Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевая форма взаимодействия / педагогическое взаимодействие / образовательные отношения / образовательная среда / network form of interaction / pedagogical interaction / educational relations / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Н. Емельянов, Е.П. Якимович

В статье представлены результаты комплексного анализа ключевых проблем внедрения сетевой формы взаимодействия в образовательный процесс, которая является инновационной технологией, направленной на повышение эффективности образования. В качестве основных барьеров, препятствующих активному использованию данной технологии, можно выделить отсутствие мотивации сторонних организаций к совместной работе ввиду непонимания возможной выгоды; сложность в определении доли финансовых обязательств и степени ответственности за жизнь и здоровье обучающихся каждой из сторон – участников сетевого взаимодействия; трудность управления продуктивными многокомпонентными сетевыми образованиями; проблема обеспечения педагогическими кадрами в условиях совместной реализации уникальных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Н. Емельянов, Е.П. Якимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTRODUCING A NETWORK FORM OF INTERACTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article presents some results of a comprehensive analysis of the key problems of introducing a network form of interaction into the educational process, which is an innovative technology aimed at improving the efficiency of education. The main barriers preventing the active use of this technology can be identified as follows: the lack of motivation for third-party organizations to work together due to a lack of understanding of the possible benefits; difficulty in determining the share of financial obligations and the degree of responsibility for the life and health of students of each of the parties – participants in network interaction; the difficulty of managing productive multicomponent network formations; the problem of providing teaching staff in the conditions of joint implementation of unique educational programs.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

References

1. Gusarova N.F. Vvedenie v teoriyu iskusstvennogo Intellekts. Sankt-Peterburg: Universitet ITMO, 2018.

2. Korovnikova N.A. Iskusstvennyj intellekt v osovremenennom obrazovatel'nom prostranstve: problemy i perspektivy. Social'nye novacii i social'nye nauki. Moskva: INION RAN, 2021; № 2: 98-113.

3. Amirov R.A., Bilalova U.M. Perspektivy vnedreniya tehnologij iskusstvennogo intellekta v sfere vysshego obrazovaniya. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2020; № 3: 80-88. Available at: <https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vnedreniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-sfere-vysshego-obrazovaniya/viewer>

4. Tulegulov A.D., Ergaliev D.S., Bejsembaeva B.S., Akishev K.M. Metody nejronnyh setej i gluboko obucheniya na osnove intellektual'nogo agenta. Nadezhnost' i kachestvo slozhnyh sistem. 2021; № 3: 25-31. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-neyronnyh-setey-i-glubokogo-obucheniya-na-osnove-intellektualnogo-agenta/viewer

5. Popov E.V., Semyachkov K.A. Vozmozhnosti i granicy primeneniya cifrovyh tehnologij v sovremennom obschestve. Voprosyinnovacionnoj 'ekonomiki. 2020; № (4). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-granitsy-primeneniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-sovremennom-obschestve

6. Drobyshevskaya L.N., Molodcova A.V. Tendencii i perspektivy razvitiya tehnologii iskusstvennogo intellekta. 'Ekonomika ibiznes: teoriya ipraktika. Novosibirsk: OOO «Kapital», 2020; № 11-1 (69): 252-255.

7. Islamov R.S. Iskusstvennyj intellekt v informacionno-kommunikativnyh tehnologiyah i ego vliyanie na obuchenie inostrannomu yazyku v vysshej shkole. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiipraktiki. Tambov: OOO Izdatel'stvo «Gramota», 2020; T 13, № 12: 300-305.

8. Antonova D.A., Ospennikova E.V., Spirin E.V. Cifrovaya transformaciya sistemy obrazovaniya. Proektirovanie resursov dlya sovremenno cifrovoj uchebnoj sredy kak odno iz ee osnovnyh napravlenij. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: informacionnye komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Perm': PGGPU, 2018; № 14: 5-37.

