Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 2
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 94(41/99)
Зачем Канаде санкции? Определяющие факторы современной внешней политики Канады в отношении России
Е. О. Балкылыч
Балкылыч Екатерина Олеговна, аспирант кафедры истории международных отношений и внешней политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, [email protected]
Отношения между Россией и Канадой имеют давнюю историю. Площади этих государств почти одинаковы, они схожи по федеративному государственному устройству, их интересы пересекаются в Арктике. Однако несмотря на перспективы сотрудничества, в настоящее время оно приостановлено в связи с введенными Канадой санкциями в отношении России. В целом проблема антироссийских санкций на сегодняшний день является актуальной и требует изучения. Ведутся дискуссии на тему, что же на самом деле представляют собой санкции и какие цели преследуют страны, вводя их. В данной статье пойдет речь о современной внешней политике Канады в свете введенных ею санкций, также будут рассмотрены определяющие факторы канадской внешней политики в отношении России с 2014 г. и по сегодняшний день. Ключевые слова: санкции, внешняя политика, лобби, международные отношения, либералы, консерваторы.
What does Canada Need Sanctions for? Cruicial Factors of Canadian Foreign Policy Towards Russia
E. O. Balkylych
Ekaterina O. Balkylych, https://orcid.org/0000-0001-9247-8359. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 82/1 Vernadskogo prospect, Moscow 119571, Russia, [email protected]
The relationship between Canada and Russia has had a long history. Canada and Russia have a lot of things in common such as the size of territory, the federal system of government, joint interest in the Arctic region. But in spite of cooperation prospects the relationship between two countries has been frozen due to the sanctions imposed on Russia by Canada. On the whole the topic concerning sanctions imposed on Russia is widely discussed and raises many disputes about the real nature of the sanctions and the aims the countries pursue. In the following article the author describes the modern foreign policy of Canada against the background of the imposed sanctions and defines the cruicial factors of Canadian foreign policy towards Russian since 2014. Keywords: sanctions, foreign policy, lobby, international relations, liberals, conservatives.
DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-2-204-207
Исторически развитие канадско-российских отношений до определенного момента имело положительную динамику. Канада и Россия, даже принадлежа к противоборствующим лагерям, умели работать над преодолением идеологических противоречий и искать общие точки соприкосновения, а также развивать области, представляющие совместный интерес. Так, в 1956 г. министр иностранных дел Канады Лестер Пирсон первым из стран-членов НАТО посетил Советский Союз. Поездка министра иностранных дел СССР А. А. Громыко в Канаду стала также нарушением бойкота, установленного странами НАТО в отношении СССР из-за введения советских войск в Чехословакию. В 1971 г. состоялся первый официальный визит премьер-министра Канады Пьера Трюдо в Россию. В том же 1971 г. Жан Кретьен, занимавший
© Балкылыч Е. О, 2019
на тот момент пост министра по делам индейцев, посетил Сибирь. Эта поездка способствовала развитию сотрудничества в Сибири и Арктике, а данный регион стал рассматриваться как «сфера взаимных интересов», которая должна была содействовать сближению двух стран. В 1989 г. Советский Союз посетил премьер-министр Канады Б. Малруни. Также в 1990-х гг. был подписан ряд важных соглашений: в 1992 г. - Договор о согласии и сотрудничестве и Соглашение о торговых и коммерческих отношениях, в 1993 г. - Соглашение об экономическом сотрудничестве. По инициативе промышленников в 1995 г. была создана Межправительственная комиссия, призванная развивать экономические связи, торговлю и инвестиции между Канадой и Россией1.
Была разработана программа технического сотрудничества с Россией, рассчитанная на 18 лет, которая завершила свою работу в 2010 г. В рамках этой программы было реализовано около 300 проектов, на общую сумму около 360 млн долл.2 Примером плодотворного российско-канадского сотрудничества был также проект «Содействие реформированию государственного управления в Российской Федерации». Опыт Канады использовался в учебных курсах повышения квалификации госслужащих3.
Однако в середине 2000-х годов отношения между Канадой и Россией начинают испытывать напряженность. С момента избрания Стивена Харпера премьер-министром Канады в 2006 г. между ним и Президентом России не состоялось официальных двухсторонних встреч, контакты имели место исключительно в рамках международных конференций. Затем последовали события в Грузии, где Канада безоговорочно поддержала официальный Тбилиси, а также активно выступила за принятие Украины и Грузии в НАТО. Позиция Канады по Ливии также не способствовала дальнейшему развитию отношений. Напомним, что Канада присоединилась к военной кампании и участвовала (среди всего лишь восьми стран НАТО) в нанесении воздушных ударов по Ливии. Канада внесла заметный вклад в военные действия, экономические санкции и дипломатические переговоры в рамках этой кампании4.
