Научная статья на тему 'ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АНДРЕЯ ЕВГЕНЬЕВИЧА СНЕСАРЕВА (1865-1937)'

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АНДРЕЯ ЕВГЕНЬЕВИЧА СНЕСАРЕВА (1865-1937) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ / АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / НЕРАЗДЕЛЕННАЯ СЕМЬЯ / СЕМИДНЕВНЫЙ ЗАПРЕТ / ЛЕТОВЬЕ / АРИЙЦЫ / ХАЛИФА / ИШАН / ЭТИКЕТ / ГОСТЕПРИИМСТВО / БАДАХИШН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фбекова Зинятмо Юсу, Шовалиева Мумина

В конце Х1Х-начале XX вв. офицеры русской армии проводили тщательное изучение народов Горной Бухары, Памира, Припамирья, Афганистана и Индии. Наряду с вопросами социально-экономического характера, изучением географии, истории, лингвистики, политики, по международному положению и военной истории, изучали также и вопросы этнографии. К таким ученым относился А.Е.Снесарев - военный, один из первых профессоров - преподавателей Московского института востоковедения. Будучи начальником Памирского отряда с 1904г. А.Е.Снесарев внес огромный вклад в изучение религии, семьи и семейных отношений, обычаев и обрядов, а также различных отраслей материальной культуры населения Шугнана, Рушана, Вахана и Дарваза современного Бадахшана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOGRAPHICAL LEGACY OF ANDREY EVGENIEVICH SNESAREV ( 1865 -1937)

At the end of XIX - beginning of XX-th century officers of Russian Army thoroughly investigated the population of Mountainous Bukhara, Pamir, Under Pamir, Afghanistan and India. Beside problems of social - economic character, investigation of geography, history, linguistic questions, policy, on international relations and military history questions, research the questions of ethnography. Such person was A.E.Snesarev- military, one of the first professors of Moscow Institute of Oriental Studies. He was a Chief of Pamir Boundary Group from 1904 year. He made a great contribution in investigation of religion, family and family relations, customs, as well as branches of material culture people of Shugnan, Rushan, Vakhan and Darvaz of modem Badakhshan.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АНДРЕЯ ЕВГЕНЬЕВИЧА СНЕСАРЕВА (1865-1937)»

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АНДРЕЯ ЕВГЕНЬЕВИЧА СНЕСАРЕВА (1865-1937)

Зинятмо ЮСУФБЕКОВА,

ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии АН РТ,

кандидат исторических наук

Мумина ШОВАЛИЕВА,

старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии АН РТ

В конце Х1Х-начале XX вв. офицеры русской армии проводили тщательное изучение народов Горной Бухары, Памира, Припамирья, Афганистана и Индии. Наряду с вопросами социально-экономического характера, изучением географии, истории, лингвистики, политики, по международному положению и военной истории, изучали также и вопросы этнографии. К таким ученым относился А.Е.Снесарев - военный, один из первых профессоров - преподавателей Московского института востоковедения. Будучи начальником Памирского отряда с 1904г. А.Е.Снесарев внес огромный вклад в изучение религии, семьи и семейных отношений, обычаев и обрядов, а также различных отраслей материальной культуры населения Шугнана, Рушана, Вахана и Дарваза современного Бадахшана.

Ключевые слова: ценные источники, архивные материалы, неразделенная семья, семидневный запрет, летовье, арийцы, халифа, ишан, этикет, гостеприимство, Бадахишн.

Русский исследователь, востоковед, военный А.Е.Снесарев всю свою жизнь посвятил изучению этнографии народов Горной Бухары, Памира, Припамирья, Афганистана и Индии. Изучению вопросов этнографии, наряду с социально-экономическими вопросами, изучением географии, истории, лингвистики, политики по международному положению и военной истории посвящен ряд его капитальных трудов, как «Этнографическая Индия»1, «Авганистан»2. «Религия и обычаи горцев Западного Памира»3, «Восточная Бухара (военно-географический сборник)»4, «Индия, 1906г.»5 и др.

В данном сообщении мы рассматриваем деятельность А.Е.Снесарева - как этнографа на основе привлечения его наследия, как источника по этнографии народов Восточной Бухары, Памира и Припамирья. В качестве сравнительного материала приводится сведения по народам Афганистана и Индии, которые также являлись предметом изучения исследователя.

Ценными источниками для разработки данной темы послужили архивные материалы из личного фонда историка-востоковеда А.Е.Снесарева (Арх. вост., фонд 115), хранящиеся в архиве при Санкт-Петербургском отделении ИВ АН РФ.

