СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 94
ББК 63,3 (7 Кан)
Внешняя политика Канады в новейшее время: основные тенденции
Андрей Николаевич Комаров,
д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ), г. Москва, Российская Федерация, 125993, ГСП-3, Москва,
Миусская площадь, д. 6. Тел: +7 916 214 30 71, E-mail: [email protected]
В данной статье, рассматривающей внешнюю политику Канады в новейшее время, особое внимание уделяется ее основным тенденциям в XX -начале XXI вв. Автор рассматривает несколько последовательных стадий внешнеполитического развития Канады. Особое внимание в статье уделяется имперской идее, а также постепенному обретению Канадой своего внешнеполитического суверенитета в течение XX в.
Автор приходит к выводу о том, что тенденция приверженности Канады имперской идее была долговременной и определяла характер внешней политики Канады в первой половине XX в. Эта идея опиралась также на представления о традиционной двухпартийной системе и общность англосаксонской политической культуры. Напротив, в межвоенный период 1919-1939 гг., а также после Второй мировой войны Канада получила суверенитет
166
в области внешней политики, прежде всего, благодаря Вестминстерскому статуту 1931 г., а также Имперской хартии 1949 г., которая зафиксировала образование содружества наций вместо Британской колониальной империи. После прихода к власти консервативного правительства Б. Малруни в 1984 г. был взят курс на усиление канадо-американских внешнеторговых связей, что было реализовано при заключении соглашений ФТА с США, НАФТА с США и Мексикой. Это означало новую тенденцию внешней политики Канады.
Ключевые слова: внешняя политика, имперская идея, Вестминстерский статут, Имперская хартия, суверенитет, политический компромисс, канадо-американские торговые связи
Modern Canadian foreign policy: basic trends
Andrey N. Komarov,
Dr. in History, Professor of the Department of World History of the Russian State University for the Humanities
125993, GSP-3, Miusskaya square 6 Tel: +7 916 214 30 71, E-mail: [email protected]
This article considers contemporary Canadian foreign policy with particular emphasis on the main trends in the 20th - early 21st centuries. The author examines several successive stages of the development of the Canadian foreign policy.
Special attention is paid to the Imperial idea, attainment of Canadian sovereignty in foreign affairs, strengthening of Canadian-American trade relations embodied in the FTA agreement with the US, NAFTA with USA and Mexico.
167
The author comes to the conclusion that the trend of Canada's commitment to the Imperial idea was long-lasting and defined the nature of Canada's foreign policy during the first half of the 20th century. This idea was based also on the perception of the traditional two-party system and a common Anglo-Saxon political culture. On the contrary, in the inter-war period (1919-1939) and after the World War II Canada gained sovereignty in foreign policy primarily due to the Statute of Westminster (1931), and the Imperial Charter in 1949 which recorded the establishment of the Commonwealth of Nations instead of the British Colonial Empire. After the Conservative government of B. Mulroney came to power in 1984, he set a course on the strengthening of Canadian-American trade relations, which were implemented in FTA agreement with the US, and NAFTA with USA and Mexico. They brought a new trend to Canada's foreign policy.
Key words: foreign policy, the Imperial idea, the Statute of Westminster, Imperial Charter, the sovereignty, political compromise, Canadian and American trade relations
Внешняя политика Канады в новейшее время эволюционировала через несколько последовательных стадий своего развития, что было связано, прежде всего, с особенностями общественно-политического, геополитического и экономического развития этого государства.
Следует отметить, что основные тенденции внешней политики Канады в течение всего XX в. варьировались от приверженности имперской идее до обретения окончательного внешне - и внутриполитического суверенитета в 1982 г., и вступления в важнейшие современные международные организации, в том чисел в G-7 и G-20.
168
В этой связи необходимо заметить, что приверженность имперской идее была важнейшей тенденцией внешней политики Канады в первой половине XX столетия. По сути дела эта идеология отражала политический компромисс, достигнутый первым премьер-министр Канады от Консервативной партии Дж. Макдональдом с британскими политическими элитами в 1867 г., и, прежде всего, либеральным правительством У. Гладстона в момент образования канадской федерации.
