Научная статья на тему 'Проблемы воспитания волевых качеств в экстремальных ситуациях, возникающих при ведении рукопашного поединка сотрудниками органов внутренних дел'

Проблемы воспитания волевых качеств в экстремальных ситуациях, возникающих при ведении рукопашного поединка сотрудниками органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ЭКСПЕРИМЕНТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / INTERNAL AFFAIRS BODIES OFFICER / VOLITIONAL QUALITIES / EXPERIMENT / TESTING / PHYSICAL EXERCISES / UNARMED COMBAT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Славко Александр Лукич, Витютнев Евгений Евгеньевич

В статье рассматриваются основные проблемы воспитания волевых качеств в экстремальных ситуациях, возникающих при ведении рукопашного поединка сотрудниками органов внутренних дел. Особое внимание уделяется индивидуальности различных боевых ситуаций и действий, предполагающих индивидуальную самоподготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Славко Александр Лукич, Витютнев Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of education volitional qualities in extreme situations arising in the conduct of unarmed combat by Internal Affairs Bodies employees

Тhe article considers the main problems of education volitional qualities in extreme situations arising in the conduct of unarmed combat by Internal Affairs Bodies employees. Particular attention is paid to the individuality of different combat situations and actions involving individual training.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитания волевых качеств в экстремальных ситуациях, возникающих при ведении рукопашного поединка сотрудниками органов внутренних дел»

Славко Александр Лукич

кандидат социологических наук, Белгородский юридический институт МВД России

им. И.Д. Путилина (тел.: +74722525535)

Витютнев Евгений Евгеньевич

кандидат педагогических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612584216)

Проблемы воспитания волевых качеств в экстремальных ситуациях, возникающих при ведении рукопашного поединка сотрудниками органов внутренних дел

В статье рассматриваются основные проблемы воспитания волевых качеств в экстремальных ситуациях, возникающих при ведении рукопашного поединка сотрудниками органов внутренних дел. Особое внимание уделяется индивидуальности различных боевых ситуаций и действий, предполагающих индивидуальную самоподготовку.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, волевые качества, эксперимент, тестирование, физические упражнения, рукопашный бой.

А.L. Slavko, Candidate of Sociology, Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +74722525535;

Е.Е. Vityutnev, Сandidate of Pedagogics, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584216.

Problems of education volitional qualities in extreme situations arising in the conduct of unarmed combat by Internal Affairs Bodies employees

^e article considers the main problems of education volitional qualities in extreme situations arising in the conduct of unarmed combat by Internal Affairs Bodies employees. Particular attention is paid to the individuality of different combat situations and actions involving individual training.

Key words: Internal Affairs Bodies officer, volitional qualities, experiment, testing, physical exercises, unarmed combat.

Достижение сотрудниками ОВД высокого профессионального уровня предполагает психологическую подготовку, развивающую волевые качества бойца. Психологические и физические возможности человека зависят от двух факторов - от энергетического потенциала человека и умения управлять им.

Первый предполагает наличие особой энергетической системы человека. Все эзотерические учения, помимо анатомо-физиологических систем, выделяют еще энергетическую систему с центрами по вертикальной оси человека. Задача состоит в том, чтобы выявить степень их присутствия в обучающемся, их максимального возбуждения и сделать этот поток энергии в человеке более обильным. При этом увеличиваются пороги чувствительности, границы

восприятия человека расширяются, меняется его уровень сознания. Особое внимание уделяется индивидуальности различных боевых ситуаций и действий, предполагающих индивидуальную самоподготовку, основанную на выявлении в предварительном обследовании личностных качеств человека путем эксперимента. Исследования профессора Е.С. Жарикова показали, что тренировки, направленные на повышение порога чувствительности, резко увеличивают творческие возможности человека, продлевают период его боевой активности.

В зависимости от сложности представляемой боевой ситуации и типа личности выбирают соответствующие методы побуждения центров управления психикой.

