References
1. Marchenkov A.E. Neblagopriyatnye faktory, vyzyvayuschie vozniknovenie konfliktnyh situacij v praktike detskogo stomatologa. Problemy 'ekspertizy v medicine. Nauchnyj zhurnal. Moskva: G'EOTAR-MED, 2005-tom-05-nomer-19-3/a71531: 8-11. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razrabotke-metodologicheskoy-bazy-dlya-rascheta-stoimosti-sudebnyh-ekspertiz
2. Kolkutin V.V., Pinchuk P.V., Fokin A.A. K voprosu o razrabotke metodologicheskoj bazy dlya rascheta stoimosti sudebnyh 'ekspertiz. Problemy 'ekspertizy v medicine. Nauchnyj zhurnal. Moskva: G'EOTAR-MED, 2005-tom-05-nomer-19-3/a71531: 6 - 8. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-sudebnyh-ekspertiz
3. Available at: ds-kariesologia.doc// http://www.studfiles.rU/all-vuz/145/folder:7748/show:all/
Статья поступила в редакцию 27.11.17
УДК 378
Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg),
E-mail: [email protected]
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT MODERN HIGHER EDUCATION: NETWORK APPROACH. The article reveals problems and prospects of Russian higher education from the standpoint of a network approach. The author compares the educational standards of different generations, explores their impact on the system of higher education. The work studies changes in the construction of the educational process, caused by the realities of modern life, led to the emergence of network forms of the organization of the educational process in the university. The author gives a concept of network interaction, various models of the network organization of the educational process in the university are given, including media education. As an example, the network of the Academic Project "Axiodemia" concept is presented, which contributes to solving not only the problems of modern education, but also various socio-political, economic and cultural-religious problems, taking into account the impact of information technology.
Key words: modern higher education, educational standards, network interaction, network models of education, media education.
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЕТЕВОЙ ПОДХОД
В статье раскрываются проблемы и перспективы российского высшего образования с позиций сетевого подхода. Автор проводит сравнительный анализ образовательных стандартов разных поколений, исследует их влияние на систему высшего образования. Изменения в построении образовательного процесса, вызванные реалиями современной жизни, привели к появлению сетевых форм организации образовательного процесса в вузе. Автором даётся понятие «сетевое взаимодействие», приводятся различные модели сетевой организации образовательного процесса в вузе, включая медиаобразование. Как пример приведена сеть Академического проекта концепции «Аксиодемия», который способствует решению не только проблем современного образования, но и различных социально-политических, экономических и культурно-религиозных проблем, учитывая влияние информационных технологий.
Ключевые слова: современное высшее образование, образовательные стандарты, сетевое взаимодействие, сетевые модели образования, медиаобразование.
Рыночные отношения проникли во все сферы человеческой жизни, пришли они и в систему образования с такими понятиями как «образовательная услуга», «потребитель образовательных услуг», «стоимость образовательной услуги» и т. д. Сегодня внимание все больше концентрируется на субъекте образования - самого обучающегося, на его образовательных потребностях, особенностях восприятия, способностях и склонностях, что ведет систему образования к индивидуализации, к разработке и реализации его индивидуального образовательного маршрута. Не прекращающиеся попытки стандартизации образования, имеющие как положительные, так и отрицательные последствия, бесконечные реформы и модернизации системы образования. Возрастающая волна инноваций: от попыток перекроить содержание учебных дисциплин, до введения новых педагогических технологий, - все эти и другие причины
требуют глубоких преобразований системы образования на всех ее уровнях.
Особенно глубоко преобразования коснулись высшей школы. Не успели преподаватели вузов привыкнуть к стандартам третьего поколения, разработать основные образовательные программы по направлениям обучения, создать программы учебных дисциплин, как необходимо все менять, потому что введены ФГОС-3+, затем ФГОС-3++, теперь готовятся к введению ФГОС-4. Всё это за какие-то пять лет.
Каждый очередной ФГОС привносит в образовательный процесс что-то свое, появляются новые требования, нормативно-правовые документы (например, профессиональные стандарты). В таблице 1 представлена сравнительная характеристика требований образовательного стандарта к содержанию основной образовательной программы (ООП).