Из личного архива А.Е.Снесарева нами извлечены некоторые статистические данные относительно численности шугнанских семей в конце XIX - начале XX в. Следует заметить, что использовать материалы из архива А.Е.Снесарева было сложно, потому что в списках автора приведены только имена глав семей, общее число лиц мужского и женского пола, а также возраст членов семьи. Отсутствуют сведения о родственных отношениях и категории родства, не указывается степень родства по отношению к главе семьи, что затрудняют определение состава и структуры семьи. Только детальный анализ архивных и полевых материалов позволил определить форму и структуру семьи. При этом мы исходили из предположения, что взрослые мужчины и женщины с учетом их потомства являлись брачными парами одного, двух или трех поколений.

Согласно нашим полевым материалам, на Памнуре периода конца XIX - начала XX вв. преобладала неразделенная семья. Например, в Шугнане в селении Дармарахт в начале текущего столетия из 12 семей кишлака Пиша 8 жили неразделенными семьями; в селении Видоч Шахдаринской долины из 27 семей только 6 жили малыми. Об этом же

свидетельствуют архивные данные за 1902 г. А.Е.Снесарева, касающиеся семейной статистики жителей некоторых кишлаков Гунтской долины. Эти данные показывают, что «неразделёнными семьями проживало: в с. Вир 22 двора, в Риваке - 31, в Сардиме - 27, в Сучане - 42 двора»6. Известно, что число членов семьи не может служить определителем ее формы, но в данном случае число взрослых мужчин и женщин в одной семье может служить косвенным показателем того, что семьи эти были неразделенными. Наши полевые материалы, собранные в 1977 г., подтверждают это положение. В с. Вир, Шитам, Сучан той же Гунтской долины, а также Паршиневе и Дармарахте в прошлом неразделенные семьи в среднем насчитывали до 20-30 человек, а в верховьях Гунтской и Шахдаринской долин встречались семьи численностью до 40-50 человек.

В этнографическом наследии А.Е.Снесарева существуют интересные сведения относительно обычая семидневного запрета на летовье. Известно, что отг он скота на летовье, где он находился обыкновенно под присмотром женщин и подростков на протяжении всех летних месяцев, являлся одной из очень характерных особенностей хозяйственного быта всех горных и предгорных таджиков в прошлом. Следует оговорить, что и сегодня, частично, во многих горных и предгорных регионах выход и пребывание на летовье имеет громадное значение. Летовье оказывало и продолжает оказывать большое влияние на весь уклад жизни населения вышеназванных регионов. Интересными обычаями сопровождались выход на летовье и первая неделя пребывания там. Самым любопытным оказался обычай «семидневный запрет на посещение летовья мужчинами в эту неделю». Период этот в Шутнане и Рушане называется «вувд- семь». Даже если в течение «вувд» кто-нибудь умрет в селении или на летовье, никто об этом не может узнать. В исключительно экстреннных случаях разрешалось посещать летовье только с условием, чтобы посетитель пришел туда с восходом и покидал его до захода солнца. Существовало поверье, что в случае нарушения семидневного запрета благополучию стада будут угрожать каменные лавины или нападение диких зверей. Исследователи интерпретируют этот вопрос поразному.

М.С.Андреев предполагает, что этот обычай «связан с заклинанием, магическим действием, направленным, против волков, и имеет целью предохранить стада овец от их нападений»1. » А.Е. Снесарев рассматривает его как пережиток отдаленного группового брака. Он пишет: «На вопрос, почему это делается так... некоторые говорят, что так повелось от дедов; другие, что в первые дни за мужчинами по пятам может пробраться волк; некоторые что-то говорят о дурном глазе. Ясно, что реальный смысл обычая народом забыт... Есть намеки на то, что в странах Пригиндукушья и Припамирья существовал некогда общинный брак... Допустив такой брак и то несомненное обстоятельство, что религия и законодатели всегда нормировали брачные отношения, можно создать такую картину. В далекие времена существования в этих странах общинного брака законодательство в целях предупреждения рождения детей в самые суровые месяцы зимы, декабрь и январь, когда при дикой некультурной обстановке могли гибнуть дети и роженицы, - пользовалось первыми неделями или, может быть, месяцами после выгона скота на летовки, март и апрель, как периодом разъединения мужского и женского элементов общины, запрещая под этой или другой религиозной формулой мужчинам посещение летовок. Цель этим достигалась. С прекращением общинного брака, когда о рождении ребенка кроме матери, мог заботиться и отец, когда обстановка естественно была улучшена, - правило непосещения мужчинами летовок теряло свой острый характер... и срок непосещения летовок сведен на одну неделю»... и далее он добавляет «... оговорюсь, что на свое решение я смотрю только как на догадку»8.

