Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОГИ СТАЛИНАБАД -ХОРОГ НА ПАМИРЕ'

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОГИ СТАЛИНАБАД -ХОРОГ НА ПАМИРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМИР / БЕЗДОРОЖЬЕ / ОВРИНГИ / ВЬЮЧНЫЙ ТРАНСПОРТ / КАРАВАННЫЙ ПУТЬ / КОЛЕСНЫЙ ДОРОГ / АВТОДОРОГА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходжибеков Эльбон Ходжибекович

Статья посвящена истории главный строек третей пятилеток - строительство автодороги Сталинабад - Хорог на Памире в 30- е годы ХХ в., анализируются история, а также трудности строительство автотрасс на участке Рушан-Калай-Хум. При строительстве автодороги участвовали русские, украинцы, татары, узбеки, киргизы и др. представителей народов СССР. Обслуживали стройку 18 врачей, 17 фельдшеров, 42 медсестры. Труднодоступный участок дороги Хорог-Сталинабад являлись оврингы в к.Шипад Рушана и Сафедсанг перевала Хобу Рубот Сагирдашта. Рабочие-памирцы К.Рацушчов и С. Киргизбоев проявили мужество, висели на канатах и прорезали вручную отверстие для аммонала и устроили несколько взрыв и давали проход. М.Шогадоев замечая, их мужество и перевел их для взорванные овринг Сафедсанг перевала Хобу Рубота. Их доблестный труд был отмечен орденом «Красной знамени». Мужество требовал жертв. На строительство автодорог Хорог- Сталинабад погибли взрывники О. Зиёбеков и Ч. Одилбеков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE CONSTRUCTION OF THE STEALINABAD - KHOROG HIGHWAY IN THE PAMIRS

The article is devoted to the history of one of the key construction of the third five-year planning - the construction of the Stalinabad-Khorog highway in the Pamirs during the 1930s of the XX century, the history, as well as the difficulties faced the construction of this highway, specifically the segment of the road between Rushan-Kalai-Khumb. Russians, Ukrainians, Tatars, Uzbeks, Kirghiz and other representatives of various ethnicities of the USSR participated during the construction of this highway. In total 18 doctors, 17 paramedics and 42 nurses provided health services during the construction process. The hard-to-reach section of the Khorog-Stalinabad highway were the paths in Shypad village of Rushan and Safedsang section on the Khobu Rubot pass in Saghirdasht. The local workers from the Pamirs, namely K. Ratsushchov and S. Kirgizboev, showed courage, hung on ropes and manually drilled holes for locating the ammonal and arranged several explosions and gave a passage for continuing the construction works. M.Shogadoev noticing their courage and professionalism transferred them for blasting the hard to reach the section in Safedsang of Khobu Rubot pass. The remarkable service provided by them was honoured with the Order of the Red Banner. The courage, unfortunately, resulted in sacrifice as well. Blasting killed number of other blasters, e.g. O. Ziebekov and C. Odilbekov were among those who lost their lives during the construction of the Stalinabad-Khorog highway.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОГИ СТАЛИНАБАД -ХОРОГ НА ПАМИРЕ»

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОГИ СТАЛИНАБАД-ХОРОГ НА ПАМИРЕ

Ходжибеков Э.Х.

Хорогский государственный университет им. М.Назаршоева

В годы третей пятилетки основное внимание советского правительство был уделен строительство внутриобластные дороги на Памире. Именно благодаря этой пятилеток был построен дорога Хорог- Рушан в 1938 году, протяженностью 65 км и Тузкул - Вахан - Ишкашим в 1939 году протяженностью 186 км. На его строительство было израсходовано свыше 34 млн. рублей. В 1940-1952г. был закончен строительство дорога Тузкул-Вахан - Ишкашим-Хорог общей протяженностью 337 км. В1937-1938 году был завершен строительство дороги Хорог-Рошткали в 45 км [3, с.108].

А.Гарилюк и В.Ярошенко добавляют: «В 1940г. ишкашимцы, ваханцы строили другую дорогу, и немалую -в двести сорок километров [4, с.179]. В 1938 г. в к. Ахцев Рушана был построен паром через реки Бартанг [1, с.64]. К началу 1940 г. в области имелось свыше 1000 км автодорог и по ним курсировали более 500 автомашин. Дороги нуждались в инженерное сооружение -мостов. В течение 1938 по 1940 гг. только на строительство 5 мостов в ГБАО советское государство израсходовало 2 млн. 839 тыс. рублей [5, л.140].

