ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Управление моделью сетевого взаимодействия в профессиональной образовательной организации
ПН
Голубева Екатерина Александровна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной информатики Павловский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Павлово, Россия golubeva_e_a@mail.ru 0000-0001-9301-97^
III!
*
Смагина Марина Владимировна
Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и права
Павловский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Павлово, Россия maru777@mail.ru 0000-0002-1720-7097
1111
9
Шобонов Николай Александрович
Доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и права Павловский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Павлово, Россия shobonov_n@mail.ru 0000-0002-1439-6996
Поступила в редакцию 18.07.2020
Принята 11.08.2020
Опубликована 30.09.2020
Аннотация
Работа посвящена изучению вопросов сетевого взаимодействия в профессиональной образовательной организации. Описан опыт организации сетевой модели взаимодействия в малом городе Павлово Нижегородской области, участниками которого стали Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе (центральное звено модели), а также образовательные учреждения, организации и предприятия города. Изучены преимущества использования сетевых структур. Авторами проанализированы организационные и правовые условия осуществления в рамках отрасли государственного образования. Показано, что существующая нормативно-правовая база позволяет создавать практически любые конструкции, которые носят название сетевых. Применение разработанной модели сетевого образования
расширяет традиционное взаимодействие между субъектами образовательного процесса и определяет формирование непрерывных комплексов, которые могут затрагивать как учебные вузы, школы, так и среднее образование. Особое место отводится участию научно-исследовательских учреждений как флагманов разработки новых технологий и их практического применения. Показано, что сетевое образование будет особенно востребовано для формирования территориальных экономических комплексов, которые могут способствовать развитию социально-экономической среды малых городов. Разработаны методологические основы подобного взаимодействия и сформированы принципы формирования единой образовательной среды для сетевого взаимодействия на основе цифровых технологий.
Ключевые слова
Сетевые структуры; сетевая модель взаимодействия; стратегическое планирование подготовки специалистов; информационное образовательное пространство; дуальное обучение; индивидуальные образовательные траектории.
Введение
Наряду с любыми другими, образовательные организации испытывают ресурсные, кадровые, материально-технические дефициты. Повышению эффективности их деятельности способствует создание различных форм сетевого взаимодействия. Опыт использования сетевых структур в различных экономических системах свидетельствует о следующих их преимуществах:
- способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям, реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
- возможность концентрации отдельных участников сети на собственных ключевых компетенциях и уникальных процессах;
- рациональное распределение издержек, и, как следствие, их существенное сокращение;
- исключение одновременного выполнения разными участниками сети одних и тех же функций;
- возможность привлечения к работе над проектами партнеров, обладающих необходимыми ресурсами и опытом;
- возможность эффективного обмена информацией между участниками сети, а также трансляции передового опыта [7-9].
Все вышеизложенное говорит о том, что создание и совершенствование интеграционных сетевых структур - необходимый и очень важный шаг в развитии национальной инновационной системы. С помощью согласованных и хорошо скоординированных действий участников сети можно достичь синергетического эффекта в ее развитии.
Материалы и методы исследования
Под интеграционными научно-образовательно-производственными сетевыми структурами в малом городе (г. Павлово Нижегородской области является таковым) мы понимаем множество взаимосвязанных участников, представляющих собой образовательные, исследовательские, проектно-конструкторские учреждения и промышленные предприятия, выполняющие инновационные и образовательные проекты [4; 11].
Для управления усовершенствованной моделью сетевого взаимодействия, рассчитанной на трехлетний цикл, Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе» (ПАМТ им. И.И. Лепсе) осуществлен переход к системе взаимодействия с работодателями от ручного режима к стратегическому планированию подготовки специалистов и квалифицированных рабочих кадров путем создания партнерского совета и заключением договорных отношений с заинтересованными предприятиями. Это позволило организовывать процесс подготовки специалиста под конкретного работодателя и сократить срок адаптации выпускников на рабочих местах [2]. Данный переход осуществлен путем создания сетевой модели взаимодействия, участниками которой стали ПАМТ им. И.И. Лепсе (как центральное звено модели), Центр занятости населения Павловского района, образовательные учреждения высшего образования Павловского района (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» (НГТУ) и ведущий работодатель Управляющая компания «ГАЗ» (см. рисунок 1).