Стоит заметить, что имперская идея всегда была неотъемлемой составляющей консервативной политической идеологии в англосаксонском мире. В частности, у британских и канадских консерваторов она символизировала установленные перед ними четкие внешнеполитические цели. Для британских консерваторов со времен Б. Дизраэли, имперская идея, прежде всего, выражалась в политике интенсивного расширения британской колониальной империи и выработке жесткого бескомпромиссного подхода по отношению к царской России, которую в Великобритании считали своим главным конкурентом за геополитическое влияние в Афганистане, Центральной Азии и на Балканах. В этой связи можно привести знаменательное высказывание премьер-министра Великобритании Б. Дизраэли в 1872 г. о томё что, по его мнению, «<...> никогда в истории не существовало столько знаменательного момента, подобного настоящему, когда влияние Великобритании в мире было бы так велико, а ее мощь и ресурсы настолько безграничны [4, с. 126]. Поэтому, вполне можно согласиться с британским ученым Р. Блейком, который отмечал, что именно с 1872 г. Консервативная партия Великобритании стала партией британской империи [5, Р. 127]. Имперская идея была своего рода цементирующей основой для британских консерва-
169
торов, поскольку она подразумевала аккумуляцию интересов самых различных слоев английского общества, включая аристократию, буржуазию, пролетариат, фермерство, под лозунгом расширения Британской империи и усиления ее могущества. Это было весьма показательно для британских консерваторов, поступательно следовавших ей до Второй мировой войны.
В то же время британские консерваторы очень гибко отреагировали на антиколониальные настроения в ряде государств Азии и Африки и, соответственно, борьбу народов этих стран за свою независимость. В этой связи после Второй мировой войны они внесли изменения в свою имперскую концепцию, придав ей абсолютно новое звучание. Английские консерваторы предпочли говорить о «Британском содружестве наций», т.е. о создании равноправных партнерских отношений между бывшей метрополией и ее колониями, нежели чем о прежней имперской политике, предусматривающей только укрепление Британской колониальной империи и ее безусловное доминирование [6].
Имперская идея в англоязычной Канаде, с самого момента образования федерации в 1867 г., была самым тесным образом ориентирована на внешнеполитическую идеологию британских политических элит. В частности, англоканадцы целиком и полностью поддерживали участие Канады в англо-бурской войне 1899-1902 гг., а также Первой и Второй мировых войнах на стороне Великобритании. Именно таким образом, англоканадцы подчеркивали свою приверженность имперской идее, были благодарны британской конституционной монархии за предоставленную им возможность образовать канадскую федерацию, т.е. создать самостоятельное государство (доминион) под протекторатом Великобритании. Необ-
170
ходимо отметить, что как канадские консерваторы, так и либералы в англоязычной Канаде были едины в своем стремлении поддержать имперскую идеологию. При консервативных кабинетах Р. Бордена и либеральном правительстве М. Кинга была санкционирована отправка войск на фронты Первой и Второй мировых войн [1, с. 47].
В частности, канадские батальоны участвовали в отражении газовой атаки немцев под Ипром в 1915 г., в сражении на р. Сомме в 1916 г. Во время Второй мировой войны канадская авиация участвовала в воздушных боях против люфтваффе в период «воздушной битвы за Британию» в 1940 г., а также непосредственно батальоны этой страны участвовали в высадке войск антигитлеровской коалиции в Нормандии в июне 1944 г. при открытии второго фронта. Немаловажно отметить, что поддержка Канадой Великобритании в период двух мировых войн вызвала невиданный энтузиазм среди англоязычной общественности, которая торжественно и помпезно провожала на фронт канадские войска.
В то же время франкоязычная Канада, и, прежде всего, франкоканадская провинция Квебек, в целом не разделяла имперских ценностей англоязычных провинций. Испытывая горькое чувство унижения после завоевания Англией Канады в 50-60-е гг. XVIII в., франкоканадцы не только пронесли его через весь XIX век, но и руководствовались им также в XX в. Они не могли простить англоканадским властям постоянных нарушений их языковых прав, а также фактической политики ассимиляции, проводившейся английской колониальной администрацией со второй половины XVIII в. [2, с. 34-43.] Именно поэтому франкоканадская общественность крайне негативно отреагировала на всеобщую воинскую мобилизацию, обьявленную центральными канадскими властями
171
соответственно в 1917 и 1944 гг. Большинство франкоканадцев были глубоко убеждены в том, что, поскольку интересам страны, находящейся за океаном, глобально ничего не угрожает, то именно поэтому не стоит вступать в боевые действия, которые необходимы, прежде всего, британскому правительству в Лондоне. Именно поэтому правительствам Р. Бордена и М. Кинга во время двух мировых войн удалось организовать отправку на фронт франкоканадцев, приложив для этого максимум усилий и фактически прибегнув к насильственным действиям, подавив многочисленные демонстрации и манифестации недовольных [3]. В середине XX в. в связи с распадом мировой колониальной системы, имперская идея в Канаде, как и в Великобритании в целом, уходит в прошлое, эволюционируя от прежних отношений колонии и метрополии к равноправному партнерству и содружеству наций. Это проявилось, как минимум, в двух важных моментах. Прежде всего, необходимо отметить, что вследствие активного участия Канады в Первой мировой войне на стороне Антанты, ее международное влияние резко возросло, что дало возможность в июне 1919 г. Канаде отдельно от своей метрополии (Великобритании) подписать Версальский мирный договор с Германией.