Однако ГБАО до 1940 г. не имело автодорог связывающего ее с центральными и западными областям республики, и даже со столицей Таджикистана - Сталинабад. Поэтому созрело необходимости о строительстве автодорог Сталинабад -Хорог.

Население Гармской области и ГБАО осенью 1939 года ходатайствовали перед правительством Таджикистана о строительство этой дороги. ЦК КП (б) и СНК Таджикистана обратились в ЦК ВКП (б) и СНК СССР, и они в своих постановлениях от 28 октября 1939 года и от 28 февраля 1940 года одобрили просьбу республиканских органов и выделили необходимые средства на строительство автодороги Хорог- Калай-Хумб - Сталинабад протяженностью 587 км. Начальником строительства назначен заместитель председателя Совнаркома Таджикской ССР А.В. Мазаев.

Для строительства этой автодороги было решено выделить в распоряжение СНК Таджикской ССР во втором квартале 1940года из резерва Экономсовета при СНК СССР 400 тона аммонита с бикфордовым шнуром и детонаторами, 500м куб. круглого леса, 250 тонн цемента, 5 тонн стали и 150 тонн бензина. На строительство автодороги были направлены в Гармскую область 15600 человек, ГБА0-4400 человек [2].

Согласно другим данным для обеспечение строительство было определено направит из районов Гармской области 15 600, из районов ГБАО - 4 410 и из районов Сталинабадской области-1700 человек. Всего 21 720 человек [6, л.35]. В Шугнан тогда этой дороги называли «царская дорога». Для обеспечение рабочей силой строительство автодороги бюро обкома обязало райисполкомы Шугнанского, Рошткалинского, Бартангского, Рушанского и Ванчского районов укомплектовать бригады полным составов рабочих. Для этого Шугнанский район направлял 450 человек, Ванчский-1400, Рушанский-700, Рошткалинский - 650, Бартангский-450 человек [7, л.28].

Партийные и советские органы ГБАО постоянно держали под своим контролем эту стройку и принимали конкретные меры по мобилизации трудящиеся области на строительству автодороги. 27 марта 1940 года бюро обкома партии обсудило данный вопрос и приняло по нему соответствующее постановление [7, л.26].

Строительство автодороги Сталинабад - Хорог имело свое специфическое характера, и его строительство была по техническим характеристикам более сложна, чем автодороги Ош-Хорога. Причиной заключалось в том, что дорога во много местах нужно было прокладывать по отвесным скалам, через пропасти. О героическом труде строителей при строительстве автодороге Сталинабад - Хорог корреспондент газеты «Правда» А.Р. Румянцев писал: «Я увидел, прежде всего, мужество и силу памирцев. Сколько раз довелось мне видеть, как висят люди на канатах на отвесной скале, над бездонной пропастью и вгрызаются ломом, бурой, киркой в гранит» [9, с.79].

Бывший взрывник и строитель дороги, позже мастер участка Вамд-Вознавд Рушанского района Ёдгор Ёкубов вспоминал: «В нашем участке почти везде около дороги были поставлено предупредительные таблички с надписями: «Водитель, будь осторожен - овринг», на крутых спусках «Водитель, проверь исправность тормоза!».

Бывший секретарь Горно-Бадахшанского обкома компартии Таджикистана Бекназаров С.Б. в честь празднование его юбилея (80-летие) выступая перед студентами ХоГУ им

М.Назаршоева в апреля 2014 г. говоря о мужестве и трудности строителей дороги Хорог-Душанбе, вспоминал о своей поездки в качество абитуриента для поступления на сельхозинститут г.Душанбе следующее: «Сидя в кузове бортовом машине в г.Хорог и до конца первого дня мы дошли только до к.Шипад Рушанского района, второй день мы добрались до Тавильдары, третий день до Файзабада, а в четвертый день наконец-то мы оказались в г.Душанбе».

