Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / читательская грамотность / читательские умения / студенты педагогического вуза / functional literacy / reading literacy / reading skills / students of pedagogical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Бажук

В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности у студентов педагогического вуза на примере читательской грамотности. В качестве основного инструмента решения данной проблемы предлагается использовать программу повышения квалификации «Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС». Реализация данной программы в высшем учебном заведении будет способствовать повышению уровня читательской грамотности студентов педагогического вуза. В статье определяются понятие и виды функциональной грамотности, а также классификация читательских умений, на формирование которых направлена работа в образовательной организации. Также в статье представлены результаты проведения опытно-экспериментальной работы по апробации программы повышения квалификации для студентов, подтверждающие её эффективность. Статья предназначена для педагогов высших учебных заведений, студентов и всех заинтересованных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING FUNCTIONAL LITERACY AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY (CASE STUDY OF READING LITERACY)

The article deals with a problem of forming functional literacy among students of a pedagogical university with a focus on reading literacy. As the main tool for solving this problem, it is proposed to use the advanced training program “Formation of students’ reading literacy in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard”. The implementation of this program in a higher educational institution will contribute to an increase in the level of reading literacy of students of a pedagogical university. The article defines the concept and types of functional literacy, as well as the classification of reading skills, the formation of which is aimed at the work in an educational organization. The article also presents the results of the experimental work on approbation of the advanced training program for students, confirming its effectiveness. The work is intended for teachers of higher educational institutions, students and all interested researchers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)»

5. Что вы знаете о Древнем Риме? Студентам дается задание написать эссе, самостоятельно сформулировав его тему.

6. После прочтения текста о Колизее и просмотра видеоролика студентам дается задание составить терминологический словарь.

Такой вид работы в дальнейшем студенты выполняют самостоятельно с опорой на вопросы. Предполагается, что, усвоив алгоритм выполнения таких заданий, студенты перейдут к выполнению других видов работы с текстом. Например, сжатие текста, реферирование, написание аннотации.

Целесообразным считается обучение чтению и аудированию во взаимосвязи. Обучающиеся приходят с разным уровнем знаний русского языка, поэтому важно овладеть всеми видами речевой деятельности. Применение на занятиях

Библиографический список

мультимодальных источников информации осуществляет воздействие на разные модальности восприятия.

Система заданий, направленная на восприятие текстов научного стиля, облегчает студентам дальнейшую работу и готовит к продуцированию текстов. Обучение уже на первом курсе основам академического письма будет способствовать, по нашему мнению, развитию у студентов навыков научно-исследовательской работы. Во время проведения аудиторных занятий и подготовки к ним обучающиеся выполняют различного рода поисковые и самостоятельные задания, направленные на формирование профессиональных и исследовательских компетенций. Таким образом осуществляется повышение уровня академической грамотности обучающихся и развитие их творческой самостоятельности.

1. Лытаева М.А. Academic skills: сущность, модель, практика. Вопросы образования. 2011; № 4: 178-201.

2. Смирнова Н.В. Академическая грамотность и письмо в вузе: от теории к практике Высшее образование в России. 2015; № 6: 58-64.

3. Чекалева Н.В. Развитие профессиональной идентичности на основе профессионально-ценностных ориентации будущих педагогов. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021; № 3 (32): 159-162.

4. Короткина И.Б. Грамотность в век информационных технологий: в поисках концептуального единства. Образование и общество. 2009; № 4: 125-129.

5. Бренчугина-Романова А.Н., Денисова Л.О. Пути повышения речевой культуры студентов-бакалавров в процессе изучения дисциплины «Речевые практики». Преподаватель XXI век. 2017; Ч. 1, № 3: 181-192.

6. Возбранная Т.В. Организация контроля знаний, умений и навыков по русскому языку как иностранному студентов технических вузов. Тенденции развития науки и образования. 2019; № 49-4: 62-65.

7. Самосенкова Т.В. Инновационный потенциал работы с научным текстом в иностранной аудитории как фактор устойчивого успеха. РКИ: Лингвометодическая образовательная платформа. Белгород: Издательский дом «Белгород», 2021: 327-335.

8. Утегенова К.Т. Практический курс русского языка: учебное пособие для студентов неязыковых факультетов вузов. Уральск: Издательский центр и СМИ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2007.