1. Инфраструктурная поддержка процессов кластерного взаимодействия участников. 2. Снижение социальной напряженности во время экономического кризиса путем организации обучения по новым и востребованным программам. 1. Оказание образовательных услуг СПО. 2. Удовлетворение потребностей ведущих работодателей района и города, а также соседних муниципальных образований.
Г Л ЦЗН ( Л ПАМТ им. И.И. Лепсе
/^Сопутствующая роль Основная ч рмь у
Г Л Вспомогательная роль ( \ Обеспечивающая роль
ННГУ, НГТУ Управление образованием УК ГАЗ (ООО ПАЗ)
1. Расширение границ оказания образовательных услуг за счет привлечения новых муниципальных образований и предприятий. 2. Формирование «общего» имиджа сетевого взаимодействия среди участников 1. Ресурсное обеспечение совместной деятельности участниками кластера СПО. 2. Создание сетевых образовательных программ.
Рисунок 1. Структура сетевой модели взаимодействия
Регламент создания модели сетевого взаимодействия:
Совместным решением совета техникума (коллегиальный орган управления) и администрации Павловского муниципального района был создан попечительский совет управления кластером. Определение функционала каждого участника осуществляется в соответствии с договором о сотрудничестве. Определены и первые участники - Управление образованием Павловского муниципального района, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5, Павловский филиал ННГУ, Павловский филиал НГТУ, Общество с ограниченной ответственностью «Павловский автобусный завод» (ООО «ПАЗ»), Центр занятости населения Павловского района.
Регламент функционирования модели сетевого взаимодействия:
Управление сетевым взаимодействием осуществляется на основе заключения договоров о сотрудничестве. С каждым предприятием или участником (школы, техникумы) предусмотрен отдельный договор с указанием определенных направлений взаимодействия и функционирования. Ежегодно план работы утверждается советом до 1 ноября текущего года. Мероприятия, предусмотренные регламентом функционирования, охватывают всех участников кластера и обязательны к выполнению.
Результаты и обсуждение
Для успешной реализации модели сетевого взаимодействия осуществляются три проекта развития, охватывающие всех участников кластера:
1. Создание информационного образовательного пространства - «Электронный техникум».
- Срок реализации проекта: 2020 г. - 2022 г.
- Цель проекта: разработка единой цифровой информационной среды в образовательных программах среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования с использованием системы дистанционного обучения (СДО) участников кластера.
- Основные показатели проекта: использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в административно-хозяйственной деятельности; обеспечение образовательной деятельности ресурсами электронной библиотеки; оснащение учебных кабинетов ИКТ в соответствии с современными требованиями; увеличение доли инженерно-педагогических работников, владеющих ИКТ-компетенциями; увеличение доли обучающихся, владеющих навыками работы с ИКТ в учебной
деятельности; увеличение доли обучающихся, использующих СДО участников сетевого взаимодействия организации в учебной деятельности; разработка программы для СДО участников сетевого взаимодействия; увеличение доли обучающихся, использующих ресурсы электронной библиотеки и локальной сети образовательной организации в учебной деятельности; увеличение доли инженерно-педагогических работников, использующих ИКТ в образовательной деятельности.
- Результаты реализации проекта: организация информационно-технологического взаимодействия субъектов образовательного пространства (в том числе повышение уровня информатизации образовательного пространства и формирование комфортной информационной среды) и создание условий для внедрения информационных образовательных технологий и новых методов обучения (в том числе внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс и повышение качества образования и расширение спектра образовательных услуг).