9. Kulikova N.Yu., Maslova O.A., Ponamoreva Yu.S. Model' ispol'zovaniya sistem iskusstvennogo intellekta dlya ocenki kachestva formirovaniya kompetencij studentov vuza. Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya. Moskva: OOO Izdatel'stvo «Mir nauki», 2021; T 9, № 5: 1-13.

10. Shershneva V.A., Vajnshtejn Yu.V., Kochetkova T.O. Adaptivnaya sistema obucheniya v elektronnoj srede. Programmnye sistemy: teoriya i prilozheniya. 2018; T. 9, № 4 (39): 159-177.

11. Dobrica V.P., Goryushkin E.I. Primenenie intellektual'noj adaptivnoj platformy v obrazovanii. Auditorium. Kursk: Kurskij gosudarstvennyj universitet, 2019; № 1 (21): 86-92.

12. Krasnoschekova G.A. Teoriya iprakiika yazykovogo obrazovaniya studentov tehnicheskih vuzov: monografiya. Cheboksary: ID «Sreda», 2018.

Статья поступила в редакцию 31.08.23

УДК 37.062

Emelyanov A.N., Cand. of Sciences (Agriculture), Director of the Federal State Budgetary Scientific Institution "FSCs of Agrobiotechnologies

of the Far East n.a. A.K. Chaika" (Ussuriysk, Russia), E-mail: emelyanov.prim@yandex.ru

Yakimovich E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Primorsky State Agrarian and Technological University (Ussuriysk, Russia),

E-mail: 11021977ay@mail.ru

PROBLEMS OF INTRODUCING A NETWORK FORM OF INTERACTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article presents some results of a comprehensive analysis of the key problems of introducing a network form of interaction into the educational process, which is an innovative technology aimed at improving the efficiency of education. The main barriers preventing the active use of this technology can be identified as follows: the lack of motivation for third-party organizations to work together due to a lack of understanding of the possible benefits; difficulty in determining the share of financial obligations and the degree of responsibility for the life and health of students of each of the parties - participants in network interaction; the difficulty of managing productive multicomponent network formations; the problem of providing teaching staff in the conditions of joint implementation of unique educational programs.

Key words: network form of interaction, pedagogical interaction, educational relations, educational environment

А.Н. Емельянов, канд. с.-х. наук, директор ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока имени А.К. Чайки», г. Уссурийск,

E-mail: emelyanov.prim@yandex.ru

Е.П. Якимович, канд. пед. наук, доц., Приморский государственный аграрно-технологический университет, г. Уссурийск,

E-mail: 11021977ay@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье представлены результаты комплексного анализа ключевых проблем внедрения сетевой формы взаимодействия в образовательный процесс, которая является инновационной технологией, направленной на повышение эффективности образования. В качестве основных барьеров, препятствующих активному использованию данной технологии, можно выделить отсутствие мотивации сторонних организаций к совместной работе ввиду непонимания возможной выгоды; сложность в определении доли финансовых обязательств и степени ответственности за жизнь и здоровье обучающихся каждой из сторон - участников сетевого взаимодействия; трудность управления продуктивными многокомпонентными сетевыми образованиями; проблема обеспечения педагогическими кадрами в условиях совместной реализации уникальных образовательных программ.

Ключевые слова: сетевая форма взаимодействия, педагогическое взаимодействие, образовательные отношения, образовательная среда

В настоящее время актуальным является разработка и реализация сетевой формы образовательных программ, появившейся в системе отечественного образования как инновационная технология и позволяющей с целью повышения качества образовательного процесса использовать ресурсы сторонних организаций. Под сетевым взаимодействием в образовании понимают систему связей, дающую возможность «разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» [1, с. 34]. Данная технология позволяет базовому образовательному учреждению совместно с организациями-партнерами (школы, колледжи, вузы, учреждения культуры, спорта и науки, муниципальные и региональные компании и предприятия) формировать новую эффективную образовательную среду за счет интеграции ресурсов организаций - участников сетевого договора [2; 3; 4]. Несмотря на ее преимущества, она не нашла широкого применения в образовательной практике.

