Научная статья на тему 'ОТЧЕТ О ПАМИРСКОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2016 ГОДА ( Г. ХОРОГ, РОШТ-КАЛА)'

ОТЧЕТ О ПАМИРСКОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2016 ГОДА ( Г. ХОРОГ, РОШТ-КАЛА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ИСТОРИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИИ / ЖИЛИЩА / ПИЩА / ОДЕЖДА / БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЙ БЫТ / РЕМЕСЛА / КАЛЕНДАРЬ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / СВАДЬБА / РОЖДЕНИЕ / ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / ПОВЕРЬЯ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / РЕЛИГИЯ / БАДАХШАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шовалиева Мумина, Наврузбеков Маснав

Памирская этнографическая экспедиция 2016 года в составе старшего научного сотрудника отдела этнографии Шовалиевой Мумина и научного сотрудника отдела Наврузбекова Маснава проходила с 11 по 21 июля 2016 года в Рошткалинском районе (долине реки Шохдара) и г. Хороге Горно-Бадахшанской Автономной Области. Наряду со сбором материала по истории селений долины р.Шохдара, хозяйственной жизни, семьи и семейных отношений, рождения, свадьбы, похоронно-поминальной обрядности, бытовой культуры, этикета, нравов, верований, мазаров, календаря, образования и культуры, жилища и пищи долины реки Шохдара, особое внимание было уделено новым этническим процессам как на селе, так и в городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF PAMIR ETHNOGRAPHICAL EXPEDITION IN 2016 (C.KHOROG AND ROSHT-QAL’A REGION)

The Pamir ethnographic expedition of 2016, consisting of a senior researcher of the department of ethnography Mumin Shovalieva and a researcher of the department Navruzbekov Masnava, took place from 11 to 21 July 2016 in the Roshtkala region (valley of the Shokhdara river) and the city of Khorog, Gorno-Badakhshan Autonomous Region. Along with the collection of material on the history of villages in the Shokhdara River valley, economic life, family and family relations, birth, weddings, funeral rituals, everyday culture, etiquette, customs, beliefs, mazars, calendar, education and culture, dwelling and food in the valley Shokhdara River, special attention was paid to new ethnic processes both in the countryside and in the city.

Текст научной работы на тему «ОТЧЕТ О ПАМИРСКОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2016 ГОДА ( Г. ХОРОГ, РОШТ-КАЛА)»

ОТЧЕТ О ПАМИРСКОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2016 ГОДА

( г. Хорог, Рошт-кала)

Мумина ШОВАЛИЕВА,

старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии АН РТ

Маснав НАВРУЗБЕКОВ, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии АН РТ

Памирская этнографическая экспедиция 2016 года в составе старшего научного сотрудника отдела этнографии Шовалиевой Мумина и научного сотрудника отдела Наврузбекова Маснава проходила с 11 по 21 июля 2016 года в Рошткалинском районе (долине реки Шохдара) и г. Хороге Горно-Бадахшанской Автономной Области. Наряду со сбором материала по истории селений долины р.Шохдара, хозяйственной жизни, семьи и семейных отношений, рождения, свадьбы, похоронно-поминальной обрядности, бытовой культуры, этикета, нравов, верований, мазаров, календаря, образования и культуры, жилища и пищи долины реки Шохдара, особое внимание было уделено новым этническим процессам как на селе, так и в городе.

Ключевые слова: этнографическая экспедиция, история, этнические процессы, инновации, жилища, пища, одежда, бытовая культура, семья и семейный быт, ремесла, календарь, миграционные процессы, образование, свадьба, рождение, похоронно-поминальный цикл, хозяйственная и культурная жизнь, поверья, терминология, религия, Бадахшан.

Согласно нашим полевым материалам, инновационные процессы на Памире затронули все стороны жизни и быта населения этого горного края: жилище, пищу, одежду и т.п. Трудно поддается инновациям похоронно-поминальный цикл, однако здесь, как согласно сообщений информаторов, так и по нашим наблюдениям, расходы на похоронно-поминальный цикл небольшие, и жители селения оказывают семье как моральную, так и материальную поддержку.

