ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТУВЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
М. М.-Б. Харунова1
Аннотация: Статья представляет собой текст доклада для круглого стола «Социокультурный неотрадиционализм и устойчивое развитие регионов России» на конференции «Регионы для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации» (25-27 марта 2010 г., г. Новосибирск).
Ключевые слова: национальная культура, традиции, возрождение, постсоветский период, Тува, праздники, проблемы.
PROBLEMS OF REVIVING A NATIONAL CULTURE IN POSTSOVIET TUVA
M. M.-B. Harunova
Abstract: Article represents the text of lecture at the round table “Sociocultural neotraditionalism and steady development of Russian regions” of the conference “Regions for steady development: education and culture of the people of Russian Federation” (March 25-27, 2010, Novosibirsk).
Keywords: National culture, traditions, revival, the Post-Soviet period, Tuva, holidays, problems.
В настоящее время в Туве, как и во всех российских регионах, продолжается активный процесс возрождения национальной культуры, начавшийся с конца 1980-ых годов. Ярким примером этого является то, что 2008 год в Республике Тыва был объявлен «Годом Хоомея» (хоомей — искусство тувинского горлового пе-
1 Харунова Марианна Монге-Байыровна — кандидат исторических наук, заместитель директора по науке Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва, член редколлегии журнала «Новые исследования Тувы».
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_6/1722-harunova.html
62
ния), 2009 год — «Годом Игила» (игил — традиционный музыкальный инструмент тувинцев).
Культура коренного населения Тувы — тувинцев — проходила разные этапы в своем развитии, которые во многом были взаимосвязаны с общими социальными процессами в республике. В данной статье мы рассмотрим этапы процесса возрождения национальной культуры в Туве в постсоветский период и попытаемся обозначить наиболее важные события, которые происходили в этой области, показать проблемы процесса возрождения и его перспективы.
На наш взгляд, можно выделить три основных этапа в процессе возрождения тувинской национальной культуры в Туве, начиная с конца 1980-ых годов и до сегодняшнего дня:
1) конец 1980-х гг. — освобождение от советской системы регулирования этнической культуры, появление отдельных общественных инициатив, начало деятельности общественных движений, провозглашающих возрождение национальной культуры, «вспоминание» традиций;
2) начало 1990 годов — признание ряда культурных традиций на уровне власти региона, придание им официального статуса как республиканских праздников, символов, социальных явлений и пр.;
3) с середины 1990-х годов и до сегодняшнего дня — активное развитие традиций национальной культуры во всех сферах обществах, в том числе при поддержке власти Республики Тыва.
Рассмотрим по порядку каждый из них.
После провозглашения перестройки в середине 1980-х годов, общественно-политические изменения, способствовавшие ослаб-
63
лению идеологического контроля, а затем и его упразднению, привели к либерализации практических всех сфер жизни в стране, в том числе культурных. В условиях свобод, предоставленных государством, в обществе начали появляться общественные инициативы, создаваться общественные движения, организации, которые стали делать акцент на возрождении той или иной традиции национальной культуры тувинцев.
Значительную роль в начале процесса возрождения национальной культуры в Туве сыграли: разветвленная сеть учреждений культуры, включавшая народные театры, ТЮЗы, клубы по интересам, драматические, хореографические кружки, агитбригады, любительские объединения (Иванова, 2006: 26). Были развиты формы и методы культурно-просветительской работы, в том числе художественной самодеятельности, для которой была характерна массовость и популярность. Именно наличие организационных форм и опыт самодеятельной работы способствовали созданию условий для созревания идей и начала возрождения национальной культуры.
Одними из первых начали появляться инициативы по возрождению музыкальных традиций тувинцев исполнения горлового пения — хоомея. В 1988 году по инициативе ученой-этномузыковеда З. К. Кыргыс создается фольклорный ансамбль «Тыва». Основой для репертуара коллектива послужили архивные записи (песни, сказания, молитвы), собранные в ходе полевых экспедиций учеными ТНИИЯЛИ (Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории) (Оюн, 2008: 1). В 1989 году в детской музыкальной школе с. Торгалыг Овюрского кожууна (района Тувы) открывается первый класс хоомея Германа Куулара (Бадыргы, 2006:
64
164). С конца 1980-ых создаются музыкальные группы «Хун-Хурту», «Ят-Ха», которые начинают активно гастролировать главным образом за рубежом. Благодаря в том числе их творческой деятельности, а также деятельности их последователей, горловое пение сегодня является одним из брендов Тувы. В эти же годы появилась фольклорная группа под руководством А. Гапурова, впоследствии ставшая детским фольклорным этнографическим ансамблем «Октай» (руководитель Н. Пономарева) (Саратовкина, Черникова, 2006: 92).