После событий на Украине в 2014 г. и присоединения Крыма к Российской Федерации отношения России и Канады окончательно вступили в фазу кризиса. Канада в числе первых стран присоединилась к санкциям в отношении России, а внешняя политика стала отличаться довольно смелой и агрессивной антироссийской риторикой. Ущерб, который несет наша страна от введенных Канадой санкций, незначителен. Общий товарооборот между Россией и Канадой на момент введения санкций составлял 2,2 млрд долл., по доле в российском товарообороте в 2013 г. Канада находилась на 48-м месте5.
Для сравнения, товарооборот Канады с США в 2013 г. составил 920,1 млрд долл.6
Кабинет Стивена Харпера занял конфрон-тационную и жесткую позицию в отношении России7. Не имея реальных рычагов влияния на Россию, такие смелые высказывания - все, что имеется в распоряжении Канады. Однако с помощью такой риторики Канада, с одной стороны, демонстрирует поддержку США, а с другой стороны, это своего рода игра на публику, а в случае Канады эта публика - украинская. На кого на самом деле направлены речи канадских политиков, предстоит разобраться.
Современная внешняя политика Канады, безусловно, идет в русле внешней политики США. Канада активно поддерживает своего ближайшего соседа во всех внешнеполитических действиях, зачастую в ущерб своим национальным интересам. Это объясняется тем, что Канада очень тесно связана с США экономически, на долю США приходится 80 % канадского экспорта. Еще в 1965 г. канадский философ и историк Дж. Грант писал, что Канада перестала существовать как независимое государство8. Похожих взглядов придерживается и Э. Коэн в своей работе «Пока канадцы спали. Как мы лишились своего места в мире», где автор рассуждает о месте Канады в мире9. Но что касается политики в отношении России на фоне разворачивающихся событий в Украине, то здесь и в самой Канаде существуют силы, заинтересованные в определенном внешнеполитическом курсе и имеющие возможность влиять на него. В формировании позиции Канады по отношению к России есть не менее важная, на наш взгляд, составляющая - украинское лобби, влияние которого нельзя недооценивать. Канада является третьей страной по численности украинского населения после Украины и России соответственно. На данный момент на территории Канады проживают 1 359 655 канадцев с украинскими корнями10. Доля по отношению к канадцам невелика, как, например, в США, но украинскую диаспору в Канаде отличает сплоченность. Кроме того, этнические украинцы занимают важные должности и влиятельные посты. Например, в состав нынешнего Парламента входят 11 депутатов с украинскими корнями, глава Центробанка Канады - также этнический украинец. На территории страны действует старейший Конгресс украинцев Канады, который представляет собой хорошо организованное общественное объединение, часто не согласовывающее свои действия с правительством Канады, напротив, оказывающее прямое влияние на внешнеполитические решения последнего11. В целом насчитывается около 30 украинско-канадских организаций всевозможной направленности. Например, Ассоциация канадско-украинских женщин, Канадский фонд «Дети Чернобыля», Украинско-канадская юридическая ассоциация, Лига украинских женщин-католичек, а также множество молодежных объединений, различные культурные и исследовательские центры. Посредством этих организаций
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 2
ведется пропаганда, в которой Россия обвиняется в создании сегодняшней ситуации на Украине.
Украинская диаспора в Канаде довольно активно продвигает и защищает свои интересы и культуру, используя разнообразные ресурсы и методы. Об этом можно судить по ряду проектов, которые находят поддержку со стороны правительства Канады, например, выделение из федерального бюджета гранта в размере 1,5 млн долл. для финансирования программы под названием «Национальный тур памяти Голодомора», создание мобильных классов, которые будут передвигаться по стране и знакомить ее население с событиями 1932-1933 гг., получившими название Голодомор12.
14 марта 2018 г. в газете «Эхо Украины», издаваемой в Канаде, была опубликована статья, в которой Лига канадских украинцев призывает читателей писать письма своим парламентариям с призывом воспользоваться председательством Канады в 2018 г. в 07 и продвигать интересы Украины на полях форума. В частности, там говорится следующее: «Для встречи лидеров 07 в Шарлевуа 8-9 июня Канада должна: организовать для лидеров 07 специальное мероприятие, посвященное восстановлению мира на Украине и прекращению вторжения России и оккупации территории Украины»13. Настрой данной организации и ее отношение к России понятны.
