УДК 316.334.4:351.74
ББК 60.561.4
Т98
А.П. Тюнь,
Ейский филиал Ростовского государственного экономичесакого университета (РИНХ), г. Ейск, Россия, e-mail: tyun77@inbox.ru
КУЛЬТУРА ВЕДОМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ И ГРАЖДАНСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ
(Рецензирована)
Аннотация. В современном обществе наблюдаются серьезные предпосылки нарушения эффективной работы правоохранительных органов, вызывающие негативную общественную оценку полиции. В статье доказывается, что недоверие к полиции и ее неприятие в общественной среде влечет за собой усиление предпосылок развития преступности, а также препятствует осуществлению правоохранительной деятельности. В ходе анализа причин негативного отношения к полиции и возможных направлений исправления ситуации доказывается, что личные качества сотрудников полиции, их профессионализм, уровень культурного развития, ценностные ориентации обладают потенциалом преодоления существующих негативных тенденций. Обосновывается точка зрения, согласно которой ведомственные учебные заведения, в которых проходят подготовку будущие сотрудники правоохранительных органов, имеют высокий потенциал воздействия на сложившуюся ситуацию. В качестве одной из ключевых мер по регулированию взаимоотношений сотрудников полиции и гражданского населения предлагается развитие гуманитарного аспекта образования сотрудников полиции. Автор делает вывод о наличии зависимости уровня доверия населения к органам правопорядка не только от степени профессионализма и компетентности сотрудников полиции, но и от их культурно-коммуникативных качеств.
Ключевые слова: полиция, гражданское население, отношение к полиции, личные качества полицейского, гуманитарное образование.
A.P. Tyun,
Eisk Branch of Rostov State Economic University (RINH), Eisk, Russia, e-mail:
tyun77@inbox.ru
CULTURE OF DEPARTMENTAL EDUCATION AS A FACTOR OF EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN POLICE OFFICERS AND THE CIVILIAN POPULATION
Abstract. In modern society, there are serious prerequisites for violating the effectiveness of law enforcement agencies, associated with the negative attitude of the civilian population towards the police. The article proves that distrust of the police and its rejection in the public environment entails an increase in the prerequisites for the development of crime, as well as hinders the implementation of law enforcement activities. The analysis of the reasons for the negative attitude towards the police and possible ways to rectify the situation proves that the personal qualities of police officers, their professionalism, level of cultural development, and value orientations have the potential to overcome existing negative trends. The view is justified that
departmental educational institutions in which future law enforcement officials are trained have a high potential to influence the current situation. The development of the humane aspect of police education is proposed as one of the key measures to regulate police-civilian relations. The author concludes that the level of public confidence in law enforcement agencies depends not only on the level of professionalism and competence of police officers, but also on their cultural and communicative qualities.
Keywords: police, civilian population, attitude to the police, personal qualities of the policeman, humane education.
Отношения между гражданским населением и правоохранительными органами - это один из важнейших факторов установления правопорядка. Для того чтобы обосновать эту точку зрения, достаточно рассмотреть три ключевых аспекта социальных отношений, тесно связанных с характером отношения к полиции в гражданской среде:
- готовность членов общества обращаться в правоохранительные органы в случае незаконных действий в их адрес либо в случае наличия иных сведений о фактах противоправной деятельности;
- готовность членов общества сотрудничать со следствием;
- принятие членами общества норм поведения, регулируемых на правовом уровне.
Рассмотрим по порядку каждый из перечисленных аспектов. Прежде всего, следует отметить, что обращение в правоохранительные органы - это, фактически, обращение к государственному институту, обладающему функциональными возможностями по пресечению преступной деятельности. И ключевое значение здесь имеют правосознание субъекта обращения, а также его представление о целесообразности такового действия. Если речь идет о развитом правосознании, представитель гражданской сферы может реализовывать модель обращения в правоохранительные органы просто в силу того, что это правильный, с точки зрения общей системы правовых отношений, способ действия. Вместе с тем в большинстве случаев вопрос обращения в правоохранительные органы рассматривается с точки зрения целесообразности
или нецелесообразности действия, причем когда мы говорим о целесообразности, мы не имеем в виду вопрос о том, нужно ли реагировать на факт преступной активности. Речь идет, скорее, о том, насколько адекватной и эффективной будет реакция сотрудников правоохранительных органов. Имеют место случаи, когда выезд и прибытие на место происшествия сотрудника правоохранительных органов занимает существенное время, в течение которого преступление уже было совершено, либо объект преступных посягательств сам защитил свое имущество, здоровье или жизнь. И в такой ситуации обращение в полицию рассматривается как «бесполезное» в силу того, что сотрудники правоохранительных органов не смогли своевременно отреагировать на ситуацию и пресечь ее.