Что касается жилища у бадахшанских, выяснилось, что в результате поднятия благосостояния населения (собственных вложений), в том числе и финансовой помощи со стороны родственников, проживающих и работающих в Российской федерации, во всех селениях строятся дома нового типа, в основном, 2-х этажные. До сих пор еще сохранились постройки 60-х-70-х годов с традиционными памирскими жилищами - «чид». Традиционно, во всех домах присутствуют 5 священных столбов - «сутун», называемые именами святых Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна. Новизна заключается в том, что очаг, который находился в традиционном доме, в настоящее время не используется в хозяйственных целях. Сейчас его ставят во дворе дома, в кухне, однако с ним связано много обычаев и обрядов. В частности, нами выявлено, что в случае, если домашние направлялись в дальнюю дорогу, после прочтения молитвы благославления со стороны старшего по дому, уезжающий обязательно склоняет голову у старого очага, находящегося в доме «чид», и 3 раза, дотрагиваясь до очага - дегдон, проводя по лбу и глазам, целует ладонь, то есть этот очаг до сих пор почитается, и считается священным местом в доме -«мукаддас». После чего, обязательно возжигается священная рута, называемая здесь «страхм». Новизной при строительстве новых традиционных жилищ является то, что теперь в доме «чид» не строят печь - дегдон, дом «чид» дополняется 2-3 окнами, наряду с традиционным окошечком на потолке - «рудз», пристраивается кухня, иногда, ванная - хдммом». Чаще оба эти помещения строят отдельно от дома - во дворе дома, в укромном уголке двора. Если строят двухэтажный дом, то на первом этаже пристраивают отдельные комнаты по последним проектам, балконы, однако, на втором этаже стараются все же построить традиционный памирский дом с окошками и «верхним окошком на потолке - «рудз», который всегда считался гостиной комнатой (залом) и местом для проведения различных общественных мероприятий. Однако, наряду с этим, строят и новые дома по последним проектам, утвержденным Госархитектурным Управлением Республики Таджикистан. Двери и окна сделаны по последнему стилю современного домостроения, есть стеклянные веранды, вокруг разбивают сад, вход украшен цветами. Заборы вокруг дома, называемые здесь «сипчак или парий», строят из облепиховых веточек, которой здесь очень много. В городе заборы строят из кирпичей - цементных блоков.

Что касается одежды, то она современная, часто европейская. Даже на селе, как дети, так и молодежь носят европейскую одежду - джинсы, кофточки, европейские платья, рубашки, майки, куртки, то есть городскую молодежь трудно отличить от молодежи сельской местности. Из национальной одежды можно отметить платья на кокетке или просто сшитые по-европейски -

«платье» и штанины из легкой летней ткани поплин. Головных уборов молодежь не носит. Обувь -современная. Что касается женщин средних лет и пожилых людей, то для них характерны ношение платья на кокетке и штанин- эзоров. Поскольку погода здесь прохладнее, чем в других регионах Таджикистана, в летний период времени носят вязаные безрукавки или кофточки с рукавами, носки. На голове маленький головной платок - руймоли майда. Что касается одежды пожилых мужчин, носят европейскую одежду - костюм и брюки, на голове кепка. При отправлении на пастбища-айлок, надевают теплую заводскую шапку, поскольку там прохладнее, иногда надевают традиционный чапан. Национальную памирскую одежду надевают только танцоры в театрах и в дни больших праздников, семейных торжеств, надевают, в основном, памирскую тюбетейку красного цвета. Никох - бракосочетание, свадьба без тюбетейки красного цвета не обходится. Следовало бы заметить, что, в Центре «Де-Помирй» в г.Хороге (ремесленный центр) открыты мини-цехи, где шьют национальную одежду и тюбетейки для продажи, а также в качестве сувениров.

