Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
читательская компетентность / социальные сети / информационная культура / reading competence / networking / information culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Вовк

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития у студентов вуза читательской компетентности. Даётся обзор ряда статей отечественных педагогов, занимающихся исследованием возможности использования социальных сетей в процессе повышения читательской грамотности. Рассматривается понятие и история появления термина «функциональная грамотность». Обозначены причины низкого уровня данного вида грамотности среди студенчества и предложены примеры методов и приёмов, позволяющих решить данную проблему. В статье делаются выводы о том, что формирование читательской грамотности у студентов вуза является одной из важнейших задач процесса обучения. Читательские умения необходимы им не только во время обучения, но и в дальнейшем профессиональном становлении. Современные реалии таковы, что квалифицированный специалист должен уметь работать с большими объёмами информации, находить баланс между её потоком и скоростью восприятия и анализа. Педагоги должны взять на вооружение все предлагаемые цифровым миром средства, в том числе и сетевое общение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SOCIAL NETWORKS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF READING LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the formation and development of university students’ reading competence. A review of a number of articles by Russian teachers engaged in the study of the possibility of using social networks in the process of improving reader literacy is given. The concept and the history of the appearance of the term “functional literacy” are considered. The reasons for the low level of this type of literacy among students are identified and examples of methods and techniques to solve this problem are proposed. The article concludes that the formation of reading literacy among university students is one of the most important tasks of the learning process. Reading skills are necessary for them not only during training, but also in further professional development. Modern realities are such that a qualified specialist must be able to work with large amounts of information, find a balance between its flow and the speed of perception and analysis. Educators should adopt all the tools offered by the digital world, including networking.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Библиографический список

1. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. Москва: Флинта, 2012.

2. Крузе Б.А. Лингвомультимедийная компетентность учителя иностранного языка в логике новой парадигмы иноязычного образования. Язык и культура. 2010; № 3 (11): 119-133.

3. Оберемко О.Г. Психолого-педагогическая система подготовки лингвиста (переводчика): монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003.

4. Санникова А.И. Определение понятия лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка. Педагогическое образование и наука. 2010; № 9: 51-56.

5. Шумилова Е.А. Теоретические аспекты социально-коммуникативной компетентности в высшем профессионально-педагогическом образовании. Челябинск, 2007. References

1. Internet-kommunikaciya kak novaya rechevaya formaciya. Moskva: Flinta, 2012.

2. Kruze B.A. Lingvomul'timedijnaya kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v logike novoj paradigmy inoyazychnogo obrazovaniya. Yazykikul'tura. 2010; № 3 (11): 119-133.

3. Oberemko O.G. Psihologo-pedagogicheskaya sistema podgotovkilingvista (perevodchika): monografiya. Nizhnij Novgorod: NGLU im. N.A. Dobrolyubova, 2003.

4. Sannikova A.I. Opredelenie ponyatiya lingvomul'timedijnoj kompetentnosti buduschego uchitelya inostrannogo yazyka. Pedagogicheskoeobrazovanieinauka. 2010; № 9: 51-56.

5. Shumilova E.A. Teoreticheskie aspekty social'no-kommunikativnoj kompetentnosti v vysshem professional'no-pedagogicheskom obrazovanii. Chelyabinsk, 2007.

Статья поступила в редакцию 13.08.23

УДК 371

Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: Ekaterina.tnu@mail.ru

THE USE OF SOCIAL NETWORKS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF READING LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS. The article deals with the formation and development of university students' reading competence. A review of a number of articles by Russian teachers engaged in the study of the possibility of using social networks in the process of improving reader literacy is given. The concept and the history of the appearance of the term "functional literacy" are considered. The reasons for the low level of this type of literacy among students are identified and examples of methods and techniques to solve this problem are proposed. The article concludes that the formation of reading literacy among university students is one of the most important tasks of the learning process. Reading skills are necessary for them not only during training, but also in further professional development. Modern realities are such that a qualified specialist must be able to work with large amounts of information, find a balance between its flow and the speed of perception and analysis. Educators should adopt all the tools offered by the digital world, including networking.

