УДК 796
Д. А. БАКИЕВ, старший преподаватель кафедры физической подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
D. A. BAKIEV, the senior teacher of chair of physical training Ufa law Institute of the Interior Ministry of Russian (Ufa)
ПРАКТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ
НАВЫКАМИ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРАВОВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
THE PRACTICAL NEED OF MASTERING THE SKILLS OF MARTIAL COMBAT OFFICERS AND LEGAL ASPECTS OF THEIR APPLICATION
Анотация. В статье рассмотрена роль овладения сотрудниками ОВД боевыми приемами борьбы и правовые основы применения приемов при выполнении служебных обязанностей.
Ключевые слова: физическая подготовка, рукопашный бой, сотрудники органов внутренних дел, боевые приемы борьбы.
Annotation. The article considers the role of mastering in police and military methods of struggle and legal basis for the use of the techniques when performing official duties.
Keywords: physical training, unarmed combat, staff of internal Affairs bodies, fighting techniques of struggle.
Проблема совершенствования физической подготовки сотрудников полиции является одной из наиболее актуальных проблем, касающихся правоохранительной деятельности. Это связано не только с необходимостью правомерного применения физической силы в деятельности сотрудников, но и с растущей популяризацией и пропагандой спорта среди всех слоев населения.
Одним из важнейших разделов курса дисциплины «Физическая подготовка», реализуемой в рамках образовательных организаций системы МВД России, является раздел, касающийся боевых приемов борьбы и техники рукопашного боя. Структурными элементами совершенствования навыков рукопашного боя являются боевые приемы, которые заимствуются из различных
видов единоборств, таких как: борьба, бокс, дзюдо и т. д. [1].
По мнению В. И. Дудчик и В. А. Торопова, рукопашный бой представляет собой «вид служебной деятельности сотрудников полиции в ближнем бою с преступниками с применением противниками личного огнестрельного и холодного оружия, а также подручных средств и приемов единоборства без оружия» [2]. Но чаще данный курс изучаемой дисциплины называют «самбо».
Данный термин, а в последующем и целая система физических упражнений и приемов были предложены В. Спиридоновым еще в 1933 году. Система была предназначена для сотрудников милиции, госбезопасности, а также конвойных и пограничных войск. Термин «самбо» сформирован от сокра-
<ч
к
<ч а а
о о
ч
«
а о
0 «
¥ а -с а
1
о
о «
?
а £
а «
S
щенного словосочетания «самозащита без оружия». Борьба самбо относится к категории так называемых «синтетических» видов единоборств. То есть данный вид формировался на основе различных направлений рукопашного боя. Вместе с тем самбо по праву считается национальным единоборством России (Советского Союза) [3]. Независимо от В. Спиридонова свою школу единоборств создавал и В. Ощепков. Еще в 1911-1914 годах он прошел курс обучения у основателя японской борьбы дзюдо доктора К. Дзигаро, его система называлась «дзиу-до» и включала в себя броски, рычаги и другие приемы борьбы. Две схожие системы объединил А. Харлампиев. В настоящее время в системе МВД России применяется советская методика самбо.
Для эффективного применения на практике навыков ведения рукопашного боя сотрудникам полиции необходимо избрать верную тактику своего поведения. В теории выделяют несколь-^ ко типов ведения боя. ^ Первым является игровой тип,
^ который, на наш взгляд, является наи-« более универсальным способом ведения ^ поединка. Он характеризуется тем, что ^ сотрудник полиции в ходе ведения боя ^ использует недочеты и ошибки против-!з ника в свою пользу, а также в равной степени профессионально осуществляет | как нападение, так и защиту, используя § весь спектр возможных приемов. а Второй тип - силовой. Он не от-
| личает сотрудника хорошей ловкостью, | однако позволяет ему использовать си-^ лу собственного веса, крепко стоять на
1 ногах при защите и жестко действовать &
2 при нападении.
| И, наконец, третий тип - темпо-
^ вой. Он противоположен второму, по-а
§ скольку здесь акцент делается именно
^ на активности и изворотливости участ-
^ ника поединка.
| Несмотря на недостатки и досто-
^ инства всех названных типов, на наш
^ взгляд, при обучении сотрудников по-
лиции правилам ведения боя, необходимо применять все возможные варианты, способы и методы обороны, поскольку грамотное сочетание типов ведения поединка, а также умение менять их в зависимости от складывающейся оперативной обстановки позволит наиболее эффективно осуществлять сотрудником правозащитную деятельность.