Партийная организация Горного Бадахшана поставила партийной -массовую работу так, что на всех решающих участках коммунисты и комсомольцы были организаторами широкого движения в социалистическом соревнование и за досрочное выполнение и перевыполнение плана по строительству дороги. Примером может служить бригада коммуниста Содаткадамова из Шугнанского района, которая состояла из коммунистов и комсомольцев в составе 30 человек. Эта бригада во главе с секретарем райкома партии Мамадсодиковым М. показала истинный героизм в прохождении самого труднодоступного участка «Дарваз»; работая в две смены, она выполняла норму до 400% в каждом смену [10, с.194]. Многие учителя Памира как Мамамадаминов Б. из к.Пиш Дарморахт работали в качестве агитатор и пропагандист, и во время перерыва читали строителям автодороги Хорог-Душанбе свежие газеты.

Большую помощь строителям этой автодороги оказали красноармейцы:, которые работали в качества взрывников, мастеров, строителей мостов. Это дорогу, как и автодорогу Ош-Хорог тоже построили благодаря дружбы народов СССР. При строительстве дороги участвовали русские, украинцы, татары, узбеки, киргизы и других представителей народов СССР. Обслуживали стройку 18 врачей, 17 фельдшеров, 42 медсестры. Связисты обеспечили постоянную связь штаба с Москвой и с прорабствами. Было открыто 8 почтовых контор, 10 агентств связи, установлено 7 радиостанций, телефонизировано 20 прорабство.

Героический труд строителей автодороги Сталинабад -Хорог обеспечил завершение строительство дороги в самый короткий срок. Председатель Совнаркома Таджикской сСр М.Курбанов рапортовал через телеграммой в адрес ЦК ВКП(б) следующее: «Сообщаем, что 6 сентября сего года Постановление СНК Союза и ЦК ВКП (б) от 28 февраля 1940 года по строительству Большого Памирского тракта выполнено досрочно» [10, с.80]. Трасса пролегла по 44 оврингам протяженностью 14 км. Автомобильная трасса длиной 567 км была построена за 104 дня - по пять километров в день [4, с.176-177]. За 105 дней была проложена сложнейшая автодорога протяженностью 567 км. Наступил долгожданный час. Первая колонна из 8 легковых и 48 грузовых машин двинулись из Сталинбада в город Хорог.

За самоотверженный труд 459 строителей были награждены орденами и медалями СССР. Так, бригадир землекопов Гуломалиев Наврузали, бурильщик Рецушчев Курбонмамад, бригадир бурильщиков Худжакалонов Тошбек, Муродов Садали и другие были награждены орденом Ленина. Бригадиры бурильщиков Абдуманонов Мамадкарим и Хайдаров Рахим, бурильщик Давлатов Дона, бригадир Давлатов Гуломмамад, землекоп Саховатов Шофакир, Имомназаров О. и другие были награждены орденом Трудового Красного Знамени [9, с.79].

Труднодоступный участок дороги Хорог-Сталинабад являлись оврингы Кухи гов в к.Шипад и Сафедсанг в перевал Хобу Рубот Сагирдашта. Рабочие-памирцы Курбонмамад Рацушчов и Саодаткадам Киргизбоев проявили мужество, висели на канатах и прорезали вручную отверстие для аммонала и устроили несколько взрыв и давали проход. М.Шогадоев замечая, их мужество и перевел их для взорвание овринг Сафедсанг перевала Хобу Рубота. Их доблестный труд был отмечен орденом «Красной знамени» [1, с.66].

Мужество требовал жертв. На строительство дорог Хорог- Сталинабад взрывники О. Зиёбеков из к. Бувед и Ч. Одилбеков из к. Барчид Поршнева погибли. Их останки перевезли в ящиках из-под аммонала и похоронили в к.Бувед Поршнева.

В указе Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1941 г. отмечалось: «За выполнение в рекордно-короткий срок задания по строительству высокогорной автомобильной дороги Сталинабад-Хорог наградить особо отличившихся на строительстве тракта колхозников, инженеров и техников, советских и партийных работников Таджикской ССР орденом Ленина-15 человек, Орденом Трудового Красного Знамени - 55 человек, Орденом знак Почета-95 человек, медалью «За трудовой доблесть»-126 человек, медалью «За трудовое отличие»- 168 человек». Почетными грамотами и грамотами Президиума Верховного Совета Таджикской ССР были награждены 2 767 человек [10, с.195].

5-марта 1941г. вышла Указ Президиума Верховного Совета СССР за подписями

М.И.Калинина и А.Горкина о переименование Большой Памирский тракт на имени И.В. Сталина. 20 марта 1941г. в г. Хороге состоялось митинг по этому случаю, и был направлен специальную телеграмму в Кремль, в котором частично говорилось: «Мы, трудящиеся г. Хорога, и колхозники Шугнанского района - «Памир» собрались по случаю большого праздника - переименование Большой Памирского тракта на Вашего имени. Ваш имя тов. Сталин обязывает нас, на новых трудовых подвигов» [8].

