиями, полностью исключая всякую возможность «социальных экспериментов»;

- обеспечение и реализованность ухода от суммативного принципа в основе государственной социальной политики, реализуемой сильно фрагментированной малосистемной совокупностью государственных органов различного подчинения, к синергетическим принципам (принцип эмерджентности, ряд других); иными словами - уход от принципа, предусматривающего просто выделение средств бенефициару, к подходу, предусматривающему основанное на оценке образа жизни (социального бытия) корригирование такового за счёт интерсекционального применения разнообразных мер социальной поддержки с доводкой этого образа жизни до минимально гарантированного, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации), а также семьи, их благополучие;

- при сведении воедино и систематизации (в форме кодификации) всех правовых норм о социальных гарантиях, поддержке и обеспечении в Российской Федерации, уточнении и детализации этих интегрированных массивов норм, основная доминанта в проектировании и создании Социального кодекса должна состоять в создании существенно омологированного (усовершенствованного под конкретные задачи и параметры) нормативного правового порядка в этой сфере общественных отношений, позволяющего, с одной стороны, не просто скорректировать, а существенно оптимизировать и омологировать всю (сегодня явно неэффективную) инфраструктуру социального обеспечения в России и обеспечить более релевантную и разумную социальную политику в Российской Федерации, а с другой стороны - устранить явную дефектность социальной политики в Российской Федерации последних 26 лет, должным образом решить связанный проистекающими из Конституции РФ нравственными императивами обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;

- отход от принципа массового («высокого») охвата населения мерами социальной помощи, повышение доли адресной (направленной на поддержку конкретных категорий нуждающихся) социальной поддержки и помощи с одновременным существенным увеличением ее объемов в численном выражении (чтобы добиться соответствия размеров таких пособий существенному их значению и релевантному доктринальному толкованию понятия «пособие/помощь для нуждающихся лиц, удовлетворяющее их потребности и обеспечивающее их достойную жизнь», вывести гарантии ряда ключевых прав из разряда фиктивных в разряд (качество) реальных и действенных - размеры пособий на детей, по беременности и родам и мн. др. ) и с существенной диверсификацией таких мер поддержки и

помощи (с частичным отходом от принципа «монетизации льгот») и с обеспечением возможностей расширения сфер охвата организации социального обеспечения новым категориям бенефициаров (повторимся - с общим сокращением численности бенефициаров);

- разработка (с учетом лучшего зарубежного опыта) и внедрение реалистичных обязательных схем социального страхования, присоединение к которым гарантирует работникам социальное редуцирование и страхование существенных социальных рисков (которые могут критически снизить доходы лица или лишить его доходов, выключить его из социальной среды) и не допускает исключения граждан из полноценной жизни;

- расширение условий и гарантий привлечения благотворительности и меценатства в сферу оказания социальной поддержки и помощи (не снимая функций и обязанностей основного субъекта в этой сфере с государства);

- закрепление предельно чёткой топологии (логики, логистики, функциональной структуры) структуры действительно единой и системной государственной системы социального обеспечения;

- устранение фиктивности и придание содержательной реалистичности категории «прожиточный минимум», повышение ее правового значения и положения;

- обеспечение исчерпывающе чёткого референцирования конкретных механизмов и мер социальной поддержки конкретных групп бенефициаров с источниками и механизмами финансирования, предусматривая механизмы замещения и перекрестной поддержки в кризисных ситуациях, с установлением жёстких требований к бюджетной политике в социальной сфере, направленной на обеспечение социальности государства, в том числе привлечение механизмов дифференциальной общенациональной природной ренты (нефтегазовой, алмазной, драгоценных металлов) в процессы финансового обеспечения такой политики и таких гарантий;

- обеспечение комплементарного (достраивающего) согласования законодательства Социального кодекса Российской Федерации и социальных кодексов субъектов Российской Федерации в рамках единой, хотя и децентрализованной системы;

- представление значительно развёрнутого (с глубинной детализацией) дефинитивного аппарата в регулируемой сфере;

- обеспечение гармонизации законодательства Российской Федерации с международными актами в сфере социального права при условии защиты национальных интересов и с учетом российской специфики;

- поскольку законодательство в социальной сфере является наиболее часто востребованным (в сравнении с другими отраслями законодательства) населением, обеспечение упрощения и повышения эргономики (удобства пользования) правового регулирования.