Key words: reading competence, networking, information culture

Е.В. Вовк, канд. пед. наук, доц., Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, E-mail: Ekaterina.tnu@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития у студентов вуза читательской компетентности. Даётся обзор ряда статей отечественных педагогов, занимающихся исследованием возможности использования социальных сетей в процессе повышения читательской грамотности. Рассматривается понятие и история появления термина «функциональная грамотность». Обозначены причины низкого уровня данного вида грамотности среди студенчества и предложены примеры методов и приёмов, позволяющих решить данную проблему. В статье делаются выводы о том, что формирование читательской грамотности у студентов вуза является одной из важнейших задач процесса обучения. Читательские умения необходимы им не только во время обучения, но и в дальнейшем профессиональном становлении. Современные реалии таковы, что квалифицированный специалист должен уметь работать с большими объёмами информации, находить баланс между её потоком и скоростью восприятия и анализа. Педагоги должны взять на вооружение все предлагаемые цифровым миром средства, в том числе и сетевое общение.

Ключевые слова: читательская компетентность, социальные сети, информационная культура

Последние десятилетия наблюдается понижение общего уровня образованности выпускников школ и студентов, в результате чего назрел вопрос перехода на качественно новые стандарты образования. Формирование функциональной грамотности в целом и читательской грамотности в частности является важнейшей задачей современной системы образования. Обучающийся не просто должен усвоить образовательный материал, но и, что самое главное, научиться применять полученные знания на практике.

Чтение, читательская компетентность продолжают оставаться основной составляющей когнитивной деятельности студента и, не овладев основными приёмами читательской грамотности, студент не сможет достаточно успешно ориентироваться в информационном потоке. Современный студент довольно большую часть своей жизни проводит в цифровом мире, общается в социальных сетях, но, как правило, не всегда умеет просто найти нужную информацию. К сожалению, современная молодёжь не умеет осмысленно читать и перерабатывать текст [1-5].

Цель данной статьи - теоретико-методологическое изучение процесса формирования и развития читательской компетентности студентов вуза.

Основные задачи статьи видятся в следующем: на основе анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы формирования и развития читательской компетентности студентов вуза; определить методы и приёмы, позволяющие повысить читательскую грамотность студентов вуза.

Научная новизна статьи заключается в обосновании природы цифрового имиджа как новой формы влияния личности педагога на обучающихся в электронной среде посредством самопрезентации и самоактуализации.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости формирования и развития читательской грамотности у студентов вуза.

Практическая значимость определяется возможностью широкого внедрения в образовательный процесс вуза многоаспектной педагогической модели формирования читательской компетентности студента как базовой составляющей информационной культуры личности.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Непосредственно термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году, и под ним подразумевалось умение читать и писать, применять эти умения на практике. С тех пор понятие функциональной грамотности расширилось и стало включать в себя, помимо читательской, математическую, естественно-научную, социальную грамотность и креативное мышление. В начале 2000-х годов российские образовательные учреждения стали принимать участие в международных программах оценки достижений обучающихся PISA и PIRLS, и формирование функциональной грамотности со временем стало частью новых образовательных стандартов. В 2006 году в российской «Национальной программе поддержки и развития чтения» был введён термин «читательская компетенция».

Чтение всегда являлось своего рода системным ядром нашей культуры. В современном информационном обществе умение грамотно и компетентно работать с текстом необходимо, а читательская грамотность подразумевает под собой умение грамотно оперировать с текстовым материалом. Особенно актуальна эта проблема в высшей школе, поскольку студентам важно уметь продуктивно усваивать информацию. И поскольку большую часть времени молодёжь проводит в социальных сетях, педагоги предлагают использовать этот аспект современной жизни студентов для формирования читательской грамотности.

