Научная статья на тему 'Проблемы включения поэзии последних десятилетий в круг чтения старшеклассников'

Проблемы включения поэзии последних десятилетий в круг чтения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
372
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ / НРАВСТВЕННЫЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ В КРУГЕ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ НАРОДА / SOCIAL / MORAL / ESTHETIC UPBRINGING AND SCHOOL EDUCATION / MODERN POETRY IN A CIRCLE OF READING INTERESTS OF PUPILS / A WAY OF SOCIALIZATION OF YOUNGER GENERATION THROUGH THE CULTURE OF PEOPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рогожина Ирина Викторовна

Сегодня, как и сто пятьдесят лет назад, учителя, методисты и литературные критики спорят о целесообразности изучения в школе современной литературы. Одни считают, что учащимся должны предлагаться только отобранные временем, высокохудожественные произведения с их неоспоримой нравственно-эстетической значимостью. Другие полагают, что школьников следует знакомить с произведениями, сюжеты и герои которых узнаваемы и уже потому интересны учащимся, что способствуют формированию не только устойчивого интереса к художественной литературе, но и осознанной потребности в вербальном выражении и обсуждении множества возникающих перед человеком бытовых, социальных и нравственно-эстетических вопросов. Во все времена подростки и юноши решают сложные проблемы взаимоотношений с окружающими их людьми, с обществом в целом, и именно новейшая литература, вбирающая в себя широкий спектр эмоциональных оценок событий, близких учащимся, может помочь им увереннее пройти неизбежный и нелегкий путь социализации в современном мире. Интерес старшеклассников вызывает, по нашим наблюдениям, и литературоведческий аспект анализа современных текстов: амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность изображения предметного мира, смысл названия, взаимосвязь названия, подзаголовка и эпиграфа, роль символических образов, образов-метафор, сознательные проекции сюжетов и образов на литературные первоисточники, жанр пасхального рассказа, детектива, путешествия, антиутопии, ирония как способ изображения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INCLUSION OF POETRY OF THE LAST DECADES IN A CIRCLE OF SENIORS’ READING

Nowadays, as well as 150 years ago, teachers, educators and literary critics dispute about practicability of studying new literature at school. Some think that only the time proved and highly artistic works with their undeniable moral and ethical significance must be offered to students. Others believe that students should be acquainted with works that include familiar plots and heroes and are interesting to students because they not only help to form a strong interest to fiction, but also to form the deliberate need for verbal expression and discussion of some household, social, moral and ethical problems that every man faces during lifetime. At all times teenagers and youngsters deal with difficult relationship problems with the people surrounding them, with society in general. Incorporating a wide range of the emotional estimates of events that are familiar to students, the new literature can help them on their difficult way of socialization in the modern world. According to our research, the literary aspect of the analysis of modern texts causes interest among seniors as well: the ambivalence of a chronotope, cycles of time, the metaphorical intension of the objective world image, meaning of name, interrelation of name, subtitle and epigraph, the role of symbolic performances, metaphor performances, deliberate projections of plots and images on literary source material, the genre of the Easter story, detective, journey, dystopia, irony as a way of imaging, etc.

Текст научной работы на тему «Проблемы включения поэзии последних десятилетий в круг чтения старшеклассников»

УДК 37:82-1 (Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга. Общие вопросы образования, воспитания, обучения. Общие вопросы дидактики и методики воспитания и обучения. Поэзия)

ПРОБЛЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ПОЭЗИИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ В КРУГ ЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© 2017 И.В.Рогожина

Рогожина Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы, заведующий кафедрой русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 1