Таблица 1
Сравнительная характеристика требований ФГОС к содержанию основной образовательной программы
Стандарт Содержание стандарта Содержание ООП
ГОС 2 Прописаны учебные дисциплины и их содержание Содержание ООП формируется на основе ГОС 2
ФГОС 3 Перечислены учебные дисциплины базовой части, их содержание прописано через знания, умения, навыки Содержание базовой части ООП формируется на основе ФГОС 3
ФГОС 3+ Учебные дисциплины базовой части не прописаны, содержание обучения выражено через компетенции: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные Содержание ООП формирует разработчик
ФГОС 4 Содержание обучения выражено через компетенции: универсальные и общепрофессиональные Содержание ООП должно формироваться на основе соответствующих профессиональных стандартов
ФГОС 4 ориентированы на обучающихся, исходя из этого единицами измерения потенциалов студента явились не только прописанные в ООП компетенции выпускника вуза, но и способность решения профессиональных задач, направленность на саморазвитие, самосовершенствование и приобретение профессионального опыта. При этом на первый план выходят такие качества личности обучающегося как самостоятельность, инициативность, неповторимость, креативность, умение выдвигать и проверять гипотезы, способность к проектной деятельности и т. п.
Сегодня изменения в построении образовательного процесса в высшей школе видятся:
- в переносе акцента содержания учебного материала с преподавателя (что на взгляд преподавателя важно и нужно) на студента (что на взгляд обучающегося практически значимо), при этом ответственность за результат становится общей;
- в изменении взаимодействия преподаватель-обучающий-ся, в результате чего содержание обучения становится предметом договоренности (сам обучающийся участвует в отборе содержания своего образования) и разработке индивидуального образовательного маршрута с непрерывной обратной связью;
- в учете индивидуального опыта, образовательных запросов, особенностей восприятия, стиля и темпа процесса познания, личностных особенностей обучающегося;
- в наличии или необходимости формирования критического мышления и рефлексивных умений всех участников образовательно процесса, внимание фокусируется на конечном образовательном результате;
- в растущей междисциплинарности учебных предметов, что способствует получению знаний и умений более высокого интегрированного уровня;
- в гибкости обучения, требующем смешанных моделей обучения, нетрадиционных форм и образовательных технологий;
- в сетевых формах организации образовательного процесса.
Сетевая форма взаимодействия является феноменом нашего времени, содержащим в себе большой потенциал для развития системы образования. В качестве механизма обмена (материально-технического, кадрового, информационного и т. д.), сетевое взаимодействие реализует свои синергетические эффекты в учебной, воспитательной, научно-образовательной деятельности, что предоставляет возможность использовать преимущества образованной сети учреждений, организаций, предприятий и т. д. в повышении эффективности профессиональной подготовки студентов, оптимизации кадровых и материальных затрат, повышении качества основных образовательных программ и академической мобильности обучающихся.
Примером такой научно-образовательной сети можно назвать сеть научно-образовательных учреждений с единой созидательной, исследовательской и культурно-просветительской программой, основанной на научном подходе к построению новой системы образования. Создание такой сети является целью Академического проекта концепции «Аксиодемия» [1]. Проект способствует решению не только проблем современного образования, но и различных социально-политических, экономических и культурно-религиозных проблем, учитывая влияние информационных технологий.
Размышления над перспективами развития общества и его социальных институтов позволили в рамках проекта основоположнику концепции «Аксиодемия» философу, писателю-футурологу, А.В. Гилояну [2; 3] собрать широкий круг ученых, которые в ходе научных дискуссий пытаются спрогнозировать будущее системы образования и педагогических изменений, перспектив развития науки и образования.
Сегодня категория «сетевое сообщество» все чаще звучит в педагогических работах, однако определение данной категории связывается с созданием и методическим сопровождением виртуальных сообществ для совместного решения проблем и организации коллективной деятельности в сети Интернет. Сетевые образовательные сообщества обладают самостоятельной ценностью. Участники данного сообщества в ходе сетевого взаимодействия сталкиваются с серьезными разноплановыми проблемами. Решая эти проблемы, участники сотрудничают, конкурируют, что можно рассматривать как стимул к саморазвитию, повышению уровня квалификации.
Сетевое взаимодействие рассматривается в качестве инновационной формы повышения квалификации педагогов, инициирующей деятельностные отношения участников и обеспечи-
вающей порождение деятельностного, технологического знания. Сетевые сообщества - среда для самореализации, в которой субъектам образования предоставляется возможность расширять границы своего опыта, транслировать свои идеи, вести диалог с другими - все это определяет особенности «иной» ранее не свойственной для педагога культуры - медиакультуры.
