Научная статья на тему 'Проблемы внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях'

Проблемы внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / образовательные учреждения / ком-плекс ГТО / здоровый образ жизни / physical culture / educational institutions / GTO complex / healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахин Евгений Александрович, Стафеева Анастасия Владимировна, Соколов Василий Валерьевич

Рассмотрены нормативное регулирование, проблемы внедрения и реализации комплекса ГТО и возможные пути их решения в образовательных организациях. Проанализированы готовность к тестированию и результаты испытаний ВФСК ГТО IV ступени в городском округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахин Евгений Александрович, Стафеева Анастасия Владимировна, Соколов Василий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE TRP COMPLEX IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Regulatory regulation, problems of implementation and implementation of the GTO complex and possible ways of their solution in educational organizations are considered. The readiness for testing and the test results of the VFSK TRP IV stage in the urban district are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях»

УДК 796.015.865 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10802

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Е.А. Бахин, А.В. Стафеева, В.В. Соколов

Рассмотрены нормативное регулирование, проблемы внедрения и реализации комплекса ГТО и возможные пути их решения в образовательных организациях. Проанализированы готовность к тестированию и результаты испытаний ВФСК ГТО IV ступени в городском округе.

Ключевые слова: физическая культура, образовательные учреждения, комплекс ГТО, здоровый образ жизни.

Рост национального самосознания, обеспечение долгосрочной социальной стабильности, создание благоприятных условий для процвета -ния населения - такие задачи являются важнейшими для государственной политики любой страны. В современном мире роль спорта, без преувеличения, стала не просто значимым социальным фактором, но и мощным политическим показателем успешности государства. Успехи на международных соревнованиях являются неоспоримым доказательством духовной силы, военной и политической мощи любой нации. Поэтому на сегодняшний день просто необходимо привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой [1-3].

Определяя основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, бывший Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев отмечал, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни населения необходим рост доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой. Важным признаком благополучия общества является состояние здоровья подрастающего поколения [4]. Именно этот показатель не только отражает, насколько преуспевает государство сейчас, но и дает прогноз на будущее. Трудовой резерв государства, его безопасность, политическая устойчивость и экономическая состоятельность находятся в тесной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья населения. Очевидно, что в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие опасения [5].

Одной из наиболее актуальных проблем является проблема укрепления здоровья подрастающего поколения. Большое количество исследований последних лет говорит о неудовлетворительном состоянии здоровья детей, подростков и молодежи. Для большинства молодых людей характерно равнодушное и пассивное отношение к своему здоровью и отсутствие культуры его поддержания. Отсутствие двигательной активности является причиной высокой заболеваемости детей и учащейся

молодежи. По данным Всемирной организации здравоохранения, численность людей, имеющих какие-либо заболевания, постоянно увеличивается [6-8].

Одним из самых эффективных средств профилактики заболеваний были и остаются занятия физической культурой. В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [9-11] и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40 %, а среди обучающихся -80 %. Для поддержания здоровья 24 марта 2014 года был подписан Указ Президента «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». В связи с вышеизложенным повышается роль школы как места, формирующего полноценную здоровую личность.

Итак, в настоящее время можно говорить о существовании противоречий между:

- потребностью государства в здоровом населении как важнейшем показателе общественного и экономического роста и отсутствием устойчивого, мотивированного интереса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения;

- необходимостью обеспечения условий по подготовке граждан к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и несоответствием степени методической, кадровой, материальной базы и инфраструктуры, а также их морального и физического износа задачам развития массового спорта в стране;

- формированием механизмов эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, органами местного самоуправления, общественными организациями по управлению процессом внедрения комплекса ГТО и отсутствием организационных форм взаимодействия между участниками процессов по внедрению комплекса ГТО.

В основу рабочей гипотезы положено предположение о том, что для решения существующих проблем, мешающих эффективной работе комплекса ГТО, необходимо:

- создать устойчивый, мотивированный интерес к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения при помощи массовых спортивных мероприятий, разнообразной агитации, общения с учителями, внедрения норм ГТО в образовательный процесс, наград и поощрений;

- организовать взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций по координации внедрения современного комплекса ГТО.

Целью исследования явилось создание системы внедрения ком -плекса ГТО в образовательных организациях и разработка рекомендаций по ее реализации.

Объектом исследования является содержание требований во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Предметом исследования являются проблемы внедрения и реализации комплекса ГТО в образовательных организациях.

