УДК 316.614
Тюнь Андрей Петрович
кандидат социологических наук, начальник комендантского отдела Краснодарского университета МВД России
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Tyun Andrei Petrovich
PhD in Social Science, Head, Commandant Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
THE PROBLEM OF THE CULTURE OF INTERACTION OF POLICE OFFICERS AND CIVILIANS
Аннотация:
Взаимодействие между сотрудниками полиции и гражданским населением имеет большое значение. Отношение населения к правоохранительным органам косвенно влияет на отношение к государству. Также от характера социального восприятия полиции, в частности уровня доверия к ней, зависит эффективность правоохранительной деятельности. Это связано с тем, что работа правоохранительных органов предполагает тесное сотрудничество с населением, и от того, насколько члены общества готовы оказать содействие по-лиции, во многом зависит эффективность их действий. В статье исследуются ключевые аспекты значимости конструктивного взаимодействия между правоохранительными органами и представителями гражданского населения. В рамках его анализа в современном российском обществе констатируется проблема нарушения доверия к полиции. Изучается значение личных качеств сотрудников полиции как фактора приобретения у членов социума позитивного опыта взаимодействия с правоохранительными органами. Обосновывается, что деятельность ведомственных вузов, связанная с гуманитарным образованием будущих работников полиции, может создать предпосылки для нормализации ситуации.
Ключевые слова:
полиция, общество, гражданское население, отношение к полиции, личные качества полицейского
Summary:
The relationship between the police and the civilian population is of great importance. The attitude of the population towards law enforcement agencies indirectly affects the attitude towards the state. Moreover, the effectiveness of law enforcement depends on the nature of the social perception of the police and, in particular, the level of confidence in it. This is due to the fact that the activities of law enforcement agencies involve close interaction with the population, and the effectiveness of their actions largely depends on the extent to which members of society are ready to assist police officers. The article explores the main aspects of the importance of constructive interaction between law enforcement agencies and representatives of the civilian population. As part of the analysis of relations between the population and police officers in modern Russian society, the issue of violation of trust in the police is noted. The importance of the personal qualities of police officers as a factor in the acquisition of positive experience in interaction with law enforcement agencies from members of society is investigated. It is justified that the activities of departmental universities related to the humanitarian education of future police officers can create significant conditions for normalizing the situation.
Keywords:
police, society, civilian population, attitude towards the police, personal qualities of a police officer
Интересы разных социальных акторов противоречат друг другу, что является неотъемлемым аспектом общественных отношений. Люди конкурируют в области неформального взаимодействия, в рамках построения карьеры, в ходе выстраивания экономических отношений и т. д. Для того чтобы эти конфликты не приобретали деструктивный характер, существуют многочисленные правила социального взаимодействия, наиболее важные из которых зафиксированы в рамках правовой системы. Одновременно с этим, помимо ограничений на правовом уровне, формируются права членов социума, которые поддерживаются и защищаются государством. Правоохранительная система представляет собой общественный институт, функция которого состоит в обеспечении правопорядка, что определяет двоякий характер правоохранительной деятельности: с одной стороны, сотрудники полиции следят за соблюдением социально-правовых ограничений, с другой - задают условия для соблюдения законных прав участников общественных отношений. В какой-то степени каждый из них зависит от работы правоохранительной системы, поскольку ее эффективность обеспечивает гарантии защиты его прав. С этой точки зрения правоохранительная сфера рассматривается как важная и социально значимая.
Анализ специфики правоохранительной деятельности позволяет сделать вывод, что сотрудники полиции выполняют трудную, зачастую сопряженную с существенным риском для жизни и здоровья, работу. Именно так должна восприниматься правоохранительная сфера в адекватном обществе - как опасная, требующая высокой квалификации и ряда развитых личностных качеств
область профессиональной деятельности, обладающая высоким престижем, в том числе определяющая высокий социальный статус ее представителей. Важность конструктивного социального восприятия сотрудников полиции (и правоохранительной деятельности в целом) не вызывает сомнений, поскольку обеспечивает следующие социально значимые результаты:
- увеличение востребованности правоохранительной сферы как предмета профессионального выбора, что способствует возрастанию конкурентного отбора среди членов общества, стремящихся пополнить ряды сотрудников полиции, - такая ситуация формирует благоприятные условия для приема работников, обладающих наиболее подходящими для правоохранительной деятельности личными и профессиональными качествами;
- повышение доверия в отношении сотрудников правоохранительных органов;
- наличие предпосылок для принятия правовой модели социального поведения.
Далее обозначенные аспекты рассмотрены по порядку. Прежде всего следует обратиться к такому вопросу, как влияние профессионального отбора сотрудников правоохранительных органов на их профессиональные качества и уровень трудовой мотивации. Здесь необходимо отметить, что конкуренция в любой профессиональной среде является источником повышения эффективности профессиональной деятельности. Это связано с двумя ключевыми факторами: увеличением числа соискателей рабочего места, которое позволяет выбирать наиболее подходящих по личным качествам работников, и повышением мотивации при выполнении профессиональных обязанностей в условиях кадровой заменяемости.