Предпосылки принятия Социального кодекса Российской Федерации:

- достаточный накопленный положительный опыт действия ряда социальных кодексов субъектов Российской Федерации, в том числе определяющий тенденцию и подтверждаемый тенденцией расширения числа субъектов Российской Федерации, где принят такой кодекс (обсуждается ряд законопроектов);

- достаточный накопленный (и весьма длительный) положительный опыт действия ряда социальных кодексов ряда зарубежных государств, а также тенденция расширения числа государств, где принят такой кодекс (обсуждается ряд законопроектов);

- достаточный накопленный объем интерпретаций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, концептуально детерминирующих возможность формулирования надлежащих ценностных оснований, функционально-логического каркаса и приоритетов проектируемого Социального кодекса Российской Федерации;

- наличие тенденции расширения числа кодифицированных актов в законодательстве Российской Федерации;

- достаточно глубокая научная проработанность вопроса о кодификации законодательства о социальном обеспечении (этот вопрос прорабатывается и обосновывается юридической наукой с 1970-х годов;

- значительная противоречивость, пробельность и иная дефектность нормативного правового регулирования, в целом дезупорядоченность, несбалансированность, хаотичность и нестабильность российского законодательства в социальной сфере, явно чрезмерная избыточность численности уже не только подзаконных актов, но и федеральных законов в этой сфере - всё это существенно понижает качество российского законодательства в социальной сфере, определяет его дисфункциональность и невозможность его надлежащего использования.

Список литературы References

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3335.

Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 02.08.2001 № 576 «Ob utverzhdenii Osnovnyh trebovanij k koncepcii i razrabotke proektov federal'nyh zakonov» // SZ RF. 2001. № 32. St. 3335.

2. Усс А.В., Толоконский В.А., Иванков В.И., Лисица В.Н. Социальный кодекс Российской Федерации: Проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении / ред. Т.В. Бородина; Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение», Российская академия наук. Сибирское отделение. Институт философии и права. Новосибирск, 2004. 460 с.

Uss A.V., Tolokonskij V.A., Ivankov V.I., Lisica V.N. Social'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: Problemy kodifikacii zakonodatel'stva o social'nom obespechenii / red. T.V. Borodina; Mezhregional'naya associaciya ehkonomicheskogo vzaimodejstviya sub"ektov RF «Sibirskoe soglashenie», Rossijskaya akademiya nauk. Sibirskoe otdelenie. Institut filosofii i prava. Novosibirsk, 2004. 460 s.

3. Проект Социального кодекса Российской Федерации от 06.02.2004 // <http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/13D83CFA838E4AF9432571BB0058CD0D70penD ocument>. Пояснительная записка к проекту Социального кодекса Российской Федерации // <http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/D838CBE48312CBEC432571BB 0058CDF3?0penDocument>.

Proekt Social'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii ot 06.02.2004 // <http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/13D83CFA838E4AF9432571BB0058CD0D70penD ocument>. Poyasnitel'naya zapiska k proektu Social'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii // <http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/D838CBE48312CBEC432571BB0058CDF370penD ocument>.

4. Аристов Е.В. Тенденции и перспективы развития законодательства Российской Федерации во исполнение конституционного принципа социальности государства // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 3. С. 16-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aristov E.V. Tendencii i perspektivy razvitiya zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii vo ispolnenie konstitucionnogo principa social'nosti gosudarstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2016. № 3. S. 16-19.