Автодорога Сталинабад - Хорог заменила окружной путь через Ош и сократила расстояние в 4 раза. Подсчитано, что годовая экономия от удешевления стоимости перевозок по этой дороге составила 15 млн. рублей [10, с.195].

Народный поэт Таджикистана М. Миршакар вспоминал о дороге Хорог-Душанбе: «В 1928 году мы тридцать мальчиков, шли по горным тропам Памира, направлялись в Душанбе. Больше месяца шли мы тогда по вьючным тропам. Но на смену диким оврингам пришел Большой Памирский тракт, «Дорога счастья», как ее называли таджики» [4, с.179].

В дальнейшем на расширение дороги Ош-Хорог ПАТУ1 в третей пятилетке было выделено 21 800 тыс. рублей, а на строительство дороги Душанбе-Хорог за счет союзного бюджета было выделено 8 млн. руб. [13, л.15]

Корреспондент газеты «Юманите» Жан Канапе, побывавший в ГБАО в 1965 году, об автодороге Сталинабад - Хорог писал: «...По афганскому берегу, вдоль реки Пянджа бежит по скалам узенькая тропинка. Когда-то такая тропинка пролегала и на другом берегу реки. А сейчас здесь дорога, настоящая дорога, по которой бегут и бегут машины, и которая стала как бы легкими этой горной страны.» [9, с.351].

ЛИТЕРАТУРА

1.Бахтиёров М. Таърихи Рушон. Душанбе: Илм, 2013.

2.Бадахшони Сурх, 1940, 28 мая

3. Госархив ГБАО, Ф. 19. - Оп.5. -Д.10. -Лл.108-110.

4.Гаврилюк А., Ярошенко В.Памир.М.: Планета, 1987. - С. 179.

5.Госархив ГБАО, Ф.19. - Оп.3. - Д.23. - Л.л. 140-141.

6.Госархив ГБАО, Ф.1. Оп.2, Ед. Хр.1.Л. 35

7.Госархив ГБАО, Ф.2. - Оп.1-Д.121. Лл. 26 -28.

8.Газ. Комсомоли Бадахшон, 1941, 22 марта.

9.История Горно-Бадахшанской автономной области, т.2, (новейшая история Отв. ред. Пирумшоев Х.П.,

Юсуфбеков Ш.П) - Душанбе: Пайванд, 2005. - 352 с.

10.Назаршоев М.Н. Исторический опыт КПСС по руководству социалистическим

строительством в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР (19171941гг.). Душанбе: Дониш. - 1982.- 292 с.

11.Латифи О. Белая осень. Душанбе: Ирфон, 1974. - С.104-106.

12.Овринг —Википедия ги.wikipedia.org/wiki/

13.Партийный архив Горно- Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана. -Ф.2. - ОП.1. - Д. 30. Л. 15.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОГИ СТАЛИНАБАД -ХОРОГ НА ПАМИРЕ

Статья посвящена истории главный строек третей пятилеток - строительство автодороги Сталинабад - Хорог на Памире в 30- е годы ХХ в., анализируются история, а также трудности строительство автотрасс на участке Рушан-Калай-Хум. При строительстве автодороги участвовали русские, украинцы, татары, узбеки, киргизы и др. представителей народов СССР. Обслуживали стройку 18 врачей, 17 фельдшеров, 42 медсестры. Труднодоступный участок дороги Хорог-Сталинабад являлись оврингы в к.Шипад Рушана и Сафедсанг перевала Хобу Рубот Сагирдашта. Рабочие-памирцы К.Рацушчов и С. Киргизбоев проявили мужество, висели на канатах и прорезали вручную отверстие для аммонала и устроили несколько взрыв и давали проход. М.Шогадоев замечая, их мужество и перевел их для взорванные овринг Сафедсанг перевала Хобу Рубота. Их доблестный труд был отмечен орденом «Красной знамени». Мужество требовал жертв. На строительство автодорог Хорог- Сталинабад погибли взрывники О. Зиёбеков и Ч. Одилбеков.

Ключевые слова: Памир, бездорожье, овринги, вьючный транспорт, караванный путь, колесный дорог, автодорога.

