А.Н. Комаров
ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КАНАДСКИХ КОНСЕРВАТОРОВ В 2006-2011 гг.
Цель статьи - проанализировать внешнюю политику канадских консерваторов в 2006-2011 гг. В статье уделяется внимание миротворческой миссии Канады в Афганистане, защите интересов Канады в Арктике, продолжению канадо-американской интеграции, проведению саммитов С-8 и С-20, а также участию Канады в событиях «арабской весны».
Ключевые слова: С. Харпер, миротворчество, Афганистан, Арктика, суверенитет, С-8, С-20.
При всем глубинном внимании к вопросам внутренней политики у канадских консерваторов никогда не было недооценки важнейших внешнеполитических проблем, стоящих перед страной, среди которых можно выделить афганский вектор внешней политики страны, продолжающуюся канадо-американскую интеграцию и защиту интересов Канады в Арктике.
Необходимо отметить, что афганское направление внешней политики стало играть значительную, если не определяющую, роль в период нахождения консерваторов у власти в 2006-2008 гг. Этому способствовали несколько важных причин.
Во-первых, само изменение ситуации в мире после 11 сентября 2001 г., когда на первый план вышли вопросы борьбы с международным терроризмом, и в частности с талибами в Афганистане. В этой связи представлялся несомненно важным контекст обеспечения безопасности несостоявшихся государств, т. е. не могущих обеспечить свою собственную безопасность, к числу которых относился и Афганистан. Канадские власти справедливо считали, что
© Комаров А.Н., 2014
безопасность таких государств, как Афганистан, влияет на глобальную безопасность мира в целом, а поэтому необходимо всячески способствовать наведению порядка и обеспечению стабильности в этой стране. Это было подчеркнуто премьер-министром страны С. Харпером сразу после его победы на всеобщих выборах 2006 г.1
Во-вторых, нельзя не согласиться с Е.В. Исраелян, которая отмечает, что фактор Афганистана стал использоваться правительством С. Харпера для нормализации канадо-американских отношений, испытывавших некоторое охлаждение после того, как Канада не присоединилась к боевым действиям США в Ираке в 2003 г.2
В-третьих, канадская политика в отношении Афганистана позволила бы улучшить отношения с союзниками по альянсу НАТО, что было актуальным после вывода контингента канадских войск из Европы в 1994 г.3
Миротворческая миссия Канады в Афганистане формировалась последовательно и поэтапно после 11 сентября 2001 г. На первоначальном этапе она определялась знаковыми целями противостояния международному терроризму, ставшему в нынешнем столетии одним из глобальных вызовов современному постиндустриальному обществу. В частности, в октябре 2001 г. по указанию премьер-министра страны Ж. Кретьена страна приняла участие в антитеррористической операции в Афганистане, выделив для нее 6 военных кораблей, 6 транспортных самолетов, более 2 тыс. военнослужащих. Эти меры были продолжены, когда в феврале 2002 г. около 800 солдат прибыли в Афганистан. В этом же году военное присутствие Канады в Афганистане было несколько сокращено до 3 военных кораблей, 5 самолетов и 40 спецназовцев4.
С 2003 г. изменился характер военной миссии Канады в Афганистане. Начиная с этого момента канадские войска находились в этой стране в составе международных сил содействия безопасности (ИСАФ)5.
С 2005 г. Канада усилила свое военное присутствие в Афганистане в рамках борьбы с международным терроризмом, а также с целью улучшения канадо-американских отношений, которые были в значительной степени испорчены после того, как либеральное правительство П. Мартина объявило о своем отказе участвовать в американской программе противоракетной обороны (ПРО). Более того, перед канадскими военными был поставлен комплекс задач, связанный с обеспечением должного уровня безопасности для экономического развития страны, поддержки афганской армии и полиции, оказания гуманитарной помощи местному населению и т. д.6
В этой связи необходимо отметить действия трех военных миссий, в целом взаимосвязанных между собой. К ним можно отнести операцию «Афина», включавшую 2,5 тыс. человек и действовавшую под руководством НАТО, операцию «Лучник», включавшую 30 человек, преимущественно военных инструкторов, занимавшихся обучением афганской армии в Канадском учебном центре в Кабуле, офицеров связи на аэропорте в Баграме и т. д., операцию «Аргус», в ходе которой с сентября 2005 г. афганскому правительству было предоставлено 15 канадских военных советников. Причем цель проведения вышеупомянутых операций либеральное правительство П. Мартина определяло как национальное строительство в Афганистане, а не просто борьбу против талибов или Аль-Каиды7.
Одержав победу на всеобщих выборах 2006 г., консерваторы продолжили прежнюю внешнеполитическую линию, связанную с военным присутствием Канады в Афганистане в рамках альянса НАТО, а также материальной поддержкой этого государства в плане финансирования канадцами общественно значимых и необходимых для этой страны проектов.