Относительно пищи бадахшанцев можно сказать, что она, в основном, растительная в сочетании с продуктами животноводства. Блюдо ширчой - чай с молоком, как правильно отмечала исследователь культуры и быта бадахшанцев Моногарова Л.Ф. в своей работе «Преобразования в быту и культуре припамирских народностей», является этническим определителем Горнобадахшанцев в пище[1]. Ширчоем угощают гостей, едят повседневно, иногда даже 3 раза в день. Ширчой - еда легкая, сытная, в блюдо закладывают небольшой кусочек сливочного масла. Однако, наряду с ширчоем, повседневными блюдами являются ош - суп из лапши, замешанной на муке из бобовых, плов, шурбо - мясной суп на масле, гуштбирён - жареное мясо, мургбирён -жареная курица, ширбиринч - рисовая каша, ширруган - масло с молоком и т.п. Гостевыми блюдами являются плов, шурбо- суп, гуштбирён - жареное мясо, мургбирён - жареная на масле курица, нонушир или ширруган - молочная пища (хлеб с молоком), который едят совместно, в деревянной посуде - табоки чубин. Причем гостю стараются зарезать козу, и приготовить из козлятины плов или жареное мясо - гуштбирён. Кроме того, из печени и легких животного в жареном виде подают блюдо чигарбирён, именно гостям, что считается проявлением особого уважения к ним. Как уже отмечалось выше, за гостевой трапезой готовят различные европейские салаты: салат из огурцов и помидоров, кислое молоко с зеленью и огурцами, подают сладости, соки, печения, самбусу, пирожки с картошкой и т.п. В летний период времени на Памире очень популярно блюдо ош - суп с лапшой из муки бобовых, заправленные кислым молоком или разведенным на воде «курутом». Роженицам дают пищу «хухпа» (пам.) типа «оталаи ордбирён» в горных районах Таджикистана, но если в последнем случае похлебку готовят на льняном масле -загир, то здесь льняные зерна кладут в болтушку целиком. На летовке - айлок готовят пищу, называемую «бат», состоящую из масла, муки и молока, которая съедается совместно.

В городе Хороге действует много ресторанов и забегаловок, в которых готовят пищу шакароб, которая характерна для южных районов Таджикистана, самбуса, манты, русские блинчики, рогалики, картошку фри, различные виды выпечки, напитки, что является инновацией в пище бадахшанцев.

Также новым является и то, что посуда, из которой горцы принимают пищу, в основном современная, фарфоровая. Даже плов подают каждому отдельно в фарфоровой посуде. Деревянная посуда встречается изредка, и используется при подаче традиционной пищи в семейном кругу.

Что касается миграционных процессов, то из каждой семьи, по крайней мере, по 3-4 человека находятся в миграции в Российской Федерации, в основном в г. Москве, Уфе, Санкт-Петербурге и других городах. Многие из них уже стали гражданами Российской Федерации, с семьями проживают там, причем работают не только рабочими, но и по своей профессии. Что касается социального состава мигрантов, то большинство с высшим образованием, интеллигенция. Много кандидатов наук, которые защитились в России, работают преподавателями в Высших Учебных Заведениях России, в частности МГУ и других вузах, преподают физику, экономику, лингвистику, историю и другие предметы. Проживающие в Российской Федерации женятся, кроме таджичек, также и на девушках из других национальностей: русских, казашках, башкирках, татарках и т.п.

Относительно образования хотелось бы подчеркнуть, что в Советский период Горно-Бадахшанскую Автономную Область всегда отличал от других регионов Союза высокий уровень образования. В тот период ГБАО занимала первое место по высшему образованию в СССР. В настоящее время данная традиция продолжается. В процентном отношении из каждой семьи 90% имеют высшее образование, за исключением одного - двух взрослых членов семьи, часто женщин свыше 70 лет, которые занимаются ремеслами или домашним хозяйством. Хотелось бы заметить,

что семьи здесь многодетные. Согласно сообщений Норанчева Ч,умъа, 1954г.р. ведущего специалиста Районо Рошт-калинского района, там действует 41 школа, из них 6 начальных, 26 средних общеобразовательных школ, лицеев нет. Из общего количества окончивших школу - 369 человек, только 1 человек не сдал документы для поступления на учебу в учебные заведения, 25 человек посредством квоты поступили в ВУЗы, из них - 7 человек в Россию, 2 - в Бишкек. Многие из жителей Рошт-Калъинского района защитили кандидатские диссертации, преподают в ВУЗах г.Хорога, г.Душанбе, Бишкеке, городов Москва, Санкт-Петербург и в других городах Российской Федерации, в Индии и Дубае . Многие учатся и работают за границей - В Англии, США и других западных странах. Для саморазвития есть множество Молодежных центров, кружков, где молодежь ходит на дополнительные занятия. Большое внимание уделяется изучению иностранных языков - русского и английского. Почти все горнобадахшанцы говорят по-русски, обучаются на курсах русского и английских языков. Центр УЦА находится в г.Хороге и сейчас переполнен учениками. Здесь изучают несколько иностранных языков, особое значение придается английскому языку.

