Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ КАК МЕХАНИЗМ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ТРАНСМИССИИ КУЛЬТУРЫ У ТАДЖИКОВ'

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ КАК МЕХАНИЗМ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ТРАНСМИССИИ КУЛЬТУРЫ У ТАДЖИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕЖПОКОЛЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ / КУЛЬТУРА / ЭТИКЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсуфбекова Зинатмо, Шовалиева Мумина

Одна из задач этнографического изучения семьи - «раскрытие этнической стороны происходящих в ней процессов социализации личности»[1]. Поэтому проблемы воспитания и социализации детей как механизм межпоколенной трансмиссии культуры привлекают внимание этнографов, социологов, педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF EDUCATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN AS MEKCHANIZM OF INTERGANARATE TRANSMISSION THE CULTURE OF TAJIKS

The family is the fundamental unit of society. The problem of raising children in a family has always been a very relevant issue, especially now, because in the upbringing of the young generation, in our opinion, does not take into account the traditions and etiquette that is passed from generation to generation. The author makes an attempt on the basis of ethnographic materials to show problems of education and socialization of children as a mechanism for intergeneration transmission of culture of Tajiks.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ КАК МЕХАНИЗМ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ТРАНСМИССИИ КУЛЬТУРЫ У ТАДЖИКОВ»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ КАК МЕХАНИЗМ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ТРАНСМИССИИ КУЛЬТУРЫ У ТАДЖИКОВ

Зинатмо ЮСУФБЕКОВА, Мумина ШОВАЛИЕВА,

научные сотрудники Института истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН РТ

Одна из задач этнографического изучения семьи - «раскрытие этнической стороны происходящих в ней процессов социализации личности»[1]. Поэтому проблемы воспитания и социализации детей как механизм межпоколенной трансмиссии культуры привлекают внимание этнографов, социологов, педагогов.

Ключевые слова: семья, этнографическое изучение, воспитание ребенка, социализация, межпоколенная трансмиссия, культура, этикет.

Семья - это первичная ячейка общества. Проблема воспитания детей в семье всегда являлась проблемой очень актуальной, особенно в настоящее время, поскольку при воспитании молодого поколения, на наш взгляд, не учитываются традиции, этикет, которые передаются из поколения в поколение. Автор делает попытку на основе этнографических материалов показать проблемы воспитания и социализации детей как механизм межпоколенной трансмиссии культуры у таджиков.

Воспитание ребенка с младенческих лет. У таджиков считается, что воспитывать ребенка следовало с самого момента его рождения, как говорится в народе, ещё с колыбели - «аз гах,вора». Поэтому до сих пор в народе существует такое высказывание, как «Тарбияи кудак - аз гах,вора аст» - «Воспитание ребенка должно вестись с колыбели». С самого момента рождения ребенка приучали к дисциплине - укладывали спать в колыбель на 2-3 часа, затем его на некоторое время клали на пол на ватный тюфячок - курпачу, где он мог немного поиграть, затем снова укладывали в колыбель. Нельзя было, чтобы он долгое время оставался «свободным», на полу, поскольку мог простудиться и т.п. В то же время, в многодетных таджикских семьях для женщины-хозяйки было много работы по дому, связанной с исполнением женских обязанностей по хозяйству: приготовлением пищи, уборкой по дому, хозяйством, садом и т.п. Поэтому, основной няней всегда считалась старшая по дому девочка или пожилая женщина, которая присматривала не только за ребенком, но и за другими малолетними детьми: кормила их, одевала, умывала, прибиралась за детьми, занималась уборкой в доме и т.п. Если ребенок просыпался в колыбели раньше времени, то они, в том числе и другие младшие дети качали колыбель - гах,вора, с тем, чтобы ребенок успокоился, а также прикармливали его, или же мать сама кормила ребенка грудным молоком. То есть, детей с младшего возраста приучали к работе по уходу за ребенком и другими младшими детьми. Ребенку постоянно на «детском лепете» давали понять, чтобы он подальше держался от горячего, приучали правильно держать ложку в руках, есть, произносить слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра» и т.п. Не разрешали обучать плохим, недостойным словам, говоря: «Кудак хуб аст, адабаш аз ин х,ам хубтар аст» - досл.- «Ребенок хорошо, а его воспитание - ещё лучше». Почти до достижения годовалого возраста жизнь ребенка обставлялась сложной обрядностью, направленной на сохранение жизни ребенка и приучению его «хорошим манерам». К таким обрядам относились обряды первые 40 дней - «чилла», укладывания в колыбель -«говорабандон», наречение имени - «номзугорй», первые слова ребенка - «аввалин сухангуии кудак», появление первых зубов - «дандонбуророн» или «дандонмушак», первых шагов ребенка - «погардак» или «кддамдозон», первой стрижки волос -