Второй фактор - умение управлять энергетическим потенциалом человека - зависит от

207

способности концентрировать внимание на выбранном объекте. Эту возможность и способность участвующих в эксперименте мы изучим, получив опытные данные с помощью разработанных психологических экспресс-тестов. Основная задача проводимого эксперимента - получить возможность разделить группу занимающихся слушателей по подгруппам: склонных к ведению единоборств и не предрасположенных к ведению единоборств [1, с. 374].

Выявление периода сосредоточения или невозможности такового в момент максимального психологического напряжения (нестандартная ситуация, ведение рукопашного боя с противником [правонарушителем]) - вот задача при проведении эксперимента после первого этапа отбора и деления группы на две подгруппы. При длительном сосредоточении на противоборствующем объекте (в подгруппе склонных, предрасположенных к ведению единоборств) происходит эмпатия, слияние субъекта и объекта, в результате чего он познает внутреннюю сущность объекта. Сосредоточившись на внутренних процессах в организме (особенно расслабления), сотрудник получает возможность управлять ими. Он начинает ощущать, видеть то, что в общем состоянии недоступно органам чувств. Это состояние глубокого сосредоточения получило название измененного состояния сознания. Чтобы перейти к такому современному способу контроля возникающих боевых ситуаций и нестандартных положений при ведении боевых действий, необходимо как раз сосредоточить внимание руководителя занятий на контингенте предрасположенных к ведению единоборств. Эксперимент и дает такую возможность - выделить группу занимающихся, для которой будет определена более усложненная система боевой подготовки, а также выделить группу слушателей, не склонных к ведению единоборств в экстремальных ситуациях, которые будут изучать общую программу подготовки сотрудников ОВД, с упором на развитие и совершенствование общефизических данных.

При этом главная ценность эксперимента видится в том, что такой подход к обучающимся снимает физическое напряжение с контингента слушателей, не склонных к ведению единоборств в экстремальных ситуациях. А пристальное внимание при разработке заданий для второй группы слушателей дает дополнительный заряд и желание более глубоко и интенсивно осваивать новые приемы, а также возможности проявления нераскрытых особенностей организма при действии в чрезвычай-

ных условиях, когда люди демонстрировали чудеса силы и ловкости [2, с. 103].

Такое деление контингента обучающихся дает возможность экономить силы и время самого преподавателя, а также слушателя; позволяет заранее определить специализацию по видам профессиональной деятельности, а также ориентацию и отбор в различные виды профессиональной деятельности (оперативно-розыскная, административная и т.д.), это и дает в конечном итоге конкретно-личностную характеристику к моменту окончания вуза как рекомендуемую в определении дальнейшего профессионального применения (для руководителей служб на местах).

Поэтапное проведение эксперимента предполагает получение наиболее подробных и точных данных по каждому слушателю отдельно. Насколько жизнеспособна будет система, отработанная в ходе эксперимента, покажет итоговый экзамен среди участников обследования.

Эксперимент проводится в 3 этапа:

1. Фоновое обследование (волевые, личностные, врожденные качества):

в конце 1-го полугодия;

в конце учебного года;

статистическая обработка полученных данных.

2. Деление слушателей ко второму году обучения по результатам обследования на две экспериментальные группы:

предрасположенных к ведению единоборств;

не предрасположенных к ведению единоборств.

3. Сравнительная характеристика предрасположенных и не предрасположенных к ведению единоборств слушателей (по результатам тестирования).

В ходе эксперимента необходимо выявить взаимосвязь волевых качеств с личностными и врожденными особенностями.

При проведении поэтапного эксперимента в качестве дополнительной информации необходимо использовать результаты общего психологического тестирования при поступлении в вуз [3, с. 132].

В ходе эксперимента используются следующие экспресс-тесты.

1. Оценка общей психологической устойчивости.

Осуществляется путем сопоставления результатов каких-либо упражнений на координацию движений, внимание, быстроту в действии после больших физических нагрузок, например после кросса на 1 или 3 км, вестибулярных нагрузок, эмоциональных переживаний.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2017 • № 1 (59)

208

Проба № 1 - упражнения на координацию до и после нагрузки.