В частности, после своего прихода к власти консерваторы во главе со С. Харпером добиваются от канадского парламента согласия на продление срока пребывания канадских войск в Афганистане. С перевесом в четыре голоса, 149 против 145, парламентарии продлили пребывание канадских войск в Афганистане до февраля 2009 г.8 Причем, как и ожидали консерваторы, в парламенте они получили поддержку либералов, которые, с одной стороны, чтобы не дискредитировать себя новым и нелогичным политическим решением, а с другой - чтобы быть последовательным перед избирателями, проголосовали также за продление пребывания канадских войск в Афганистане9. Более того, премьер-министр Канады сделал несколько важных заявлений, касающихся военной операции в Афганистане. Так, например, выступая в сентябре 2006 г. в ООН, С. Харпер подчеркнул всю важность военной операции канадцев в этой стране в качестве основного средства борьбы против международного терроризма. Своим выступлением премьер-министр успокоил общественное мнение, которое было взбудоражено после сообщений о гибели тринадцати канадских солдат в августе -сентябре 2006 г.10 Кроме того, премьер-министр Канады учел мнение своих политических оппонентов - Квебекского блока, НДП и Либеральной партии. В частности, лидер НДП Дж. Лейтон после сообщений о потерях среди солдат стал требовать вывода канадских войск из Афганистана. Лидер Квебекского блока Ж. Дюсепп,
в свою очередь, потребовал пристального внимания консерваторов к проблеме восстановления Афганистана. Лидер Либеральной партии С. Дион заявил о том, что канадские войска должны быть выведены из Афганистана в 2009 г.11
В свою очередь, правительство консерваторов во главе с С. Харпером сделало выводы из заявлений лидеров политических партий и настроений общественности.
Во-первых, премьер-министр сообщил, что в феврале 2009 г. канадские войска будут выведены из Афганистана; во-вторых, С. Харпер подчеркнул, что после этого срока войска могут остаться в Афганистане только в том случае, если общественность и политические партии выразят свое согласие по этому поводу12.Таким образом, в течение своего первого срока нахождения у власти в 2006-2008 гг. консерваторами был поддержан афганский вектор канадской внешней политики, начатый ранее либералами. Следует заметить, что консерваторы не внесли каких-либо существенных корректив в это направление внешней политики, тщательно прислушиваясь к общественному мнению и критике своих политических оппонентов. В период нахождения консерваторов у власти в 2006-2008 гг. они подтвердили приверженность миротворческим традициям Канады, борьбе с международным терроризмом, партнерским отношениям с НАТО.
Следующим важным шагом как во внутренней, так и во внешней политике консервативного кабинета С. Харпера явилась защита интересов Канады в Арктике13. Арктическая стратегия консервативного правительства С. Харпера предусматривала принятие нескольких важных мер по ряду направлений, ставших особенно актуальными в начале нынешнего столетия.
Во-первых, это защита канадского суверенитета в Арктике, что стало особенно актуальным в связи с конкуренцией с США и Российской Федерацией в этом регионе. Остается, безусловно, важным спор с США вокруг статуса Северо-Западного прохода, что было обусловлено программными документами американцев и, в частности, докладом американского конгресса от сентября 2006 г., в котором было заявлено о стратегических интересах США в Арктике и Антарктике14. Канадские эксперты, а также общественность по этому поводу подчеркивали, что два государства должны заключить официальное соглашение, по которому Канаде следует предложить США признать ее права на Северо-Западный проход в обмен на гарантии пропуска через него всех американских правительственных судов, ледокольную проводку торговых судов и закупку оборудо-
вания для контроля за этим проходом на круглогодичной основе15. Помимо этого, в Канаде выразили готовность предпринять усилия по защите канадского континентального шельфа, что было вызвано деятельностью российской экспедиции «Арктика - 2007», которая должна была доказать, что подводные арктические хребты Менделеева и Ломоносова являются продолжением Сибирской континентальной платформы, т. е. частью российского континентального шельфа. Это было продемонстрировано российской стороной путем спуска в августе 2007 г. батискафов «Мир-1» и «Мир-2» на дно Северного полюса и установкой там российского флага16.
В связи с вышеупомянутым консервативное правительство С. Харпера в августе 2007 г. приняло ряд решений по усилению канадского военного присутствия в Арктике. Их основу составили следующие меры: строительство военного учебного центра в Резо-льюте, занимающегося подготовкой войск для действий в условиях Крайнего Севера; увеличение численности канадских рейнджеров, обеспечивающих военное присутствие Канады в Арктике, с 4100 до 5000 человек; строительство глубоководного порта в Нанисивике, который бы улучшил возможности патрульных кораблей осуществлять национальное присутствие в водах канадской Арктики в течение навигационного периода17.