Не менее важным аспектом внешней политики канадских консерваторов и либералов явилось также получение ею внешнеполитического суверенитета, вследствие принятия Вестминстерского статута 1931 г., по которому, как Великобритания, так и ее доминионы, явились равноправными и независимыми друг от друга субъектами как во внешней, так и во внутренней политике [7]. Этот важнейший документ, безусловно, был единогласно положительно воспринят как канадскими консерваторами, так и либералами, стремящимися к скорейшему дости-
172
жению полного суверенитета своего государства, которое, однако, было полностью достигнуто только в 1982 г., благодаря принятию Акта о конституции 1982 г.
После Второй Мировой войны в Канаде вновь был продолжен поиск своих внешнеполитических ориентиров.
Немаловажную роль в формировании канадского внешнеполитического курса сыграли и следующие геополитические особенности, определявшие также в целом расстановку сил на международной арене в XX в.
Во-первых, победа во Второй мировой войне над нацистской Германией и ее сателлитами в составе стран антигитлеровской коалиции, с одной стороны, и формирование двуполярной системы международных отношений, основанной на длительном противостоянии США и СССР, с другой, также оказывали непосредственное воздействие на динамику канадской внешней политики и ее приоритеты.
Во-вторых, начало становления многополюсного мирового пространства, основанного на демократическом и поступательном взаимодействии государств, в свою очередь, способствовало пересмотру в Канаде некоторых ранее принятых внешнеполитических установок.
В-третьих, как уже было подчеркнуто выше, географическое соседство с мировым лидером - США, а также серьезная зависимость Канады от американских рынков сбыта своей продукции, всегда ставили вопрос о характере и глубине внешнеэкономического и военного сотрудничества с этим государством, которое фактически всегда оставалось приоритетным.
В-четвертых, образование в 1867 г. Канады как самостоятельного государства мирным, поступательно эволюционным, а не революционным, стихийным и скачко-
173
образным путем, способствовало формированию аналогичной тенденции не только во внутренней, с точки зрения разрешения франкоканадского вопроса, но и во внешней политике страны. Это особенно проявилось во второй половине XX в. в ее активной миротворческой деятельности, стремлении избежать эскалации различного рода конфликтов и международной напряженности в целом.
Исходя из вышесказанных особенностей, в послевоенные десятилетия происходил интенсивный поиск ориентиров внешней политики страны, осуществлялись попытки выработать ее концептуальную составляющую. Среди политиков, дипломатов, общественных деятелей, в средствах массовой информации в течение многих лет имела место полемика о возможных приоритетах внешней политики государства с точки зрения дальнейшего углубления канадо-американских отношений, т.е. конти-нентализма, с одной стороны, или поиска противовесов этому направлению в Европе и Азии, с другой, по причине необходимости сохранения суверенитета Канады как самостоятельного государства и боязни ее фактического поглощения со стороны соседних США.
В Канаде, после прихода к власти консервативного правительства Б. Малруни в 1984 г., был взят курс на усиление канадо-американских внешнеторговых связей, что было реализовано в заключении соглашений ФТА с США, НАФТА с США и Мексикой.
Итоги подписанного консерваторами соглашения НАФТА между США, Мексикой и Канадой были более, чем значительны и весомы для последней.
Во-первых, это означало продолжение североамериканской интеграции и фактически вывод ее на новый ру-
174
беж своего развития, что явилось крайне эффективным для Канады с экономической точки зрения.
Во-вторых, оба соглашения, как ФТА, так и НАФТА, повысили конкурентоспособность канадских товаров.