Нельзя не вспомнить принятый Канадой в октябре 2017 г. «Акт Магнитского», автором которого стала сенатор-консерватор Рейнелл Андрейчук, поддержанный сенатором-консерватором Дэвидом Ткачуком, которые имеют украинские корни. А версию закона для Палаты общин написал депутат Парламента, консерватор Джеймс Безан, который также является потомком украинских иммигрантов. Следует заметить, что США приняли этот закон еще в 2012 г., а вот Канада приступила к его рассмотрению лишь после событий на Украине в 2014 г.
Также стараниями вышеназванных сенаторов и депутатов Парламента Голодомор 1932-1933 гг. был признан Канадой геноцидом, а весь месяц апрель установлен как месяц памяти жертв геноцида. Следует отметить, что именно Андрейчук содействовала тому, что Голодомор 1932-1933 гг. был признан Парламентом Канады как геноцид против украинского народа.
Как видно, украинская диаспора очень смело и весьма настойчиво продвигает свои интересы и довольно успешна в своих начинаниях. «Информационное давление украинской диаспоры и в особенности УКК оказывает беспрецедентное влияние на формирование взглядов современной канадской политической элиты.. ,»14.
С приходом к власти либерального правительства во главе с Дж. Трюдо в 2015 г. возлагались надежды на улучшение отношений с Россией. В этой связи вспоминался и Трюдо-старший, который проводил смелую и независимую от США
внешнюю политику и испытывал довольно дружественные чувства к России. Надежды добавляла встреча бывшего премьер-министра Канады Жана Кретьена и Владимира Путина, на которой обсуждались актуальные международные проблемы. Позитивный прогноз для канадско-российских отношений дал и министр иностранных дел России С. Лавров на ежегодной пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 г.: «Учитывая те комментарии, которые делает Д. Трюдо и его коллеги по внешней политике, можно рассчитывать, что появляются возможности выправить наши двусторонние отношения, которые были абсолютно искусственно и бессмысленно осложнены. Повторю, предвыборная риторика и риторика нового правительства после выборов указывают, что они (Д. Трюдо и члены Либеральной партии. - Е. Б.) готовы возобновить диалог по международным проблемам и восстанавливать двустороннее сотрудничество»15.
Кроме того, тогдашний министр иностранных дел С. Дион выступал за возобновление диалога с Москвой. Его ответ на заявление С. Лаврова был такой: «У нас много разногласий с российским правительством, но определенно прекращение диалога - не выход, в то время когда США, Европа, Япония, все, кроме Канады, ведут диалог с Россией»16. Арктический совет предполагался как площадка для возобновления этого диалога. К тому же С. Дион был противником принятия Акта Магнитского, полагая, что он ухудшит из без того напряженные отношения с Москвой. Однако С. Дион вскоре был отправлен в отставку, а его место заняла канадка с украинскими корнями Христя Фриланд, которая отличается довольно агрессивной позицией в отношении России. Её назначение, призванное успокоить противников размораживания российско-канадского диалога, создаёт дополнительные, очень существенные препятствия на пути нормализации отношений17 и служит подтверждением избранного курса на конфронтацию с Россией. Тесные родственные и идейные связи с Украиной не стоит недооценивать, тем более что, по мнению экспертов, Х. Фриланд обладает большим влиянием на Дж. Трюдо18.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, согласно которому независимо от того, какой кабинет находится у власти в Канаде, в сложившейся международной ситуации Канада не имеет альтернатив избранному внешнеполитическому курсу в отношении России и скована в своих действиях. С одной стороны - США, с которыми Канада ни в коем случае не будет портить отношения. Это объясняется в первую очередь тесными экономическими связями, а также привычным для Канады следованием внешнеполитическому курсу США, которое началось еще в середине XX в. - с момента образования НАТО, одним из учредителей которого она выступила. Следовательно, во второй половине XX - начале XXI в. внешняя политика Канады отражала ее
206
Научный отдел
приверженность альянсу НАТО, англосаксонской политической ментальности. И именно этот факт объясняет четкое следование канадской внешней политики внешнеполитическому курсу США. С другой стороны - наличие влиятельного украинского лобби внутри страны, которое на данный момент и задает тон риторики Канады в адрес России и всячески старается повлиять на ее политику. По мнению Е. В. Исраеляна, «главным фактором, определяющим тональность диалога между Москвой и Оттавой, по-прежнему будет состояние российско-американских отношений, которые в ближайшем десятилетии будут носить характер противостояния... Против «оттепели» будет выступать сильное антироссийское украинское лобби в Канаде»19.
