нирует саморазвитие личности, способствует повышению конкурентоспособности специалистов [9 и др.].
Именно профессиональный имидж сотрудников оказывает существенное влияние на имидж организации. Чтобы это влияние было положительным, профессиональный имидж сотрудников должен характеризоваться следующими показателями: ценностной общностью организации и работников; соответствием индивидуального стиля корпоративному; соответствие коммуникативных аспектов деятельности требованиям партнеров и потребителей; удовлетворенностью работников деловым и моральным климатом; внешней и внутренней авторитетностью сотрудников и пр. [10 и др.]. При этом общим условием создания благоприятного профессионального имиджа человека выступает выраженность в его внутренних структурах таких качеств, как духовность, нравственность, деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские
Библиографический список
отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность [10].
Таким образом, способность целенаправленно формировать благоприятный имидж является важнейшей способностью работника сферы услуг. Она обеспечивает личную конкурентоспособность специалиста, в том числе, работника железнодорожного транспорта, поскольку возможности карьерного роста и, даже, просто продолжения трудовой деятельности данных субъектов труда существенно зависят от мнения потребителей (в данном случае - пассажиров). Кроме того, имиджи отдельных специалистов, складываясь в сознании населения в единую систему, образуют имидж всего профессионального сообщества или фирмы, кампании. Учитывая конкурентность современной транспортной сферы, благоприятный имидж отдельных работников важен не только для их личной успешности, но и для конкурентоспособности целой железнодорожной отрасли.
1. Вихански О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. Москва, 1995.
2. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Москва, 2003.
3. Санатулова А.Ш. Имидж как научное понятие. Имиджелогия. Как нравиться людям. Available at: http://evartist.narod.ru/text9/20.htm
4. Зазыкин В.Г., Белоусова И.Э. Психологические характеристики эффективного политического имиджа. Москва, 2006.
5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Москва, 2000.
6. Альтшуллер A.A. Имидж и самопрезентация в бизнесе. Available at: http://fictionbook.ru/author/a_a_altshuller/imidj_i_ samoprezentaciya_v_biznese/read
7. Пaничкинa Г.Г. Основы имиджеологии: самопрезентация и компетентность. Available at: www.elitarium.ru/2007/11/29/imidzhelogija_ samoprezentacij
8. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. Available at: http://newasp.omskreg.ru/intellect/f56.htm
9. Футин В.Н. Имидж-стратегия. Имиджелогия. Как нравиться людям. Available at: http://evartist.narod.ru/text9/20.htm
10. Манешина Л.Н. Профессиональный имидж современного педагога. Available at: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ professionalnyi
References
1. Vihanski O.S., Naumov A.I. Menedzhment: chelovek, strategiya, organizaciya, process: uchebnik. Moskva, 1995.
2. Shepel' V.M. Imidzhelogiya: sekrety lichnogo obayaniya. Moskva, 2003.
3. Sanatulova A.Sh. Imidzh kak nauchnoe ponyatie. Imidzhelogiya. Kaknravit'sya lyudyam. Available at: http://evartist.narod.ru/text9/20.htm
4. Zazykin V.G., Belousova I.'E. Psihologicheskie harakteristiki 'effektivnogo politicheskogo imidzha. Moskva, 2006.
5. Gofman I. Predstavlenie sebya drugim vpovsednevnoj zhizni. Moskva, 2000.
6. Al'tshuller A.A. Imidzh i samoprezentaciya v biznese. Available at: http://fictionbook.ru/author/a_a_altshuller/imidj_i_samoprezentaciya_v_ biznese/read
7. Panichkina G.G. Osnovy imidzheologii: samoprezentaciya i kompetentnost'. Available at: www.elitarium.ru/2007/11/29/imidzhelogija_ samoprezentacij
8. Perelygina E.B. Psihologiya imidzha: uchebnoe posobie. Available at: http://newasp.omskreg.ru/intellect/f56.htm
9. Futin V.N. Imidzh-strategiya. Imidzhelogiya. Kak nravit'sya lyudyam. Available at: http://evartist.narod.ru/text9/20.htm
10. Maneshina L.N. Professional'nyj imidzh sovremennogo pedagoga. Available at: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ professionalnyi
Статья поступила в редакцию 21.11.17
УДК 371
Kopylov A.V., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department of Forensic Medicine and Law with a Course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Fedko I.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department of Forensic Medicine and Law with a Course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Kulkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of State Law, North-Caucasian Social Institute, senior teacher, Department of Forensic Medicine and Law with a Course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
MAIN CAUSES AFFECTING CONFLICT SITUATIONS IN THE CHILDREN'S DENTIST'S WORK. The paper reveals some topical issues relating to conflict situations in the work of pediatric dentists and causes of their occurrence. One of the problems is the lack of children's specialists, and the problem is the parents' dissatisfaction with the quality of the provision of dental services to children. The article deals with factors that influence the occurrence of behavioral and organizational conflicts. Accordingly, it is necessary to know that in cases of an adverse outcome and a conflict situation, first of all, it is necessary to talk to the doctor and parents, in order to explain the cause of the outcome and to resolve the conflict. The doctor should remember the nuances of the conversation and fix them in medical documents, which in future will help prove his rightness and avoid adverse consequences.
Key words: selection, medical care, prevention and resolution of conflicts, quality of provision, children dental services, powder factors, psychological training, reduction of psychic trauma, organization factors.
А.В. Копылов, канд. мед. наук, доц., зав. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, ГБОУ ВО Ставропольский
государственный медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
И.И. Федько, канд. мед. наук, доц. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, ГБОУ ВО Ставропольский
государственный медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
И.В. Кулькина, канд. юр.. наук, доц., доц. каф. государственного права АНО ВО Северо-Кавказского социального
института, ст. преп. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, ГБОУ ВО Ставропольский государственный
медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
В данной работе рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся конфликтных ситуаций в работе детских врачей-стоматологов и причин их возникновения. Одной из проблем является отсутствие детских специалистов, также проблемой является неудовлетворенность родителей качеством оказания стоматологической услуги детям. Подробно в статье рассматриваются факторы, которые и влияют на возникновение таких конфликтов: поведенческие и организационные. Соответственно необходимо знать, что в случаях наступления неблагоприятного исхода и конфликтной ситуации, прежде всего, необходимо поговорить врачу и родителям, с целью разъяснения причины развития исхода и устранения конфликта. Также врач, в свою очередь, должен помнить о нюансах беседы и фиксировать их в медицинских документах, что в дальнейшем поможет доказать его правоту и избежать неблагоприятных последствий.
Ключевые слова: квалифицированная медицинская помощь, разрешение и предупреждение конфликтов, качество оказания стоматологической услуги детям, поведенческие факторы, психологическая подготовка, снижение травма-тизации психики, организационные факторы.
Кариес - самое распространенное заболевание не только у взрослых, но и у детей, развивающийся с первого года жизни.
Причинами возникновения его являются хронические инфекционные заболевания матери до и во время беременности, дефицит витамина Д, воздействие вредных факторов после рождения ребёнка, его болезни, иммунодефицит на фоне ухудшающейся экологии, культура питания, употребление шоколада, конфет и т. д.
Потребность в оказании квалифицированной медицинской помощи детского стоматолога с данной проблемой возрастает. Родители вынуждены обращаться в детские стоматологические поликлиники, коммерческие клиники, где могут отсутствовать детские специалисты, в кабинеты общесоматических лечебных заведений.
На фоне увеличения обращаемости отмечается рост количества конфликтов между родителями и врачом [1].
Анализ жалоб родителей, направляемых в территориальные органы Росздравнадзора и Министерство здравоохранения, комиссионных экспертиз по данной категории дел [2], позволили определить возможности разрешения и предупреждения конфликтов, возникающих в практике детского стоматолога.
Причинами конфликтов является неудовлетворенность родителей качеством оказания стоматологической услуги детям, на которое влияет группа факторов:
1. Поведенческий фактор - поведение ребёнка на приёме у стоматолога. Формирование адекватного поведения ребенка при визите к стоматологу во многом зависит от первого собственного опыта родителей, общения с врачом-стоматологом. Чувство страха перед стоматологическим вмешательством присущи всем пациентам и, особенного, детского возраста. Оно возникает у детей в результате пояснений, рассказов членов семьи, друзей детей об их негативном опыте визита к врачу и ссылки на собственные ощущения, прежде всего, на боль и страхи, которые они испытывают на приеме у врача.
Проблема психолого-педагогической подготовки ясельного, дошкольного возраста существует и её надо решать. Неосторожные высказывания взрослых и детей о негативном отношении к посещению стоматолога является причиной заочного страха перед детским стоматологом.
Роль в подавлении страха лежит, как на самих родителях, так и на враче-стоматологе. Родители должны обыгрывать визит к стоматологу как поход в гости к доброму доктору Айболиту, тогда ребёнок, как правило, не будет испытывать психоэмоциональное напряжение. Детский стоматолог должен быть терпим и любить своих пациентов, независимо от их настроя и поведения [3]. Доброжелательное, нежное, ласковое отношение к ребёнку снижает чувство страха. Дети понимают интонацию окружающих людей и плачем реагируют на грубое отношение, повышенный тон.
Таким образом, снижение травматизации психики врачом-стоматологом должно быть основным принципом его рабо-
Библиографический список
ты. Для этого необходимо проведение специализированных программ повышения квалификации врачей-стоматологов в области детской психологии, которые позволят снизить уровень агрессии и страха у ребёнка на приёме у врача.
Страх возникает, как сказано выше, по причине:
- собственного отрицательного опыта со стоматологом,
- «чужого» отрицательного опыта общения;
- вида стоматологических инструментов;
- негативный психологический настрой ребенка родителями перед визитом к стоматологу.
Несвоевременность и продолжительность лечения отрицательно влияют на психику ребенка и на последующие контакты его с врачом-стоматологом.
Личностные качества детского стоматолога при работе с детьми играют важную роль. К ним относятся:
- эрудированность врача, которая позволит быстрее установить доверительные отношения с детьми и родителями;
- внимательность и доброжелательность к маленькому пациенту, врач должен владеть эмпатией, т. е. умением понять переживания больного;
- терпение. Врач должен быть терпелив, не должен отказывать в помощи, не должен грубить родителям и ребенку, которые капризничают. Он должен быть уверен в своих действиях;
- уверенность врача успокаивает и детей, и родителей;
- правдивость. Врач должен быть правдивым и предоставлять полную, подробную информацию о состоянии ребенка, о методах диагностики и лечения, о возможных осложнениях и последствиях, которые возникают в процессе лечения.
- квалифицированность. Врач должен быть квалифицированным, ибо глубокие знания по своей специальности - необходимое качество в лечении детей.
2. Организационные факторы. Часть родителей не удовлетворена условиями, в которых оказывают стоматологическую помощь детям. Некоторые родители получали отказ в оказании помощи ребенку. Врачи ссылались на большое количество пациентов в смену, работу без ассистента или медсестры, что им приходится выполнять «чужие» обязанности, вследствие этого развивается, усталость, которая приводит к отказам и ошибкам в лечении. Утвержденный лимит времени на прием пациента, установленный в поликлинике, мешает повышению эффективности и качества проводимого лечения маленьким пациентам.
В случаях неблагоприятных исходов и конфликтных ситуаций необходима беседа врача с родителями с целью разъяснения причины развития исхода и устранения конфликта, только правильно построенная и благожелательная беседа позволит избежать негативных действий со стороны родителей ребёнка, а врач, в свою очередь, должен помнить о нюансах беседы и фиксировать их в медицинских документах, что в дальнейшем поможет доказать его правоту и избежать неблагоприятных последствий.
1. Марченков А.Е. Неблагоприятные факторы, вызывающие возникновение конфликтных ситуаций в практике детского стоматолога. Проблемы экспертизы в медицине^Научный журнал. Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2005-tom-05-nomer-19-3/a71531: 8 - 11. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razrabotke-metodologicheskoy-bazy-dlya-rascheta-stoimosti-sudebnyh-ekspertiz
2. Колкутин В.В., Пинчук П.В., Фокин А.А. К вопросу о разработке методологической базы для расчета стоимости судебных экспертиз.Проблемы экспертизы в медицине. Научный журнал. Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2005-tom-05-nomer-19-3/a71531: 6 - 8. Available at: http://cyberleninka.rU/article/n/klassifikatsiya-sudebnyh-ekspertiz
3. Available at: ds-kariesologia.doc// http://www.studfiles.rU/all-vuz/145/folder:7748/show:all/
References
1. Marchenkov A.E. Neblagopriyatnye faktory, vyzyvayuschie vozniknovenie konfliktnyh situacij v praktike detskogo stomatologa. Problemy 'ekspertizy v medicine. Nauchnyj zhurnal. Moskva: G'EOTAR-MED, 2005-tom-05-nomer-19-3/a71531: 8-11. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razrabotke-metodologicheskoy-bazy-dlya-rascheta-stoimosti-sudebnyh-ekspertiz
2. Kolkutin V.V., Pinchuk P.V., Fokin A.A. K voprosu o razrabotke metodologicheskoj bazy dlya rascheta stoimosti sudebnyh 'ekspertiz. Problemy 'ekspertizy v medicine. Nauchnyj zhurnal. Moskva: G'EOTAR-MED, 2005-tom-05-nomer-19-3/a71531: 6 - 8. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-sudebnyh-ekspertiz
3. Available at: ds-kariesologia.doc// http://www.studfiles.rU/all-vuz/145/folder:7748/show:all/
Статья поступила в редакцию 27.11.17
УДК 378
Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg),
E-mail: [email protected]
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT MODERN HIGHER EDUCATION: NETWORK APPROACH. The article reveals problems and prospects of Russian higher education from the standpoint of a network approach. The author compares the educational standards of different generations, explores their impact on the system of higher education. The work studies changes in the construction of the educational process, caused by the realities of modern life, led to the emergence of network forms of the organization of the educational process in the university. The author gives a concept of network interaction, various models of the network organization of the educational process in the university are given, including media education. As an example, the network of the Academic Project "Axiodemia" concept is presented, which contributes to solving not only the problems of modern education, but also various socio-political, economic and cultural-religious problems, taking into account the impact of information technology.