Также исследовались вопросы семьи и брака у горнобадахшанцев. Выявилось, что у населения долины р.Шохдара, в недалеком прошлом, согласно сведений информаторов, еще бытовали большие патриархальные семьи, когда в одном доме «чид» проживало до 5 и более женатых сыновей, а также отец с семьей. За последние годы, лет 40-50 тому назад, они постепенно выделились в малые, и в настоящее время все сыновья, обычно, проживают по соседству с отцом -старшим по дому, являясь теперь его соседями или же проживают в г.Хороге, г.Душанбе и других районах республики, а также за рубежом.

С целью уточнения вопросов брачного возраста, а также процента разводов нами был посещен Центральный ЗАГС г.Хорога. Выяснилось, что в настоящее время родственных, кузенных и ортокузенных браков, которые еще существовали в конце Х1Х и начале ХХ века, почти не наблюдается. Этот факт подтвердили и наши полевые материалы по Рошткале. Отсутствие родственных браков объясняют биологическими причинами - «будет кровосмешение и дети будут неполноценными», а также тем, что религия - исмаилизм всегда запрещала такие браки. Процент распада молодых семей - невелик. Так, по отчетам ЗАГСА г. Хорога ГБАО за 6 месяцев 2016 года было зарегистрировано 873 брака, разводов 52, главной причиной которых являются тяжелые семейные условия. Молодежь в настоящее время создает семью только после получения образования, обычно высшего, то есть ранних браков не наблюдается. Средний возраст регистрируемых молодоженов в ЗАГСе - 20-25лет. На наш взгляд, образованность членов семьи и является гарантией крепкой семьи. Такие молодые семьи не нуждаются в материальной помощи со стороны родителей, поскольку могут сами себя обеспечить, и обычно живут раздельно.

Что касается обрядов рождения и похоронно-поминальной обрядности, то и здесь мы наблюдаем много архаических черт, связанных с предохранением ребенка от «злых духов» и так называемых, «темных, злых сил».

Следует отметить, что кладбища в селениях - родственные. Так в селении Парзудж существуют в настоящее время 3 родовых кладбища. Однако, основоположника рода кузнецов, которого звали Азизмамад из селения Парзудж захоронили рядом с его кузницей, хотя весь его род покоится на родовом кладбище.

По сообщениям информатора из селения Парзудж Наврузбекова Ниёзмамада, 1941 г.р., в похороно-поминальных обрядах отсутствуют поминки в 3, 7,40 дней и годовщина, кроме обряда на второй и третий день, называемый «чирогравшан», а также чтения молитв - оят. «Дакки мурда то 3 руз» - сообщают информаторы. Считается, что до покойного дойдет только молитва - «дуои нек», а остальные расходы - это лишнее. Поминают умерших также и в мусульманские праздники «Рамазан» и «Курбан», возжигая на могиле по 2 свечи и приготавливают пищу «ширравган» или «ширчуш», которая съедается присутствующими совместно, а остатки приносят домой и раздают домашним.

Членов экспедиции интересовало и развитие ремесленного производства на территории ГБАО, и долины р. Шохдара. В настоящее время в г. Хороге существуют различные правительственные и неправительственные организации, занимающиеся деятельностью ремесленников. Среди них можно отметить центры «Лаёкат» и общественную организацию «Де-Помирй», созданная при поддержке Фонда Ага-хана. Учреждение находится в г. Хороге, директор - Бердов Ёралй и его пять сотрудников занимаются поиском ремесленников и поставкой их изделий в офис. Согласно их сведений, вязаные изделия распространены повсеместно в ГБАО; изделия из дерева - в Шугнане, Дарвазе, Ванче; войлочные изделия - в Шугнане, Мургабе,

Ишкашиме; плетеные изделия (корзины) - повсеместно; украшения из камня и бисера - в Шугнане; вышивки (подушки, чодары) - в Дарвазе, в Ишкашиме - тюбетейки; сувениры - повсеместно; косметика - сурьма из Дарморахта (Шугнан); текстиль (сумки вышитые, войлочные и кожаные) -Дарваз; паласы шерстяные вязаные - Мургаб; джурабы - Бартанг; музыкальные инструменты -усто Озод из Бартанга и мастера из Шохдары; выделка кошмы - наматрези - Шугнан, Рошт-кала; работа с драгоценными камнями - Шугнан (Поршнев), где расположено учреждение «Памиркварцсамоцветы». В настоящее время мастера - ювелиры занимаются выделкой сережек из серебра - усто Абутолиб из г. Хорога, и сувениров, раньше из рогов горного козла.

