DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _166 УДК 351.741
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ ГРАЖДАН К МИНИСТЕРСТВУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИИ PROBLEMS OF THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL TRAINING POLICE OFFICERS ON THE LEVEL OF TRUST OF CITIZENS TO THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN RUSSIA
ЧУДОВСКИЙ Вадим Игоревич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Трудовое право»
Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: vchudovskiy4@gmail.com;
КОТЕЛЬНИКОВА Татьяна Александровна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Трудовое право»
Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: kotelnikovata77@mail.ru;
CHUDOVSKY Vadim Igorevich,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Labor Law Law Institute of the Sevastopol State University. Sevastopol, Universitetskaya str., 33. E-mail: vchudovskiy4@gmail.com;
KOTELNIKOVA Tatiana Alexandrovna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Labor Law Law Institute of the Sevastopol State University. Sevastopol, Universitetskaya str., 33. E-mail: kotelnikovata77@mail.ru
Краткая аннотация: Поддержание правопорядка среди гражданского общества на территории Российской Федерации это приоритетная деятельность сотрудников правоохранительных органов. Реализовать поставленную задачу возможно лишь путем подготовки высококвалифицированных кадров, которые имеют соответствующие знания, умения, навыки профессиональной деятельности, должную мотивацию, отражающие отношение к человеку как к наивысшей ценности. Граждане РФ могут оказывать активную помощь сотрудникам МВД, они способны повысить результат правоохранительной деятельности, однако, население должно доверять и верить правоохранительным органам, а для достижения таких результатов необходимо говорить о реформировании правоохранительной системы.
Abstract: Maintaining law and order among civil society in the territory of the Russian Federation is a priority activity of law enforcement officers. It is possible to realize this task only by training highly qualified personnel who have the appropriate knowledge, skills, skills of professional activity, proper motivation, reflecting the attitude towards a person as the highest value. Citizens of the Russian Federation can actively assist employees of the Ministry of Internal Affairs, they are able to increase the result of law enforcement activities, however, the population must trust and trust law enforcement agencies, and to achieve such results it is necessary to talk about reforming the law enforcement system.
Ключевые слова: правоохранительные органы, сотрудники полиции, профессиональная подготовка, гражданское население, доверие граждан.
Keywords: law enforcement agencies, police officers, professional training, civilian population, citizens' trust.
Для цитирования: Чудовский В.И., Котельникова Т.А. Проблемы влияния уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции на уровень доверия граждан к Министерству внутренних дел России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 166-168. http://doi. org/10.47643/1815-1337_2023_1_166.
For citation: Chudovsky V.I., Kotelnikova T.A. Problems of the influence of the level of professional training of police officers on the level of trust of citizens to the Ministry of Internal Affairs of Russia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 166-168. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_166.
Статья поступила в редакцию: 04.12.2022
Изложение основного материала: Профессиональной готовности и подготовке сотрудников правоохранительных органов постоянно уделяется много усилий, посвящено много научных трудов, разработок. В ст. 33 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который является основополагающим нормативным актом, регулирующим порядок поступления на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, определено, что аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел [1].
Изучив основные положения, указанного Федерального закона, можно прийти к заключению, что оценочными показателями деятельности работника органа внутренних дел, которые учитываются и анализируются во время проведения аттестации, является его деловые, профессиональные, морально-психологические и личные качества, образовательно-квалификационный уровень, физическая подготовка, уровень культуры и способность работать с людьми. Каждая из указанных характеристик деятельности правоохранителя дает возможность в полном объеме, эффективно оценить результаты его профессиональной деятельности. Можно даже прийти к выводу, что все причисленные оценочные
Частно-правовые (цивилистические) науки
характеристики в конечном итоге трансформируются в такое понятие, как - профессионализм.
Профессионализм в деятельности сотрудников органов внутренних дел - это в первую очередь, способность определять с учетом условий и реальных возможностей наиболее эффективные пути и способы реализации поставленных перед ними задач в рамках нормативно определенных полномочий.
С этой целью МВД России проводит систематический мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, изучает уровень доверия граждан к представителям органов правопорядка, и налаживает взаимодействие полиции с институтами гражданского общества, с помощью:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции [2].
По итогам проводимых мероприятий, результаты социологических опросов в период 2017 - 2021 гг. свидетельствуют о стабилизации по состоянию на декабрь 2021 г. значений показателей оценки гражданами Российской Федерации деятельности полиции на уровне предыдущего 2020 г. при сохранении их позитивного тренда (см. рис. 1) [3].
♦ защищенность Я доверие Л эффективность защищенность на транспорте
55,0 5^,1 52,1
50,0 45,7 44,9 45,4
45,0 42,2 '-- "-''43,8 44,4
40,0 38,3 , ^ —
38,0 ' " 38,2 ' 40,0
35.0 35,3
30.0
2017 2018 2019 2020 2021
Не смотря на стабильный рост доверия населения России к деятельности сотрудников правоохранительных органов, который мы можем наблюдать по итогу прошедших пяти лет, показатели остаются на довольно низком уровне, что свидетельствует о недостаточно эффективных мерах, которые принимаются для укрепления доверительных отношений.