Значимость служебно-боевой и физической подготовки еще на стадии обучения будущих сотрудников полиции в своей статье подчеркивает В. В. Мороз. Он отмечает, что результаты инспекторских проверок, а также анализы деятельности выпускников образовательных организаций системы МВД России показывают, что подготовка курсантов способствует улучшению показателей по физической культуре в их дальнейшей деятельности, тогда как уровень подготовки начальствующего состава, в сравнении с этим, несколько ниже. Он объясняет это тем, что в современном мире профессиональной подготовке уделяется большое внимание именно при прохождении обучения на должность, то есть ведется активная работа с курсантами. Это доказывается тем, что на занятиях по физической подготовке используются различные подходы и приемы. При этом форма, организация, содержание и структура занятий находятся в тесной взаимосвязи с решением специфических, специальных и воспитательных задач, определяемых требованиями образовательной организации [4].
Правовой аспект, регламентирующий необходимость знания техники выполнения боевых приемов сотрудниками ОВД, закреплен в ст. 20 Федерального закона «О полиции» [5]. Законодательное закрепление правовых оснований применения физической силы сотрудниками полиции свидетельствует не только о необходимости приобретения физических навыков для эффективной борьбы с преступностью, но и о
том, что это так называемое «законное насилие» должно применяться лишь в рамках дозволенного. Речь идет не только о круге лиц, в отношении которых применение физической силы запрещено, обстоятельствах, которые также препятствуют применению физической силы. Важно, чтобы своими действиями сотрудник нанес нарушителю минимально возможный в сложившихся обстоятельствах вред. Минимизация физического вреда способствует совершенствованию деятельности правоохранительных структур, поскольку первоочередной задачей полицейских является защита и охрана прав и свобод граждан.
В связи с вышеуказанным следует сделать вывод о том, что грамотное преподавание и добросовестное изучение боевых приемов в образовательных организациях системы МВД России еще на стадии подготовки к профессиональной служебной деятельности курсанта-
ми становится условием проявления положительных тенденций в деятельности полиции. Помимо этого, изучение боевых приемов борьбы является важным средством подготовки сотрудников полиции, способным комплексно решать целый ряд задач их физической и психологической закалки, целенаправленно способствовать повышению профессионального мастерства [6]. Но это способствует не только повышению уровня их профессионализма. В последующем данный фактор сказывается на эффективности борьбы с преступностью, противоправными посягательствами, снижении числа преступлений, связанных с причинением вреда гражданам, совершаемых сотрудниками полиции. Также это способствует декриминализации современного российского общества и росту уровня доверия населения к сотрудникам правоохранительных органов [7].
* * *
ЛИТЕРАТУРА
1. Кислицын М. Н. Развитие силовых характеристик спортсмена, занимающегося рукопашным боем // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы X Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С. 397-399.
2. Дудчик В. И., Торопов В. А. Правовые основы применения сотрудниками полиции приемов рукопашного боя, его роль и значение в формировании подготовленности к профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 153-156.
3. Усков С. В., Гладников А. В. Применение приемов борьбы самбо в служебной подготовке курсантов вузов МВД России // Инновационная наука. 2015. № 3.
4. Мороз В. В. К вопросу о повышении эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников в системе МВД России // Сборник материалов II научно-практической конференции. Хабаровск, 2014. С. 18-19.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) / URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.02.2017).
6. Кошевец Г. В. Совершенствование дисциплины «физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: Материалы X Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С.408-411.
7. Сулейманов М. Р. Пути решения проблемы повышения эффективности профессиональной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 4. С. 72-76.
© Бакиев Д. А.
<ч
к
<ч а а
и
и $
Ч Э"
«
а о
0 «
¥ а -с а
1
о
о «
35
а
£
а «
S