Что касается ремесленного производства в Рошт-кале, то многие из них почти исчезают. Как было указано выше, в настоящее время повсеместно на Памире сохранилось такое ремесло как вязание памирских носков. Во время нашей экспедиции в Рошт-кале нами зарегистрировано несколько видов ремесел, в основном, в селении Хидорджедв - родине известного Народного поэта Таджикистана Ширин Бунеда. Здесь нами зарегистрировано около 13 видов ремесел: кузнечное дело (цех), кройки и шитья (цех), деревообделочное дело цех и курсы обучения Усто Иброхима - Ибродим Эльчибеков, 1969г.р., с-с Тавдем с. Хидорджедв (занявший первое место в Таджикистане в Конкурсе лучших деревообделочников), кулинария (пекарня), ремонт машин - 3 точки СТО (на основе кузнечных мастерских), писание картин (для деревообделочного производства), выделка национальных тюбетеек - токидузй, выделка тесемок для одежды и других целей (шероздузй), производство для продажи сувениров - армугонтарошй, производство национальных музыкальных инструментов (рубабов, тавлаков, гижаков, най, сетор, танбур и т. п), выделка кошм - наматрезй, пчеловодство - асалпарварй. Кузнечное дело, валяние кошм также развито в селениях Хидорджедв, Парзудж, Меденшарв, Паршед; выделкой музыкальных инструментов и скульптурой, писанием картин занят поэт из селения калъа Тайгуншо Бозоров, 1942г.р. и жители селения Хидорджедв, вышиванием - учительница труда средней школы из селения Пистарез и другие. В частности, изготовитель национальных музыкальных инструментов -рубобтарош Дилшодов Судайли, 1966г.р. из селения Хидорджедх изготавливает различные виды национальных музыкальных инструментов - рубоби Шугнони (шугнанский рубаб), танбур, сетор, рубоби афгонй, гижак, най, тавлак. Он - член Союза ремесленников Таджикистана. Музыкальные инструменты он изготавливает из орехового, абрикосового и тутового дерева. С весны замачивает древесину в воде, приступает к работе только в сентябре-октябре месяце. Эта профессия -наследственная, передалась ему от отца, работает с ним и его брат. Кроме того, он работает в Доме Культуры г. Хорога, сам пишет стихи и является народным певцом. У него трое сыновей: старший играет на гитаре и нескольких других инструментах, поет, средний сын - ювелир - заргар, младший является учеником усто Ибрагима из этого же села, обучается деревообделочному мастерству.

В связи с этим, хотелось отметить, что опытным деревообделочником в селении Хидорджедв, сельсовета Тавдем Рошткалинского района ГБАО является Иброхим Эльчибеков. Отец его - Усто Асадбек также является хорошим мастером по резке по дереву, 1942г.р., сейчас он не занимается ремеслом. Его сын занимается этим ремеслом с детства, обучает детей на уроках труда в сельской школе № 9 им.Ш.Бунёда, дома у него есть мастерская, где он обучает ремеслу 15 учеников -шогирдо. Лучшие дома - «чид» в Рошт-кала и других районах ГБАО сделаны его искусными руками.

Из всех ремесел самым «священным» здесь является кузнечное дело, поскольку его, как считалось, покровительствовал «Х,азрати Довуд». Существовало суеверие, что если обидят кузнеца, то это приводит к несчастью. Поэтому с кузницей и кузнецом связаны многие обычаи и обряды, поверья. Так, если при родах роженица пила воду с наковальни - роды облегчались. При агонии, при условии выпивания глотка воды из кузницы - или больной выживал, или умирал -«род кушода мешуд» («разрешение проблем»), во время поездки в дальнюю дорогу - «роди -Сафар» брали благославление у кузнеца, пепел из кузницы предохранял человека от сглаза, не крадут железные вещи (в том числе и дрова - топливо) и т.п.