Так, Ставцева И.В. считает, что на формирование читательской грамотности студентов непосредственно влияют эффекты информатизации общества и уровень читательских компетенций - это ответ нового поколения на современные

реалии. Студентов необходимо готовить к осознанному использованию мультимедиа и гипертекстов, им нужно прививать умения самостоятельно применять программное обеспечение для обработки различных видов информации и для работы в компьютерных и социальных сетях. Как и многие педагоги и лингвисты, Ставцева И.В. отмечает негативное влияние раннего приобщения к компьютеру на богатство словарного запаса, грамотность, умение работать со сложными текстами. Поэтому она считает особенно важным воспитать в студентах и цифровую культуру [2].

Также она отмечает ряд противоречий в современной педагогике в данном направлении. Это, во-первых, явная потребность современного общества в специалистах, владеющих навыками работы с информацией в цифровом формате и в то же время отсутствие внимания к читательской компетенции, которая является важной составляющей информационной культуры личности. Во-вторых, наблюдается недостаточность научно-теоретических разработок в данном направлении. И, в-третьих, это отсутствие педагогического обеспечения процесса формирования читательской компетенции на уровне высшего профессионального образования.

Ставцевой И.В. читательская деятельность студентов впервые была выдвинута на рассмотрение как базовая составляющая информационной структуры личности, что позволило ей построить структуру и выявить сущность пяти-компонентной читательской деятельности [2]. Ставцева И.В. предлагает свою методику формирования читательской грамотности студентов через алгоритмизацию освоения компонентов. В предлагаемый алгоритм включены информационный компонент, ответственный за использование разного рода веб-ресурсов, и интерактивный компонент, осуществляющий информационное взаимодействие с партнёрами на основе обмена продуктивными результатами чтения. Педагогическая модель Ставцевой И.В. состоит из трёх блоков: методологического (подходы и принципы формирования читательской грамотности), процессуально-содержательного (непосредственно этапы формирования данного вида компетенции) и оценочно-результативного. На наш взгляд, данная модель может быть успешно использована и при изучении других дисциплин и, что немаловажно, Ставцева И.В. делает акцент именно на компьютеризации современного общества и предлагает взять этот компонент на вооружение педагогам. Использование общения в социальных сетях также вполне применимо к этой методике как неотъемлемая часть интерактивного компонента.

Плетяго Т.Ю. также отмечает низкую заинтересованность чтением в студенческой среде и объясняет это деформированностью общего восприятия информации, обусловленной влиянием экранной культуры [1]. Через восприятие текста реализуется психологическая сущность чтения. В читательскую компетентность студента входит сочетание традиционных и электронных технологий чтения, оперирование различными социокультурными кодами и умение извлекать нужную информацию из текстов и гипертекстов различного формата.

Плетяго Т.Ю. предлагает использовать так называемый «полистилевой репертуар» (термин М.А. Холодной) для формирования читательской компетенции. Полистилевой репетуар - это совокупность взаимодополняющих когнитивных стилей, которые обусловливают продуктивную работу с текстом и позволяют работать с ним в разноплановых ракурсах. В целях определения педагогических условий для формирования и развития читательской грамотности Плетяго Т.Ю. разработала классификацию читательских портретов студентов вуза, в которой выделяются 4 основных типа читателей:

1. Читатель-эксперт, который читает тексты для повышения уровня своего профессионализма, умеет и любит работать с текстом, отличается высокой академической успешностью. Для совершенствования читательской компетентности таких студентов предлагается использовать метод инициации когнитивного конфликта, при котором эталонный текст не соответствует представлениям и требованиям изменяющегося контекста.

2. Читатель-дилетант, который читают лишь художественные тексты, в основном беллетристику, но практически не интересуются специализированной литературой, считая её «скучной и малоинтересной» [4]. Для такого типа читателей рекомендуются метод мозгового штурма и эвристический метод самостоятельной постановки вопросов к тексту.