Исходя из данной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить нормативное регулирование внедрения комплекса ГТО в РФ проанализировать и выделить особенности внедрения комплекса ГТО в Нижегородской области и, в частности, в городском округе г. Выксы;

- проанализировать готовность и результаты испытаний ВФСК ГТО IV ступени в городском округе г. Выксы (2016/19 гг.);

- сформулировать перечень проблем при реализации внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях (методические, информативные, практические, организационные);

- определить перспективы развития и возможные пути решения проблем при внедрении комплекса ГТО в образовательных организациях.

На примере центра тестирования ВФСК ГТО городского округа г. Выксы, созданного в 2016 г. на базе ДЮСШ «Выксунец», была произведена оценка вовлеченности образовательных организаций и учащихся в процесс реализации комплекса ГТО.

В начале работы по регистрации желающих выполнить нормы ГТО в школах в 2016/17 уч. г. мы столкнулись с некоторыми трудностями. В частности, с проблемой удивительно низкого процента желающих выполнить нормы ГТО. Среди причин сложившейся ситуации можно отметить отсутствие информации о значимости ГТО, процедуре проведе -ния испытаний (тестов), безразличное отношение родителей и учителей физической культуры, а также пассивное отношение самих детей к физи -ческой культуре.

За 2016/19 гг. на сайте ВФСК ГТО (https:www.gto.ru) было зарегистрировано 3380 жителей городского округа г. Выксы. За это время центром было выдано 948 знаков отличия, из которых 389 - золотых, из них 229 - школьникам; 371 - серебряный, из них 273 - школьникам; 188 -бронзовых, из них 148 - школьникам. Таким образом, за три года всего 650 учащихся образовательных учреждений получили знаки ГТО, что составляет только 7,6 % от общего количества учащихся городского округа г. Выксы. Из 20 школ 4 не принимали участия в тестированиях. Из оставшихся 16 только 4 школы имеют показатели больше 10 % участников тестирований от общего числа учащихся.

Оценивая статистику реализации ВФСК ГТО в образовательных учреждениях за 2016/18 уч. г. в г. Выксе, можно сделать вывод о недостаточной вовлеченности участников образовательного процесса в выполнение нормативов комплекса ГТО.

Таким образом, можно говорить о том, что при внедрении данного комплекса возникли некоторые проблемы, которые препятствуют массовому привлечению людей к занятиям спортом. Анализ современной литературы и собственных исследований позволил выделить несколько основных. Первой очень значимой проблемой можно назвать отсутствие мотивации учащихся к выполнению норм ГТО. Данная проблема постоянно обсуждается на всевозможных круглых столах и конференциях, посвященных комплексу ГТО и спорту в целом.

Второй по значимости проблемой является недостаточное обеспечение условий по подготовке граждан к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО. Здесь можно выделить целый ряд трудностей, связанных с нормативно-правовым, методическим, кадровым, материально-техническим, финансовым, информативным обеспечением. Каждую группу проблем следует рассматривать более подробно отдельно.

Третью проблему можно в целом обозначить как организационно-управленческую. Данная проблема связана с организацией взаимодействия лиц, привлеченных к процессу внедрения комплекса ГТО. Безусловно, успешное внедрение и работа комплекса ГТО во многом зависит от эффективного взаимодействия всех заинтересованных субъектов этого процесса. Данное взаимодействие позволяет в ходе практического внедрения комплекса ГТО решать вопросы по поиску наиболее эффективных форм и методов работы на разных уровнях власти - федеральном, региональном, местном, межведомственного взаимодействия.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70675222/ (дата обращения: 22.02.2020).

2. Приказ Минспорта России «О реализациии Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/ activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 22.02.2020).

3. Здравоохранение в России. 2017: статистический сборник. М.: Росстат, 2017. 170 с.

4. Ваганова И.Ю., Терентьев А.Е. Внедрение Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в

систему образования: к вопросу об изменении государственных образовательных стандартов // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 62-66.

5. Годяева Е.Г. Подготовка современной молодежи к сдаче норм ГТО в образовательной среде // Наука и образование: новое время. 2018. № 3(26). С. 744-749.

6. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (дата обращения: 12.10.2018).

7. Ванюшкин В.А., Тарасевич И.В. Профессиональная деятельность педагога по физической культуре в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкуль -турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УралГПУ, 2014. С. 24-26.

8. Галагузова Ю.Н., Мясникова Т.И. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как воспитательная система // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 33-36.

9. Зюрин Э.А., Матвеев А.П. Анализ организационных форм взаимодействия по управлению процессом внедрения комплекса ГТО // Вестник спортивной науки. 2016. № 6. С. 45-48.

10. Мицан Е.Л. К вопросу формирования у школьников мотиваци-онной составляющей выполнения нормативов комплекса ГТО // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3(66). С. 201-203.