Были исследованы и вопросы хозяйственной деятельности населения. Выяснилось, что население занимается земледелием, огородничеством, садоводством, подсобным является животноводство. Выращивают пшеницу, просо, ячмень, бобовые, клевер для кормления скота, картофель, лук, помидоры, огурцы, капусту, свеклу, морковь и т.п. Бывшая колхозная земля в селении роздана хозяйствам еще в 1995 году - т.е. были созданы дехканские хозяйства с учетом состава семьи и количества свободных земель в селении. В каждом хозяйстве есть небольшие участки земли, которые обрабатываются трактором, однако, часто используют мотыгу. Земля

здесь неровная, участки земли расположены в различных местах - на склонах гор, иногда вперемежку с садом, поэтому для удобства пользуются плугом, запрягая для этого 2-х волов. В ремесленных мастерских для этого выделывают железный наконечник плуга и другие орудия земледелия, такие как мотыгу, косу, приспособления для измельчения травы, остриё мотыги, лопату и т.п. Что касается орошения полей, то следовало бы отметить, что воды в селении Парзудж мало, устанавливается очередность на воду для полива полей и огородов. В других селениях, как Хидорджедв и другие - земли побольше. Вода в селение поступает сверху, с гор, по-видимому родниковая, орошают, как уже было отмечено выше, по очереди. График составляет председатель сельсовета в зависимости от количества земли и воды. Если в хозяйстве 56 десятин земли, то очередь приходит раз в 15 дней для каждого хозяйства. Однако, в других селениях, как например, Хидорджедв, где с гор стекает река, воды побольше и, практически, очередности на орошение полей или земельных участков нет. Кроме того, для повседневного использования, к каждому дому подведен арык - речка, которым может пользоваться ежедневно каждое хозяйство. Некоторые хозяйства для удобства пользования, проводят трубы для водопровода или же устанавливают специальные железные подставки к стекающему арыку, называемые новадон.

Из новых занятий в последние годы здесь можно отметить пчеловодство - асалпарварй. Например, в селении Хидорджедв пчеловодством занимаются 3 брата - Пайшанбиев Панчшанбе, 1963г.р., старший брат - Бадавлатов Боздавлат, и младший брат - Шодавлат. Они научились этому занятию у одного пчеловода из селения Поршнев Шугнанского района. За один сезон они, от 26-ти сот получают 250кг «майского меда». Также он получает из него прополис - лечебное средство, которое забирают и используют для приготовления лекарственных средств в аптеках. Он сам делает ящики и рамки для пчел, которые немного больше заводских, и, поскольку они удобны в пользовании, их у него покупают все пчеловоды. Другим его «хобби» является скрещивание фруктовых деревьев, которые также дают хороший результат.

Культурно-просветительская работа в Рошткалинском районе также поставлена на хороший уровень. Здесь, почти в каждом селении, в том числе и в районе есть дома культуры, в которых население может заниматься народным творчеством. В частности, в районном центре при Доме культуры функционирует ансамбль «Мавчхои Шохдара» (директор Туробов Давлатхон), который постоянно выступает с концертами на всех Республиканских конкурсах народного творчества, в частности готовится к выступлению к Конкурсу посвященному 25-летию Государственной независимости Республики Таджикистан - «Андалеб». Особое внимание уделяется развитию детского творчества. В 2015 г. была построена новая Музыкальная детская школа в районном центре Рошт-кала имени ^иматшо Шоискандарова, директором которого является молодой специалист, окончивший Национальную Консерваторию им. Т.Сатторова Саъдоншоев Фирдавс Хушкадамович. Здесь обучают детей с 1 по 5 классы в кружках народных инструментов, рисования, работы по дереву, хореографии, драмы, вышиванию (которым занимается мастерица из селения Пистарез). В селении Парзудж нам довелось встретиться с «Отличником культуры Республики Таджикистан», удостоенным множества грамот и медалей Министерства культура Республики Таджикистан, бывшим заведующим клубом селения Барджангал Наврузбековым Ниезмамадом Азизмамадовичам, 1941г.р. С 1964года он работал заведующим клубом селения Видодж Шугнанского района, с 1974 по 1996 годы являлся директором Дома культуры селения Барджангал Рошткалинского района, где он организовал ансамбль «Ноз». В последние годы, проживая в Российской Федерации, его солисты вновь, после его распада, образовали ансамбль «Ноз», и до сих пор, проживая в г. Москве, выступают в составе 4-х солистов - Чакабоева Ачама, Бекмамадова Абдумамада, Бодурхонова Мастибека, Чакабоевой Наргис.