Еще одним примером ситуаций, способствующих нарушению доверия к сотрудникам правоохранительной сферы, является невнимательное, пренебрежительное отношение к тем вопросам, по которым представители гражданской сферы обращаются в правоохранительные органы. Отсутствие адекватной реакции на обращение в полицию задает представление о бесперспективности подобного рода действия. И, наконец, не способствуют повышению готовности к обращению в правоохранительные органы ситуации, когда реакция на обращение не привела к какому-либо положительному результату (например, когда дело о краже или угоне автомобиля не было раскрыто и, соответственно, виновные не были найдены и наказаны).
Анализируя данный спектр ситуаций, можно констатировать, что здесь присутствуют, на деле, два ряда ситуаций: когда по объективным причинам сотрудники правоохранительной сферы не могли отреагировать ожидаемым и благоприятным для обратившихся к ним людей способом, либо когда неудовлетворительный результат обращения имел место в силу непрофессионализма сотрудников полиции.
Последствия подобного рода ситуации несложно спрогнозировать: в ряде ситуаций члены общества, столкнувшиеся с недобросовестным (или, как минимум, нерезультативным) выполнением служебных обязанностей сотрудниками правоохранительной сферы, склонны игнорировать ситуации нарушения закона и, соответственно, не сообщать о них сотрудникам правоохранительной сферы. Следствием данной ситуации становится снижение осведомленности сотрудников полиции о фактах правонарушений, что напрямую сказывается на эффективности борьбы с преступностью, поскольку неосведомленность о факте правонарушения не дает возможности адекватно отреагировать на него. Латентная преступность, имеющая место как по объективным, так и по субъективным причинам, выступает в качестве серьезного фактора снижения эффективности функционирования правоохранительных органов и способствует сохранению высокого уровня правонарушений [1]. При этом, как отмечают исследователи, латентная преступность составляет большую часть реальной преступности [2], что характеризует чрезвычайно высокий уровень социальных рисков и, одновременно с этим, задает предпосылки для систематического осуществления правонарушений отдельными преступниками, действия которых остаются сокрытыми и, следовательно, безнаказанными.
Помимо проблемы латентной преступности, связанной с неблагоприятными отношениями между
гражданским населением и правоохранительными органами, нельзя оставить без внимания такой аспект их взаимоотношений, как готовность или неготовность населения к осуществлению сотрудничества со следствием. Здесь следует отметить, что участие населения в следственной деятельности имеет чрезвычайно большое значение, поскольку зачастую именно своевременные показания свидетелей могут способствовать раскрытию преступления. Между тем, стремление к избеганию функциональных контактов с правоохранительными органами может выступить в качестве серьезного основания снижения эффективности их деятельности, поскольку представители гражданской сферы, имеющие возможность оказать важную помощь следствию, могут скрывать факт своей осведомленности о деталях расследуемого дела, что существенно снижает возможности представителей правоохранительной сферы.
Третьим важным аспектом взаимосвязи между характером отношения к правоохранительным органам и криминогенной обстановкой в обществе является формирование специфического, конфронтационно-го отношения к социально-правовой сфере государства, связанное с неблагоприятным опытом взаимодействия с представителями правоохранительной сферы. Как результат, не только к сотрудникам правоохранительной сферы, но и к оберегаемой ими правовой системе формируется устойчивое неприятие, а нормативные регуляторы заменяются альтернативными по отношению к ним нормами поведения, зачастую имеющими деструктивный характер. Типичным примером подобного рода негативной тенденции является развитие криминальной субкультуры, на уровне которой происходит ценностное рассмотрение моделей активности, имеющей противоправный характер [3]. Подобного рода культурные установки
носят отчетливо деструктивный характер, поскольку в их рамках происходит обесценивание закона, привитие негативного способа социального восприятия сотрудников правоохранительной сферы, а также развиваются предпосылки для увеличения уровня преступной деятельности, покрытия преступлений, что вписывается в альтернативную мораль криминального сообщества. В данном случае важно понимать, что негативное отношение к сотрудникам правоохранительных органов задает мощные предпосылки для формирования представленных выше тенденций, и, напротив, рост благоприятного отношения к полиции и, в частности, доверия к ней может способствовать существенному улучшению криминогенной обстановки и повышению эффективности правоохранительной сферы.