г.о. Самара. E-mail: nik.rogoz@yandex.ru

Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 21.06.2016

Сегодня, как и сто пятьдесят лет назад, учителя, методисты и литературные критики спорят о целесообразности изучения в школе современной литературы. Одни считают, что учащимся должны предлагаться только отобранные временем, высокохудожественные произведения с их неоспоримой нравственно-эстетической значимостью. Другие полагают, что школьников следует знакомить с произведениями, сюжеты и герои которых узнаваемы и уже потому интересны учащимся, что способствуют формированию не только устойчивого интереса к художественной литературе, но и осознанной потребности в вербальном выражении и обсуждении множества возникающих перед человеком бытовых, социальных и нравственно-эстетических вопросов. Во все времена подростки и юноши решают сложные проблемы взаимоотношений с окружающими их людьми, с обществом в целом, и именно новейшая литература, вбирающая в себя широкий спектр эмоциональных оценок событий, близких учащимся, может помочь им увереннее пройти неизбежный и нелегкий путь социализации в современном мире. Интерес старшеклассников вызывает, по нашим наблюдениям, и литературоведческий аспект анализа современных текстов: амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность изображения предметного мира, смысл названия, взаимосвязь названия, подзаголовка и эпиграфа, роль символических образов, образов-метафор, сознательные проекции сюжетов и образов на литературные первоисточники, жанр пасхального рассказа, детектива, путешествия, антиутопии, ирония как способ изображения и т.д. Ключевые слова: социальные, нравственные, эстетические вопросы воспитания и школьного образования; современная поэзия в круге чтения школьников; путь социализации подрастающего поколения через культуру народа.

Одной из главных задач курса литературы в школе является систематизация представлений учащихся об истории развития литературы, поэтому обращение к творческим поискам и свершениям рубежа ХХ-ХХ1 веков является необходимым условием создания более полного и объективного представления у школьников об историко-литературном процессе. Можно использовать различные пути включения произведений современных авторов в круг чтения учащихся уже начиная с 5-6 класса.

Первый, традиционный: организация диалога с духовно-нравственной литературной традицией ХХ века, обязательным условием возникновения которого является, как нам кажется, установка, которая, впрочем, противоречит обычной школьной необходимости «понять»: не пытаться все понять и вымерить разумом, больше доверять чувству, стараться воспринимать поэтический текст сердцем, т.к., препарируя каждый раз художественное произведение силой своего интеллекта, мы уничтожаем тайну очарования ли-

тературного произведения. Изучая русскую классическую поэзию Х1Х-ХХ веков, необходимо выстроить систему диалогов поэтических текстов разных эпох, образующих в итоге единое художественное и смысловое пространство национальной культуры. Так, продолжая линию знакомства младших школьников и учащихся 5-6 классов со стихами русских поэтов для детей мы предлагаем учащимся для заучивания и выразительного чтения стихотворения, схожие по теме, например, стихотворения из сборников Ю.Кушака (сб. «Стихи»), М.Борисовой (сб. «Интереснее пешком»), ВЛуниной (сб. «Мой дом - волшебный»), М.Яснова (сб. «Детское время»).

Пейзажная лирика русских поэтов занимает значительное место в программах 6-7, классов, поэтому, продолжая эту тему, можно обратиться к стихам И.Холина (сб. «Туман»), С.Кековой (сб. Сто стихотворений»), а в 7-8 классах - к стихам И.Бродского («Откуда к нам пришла зима...», «Шиповник в апреле»), Т.Кибирова («Осень настала. Холодно стало» (из цикла «Па-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

мяти Державина»), Б.Кенжеева («И безнадежней все, и проще...»), О.Седаковой («В ноябрьском лесу», «Золотая труба», «Деревья, сильный ветер»), О.Фокиной («Простые звуки родины моей.»), А.Кушнера («У природы, заступницы всех.», «Сирень»), А.Родионова («Зеленая листва, поезда синие и белые.»). Б.Рыжего («Пойдемте, друг, вдоль улицы пустой.», «Над домами, домами, домами.»).

Масштаб творчества перечисленных поэтов общепризнан, а яркие тесты и богатство индивидуальностей, неожиданные, абсолютно новые для большинства учащихся приемы художественной выразительности - все это делает знакомство их с поэзией последних десятилетий интересным, провоцирует желание обращаться к творчеству названных поэтов и позднее. Такие уроки-диалоги, насыщенные новой эстетической информацией, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения, проходят, как

правило, при широком использовании современных педагогических технологий (групповых, развития критического мышления, коммуникативно-мыслительной игры, оценочных и творческих мастерских и др.), а также в рамках нетрадиционных форм урока («панорама», «конференция», «редакционный совет», «работа над сценарием литературной или литературно-музыкальной композиции» и др.).