Были исследованы и вопросы культурной жизни горнобадахшанцев. Издавна в их народном творчестве известен танец «аспакбозй». Нам посчастливилось встретиться с одним из лучших исполнителей этого танца, жителем селения Парзудж Наврузбековым Шакармамадом, 1944г.р. Этому танцу его научил старший брат, в то время завклубом вышеупомянутый Наврузбеков Ниезмамад и уже, будучи учеником 10-го класса средней школы, он научился танцевать этот танец лошади. Движениям лошади - «аспак» обучил его Худоназаров Бозор, заведующий клубом района Рошткала. В 1970г. он участвовал на Международном фестивале «Горных народов» в Польше, г.Закопани и среди 40 стран мира Таджикистан занял призовое 3-е место. Всю свою жизнь он являлся преподавателем физической культуры, он - «Отличник народного образования Республики Таджикистан». До сих пор на свадьбах и торжествах, в Доме культуры он исполняет этот старинный танец «аспакбозй».

Нас заинтересовала гостевая трапеза и отношение к гостю. Если знают, что гость приехал издалека, стараются уделить ему особое внимание, пригласить в гости на чашку чая, что является проявлением дани уважения не только к гостю, сколько поддержанием «авторитета» своего сородича. Стараются разместить гостя у себя дома - в гостиной, причем для каждого сельчанина является честью, если гость остановится у него дома. Все соседи и родственники обязательно приходят пригласить гостя на чашку чая словами чай бирехт «Заходите к нам на чашку чая». Для уважаемых гостей стараются заколоть козу и устроить угощение по этому поводу. Приходят навещать гостя в тот дом, где он становился, приготовив одно из национальных блюд. Можно зайти в любой дом селения - везде будешь почетным гостем. Как только гость входит в дом, ему стелят на сурфе в доме «чид» курпачи - узкие ватные одеяла для сидения на полу, и тут же накрывают дастархан: подают чай, сладости, печеное, лепешки, чургот - кислое молоко. Если гость чуть «задержится», тут же начинают готовить пищу для гостя. Гостю стараются приготовить изысканные блюда-плов, гуштбирён (жареное на масле мясо), ош - суп с лапшой из бобовых, заправленный кислым молоком и растворенным на воде крутом (курут).

Нами зарегистрировано, что наряду с настоящим, григорианским календарем, в Рошткале используют и народный календарь. Напротив селения Парзудж расположена большая скала, называемая в селении «Санги соатсанг» или «Masoriziv - полуденный камень». По расположению лучей солнца на скале определяют время: «соя»- утро, «видобе» - полдень, «мазоре» mazareg -обед, «бегохй» - полдник (4-5 час), «вега» - вечер. Кроме того, в народе до сих пор знают отмеченный М.С.Андреевым счет времени по частям тела человека - «дисоби мард». «Благополучные дни» для проведения различные обрядов и торжеств определяются религиозным деятелем - халифой по календарной астрономической книге - «Китоби Нучум».

Также нами были записана Терминология и Поверья. Сделано более 300 фотографий жизни и быта населения г. Хорога и Рошткала (долины р.Шахдара).

ЛИТЕРАТУРА

Моногарова Л.Ф. Преобразования в быту и культуре припамирских народностей.-М. - Наука. -1972г.

RESULTS OF PAMIR ETHNOGRAPHICAL EXPEDITION IN 2016 (c.KHOROG AND ROSHT-QAL'A REGION)

M.SHOVALIEVA,

Senior scientific worker Institute of History,archeology and ethnography named after A.Donish Academy of Sciences Republic of Tajikistan M.NAVRUZBEKOV,

A scientific worker Institute of History,archeology and ethnography named after A.Donish Academy of Sciences Republic of Tajikistan

Pamir ethnographical expedition of 2016 year with participation of two anthropologists -ethnographer Shovaleva M., a senior scientific worker Institute of History, archeology and ethnography named after A.Donish Academy of Sciences Republic of Tajikistan and anthropologist Masnav Navruzbekov was held from 11 till 21st of July in the centre of Gorny-Badakhshan Autonomous Region -Khorog city and Rosht - Qal'a region (valley of the River Shakhdara). The scientists have collected much materials on history of villages, which were situated on the course of Shakhdara River, family and family relations, birth, wedding, burial rites, social life, etiquette, behavior, believes, sacred places-mazars, calendar, education and culture, settlings, food, dressing, crafts, religious of Pamirs. Special attention was taken to new ethnical processes of rural people, as well as of the citizens of Khorog city - the centre (capital) of Gorny - Badakhshan Autonomous Region (Pamir).

Key words: ethnographical expedition, history, ethnic processes, innovations, settlings, food, dressing, social life, crafts, calendar, migration processes, education, religious, etiquette, behavior, believes, sacred places - mazars, calendar, birth, wedding, burial rites of Badakhshans.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.