3. Читатель-конформист - наиболее толерантны как читатели, равно интересуются как специализированной литературой, так и книгами общекуль-

Библиографический список

турной тематики. В целях расширения полистилевого репертуара рекомендуется использовать приёмы интеллект-карт Т. Бьюзена и «думательных шляп» Э. де Боно.

4. Читатель-творец отличается от читателя-конформиста способностью интерпретировать авторский замысел. Творцы способны как понять автора, так и предоставить свою версию восприятия текста. Такие студенты прекрасно пишут сочинения, также рекомендуется давать им задания по составлению читательского портфолио и другие творческие задачи [1].

Таким образом, опираясь на данные этой классификации, Плетяго Т.Ю. предлагает следующие педагогические условия формирования и совершенствования читательской компетентности: инициирование многомерного восприятия, понимания и интерпретации текста, организация учебно-познавательной деятельности студента с учётом возможности его самореализации и самосовершенствования [1].

На основе данной классификации, учитывая рекомендованные методики и приёмы, мы можем использовать и общение студентов в социальных сетях. В общении со сверстниками и сокурсниками очень важен такой аспект, как самореализация. Разнообразие тем для общения, текстов различного стиля, формата и направленности гарантирует наличие широкого поля деятельности.

Чадова Н.Н. также указывает на недостаточное соответствие отечественного образования современным требованиям. Среди основных проблем она называет неумение находить в тексте конкретные сведения, структурировать текст, сложности работы с несколькими источниками и при сравнении разных текстов [3].

Для формирования читательской грамотности предложен ряд мероприятий:

- утверждение перечня и содержания дополнительных профессиональных компетенций студентов, в том числе читательской;

- обновление методики, содержания и технологии обучения по образовательным программам профессионального образования;

- обновление программы учебных дисциплин и междисциплинарных курсов;

- разработка методики и критериев оценки формирования читательской компетентности.

Кроме того, была внедрена практика применения современных технологий, а именно - электронный образовательный ресурс «почтение».

Исследование Чадовой Н.Н. позволяет в полной мере использовать возможности социальных сетей для решения задачи формирования читательской грамотности, поскольку основной объём информации современные студенты получают именно из интернет-ресурсов. Общение в социальных сетях стало неотъемлемой частью нашей жизни, и было бы неразумно и дальше рассматривать это явление как исключительно развлекательное времяпрепровождение.

Как правило, о литературных новинках, событиях культурной сферы жизни общества, различных обучающих программах, вебинарах и многом другом мы уже привыкли узнавать из Интернета. Электронные книги становятся всё более популярными, на различных форумах и каналах идёт обсуждение книг, появляются рецензии и отзывы о прочитанных произведениях. И создание такого ресурса, как «почтение», позволяет увидеть новые горизонты [4].

По мнению авторов [5], читательская грамотность студентов становится составной частью цифровой культуры и цифрового имиджа будущего специалиста.

Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что формирование читательской грамотности у студентов вуза является одной из важнейших задач процесса обучения. Читательские умения необходимы им не только во время обучения, но и в дальнейшем профессиональном становлении. Современные реалии таковы, что квалифицированный специалист должен уметь работать с большими объёмами информации, находить баланс между её потоком и скоростью восприятия и анализа. Педагоги должны взять на вооружение все предлагаемые цифровым миром средства, в том числе и сетевое общение.

Несомненно, у общения в социальных сетях две стороны, и то самое клиповое мышление сформировано не без их участия. Кроме того, многие лингвисты отмечают явную тенденцию к «засорению» языка и массовой языковой безграмотности подростков. Но именно через сетевое взаимодействие можно сформировать интерес к чтению, развить творческое мышление, научить ориентироваться в большом объёме информации, предлагаемом Интернетом.

1. Плетяго Т.Ю. Педагогические условия развития читательской компетентности студентов вуза. Педагогическое мастерство: материалы Международной заочной научной конференции. Москва, 2012: 32-35.