Целью данного исследования является выявление трудностей внедрения сетевой формы реализации образовательных программ на современном этапе развития образования. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: определить достоинства использования сетевой формы взаимодействия при

организации образовательного процесса, а также причины, которые являются препятствием для широкого ее применения.

Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе ключевых проблем внедрения сетевой формы взаимодействия в образовательный процесс как способа расширения возможностей образовательной среды.

Теоретическая значимость заключается в том, что исследование потенциала и особенностей сетевой формы взаимодействия в образовании ускорит ее внедрение в образовательный процесс и повысит эффективность обучения.

Основной проблемой при внедрении сетевой формы взаимодействия в образовательный процесс является привлечение сторонних организаций для заключения договора о сетевом взаимодействии. Изначально основная образовательная организация, занимающаяся реализацией профессиональных, основных или дополнительных общеобразовательных программ, определяет достаточность собственных ресурсов и целесообразность самостоятельно восполнить их в случае нехватки [5, с. 9]. Решить проблему самостоятельно с недостающими ресурсами не представляется возможным, или это будет экономически необоснованно, то стоит привлечь к участию в реализации таких программ те организации, которые располагают ими [6, с. 8]. Однако на практике очень сложно мотивировать сторонние организации к такому взаимодействию ввиду отсутствия явной выгоды для них из-за отсроченного во времени результата предполагаемой со-

вместной работы. Поэтому базовому образовательному учреждению при формировании партнерских отношений необходимо обеспечить для этих организаций привлекательность участия в образовательном процессе. В настоящее время сетевое взаимодействие относительно хорошо функционирует в двусторонних системах: школа - школа, школа - учреждения профессионального образования, учреждения профессионального образования - предприятия и взаимодействие между учреждениями профессионального образования [7, с. 463]. Но на фоне развивающихся двусторонних сетей лишь в единичных случаях встречаются многокомпонентные сетевые образования, предполагающие совместную работу трех и более организаций. Именно такие сети могут создавать и реализовывать уникальные программы за счет возможности обеспечить более широкий диапазон вариативности, однако ими сложнее управлять, что и является барьером для их функционирования.

Интерес колледжей, вузов к взаимодействию со школами заключается в том, что они могут, во-первых, привлечь внимание школьников к своему учреждению и обеспечить количественные показатели абитуриентов, а во-вторых, оказать непосредственное влияние на качество поступающих, усиливая их подготовку еще в школьные годы [8, с. 26]. Здесь можно выделить два направления во взаимодействии: организация подготовительных курсов для подготовки к единому государственному экзамену и работа с одаренными детьми, которая включает в себя проведение предметных олимпиад, летних образовательных олимпиад-ных треков, предпрофессиональных конкурсов, участие в работе специализированных классов.

В качестве преимущества, которое получают школы, можно выделить повышение качества обучения, прежде всего профильного, через использование ресурсов учреждений профессионального образования, в том числе и решение кадрового дефицита за счет привлечения к реализации образовательного процесса преподавателей колледжей и вузов.

Положительные эффекты от такого взаимодействия испытывают и сами школьники: решается вопрос с профессиональным выбором, появляется возможность погрузиться в образовательную среду колледжа или вуза, в котором школьник предполагает осваивать будущую профессию, в связи с чем определяется трек дальнейшего развития обучающегося [9, с. 85].

Взаимодействие колледжей и вузов с работодателями дает возможность совершенствовать образовательные программы в соответствии с запросами соответствующих отраслей экономики, использовать оборудование предприятий для практической отработки необходимых навыков обучающимися и обеспечивать высокие значения такого показателя деятельности образовательных организаций как доли трудоустройства выпускников. Работодатели, участвуя в моделировании образовательного процесса этих учреждений, взамен получают кадры с необходимыми компетенциями, которые позволят не только извлечь максимальную прибыль, но и обеспечить развитие предприятий.