Нам представляется, что «семидневный запрет» на посещение летовья связан в определенными пережитками глубокой старины, давно забытыми населением и восходящими к первобытному обществу, когда всякого рода табуации рассматривались как необходимые условия для безопасности людей и скота и были связаны с верой, что нарушение табуации повлечет за собой беды и для людей и для скота. Этот зафиксированный для припамирских районов, согласно сведениям А.Е.Снесарева, обычай

наблюдается «не только в Рушане, Шугнане и Вахане, но и в Ясине, Канджуте и других странах за Гиндукушем». Замечательный исследователь народов Средней Азии Е.М.Пещерева отмечает, что «семидневный запрет соблюдался также и некоторыми селениями в окрестностях Ургута Самаркандской области». Далее она сообщает, что «ни в верховьях Зеравшана, ни в Каратегине и в Гиссаре его, по-видимому, не было»9.

В этнографическом наследии А.Е.Снесарева существуют ценные материалы по истории различных направлений материальной и духовной культуры населения Памира. В газете «Туркестанские ведомости» в 1904 году опубликована очень интересная статья «Религия и обычаи горцев Западного Памира» 10. Автор в начале статьи, давая характеристику таджиков верховьев Пянджа, отмечает их энергичность". Далее А. Е. Снесарев излагает, что «внешние данные горца говорят путешественнику, что он попал не в страну тюрков, а в какую-то иную страну, для европейца родственную»12. «Наука, - отмечает А. Е. Снесарев, -признаёт эту народность упорным пережитком древнего арийского племени» 13, добавляя к этому он призывает к изучению языков и обычаев население края, таким образом, согласно его мнения, оно выведет вопрос об арийцах «из сфер кабинетной замкнутости на почву практическую и осязаемую» 14.

Относительно одежды горцев он отмечает, что местные ткани сравнительно редко окрашивали в полосатый или клетчатый цвет; большею частью их изготовляли из серого и черного цветов.15 Рассказывая о религии таджиков Западного Памира, автор говорит о том, что среди них имел распространение исмалиизм.16 Кроме того, он отмечает о существовании среди населения остатков огнепоклонства.17 В частности, А. Е. Снесарев говорит, что в этих краях есть обычай - «не тушить дыханием огня»18.

Согласно его мнению, в XII веке, спасавшихся от религиозных гонений, некоторые представители исмаилизма, из Ирана переселились на Памир. 19 Некоторые исмаилитские пиры об этом сообщали и другому русскому исследователю А. А. Бобринскому20. Но его мнение относительно того, что исмаилитские пиры «являются пережитками старых персидских фамилий» 21 не соответствует действительности. Согласно генеалогическим сведениям, исмаилитские пиры родом были из сайидов, по происхождению они не были персами и, их родословия доходила до дома Пророка.

В докладной записке А. Е. Снесарева о «закоте» (вид налога) в Западном Памире приведены материалы, которые характеризируют экономическое положение на местах . Доклад А. Е. Снесарева даёт объективное объяснение причинам волнения местного населения против Бухарской администрации на Памире, увязывая это с пренебрежительным отношением бухарцев к местным традициям. Сам же автор, говоря словами А.Б.Алаева автор «относится к народным обычаям и верованиям с глубоким уважением, но без какого-бы то ни было преклонения. Он объясняет исторические причины того или иного варварского обряда, но не колеблясь называет его именно варварским».23 Автор, давая подробное описание состояния земледелия и скотоводства в крае, отмечает, что для удовлетворения внутренних нужд, население занимается выделкой сукна, тесемки, деревянных чашек, выплавкой железа и т.п.23.

Большой фактический материал по этнографии края содержится и в других работах А. Е. Снесарева25. Барон А. Черкасов и А. Е. Снесарев, объективно описывали мангитские злодеяния и их грабительство на Памире, и именно их отчеты и донесения вынуждали российскую администрацию в Туркестане освободить памирские бекства от бухарского беззакония и обеспечить непосредственное их вхождение под юрисдикцию Российской империи. Барон А. Черкасов впервые поставил перед Российской администрацией на повестку дня вопрос о том, чтобы устроить на Памире продовольственные магазины, организовать бесплатную медицинскую помощь населению, открыть при Хорогском отряде школу для детей и вечерними занятиями для взрослых, формировать местную милицию, соединить Памир телефонной линией с Ферганой26 Автор уделяет внимание и семье и семейным отношениям. В частности, он говорит о существовании многоженства среди населения. Состоятельные люди имели по две жены, но таких насчитывалось немного . О

похоронно-поминальной обрядности он пишет, что жители Памира, как и вообще мусульмане, с появлением признаков приближения смерти у человека, спешили позвать халифу для чтения умиравшему больному в момент смерти напутственной молитвы. Халифа в таких случаях не читал, как обычно, а аккомпанируя на рубабе (струнный инструмент), пел какую-то секретную молитву. Как только соседи узнавали о происшедшем, они тотчас же спешили на помощь. Тело покойника, пока оно не застыло, выпрямляли, покойнику закрывали глаза, челюсть подвязывали, его обмывали, обвертывали в саван. Соседи помогали в копании могилы, в выносе тела покоиника из дома и т.д. .