2. Ставцева И.В. Формирование читательской компетентности студента как базовой составляющей информационной культуры личности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2014.

3. Чадова Н.Н. Особенности формирования и оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности студентов. Available at: https:// infourok.ru/statya-osobennosti-formirovaniya-i-ocenivaniya-chitatelskoj-gramotnosti-kak-komponenta-funkcionalnoj-gramotnosti-studentov-5206047.html

4. Вовк Е.В., Савченко Л.В. Инновационный характер развития издательского дела на современном этапе. Экономические исследования и разработки. 2018; № 9: 6-10.

5. Горбунова Н.В., Вовк Е.В. Особенности цифрового имиджа педагога высшей школы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 302-305.

References

1. Pletyago T.Yu. Pedagogicheskie usloviya razvitiya chitatel'skoj kompetentnosti studentov vuza. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2012: 32-35.

2. Stavceva I.V. Formirovaniechitatel'skojkompetentnostistudentakakbazovojsostavlyayuschejinformacionnojkul'turylichnosti.Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014.

3. Chadova N.N. Osobennosti formirovaniya i ocenivaniya chitatel'skoj gramotnosti kak komponenta funkcional'noj gramotnosti studentov. Available at: https://infourok.ru/statya-osobennosti-formirovaniya-i-ocenivaniya-chitatelskoj-gramotnosti-kak-komponenta-funkcionalnoj-gramotnosti-studentov-5206047.html

4. Vovk E.V., Savchenko L.V. Innovacionnyj harakter razvitiya izdatel'skogo dela na sovremennom 'etape. 'Ekonomicheskie issledovaniya irazrabotki. 2018; № 9: 6-10.

5. Gorbunova N.V., Vovk E.V. Osobennosti cifrovogo imidzha pedagoga vysshej shkoly. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 302-305.

Статья поступила в редакцию 13.08.23

УДК 378.147

Zimina E.A., Cand. of Sciences (Philology, 10.02.04 - Germanic languages), senior lecturer, German Language Department, MGIMO University

(Moscow, Russia), E-mail: e.a.zimina@my.mgimo.ru

Larina T.S., Cand. of Sciences (Philology, 10.02.04 - Germanic languages), senior teacher, German Language Department, MGIMO University

(Moscow, Russia), E-mail: t.larina@my.mgimo.ru

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY. The article is dedicated to a current problem of improving the quality of higher education through the use of new information and communication technologies (hereinafter ICT). The aim of the study is to reveal the specifics of the resource base for the implementation of foreign-language individual educational trajectory (hereinafter IET) in higher education institutions, in particular MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. The scientific novelty of the study lies in the fact that it is the first to conduct a comprehensive analysis of the application of the educational portal ed.mgimo.ru in teaching German at the undergraduate level of a non-language university using the method of individual educational trajectory. As a result of the study it is proved that the effectiveness of foreign language teaching in higher education can be increased by combining the traditional format of learning and distance learning, which takes into account the personal characteristics, needs and motives of students and contributes to the development of their foreign language communicative competence.

Key words: individual educational trajectory, ICT, information educational environment, foreign language communicative competence

Е.А. Зимина, канд. филол. наук, доц., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: e.a.zimina@my.mgimo.ru

Т.С. Ларина, канд. филол. наук, ст. преп., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: t.larina@my.mgimo.ru

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме улучшения качества высшего образования за счет применения новых информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Цель исследования заключается в раскрытии специфики ресурсной базы для реализации иноязычной индивидуальной образовательной траектории (далее - ИОТ) в вузе, в частности в МГИМО МИД России. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проводится комплексный анализ применения образовательного портала ed.mgimo.ru при обучении немецкому языку в бакалавриате неязыкового вуза с применением метода индивидуальной образовательной траектории. В результате исследования доказано, что эффективность обучения иностранному языку в вузе может быть повышена за счет сочетания традиционного формата обучения и дистанционного, учитывающего личностные характеристики, потребности и мотивы обучающихся и способствующего развитию их иноязычной коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, ИКТ, информационная образовательная среда, иноязычная коммуникативная компетенция