Недооцененным является участие в планировании и реализации сетевых программ научно-исследовательских институтов, деятельность которых связана с теми отраслями экономики, которые должны обеспечить развитие как отдельных регионов, так и страны в целом.

Научно-исследовательские институты (НИИ) и научные центры находятся под научно-методическим руководством Российской академии наук (РАН), одной из задач которой является популяризация и пропаганда науки, научных знаний, достижений науки и техники, в том числе среди обучающихся различных ступеней [10].

НИИ в настоящее время активно сотрудничают с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, принимая участие в подготовке кадров как для соответствующих отраслей экономики, так и для собственных подразделений, усиливая образовательный процесс актуальными ресурсами. Кроме того, такое взаимодействие профессиональных колледжей и вузов с НИИ позволяет этим образовательным учреждениям повысить объем научно-исследовательских работ, а также увеличить долю молодых исследователей и педагогов. Однако целесообразно к такому взаимодействию подключать и общеобразовательные школы, т. е. создавать многокомпонентные системы. В таком случае будет решаться профориентационная задача, когда школьники смогут знакомиться с непопулярными и нерастиражированными, но стратегически важными профессиями и погружаться в образовательную среду тех учреждений профессионального образования, которые ведут по ним подготовку.

В качестве второй проблемы при планировании и реализации сетевых программ можно выделить ответственность сторон, заключающих договор о сетевом взаимодействии. Если же базовой образовательной организации удалось заин-

Библиографический список

тересовать сторонние организации к участию в сетевом взаимодействии, то возникает вопрос о том, кто же несет ответственность за конечный результат такого взаимодействия. Согласно ФЗ 273, ст. 28 п. 7, ответственность за «реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников» [11], а значит, и ответственность за качество образовательной программы и должный уровень ее реализации, в том числе и тех ее частей, за которыми закреплены организации-партнеры, несет образовательная организация.

Камнем преткновения при заключении договоров о сетевом взаимодействии является и ответственность сторон за жизнь и здоровье обучающихся, которые получают образование по программам с применением технологии сетевого взаимодействия. Прежде всего, согласно ФЗ 273, ст. 28 п. 7, образовательная организация несет ответственность «за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся» [11]. Однако при планировании использования лабораторного оборудования, специализированных помещений и иных ресурсов организаций-партнеров необходимо учитывать, что к ним тоже предъявляют требования по охране труда, которые могут противоречить инновационным идеям реализации сетевой образовательной программы.

В качестве третьей проблемы можно выделить кадровый вопрос. К педагогическим кадрам, которые должны участвовать в реализации сетевых образовательных программ, предъявляются установленные профессиональными стандартами требования: определенное образование, квалификация и опыт. Если договор заключается между двумя идентичными образовательными организациями, например общеобразовательными школами, то педагоги этих учреждений заведомо соответствуют требованиям, однако если в качестве второй стороны выступает колледж, вуз, научно-исследовательский институт либо какое-то предприятие, а такое взаимодействие связано с реализацией уникальных образовательных программ, то в этом случае может потребоваться профессиональная переподготовка педагогов, что в случае низкой мотивации организации-партнера может привести к срыву реализации совместной программы.

Что касается содержания основной общеобразовательной программы с использованием сетевой формы взаимодействия, то оно определяется образовательными стандартами, и этот вопрос не обсуждается сторонами предполагаемого взаимодействия. Если же речь идет о дополнительной общеобразовательной программе, то отсутствие стандартов и единых требований в дополнительном образовании может стать причиной серьезных споров между партнерами, особенно при преследовании разных целей взаимодействия. В случае сетевых программ профессиональной подготовки возможно совместное формирование содержания только из вариативной части.

Еще один вопрос, который возникает у намечающихся партнеров, - это оплата использования имущества, расходных материалов и труда специалистов из привлеченных организаций. Так как степень участия сторонних организаций в реализации общеобразовательных программ сильно варьируется в зависимости от дефицита ресурсов основной образовательной организации, то эти расходы, в каждом конкретном случае согласовываются с соответствующим планово-финансовым органом образовательного учреждения. Однако если договор заключается с государственными (вузы, колледжи, научно-исследовательские институты, федеральные научные центры) или муниципальными организациями (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования), осуществляющими образовательную деятельность, то согласно ФЗ 273, ст. 15 п. 4, использование их имущества «осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ» [11].

Таким образом, несмотря на то, что сетевая форма взаимодействия расширяет возможности образовательной среды любого образовательного учреждения, она не нашла широкого применения. В целом успешное внедрение данной формы организации обучения в образовательный процесс требует решения перечисленных выше проблем, а именно:

- участия региональных органов исполнительной власти в поддержке и мотивации к сотрудничеству организаций, которые могут обеспечить развивающими ресурсами образовательные учреждения;

- распространения положительного опыта многокомпонентного сетевого взаимодействия образовательных учреждений со сторонними организациями;

- разработки эффективных моделей сетевого взаимодействия в образовании.

1. Швецов М.Ю., Алдар Л.Д. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012: 33-38.

2. Быков А.А., Быков А.А., Коноплев Д.Ю., Киселева О.М. Анализ подготовки абитуриентов к изучению курса физики в техническом вузе. Фундаментальные исследования. 2013; № 10-13: 2944-2948.

3. Захарова М.Б. Типы и формы сетевого взаимодействия в системе образования. Ярославский педагогический вестник. 2018; № 3: 8-13.

4. Игнатьев В.П., Дарамаева А.А. Три функции взаимодействия вуза и школы. Современные проблемы науки и образования. 2021; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30578

5. Логинова А.Н. Особенности реализации сетевой формы дополнительных общеобразовательных программ. Ярославский педагогический вестник. 2020; № 2 (113): 8-14.

6. Седельников А.А., Красноусов С.Д. Проблемы и возможности использования сетевой формы реализации образовательных программ. Нижегородское образование. 2017; № 2: 4-10.

7. Волкова В.Н., Голуб Ю.А., Макарова И.В. Модель «Школа - колледж - вуз - предприятие» как основа инновационного и технологического развития инженерного образования. Россия: тенденции и перспективы развития. 2015; № 10-2: 462-465.

8. Склярова И.В. Принципы взаимодействия школы и вуза. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014; № 4 (18): 124-130.

9. Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели. Вестник Томского государственного университета. 2012; № 358: 182-187.

10. О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 27.09.2013 N 253-Ф3. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152351/

11. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

References

1. Shvecov M.Yu., Aldar L.D. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya v regione. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2012: 33-38.

2. Bykov A.A., Bykov A.A., Konoplev D.Yu., Kiseleva O.M. Analiz podgotovki abiturientov k izucheniyu kursa fiziki v tehnicheskom vuze. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 10-13: 2944-2948.

3. Zaharova M.B. Tipy i formy setevogo vzaimodejstviya v sisteme obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2018; № 3: 8-13.

4. Ignat'ev V.P., Daramaeva A.A. Tri funkcii vzaimodejstviya vuza i shkoly. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=30578

5. Loginova A.N. Osobennosti realizacii setevoj formy dopolnitel'nyh obscheobrazovatel'nyh programm. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020; № 2 (113): 8-14.

6. Sedel'nikov A.A., Krasnousov S.D. Problemy i vozmozhnosti ispol'zovaniya setevoj formy realizacii obrazovatel'nyh programm. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2017; № 2: 4-10.

7. Volkova V.N., Golub Yu.A., Makarova I.V. Model' «Shkola - kolledzh - vuz - predpriyatie» kak osnova innovacionnogo i tehnologicheskogo razvitiya inzhenernogo obrazovaniya. Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. 2015; № 10-2: 462-465.

8. Sklyarova I.V. Principy vzaimodejstviya shkoly i vuza. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (18): 124-130.

9. Prozumentova G.N. Potencial vzaimodejstviya vuzov i shkol: 'empiricheskie modeli. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 358: 182-187.