Что касается литературной деятельности А.Е.Снесарева, то она поражает многообразием, что нашло свое отражение в его публикациях по Афганистану и Индии. В 20-е годы ХХв. он мобилизовал все свои знания и научно-педагогический опыт для создания многотомно-обобщающего труда «Индия. Страна и народ». Первый том «Физическая Индия» вышел в 1926 году. В 1929 г. был подготовлен выпуск второй «Этнографическая Индия». За ним должны были последовать «Экономическая Индия» и «Военно-политическая Индия». Но этому грандиозному замыслу не было суждено осуществиться29.

В работе «Индия, 1906 г.» А.Е.Снесарев в основном пишет о степени изученности Средней Азии, особенно Восточной Бухары и Памира русскими военными, учеными, путешественниками. Он говорит, что исконно Бадахшан являлся самостоятельным государством, а «по воле англичан был сделан вассалом Авганистана»30. Здесь он перечисляет эти «три небольшие страны», к которым относились Рушан, Шугнан и Вахан, существовавшие на Памире в то время. Соседними к этим странам являлись, согласно его работы, «Дарваз, Бадахшан, Читрал и Канджу31. Он неудовлетворен степенью изученности этого края Россией, и говорит о культурном преимуществе Англии, так как они «искрестили Среднюю Азию по всем интересным направлениям». В частности, он отмечает, что «более систематические рекогнисцировки Средней Азии открылись в 1809г. миссией Эльфинстона, в которую входила целая группа исследователей; в начале двадцатых годов, то есть десять лет спустя Авганистан проехали Муркрофт и Требен, в конце тех же годов Массон и Стерлинг, в тридцатых - Вин и знаменитый Берне, сопровождаемый доктором Лордом, лейтенантом Вудом, поручиком Личем и секретарем Магон-Лалем; в 1842г. в Бухаре были казнены два английских исследователя, Стоддорм и Кополли...». то есть он говорит о «заблаговременности» исследования Средней Азии англичанами. А.Е.Снесарев отмечает, что «...замечу к слову, за три века до этого, при узбеках, первый европеец, посетивший Маввераннахр, т е.пространство между Аму и Сыр-Дарьями, опять-таки был английский купец Джениксон»32.

О русских исследованиях в Средней Азии в тот период, говорит, что они были редки и лишены систематизации. В Афганистан русские вообще не попадали. В связи с изучением Бадахшана, требовал настоятельного изучения вопроса «был ли Бадахшан самостоятельным государством или кому-либо подчинен, и что вообще представляло собою это государство...» На это требование запрос из Санкт-Петербурга пришел только в 1872году.

Следующей его работой являлась исследование «Этнографическая Индия» В этой работе наше внимание привлекло то, что ислам занимал в то время второе место в Индии. Далее он описывает различные течения ислама.

Другим его ценным исследованием является работа «Авганистан». В нем очень много этнографического материала, касающегося этикета, нравов народов Востока, состава населения Афганистана, язык, гостеприимство, отношение к женщине, религии, пища, одежда, жилища, материалы о таджиках, афганцах и других группах, населяющих его территорию, формах правления, хозяйстве, путях сообщения, границе и т.п.

Работа состоит из девяти глав. Для нас большой интерес с этнографической точки зрения представляет глава четвертая - «Население Афганистана» - характеризующей, как считает А.Е.Снесарев, «общий нравственный и моральный уклад народа», то есть его религия, происхождение и национальные черты34. Далее он пишет, что «в общий вопрос о населении входит вопрос о быте населения». Автор дает рекомендации относительно

изучения населения Афганистана и поясняет, что предполагает бытовая культура народа. «Бытовая культура народа, отмечает он - предполагает уклад жизни, орудия труда, как он селится (группами или в 3-4 дома) или большими поселками, вид и особенности его жилья, как он встречает чужестранца (враждебно, ласково), как он относится к чужестранцу, когда вы в сакле, имеете ли право говорить с его женой, сидит ли она вместе с мужчинами, как приветствовать хозяина, как уходить, имеете ли право у него поесть или нет и т.п.». То есть исследователю народа следует дать ответ на вопрос «каков этот народ вообще»35. Далее он заключает, что «...считаю этот вопрос зерном военно-географического исследования»36.

По справедливому замечанию А.Е.Снесарева, одним из методов исследования быта народа является вопрос изучения характера и темперамента народа. «Говоря о характере и темпераменте народа, говорит он, мы должны взглянуть на прошлое народа, в его происхождение, в его религию и т.д., и там искать то определенное, что нация получила от предков»3'. Самое важное, считает он, «надо искать, чистая эта нация или смешанная (то с какими народами)»38. И далее, что «только подробный антропологический и этнографический учет даст вам возможность ответить на многие из вопросов»39.