«муйсаргирон», приобщения детей к труду - «дасбандон» и т.п.[2]. Таким образом, воспитанием ребенка занимались вся семья, начиная с момента его рождения.

Воспитание подростков. По традиции, воспитанием детей в таджикской семье занимался весь кавм - род и этому вопросу уделялось большое внимание. Если ребенок в будущем достигал высот в учебе и работе, то этим гордилась не только семья, но и весь род. Поэтому вопрос правильного воспитания ребенка в семье являлся делом чести не только семьи, но и всего рода. Проблеме воспитания ребенка в семье уделяли большое внимание еще с древних времен. Средневековые мыслители считали, что если хорошо воспитать мальчика, то от этого выигрывала семья, если хорошо воспитать девочку - выигрывала нация, то есть труднее было, как считалось, воспитывать девочку. Обычно, сразу же после обрядов возрастного цикла [3], как девочек, так и мальчиков приучали к взрослому труду. В деле воспитания детей принимали участие не только родители, но и все взрослые члены большой семьи (ранее больших патриархальных семей), а также, как уже указывалось выше - весь род, так как ребенок принадлежал не только своим родителям, но и всему роду.

Девочек уже к 10-12 годам приучали не только следить за ребенком, но, этикету приема гостей, приготовлению различных блюд, работе по хозяйству, то есть все действия были направлены на подготовку её к замужней жизни. Поэтому в 5-6 лет их уже обучали ухаживать за малолетними детьми, подметать помещение, приносить из ручья воду, помогать мыть посуду, стирать, разводить и поддерживать в очаге огонь, доить коров, ухаживать за скотиной, лепить кизяк, выпекать в очаге лепешки. 8-10-летняя девочка должна была уметь вязать, прясть, шить, а также готовить пищу для всей большой семьи. У таджиков Бухары считалось, что прежде чем выйти замуж, девочка должна была научиться готовить 33 разновидности блюд, особенно плов.

Мальчики также с 6-7-летнего возраста помогали отцам в сельскохозяйственных работах: убирали камни с полей во время сева, отгоняли с посевов птиц, охраняли посевы и сады, утром и вечером пасли ягнят и коз, приносили хворост и дрова и т.д. С 8-9 лет мальчики под руководством старших мужчин семьи приобретали навыки работы с сельскохозяйственными орудиями. Как нами было отмечено в селении Каратаг, подросток, до ухода утром в школу, садился верхом на осла и приносил в дом сено для коров. То есть хозяйственная жизнь в семье для подростка была основной. В городах в обязательном порядке мальчиков обучали какому-либо ремеслу (хунармандй): ювелирному, гончарному, кузнечному, кожевенному, кондитерскому делу, работе по дереву, ганчу, портняжному, сапожному ремеслу и т.п. В настоящее время такие виды ремесел в городах отошли на второй план, и молодежь старается получить образование, часто высшее, и теперь они становятся инженерами, врачами, учеными, учителями, геологами, агрономами, зоотехниками, и т.п., поскольку всю продукцию, которую производили лет 70-100 назад ремесленники, теперь стали выпускать фабрики, в результате чего, такие профессии стали исчезать. Однако в сельских местностях есть старцы, которые стараются передать свое ремесло одному из сыновей. В связи с этим хотелось бы отметить, что среди ремесленников всегда существовал «институт ученичества», и молодые ремесленники стали производить товары, отвечающие современным требованиям (хотя и в малом количестве) [4].