9. Колизей, прошлое и настоящее (Рим, Италия). Availabe at: http://dzen.ru/video/watch/626a55895ad9f7562edbc7ef?f=d2d?f=d2d

References

1. Lytaeva M.A. Academic skills: suschnost', model', praktika. Voprosy obrazovaniya. 2011; № 4: 178-201.

2. Smirnova N.V. Akademicheskaya gramotnost' i pis'mo v vuze: ot teorii k praktike Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015; № 6: 58-64.

3. Chekaleva N.V. Razvitie professional'noj identichnosti na osnove professional'no-cennostnyh orientacii buduschih pedagogov. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2021; № 3 (32): 159-162.

4. Korotkina I.B. Gramotnost' v vek informacionnyh tehnologij: v poiskah konceptual'nogo edinstva. Obrazovanie iobschestvo. 2009; № 4: 125-129.

5. Brenchugina-Romanova A.N., Denisova L.O. Puti povysheniya rechevoj kul'tury studentov-bakalavrov v processe izucheniya discipliny «Rechevye praktiki». Prepodavatel' XXI vek. 2017; Ch. 1, № 3: 181-192.

6. Vozbrannaya T.V. Organizaciya kontrolya znanij, umenij i navykov po russkomu yazyku kak inostrannomu studentov tehnicheskih vuzov. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2019; № 49-4: 62-65.

7. Samosenkova T.V. Innovacionnyj potencial raboty s nauchnym tekstom v inostrannoj auditorii kak faktor ustojchivogo uspeha. RKI: Lingvometodicheskaya obrazovatel'naya platforma. Belgorod: Izdatel'skij dom "Belgorod", 2021: 327-335.

8. Utegenova K.T. Prakticheskij kurs russkogo yazyka: uchebnoe posobie dlya studentov neyazykovyh fakultetov vuzov. Ural'sk: Izdatel'skij centr i SMI ZKGU im. M. Utemisova, 2007.

9. Kolizej, proshloe i nastoyaschee (Rim, Italiya). Availabe at: http://dzen.ru/video/watch/626a55895ad9f7562edbc7ef?f=d2d?f=d2d

Статья поступила в редакцию 28.06.23

УДК 378

Bazhuk O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tara Branch of Omsk State Pedagogical University (Tara, Russia),

E-mail: kaf_pro@omgpu.ru

DEVELOPING FUNCTIONAL LITERACY AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY (CASE STUDY OF READING LITERACY). The article deals with a problem of forming functional literacy among students of a pedagogical university with a focus on reading literacy. As the main tool for solving this problem, it is proposed to use the advanced training program "Formation of students' reading literacy in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard". The implementation of this program in a higher educational institution will contribute to an increase in the level of reading literacy of students of a pedagogical university. The article defines the concept and types of functional literacy, as well as the classification of reading skills, the formation of which is aimed at the work in an educational organization. The article also presents the results of the experimental work on approbation of the advanced training program for students, confirming its effectiveness. The work is intended for teachers of higher educational institutions, students and all interested researchers.

Key words: functional literacy, reading literacy, reading skills, students of pedagogical university

О.В. Бажук, канд. пед. наук, доц., филиал ГОУ ВО «Омский государственный педагогический университет в г. Таре, г. Тара,

Е-mail: kaf_pro@omgpu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

(НА ПРИМЕРЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)

В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности у студентов педагогического вуза на примере читательской грамотности. В качестве основного инструмента решения данной проблемы предлагается использовать программу повышения квалификации «Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС». Реализация данной программы в высшем учебном заведении будет способствовать повышению уровня читательской грамотности студентов педагогического вуза. В статье определяются понятие и виды функциональной грамотности, а также классификация читательских умений, на формирование которых направлена работа в образовательной организации. Также в статье представлены результаты проведения опытно-экспериментальной работы по апробации программы повышения квалификации для студентов, подтверждающие её эффективность. Статья предназначена для педагогов высших учебных заведений, студентов и всех заинтересованных исследователей.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, читательские умения, студенты педагогического вуза

В современном мире происходят изменения во всех сферах - политической, экономической, социальной и др. Именно поэтому общество и государство нуждаются в людях, способных оперативно приспосабливаться к таким изменениям. К тому же в нынешних условиях изменились критерии оценки уровня образования человека. Согласно новым ориентирам учебный процесс в педагогическом вузе должен соответствовать развитию компетентной личности и осуществлению парадигмы «образование через всю жизнь», итогом реализации которой является определённый уровень сформированности функциональной грамотности.

Функциональная грамотность рассматривается как социально-экономический процесс, непосредственно относящийся к благополучию народа и государства. С середины двадцатого столетия вопросами функциональной грамотности занимаются различные образовательные и общественные организации, в том числе и международные.