Говоря о таджиках, он подчеркивает, что «горцы - народ, живущий между собою дружно и обычно скрытный. Коллективную тайну жители сохранить сумеют» 40. В вопросе о народонаселении Афганистана он определяет: «три главные группы - группа авганская, иранская (или таджикская) и группа тюркская. Преобладающей, подчеркивает он, является группа авганская»41. При описании авганской группы, он подчеркивает, что часть их проживает в Афганистане, часть в Британской Индии, однако, он считает «целесообразным» изучать всех авганцев, так как у них «общая история» 42.

Об иранских и тюркских народностях он говорит, что в сумме они составляют до 3-х миллионов человек. Далее приводит историю Афганистана с У11 в. до Х1Хв.н.э.. Говоря о предполагаемой прародине афганцев, отмечает, что «колыбелью авганской народности являются Сулеймановы горы, страна унылая, бедная, безводная и безлесная; она дала народу суровое воспитание, сделав его выносливым, упорным и гордым» 43.

Относительно генеологии афганцев, он отмечает, одни говорят, что они происходят от «Авгана», бывшего главнокомандующего царя Соломона, другие - от Иеремии, сына Саула». Автор считает, что данное высказывание о предках народа - легенда, точно также, как и высказывание о том, что, якобы, «таджики Западного Памира - потомки Александра Македонского» также легенда44.Об антропологии афганцев - пишет, что они «высокого роста, мускулисты, красивы, с орлиными носами, с выдающимися скулами, с черной, редкой русой, длинной, густой бородой, с длинными до плеч волосами» 45. По характеру «авганцы свирепы, жестоки, алчны, жадны, тщеславны, кровожадны, фанатичны и вероломны». С другой стороны «они пылки, горячо преданы роду, племени, нации, радушные в гостеприимстве» 46 Отмечает, что по религии они суннитьт и шииты, что знатные люди проживают в отдельном доме. У афганца «его женщины, семья, дети -замкнутый для вас мир».47 Странникам и путешественникам нужно иметь дело только с мужским населением.

Большой интерес у него вызывает положение женщины по Корану. Его интересует вопрос, почему женщины закрывают лицо. Причем отмечает, что в Ферганской долине Средней Азии существуют такие же обычаи - закрывать женщине лицо. Этот вопрос А.Е.Снесарев сводит к характеру народа, и говорит: «...Киргиз флегматичен, темперамента ровного, не ревнив, и женщина у него «открыта, можете с ней даже поговорить».48 « На Памире, благодаря разреженности воздуха и холода, житель его, каракиргиз, вял, страсти в нем нет и женщина ходит не только открытая, но даже сравнительно свободная в проявлении её чувств». И он предупреждает путешественников о сильном влиянии религии на их семейные обычаи. «Однако, говорит он,- хотя азиат остается азиатом, мусульманин в этом вопросе превалирует».49

Говоря о сфере деятельности его населения, он подчеркивает, что в области политики азиат слаб, в области религии прочен. И далее «нет лучшей лести для азиата, как доброе

слово по адресу его религии». 50 Он напутствует, что важным подходом к « человеку Востока» является «учитывать мусульманскую атмосферу, будете так поступать, как велит религия, насколько, конечно, это для вас можно». В связи с этим вопросом он приводит примеры таких востоковедов как Берне, Кемпель, Александр Г арднер, Вамбери и других, которым приходилось выдавать себя за мусульман или же принять мусульманскую религию. Однако, советует: «от вас этой жертвы не нужно» поскольку данные этнографии, этикетные нормы поведения заменят это. «Вы, например, не пьёте вина, а одно из ваших доверенных лиц муссирует легенду, что вы мусульманин...и т.п. В связи с этим вопросом он приводит пример, что англичане дали ему лошадь, которая тут же свалилась и придавила ему ногу, в результате чего он слег в постель... а мусульмане за него молились в мечети, чтобы он выздоровел.51

Затрагивая вопрос об этикете - отношениях с народами Средней Азии, подчеркивает что, если соблюдать известный этикет, тогда можно достигнуть желаемых результатов. Приводя примеры этикета, пишет:«если вы князь на Востоке — человек большой как говорят здесь, вы должны соблюдать эту линию...идите впереди других, с лошади слезайте последним, выходя из дома или юрты, можете поворачиваться спиной к оставшимся; если же вы человек маленький, то и ведите себя скромно, как подобает маленькому человеку».52