Детей с малых лет приучали уважать старших, слушаться их и не вмешиваться в их разговоры. Уважение к старшему по возрасту всегда выражалось не только в действиях, связанных с беспрекословным выполнением их просьбы, но и выражалось словами «Хуб шудааст, акочон»-«Хорошо, брат», «Лаббай, бибичон» - «Слушаюсь, бабушка» и т.п. Уважение к старшим, особенно к мужчинам, отцу, мужу выражалось в том, что когда заходил мужчина в дом, женщина всегда должна была встать с места, даже если это могло повториться несколько раз в течение дня. Особое уважение к мужу, мужчине, а также к старшим по возрасту является менталитетом таджиков, что прививалось с детства. Не пользовались уважением семьи, в которых плохо присматривали за стариками. В семье при начале какого-либо торжества или действия,

сначала советовались со старшими в семье и обязательно брали согласия у них на это дело, то есть брали их благословление - «дуо». Все эти традиции насаждались с детства, и младшие, не имея разрешения на то или иное действо без согласия старших в доме, самовольно не решали каких-либо дел.

Осуждались всем обществом такие поступки, как брань, драка, воровство и т.п. Битье детей не одобрялось. Считалось, что бить детей руками грех, поэтому, даже прибегая к телесным наказаниям, пользовались длинным тоненьким прутиком. Обычно же детей только бранили. Таджиков всегда отличала большая любовь к детям, возможно, этим можно объяснить большое число многодетных семей, существовавших вплоть до 90-х годов ХХв.

Дети в гостевой трапезе. Таджики всегда считались самым гостеприимным народом Средней Азии. «Гость, - говорили в народе, - посланник от бога»[5]. Девочек, как и мальчиков, с детства приучали к этикету приема гостей. Самые лучшие блюда подавались гостю. Подавалось по два и более блюд. Более того, благодаря родственной взаимопомощи, гость в любом доме считался гостем всего рода, и его навещало всё село, при этом каждый приносил с собой особое вкусное блюдо, а также приглашали к себе в дом. Поддержать честь своего сородича перед гостем считалось очень важным. Детям не разрешалось садиться за один дастархан (скатерть) с гостем, вмешиваться в разговор, или перебивать старшего и т.п. Обычно, в гостевой трапезе детей рассаживали за другой дастархан - вместе с членами семьи. Кроме того, им нельзя было показываться перед гостем, вести с ним беседу. Такое разрешалось, если к ним приходил близкий родственник. При госте не разрешалось разговаривать громко. Девочкам вообще, как и женщинам не разрешалось входить в гостевую комнату, где находились мужчины. Женщины подавали еду у порога, а хозяин дома, выходя, забирал яства. Всему этому - поведению во время приема гостей, приглашению гостя в дом, гостевой трапезе и другим нормам этикета обучали девочек и мальчиков с детства[6].

В настоящее время хозяйка дома имеет возможность зайти в гостевую комнату и вести беседу с гостем, если он знакомый или родственник. Девочки также могут заносить еду в комнату, то есть существовавшее ранее «избегание» гостя уходит в прошлое, однако все лучшие традиции гостеприимства у таджиков передаются из поколения в поколение.