Как отмечает Д.А. Володин, «Канада, претендующая на четверть всей Арктики, столкнулась с необходимостью разработки новой стратегии по защите своих интересов на фоне повышения активности в регионе остальных арктических игроков»18. В связи с этим еще в августе 2006 г. С. Харпер совершил поездку на Канадский Север в качестве премьер-министра, в ходе которой он посетил Ика-луит, Алерт, Уайтхорс, Йеллоунайф и одновременно сообщил, что укрепление суверенитета Канады в Арктике будет одной из приоритетных задач правительства. Помимо этого, премьер-министр подчеркнул, что разработка месторождений полезных ископаемых на Крайнем Севере приобретает все более важное значение для Канады. Консерваторы также отметили, что суверенитет страны на Крайнем Севере невозможно обеспечить без постоянного наблюдения и усиления в этом регионе военного присутствия19.
Вышеупомянутые программные заявления консерваторы во главе с С. Харпером подкрепили быстрым принятием ряда важных решений в этой области. В частности, в июле 2007 г. премьер-министр заявил о том, что правительство выделит 3,1 млрд долл. на строительство восьми патрульных кораблей, способных преодолевать льды толщиной до одного метра. Он также сообщил, что
4,3 млрд долл. будут израсходованы на закупку вооружений для кораблей и их эксплуатационное обслуживание в течение 25 лет, причем каждое судно будет оборудовано специальной площадкой для вертолетов С-148 «Циклон». Все это, с его точки зрения, позволит Канаде патрулировать воды Арктики и Северо-Западный проход на постоянной основе»20.
Во-вторых, канадским правительством было представлено переосмысление новой глобальной роли Арктики в современной ситуации в условиях парникового эффекта, который можно охарактеризовать как постепенное потепление климата на планете Земля в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных примесей (диоксида углерода, метана, оксида азота, озона, фреонов и т. д.). Стоит заметить, что к отрицательным последствиям глобального потепления климата относят повышение уровня Мирового океана за счет таяния материковых и горных ледников, в том числе Арктики, морских льдов, теплового расширения океана и т. д.21 В этой связи консервативный кабинет С. Харпера осенью 2007 г. дал обещание разработать комплексную стратегию развития Севера, направленную на усиление суверенитета Канады, защиту окружающей среды, передачу местным властям дополнительных полномочий с тем, чтобы жители Севера сами могли решать свою судьбу22. Помимо этого, правительство пообещало возвести современную научно-исследовательскую станцию в Арктике, занимающуюся вопросами экологии и использования природных ресурсов. Кроме того, консерваторами было заявлено, что будет доведено до конца картографирование морского дна в канадской части Арктики23.
В-третьих, консервативный кабинет С. Харпера предпринял меры по инвестированию в социально-экономическое развитие канадской Арктики. На наш взгляд, именно финансирование со стороны центральных властей регионов Крайнего Севера, с суровым климатом и тяжелыми бытовыми условиями, является принципиально важным. В частности, консерваторы 8 млн канадских долл. выделили на строительство гавани по обслуживанию рыболовных судов в Нунавуте, а 34 млн канадских долл. были ассигнованы Министерству природных ресурсов на разведку полезных ископаемых на канадском Севере. Помимо этого, на 10 % были увеличены налоговые скидки жителям Крайнего Севера24.
Необходимо также отметить, что накануне внеочередных всеобщих выборов 2008 г. премьер-министр С. Харпер выступил с рядом важных заявлений, касающихся Канадской Арктики. Одним
из наиболее значительных из них было обещание выделить 100 млн канадских долл. на разведку полезных ископаемых на севере страны, т. е. определение, пользуясь терминами геологии, их разведанных запасов. Кроме того, консервативный кабинет С. Харпера озвучил формулу о том, что необходимо либо использовать Арктику, либо потерять ее25.
Таким образом, арктическая стратегия консервативного кабинета С. Харпера в 2006-2008 гг. состояла в защите канадского суверенитета в Арктике в связи с конкуренцией с США и Российской Федерацией в этом регионе, в переосмыслении новой глобальной роли Арктики в современной ситуации в условиях парникового эффекта, в инвестировании в социально-экономическое развитие Канадской Арктики.