В-третьих, присоединение Канады к НАФТА и ее партнерство с Мексикой, в свою очередь, способствовали укреплению внешнеэкономического сотрудничества со странами Латинской Америки. Несмотря на глубокий раскол в канадском обществе, вызванный этими соглашениями в эпоху их обсуждения и принятия, в начале XXI в. они полностью доказали свою состоятельность. При консервативном правительстве С. Харпера и либеральном правительстве Дж. Трюдо процессы континентальной интеграции не только были продолжены с успехом, но и вышли на принципиально новую стадию развития. Примечательно и то, что либеральные правительства Ж. Кретьена и П. Мартина, находящиеся ранее у власти в Канаде с 1993 по 2004 г., и сменившие у власти консерваторов, не только не аннулировали НАФТА, но и продолжали самым тесным образом развивать его.
Все это доказывает, что в эпоху глобализации международное сотрудничество основывается на интеграционных процессах, которые носят внешнеэкономический и политический характер. Без этого эффективное существование государств на современном этапе невозможно. Именно причастность к глобальной мировой экономике определяет внешнеэкономическую состоятельность современных государств. Даже важнейшие центры мировой геополитики, подобные США и Евросоюзу, тяготеют к эффективному международному сотрудничеству. Именно этот факт и доказывает создание единой континентальной интеграции в Северной Америке. Подобные интеграционные процессы происходят и на постсовет-
175
ском пространстве, где ЕАЭС, объединивший Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Киргизию, Армению и Казахстан, предполагает стать одним из крупнейших интеграционных объединений.
Вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы:
Во-первых, в первой половине XX в. Канада следовала имперской идее, что отражало компромисс канадских властей и политических элит Великобритании, достигнутый ими еще во второй половине XIX в.
Во-вторых, имперская идея подразумевала собой участие Канады на стороне Великобритании во всех крупнейших внешнеполитических акциях, и, прежде всего, англо-бурской войне, Первой и Второй мировых войнах.
В-третьих, в межвоенный период 1919-1939 гг. Канада получает суверенитет в области внешней политики, прежде всего, благодаря Вестминстерскому статуту 1931 г., а после Второй мировой войны укрепляет его благодаря Имперской хартии 1949 г. Последняя фактически зафиксировала образование содружества наций вместо Британской колониальной империи.
В-четвертых, в Канаде, после прихода к власти консервативного правительства Б. Малруни в 1984 г., был взят курс на усиление канадо-американских торговых связей, что было реализовано при заключении соглашений ФТА с США, НАФТА с США и Мексикой. Это означало новую тенденцию внешней политики Канады.
176
Литература и источники
1. Комаров А. Н. Политические партии Канады: прошлое и настоящее // Новый исторический вестник. 2009. № 3. С. 47.
2. Комаров А. Н. Франко-канадский вопрос в политике консерваторов (вторая половина XX-начало XXI вв.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2015. № 2. С. 34-43.
3. Комаров А. Н. Канадский консерватизм в эпоху Б. Малруни в 1984-1993 годах: Монография. М.: РУДН, 2010.
4. Blake R. The Conservative Party from Peel to Churchill. London: Camelot Press Ltd, 1970. P. 126.
5. Ibidem. P. 127.
6. Imperial police. A Statement of Conservative Policy for the British Empire and Commonwealth. London, June, 1949.
7. Statute of Westminister, 1931.
References
1. Komarov A. N. Politicheskie partii Kanady: proshloe i nas-toyashchee [Canada's Political Parties: Past and Present] // Novyj istoricheskij vestnik. 2009. № 3. S. 47.
2. Komarov A. N. Franko-kanadskij vopros v politike kon-servatorov (vtoraya polovina XX-nachalo XXI vv) [Franco-Canadian Issue in the Policy of the Conservative: second half of the XXth - early XXI c.] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 2. Istoriya. 2015. № 2. S. 34-43.
3. Komarov A. N. Kanadskij konservatizm v ehpohu B. Ma-lruni v 1984-1993 godah [Canadian Conservatism in the Epoch of B. Mulroney]. Moscow: RUDN, 2010.
177
4. Blake R. The Conservative Party from Peel to Churchill. London: Camelot Press Ltd, 1970. P. 126.
5. Ibidem. P. 127.
6. Imperial police. A Statement of Conservative Policy for the British Empire and Commonwealth. London, June, 1949.
7. Statute of Westminister, 1931.
\
178