Воспитание ребенка на селе. В случае нарушения каких-либо этикетных норм на селе, в частности, плохого поведения, взрослые тут же делали замечание подростку. Если это действо повторялось, то обращались к родителям или к старшему из родственников, которые принимали меры к так называемому «нарушителю». То есть ребенка воспитывали «всем селом» или «всем родом», и ни один плохой проступок не мог остаться незамеченным. Данный факт считается положительным фактором в воспитании ребенка, поскольку никто не остается в стороне. В связи с этим, приведем материалы, собранные нами во время Памирской этнографической экспедиции в Хорог, Шугнаский и Рошткалинский районы ГБАО[7]. Бадахшанцы уделяют огромное внимание воспитанию ребенка: очень любят детей, следят за их поведением, учебой, ведут с ними беседы на различные темы, совместно с детьми принимают участие в различных хозяйственных работах, то есть обращаются с ними как со взрослыми. Согласно нашим материалам по Памиру, девочка - ученица 3-го класса из к. Парзудж Рошткалинского района выполняет работу по дому наравне со взрослыми - носит воду, поливает цветы, ухаживает за огородом и за скотом, присматривает за малолетними детьми, готовит пищу и т.п. Её брат - ученик 10-го класса, помогает отцу в полевых работах: ухаживает за урожаем, ходит на сенокос, пасет скот. Учатся в школе хорошо, вечером ходят на дополнительные занятия по английскому языку. По вечерам подростки играют в волейбол на спортплощадке недалеко от дома. Их успехами в учебе интересуются отец и дедушка. В этом году его внучка Альфиза, получив в 2016г. 1-ое место по квоте ГБАО, поступила в Медицинский университет им. Ибн Сино в Душанбе [8]. К сожалению, в городах, где проживают выходцы из различных регионов

Таджикистана, такому традиционному воспитанию в семье уделяется мало внимания, за исключением небольшого числа семей. Теперь воспитанием ребенка занимаются учебные заведения, друзья и, частично семья, члены которой, возможно, работают. Воспитание ребенка на селе, в этом плане, всегда имело свои преимущества.

Таким образом, традиции в воспитании детей у таджиков, передаваемые из поколения в поколение, всегда имели и имеют некоторые свои преимущества, поскольку в них подросткам прививается трудолюбие, честность, уважение к старшим, родственная взаимопомощь, любовь к детям, привитие девочкам материнских чувств через уход за малолетними детьми, этикет приема гостей, хозяйственные навыки, ответственность за семью и детей и т.п. В ХХ1 веке - веке науки и передовых технологий, обмена культурой, общения между различными народами, мы должны сохранять лучшие формы традиционного воспитания подрастающего поколения, передаваемых из поколения в поколение в течение многих веков и дошедших вплоть до наших дней.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ю.В.Бромлей. К вопросу об особенностях этнографического изучения современности //Советская этнография. -1977.- №1.- С.16.

2. Гребенкин А. Заметки о Когистане.-Туркестанские ведомости.-1872.-№27,32; Троицкая А.Л. Рождение и первые годы жизни ребенка у таджиков долины Зеравшана.-Советская этнография.-1935.-№6. - С.109-135; Рахимов М.Р. Рождение и воспитание ребенка //В кн.:Таджики Каратегина и Дарваза.-Душанбе.-Дониш.-1976.- Вып.3.- С.171-172; Обычаи и обряды детского цикла у таджиков Верховьев Зеравшана в прошлом и настоящем. - Советская этнография. -№3. -М. -1984 (отдельный оттиск).- С.120-128; Юсуфбекова З. Семья и семейный быт шугнанцев. - Душанбе, 2001. -200с.; она же. Некоторые обычаи и обряды, связанные с рождением, первыми годами жизни ребенка в Рушане (конец Х1Х- начало ХХвв.) /Сб. «Современный и традиционный быт таджиков». -Душанбе, 1991.- С.46-56; Бакиева М. (Шовалиева М.) Рождение ребенка в долине Зеравшана/Тезисы докладов молодых ученых АН Тадж.ССР. - Душанбе, 1982.-С.13;Шовалиева М. О некоторых обычаях и поверьях, связанных с рождением ребенка в долине Зеравшана./Известия АН РТ, Отд.Общ-х наук. -Душанб: Дониш, 2005. -№3. -С.69-77.