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что отношение гражданского населения к полиции не только определяет статус и престиж профессии полицейского, но и оказывает серьезное воздействие на функциональную эффективность института полиции, причем данное воздействие имеет комплексный характер. Обратимся к статистическим данным, отражающим реальный уровень отношения к правоохранительной сфере в гражданской среде. Как показывают результаты социологических опросов, проведенных на уровне Министерства внутренних дел Российской Федерации и представленных на официальном сайте МВД РФ, лишь 41,9% населения выражает доверие по отношению к сотрудникам полиции в вопросе защиты их прав от посягательства преступников, а большинство в той или иной степени выражают недоверие правоохранительным органам [4]. Подобного рода ситуация, как становится видно, исходя из проведенного выше анализа, таит в себе серьезные социальные риски и определяет сложности в осуществлении сотрудниками правоохранительных
органов их непосредственных служебных обязанностей.
Рассмотрим вопрос о том, каковы причины недоверия по отношению к сотрудникам полиции, а также в целом неблагоприятного характера отношения к ним. Отвечая на этот вопрос, следует, прежде всего, обратить внимание на то, что в общественном сознании присутствуют устойчивые стереотипы восприятия сотрудников полиции, сформировавшиеся под влиянием острой дисфункции правоохранительной системы в постперестроечный период. В это время были зафиксированы многочисленные случаи превышения сотрудниками полиции служебных полномочий и, одновременно с этим, присутствовал серьезный разгул преступности, косвенно свидетельствовавший о неудовлетворительном характере правоохранительной деятельности. В СМИ регулярно освещались случаи выявления «оборотней в погонах», что, в сочетании с негативным личным опытом представителей гражданской сферы, предопределило активное распространение негативных стереотипов восприятия сотрудников полиции, по факту, отражающих преимущественно неблагоприятные формы проявления их деятельности: низкий культурный уровень, ощущение власти и вседозволенности, склонность к превышению служебных полномочий, взяточничеству и т.д. Все это, став устойчивой парадигмой восприятия сотрудников правоохранительных органов, определило устойчивые негативные социальные ожидания в их адрес.
Рассматривая то, каким образом происходит репрезентация представлений о полиции, следует обратить особенное внимание на соотношение опосредованного социального опыта, связанного с правоохранительной сферой (от рассказов друзей и знакомых и вплоть до книжных и сериальных образов сотрудников правоохранительной
сферы, которые переносятся на область реальных представлений о них), и опыта личного, непосредственного. Здесь следует отметить, что, несмотря на то, что социальный опыт зачастую носит конструируемый характер [5], а наличие негативных ожиданий задает простор для негативной интерпретации действительности, все же имеет значение то, какой именно реальный опыт взаимодействия с сотрудниками полиции имеет место. Иными словами, негативные ожидания, направленные в сторону представителей правоохранительной сферы, могут либо подтверждаться (что получает дальнейший ход на уровне системы коммуникации и способствует еще большему распространению негативных представлений о полиции), либо опровергаться практикой реального взаимодействия с правоохранительными органами. В последнем случае мы наблюдаем опыт, который имеет опровергающий характер по отношению к негативным социальным ожиданиям и способствует изменению сложившихся представлений о полиции в гражданской среде.
Многие исследователи обращают внимание на важность средств массовой информации как средства формирования общественного мнения о полиции. В частности, речь идет об освещении успехов правоохранительных органов и конкретных случаев корректной, профессиональной их деятельности. Однако для того, чтобы возможным было информирование об успешной правоохранительной деятельности, в конечном счете, все равно необходимо, чтобы эта успешная деятельность (и, в частности, улучшение показателей эффективности борьбы с преступностью) имела место в действительности. В противном случае информационное воздействие со стороны СМИ будет восприниматься как пустая пропаганда. А это означает, что улучшение общественного мнения о полиции и в этом аспекте предполагает для начала рост
профессионализма сотрудников правоохранительной сферы.