Современная поэзия, с нашей точки зрения, может помочь в подготовке школьника к самостоятельной переработке, критической оценке поступающей информации, рефлексированию по поводу мировоззренческих установок личности [1]. Один из множества вариантов обнаружения интертекстовых связей произведений современной русской и классической поэзии, изучаемых в рамках школьных программ по литературе, может выглядеть следующим образом.

Литературная классика Произведения современных авторов

Г.Р.Державин В.Павлова «Когда я царь.». А.Кушнер «Чем повторять стихи про кобылицу.».

А.С.Пушкин О.Седакова «Легенда шестая», «Баллада продолжения». А.Кушнер «Взметнутся голуби гирляндой черных нот.». Б.Рыжий. Стихи из сборника «На холодном ветру». Т.Кибиров «Ната, Ната, Натали», «Виновата ли ты?..» «Я вас любил.», «Чтоб как-то структурировать любовь.» (6-й сонет из цикла «Двадцать сонетов к Саше Запоевой»). Вл. Салимон «"Брат Пушкин" - и эдакий вздор.». Вл. Дроздов «На воздухе держа картечь рябины.», «Конный в Петербурге скачет памятник.». О.Николаева «Приглашение», «Октябрь». Ю.Шевчук «Памятник». И.Василькова «Случайная строка», «Как Сороть обмелела!»

М.Ю .Лермонтов А.Кушнер «Льется свет. Вода бредет во мраке.», «С свинцом в груди и жаждой мести.», «Как ночью берегом крутым.», «За что? За ночь. За яркий по контрасту.». Б.Рыжий «Одиночество», «Лучше чем многие, но хуже, чем единицы.», «Элегия», «Благодарю за все. За тишину.».. Ю.Шевчук «Родина»,. «В последнюю осень, ни строчки, ни вздоха.», «Навеянное Лермонтовым», «У современного героя.».

Ф.И.Тютчев А.Кушнер «Расходились поздней ночью.», «Волна», «Я старости боюсь: она стихов не хочет.», «Небо ночное распахнуто настежь.», «Ночь», «От жизни той, ах.». М.Амелин «Северный ветер веет остервенело.». Вл. Дроздов «Томясь тревогой в полночь вышел я.». О.Седакова «Ивы», «Лесная дороги».

А.А.Фет А.Кушнер «Весна», «Фету кто бы сказал, что он всем навязал.», «Что-то более важное в жизни, чем разум.», «Венеция», «Знаешь, лучшая в мире дорога .», «Мне музыку лучше не слушать.», «Сирень», Т.Бек «Опять нарисую пейзажик .», «Сирень лиловая в саду.», «Отныне жизнь. И свет не свет.».

Н.А.Некрасов Т.Кибиров «Подражание Некрасову Н.А.». И.Холин Стихи. О.Седакова «Старые песни. Третья тетрадь», «Вода-крестьянка». Б.Рыжий. Стихи из сборника «И все такое.».

А.А.Блок Т.Бек «О, как холодно и чисто.», «Как горькая строчка на три стопы..». Т.Кибиров «О доблестях, о подвиге, о славе», «Русская песня («Нелепо ли, братцы.»), «Блоку жена.», А.Кушнер «По безлюдной Кирочной, вдоль сада.», «Современники».

В.В.Маяковский Г.Сапгир «Персональный компьютер».

С.А.Есенин Т.Кибиров «Шаганэ, ты моя Шаганэ», Т.Бек «Великолепней великолепий.», «Человеку неба мало.».

А.А.Ахматова О.Николаева «Семь начал».

М.И.Цветаева В.Павлова «Сладострастие - бес плотности.»

О.Э.Мандельштам Т.Кибиров «Под собою почуяв страну.».

Б.Л.Пастернак А.Кушнер «Мне, видевшему Гефсиманский сад».

Другой путь включения произведений современных авторов в круг чтения учащихся связан с осуществлением ими учебной деятельности в рамках личностно-ориентированных и исследовательских технологий. С интересом реагируют учащиеся на предложение рассмотреть нравственную проблематику современной прозы: взрослый мир и мир детства, проблемы свободы и порабощения сознания, образ подростка, проблема взаимоотношений в семье, поиска гармонии, трагедия разрыва естественных человеческих связей и т.д.

Интерес старшеклассников вызывает, по нашим наблюдениям, и литературоведческий аспект анализа современных текстов: амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность изображения предметного мира, смысл названия, взаимосвязь названия, подзаголовка и эпиграфа, роль символических образов, образов-метафор, сознательные проекции сюжетов и образов на литературные первоисточники, жанр пасхального рассказа, детектива, путешествия, антиутопии, ирония как способ изображения и т.д. Эти темы, а также проблемы, связанные с формированием ценностных ориентаций юношества: поиск ответов на вопросы о загадках и тайнах человеческой души, о причинах и последствиях порывов человека к прекрасному, светлому, справедливому устройству мира ставятся и решаются в современной поэзии и прозе чрезвычайно ярко и талантливо.

Интересно отметить, что многие из школьников, имеющих вкус к чтению, сами, как правило, умеют находить в Интернете информацию о новой литературе и используют электронные средства передачи информации о них в общении друг с другом. Современный учащийся, безусловно, отличается от своих предшественников. Современный мир, создаваемый посредством Интернета, и характерная для него ориентация на аксиологический плюрализм, клиповость (фрагментарность), цитатность, стилевой синкретизм, культ ошибок, пародийность, языковая игра, порождают значительные проблемы в становлении личности школьника. Молодой человек, в общем-то, оказывается в условиях двойных стандартов, дома и в школе утверждаются традиционные ценности, а в средствах массовой информации - другие. Поэтому очень важно постоянно напоминать ему о таких общечеловеческих ценностях, как дружба, любовь, семья, дом, Родина, труд, добро, познание, творчество. Но говорить об этом с молодыми людьми необходимо в доверительной тональности, устанавли-

вая с ними диалог, используя область их интересов, с учетом их языка и психологии.

Урок внеклассного чтения, посвященный знакомству с произведениями современной русской поэзии, интересен и с точки зрения возможностей формирования у школьников учебных умений самостоятельного творческого анализа поэтического текста. Так, при изучении темы «Тема города в лирике Н.А.Некрасова» мы предлагаем учащимся на уроке внеклассного чтения познакомиться некоторыми стихотворениями из сборника Бориса Рыжего. Обращение на уроке к лирике нового для учащихся поэта, безусловно, интересно для них и неожиданно.

Начинаем работу в классе с осмысления литературоведческой категории мотива [2]. Вспоминаем, что, анализируя лирику М.Ю.Лермонтова, мы находили таких устойчивых мотивов несколько: свобода и воля, действие и подвиг, странничество, память и забвение, обман, покой, путь и т.д. Вспоминаем, что, например, с мотивом одиночества могут быть связаны более или менее повторяющиеся образы тишины, пустыни, боли или памяти об ушедшем, с мотивом свободы - полета, неба, покорения высоты, бескрайнего моря, покоя и умиротворенности -картина мирного пейзажа и т.д. В помощь учащимся во время подготовки к уроку предлагаем описание методики анализа поэтических мотивов, предложенную М.Л.Гаспаровым [3]. Чтобы познакомить школьников с необычной судьбой поэта с помощью одного из учащихся готовим «листок-информатор» [4]. В качестве материала для обсуждения предлагаем учащимся познакомиться с электронной версией сборника [5].

В 26 стихотворениях сборника мы встречаемся с мотивами города. Предлагаем учащимся выполнить несколько групповых заданий (по парам): выбрать 2-3 стихотворения, в которых встречается мотив города, подобрать к выделенному мотиву ассоциативный ряд, который возникает при чтении, дать собственное толкование поэтических образов, созданных поэтом для характеристики городского пространства, вспомнить, какие образы городского пространства создавали поэты предшествующих эпох и чем отличается от них образ города, созданный современным поэтом (для выполнения последнего задания каждой группе учащихся был предложен один из текстов Пушкина, Некрасова, Блока, Мандельштама, Ахматовой, Кушнера, Пастернака, Маяковского и т.д).

В результате обсуждения в конце урока учащиеся пришли к выводу, что город в сборнике

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

обозначен вполне конкретно. Это Свердловск, «некрасивый городок, начинавшийся на Е», населенный молодыми людьми, которых поэт в одном из стихотворений объединяет в понятие «шпана: бандиты и поэты». Из деталей быта города поэт зачастую с пристрастием выбирает те, что подчеркивают картину неуюта и неустроенной жизни: горизонт закрывают «фабрики дымящиеся трубы, черный забор», «на проводах унылые вороны».

В этом городе страшно жить, даже страшно просто смотреть на него. Он равнодушен к судьбам жителей, не только к переживаниям, но и к самому существованию поэта. Но в других стихотворениях (например, в стихотворении «Про звезду осеннюю.») создается другой образ, -спокойного, медленно движущегося пространства: «синие пустые небеса, звезда осенняя, осенняя дорога», «бледный парк, застывший в бледном полдне», «черный ангел на белом снегу, мрачным магом уменьшенный». Поддержкой человека в этом неуютном городе служат фонари и фонарные столбы. Они встречаются в пейзажных стихотворениях часто, и невзрачный пейзаж освещается теплым огнем.

Город поэта Бориса Рыжего полон звуков. Вот «кто-то рыдает», «гудят сырые провода», «ветер свистит-надрывается», «во дворе качели позвякивали и скрипели», рано утром «разбудит трамвай», «гул вроде грохота грома раската» и «скрежет металла и стоны». Однако главные звуки в этом городе - звуки музыки, которая, как ни странно, звучит постоянно. Она сопровождает лирического героя: «играл скрипач в осеннем сквере», «музыка, о музыка у виска, музыка, рев-

ность, тоска», «на проводах унылые вороны, как ноты / Не по ним ли там играли марш?», «на причале труба нам с тобою играла / Посмотри, как он низко берет, / И из музыки город встает». Благодаря музыке перед человеком «жизни свежая страница открылась вся.». Музыка для поэта одновременно является и реалистическим явлением сама по себе, и средством, создающим необходимое настроение, в том числе лирического героя сборника. В мотиве музыки отражены представления о музыке как о некой универсальной силе, воплощенной стихии чистой, «правильной» жизни в «правильном», счастливом городе. Рядоположенные понятия музыка и очищение выступают в роли своеобразных полюсов добра и зла, причем они равно маркируются знаком бесконечности. «Беспредельная музыка» воплощает в себе положительные начала бытия вообще и конкретной жизни реального жизненного пространства: «Из музыки город встает». И именно этот город, возникший из музыки и благодаря музыке, «прекрасен: арки, лестницы, лица, дома и мосты».

С нашей точки зрения, такая форма знакомства со сборником стихов современного поэта открывает учащимся совершенно нового для них автора-современника, во-вторых, позволяет закрепить умения самостоятельного анализа и адекватной оценки явления современной культуры и обратить внимание старшеклассников на одну из проблем современного человека - освоения и оценки собственного жизненного пространства как средства формирования представления об истинных ценностях человеческого бытия.

1. Необходимо оговориться, что понятие «современность» в литературоведении трактуется довольно широко -с 50-х гг. ХХ до XXI века. Поэтому в формулировке темы статьи мы ограничились обозначением «русская поэзия последних десятилетий», хотя употребляем и термин «современная поэзия».

2. 1) Простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке. 2) Мельчайшая единица действия в повествовательном тексте. 3) Повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста. 4) Расширительно-устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя, в литературном направлении, в одном или нескольких произведениях. 5) Минимальный компонент художественного произведения - неразложимый элемент содержания (Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие / под ред. Л.В.Чернец. М., Изд-во: Высшая школа, Академия, 1999. С. 347).