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью применения новых методов обучения иностранному языку в вузе на фоне сокращения количества аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины «Иностранный язык» и увеличением в этой связи доли самостоятельной работы обучающихся. В целях компенсации сокращения количества аудиторных часов актуальна разработка собственных профессионально ориентированных учебных материалов, а также использование различных методов повышения мотивации. Сегодня, когда цифровые технологии значительно облегчили доступ к иноязычным материалам и придали новый импульс развитию лингводидактики, появилась возможность по-новому выстраивать работу со студентами-международниками неязыкового вуза в условиях дефицита часов, отводимых на изучение иностранного языка, который в МГИМО считается профильным. Современные педагогические технологии позволяют сделать эту работу более эффективной и результативной. Таким образом, целью настоящего исследования является анализ применения такой информационно-коммуникационной технологии, как образовательный портал МГИМО (ed.mgimo.ru) на немецкоязычном бакалавриате в рамках новой, приоритетной методики обучения, способствующей повышению качества образования и подготовке высококвалифицированных специалистов со знанием иностранного языка - индивидуальной образовательной траектории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить терминологическую базу исследования (раскрыть понятия ИКТ, ИОТ);

- проанализировать некоторые современные педагогические технологии, позволяющие повысить эффективность работы со студентами-международниками неязыкового вуза в условиях сокращения отводимых на изучение иностранного языка аудиторных часов;

- выделить функциональные возможности электронного образовательного портала ed.mgimo.ru как одного из ресурсов, способствующих реализации индивидуального образовательного маршрута.

Для решения поставленных задач в настоящем исследовании использовались как универсальные общенаучные исследовательские методы, включающие подбор и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования,

так и частные методы - описательный, структурный, а также эмпирический метод обобщения.

Научная новизна статьи заключается в рассмотрении специфики ресурсной базы для реализации иноязычной индивидуальной образовательной траектории, что обогащает теорию и методику профессионального образования в разделе «Методика преподавания иностранных языков».

Теоретическая значимость заключается в анализе функциональных возможностей электронного образовательного портала ed.mgimo.ru как одного из ресурсов, способствующих реализации индивидуального образовательного маршрута.

Теоретическую основу составили концепции персонализированного обучения, предполагающего свободу выбора образовательной траектории обучающегося [1], теории когнитивного развития [2], технологии адаптивного обучения [3], позволяющие понять, как можно наилучшим образом интегрировать ИКТ в процесс обучения каждого студента с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей. Проблемами, связанными с информатизацией образования, приемами и механизмами работы с интернет-ресурсами в преподавании иностранного языка, занимаются многие отечественные исследователи. Так, Ю.Э. Мюллер и О.В. Принципалова описывают опыт разработки дистанционного курса по немецкому языку как иностранному на платформе Moodle [4]. Н.Ю. Северова подробно рассматривает дидактический и образовательный потенциал цифровых ресурсов в обучении иностранному языку [5].

Другим важным направлением модернизации является переход к новым методам обучения, таким как индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Ряд работ в отечественной педагогике посвящен разработке и реализации ИОТ в обучении студентов вузов: П.В. Сысоев [6], Ю.В. Гаврилова [7], Т.О. Крас-нопеева [8] и др. Исследователи С.К. Гураль, Т.О. Краснопеева, В.М. Смокотин, С.Н. Сорокоумова, проанализировав социолингвистический профиль обучающихся, разработали алгоритм действий при проектировании индивидуальных иноязычных образовательных траекторий [9]. Авторы С.В. Евтеев и А.М. Ионова отмечают в своем исследовании не только достоинства использования ИОТ, но и сложности их реализации [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.