В контексте исследования отдельно нужно отметить, что выбор в пользу правоохранительной деятельности может быть продиктован различными мотивами, в зависимости от устоявшихся в общественной среде представлений о ней. В случае если правоохранительная деятельность воспринимается как опасный, но престижный и социально значимый труд, приоритет имеют социально ориентированные мотивы трудоустройства. В то же время, если правоохранительная деятельность ассоциируется с властными полномочиями, которыми регулярно злоупотребляют сотрудники полиции, а также с получением нелегального дохода через взяточничество, допустимо предположение, что некоторые из соискателей трудового места в правоохранительной сфере будут стремиться к включению в рассматриваемую структуру для получения соответствующих, не всегда законных преференций. Уже на этом уровне можно судить о том, что дисфункциональное состояние правоохранительных органов, будучи отраженным в общественном сознании, приобретает самовоспроизводящийся характер. Напротив, конструктивные представления о правоохранительной системе способствуют повышению функциональности полиции.
Относительно доверия к полиции следует отметить, что данный аспект социального мировоззрения имеет значение не только как элемент определения статуса сотрудников полиции. Для того чтобы понять значение доверия к полиции, нужно рассмотреть его влияние на уровень правопорядка в обществе. Следует выделить три ключевых фактора воздействия модуса социального восприятия правоохранительных органов на состояние правопорядка:
- доверие к полиции как фактор повышения осведомленности правоохранительных органов о фактах правонарушений;
- позитивное отношение к правоохранительным органам как фактор сотрудничества с ними в процессе осуществления следственных мероприятий;
- признание эффективности правоохранительных органов как косвенный фактор отказа от преступной модели поведения по причине высокой вероятности наказания.
Необходимо подробнее рассмотреть обозначенные аспекты. Для начала следует обратить внимание на то, что ключевым событием, определяющим следственную деятельность (и, соответственно, возможность наказания преступника и предотвращения его дальнейшей противоправной деятельности), становится получение сотрудниками правоохранительных органов информации о факте правонарушения. В противном случае преступность носит скрытый, латентный характер, что обусловливает невозможность адекватной реакции на правонарушение со стороны работников полиции [1]. Опасность состоит в том, что подобного рода ситуация приводит к угрозе циклического совершения правонарушений преступником, избежавшим ответственности, а также создает в общественном сознании представление о возможности ухода от ответственности, выступающее в качестве предпосылки повышения уровня преступности.
Как отмечают современные исследователи, доля латентной преступности от общего уровня реальной преступности крайне высока и составляет более половины от всех случаев совершения правонарушений [2]. Данная величина свидетельствует о наличии благоприятных условий для осуществления правонарушений, зачастую имеющего повторяющийся характер. Это, в свою очередь, подтверждает важность факторов, способствующих изменению обозначен-
ной тенденции в сторону как усугубления проблемы, так и ее разрешения. По этой причине формирование доверия населения к полиции выступает в качестве одной из первостепенных задач в регулировании отношений между правоохранительными органами и гражданами.
Не меньшее значение для раскрываемости правонарушений имеет сотрудничество населения с правоохранительными органами в процессе осуществления последними следственной деятельности. В зависимости от того, насколько полной информацией об обстоятельствах расследуемого дела обладают работники правоохранительной сферы, варьирует вероятность успешного выяснения обстоятельства преступления, в частности личности правонарушителя.
Относительно признания эффективности правоохранительных органов как условия снижения приверженности преступной модели поведения следует выделить три важнейших аспекта:
- представление о тотальности наказания как сдерживающий фактор в принятии решения о совершении противоправного деяния;
- позитивное социальное восприятие правоохранительных органов как культурный фактор;
- представление о невозможности осуществления коррупционных схем с участием сотрудников правоохранительных органов как фактор выстраивания моделей социальной активности.
Первый и третий пункты тесно связаны между собой, однако не тождественны. Идея криминального взаимодействия с коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов представляет собой социальную модель ухода от ответственности за правонарушение, базирующуюся на негативных социальных ожиданиях, связанных с представлениями о недобросовестном выполнении служебных обязанностей. Вступление в коррупционные отношения здесь рассматривается как удобная модель достижения цели в обход закона. Подобного рода модели характерны для социальных механизмов циклического осуществления правонарушений, в частности для организованной преступности. В этом плане развитие представлений о неподверженности работников полиции коррупционной деятельности является существенным основанием отказа от подобного рода преступных моделей социального действия ввиду невозможности уйти от ответственности (в том числе по причине риска штрафных санкций, предусмотренных за попытку склонения должностного лица к преступлению).
В свою очередь, идея тотальности наказания включает в себя весь спектр условий, определяющих наложение штрафных санкций на субъекта правонарушения. В этом смысле неподверженность коррупции выступает в качестве частного случая условий тотальности наказания, однако если момент тотальности наказания предполагает обязательное следование санкций за правонарушение, то отсутствие или низкий уровень коррупции обусловливает недоступность возможностей для совершения преступления, связанного с дачей взятки должностному лицу. Возвращаясь к вопросу о значении представлений о неотвратимости наказания, нужно обратить внимание на то, что оно является одним из мощных стимулов отказа от преступной модели поведения [3] (как минимум в тех ситуациях, когда процесс принятия решения о совершении или несовершении преступления носит рациональный характер). В этом отношении высокий уровень оценки профессиональных навыков сотрудников правоохранительных органов выступает важным фактором отказа от преступной модели социальной активности в гражданской среде.