Сегодня о медиаобразовании много пишут, особенно в связи с модернизацией системы высшего образования [4]. Средства медиаобразования можно использовать не только в учебной деятельности, но и во внеучебной деятельности в виде воспитательных мероприятиях и акций, например, создание в вузе силами студентов телестудий, проведение различных медиакон-курсов, институтских фестивалей медиаобразования, дня бло-геров, предметных недель и т.д. Функционирование в учебном заведении своей телевизионной студии не только расширяет информационные возможности, но и, что более важно, приобщает студентов к таким профессиям как режиссер, оператор, видеомонтажер, звукорежиссер, фотокорреспондент, журналист, музыкальный редактор и т. д. Создавая свои проекты, студенты знакомятся с законами монтажа, работой в различных программах, например, Adobe Premiere Pro CS6 и т. д. Таким образом, медиа-образование играет огромную роль не только в образовательном процессе вуза, но и в развитии информационного общества.
Все чаще появляются работы, представляющее разные модели медиаобразования студентов. Третьяк Т.М. [5] представляет модели сетевого взаимодействия и обучения, разработанные на примере Web-сервиса COMDI, который представляет собой средство информационного и технологического интерактивного взаимодействия пользователей с программно-аппаратной системой на серверах компании. Каждый участник находится у своего компьютера, каждый ведущий у своего компьютера, вне зависимости от географии и месторасположения.
• Модель 1. Сетевой преподаватель + сетевая аудитория (преподаватель работает в аудитории, но ведёт трансляцию занятия через виртуальный кабинет сервиса COMDI).
• Модель 2. Сетевой преподаватель + очный преподаватель + обучающиеся (проведение сетевой лекции двумя или несколькими преподавателями - один работает очно с аудиторией, другой дистанционно).
• Модель 3. Сетевой преподаватель + Сетевой преподаватель (модератор) + Сетевая аудитория (занятие проводят два преподавателя в одном виртуальном кабинете. Все участники -ученики и педагоги - взаимодействуют в дистанционном режиме).
• Модель 4. Взаимодействие «Модератор + Фасилитатор + Сетевая аудитория + Очная аудитория» (при организации больших мероприятий). При организации трансляций больших конференций необходимо организовывать взаимодействие участников через виртуальный кабинет и осуществлять управление сетевыми докладчиками и виртуальными участниками, а также одновременно вести трансляцию съемки большой аудитории. При организации такой модели взаимодействия с виртуальными участниками мероприятия необходим ведущий - фасилитатор. Фасилитатор - это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным.
Стародубцев В.А. [6] описывает перспективные модели ме-диасетей. Их развитие в недалеком будущем определит последовательные этапы использования социальных медиа для поддержки высшего и послевузовского образования.
1. Облачная модель, где социальные медиа (блоги и другие сервисы Wеb 2.0) используются в качестве дополнительных средств управления процессом обучения предоставляющих преподавателю возможность размещения в Интернете информационных и методических материалов для поддержки самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Эта модель использования внешних сетевых инструментов (облака сервисов Google, например) расширяет возможности систем менеджмента процесса обучения, широко применяемых в настоящее время в формальном и в корпоративном образовании. Организация сетевых форумов по дисциплинам образовательных программ обеспечивает оперативную обратную связь преподавателя со студентами и обсуждение отдельных проблем учебного курса. К примеру, в Национальном исследовательском Южно-Уральском государственном университете все студенты ведут блоги как дневники производственной и преддипломной практики.
2. Интегрированная модель, где дисциплинарные блоги преподавателей составляют существенную часть информационной инфраструктуры вуза и интегрированы в процесс предъ-
явления содержания образовательных программ по сетевым технологиям. Здесь больше выражены аспекты сотрудничества преподавателя со студентами, чем в первой модели, а студенты более активно включены в учебно-познавательную деятельность, которая может осуществляться как в синхронном режиме (использование блогов в аудиториях), так и в асинхронном режиме (внеаудиторная работа) в стиле, привычном для современных пользователей Интернета и социальных сетей. Создаваемая в такой модели обучающая среда центрирована на студенте как на субъекте педагогического взаимодействия, но основное внимание уделено освоению содержания образовательных программ. Подобного рода модель успешно действует в вузах, где ведение преподавателями блогов стало обычной практикой. Социальные сети способствуют развитию и в определённой мере - воспитанию студентов.
В основу построения информационно-образовательной среды вуза должен быть положены принципы открытости, доступности, модульности, что придает образовательному процессу гибкие возможности использовать как традиционные формы обучения, так и различные эффективные технологии, основанные на информационных ресурсах: информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, мультимедийные технологии, электронное и дистанционное обучение и т. д.