3. На примере анализа стихотворения А.С.Пушкина «Снова тучи надо мною.» описаны существительные, прилагательные, глаголы и выделены ассоциативные ряды, возникающие между ними (Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994. С. 30-31: http://rutracker.org /forum/viewtopic.php?t=3575857)

4. Борис Борисович Рыжий родился 8 сентября 1974 года в г. Челябинске в семье горного инженера. В 14 лет он был чемпионом города по боксу и имел соответствующий имидж у сверстников. В 1991 году поступил в Свердловский Горный Институт. Важнейшим занятием юноши было писание и чтение. За двадцать семь лет он сочинил 1300 стихотворений. С 1999 года стихи Б.Рыжего печатаются в центральных изданиях. Отличительной особенностью поэта является замечательная изящная легкость поэтических текстов, и одновремен-

но его включенность в различные внешние житейские ситуации городского жителя, глубина внутренней жизни лирического героя. За цикл стихотворений под названием, взятым у Джеймса Бонда и Иосифа Бродского: «From Sverdlovsk with love» в журнале «Знамя» Б.Рыжему была присуждена Антибукеровская премия. В серии, издаваемой Пушкинским фондом, вышел первый сборник поэта, и он был приглашен на роттердамский фестиваль «Poetry International - 2000». В журнале «Знамя» в 2003 году опубликован «Роттердамский дневник». 7 мая 2001года поэт погиб.

5. Рыжий Б. « И все такое...»: http://snegirev.ucoz.ru/index/boris ryzhij i vse takoe/0-1471

PROBLEMS OF INCLUSION OF POETRY OF THE LAST DECADES IN A CIRCLE

OF SENIORS' READING

© 2017 I.V.Rogozhina

Irina V. Rogozhina, candidate of pedagogic sciences, associate professor of Russian and foreign literature and literature teaching techniques, head of the Russian and literature subepartment of the Municipal Budget Educational Institution "Gymnasium No. 1" (Samara). E-mail: nik. rogoz@yandex. ru

Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia

Nowadays, as well as 150 years ago, teachers, educators and literary critics dispute about practicability of studying new literature at school. Some think that only the time proved and highly artistic works with their undeniable moral and ethical significance must be offered to students. Others believe that students should be acquainted with works that include familiar plots and heroes and are interesting to students because they not only help to form a strong interest to fiction, but also to form the deliberate need for verbal expression and discussion of some household, social, moral and ethical problems that every man faces during lifetime. At all times teenagers and youngsters deal with difficult relationship problems with the people surrounding them, with society in general. Incorporating a wide range of the emotional estimates of events that are familiar to students, the new literature can help them on their difficult way of socialization in the modern world. According to our research, the literary aspect of the analysis of modern texts causes interest among seniors as well: the ambivalence of a chronotope, cycles of time, the metaphorical intension of the objective world image, meaning of name, interrelation of name, subtitle and epigraph, the role of symbolic performances, metaphor performances, deliberate projections of plots and images on literary source material, the genre of the Easter story, detective, journey, dystopia, irony as a way of imaging, etc.

Keywords: social, moral, esthetic upbringing and school education; modern poetry in a circle of reading interests of pupils; a way of socialization of younger generation through the culture of people.

1. Neobkhodimo ogovorit'sia, chto poniatie «sovremennost'» v literaturovedenii traktuetsia dovol'no shiroko - s 50-kh gg. KhKh do XXI veka. Poetomu v formulirovke temy stat'i my ogranichilis' oboznacheniem «russkaia poeziia poslednikh desiatiletii», khotia upotrebliaem i termin «sovremennaia poeziia» (It is necessary to mention that the concept "modern age" is treated quite widely in literary criticism - from 50th of XX to the 21st century. Therefore, in this article we use only the terms "Russian poetry of the last decades" and "modern poetry").