Под функциональной грамотностью понимаются индивидуальные особенности человека, проявляющие себя в умении использовать для решения практи-ко-ориентированных задач в различных сферах деятельности знания, полученные в течение жизни [1].

Учёные определяют следующие виды функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление [2].

В нашем исследовании особое место отводится читательской грамотности. Это связано с возможностями личности понимать текстовую информацию, рассуждать о ней, пополнять знания, принимать активное участие в социальной сфере. Таким образом, именно читательская грамотность представляет собой основу для формирования других видов функциональной грамотности.

Читательская грамотность - один из основных показателей готовности к существованию в современном социуме, который характеризуется снижением интереса к чтению. Это связано с большими потоками информации из различных источников. Качество читательской деятельности способствует личностному совершенствованию и конкурентоспособности. Низкая степень читательской культуры отражает главную проблему образовательной системы. Чтение и анализ текстов профессиональной направленности представляют основу обучения в высших учебных заведениях. Большое количество времени студенты посвящают чтению текстов, их пониманию, выстраиванию логических цепочек, так как это во многом определяет их академическую успеваемость.

В настоящее время обучающиеся испытывают затруднения при работе с большими потоками информации, их пониманием и переработкой. В образовательном процессе студенты проявляют лишь внешние мотивы чтения: читают психолого-педагогическую, методическую литературу для подготовки докладов и рефератов, сдачи зачетов или экзаменов. Низкий престиж чтения обусловлен ещё и тем, что студентам не хватает навыков и приёмов активизации собственной познавательной деятельности.

Проблема изучения данного вопроса привлекает внимание ученых ещё и потому, что в высших учебных заведениях очень редко проводятся исследования уровня сформированности читательских умений обучающихся. В подтверждение этому приводится тот факт, что формированием читательских умений занимаются в школах в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также при проведении тестирований различного уровня. Так, например, 15-летние школьники выполняют международный тест читательской грамотности PISA [3].

Изучением теоретических и практических вопросов функциональной грамотности занимались Т. И. Акатова, Л.М. Перминова, В.А. Ермоленко, РЛ. Перче-нок, С.Ю. Черноглазкин, Н.Н. Сметанникова, Б.С. Гершунский и др.

Содержательный анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между высоким уровнем востребованности специалистов, обладающих читательской компетентностью, и недостаточной подготовкой студентов в данной области.

Наличие выявленных противоречий определили проблему исследования: как организовать процесс формирования читательской грамотности у студентов педагогического вуза?

Объектом исследования выступает процесс формирования читательской грамотности.

Предметом исследования является программа повышения квалификации как средство формирования читательской грамотности у студентов педагогического вуза.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу повышения квалификации, направленную на формирование читательской грамотности у студентов педагогического вуза.

Мы предположили, что реализация программы «Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС» будет способствовать повышению уровня читательской грамотности студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключалась в том, что в работе были проанализированы основные подходы к определению понятий «функциональная и читательская грамотность», определены группы читательских умений, рассмотрены приёмы формирования читательской грамотности у студентов педагогического вуза.

В качестве практической значимости можно определить подбор заданий по формированию читательской грамотности у студентов и разработку программы повышения квалификации «Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС».

Читательская грамотность на сегодняшний день представляет собой основу готовности к жизнедеятельности, характеризующуюся снижением интереса к читательской деятельности, что и является ключевой проблемой обучения.

Как отмечается в исследованиях PISA, читательская грамотность - это способность человека работать с текстом: читать, рассуждать относительно изученного материала, анализировать, высказывать свою точку зрения. Всё это необходимо для того, чтобы расширять свои знания и возможности принимать участие в жизни общества [3].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие виды читательских умений: находить и извлекать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание и форму текста; использовать информацию из текста [4].

Формирование читательской грамотности ставит перед педагогами задачу выбора приёмов формирования читательских умений. Анализ литературы позволяет выделить эффективные приёмы, используемые в таких современных педагогических технологиях, как ТРИЗ, проблемное обучение, проектная деятельность и др. [5].

Формированию функционально-грамотной личности будут способствовать правильно подобранные приёмы, задания и тесты. Данная работа должна быть постоянной и системной.

В исследовании принимали участие студенты 3 курса филиала ОмГПУ в г. Таре (направление «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Начальное образование и Дошкольное образование»).

