Научная статья на тему 'Проблемы воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения'

Проблемы воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочкаев E. A.

В данной статье рассматриваются категории гражданственности и патриотизма, проблемы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения. Предлагается ряд мер по улучшению гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в высших учебных заведениях. Анализируется нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания, существующая на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения»

проблемы воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения

E. A. Кочкаев

В данной статье рассматриваются категории гражданственности и патриотизма, проблемы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения. Предлагается ряд мер по улучшению гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в высших учебных заведениях. Анализируется нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания, существующая на сегодняшний день.

Сегодня в полной мере можно говорить о наличии социального заказа на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего ответственностью за судьбу страны. В связи с этим государство обозначило приоритетные направления для решения проблем воспитания. Особое место среди них принадлежит гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения, которое является главным средством укрепления единства и целостности страны. Многие ученые рассматривают гражданское и патриотическое воспитание в отдельности, считая, что это совершенно различные категории, но в рамках статьи гражданско-патриотическое воспитание будет рассмотрено как единое направление в воспитательном процессе.

Любовь к Родине, чувство долга, ответственности, патриотизм, гражданственность формируются и воспитываются с момента рождения, поэтому особую роль в данном процессе должна играть в первую очередь семья, так как в ней закладываются основы мировоззрения, формируется гражданская ответственность детей. Под гражданственностью исследователи

А. Ф. Никитин, Н. А. Савотина, Г Н. Филонов понимают комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления [4, с. 56]. Однако в последние годы

Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

В. В. Путин

особую тревогу вызывает тот факт, что семья потеряла ведущую роль в формировании, развитии, воспитании и социализации детей, снизился авторитет родителей и родных, остается на низком уровне культура социально-педагогического воспитания в семье. В связи с этим подрастающее поколение скептически относится к национальной культуре, что привело к увлечению западным образом жизни. Разрушение отлаженной системы социального воспитания стало одной из причин популярности воззрений националистического, шовинистического и даже фашистского толка. В сознании современной молодежи исказились такие понятия, как «Родина», «Отечество», «гражданство», «национализм», «патриотизм» и множество других. В силу этих причин рассмотрим само толкование и смысл слов патриот, патриотизм и патриотическое воспитание. Многие ассоциируют их лишь с защитниками Отечества, воспитанием в кадетских корпусах и военных училищах, работой в патриотических клубах и т. д. На самом деле данные понятия имеют более глубокий и расширенный смысл. Прежде всего обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля. В нем патриот обозначается так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его» [1, с. 24]. С. И. Ожегов дает следующее определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу» [5, с. 426]. С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Согласно определению

В. И. Ленина, патриотизм — «одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [2, с. 190]. Рассмотрим еще несколько трактовок данного понятия:

1. «Любовь к Отчизне» [1, с. 24].

2. «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [7, с. 484].

3. «Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» [3, с. 190].

Как мы видим из определений, патриотизм — это прежде всего любовь к Родине, Отечеству, родной земле, людям, живущим и работающим на ней, чувство, присущее каждому разумному человеку. Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющийся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, истории, культуре и т. д.

Исходя из вышеизложенного, патриотизм можно определить как исторически сложившуюся и развивающуюся категорию, которая отражает устойчивое положительное отношение граждан к своему Отечеству, проявляющееся в благих поступках по отношению к нему, в реализации которого участвуют государство, общество и каждая личность в отдельности. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается совместный скоординированный процесс деятельности государственных, общественных и иных социальных институтов по формированию у граждан, в особенности у подрастающего поколения, высокого гражданского и патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины.

Как мы уже отметили выше, большинство семей на современном этапе неспособны в полной мере выполнять исторически присущие им педагогические функции, в том числе и по гражданско-патриотическому воспитанию. В сложившейся социально неблагополучной ситуации образовательные учреждения остаются основными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Институт образования стал основным звеном систе-

мы гражданско-патриотического воспитания различных категорий учащихся. Учреждения образования призваны в значительной мере повысить эффективность взаимодействия с различными органами и структурами, организациями, объединениями.