2. 1) Prosteishaia dinamicheskaia smyslovaia edinitsa povestvovaniia v mife i skazke. 2) Mel'chaishaia edinitsa deistviia v povestvovatel'nom tekste. 3) Povyshenno-znachimyi (obychno povtoriaiushchiisia) formal'no-soderzhatel'nyi komponent teksta. 4) Rasshiritel'no-ustoichivaia tema, problema, ideia v tvorchestve pisatelia, v literaturnom napravlenii, v odnom ili neskol'kikh proizvedeniiakh. 5) Minimal'nyi komponent khudozhestvennogo proizvedeniia -nerazlozhimyi element soderzhaniia. (1) The simplest dynamic meaning unit of the narration in myths and fairy tales. 2) The smallest action unit in narrative text. 3) Especially significant (usually repeated) formal and substantial component of the text. 4) Broad and steady topic, problem or idea in works of writer, in some literary school, in one or several works. 5) The minimal component of the work of art - an indecomposable element of content). Vvedenie v literaturovedenie. Literaturnoe proizvedenie: osnovnye poniatiia i terminy: uchebnoe posobie / pod red. L.V.Chernets. M., Izd-vo: Vysshaia shkola, Akademiia, 1999. S. 347.

3. Na primere analiza stikhotvoreniia A.S.Pushkina «Snova tuchi nado mnoiu...» opisany sushchestvitel'nye, prilagatel'nye, glagoly i vydeleny assotsiativnye riady, voznikaiushchie mezhdu nimi (Using as an example the analysis of the poem by A.S.Pushkin "Clouds are above me again.", nouns, adjectives, verbs are described and the associative arrays between them are allocated). Gasparov B.M. Literaturnye leitmotivy: ocherki russkoi literatury ХХ veka. M., 1994. S. 30-31: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3575857

4. Boris Borisovich Ryzhii rodilsia 8 sentiabria 1974 goda v g. Cheliabinske v sem'e gornogo inzhenera. V 14 let on byl chempionom goroda po boksu i imel sootvetstvuiushchii imidzh u sverstnikov. V 1991 godu postupil v Sverdlovskii Gornyi Institut. Vazhneishim zaniatiem iunoshi bylo pisanie i chtenie. Za dvadtsat' sem' let on sochinil 1300 stikhotvorenii. S 1999 goda stikhi B.Ryzhego pechataiutsia v tsentral'nykh izdaniiakh. Otlichitel'noi osobennost'iu

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

poeta iavliaetsia zamechatel'naia iziashchnaia legkost' poeticheskikh tekstov, i odnovremenno ego vkliuchennost' v razlichnye vneshnie zhiteiskie situatsii gorodskogo zhitelia, glubina vnutrennei zhizni liricheskogo geroia. Za tsikl stikhotvorenii pod nazvaniem, vziatym u Dzheimsa Bonda i Iosifa Brodskogo: «From Sverdlovsk with love» v zhurnale «Znamia» B.Ryzhemu byla prisuzhdena Antibukerovskaia premiia. V serii, izdavaemoi Pushkinskim fondom, vyshel pervyi sbornik poeta, i on byl priglashen na rotterdamskii festival' «Poetry International-2000» (Boris Borisovich Ryzhy was born on the 8th of September, 1974 in Chelyabinsk in the family of the mining engineer. In the age of 14 he was the city's box champion and was an authority among his peers. In 1991 he entered the Sverdlovsk State Mining University. Writing and reading were the strongest interests of the young man. He composed 1300 poems over the 27 years. Since 1999 the poems of B.Ryzhy have been published in national press. The distinctive feature of this poet is a remarkable and wonderful freedom of his poetic texts, and at the same time his belonging to various external everyday situations of urban dweller, depth of the internal life of the persona. B.Ryzhy was awarded with the Antibukerovsky premium for the cycle of his poems called "From Sverdlovsk with love" (borrowed from James Bond and Iosif Brodsky) in the "Znamya" magazine. The series of works published by Pushkin Fund contains the first collector of B.Ryzhy, and therefore he was invited to the Rotterdam festival "Poetry International-2000"). V zhurnale «Znamia» v 2003 godu opublikovan «Rotterdamskii dnevnik». 7 maia 2001goda poet pogib.

5. Ryzhii B. « I vse takoe...» ("And all that..."): http://snegirev.ucoz.ru/index/boris ryzhij i vse takoe/0-1471

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.