5. Кодекс социального обеспечения Франции (ред. от 01.10.2017) [Code de la sécurité sociale (Dernière modification: 1 octobre 2017)] // <https://www.legifrance.gouv.fr>.

Kodeks social'nogo obespecheniya Francii (red. ot 01.10.2017) [Code de la sécurité sociale (Dernière modification: 1 octobre 2017)] // <https://www.legifrance.gouv.fr>.

6. Кодекс социального страхования Швеции от 2010 года [Socialfôrsakringsbalk № 110 (2010)] // <https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/socialforsakringsbalk-2010110_sfs-2010-110>.

Kodeks social'nogo strahovaniya SHvecii ot 2010 goda [Socialförsäkringsbalk № 110 (2010)] // <https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/socialforsakringsbalk-2010110_sfs-2010-110>.

7. Кодекс социального обеспечения Германии от 2003 года (ред. от 17.08.2017) [Sozialgesetzbuch] // <https://www.gesetze-im-internet.de/sgb_12/BJNR302300003 .html>; <http: //www. sozialgesetzbuch-sgb .de>.

Kodeks social'nogo obespecheniya Germanii ot 2003 goda (red. ot 17.08.2017) [Sozialgesetzbuch] // <https://www.gesetze-im-internet.de/sgb_12/BJNR302300003 .html>; <http: //www. sozialgesetzbuch-sgb .de>.

8. Кодекс социального обеспечения Люксембурга [Code de la sécurité sociale du Luxembourg] // <http://data.legilux.public.lu/file/eli-etat-leg-code-securite_sociale-20160101-fr-pdf.pdf>.

Kodeks social'nogo obespecheniya Lyuksemburga [Code de la sécurité sociale du Luxembourg] // <http://data.legilux.public.lu/file/eli-etat-leg-code-securite_sociale-20160101 -fr-pdf.pdf>.

9. Кодекс составных режимов системы социального обеспечения Португалии (ред. от сентября 2017 года) [Código dos Regimes Contributivos do Sistema Previdencial de Segurança Social] // <http://www.seg-social.pt/documents/10152/15009350/C%C3%B3digo_Contributivo/1e56fad5-0e2a-42c2-b94c-194c4aa64f74>; <http://www.seg-social.pt/legislacao?bundleId=1062045>.

Kodeks sostavnyh rezhimov sistemy social'nogo obespecheniya Portugalii (red. ot sentyabrya 2017 goda) [Código dos Regimes Contributivos do Sistema Previdencial de Segurança Social] // <http://www.seg-social.pt/documents/10152/15009350/C%C3%B3digo_Contributivo/1e56fad5-0e2a-42c2-b94c-194c4aa64f74>; <http://www.seg-social.pt/legislacao?bundleId=1062045>.

10. Кодекс социального обеспечения Буркина-Фасо от 2006 года (с послед. изменениями) [Code de securite sociale du Burkina Faso / Loi du Burkina Faso № 15-2006 du 11 mai 2006] // <http://www.droit-afrique.com/upload/doc/burkina/Burkina-Code-securite-sociale-2006.pdf>.

Kodeks social'nogo obespecheniya Burkina-Faso ot 2006 goda (s posled. izmeneniyami) [Code de securite sociale du Burkina Faso / Loi du Burkina Faso № 15-2006 du 11 mai 2006] // <http://www.droit-afrique.com/upload/doc/burkina/Burkina-Code-securite-sociale-2006.pdf>.

11. Кодекс социального обеспечения Сенегала от 31.07.1993 (с послед. изменениями) [Loi du Sénégal № 1973-37 du 31 juillet 1973 portant Code de la sécurité sociale] // <https://senegal.eregulations.org/media/senegal_recueil_textes_securite_sociale[1].pdf>; <http://www.droit-afrique.com/upload/doc/senegal/Senegal-Code-1973-securite-sociale-MAJ-1997.pdf>.