В 1980-1990-е годы молодое поколение скульпторов малых форм, среди которых К. Хунан, В. Салчак, С, Кочаа, В. Аракчаа, М. Монгуш и др., продолжают работу по сохранению камнерезных традиций, расширяя тематику сюжетов, усложняя композиционные формы (Хертек, 2006: 31). Одними из новых сюжетов становятся символы Республики Тыва: герб и обелиск «Центр Азии».
Помимо возрождения различных форм традиционного искусства стали возрождаться и традиционные праздники, например, Шагаа — встреча Нового года по лунному календарю. Впервые в постсоветское время праздник Шагаа был проведен в 1987 году научными сотрудниками ТНИИЯЛИ, работниками Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола, местного телевидения — ГТРК «Тыва». Это событие имело большой общественный резонанс. Ведь с конца 1930-х это был запрещенный праздник (Там же: 78).
В целом, на первом этапе возрождения национальной культуры в Туве в постсоветский период определились так сказать «движущие силы» данного процесса — творческая и научная интеллигенция, которая благодаря своей профессиональной деятельности
65
стала его духовным лидером, обладавшим определенными знаниями народных традиций и активной гражданской позицией.
Одной из главных проблем этого периода было то, что инициативы эти часто шли вразрез с мнением власти. Например, после проведения праздника Шагаа в 1987 году, Тувинским обком партии выразил отрицательное отношение к данному факту. Инициаторов проведения Шагаа обвинили в национализме (Ку-жугет, 2006). Несмотря на это, постепенно в районах республики люди стали встречать Новый год по восточному календарю и эта традиция широко распространилась в обществе.
На втором этапе возрождения национальной культуры — в начале 1990-х годов, как мы уже говорили ранее, ряд культурных традиций получает признание политической власти и приобретает официальный статус. Так, уже в 1991 году праздник Шагаа получил статус государственного праздника республики, как и праздник животноводов Наадым.
В это же время статус государственного языка республики вместе с русским языком получает тувинский язык. Как правильно отмечает В. Ю. Сузукей, фундаментом развития национальной культуры любого народа является язык. Большинство тувинцев говорит на тувинском языке (Сузукей, 2007: 270).
Другим ярким примером легитимации народных традиций является тот факт, что группе мастеров: Э. Б. Байынды, Д. Х. Дой-бухаа, Б. С. Дупур, К. М. Саая в 1992 году было присуждено звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации» за высокий вклад в развитие российского искусства и создание высокохудожественных произведений камнерезного искусства (Хертек, 2006: 32).
66
Признание на государственном уровне значимости возрождения национальной культуры способствовало активному научному осмыслению не только процесса как такового, но и интереса к культуре как к предмету исследования.
В 1992 году в Туве состоялся первый Международный симпозиум по горловому пению, собравший ученых и практиков со всего мира, в том числе из Франции, Японии, Канады, Голландии, Финляндии. С тех пор симпозиум созывается регулярно и сопровождается конкурсом исполнительского мастерства горловиков. Сегодня изучением традиционной музыкальной культуры тувинцев занимается Международный научный центр «Хоомей», преподавание хоомея осуществляется в школах, кружках, на факультативах учебных заведений республики (Бадыргы, 2006: 164).
Значение второго этапа в возрождении национальной культуры заключается, прежде всего, в социальных функциях. В условиях системного кризиса 1990-х годов, когда были низложены прежние идеологические ориентиры, когда общество всей страны погрузилось в анархию, традиции национальной культуры, выражающиеся в искусстве, в социальной жизни, стали выполнять важнейшую адаптационную функцию для людей в условиях социального хаоса.