Таким образом, на сегодняшний день канадская внешняя политика в отношении России формируется из двух составляющих: во-первых, внешней политики США в отношении России, нежеланием ей противоречить и, во-вторых, наличия влиятельного украинского лобби. Поэтому даже если позиция США и будет смягчена, то отношение канадских украинцев к России не изменится, ведущаяся пропаганда надежно укрепится в умах тех, на кого она направлена.
Примечания
1 См.: Данилов С. Ю. История Канады. М. : Весь мир, 2006. С. 256.
2 Rurikov D., Kinsman J. Between Friends. Can Canada and Russia Open a New Chapter in Their Relations? // Canada Among Nations 2009-2010. As Others See Us. P. 233.
3 См.: Исраелян Е. В. Евтихевич Н. С. Гуманитарные аспекты внешней политики Канады. М. : ИСКРАН, 2013. С. 96.
4 См.: Исраелян Е. В. Канадско-российские отношения : окончательный разрыв или временное охлаждение? // Канадский ежегодник. 2014. № 18. URL: https :// cyberleninka.ru/article/v/rossiysko-kanadskie-otnosheniya-okonchatelnyy-razryv-ili-vremennoe-ohlazhdenie (дата обращения: 06.06.2018).
5 См.: Канадская телерадиовещательная корпорация. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/stephen-harper-john-baird-compare-russia-to-ww-ii-era-germany-1.2559643 (дата обращения: 06.06.2018).
6 «The Globe and Mail». URL: https ://www.theglobeandmail.
com/globe-debate/our-duty-is-to-stand-firm-in-the-face-of-russian-aggression/article19767742/ (дата обращения: 06.06.2018).
7 См.: Канадская телерадиовещательная корпорация. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/stephen-harper-says-russia-can-t-rejoin-g-7-with-putin-in-power-1.3101040 (дата обращения: 06.06.2018).
8 Grant G. Lament for a Nation : The Defeat of Canadian Nationalism. Toronto : McClelland&Stewart Limited, 1965.
9 Cohen A. While Canada Slept : How We Lost Our Place in the World. Toronto : McClelland&Stewart Limited, 2003.
10 См.: Статистическая служба Канады. URL: http:// www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2016/dp-pd/ hlt-fst/imm/Table.cfm?Lang=E&T=31&Geo=01 (дата обращения: 06.06.2018).
11 См.: Кузьмина Т. Р. Украинская национальная диаспора как фактор влияния на формирование внешней политики Канады // Проблемы канадоведения в российских исследованиях. СПб. : РОИК/ИСКРАН, 2015. Вып. 8. С. 3.
12 См.: «Эхо Украины». URL:http://www.homin.ca/news. php/news/18845/group/23 (дата обращения: 06.06.2018).
13 Там же.
14 Кузьмина Т. Р. Украинская национальная диаспора. С. 9.
15 Министерство иностранных дел РФ. URL: http:// www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2032328 (дата обращения: 06.06.2018).
16 Канадская телерадиовещательная корпорация. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/russia-canada-relations-diplomacy-dion-lavrov-1.3420781 (дата обращения: 06.06.2018).
17 См.: Исраелян Е. В. Фактор Трампа и российско-канадские отношения // Россия и Америка в XXI веке. 2017. № 2. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=568 (дата обращения: 06.06.2018).
18 См.: Кузьмина Т. Р. Новый министр иностранных дел Канады : новый курс? // Канадский ежегодник. 2017. № 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/novyy-ministr-inostrannyh-del-kanady-novyy-kurs (дата обращения: 06.06.2018).
19 Исраелян Е. В. Российско-канадские отношения на перепутье. Российский Совет по международным делам. 2016. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiysko-kanadskie-otnosheniya-na-perepute/ (дата обращения: 06.06.2018).
Образец для цитирования:
Балкылыч Е. О. Зачем Канаде санкции? Определяющие факторы современной внешней политики Канады в отношении России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 204-207. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-2-204-207
Cite this article as:
Balkylych E. O. What does Canada Need Sanctions for? Cruicial Factors of Canadian Foreign Policy Towards Russia. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2019, vol. 19, iss. 2, рр. 204-207 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/1819-4907-2019-19-2-204-207