1 ПАТУ - Памирская автотранспортная управления.

THE HISTORY OF THE CONSTRUCTION OF THE STEALINABAD - KHOROG

HIGHWAY IN THE PAMIRS

The article is devoted to the history of one of the key construction of the third five-year planning - the construction of the Stalinabad-Khorog highway in the Pamirs during the 1930s of the XX century, the history, as well as the difficulties faced the construction of this highway, specifically the segment of the road between Rushan-Kalai-Khumb. Russians, Ukrainians, Tatars, Uzbeks, Kirghiz and other representatives of various ethnicities of the USSR participated during the construction of this highway. In total 18 doctors, 17 paramedics and 42 nurses provided health services during the construction process. The hard-to-reach section of the Khorog-Stalinabad highway were the paths in Shypad village of Rushan and Safedsang section on the Khobu Rubot pass in Saghirdasht. The local workers from the Pamirs, namely K. Ratsushchov and S. Kirgizboev, showed courage, hung on ropes and manually drilled holes for locating the ammonal and arranged several explosions and gave a passage for continuing the construction works. M.Shogadoev noticing their courage and professionalism transferred them for blasting the hard to reach the section in Safedsang of Khobu Rubot pass. The remarkable service provided by them was honoured with the Order of the Red Banner. The courage, unfortunately, resulted in sacrifice as well. Blasting killed number of other blasters, e.g. O. Ziebekov and C. Odilbekov were among those who lost their lives during the construction of the Stalinabad-Khorog highway.

Key words: Pamir, off-road, pathways, transportation, caravan way, wheel road, highway.

Сведения об авторе:

Ходжибеков Эльбон Ходжибекович, кандидат исторических наук, профессор, преподаватель кафедры всеобщий истории, факультет истории и право Хорогский Государственный университет, тел. (+935483650), e-mail:elbon_ [email protected]

About the author:

Hojibekov Elbon Hojibekovich, the candidate of historical sciences, professor, lecturer of the Department of World History, the Faculty of History and Law, Khorog State University, tel. (+935483650), Е-mail: elbon_ [email protected]

«ТАЪРИХИ СИСТОН» ВА ЧОЙГО^И ОН ДАР ТАЪРИХ, ФАР^АНГ

ВА АДАБИ ТО^ИК

Садиров Ш.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон дар нощяи Рашт

Дар давраи равнаки илму адаб ва бедориву огох,й, инчунин сарфарозии ачдоди точикон, ки ба асрх,ои IX-XII рост меояд, илми таърихнигорй низ ба пешрафтх,ои назаррас ноил мегардад. Дар хдмин марх,илаи мух,ими таърихй аст, ки тамоми бахшу ;исматх,ои таърихнигорй падид омада, заминаи шаклгирии таърихнигории умумиисломиро фарохдм меоваранд. Агар хох,ем сабабх,ои ривочи таърихнигорй дар миёни мусулмононро номбар кунем, сухан ба дарозй кашида, моро аз хддафи аслй дур месозад. Аммо мух,имтарини ангезаи густариши донишх,ои таърихй ин талош барои донистани сарнавишти кавмх,ои гуногун ва аз тачрибаи халку миллатх,ои пешин саба; омухтан мебошад. Тавре аз матни китоби мукаддаси мусулмонон ^уръон бермеояд, таърихи халку умматх,ои гузашта судманду муфид дониста шуда, барои тачриба андухтан омухтани он тавсия мегардад. Таъкидх,ои пайвастаи ^уръон «пас ибрат гиред эй сох,ибони андеша» боис шуд, ки илми таърих мусбат арзёбй шуда, мусулмононро барои навиштан ва хондани таърих х,идоят кунад.

Дар давраи мавриди назар (яъне асрх,ои IX-XII) навъх,ои гуногуни таърихнигорй ба миён омад. «Таъриху-р-русули ва-л мулук»-и Табарй намунаи таърихх,ои умумй буда, «Таърихи Байхдкй» ва «Зайну-л-ахбор»-и Гардезй намунаи таърихнигории сулолавй ба шумор меояд. Азбаски дар баробари шукуфоии пойтахтх,о шах,рх,ои дигар низ ба маркази илму фархднг табдил меёбанд, таърихнигории махдллй низ дар ин давра рушду нумуъ мекунад. «Ахбори

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.