Третий этап — современный, начавшийся с серединных 1990ых годов. Идет активный процесс нового развития старых традиций: в искусстве работают мастера, коллективы, идет передача знаний, подрастают новые поколения мастеров; в области религии — функционируют различные организации шаманов, буддистов; в социальной сфере в целом присутствуют родовые объединения. Многие из этих движений поддерживаются властью республики,
67
на проведение различного рода мероприятий и работ получают дополнительные средства из местного бюджета, в том числе в рамках официальных мероприятий единой тематики в течение года («Год хоомея», «Год игила»). В целом финансирования не так много, как хотелось бы участникам процесса, но есть легитимные основания для работы, есть поддержка от государства, есть возможности для получения внебюджетного финансирования, нет строгих идеологических ограничений, нет цензуры, — есть все основания для дальнейшего развития, а также для качественного изменения.
В том числе одним из важнейших качественных направлений в процессе возрождения национальной культуры можно назвать собственно научные исследования культуры Тувы. В туви-новедении стала активно развиваться культурология. Вышли в свет монографии: З. К. Кыргыс «Тувинское горловое пение» (Новосибирск, 2002), А. К. Кужугет «Духовная культура тувинцев: структура и трансформация» (Кемерово, 2006), В. Ю. Сузукей «Музыкальная культура Тувы в XX столетии» (Москва, 2007). Их авторы защитили три докторских диссертации в середине 2000-х годов. К ним присоединяются молодые кандидаты наук, исследующие культуру народов Тувы.
Но есть в самом процессе и много «внутренних» проблем. В. Ю. Сузукей отмечает, что, несмотря на некоторые успехи, касающиеся правда, больше зрелищных форм, в сфере культуры, в частности, искусства, постепенно теряются подлинные формы (Сузукей, 2007: 270). Например, необходимость адаптации вкусам современных потребителей, тенденция к коммерциализации, склонность к синтезу с другими культурами — ведут к выхолащиванию традиций исполнительства, мастерства. Традиционные формы на-
68
чинают сливаться с формами массовой культуры. Это не может не тревожить исследователей, культурных деятелей, политиков.
Возможно, одним из путей сохранения традиционной культуры является не раз высказывавшиеся учеными-гуманитариями идеи о фиксировании или установлении некоторых стандартов (образцов) тех или иных элементов культуры, в частности материальной культуры: тувинской юрты, тувинского национального костюма, традиций проведения тувинской свадьбы, похоронного обряда и т.д. Это требует больших организационных усилий, как со стороны общества, так и со стороны власти.
В любом случае, очевидно, что процесс возрождения национальной культуры в Туве не просто активно развивается «количественно», но и имеет перспективы для «качественного» наполнения содержания. Об этом свидетельствуют тенденции основных этапов процесса в постсоветский период.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бадыргы, М. М. (2006) О проблемах преподавания хоомея./Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов науч.-практ. конференции (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И.В. Подик. Кемерово : КемГУКИ. Вып.1.
Иванова, Н. Г. (2006) Из истории развития сети культурно-просветительских учреждений в Туве./Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов науч.-практ. Конференции (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И.В. Подик. Кемерово : КЕмГУКИ.Вып.1.
Кужугет, А. К. (2006) Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово : КемГУКИ.
Оюн, Д. И. (2008) Открылся Год Хоомея // Тувинская правда. № 16. 14 февраля.
Саратовкина, А. Н., Черников, Ю. Г. (2006) Из истории развития хорового искусства в Туве./Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов науч.-практ. конференции (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И.В. Подик. Кемерово : КЕмГУКИ. Вып.1.
69
Сузукей, В. Ю. (2007) Музыкальная культура Тувы в XX столетии. М. : Издательский Дом «Композитор».
Хертек, А. С. (2006) От народного к профессиональному (традиции и преемственность) в изобразительном искусстве Республики Тува./Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов науч.-практ. конференции (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И.В. Подик. Кемерово : КЕмГУКИ. Вып.1.
Хертек, А. С. (2006) От народного к профессиональному (традиции и преемственность) в изобразительном искусстве Республики Тува./Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов науч.-практ. конференции (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И.В. Подик. Кемерово : КЕмГУКИ. Вып.1.
70