К достоинствам применения этих технологий и форм обучения относятся:
- открытый доступ к различный ресурсам и информации, высокая интерактивность обучения;
Библиографический список
- возможность для студентов создания собственного образовательного продукта, развитие креативных способностей;
- доступность для субъектов образования проектирования и использования учебных курсов (модулей);
- использование возможностей самостоятельной работы студентов;
- индивидуализация образовательного процесса, возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
- удаленная организация образовательного процесса;
- целесообразная распределённость учебного материала, презентаций, роликов, контрольных заданий и т. д.
Вопрос о целесообразном сочетании интернет-технологий и традиционных технологий и методов обучения сегодня занимает определенное место в педагогических исследованиях. В отдельных работах встречаются дискуссионные вопросы использования дидактических средств медиаобразования в учебном процессе студентов.
Информационное общество сегодня предъявляет повышенные требования к подготовке обучающихся в системе высшего образования. В новых социально-экономических условиях жизни отечественное высшее образование рассматривается как ключевой элемент устойчивого развития и фактор успеха в конкурентной борьбе в мировом сообществе. Социальный заказ в качестве фактора конкурентоспособности выпускника вуза требует от системы высшего образования большую гибкость, открытость к переменам, способность адекватно на них реагировать.
1. Аксиодемия. Available at: http://axiodemia.com
2. Гилоян А.В. Наука и образование будущего. Аксиодемия: концептуальный взгляд. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016; № 12: 35 - 40.
3. Гилоян А.В., Васильев С.В. Педагогика будущего в рамках концепции «Аксиодемия»: авторский взгляд. Человек и общество. 2017; № 2(3): 7 - 11.
4. Кривых С.В., Буваков К.В. Развитие пользовательской активности студентов средствами электронного ресурса в системе MOODLE. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 36 - 40.
5. Третьяк Т.М. Модели сетевого взаимодействия педагогов и учащихся на основе Web-сервера. Вестник РУДН: Серия Информатизация образования. 2011; 3: 62 - 69.
6. Стародубцев В.А., Соловьев М.А. Роль университетов в интеграции формального и неформального образования. Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования. Сборник трудов научно-методической конференции. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет: 2013: 98 - 102.
References
1. Aksiodemiya. Available at: http://axiodemia.com
2. Giloyan A.V. Nauka i obrazovanie buduschego. Aksiodemiya: konceptual'nyj vzglyad. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; № 12: 35 - 40.
3. Giloyan A.V., Vasil'ev S.V. Pedagogika buduschego v ramkah koncepcii «Aksiodemiya»: avtorskij vzglyad. Chelovek i obschestvo. 2017; № 2(3): 7 - 11.
4. Krivyh S.V., Buvakov K.V. Razvitie pol'zovatel'skoj aktivnosti studentov sredstvami 'elektronnogo resursa v sisteme MOODLE. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 36 - 40.
5. Tret'yak T.M. Modeli setevogo vzaimodejstviya pedagogov i uchaschihsya na osnove Web-servera. Vestnik RUDN: Seriya Informatizaciya obrazovaniya. 2011; 3: 62 - 69.
6. Starodubcev V.A., Colov'ev M.A. Rol' universitetov v integracii formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya. Urovnevaya podgotovka specialistov: gosudarstvennye imezhdunarodnye standarty inzhenernogo obrazovaniya. Sbornik trudov nauchno-metodicheskoj konferencii. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij politehnicheskij universitet: 2013: 98 - 102.
Статья поступила в редакцию 29.11.17
УДК 371
Shurpaeva M. I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor; Director of science DNIIP n.a. A.A. Takho-Godi,
E-mail: [email protected]
Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, senior researcher, Sector of Native Literature,
DNIIP n.a. A.A. Takho-Godi, E-mail: [email protected]
Magomedova S.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Dagestani Literature of the State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PATRIOTIC AND SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE CLASSROOM OF DAGESTAN LITERATURE. The article is dedicated to a problem of patriotic and spiritual-moral education of schoolchildren at lessons of Dagestan literature. The possibilities of literature as a subject in the formation of moral norms and moral concepts in the course of reading and analyzing artistic works are considered. The authors draw conclusions that, with the example of literary characters, schoolchildren get ideas about moral values, solve problems of moral choice, enrich their life experience and develop dialectics of thinking. The authors come to the conclusion that one of the most powerful and effective means of moral education in the literature is a word. The folk pedagogy of Dagestan, at home it was manifested in the inscriptions of wise sayings on various subjects, a visual agitation universally recognized moral rules. That is why the lessons of Dagestan literature have been especially effectively carried out for patriotic and spiritually-moral education of schoolchildren.
Key words: moral norms, figurative system, literary characters, problem situation, moral patterns, plot analysis.