Ранее мы говорили об ограничивающих мотивах совершения преступлений, связанных с невозможностью ухода от ответственности. Вместе с тем следует отметить, что позитивное социальное восприятие правоохранительных органов в гражданской среде обусловливает в том числе развитие правосознания и социально-культурных предпосылок осуществления конструктивных моделей гражданской активности. При этом неприятие правоохранительных органов населением, снижение уровня доверия к ним и формирование негативных стереотипов восприятия сотрудников полиции задают в совокупности значимые предпосылки для принятия членами общества отрицательных культурных установок, противоречащих принятию нормативно определенной модели поведения. Одним из наиболее серьезных рисков в данном случае является возникновение криминальной субкультуры [4] и ее обширное распространение в социуме. Принятие такой субкультуры способствует возведению в норму противоправной деятельности, приданию ей ценностного окраса и одновременно с этим - деактуализации конструктивных ценностных установок, отвечающих за нормальное поведение в обществе.
Если рассмотреть вопрос о характере отношений между гражданским населением и правоохранительными органами, можно констатировать серьезный кризис в данной сфере, выраженный в недоверии к правоохранительным органам у большей части граждан [5], а также в наличии развитых негативных стереотипов восприятия сотрудников правоохранительных органов. В современном российском обществе широко распространены представления о некомпетентности работников рассматриваемой области, их неготовности к добросовестному осуществлению должностных обязательств и, напротив, к склонности к коррупции и превышению должностных полномочий. Одним из стереотипных образов, активно соотносимых с правоохранительной сферой, является образ
«оборотня в погонах», который стремится не столько к реализации социальной функции правоохранительной сферы, сколько к использованию полученной власти в личных целях.
Подобного рода тенденции преимущественно связаны с отрицательным опытом 90-х гг. ХХ в., когда имел место разгул преступности, а правоохранительные органы находились в институциональном кризисе. В этот период многие члены общества получили негативный социальный опыт восприятия правоохранительных органов, как косвенно - через столкновение с преступностью в различных ее проявлениях, так и напрямую - через взаимодействие с недобросовестными или некомпетентными сотрудниками правоохранительной сферы. Данный опыт перешел в область устойчивых представлений о правоохранительной системе, что, в свою очередь, оказывает влияние уже на характер формирования представлений о правоохранительной сфере у подрастающего поколения.
Очевидно, что указанное положение таит в себе ряд существенных рисков, прежде всего в силу того, что негативное социальное восприятие полиции становится одним из серьезных факторов, препятствующих реализации ее социальной функции. В данном случае остро стоит вопрос о том, какие изменения могут быть реализованы в целях преодоления сложившейся пагубной ситуации.
Одним из наиболее значимых направлений здесь является создание благоприятных условий для опровержения негативных ожиданий, связанных с сотрудниками правоохранительной сферы, на практике их взаимодействия с населением. Иными словами, необходимо организовать деятельность правоохранительных органов таким образом, чтобы контакты населения с сотрудниками полиции способствовали развеиванию сформировавшихся социальных мифов и отрицательных стереотипов, связанных с ними. Здесь ключевое значение приобретают личные качества правоохранителей, а также их навыки взаимодействия с представителями гражданской сферы.
В этих условиях критически важен характер профессиональной подготовки сотрудников полиции, что определяет значимость ведомственных учебных заведений (в частности реализуемой на их уровне программы подготовки) как существенного фактора нормализации отношений между полицией и гражданским населением. На наш взгляд, главными факторами в данном случае выступают гуманитарные аспекты профессионального образования, поскольку они задают культурный уровень работников полиции, особенности коммуникации с гражданами, способы социального и профессионального самоопределения, а также ключевые ценности, которые напрямую формируют характер, направленность и степень мотивации сотрудников правоохранительной сферы.
Ссылки:
1. Абдраманова Н.К., Алауханов Е.О. Понятие естественно-латентной преступности и характеристика причин и факторов ее существования // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 5 (138). С. 53-57.
2. Королева М.В. К оценке уровня криминализации российского общества // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2017. № 7 (35). С. 124-134. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2017.35.7.124-134.
3. Сабитов Т.Р. Принцип неотвратимости наказания и его трансформация в уголовно-правовой науке и законодательстве // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 3. С. 261 -269.
4. Хисамутдинов Ф.Р., Шалагин А.Е. Криминальная субкультура и ее предупреждение // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 2 (20). С. 46-52.
5. Общественное мнение [Электронный ресурс] : Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного ко Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Официальный сайт МВД РФ. 2020. 6 нояб. https://мвд.рф/publicopinion (дата обращения: 21.12.2020).
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна