Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОМУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОМУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвомультимедийная компетентность / лингвоинформационное пространство / педагог иностранного языка / компоненты лингвомультимедийной компетентности / интерактивное обучение / linguo-multimedia competence / linguistic information space / foreign language teacher / components of linguo-multimedia competence / interactive learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Везетиу

Статья посвящена вопросу формирования лингвомультимедийной компетентности будущих педагогов иностранного языка. В статье рассмотрены основные методы и приемы, которые используются в процессе формирования данной компетентности. Рассматриваются такие методы, как работа с аудио- и видеоматериалами, использование интерактивных технологий, применение метода проектов и др. В заключение отмечена важность развития лингвомультимедийной компетентности у будущих педагогов иностранного языка. В статье делается вывод о том, что перспективы развития мультимедийных технологий в образовательном процессе связаны с развитием цифровой инфраструктуры, программного обеспечения, обучением педагогов, созданием контента и использованием искусственного интеллекта. Развитие цифровой инфраструктуры: расширение доступа к Интернету и повышение скорости интернет-соединения в регионах России сделает возможным более широкое использование мультимедийных технологий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LINGUISTIC AND MULTIMEDIA COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE

The article studies how to form linguistic and multimedia competence of future teachers of a foreign language. The article discusses the main methods and techniques that are used in the process of forming this competence. Such methods as working with audio and video materials, the use of interactive technologies, the application of the project method, etc. are considered. In conclusion, the importance of the development of linguistic and multimedia competence among future teachers of a foreign language is noted. The article concludes that the prospects for the development of multimedia technologies in the educational process are associated with the development of digital infrastructure, software, teacher training, content creation and the use of artificial intelligence. Development of digital infrastructure: expanding access to the Internet and increasing the speed of the Internet connection in the regions of Russia will make it possible to expand the use of multimedia technologies in education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОМУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

6. Седельников А.А., Красноусов С.Д. Проблемы и возможности использования сетевой формы реализации образовательных программ. Нижегородское образование. 2017; № 2: 4-10.

7. Волкова В.Н., Голуб Ю.А., Макарова И.В. Модель «Школа - колледж - вуз - предприятие» как основа инновационного и технологического развития инженерного образования. Россия: тенденции и перспективы развития. 2015; № 10-2: 462-465.

8. Склярова И.В. Принципы взаимодействия школы и вуза. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014; № 4 (18): 124-130.

9. Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели. Вестник Томского государственного университета. 2012; № 358: 182-187.

10. О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 27.09.2013 N 253-Ф3. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152351/

11. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

References

1. Shvecov M.Yu., Aldar L.D. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya v regione. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2012: 33-38.

2. Bykov A.A., Bykov A.A., Konoplev D.Yu., Kiseleva O.M. Analiz podgotovki abiturientov k izucheniyu kursa fiziki v tehnicheskom vuze. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 10-13: 2944-2948.

3. Zaharova M.B. Tipy i formy setevogo vzaimodejstviya v sisteme obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2018; № 3: 8-13.

4. Ignat'ev V.P., Daramaeva A.A. Tri funkcii vzaimodejstviya vuza i shkoly. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=30578

5. Loginova A.N. Osobennosti realizacii setevoj formy dopolnitel'nyh obscheobrazovatel'nyh programm. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020; № 2 (113): 8-14.

6. Sedel'nikov A.A., Krasnousov S.D. Problemy i vozmozhnosti ispol'zovaniya setevoj formy realizacii obrazovatel'nyh programm. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2017; № 2: 4-10.

7. Volkova V.N., Golub Yu.A., Makarova I.V. Model' «Shkola - kolledzh - vuz - predpriyatie» kak osnova innovacionnogo i tehnologicheskogo razvitiya inzhenernogo obrazovaniya. Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. 2015; № 10-2: 462-465.

8. Sklyarova I.V. Principy vzaimodejstviya shkoly i vuza. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (18): 124-130.

9. Prozumentova G.N. Potencial vzaimodejstviya vuzov i shkol: 'empiricheskie modeli. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 358: 182-187.

10. O Rossijskoj akademii nauk, reorganizacii gosudarstvennyh akademij nauk i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 27.09.2013 N 253-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152351/

11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Статья поступила в редакцию 04.08.23

УДК 378

Vezetiu E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@bk.ru

FORMATION OF LINGUISTIC AND MULTIMEDIA COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE. The article studies how to form linguistic and multimedia competence of future teachers of a foreign language. The article discusses the main methods and techniques that are used in the process of forming this competence. Such methods as working with audio and video materials, the use of interactive technologies, the application of the project method, etc. are considered. In conclusion, the importance of the development of linguistic and multimedia competence among future teachers of a foreign language is noted. The article concludes that the prospects for the development of multimedia technologies in the educational process are associated with the development of digital infrastructure, software, teacher training, content creation and the use of artificial intelligence. Development of digital infrastructure: expanding access to the Internet and increasing the speed of the Internet connection in the regions of Russia will make it possible to expand the use of multimedia technologies in education.

Key words: linguo-multimedia competence, linguistic information space, foreign language teacher, components of linguo-multimedia competence, interactive learning

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОМУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена вопросу формирования лингвомультимедийной компетентности будущих педагогов иностранного языка. В статье рассмотрены основные методы и приемы, которые используются в процессе формирования данной компетентности. Рассматриваются такие методы, как работа с аудио- и видеоматериалами, использование интерактивных технологий, применение метода проектов и др. В заключение отмечена важность развития лингвомультимедийной компетентности у будущих педагогов иностранного языка. В статье делается вывод о том, что перспективы развития мультимедийных технологий в образовательном процессе связаны с развитием цифровой инфраструктуры, программного обеспечения, обучением педагогов, созданием контента и использованием искусственного интеллекта. Развитие цифровой инфраструктуры: расширение доступа к Интернету и повышение скорости интернет-соединения в регионах России сделает возможным более широкое использование мультимедийных технологий в образовании.

Ключевые слова: лингвомультимедийная компетентность, лингвоинформационное пространство, педагог иностранного языка, компоненты лингвомультимедийной компетентности, интерактивное обучение

В настоящее время в условиях глобализации, развития информационных технологий и информационного общества в целом важность мультимедийных технологий для педагогов иностранных языков неоспорима [1-5]. Мультимедийная коммуникация между педагогом и обучающимися позволяет преодолеть «пространственные и временные ограничения аналоговой информационной среды» [2, с. 124].

Мультимедийные технологии в педагогике - это современный метод обучения, использующий компьютерную технику и программное обеспечение для создания и представления учебного материала в многопредметной форме. Эти технологии позволяют обогащать учебный процесс звуком, графикой, видео и другими форматами мультимедийного контента, что способствует более эффективному усвоению информации.

Простое владение языком не является достаточным условием для эффективного обучения и взаимодействия субъектов образовательного процесса. Важно также уметь использовать современные технологии (в том числе создавать собственные образовательные продукты) и мультимедийные ресурсы в процессе обучения, а формирование лингвомультимедийной компетентности является

необходимым элементом профессиональной подготовки будущих педагогов иностранного языка.

Цель данной статьи - анализ методов и приёмов процесса формирования лингвомультимедийной компетентности будущих педагогов иностранного языка.

Основные задачи статьи видятся в следующем: анализ философской, нормативной, психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы, а также педагогического опыта по проблеме формирования лингвомуль-тимедийной компетентности будущих педагогов иностранного языка.

Научная новизна статьи заключается в том, что выявлены методы и приемы, влияющие на эффективность процесса формирования лингвомультимедий-ной компетентности будущего педагога иностранного языка.

Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания об особенностях процесса формирования лингвомультимедийной компетентности будущего педагога иностранного языка.

Практическая значимость заключается в обосновании значения лингво-мультимедийной компетентности будущего педагога иностранного языка в дальнейшем профессиональном становлении.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Концепция «знания - умения - навыки» является ключевой в образовании и отражает структуру и содержание профессиональной подготовки. Согласно этой концепции, для успешного освоения профессиональных компетенций необходимо иметь знания, умения и навыки. Знания представляют собой теоретические сведения, которые студент должен усвоить в ходе обучения, включая факты, понятия, принципы, теории и законы. Знания дают студенту базу, на которой он будет строить свои умения и навыки. Умения представляют собой способность студента применять свои знания на практике, решать задачи и выполнять определенные действия в рамках своей профессии. Это могут быть умения коммуникации, управления проектами, креативности и т. д. Навыки представляют собой конкретные практические умения, которые студент приобретает в ходе обучения и может применять на практике. Например, навыки программирования, использования программного обеспечения, работы с техникой и инструментами.

Изменения в политической, экономической и социальной сферах, а также укрепление межнациональных и международных связей, интеграционных процессов в многонациональном обществе привели к переходу от давно известной триады «знания - умения - навыки» к замкнутому циклу «знания - умения - навыки - актуализация - развитие компетентности» [3]. Это произошло благодаря приоритетному вниманию к коммуникации как специфической сфере бытия личности в целом и специалиста в области педагогики в частности.

В контексте преподавания иностранных языков особого внимания заслуживает развитие лингвомультимедийной компетентности. Лингвоинформационное пространство, как и информационные технологии, развивается в высоком темпе, что затрудняет изучение этого феномена в синхронном режиме [1]. Рассмотрим само понятие лингвомультимедийной компетентности и его компоненты.

Лингвомультимедийная компетентность - это комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку владеть мультимедийными иноязычными ресурсами и использовать их в полилингвальном и поликультурном информационном пространстве [2, с. 130]. Лингвомультимедийная компетентность включает в себя знание языков, культур и истории разных стран, а также умение пользоваться мультимедийными технологиями для общения, обучения и творческой деятельности.

В процессе формирования лингвомультимедийной компетенции используются различные методы и технологии, такие как мультимедийные учебные материалы, обучение с использованием интерактивных досок, веб-конференций и видеоконференций, а также использование онлайн-ресурсов и программ для создания мультимедийных презентаций. Кроме того, формирование лингвомуль-тимедийной компетенции включает в себя развитие способности к межкультурной коммуникации и использование мультимедийных компетенций в процессе обучения иностранным языкам. Важным аспектом является также практическая работа с мультимедийными ресурсами и создание собственных мультимедийных материалов для использования в обучении.

Выделяют следующие компоненты лингвомультимедийной компетентности педагога иностранного языка [4, с. 55]:

- мотивационный и эмоциональный: лингвомультимедийные компетенции, эмоциональная стабильность в лингвомультимедийном развитии;

- установочно-поведенческий: уровень самостоятельности, активности и инициативности педагога;

- рефлексивный: критический анализ собственной лингвомультимедий-ной деятельности и результатов работы обучающихся;

- информационный: уровень теоретико-педагогических знаний педагога в данной сфере;

- методический: теоретические, прагматические и методические умения в области лингвомультимедийной деятельности;

- практико-операционный: умение подобрать инструменты для создания собственного лигвомультимедийного продукта;

- контактный: частота общения с продуктами мультимедиакультуры в контексте обучения иностранным языкам.

Педагог иностранного языка должен владеть мультимедийными технологиями, позволяющими создавать и использовать мультимедийные ресурсы в процессе обучения. Кроме того, он должен иметь навыки работы с соответствующим программным обеспечением, которое позволяет создавать интерактивные учебные материалы, использовать видео, аудио, графику и другие форматы для разнообразия урока и усиления эффективности обучения:

1. Такие программы, как PowerPoint или Keynote. Они позволяют создавать презентации, которые могут содержать текст, изображения, видео- и аудиофайлы.

2. Видеоконференции, которые позволяют проводить онлайн-уроки и взаимодействовать с обучающимися из разных уголков мира.

3. Интерактивные доски и планшеты, которые позволяют создавать интерактивные уроки и упражнения.

4. Компьютерные программы и онлайн-ресурсы для изучения языка, такие как Duolingo, Rosetta Stone или Babbel.

5. Программы для создания аудио- и видеоматериалов, которые могут использоваться для создания примеров произношения или прослушивания. Например, Audacity или Adobe Premiere;

6. Программы для создания интерактивных игр, которые могут быть использованы для повышения мотивации и интереса к изучению языка. Например, Kahoot или Quizlet.

Владение этими и другими мультимедийными технологиями позволяет педагогу иностранного языка сделать учебный процесс более интересным, эффективным и доступным для обучающихся.

Формирование лингвомультимедийной компетентности у педагога иностранного языка может осуществляться различными методами и приемами. Некоторые из них могут включать:

1. Использование мультимедийных технологий в обучении. Педагог должен использовать различные мультимедийные ресурсы, такие как видео, аудио, графику, анимацию и интерактивные приложения, для создания эффективной образовательной среды.

2. Интерактивное обучение. Этот метод включает в себя использование игр, упражнений и заданий, которые позволяют студентам активно взаимодействовать с материалом и использовать свои знания и умения на практике.

3. Проектное обучение. Этот метод включает в себя создание проектов, которые позволяют студентам использовать свои знания и умения на практике, а также развивать свою творческую мысль и способность к самостоятельной работе.

4. Использование различных языковых ресурсов и приложений. Педагог должен знать о различных ресурсах и приложениях для изучения языка, таких как онлайн-словари, языковые корпуса и приложения для изучения грамматики и произношения.

5. Использование мультимедийных материалов для оценки. Педагог может использовать видео- и аудиозаписи для оценки навыков студентов в области произношения, понимания на слух и говорения.

6. Работа в группах и партнерстве. Этот метод включает в себя работу студентов в группах и партнерстве, что позволяет им развивать свои коммуникативные и социальные навыки.

Все эти методы и приемы могут быть эффективными в формировании лингвомультимедийной компетентности у будущих педагогов иностранного языка.

В целом формирование лингвомультимедийной компетентности у будущих педагогов иностранного языка становится составной частью более масштабного образования - формирования социально-коммуникативной компетентности, которая, согласно Е.А. Шумиловой [5], позволяет более эффективно осуществлять взаимодействие с учащимися, родителями, коллегами (в том числе с коллегами из-за рубежа - учителями иностранного языка).

Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что использование мультимедийных технологий в образовании имеет несколько важных преимуществ, которые делают их полезными для учебного процесса:

1. Визуализация информации: мультимедийные технологии позволяют представить информацию в форме картинок, видео и звука, что помогает обучающимся лучше воспринимать материал и запоминать его.

2. Интерактивность: мультимедийные технологии позволяют создавать интерактивные задания и упражнения, которые стимулируют активное участие обучающихся в процессе обучения и улучшают их понимание материала.

3. Доступность: использование мультимедийных технологий делает обучение более доступным и гибким. Обучающиеся могут изучать материал в любое время и в любом месте, используя компьютеры, планшеты и смартфоны.

4. Мотивация: мультимедийные технологии могут сделать учебный процесс более интересным и захватывающим, что помогает повысить мотивацию обучающихся и улучшить их результаты в учебе.

5. Экономичность: использование мультимедийных технологий может помочь сократить расходы на учебные материалы и оборудование, так как можно создавать и использовать цифровые версии учебных материалов.

Перспективы развития мультимедийных технологий в образовательном процессе связаны с развитием цифровой инфраструктуры, программного обеспечения, обучением педагогов, созданием контента и использованием искусственного интеллекта:

1. Развитие цифровой инфраструктуры: расширение доступа к Интернету и повышение скорости интернет-соединения в регионах России сделает возможным более широкое использование мультимедийных технологий в образовании.

2. Развитие программного обеспечения: позволит улучшить функциональность и доступность мультимедийных технологий.

3. Обучение педагогов: обучение педагогов использованию мультимедийных технологий в образовании является одним из ключевых факторов успешного внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс.

4. Развитие контента: создание и использование цифровых образовательных материалов, таких как электронные учебники, видеоуроки и интерактивные задания, станет возможным с распространением мультимедийных технологий в образовании.

5. Использование искусственного интеллекта: применение искусственного интеллекта для адаптации образовательных материалов и персонализации обучения может улучшить эффективность использования мультимедийных технологий в образовании.

Эти факторы могут способствовать более широкому использованию мультимедийных технологий в образовании и повышению качества обучения.

Библиографический список

1. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. Москва: Флинта, 2012.

2. Крузе Б.А. Лингвомультимедийная компетентность учителя иностранного языка в логике новой парадигмы иноязычного образования. Язык и культура. 2010; № 3 (11): 119-133.

3. Оберемко О.Г. Психолого-педагогическая система подготовки лингвиста (переводчика): монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003.

4. Санникова А.И. Определение понятия лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка. Педагогическое образование и наука. 2010; № 9: 51-56.

5. Шумилова Е.А. Теоретические аспекты социально-коммуникативной компетентности в высшем профессионально-педагогическом образовании. Челябинск, 2007. References

1. Internet-kommunikaciya kak novaya rechevaya formaciya. Moskva: Flinta, 2012.

2. Kruze B.A. Lingvomul'timedijnaya kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v logike novoj paradigmy inoyazychnogo obrazovaniya. Yazykikul'tura. 2010; № 3 (11): 119-133.

3. Oberemko O.G. Psihologo-pedagogicheskaya sistema podgotovkilingvista (perevodchika): monografiya. Nizhnij Novgorod: NGLU im. N.A. Dobrolyubova, 2003.

4. Sannikova A.I. Opredelenie ponyatiya lingvomul'timedijnoj kompetentnosti buduschego uchitelya inostrannogo yazyka. Pedagogicheskoeobrazovanieinauka. 2010; № 9: 51-56.

5. Shumilova E.A. Teoreticheskie aspekty social'no-kommunikativnoj kompetentnosti v vysshem professional'no-pedagogicheskom obrazovanii. Chelyabinsk, 2007.

Статья поступила в редакцию 13.08.23

УДК 371

Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: Ekaterina.tnu@maii.ru

THE USE OF SOCIAL NETWORKS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF READING LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS. The article deals with the formation and development of university students' reading competence. A review of a number of articles by Russian teachers engaged in the study of the possibility of using social networks in the process of improving reader literacy is given. The concept and the history of the appearance of the term "functional literacy" are considered. The reasons for the low level of this type of literacy among students are identified and examples of methods and techniques to solve this problem are proposed. The article concludes that the formation of reading literacy among university students is one of the most important tasks of the learning process. Reading skills are necessary for them not only during training, but also in further professional development. Modern realities are such that a qualified specialist must be able to work with large amounts of information, find a balance between its flow and the speed of perception and analysis. Educators should adopt all the tools offered by the digital world, including networking.

Key words: reading competence, networking, information culture

Е.В. Вовк, канд. пед. наук, доц., Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, E-mail: Ekaterina.tnu@maii.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития у студентов вуза читательской компетентности. Даётся обзор ряда статей отечественных педагогов, занимающихся исследованием возможности использования социальных сетей в процессе повышения читательской грамотности. Рассматривается понятие и история появления термина «функциональная грамотность». Обозначены причины низкого уровня данного вида грамотности среди студенчества и предложены примеры методов и приёмов, позволяющих решить данную проблему. В статье делаются выводы о том, что формирование читательской грамотности у студентов вуза является одной из важнейших задач процесса обучения. Читательские умения необходимы им не только во время обучения, но и в дальнейшем профессиональном становлении. Современные реалии таковы, что квалифицированный специалист должен уметь работать с большими объёмами информации, находить баланс между её потоком и скоростью восприятия и анализа. Педагоги должны взять на вооружение все предлагаемые цифровым миром средства, в том числе и сетевое общение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: читательская компетентность, социальные сети, информационная культура

Последние десятилетия наблюдается понижение общего уровня образованности выпускников школ и студентов, в результате чего назрел вопрос перехода на качественно новые стандарты образования. Формирование функциональной грамотности в целом и читательской грамотности в частности является важнейшей задачей современной системы образования. Обучающийся не просто должен усвоить образовательный материал, но и, что самое главное, научиться применять полученные знания на практике.

Чтение, читательская компетентность продолжают оставаться основной составляющей когнитивной деятельности студента и, не овладев основными приёмами читательской грамотности, студент не сможет достаточно успешно ориентироваться в информационном потоке. Современный студент довольно большую часть своей жизни проводит в цифровом мире, общается в социальных сетях, но, как правило, не всегда умеет просто найти нужную информацию. К сожалению, современная молодёжь не умеет осмысленно читать и перерабатывать текст [1-5].

Цель данной статьи - теоретико-методологическое изучение процесса формирования и развития читательской компетентности студентов вуза.

Основные задачи статьи видятся в следующем: на основе анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы формирования и развития читательской компетентности студентов вуза; определить методы и приёмы, позволяющие повысить читательскую грамотность студентов вуза.

Научная новизна статьи заключается в обосновании природы цифрового имиджа как новой формы влияния личности педагога на обучающихся в электронной среде посредством самопрезентации и самоактуализации.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости формирования и развития читательской грамотности у студентов вуза.

Практическая значимость определяется возможностью широкого внедрения в образовательный процесс вуза многоаспектной педагогической модели формирования читательской компетентности студента как базовой составляющей информационной культуры личности.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Непосредственно термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году, и под ним подразумевалось умение читать и писать, применять эти умения на практике. С тех пор понятие функциональной грамотности расширилось и стало включать в себя, помимо читательской, математическую, естественно-научную, социальную грамотность и креативное мышление. В начале 2000-х годов российские образовательные учреждения стали принимать участие в международных программах оценки достижений обучающихся PISA и PIRLS, и формирование функциональной грамотности со временем стало частью новых образовательных стандартов. В 2006 году в российской «Национальной программе поддержки и развития чтения» был введён термин «читательская компетенция».

Чтение всегда являлось своего рода системным ядром нашей культуры. В современном информационном обществе умение грамотно и компетентно работать с текстом необходимо, а читательская грамотность подразумевает под собой умение грамотно оперировать с текстовым материалом. Особенно актуальна эта проблема в высшей школе, поскольку студентам важно уметь продуктивно усваивать информацию. И поскольку большую часть времени молодёжь проводит в социальных сетях, педагоги предлагают использовать этот аспект современной жизни студентов для формирования читательской грамотности.

Так, Ставцева И.В. считает, что на формирование читательской грамотности студентов непосредственно влияют эффекты информатизации общества и уровень читательских компетенций - это ответ нового поколения на современные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.