Проба № 2 - упражнения на точность на фоне вестибулярных нагрузок.

Снижение результатов по двум пробам свидетельствует о недостатках в психологической устойчивости (при этом по пробе № 2 результат медицинского освидетельствования может быть положительным, без вестибуловегетатив-ных реакций).

2. Оценка волевого качества настойчивости.

Суть: сопоставление результатов кросса и

функциональной пробы «степ-тест» с упражнениями на статическую выносливость без описания используемых упражнений. Оценка «степ-теста» высчитывается по формуле: Инд=18000/(П2+П3+2хП4), где Инд - индекс «степ-теста», П2,П3,П4 - частота пульса за 30 с на 2-й, 3-й, 4-й минуте, 18000 - постоянное число.

Нормативы: «отлично» - 125 и более; «хорошо» - 110-124;«удовлетворительно» - 83-109; «плохо» - 67-82; «очень плохо» - 66 и ниже.

Проба может проводиться одновременно с большой группой людей под командой руководителя. Для этого группа слушателей делится на две половины.

3. Оценка смелости как волевого качества.

В соответствии с анкетой «Самооценка личности», разработанной С.А. Будасси и интерпретированной Ю.Я. Киселевым, в бланке перечислены различные качества личности, слушатель в левой колонке ранжирует эти качества в той

1. Бокий А.Н., Усков С. В. Теоретическое обоснование формирования навыков рукопашной подготовки курсантов вузов МВД России с учетом двигательных и психологических моделей поведения противника // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3.

2. Никифоров М.Ю., Горелов С.А., Асекре-тов О. К. Физическая подготовка сотрудников полиции - эффективное средство мобилизации к действиям в служебно-боевых ситуациях // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2015. С. 103-106.

3. Славко А.Л. Ценностно-нормативные функции физкультурно-спортивной деятельности // Аналитика культурологии. 2011. № 21. С. 132-135.

мере, в какой они ему самому нравятся, для него более значимы, в правой колонке он ранжирует эти качества относительно себя самого, насколько они ему присущи.

Далее по формуле вычисляется коэффициент корреляции. Чем больше коэффициент приближается к 1, тем более высокая самооценка личности присуща данному испытуемому.

В эксперимент включен весьма информативный тест (ААТ) - апперцептивный тест, проведенный на теоретической основе, близкой к ТАТ (тематический апперцептивный тест), опубликованному Морганом и Мюрреем. ААТ предложен Д. Стоуном (1950 г.). При тестировании применяются звукозаписи (звуки ветра, выстрел и др. - всего 10 наборов по 3 типа звуков в каждом). Испытуемый после прослушивания каждого набора составляет рассказ. В рассказе следует указать, что происходит в связи с этими звуками, чем закончится дело. Методика используется при групповом обследовании.

Таким образом, используя вышеназванные методики оценки участников эксперимента на 3 этапах, а также индивидуально подобранные тесты в процессе исследований, можно будет сделать определенные выводы по каждому слушателю группы, связав теоретические выводы эксперимента с данными, полученными в процессе обучения. Это даст возможность составить более объективную и многогранную характеристику с рекомендациями на каждого слушателя, будущего сотрудника ОВД.

1. Boki A.N., Uskov S.V. The theoretical justification for the formation of skills of training of cadets of high schools of the Russian Interior Ministry, taking into account the motor and psychological behaviour of the enemy // Modern problems of science and education. 2016. № 3.

2. Nikiforov M.Yu., Gorelov S.A., Asekretov O.K. Physical training of police officers - an effective tool to mobilize for action in service and combat situations // Topical issues of psychology, pedagogy and education: coll. of sci. papers on the results of the intern. sci.-pract. conf. Samara, 2015.

3. Slavko A.L. Value-regulatory function of sports activity // Analysis of cultural studies. 2011. № 21. P. 132-135.

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.