11. Протасова С.В. Актуальные проблемы внедрения Всероссий-ского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в систему образования (организационные, методические, практические, информационные) и способы их решения // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УралГПУ, 2014. С. 95-98.

Бахин Евгений Александрович, магистрант, bahin14121988@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Стафеева Анастасия Владимировна, канд. пед. наук, доц., stafeevaav@ yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Соколов Василий Валерьевич, старший преподаватель, stafeevaav@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE TRP COMPLEX IN EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

E.A. Bakhin, A. V. Stafeeva, V. V. Sokolov

Regulatory regulation, problems of implementation and implementation of the GTO complex and possible ways of their solution in educational organizations are considered. The readiness for testing and the test results of the VFSK TRP IV stage in the urban district are analyzed.

Key words: physical culture, educational institutions, GTO complex, healthy

lifestyle.

Bakhin Evgeny Aleksandrovich, undergraduate, bahin14121988@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),

Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate зrofessor, stafeevaav@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),

Sokolov Vasily Vаlerievich, senior lecturer, stafeevaav@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 iyunya 2014 g. № 540 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO)» [Decree of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 No. 540 "On approval of the Regulation on the All-Russian physical culture and sports complex" Ready for work and defense "(TRP)"] [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/70675222/ (accessed: 02.22.2020).

2. Prikaz Minsporta Rossii «O realizaciii Strategii razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 god» [Order of the Ministry of Sports of Russia "On the implementation of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period until 2020"] [Electronic resource]. URL: https://www.minsport.gov.ru/ activities/federal-programs/2/26363 / (accessed: 02.22.2020).

3. Zdravoohranenie v Rossii. 2017: statisticheskij sbornik [Health care in Russia. 2017: statistical compilation]. M.: Rosstat, 2017. 170 p.

4. Vaganova I.Yu., Terent'ev A.E. Vnedrenie Vserossijskogo fizkul'turno-sportiv-nogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) v sistemu obrazovaniya: k voprosu ob izmenenii gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov [The introduction of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) in the education system: on the issue of changing state educational standards] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 2015. No. 1. P. 62-66.

5. Godyaeva E.G. Podgotovka sovremennoj molodezhi k sdache norm GTO v obrazovatel'noj srede [Preparation of modern youth for passing TRP standards in the educational environment] // Nauka i obrazovanie: novoe vremya [Science and Education: New Time]. 2018. No. 3(26). P. 744-749.

6. Chelnokova E.A., Agaev N.F., Tyumaseva Z.I. Formirovanie motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom v vysshej shkole [The formation of students' motivation for physical education and sports in higher education] // Vestnik Mininskogo

universiteta [Herald of the University of Minin]. 2018. V. 6. No. 1. [Electronic resource]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (accessed: 12.10.2018).

7. Vanyushkin V.A., Tarasevich I.V. Professional'naya deyatel'nost' pedagoga po fizicheskoj kul'ture v ramkah vnedreniya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) [Professional activity of a physical education teacher as part of the implementation of the Ready for Labor and Defense All-Russian Sports Complex (TRP)] // Actual problems and approaches to the Implementation of ready for labor and defense All-Russian sports and fitness complex: All-Russian materials. scientific and practical conf. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2014. P. 24-26.

8. Galaguzova Yu.N., Myasnikova T.I. Vserossijskij fizkul'turno-sportivnyj kom-pleks GTO kak vospitatel'naya sistema [All-Russian physical culture and sports complex of the TRP as an educational system] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2014. No. 9. P. 33-36.

9. Zyurin E.A., Matveev A.P. Analiz organizacionnyh form vzaimodejstviya po upravleniyu processom vnedreniya kompleksa GTO [Analysis of organizational forms of interaction for managing the implementation of the GTO complex] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2016. No. 6. P. 45-48.

10. Mican E.L. K voprosu formirovaniya u shkol'nikov motivacionnoj sostav-lyayushchej vypolneniya normativov kompleksa GTO [On the issue of the formation in schoolchildren of the motivational component of meeting the standards of the TRP complex] // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Questions of theory and practice]. 2016. No. 12-3 (66). P. 201-203.

11. Protasova S.V. Aktual'nye problemy vnedreniya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO v sistemu obrazovaniya (organizacionnye, metodicheskie, prakticheskie, informacionnye) i sposoby ih resheniya [Actual problems of the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex of the TRP in the education system (organizational, methodological, practical, informational) and methods for solving them] // Actual problems and approaches to the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense": materials of All-Russia. scientific and practical conf. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2014. P. 95-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.