10. O Rossijskoj akademii nauk, reorganizacii gosudarstvennyh akademij nauk i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 27.09.2013 N 253-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152351/

11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Статья поступила в редакцию 04.08.23

УДК 378

Vezetiu E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@bk.ru

FORMATION OF LINGUISTIC AND MULTIMEDIA COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE. The article studies how to form linguistic and multimedia competence of future teachers of a foreign language. The article discusses the main methods and techniques that are used in the process of forming this competence. Such methods as working with audio and video materials, the use of interactive technologies, the application of the project method, etc. are considered. In conclusion, the importance of the development of linguistic and multimedia competence among future teachers of a foreign language is noted. The article concludes that the prospects for the development of multimedia technologies in the educational process are associated with the development of digital infrastructure, software, teacher training, content creation and the use of artificial intelligence. Development of digital infrastructure: expanding access to the Internet and increasing the speed of the Internet connection in the regions of Russia will make it possible to expand the use of multimedia technologies in education.

Key words: linguo-multimedia competence, linguistic information space, foreign language teacher, components of linguo-multimedia competence, interactive learning

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОМУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена вопросу формирования лингвомультимедийной компетентности будущих педагогов иностранного языка. В статье рассмотрены основные методы и приемы, которые используются в процессе формирования данной компетентности. Рассматриваются такие методы, как работа с аудио- и видеоматериалами, использование интерактивных технологий, применение метода проектов и др. В заключение отмечена важность развития лингвомультимедийной компетентности у будущих педагогов иностранного языка. В статье делается вывод о том, что перспективы развития мультимедийных технологий в образовательном процессе связаны с развитием цифровой инфраструктуры, программного обеспечения, обучением педагогов, созданием контента и использованием искусственного интеллекта. Развитие цифровой инфраструктуры: расширение доступа к Интернету и повышение скорости интернет-соединения в регионах России сделает возможным более широкое использование мультимедийных технологий в образовании.

Ключевые слова: лингвомультимедийная компетентность, лингвоинформационное пространство, педагог иностранного языка, компоненты лингвомультимедийной компетентности, интерактивное обучение

В настоящее время в условиях глобализации, развития информационных технологий и информационного общества в целом важность мультимедийных технологий для педагогов иностранных языков неоспорима [1-5]. Мультимедийная коммуникация между педагогом и обучающимися позволяет преодолеть «пространственные и временные ограничения аналоговой информационной среды» [2, с. 124].

Мультимедийные технологии в педагогике - это современный метод обучения, использующий компьютерную технику и программное обеспечение для создания и представления учебного материала в многопредметной форме. Эти технологии позволяют обогащать учебный процесс звуком, графикой, видео и другими форматами мультимедийного контента, что способствует более эффективному усвоению информации.

Простое владение языком не является достаточным условием для эффективного обучения и взаимодействия субъектов образовательного процесса. Важно также уметь использовать современные технологии (в том числе создавать собственные образовательные продукты) и мультимедийные ресурсы в процессе обучения, а формирование лингвомультимедийной компетентности является

необходимым элементом профессиональной подготовки будущих педагогов иностранного языка.

Цель данной статьи - анализ методов и приёмов процесса формирования лингвомультимедийной компетентности будущих педагогов иностранного языка.

Основные задачи статьи видятся в следующем: анализ философской, нормативной, психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы, а также педагогического опыта по проблеме формирования лингвомуль-тимедийной компетентности будущих педагогов иностранного языка.

Научная новизна статьи заключается в том, что выявлены методы и приемы, влияющие на эффективность процесса формирования лингвомультимедий-ной компетентности будущего педагога иностранного языка.

Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания об особенностях процесса формирования лингвомультимедийной компетентности будущего педагога иностранного языка.

Практическая значимость заключается в обосновании значения лингво-мультимедийной компетентности будущего педагога иностранного языка в дальнейшем профессиональном становлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.