Анализируя данные вопросы, следует обратить внимание на то, что, по факту, наибольшее значение для роста доверия по отношению к сотрудникам правоохранительной сферы имеют следующие факторы:
- уровень организации правоохранительной деятельности на структурном уровне (кадровый состав подразделений МВД РФ, техническое оснащение сотрудников правоохранительной сферы, укомплектованность коллективов правоохранителей и т.д.);
- культурно-коммуникативные характеристики сотрудников правоохранительной сферы (что предполагает умение корректно, грамотно взаимодействовать с представителями гражданской сферы);
- уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной сферы;
- характер мотивации и ценностных ориентаций сотрудников правоохранительной сферы.
В случае, если присутствует личная заинтересованность в достижении общественно значимых результатов, если присутствует высокий уровень культурного развития, вежливость и корректность на уровне общения с представителями гражданской сферы, а также профессионализм в работе, высока вероятность того, что процесс взаимодействия представителей гражданского населения с таким сотрудником приведет к локальному улучшению отношения к правоохранительным органам в целом. И потому мы ставим вопрос о том, что на организационном уровне необходимо создание условий для формирования профессионализма, высокого культурного уровня сотрудников правоохранительных органов, а также создания у них мотивации к корректной, добросовестной, социально значимой деятельности.
Если рассмотреть представленные выше факторы преодоления
негативного отношения к полиции, несложно заметить, что в большинстве своем они относятся к личным качествам сотрудников правоохранительной сферы. И потому вопрос о выработке позитивных личных качеств сотрудников правоохранительной сферы является чрезвычайно важным.
Подходя к вопросу таким образом, следует акцентировать внимание на роли ведомственных образовательных учреждений, в рамках которых проходят подготовку будущие сотрудники правоохранительной сферы, а также проходят переподготовку и повышают свою квалификацию действующие сотрудники полиции. С учетом того, что очень большое значение в нормализации отношений между сотрудниками полиции и представителями гражданской сферы имеет культурный уровень сотрудников полиции, их ценностные ориентации и мотивы к осуществлению корректной профессиональной деятельности в правоохранительной сфере, целесообразным является акцентирование в процессе подготовки сотрудников правоохранительной сферы внимания на гуманитарном аспекте обучения, что способствует развитию ориентации на корректное взаимодействие,
задает адекватные способы профессионального самоопределения, а также позволяет правильно осознавать значение профессиональных полномочий и границы их применения. Большое значение в данном контексте имеет также и профессиональный аспект подготовки, на уровне которого создаются предпосылки для роста эффективности деятельности сотрудников полиции.
Подводя итоги, отметим, что проблема взаимоотношений между сотрудниками полиции и представителями гражданской сферы имеет острый характер и при этом подвержена системному воздействию ряда факторов, от структурных характеристик правоохранительных органов и вплоть до информационного их освещения. Вместе с тем одним из ключевых аспектов преодоления сложившихся негативных тенденций в восприятии полиции является эффективная подготовка сотрудников полиции в рамках ведомственных вузов, в результате которой повышается культурный уровень сотрудников полиции и создаются предпосылки для выстраивания ими благоприятной системы отношений с представителями гражданской сферы.
Примечания:
1. Абдраманова Н.К., Алауханов Е.О. Понятие естественно-латентной преступности и характеристика причин и факторов ее существования // Проблемы науки. 2019. № 5 (138). С. 53-57.
2. Королева М.В. К оценке уровня криминализации российского общества // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 7 (35). С. 124-134.
3. Хисамутдинов Ф.Р., Шалагин А.Е. Криминальная субкультура и ее предупреждение // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 2 (20). С. 46-52.
4. Общественное мнение о полиции / Официальный сайт МВД РФ. URL: https://мвд.рф/publicopinion (дата обращения: 07.09.2020).
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
References:
1. Abdramanova N.K., Alaukhanov E.O. The concept of natural-latent crime and characteristics of the causes and factors of its existence // Problems of Science. 2019. No. 5 (138). P. 53-57.
2. Koroleva M.V. On the assessment of the level of criminalization of the Russian society // Bulletin of the University named after O.E. Kutafin. 2017. No. 7 (35). P. 124-134.
3. Khisamutdinov F.R., Shalagin A.E. Criminal subculture and its prevention // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 2 (20). P. 46-52.
4. Public opinion about the police / Official site of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL: https: //mv.d.rf/publicopinion (date of access: 07.09.2020).
5. Berger P., Luckmann T. The social construction of reality. M.: Medium, 1995.