О гостеприимстве народов Востока известно повсеместно, в том числе и А.Е.Снесарев в вышеуказанной работе отмечает «...Восток гостеприимен, и вы обязаны принять, а иногда даже пережить это гостеприимство; вы должны даже делать вид, что польщены этим гостеприимством, которое вам оказывают, вы никоим образом не имеете права ог него отказаться». 53 Во время гостевой трапезы у киргизов, отмечает: «Вам подается чащка кумыса, она пахнет потом, чашка грязна, но очень плохо, если вы её не выпьете до дна». Или в гостях у хозяина-киргиза после всего угощения — баранины, каймака, плова и т.д., «он искрошил баранину в тазу и четырьмя пальцами вложил» уважаемому гостю руками прямо в рот... «Пришлось этот «подарок» проглотить с благодарственной улыбкой на лице». И считает, что «с этим мы должны считаться, ибо только при такте, осмотрительности и многотерпик вы будете в силах достигнуть многого».54

Далее он дает материалы, касающиеся узбеков и газара. Для нас интересен был вопрос об этнографических особенностях этой группы. На наш взгляд, это современные хазарейцы, которые проживают в Афганистане. А.Е.Снесарев пишет, что они интереса не представляют». Далее продолжает «Говорят, что это - очень живой и любопытный народ, гостеприимный до предлаганию гостю своей жены (обычай Куру Бистоун), это, по-видимому, пережиток когда-то бывшего здесь общинного брака. Говорят, что мужчины, возвращаясь с охоты и видя, что у его жилища стоят туфли, повернутые носками к сакле, не входит к себе домой, а потихоньку уходит прочь, чтобы не мешать гостю мирно беседовать с его супругой».55

Вопросов пищи он затрагивает очень мало. В частности, он говорит, что «пища аймаков по преимуществу мясная, так как они кочевники, по религии - сунниты.

Для нас особый интерес представляет раздел «Таджики».

Про них автор говорит, что таджики составляют в Средней Азии по преимуществу население горных местностей. «Наука признает эту народность упорным пережитком древнего арийского племени»-отмечает он. 6 Далее продолжает, что исторически эта группа обособилась процессом постепенного оттеснения её из богатых и доступных мест в менее богатые теми волнами победителей, которые «периодически катились по Средне-Азиатскому морю»57. И далее, что «таджики были вжаты в такие горные теснины, которые уже никого не интересовали или о которых было мало известно»58. Территорию, занимаемую горными таджиками в Средней Азии, он считает «самыми недоступными районами, как например, северная Индия с ее скалами и трущобами, трудные места Западного Памира, такие наиболее отдаленные от исторической дороги места, как Бадахшан, Газаристан, который также уединен от дороги народов, некоторые углы Гератской провинции, горные углы Восточной Бухары59 и т.д.

Далее отмечает, что всего таджиков в Афганистане насчитывалось около одного миллиона и по численности занимали второе место после афганцев.

Они представляет собой определенно оседлое население, таджики занимаются земледелием и, хотя этот народ «загнанный и бедный, но он в высшей степени трудолюбивый, и продуктивность его народного труда очень большая». 60 Об укладе жизни он говорит, что он довольно однообразный. Они живут поселками, приуроченному к месту возделывания полей. Количество домов зависит от её территории: если её площадь значительная, то группа домов большая, в других случаях поселение состоит из 2- 3 домов. Характер построек, форма дверей и окон, утварь, узоры занавесок и полотенец можно отнести к глубочайшей древности, поскольку этот народ загнан в трущобы и живет как его далекие предки: применяет те же покрытия жилища, древними приемами обрабатывает землю»61 и т.п.

Огносительно занятий говорит, как уже было отмечено выше, что они земледельцы. «Однако, замечает он,- хотя земли у него немного, он обрабатывает каждую пядь этой земли с исключительной заботливостью, пухом взрыхливает землю, небольшое поле обкладывает камушками. Он возделывает различные злаки в зависимости от высоты расположения местности. На высоте более 9000 фугов он сеет овес и гималайское жито, ниже -пшеница. Они - главные его питательные ресурсы», то есть пища у таджиков растительная. «На высоте 3-4тыс.футов выращивают абрикос, виноград, арбузы».6^ Орудием производства является соха; животным, которое обрабатывает землю является бык или лошадь, то есть все орудия производства старинные. Поэтому, при всей своей скупости и трудолюбии таджик не может накопить больших избытков.

Относительно религии отмечает, что если афганцы по толку являются суннитами, правоверными мусульманами, то таджики Афганистана являются также мусульманами, но шиитами, а очень часто представителями секты Моулаи или Измаилья. Насчет этого он говорит, что там, где население больше шиитское, они называют себя шиитами, а там, где больше сунниты, «беря на душу «грех», называют себя суннитами»63. «Как народ подневольный и угнетенный, пишет А.Снесарев, таджики Афганистана представляют собой тип глубоко замкнутого, скрытного и недоверчивого народа, они робки и нерешительны и, что касается военных действий, то таджик не любит воевать, но оборонять свой дом и хозяйство вполне в состоянии»64.