Проанализировав литературу по теме исследования на предмет подбора диагностических методик на определение уровня сформированности читательской грамотности, мы обнаружили, что авторские методики по проблеме исследования отсутствуют. В связи с этим нами был использован демонстрационный вариант диагностической работы, разработанный ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

С целью выявления проблемных зон, возникающих в процессе формирования читательской грамотности у обучающихся, мы решили использовать систему заданий для определения сформированности всех видов читательских умений.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: 12% студентов демонстрируют низкий уровень сформированности читательских умений, 88% студентов - средний уровень. Обучающихся с высоким уровнем выявлено не было. Следовательно, студенты не могут на высоком уровне работать с информацией различного характера.

После проведения диагностики уровня сформированности читательской грамотности мы получили следующие результаты: 6% студентов обладают высоким уровнем сформированности читательской грамотности, 82% студентов -средним уровнем и 12% - низким уровнем.

Реультаты исследования показали, что у студентов присутствуют некоторые пробелы в работе с текстами, которые не позволяют им показывать высокие результаты. Следовательно, возникает необходимость целенаправленной работы по повышению уровня сформированности читательской грамотности у студентов.

Для достижения данной цели была разработана и реализована программа повышения квалификации «Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС». В рамках реализации программы было проведено 6 лекционных и 12 семинарских занятий.

По завершении формирующего этапа исследования мы провели повторную диагностику уровня сформированности читательских умений и читательской грамотности у студентов педагогического вуза.

На контрольном этапе исследования нами были использованы диагностические материалы аналогичные тем, что были применены при первичной диагностике.

В соответствии с результатами вторичной диагностики можно говорить о том, что 59% студентов обладают высоким уровнем сформированности читательской грамотности, 41% студентов - средним уровнем. Низкий уровень выявлен не был. Количество обучающихся с высоким уровнем сформированности читательской грамотности значительно увеличилось. При этом стоит отметить, что у 35% слушателей уровень читательской грамотности не изменился, но у 29% повысилось качество выполнения заданий.

Таким образом, после реализации программы курсов повышения квалификации показатели сформированности читательских умений и читательской грамотности повысились. Следовательно, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута.

Результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что процесс формирования функциональной грамотности должен носить систематический характер. Для того чтобы он был успешным, необходимо формировать функциональную грамотность прежде всего у педагогов.

Библиографический список

1. Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов в помощь учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образованием, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений. Москва, 2003.

2. Новик Н.Н. Формирование функциональной грамотности будущих педагогов в цифровом профессиональном образовательном пространстве. Вестник экономической безопасности. 2020; № 6: 316-319.

3. PISA 2009. Assessment Framework. Key competencies in reading, mathematics and science. Available at: http:// www.oecd.org

4. Крылова О.В. Формирование читательской грамотности учащихся. Школьные технологии. 2016; № 3: 70-77.

5. Тетина С.В., Гутрова Ю.В. Современные образовательные технологии в формированиии и развитии функциональной грамотности обучающихся. Современный ученый. 2021; № 4: 133-138.

References

1. Leont'ev A.A. Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Pedagogikazdravogosmysla: sbornik materialov v pomosch' uchitelyam, administracii shkol i DOU, rabotnikam organov upravleniya obrazovaniem, metodistam, prepodavatelyam IPK, pedkolledzhej i pedvuzov, studentam pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2003.

2. Novik N.N. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti buduschih pedagogov v cifrovom professional'nom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik 'ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020; № 6: 316-319.

3. PISA 2009. Assessment Framework. Key competencies in reading, mathematics and science. Available at: http:// www.oecd.org

4. Krylova O.V. Formirovanie chitatel'skoj gramotnosti uchaschihsya. Shkol'nye tehnologii. 2016; № 3: 70-77.

5. Tetina S.V., Gutrova Yu.V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v formirovaniii i razvitii funkcional'noj gramotnosti obuchayuschihsya. Sovremennyj uchenyj. 2021; № 4: 133-138.