Одной из функций образовательных учреждений становятся формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных качеств, являющихся основой гражданского самоопределения, самореализации и самоактуализации. Сегодня в большинстве учебных заведений начиная со школы и заканчивая высшими учебными заведениями проводится или возрождается работа, направленная на гражданское и патриотическое воспитание молодого поколения, в частности, в высшей школе воссозданы и введены должности проректоров или помощников ректоров по воспитательной работе, заместителей деканов с аналогичным родом деятельности, кураторов учебных групп и младших курсов. Организуется гражданско-патриотическая ориентированная вузовская среда, создаются вузовские центры социально-воспитательной и досуговой деятельности, возрождается гражданско-патриотическая работа среди студентов. Их силами восстанавливаются храмы, монастыри, проводится поиск захоронений солдат Великой Отечественной войны, организуются конкурсы, фестивали, викторины патриотического характера. Однако в настоящее время вся эта работа проводится по инициативе отдельных вузов, профессиональных училищ и средних общеобразовательных учебных заведений. Основной проблемой остается то, что все еще не создано единого социально-воспитательного пространства. Для его создания требуется разработка концепции социального воспитания подрастающего поколения, основные положения которой должны быть одинаковы для всех уровней образования, что обеспечило бы преемственность формирования, становления, развития и воспитания, при этом важно сохранить вариативность для различных типов учебных заведений.

Органы законодательной власти РФ совместно с Министерством образования РФ ведут активную работу по разработке законодательной базы в системе гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и юношей, например, Федеральный закон от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных

днях) России», письмо Минобразования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», письмо Минобразования 15.01.2003 г. № 30-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений РФ» и др. Вдобавок были разработаны государственные программы, а на их основе концепции патриотического воспитания граждан РФ на 2001—2005 гг., а затем на 2006—2010 гг. На базе первой программы сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных объединений по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. Целью программы на 2006—2010 гг. являются совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Для этого необходимо решить ряд задач: 1) продолжить создание системы патриотического воспитания; 2) продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; 3) проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма и др. [6].

На основе данной программы целесообразно разработать подпрограммы, планы и проекты различного уровня: для округа, региона, города (поселка, села) с учетом этнической культуры и возможностей экономики и социальной инфраструктуры. В этих целях необходимо: 1) использовать большой, еще не востребованный потенциал воспитания гражданственности и патриотизма; 2) ориентировать учащихся на системное изучение теоретических основ, отвечающих реалиям изменившегося россий-

ского общества; 3) особое место уделить разработке и обоснованию комплекса взаимосвязанных перспективных мер на федеральном и региональном уровнях; 4) минимизировать влияние на детей, подростков и юношество негативных социальных факторов, препятствующих гражданскому и патриотическому воспитанию; 5) разработать и использовать в воспитательном процессе новые формы и методы с учетом изменившегося мышления молодого поколения.

Конечно, нельзя обойти стороной проблемы гражданско-патриотического воспитания в государственных образовательных учреждениях. Среди основных можно выделить:

— недостаточную долю общеобразовательных и гуманитарных предметов в учебных программах;

— отстранение педагогов от воспитательных функций;

— вымывание воспитательных элементов патриотизма из учебных планов;

— использование зарубежной учебной литературы и программ, которые не адаптированы к российской действительности.

Кроме того, одной из главных причин является отсутствие в нашем обществе духовнонравственных и мировоззренческих установок. Процесс их формирования проходит сложно и противоречиво. В настоящее время многие явления в нашей жизни получили негативную окраску через кино, музыку, театр и другие виды искусства. В условиях беспрепятственного доступа к любой информации и материалам, распространяемых через телевидение, радио и Интернет, на молодежь обрушивается шквал низкопробной продукции. Все это приводит к снижению культуры, развитию асоциальных мотиваций у детей и молодежи. Поэтому для преодоления возникших негативных тенденций необходимо сместить акценты в гражданско-патриотическом воспитании от шаблонного и единообразного к инновационному и многоплановому, что повысит мотивацию личности молодого человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 3 / В. И. Даль. — М. : Рус. яз., 1980. — 555 с.

2. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 3 / В. И. Ленин. — М. : Политиздат, 1969. — 640 с.

3. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Прометей : Юрайт, 1998. — 464 с.

4. Лутовинов В. И. Проблемы воспитания патриотизма / В. И. Лутовинов, С. И. Мешкова // Педагогика. — 2008. — № 7. — С. 50—57.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. чл.-корр. Ан СССР Н. Ю. Шведовой. — 18-е изд., стер. — М. : Рус. яз., 1984. — 797 с.

6. Программа информационной поддержки российской науки и образования // КонсультантПлюс: Высшая школа. — 2008. — Вып. 8 [Электрон. оптич. диск].

7. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. — М. : Сов. энцикл., 1983. — 840 с.

Поступила 27.04.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.