Что касается семьи и семейных отношений, таджик - хороший семьянин, любит веселиться, танцевать, поделиться своим добром с другими, не только с близкими. Его духовный вождь - это ишан. «Ишаны это - главный двигатель жизни этого народа. Человека этого боготворят, его окружают вниманием и почетом, целуют его стремя, когда он едет верхом».65

Следующей большой этнической группой в Афганистане являются узбеки, которых здесь, по его сообщениям, насчитывалось на тот момент около 700-800 тысяч человек. Он говорит, что они кочевники, однако начинается процесс из оседания. Он дает хорошие этнографические материалы о процессе оседания кочевников-узбеков в конце XIX века. «Процесс их оседания интересен», -отмечает он. «Сначала на зимовках начинают строить небольшие, глиняные постройки, и здесь временно пребывают со скотом несколько месяцев. Остальное время года кочуют». «Следующая ступень - улучшают постройки, делают их обширнее, прочнее и возвращаются к ним, т.е. к определенным местам, обязательно на следующий год; отправляясь кочевать, на зимовках оставляют большой и рабочий скот, оставляют прислугу. Та прислуга и те люди, которые тут остаются, начинают запахивать землю - сначала немного, затем все больше и больше. С расширением площадей запашки на зимовке остается все больше и больше людей и больше скота; со стадами начинает уходить на кочевки все меньшая и меньшая часть населения, причем сначала уходит более привилегированная, а рабочие остаются, а с развитием оседлости делается наоборот. Наконец, прежние кочевники положительно оседают».66

А. Е. Снесарев приводит немало сведений этнографического характера по Дарвазу, Ванчу и Язгулему, особенно по языку и говорам. Исследователь показывает переходный период восточно-иранских говоров к новоперсидским языкам, особенно в Дарвазе. А. Е. Снесарев первым из исследователей обнаружил ванчский говор и процесс исчезновения одного из памирских языков в Ванче. К сожалению, он не записывал его образцы. Но несколько лет спустя И. И. Зарубин в известной мере установил старованчский язык67.

Подводя итоги можно отметить, что дореволюционный офицер русской армии занимался глубоким и всесторонним изучением истории, этнографии, географии и политики Центральной Азии и сопредельных стран - Индии и Афганистана. А.Е.Снесарев был одним из первых профессоров-преподавателей Московского Института Востоковедения. Будучи начальником Памирского отряда с 1904г. А.Е.Снесарев внес огромный вклад в изучение религии, семьи и семейных отношений, обычаев и обрядов, а также различных отраслей материальной культуры населения Шугнана, Рушана, Вахана и Дарваза современного Бадахшана.

ПРИМЕЧАНИЯ

I .СнесаревА.Е. Этнографическая Индия. М.-Наука.-1981,271с.

2.Снесарев А.Е. Авганистан. М.-1921,244с.

3. Снесарев А.Е. Религия и обычаи горцев Западного Памира// Туркестанские ведомости,-1904,-№89-90

4. «Восточная Бухара (военно-географический сборник)» //Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии.-СПб.-1906.-Bbin.LXXXIX(CMA)

5. СнесаревА.Е. Индия, 1906г. СП6.-1906

6.Архив востоковедов Санкт-Петербургского отделения Института Востоковедения АН РФ, Фонд 115(личный фонд А.Е.Снесарева) Оп.1.-Ед.хр.129.Л.З-9

7.Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи) - Вып.1- Стал- инабад-1953-С. 81.

8.Снесарев А.Е., Религия и обычаи горцев Западного Памира// «Туркестанские ведомости»-1904-№ 93- С. 427).

9.Пещерева Е.М. Молочное хозяйство горных таджиков и некоторые связанные с ним обычаи // В сб.: «По Таджикистану»,- Ташкент.-1927. Вып.1 -С. 1-9; 49-52.

Ю.Снесарев А.Е. Религия и обычаи горцев Западного Памира ....№89-90

II .Там же.-№90

12.Документ № 1. - Из статьи А. Е. Снесарева «Религия и обычаи горцев Западного Памира» // Исмаилизм на Памире (1902 - 1931 гг.) Сборник документов. Ответственный редактор и автор введения А. В. Станишевский. - JT. 1962.

13..Снесарев А. Е. Авганистан. - Том первый. - М., 1921. - С. 113.

14.Из статьи А. Е. Снесарева «Религия и обычаи горцев Западного Памира» // Исмаилизм на Памире (1902 - 1931 гг.). Сборник документов. - М., 1984.