- Участники кластера, задействованные в проекте: ПАМТ им. И.И. Лепсе (повышение качества образования посредством информатизации образовательного пространства и формирования комфортной образовательной среды), Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Корпоративный университет «ГРУППА ГАЗ» (формирование новых программ СДО, вовлечение в систему студентов, повышение адаптации к информационной системе обучения УК ГАЗ), Павловский филиал ННГУ (привлечение студентов техникумов, школ к использованию информационных ресурсов университета).
Формирование медиатеки
Создание и развитие локальной сети
Расширение спектра образовательных услуг
Использование интерактивных технологий
Освоение педагогами электронного образовательного пространства
Рисунок 2. Модель функционирования результатов проекта 1
2. Внедрение модели дуального обучения в условиях производства.
- Срок реализации проекта: 2020 г. - 2022 г.
- Цель проекта: увеличение производительности труда не менее чем на 5% ежегодно на предприятиях-участниках сетевого взаимодействия с использованием принципов бережливого производства.
- Основные показатели проекта: увеличение доли молодых специалистов со стажем работы до 5 лет в общем количестве инженерно-педагогических работников; увеличение доли педагогических работников, прошедших стажировку по системе TPS (Toyota Production System - японская система бережливого производства) на базе учебного центра ООО «ПАЗ»; увеличение доли педагогических кадров, прошедших аттестацию; увеличение доли дипломов с отличием в общем числе выпускников; увеличение доли выпускников очной формы обучения, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников очной формы обучения соответствующего года; повышение производительности труда на предприятиях-партнерах сетевого взаимодействия.
- Результаты реализации проекта: привлечение молодых специалистов к работе в образовательной организации, развитие кадрового потенциала, создание, совместно с работодателями, условий для успешного прохождения обучающимися учебной и производственной практик на предприятиях, выпуск специалистов рабочих профессий и специальностей, обладающих знаниями и навыками бережливого производства, профессиональными компетенциями, высокой производственной культурой.
- Участники кластера, задействованные в проекте: ПАМТ им. И.И. Лепсе, работодатели -организации и предприятия города, района, области (ООО «ПАЗ» - первый участник сетевого взаимодействия). Ожидания участников от реализации проекта - рост качества выпускаемых и принимаемых на работу новых кадров.
Рисунок 3. Модель функционирования результатов проекта 2.
3. Формирование, развитие и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
- Срок реализации проекта: 2020 г. - 2022 г.
- Цель проекта: обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) при реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и закрепление выпускников на рабочих местах приоритетных работодателей города и района в объеме до 60% от объема выпускников 2024 года.
- Основные показатели проекта: количество предприятий - участников по каждой ОПОП; количество разновидностей направлений профессий (специальностей) организации практик; рост доли трудоустроившихся выпускников по окончании ПОО от числа практикантов; рост доли обучающихся, получивших дополнительное профессиональное образование, в общей численности обучающихся очной формы обучения.
- Результаты реализации проекта: формирование и развитие системы взаимодействия с потенциальными работодателями (в том числе заключение договоров о взаимодействии и прохождении практик); определение кадровой потребности потенциальных работодателей (в том числе формирование приоритетных для работодателей направлений подготовки, выявление потребности в подготовке смежных профессий и специальностей, участие работодателя в разработке ОПОП); развитие системы студент-стажер-работник (в том числе оценка освоения компетенций в рамках ОПОП, выполнение выпускной квалификационной работы с учетом запросов работодателей).
- Участники кластера, задействованные в проекте: ПАМТ им. И.И. Лепсе (ожидания от реализации проекта - рост доли трудоустройства более 50% от числа выпускников, закрепление за рабочими местами, развитие наставничества со стороны работодателя), ассоциация промышленников и предпринимателей Павловского района (ожидания от реализации проекта - удовлетворение потребности промышленных предприятий в кадрах).