С арктической повесткой дня правительства С. Харпера были связаны и его заявления относительно прошлого, настоящего и будущего аборигенных народов Канады. В частности, выступая в канадском парламенте в июне 2008 г., Харпер принес на официальном уровне извинения аборигенным народам Канады за политику их ассимиляции, проводившуюся властями страны начиная с периода новой истории, а именно с XVIII и XIX столетий. Так, премьер-министр указал на насильственное обучение детей аборигенов в школах-интернатах, что приводило как к разрыву семейных связей, частым психологическим травмам, так и к отлучению от уникальной первозданной культуры этих народов26. Необходимо отметить, что тем самым канадские консерваторы продолжили политическую линию на признание уникальной роли коренных народов в становлении канадской государственности, взятую еще в Мичлейкском соглашении кабинетом Б. Малруни, а также не только консервативными, но и либеральными кабинетами.
Помимо вышеуказанных мер, консервативное правительство С. Харпера предприняло меры по продолжению североамериканской интеграции, выразив преемственность с внешнеэкономической политикой своего предшественника Б. Малруни. Продолжение С. Харпером курса на углубление североамериканской интеграции было во многом связано с успехом в этой области, который был обусловлен этим процессом27.
В завершение следует отметить, что при консервативном правительстве С. Харпера Канада принимала участие в саммитах «большой восьмерки» и «двадцатки», обсуждая такие важные глобальные вызовы современности, как экологическая проблема, продовольственная безопасность, борьба с международным терроризмом,
наркотрафиком и т. д. Тем самым канадцы проявили свою активность в переговорном процессе, деятельно готовясь к обоим сам-
митам28.
Особенностью канадской внешней политики этого периода явилось и участие страны в событиях «арабской весны», в частности в событиях в Ливии29. После принятия в марте 2011 г. резолюции Совета Безопасности ООН о защите гражданского населения Канада присоединилась к военной кампании30. На данном направлении Канада использовала около 650 канадских военнослужащих, 7 истребителей-перехватчиков, патрульную авиацию и т. д., причем запланированный трехмесячный срок канадского участия был по решению канадского парламента продлен до конца 2011 г.31
Важно и то, что вступление Канады в события «арабской весны» происходило исходя из концепции «безопасности личности» и теории «ответственности по защите», разработанной бывшим министром иностранных дел Канады Л. Эксуорзи, согласно которой в том случае, если существующее правительство в той или иной стране не может обеспечить безопасность своих граждан, то международное сообщество обязано это сделать32.
Примечания
1 См.: Canada's Engagement in Afghanistan. Backgounder. Cost of the Afghanistan Mission 2001-2011. Ottawa, 2011. P. 5-8; Исраелян Е.В. Помощь Канады «несостоявшимся государствам»: уроки Афганистана // Канадский ежегодник. Труды Российского общества изучения Канады / Отв. ред. В.А. Коленеко. Вып. 12. М.: РОИК, 2008. С. 6.
2 Там же. С. 69.
3 Там же.
4 Володин Д.А. Канада и проблемы миростроительства в Афганистане // США -Канада: Экономика, политика, культура. 2007. № 10. С. 43.
5 Там же. С. 47.
6 Там же. С. 48.
7 Там же. С. 49.
8 Там же.
9 Там же.
10 Там же. С. 50.
11 Там же. С. 51.
12 Там же. С. 52.
13 Володин Д.А. Правительство С. Харпера и защита интересов Канады в Арктике // США - Канада: Экономика, политика, культура. 2008. № 12. С. 35-50.
14 Там же. С. 38.
15 Там же. С. 39.
16 Там же. С. 44.
17 Там же. С. 47.
18 Там же. С. 35.
19 Там же. С. 37.
20 Там же. С. 42.
21 Потапов А.Д. Экология. М.: Высшая школа, 2002. С. 291-292.
22 Speech from the Throne. Ottawa, 16.10.2007. P. 5-8.
23 Володин Д.А. Указ. соч. С. 48.
24 Там же.
25 Там же. С. 49.
26 Максимова Д.Д., Соколов В.И. Коренные народы Канады: эволюция отношений с государством // США - Канада: Экономика, политика, культура. 2010. № 12. С. 55.
27 См.: Комаров А.Н. Канадский консерватизм в эпоху Б. Малруни в 1984-1993 годах. М.: РУДН, 2010. С. 166-167; Bliss M. Right Honourable Men. The Descent of Canadian Politics from Macdonald to Mulroney. Toronto: Harper Collins, 1994. P. 292; Mulroney B. Where I Stand. Toronto: McClelland and Stewart, 1983. P. 2-5.
28 Muskoka Declaration: Recovery and New Beginnings. Muskoka, Canada, June 26, 2010. P. 2-10.
29 Canada Continues Humanitarian Support in Libya. Canadian International Development Agency. News Release. 14.06.2011. P. 5.
30 Исраелян Е.В. Внешнеполитическая повестка дня для Канады // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2012. № 1. C. 64-65.
31 Там же. С. 68.
32 Исраелян Е.В. Канада и миротворчество // Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура. М., 2002. С. 188-189.