Статья поступила в редакцию 30.06.23

УДК 37

Bigaeva I.M., Cand. of Sciences (Chemistry), senior lecturer, Department of General and Inorganic Chemistry, North Ossetian State University

n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: bigaeva@mail.ru, ORCID: 0000-0003-0791-8669

Urumov Z.E., student, Faculty of Chemistry, Biology and Biotechnology, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: urumov.zaur@bk.ru, ORCID: 0000-0001-8568-7611

THE PROBLEM OF TEACHER-STUDENT INTERACTION. In the article, the authors substantiate a relevant problem that arises in the process of interaction between a teacher and students. The conformal attitude of teachers to pedagogical activity has a negative impact on the development of theoretical and practical knowledge. The shift of the teacher's value orientations to his scientific capital distracts from the primary task. However, it is necessary to note difficulties that arise for the teacher due to the requirements imposed by both the administration of the university and the education system. In the current realities, education at all its stages is affected by a disease called "formalism". Most educators have a bureaucratic and market culture that is the result of existing educational trends. The time of interaction between the teacher and the student is reduced, which leads to distancing and the formation of an intercultural abyss. The main determinants leading to the decomposition of traditional culture and the formation of mass consciousness are indicated. The problems of continuity of generations are raised; hedonistic society and moral disorientation. This article presents three forms of interaction that promote the interaction of students with teachers, teachers with teachers, students with students and aimed at reducing the disunity of faculties, students and teachers in the university system.

Key words: teacher, student, morality, interaction, distance education, culture, values, spirituality, perception, hedonism, formality

И.М. Бигаева, канд. хим. наук, доц., Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,

E-mail: bigaeva@mail.ru

З.Э. Урумов, студент, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: urumov.zaur@bk.ru

ПРОБЛЕМА ИНТЕРАКЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ»

В данной статье авторы обосновывают актуальную проблему, возникающую в процессе интеракции преподавателя со студентами. Конформное отношение педагогов к педагогической деятельности оказывает негативное воздействие на развитие теоретических и практических знаний. Сдвиг ценностных ориентиров педагога на его научный капитал отвлекает от первостепенной задачи. Однако необходимо отметить и трудности, возникающие у педагога из-за требований, предъявляемых как администрацией вуза, так и системой образования. В нынешних реалиях образование на всех его этапах поражено болезнью под названием «формализм». Большинство педагогов обладают бюрократической и рыночной культурой, которая является результатом существующих тенденций образования. Сокращается время взаимодействия педагога и студента, что приводит к дистанцированию и образованию межкультурной пропасти. Обозначаются основные детерминанты, приводящие к разложению традиционной культуры и формированию массовости сознания. Поднимаются проблемы преемственности поколений; гедонистического общества и моральной дезориентации. В настоящей статье приводятся три формы взаимодействия, способствующие взаимодействию студентов с педагогами, педагогов с педагогами, студентов со студентами и направленные на снижение разобщённости факультетов, студентов и педагогов в системе университета.

Ключевые слова: педагог, студент, мораль, нравственность, интеракция, дистанционное образование, культура, ценности, духовность, восприятие, гедонизм, формальность

Проблема интеракции «преподаватель - студент» является достаточно актуальной по причине нарастающей разобщенности участников образовательного процесса, с одной стороны, и неадекватным использованием цифровых образовательных технологий, с другой. Причинно-следственная связь одного с другим поясняется ниже, основная суть проблемы состоит в автократии преподавателей и конформности студентов. Негативное, равнодушное отношение подобных педагогов оказывает отрицательное влияние на развитие студента, искажает коммуникативную структуру межличностных отношений, а также приводит к неврологическим нарушениям.

Цели работы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) обратить внимание научного сообщества и иных лиц, которые сопри-частны с образовательной деятельностью, на разобщённость педагогов и студентов, мешающую эффективной работе образовательной организации, а также на общественные детерминанты морально-нравственного разложения;

2) представить разработки «формы взаимодействия», направленные на акцентуацию понимания смыслов и мотивов одного человека другим.

Объект - образовательная деятельность в системе высшего учебного заведения.

Предмет - интеракция преподавателя вуза со студентами, их отношение к педагогической деятельности.

Задачи исследования:

- обозначить существующие проблемы неблагоприятного взаимодействия студентов с преподавателями;

- проанализировать работы современников по данной проблематике;

- указать на духовно-нравственный упадок общественных ценностей и его влияние на человека (в том числе и педагога, и студента);

- разработать удобные формы взаимодействия студентов с преподавателями во внеучебной деятельности с целью достижения взаимопонимания и выстраивания доверительных отношений.

Научная новизна: проблема интеракции «преподаватель - студент» рассматривается во взаимосвязи философии и педагогики с указанием общественных детерминант, приводящих к гедонистическому настроению. В работе представлены универсальные формы взаимодействия студентов с преподавателями, а также студентов одного факультета со студентами других факультетов: вечер конструктивных диалогов, дебаты, свой среди чужих. Данные формы взаимодействия уравнивают участников и призывают к конструктивному диалогу, впо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.