Мониторинг р ы н ка тр уд а
П р оф о р н е нт а цн о н н а л работа
Разработка и об н о вл е н и е о 6 р а эо ва т ел ьн ы я программ
РазвитиЕ системы ДПО в П О О
ЭФФЕКТИВНЫЙ ОрофЕССИСГЕНЕЗ
Гарантированное трудоустройство выпускника
Рисунок 4. Модель функционирования результатов проекта 3
Потребность рынка труда {па/ъше корсткл программ, а том мисле с хсгплыомчяеч СДО)
"Электронный техникум"
не менее 10 новых программ модулей (дисциплин, программ) в СДО
Расширение пользователей СДО
Объединение ЛВС корпусов техникума
"Эффективный студент"
Обновление кадрового состава педагогов, привлечение специалистов с предприятий
Развитие технологии 'Бережливого производства"
(инженерная книга)
"Молодежная
биржа организации практик и труда'
Привление заинтересованных предприятий для организации практик
Расширение участников кластерного взаимодействия
Трудоустройство не менее 70%
Повышение производительности труда (универсальный выпускник)
Дуальное обучение и непрерывное образование
Рисунок 5 Модель функционирования результатов внедрения проектов развития ПАМТ им. И.И. Лепсе
94
Осуществление сетевого взаимодействия системы профессионального образования и работодателей, несомненно, является привлекательным для образовательных организаций, так как при его наличии в первую очередь повышается конкурентоспособность последних. Сетевое взаимодействие обеспечивает постоянную активную апробацию в корпоративных структурах системы подготовки рабочих, мастеров, техников-технологов [6].
Заключение
При использовании сетевых структур ее участники придерживаются единых образовательных программ, реализуемых с использованием учебников, учебно-методических пособий и электронных изданий, ориентированных на практику, с грифами интегрированной (с участием саморегулируемых организаций) системы. Они используют единообразные технологии обучения и нормы оценки уровня сформированности компетенций, ориентированные на качественную подготовку специалистов, производят аттестацию совместно и (или) с участием внешних аттестационных структур [3; 5; 10]. Для участников сетевого взаимодействия характерны общие нормативы финансирования заказов и их классификация.
Осуществление сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и среднего профессионального образования позволяет эффективным образом использовать их финансовые ресурсы, учебно-лабораторный, материально-технический, информационно-методический и кадровый потенциал [1].
Список литературы
1. Ассоциация сельских школ - инициатор Сетевого образования [Электронный ресурс]. URL: http:sengine.cgi (дата обращения: 16.06.2020).
2. Власова Ю.А. Опыт сетевого взаимодействия с работодателями // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. №8. С. 6-8.
3. Гузанов Б.Н., Федулова М.А., Федулова К.А. Практика сетевого взаимодействия при реализации образовательных стандартов высшего образования нового поколения // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. №2. С. 9-13.
4. Захарова М.Б. Типы и формы сетевого взаимодействия в системе образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. №3. С. 8-13.
5. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве: научная школа Е.В. Коротаевой // Педагогическое образование в России. 2016. №2. С. 195-199.
6. Лобок А.М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название? // Журнал руководителя управления образованием. 2014. №7. 8 с.
7. Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие - клюючевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. 2012. №354. С. 163-166.
8. Маковеева В.В. Интеграционные процессы в системе «Образование - Наука -Производство» на основе сетевого взаимодействия и их влияние на развитие региона // Вестник РУДН. Серия «Экономика». 2014. №4. С. 145-158.
9. Симонова А.А., Дворникова М.Ю. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2018. №5. С. 35-40.
10.Халяпина Л.П. К вопросу о внедрении неформальных моделей профессионального развития педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №2(14). С. 124-128.
11.Швецов М.Ю., Дугаров А.Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2012. №5(46). С. 33-38.