15.Снесарев А.Е. Религия и обычаи....-№89

16.Там же.-№90

17.Там же

18.Документ № 1. - Из статьи А. Е. Снесарева «Религия и обычаи горцев Западного Памира»

19.Снесарев А. Е. Религия и обычаи горцев Западного Памира // Туркестанские ведомости. - 1904. - № 90.; Документ № 1. - Из статьи А. Е. Снесарева «Религия и обычаи горцев Западного Памира».

20.См.: Бобринской А. А. Секта Исмаилья в русских и бухарских пределах Средней Азии. Географическое распространение и организация графа А. А. Бобринского // Этнографическое обозрение. - № 2. - М., 1902. - С. 1 - 20.

21 .Снесарев А. Е. Авганистан. - Т. I. - С. 115.; См. также: Документ № 1. - Из статьи А. Е. Снесарева «Религия и обычаи горцев Западного Памира»

22.Документ № 23. - Зякет в Западном Памире // Сборник документов по истории Памира (1883 - 1931 гг.). ГА ГБАО. - Ф. 25. - Оп. 3. - Ед. хр. 12. - ЛЛ. 174 - 193.

23.Снесарев А.Е.Этнографическая Индия. М.-1981 .Предисловие А.Б.Алаева.-С.З

24.Документ № 23. - Зякет в Западном Памире // Сборник документов по истории Памира (1883 - 193! гг.) //ГА ГБАО. - Ф. 25. - Оп. 3. - Ед. хр. 12. -Лл. 186- 187.

25.См.: Снесарев А. Е. Северо-индийский театр (военно-географическое описание). -Ташкент, 1903. - 212 е.; Памиры. - Ташкент, 1903. - 134 е.; Восточная Бухара. Военно-географический очерк /У Сборник географических, топографических и статистических материалов но Азии. -СПб., 1906. — С. 1 — 149.; Авганистан. - Том первый. — М., 1921.

26.Документ № 30. - Отчет коллежского ассесора барона Черкасова о командировке в Памирские бекства Бухарского ханства в 1905 - 1906 гг. Декабря 1906 г. // ГА ГБАО. - Ф. 25. - Оп. 3. - Ед. хр. 12. - Лл. 284 - 2.86.

27.Снесарев А.Е. Религия и обычаи горцев Западного Памира ....№90

28.Там же.

29.Снесарев А.Е. Этнографическая Индия.- Предисловие А.Б.Алаева.-С.З

30.Снесарев А.Е.Индия,1906г...С.6 31 .Там же.

32.Снесарев А.Е.Индия, 1906г.-С.7

33.А.Е.Снесарев.Этнографическая Индия. -271с.;

34.Снесарев А.Е. Авганистан. ,С..92

35.Там же.

36.Там же.

37.Там же.

38.Там же

39.Там же.

40.Снесарев А. Е. Авганистан. - С. 49.

41.Там же.

42. Снесарев А.Е.Авганистан...С.97

43.Там же.

44.Там же.

45.Там же .С. 107

46.Там же.

47. Снесарев А.Е.Авганистан....С.109

48.Там же.

49.Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Снесарев А.Е.Авганистан..С.110.

51. Там же.

52.Там же.

53.Там же.

54.Там же.

55.Там же...С.126

56.Там же.- С.113

57.Там же...С.113

58.Там же.

59.Там же...С.113

60.Там же.

61.Там же...С.114

62.Там же.

63.Там же....С.115

64.Там же.

65.Там же.

66.Снесарев А.Е. Авганистан....С.116

67.Снесарев А.Е.Восточная Бухара. Военно-географический очерк //Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии.-Вып. XXIX.-Спб.,1906.

ETHNOGRAPHICAL LEGACY OF ANDREY EVGENIEVICH SNESAREV ( 1865 -1937)

Z.YUSUFBEKOVA

Leader scientific worker

M.SHOVALIEVA

! Senior scientific worker Institute of History, archeology and ethnography named after A.Donish

Academy of Sciences Republic of Tajikistan

At the end of XIX - beginning of XX-th century officers of Russian Army thoroughly investigated the population of Mountainous Bukhara, Pamir, Under Pamir, Afghanistan and India. Beside problems of social - economic character, investigation of geography, history, linguistic questions, policy, on international relations and military history questions, research the questions of ethnography. Such person was A.E.Snesarev- military, one of the first professors of Moscow Institute of Oriental Studies. He was a Chief of Pamir Boundary Group from 1904 year. He made a great contribution in investigation of religion, family and family relations, customs, as well as branches of material culture people of Shugnan, Rushan, Vakhan and Darvaz of modern Badakhshan.

Key words: rear sources, archieve materials, non-divided family, seven-days prohibit, pastures, " aries", " khalifa"," ishan", etiquette, hospitable, Badakhshan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.