Kodeks social'nogo obespecheniya Senegala ot 31.07.1993 (s posled. izmeneniyami) [Loi du Sénégal № 1973-37 du 31 juillet 1973 portant Code de la sécurité sociale] // <https://senegal.eregulations.org/media/senegal_recueil_textes_securite_sociale[1].pdf>; <http://www.droit-afrique.com/upload/doc/senegal/Senegal-Code-1973-securite-sociale-MAJ-1997.pdf>.

12. Кодекс социального обеспечения Боливии от 14.09.1956 (с послед. изменениями) [Código de Seguridad Social de Bolivia / Ley de 14 de diciembre de 1956] // <http://www.ilo.org/dyn/travail/docs/1440/CODIGO%20DE%20SEGURIDAD%20SOCIAL.pdf>; <https://bolivia.infoleyes.com/norma/1097/codigo-de-seguridad-social-css>.

Kodeks social'nogo obespecheniya Bolivii ot 14.09.1956 (s posled. izmeneniyami) [Código de Seguridad Social de Bolivia / Ley de 14 de diciembre de 1956] // <http://www.ilo.org/dyn/travail/docs/1440/CODIGO%20DE%20SEGURIDAD%20SOCIAL.pdf>; <https://bolivia.infoleyes.com/norma/1097/codigo-de-seguridad-social-css>.

13. Кодекс социального обеспечения Гвинеи от 14.02.1994 (с послед. изменениями) [Code de la sécurité sociale de la Republique de Guinee / Loi № L/94/006/CTRN du 14 fevrier 1994] // <https: //www.a-mla. org/masteract/download/488>.

Kodeks social'nogo obespecheniya Gvinei ot 14.02.1994 (s posled. izmeneniyami) [Code de la sécurité sociale de la Republique de Guinee / Loi № L/94/006/CTRN du 14 fevrier 1994] // <https://www.a-mla.org/masteract/download/488>.

14. Процессуальный кодекс труда и социального обеспечения Колумбии от 24.06.1948 (с послед. изменениями) [Código procesal del trabajo y de la seguridad social / Decreto-ley № 2158 de 24 junio de 1948] // <http://akane.udenar.edu.co/derechopublico/CPT.pdf>.

Processual'nyj kodeks truda i social'nogo obespecheniya Kolumbii ot 24.06.1948 (s posled. izmeneniyami) [Código procesal del trabajo y de la seguridad social / Decreto-ley № 2158 de 24 junio de 1948] // <http://akane.udenar.edu.co/derechopublico/CPT.pdf>.

15. Закон Туркменистана от 19.10.2012 № 340-IV (ред. от 18.06.2016) - Кодекс Туркменистана «О социальной защите населения» // <http://www.minjust.gov.tm/ru/mmerkezi/doc_view.php?doc_id=8388>.

Zakon Turkmenistana ot 19.10.2012 № 340-IV (red. ot 18.06.2016) - Kodeks Turkmenistana «O social'noj zashchite naseleniya» //

<http://www.minjust.gov.tm/ru/mmerkezi/doc_view.php?doc_id=8388>.

16. Европейский кодекс социального обеспечения [Code européen de sécurité sociale, 16.IV.1964] // <https://rm.coe.int/168006b6f3>.

Evropejskij kodeks social'nogo obespecheniya [Code européen de sécurité sociale, 16.IV.1964] // <https://rm.coe.int/168006b6f3>.

17. Ибероамериканский кодекс социального обеспечения [Código iberoamericano de seguridad social / Organización iberoamericana de seguridad social, Secretaría general] // <http://www.oiss.org/IMG/pdf/CODIGO_IBEROAMERICANO2.pdf>.

Iberoamerikanskij kodeks social'nogo obespecheniya [Código iberoamericano de seguridad social / Organización iberoamericana de seguridad social, Secretaría general] // <http://www.oiss.org/IMG/pdf/CODIGO_IBEROAMERICANO2.pdf>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.