Management of networking cooperation in a professional educational organization
IIII
f
©
©
Golubeva Ekaterina Aleksandrovna
Candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the Department of applied Informatics Pavlovo branch of the N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Pavlovo, Russia golubeva_e_a@mail.ru 0000-0001-9301-971X
Smagina Marina Vladimirovna
Candidate of economic sciences, senior lecturer at the Department of economics and law Pavlovo branch of the N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Pavlovo, Russia
(3) maru777@mail.ru
0000-0002-1720-7097
Shobonov Nikolaj Aleksandrovich
Doctor of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the Department of economics and law Pavlovo branch of the N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Pavlovo, Russia (3) shobonov_n@mail.ru
0000-0002-1439-6996
Received 18.07.2020
Accepted 11.08.2020
Published 30.09.2020
Abstract
The work is devoted to the study of network interaction in a professional educational organization. Describes the experience of organization of network interaction model in the small town of Pavlovo in Nizhny Novgorod region, which involved Pavlovsky automotive College them. I. I. Lepse (Central models), as well as educational institutions, organizations and enterprises of the city. The advantages of using network structures are studied. The authors analyze the organizational and legal conditions of implementation in the field of public education. It is shown that the existing legal framework allows you to create almost any design that is called network. The application of the developed model of network education expands the traditional interaction between the subjects of the educational process and determines the formation of continuous complexes that can affect both educational institutions, schools, and secondary education. A special place is given to the
participation of research institutions as flagships for the development of new technologies and their practical application. It is shown that network education will be especially in demand for the formation of territorial economic complexes that can contribute to the development of the socio-economic environment of small cities. The methodological bases of such interaction are developed and the principles of forming a unified educational environment for network interaction based on digital technologies are formed.
Keywords
Network structures; network model of interaction; strategic planning for training specialists; information educational space; dual training; individual educational trajectories.
Reference
1. Associaciya sel'skix shkol - iniciator Setevogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs]. URL: http:sengine.cgi (data obrashheniya: 16.06.2020).
2. Vlasova Yu.A. Opy't setevogo vzaimodejstviya s rabotodatelyami // Professional'noe obrazovanie i ry'nok truda. 2014. №8. S. 6-8.
3. Guzanov B.N., Fedulova M.A., Fedulova K.A. Praktika setevogo vzaimodejstviya pri realizacii obrazovatel'ny'x standartov vy'sshego obrazovaniya novogo pokoleniya // Professional'noe obrazovanie i ry'nok truda. 2017. №2. S. 9-13.
4. Zaxarova M.B. Tipy' i formy' setevogo vzaimodejstviya v sisteme obrazovaniya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. №3. S. 8-13.
5. Korotaeva E. V. Pedagogika vzaimodejstvij v obrazovatel'nom prostranstve: nauchnaya shkola E.V. Korotaevoj // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. №2. S. 195-199.
6. Lobok A. M. Setevoe vzaimodejstvie: novy'j format ili modnoe nazvanie? // Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem. 2014. №7. 8 s.
7. Makoveeva V.V. Setevoe vzaimodejstvie - klyuyuchevoj faktor razvitiya integracii obrazovaniya, nauki i biznesa // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №354. S. 163-166.
8. Makoveeva V.V. Integracionny'e processy' v sisteme «Obrazovanie - Nauka - Proizvodstvo» na osnove setevogo vzaimodejstviya i ix vliyanie na razvitie regiona // Vestnik RUDN. Seriya «E'konomika». 2014. №4. S. 145-158.
9. Simonova A.A., Dvornikova M.Yu. Ponyatie setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'ny'x organizacij // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. №5. S. 35-40.
10.Xalyapina L.P. K voprosu o vnedrenii neformal'ny'x modelej professional'nogo razvitiya pedagogov // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2014. №2(14). S. 124-128.
11.Shvecov M.Yu., Dugarov A.L. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'ny'x uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya v regione // Ucheny'e zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psixologiya». 2012. №5(46). S. 33-38.