3.М.Шовалиева. Современный обряд «мулчар» у таджиков Бухары и ирани Кагана /Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе (Философия, история, право). - Душанбе, 1987.- С. 30-36; она же. Обряды переходного возраста у таджиков /Известия Академии Наук РТ, Отделение обществ. наук. -Душанбе: Дониш, 2007. - №2. - С. 36-42; она же. Общественная трапеза таджиков как реликт общественных отношений и прочных семейно - родственных связей / Мероси ниёгон (Наследие предков). -2001. - №6. - С.133.

4.В работе Р.Л.Неменовой «Таджики Варзоба». ( - Душанбе. -1998.- С.38.) указано, что кузнечных мастерских в Варзобе в 1962г. уже не было, за исключением Харангона, Чорбога и поселка Такоб. Однако наши полевые этнографические исследования 2013 года свидетельствовали об обратном. Выяснилось, что в селении Зимчуруд проживает потомственный кузнец Махмадулло Раджабов, который являлся внуком известного кузнеца усто Раджаба из гузара Мобайн, про которого писала в 1962г. ученый Р.Л.Неменова. До сих пор здесь существует институт ученичества, то есть у него работают несколько подмастерьев, в том числе и его 15-летний сын Курбонали, который уже овладел, кроме кузнечного, еще и столярным ремеслом. Усто Махмадулло с сыном Курбонали производят около 200 наименований металлических изделий, в том числе топоры, серпы, подковы, лопаты, кетмени, грабли, совки и т.п. То же самое выяснилось относительно других ремесел и промыслов, которые мы наблюдали и в Нурабаде, Старом Комсомолабаде - Махаллаи Поён. Столяр Мирзоумар Исмоилов из

Махаллаи Поён обучил этому ремеслу своих сыновей. По материалам экспедиции 2016г. на Памир, в Шугнанском и Рошткалинском районах ГБАО, сыновья-подростки чубтароша Дилшодова Сухайли из сел. Хидорджев (Рошткалъа) изготовляют музыкальные инструменты и сувениры (См.: Таджикистан. Полевые этнографические исследования 2013 года. -Душанбе, 2014; Таджикистан. Нурабад и Рогун: полевые этнографические исследования». - Душанбе, 2015. - С.97; М.Шовалиева, М.Наврузбеков. Отчет Памирской этнографической экспедиции 2016 года (г.Хорог, Рошкалъа) //Муаррих». - 2016. -№2. - С.84

5.М.Шовалиева. Гостевой этикет у таджиков. «Мероси ниёгон»-«Наследие предков»-2007.-№10.- С. 140-147; она же. История кулинарной культуры таджикского народа.- Душанбе:Дониш, 2015. - С.93-94.

6.Гостевой этикет у таджиков... - С.140-147.

7.Дневник Памирской этнографической экспедиции 2016 года в г.Хорог и Рошткалинский район ГБАО Шовалиевой М.

8.Здесь идет речь о семье нашего информатора, «Отличника культуры» Республики Таджикистан Наврузбекова Ниезмамада Азизмамадовича, 1941г.р., жителя селения Парзудж Рошткалинского района ГБАО -М.Шовалиева, М.Наврузбеков. Отчет Памирской этнографической экспедиции 2016 года (г.Хорог, Рошкалъа) // Муаррих. -2016.-№2.- С.84

THE PROBLEMS OF EDUCATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN AS MEKCHANIZM OF INTERGANARATE TRANSMISSION THE CULTURE OF TAJIKS

ZINATMO YUSUFBEKOVA, MUMINA SHOVALIEVA, scientific workers of A.Donish Institute of History, archeology and ethnography Academy of

Sciences Republic of Tajikistan

The family is the fundamental unit of society. The problem of raising children in a family has always been a very relevant issue, especially now, because in the upbringing of the young generation, in our opinion, does not take into account the traditions and etiquette that is passed from generation to generation. The author makes an attempt on the basis of ethnographic materials to show problems of education and socialization of children as a mechanism for intergeneration transmission of culture of Tajiks.

Keywords: the family, ethnographical investigation,upbringing of child, socialization, generational transmission, culture, etique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.