Key words: modern higher education, educational standards, network interaction, network models of education, media education.
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЕТЕВОЙ ПОДХОД
В статье раскрываются проблемы и перспективы российского высшего образования с позиций сетевого подхода. Автор проводит сравнительный анализ образовательных стандартов разных поколений, исследует их влияние на систему высшего образования. Изменения в построении образовательного процесса, вызванные реалиями современной жизни, привели к появлению сетевых форм организации образовательного процесса в вузе. Автором даётся понятие «сетевое взаимодействие», приводятся различные модели сетевой организации образовательного процесса в вузе, включая медиаобразование. Как пример приведена сеть Академического проекта концепции «Аксиодемия», который способствует решению не только проблем современного образования, но и различных социально-политических, экономических и культурно-религиозных проблем, учитывая влияние информационных технологий.
Ключевые слова: современное высшее образование, образовательные стандарты, сетевое взаимодействие, сетевые модели образования, медиаобразование.
Рыночные отношения проникли во все сферы человеческой жизни, пришли они и в систему образования с такими понятиями как «образовательная услуга», «потребитель образовательных услуг», «стоимость образовательной услуги» и т. д. Сегодня внимание все больше концентрируется на субъекте образования - самого обучающегося, на его образовательных потребностях, особенностях восприятия, способностях и склонностях, что ведет систему образования к индивидуализации, к разработке и реализации его индивидуального образовательного маршрута. Не прекращающиеся попытки стандартизации образования, имеющие как положительные, так и отрицательные последствия, бесконечные реформы и модернизации системы образования. Возрастающая волна инноваций: от попыток перекроить содержание учебных дисциплин, до введения новых педагогических технологий, - все эти и другие причины
требуют глубоких преобразований системы образования на всех ее уровнях.
Особенно глубоко преобразования коснулись высшей школы. Не успели преподаватели вузов привыкнуть к стандартам третьего поколения, разработать основные образовательные программы по направлениям обучения, создать программы учебных дисциплин, как необходимо все менять, потому что введены ФГОС-3+, затем ФГОС-3++, теперь готовятся к введению ФГОС-4. Всё это за какие-то пять лет.
Каждый очередной ФГОС привносит в образовательный процесс что-то свое, появляются новые требования, нормативно-правовые документы (например, профессиональные стандарты). В таблице 1 представлена сравнительная характеристика требований образовательного стандарта к содержанию основной образовательной программы (ООП).
Таблица 1
Сравнительная характеристика требований ФГОС к содержанию основной образовательной программы
Стандарт Содержание стандарта Содержание ООП
ГОС 2 Прописаны учебные дисциплины и их содержание Содержание ООП формируется на основе ГОС 2
ФГОС 3 Перечислены учебные дисциплины базовой части, их содержание прописано через знания, умения, навыки Содержание базовой части ООП формируется на основе ФГОС 3
ФГОС 3+ Учебные дисциплины базовой части не прописаны, содержание обучения выражено через компетенции: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные Содержание ООП формирует разработчик
ФГОС 4 Содержание обучения выражено через компетенции: универсальные и общепрофессиональные Содержание ООП должно формироваться на основе соответствующих профессиональных стандартов