Проблемы профессионализма, критериев определения его уровня имеют существенное значение для эффективной деятельности правоохранителей. Это объясняется тем, что сотрудники органов внутренних дел должны не только стоять на страже закона, но и, имея большие властные полномочия, предотвращать правонарушения, вести профилактическую работу по предупреждению преступных проявлений, негативно влияющих на социальную среду, оказывать активную помощь населению в сложных правовых ситуациях, предоставлять консультативную помощь по необходимости.
Эффективное решение таких задач, предполагает в первую очередь, проведение кадровой работы с действующим личным составом ОВД, направленной на повышение уровня профессиональной деятельности и ее элементов, профессиональной культуры, профессиональной этики работников полиции, что будет улучшать выстраивание доверительных отношений с гражданским обществом, основанных на принципе партнерства и социальной помощи населению, налаживание делового сотрудничества.
Элементами профессиональной деятельности полицейского, могут быть такие его свойства как: успешное решение задач в согласно служебным обязанностями; личностная привязанность к профессии, мотивацию к труду в ней, удовлетворенность трудом; достижения желаемых для общества результатов при выполнении своих функций; попытки сознательно развивать свою индивидуальность средствами профессии; способность осознания перспективы, зону своего ближайшего профессионального развития, разработка и осуществление необходимых мероприятий для ее реализации; постоянство профессионального обучения, накопления опыта, изменений; социальная активность в коллективе; го-
товность к качественной и количественной оценке своего труда.
Повышение уровня профессиональной культуры для обеспечения партнерских отношений с населением предполагает формирование у сотрудников полиции психологии, которая бы отвечала требованиям перехода к новой модели правоохранительной деятельности, основанной на принципе партнерства и социальной помощи; понимании сущности своей профессии; умение выполнять работу сознательно, творчески, не шаблонно. Профессиональная культура раскрывается в умении предвидеть результаты своей деятельности, в ее прогнозировании, в способности играть и выражать общенациональные интересы, видеть перспективу их развития.
Что касается профессиональной этики, то здесь необходимо в большей степени обращать внимание на моральные установки правоохранителей, его готовность к решению служебных задач, желание их выполнять; чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом, отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали; глубокое понимание социальной значимости своей роли в обществе, ответственности перед государством; охрана жизни, здоровья, правовая защищенность людей; разумное и гуманное использование прав, которые предоставлены законом правоохранителю, в соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга; принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений; безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации правоохранителя; сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску.
В современных реалиях, деятельность, направленная на совершенствование правоохранительной системы РФ, преимущественно носит правовой характер, за счет внесения изменений законодательную и нормативную базы, и за частую игнорируются вопросы совершенствования методики практической подготовки сотрудников МВД, что влечет за собой в последствии не знание норм действующего законодательства, порядка применения их на практике, не возможность юридически правильно и последовательно аргументировать свои действия, что влечет в отдельных случаях проявление грубого общения с гражданами, допущение ошибок при составлении служебной документации и т.д.
Выводы: Существует необходимость пересмотра профессиональной подготовки правоохранительных органов, необходимо выделить такие пути совершенствования оценки профессионализма во время проведения аттестационной процедуры как:
1) создать банк квалификационных оценок претендентов на занятие более высокой должности в органах и подразделениях системы МВД;
2) создать систему положительной мотивации для высокопрофессионального и добросовестного прохождения службы в ОВД;
3) разработать способы и формы обучения, перечень учебных дисциплин, в зависимости от степени опасности, и ситуаций с которыми сталкиваются сотрудники полиции при выполнении своих функциональных задач;
4) внедрение тренинговой системы обучения;
Повышение уровня доверия к правоохранительным органам и формирование высокого авторитета деятельности МВД среди граждан государства, осуществляется с одной стороны путем установления позитивного мнения об отдельных работниках полиции, и дальнейшего проецирования его на все подразделения системы МВД. С другой стороны, исходя из авторитета подразделений МВД, делаются выводы по каждому сотруднику индивидуально.
С этой целью, порядок оценки деятельности органов правопорядка в общем виде должен учитывать не только анализ основных статистических показателей борьбы с преступностью, состояния противодействия криминалитету в вверенных регионах, но и общественное мнение по поводу конкретных фактов деятельности полиции, удовлетворенность их работой, качеству предоставленных гражданскому населению услуг, брать во внимание нагрузку на работников возлагаемую на работников полиции.
Библиогра фия:
1. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции";
3. https://мвд.рф/publicopinion
References:
1. Federal Law No. 342-FZ of 30.11.2011 (as amended on 30.04.2021) "On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2021);
2. Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 (as amended on 21.12.2021) "On the Police";
3. https://мвд.рф/publicopinion