Научная статья на тему 'Методические пути раскрытия принципов создания художественного образа в ранней лирике А. Ахматовой на уроках литературы в старших классах'

Методические пути раскрытия принципов создания художественного образа в ранней лирике А. Ахматовой на уроках литературы в старших классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
892
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / БЕСЕДА / ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА / «РОМАННОСТЬ» / «ВЕЩНОСТЬ» / ПСИХОЛОГИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / РАСШИРЕНИЕ КОГНИТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА / SILVER AGE POETRY STUDY AT LITERATURE LESSONS / TEACHING METHODS / ANALYSIS OF LYRICAL WORK / DIALOGUE / PRINCIPLES OF ARTISTIC IMAGE FORMATION / “NOVELNESS” / ‘THINGNESS” / PSYCHOLOGISM / PUPILS’ ARTISTIC THINKING / COGNITIVE SPACE BROADENING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Межебовская Виктория Викторовна

Изучение поэзии Серебряного века на уроках литературы актуальная проблема современного школьного литературного образования. Статья посвящена определению методических путей, необходимых для раскрытия основных принципов создания художественного образа в ранней лирике А. Ахматовой, которые являются основанием для анализа ее произведений на уроках литературы в старших классах. Определена необходимость обращения к личности А. Ахматовой, ее решению поэтизировать и мифологизировать свою биографию. Показаны и проанализированы методические пути последовательного обращения к таким принципам создания художественного образа в лирике поэта, как «романность», «вещность» и психологизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO INTRODUCE SENIOR PUPILS TO THE PRINCIPLES OF ARTISTIC IMAGE FORMATION IN A. AKHMATOVA’S EARLY LYRICS

Studying the Silver Age poetry at Literature lessons is a relevant problem of modern literary school education. The article focuses on identifying the appropriate methods to reveal the basic principles of an artistic image formation in A. Akhmatova’s early lyrics, which are used while analysing her works at Literature lessons in senior classes. The paper justifies the necessity to refer to Akhmatova’s personality, her decision to poeticize and mythologize her biography. The author describes and analyses the methodology involving the consistent appeal to such principles of an artistic image formation in Akhmatova’s lyrics as “novelness”, ‘thingness” and psychologism.

Текст научной работы на тему «Методические пути раскрытия принципов создания художественного образа в ранней лирике А. Ахматовой на уроках литературы в старших классах»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.10.26

Межебовская Виктория Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ РАСКРЫТИЯ ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

В РАННЕЙ ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Изучение поэзии Серебряного века на уроках литературы - актуальная проблема современного школьного литературного образования. Статья посвящена определению методических путей, необходимых для раскрытия основных принципов создания художественного образа в ранней лирике А. Ахматовой, которые являются основанием для анализа ее произведений на уроках литературы в старших классах. Определена необходимость обращения к личности А. Ахматовой, ее решению поэтизировать и мифологизировать свою биографию. Показаны и проанализированы методические пути последовательного обращения к таким принципам создания художественного образа в лирике поэта, как "романность", "вещность" и психологизм.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272019/10726.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. C. 112-117. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Список источников

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 254 с.

2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2000. 937 с.

3. Безрукова В. С. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.

4. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Индрик, 2005. 1038 с.

5. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казанского государственного технологического ун-та, 2004. 212 с.

6. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. 376 с.

7. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.

8. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 709 с.

9. Лях В. И., Чурилова Е. Ю. Конструирование в учебной деятельности будущих педагогов профессионального обучения // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 9. С. 24-29.

10. Маркова С. М., Цыплакова С. А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/510/486 (дата обращения: 27.06.2019).

11. Мориц Ю. П. Лицо. Стихотворения. Поэма. М.: Русская книга, 2000. 539 с.

12. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Современный литератор, 2007. 976 с.

13. Хабибуллина А. З. Русская литература в восприятии татарских читателей (эстетическая интерференция): автореф. дисс. ... к. филол. н. Казань, 1998. 20 с.

14. Хабибуллина А. З. Эстетическая интерференция и межлитературный диалог (на материале перевода стихотворения Пушкина «Когда твои младые лета» на татарский язык) // Филология и человек. 2016. № 3. С. 137-144.

15. Чухонцев О. Г. Из сих пределов. М.: ОГИ, 2008. 320 с.

16. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Изд-е 3-е, стереотип. М.: URSS, 2007. 427 с.

CONSTRUCTING A LITERATURE LESSON AT THE SENIOR LEVEL OF A POLY-LINGUAL GYMNASIUM

(BY THE EXAMPLE OF MODERN POETRY)

Gainutdinova Alina Rauil'evna

Kazan (Volga Region) Federal University alina.ga@mail. ru

The article proposes approaches for solving the most relevant problems of teaching Literature at school: absence of modern literary works in a secondary school curriculum and the problem of perceiving literary works taking into account a considerable number of foreign pupils in the Russian schools and the growing number of multilingual educational institutions. The author focuses on the key notions: "interference", "pedagogical projecting", "pedagogical construction", and provides a sample lesson plan developed within the field of multilingualism.

Key words and phrases: methodology of teaching Literature; lesson; aesthetic interference; projecting; pedagogical construction; modern poetry; multilingualism; lullaby.

УДК 372.881.161.1 Дата поступления рукописи: 06.08.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.10.26

Изучение поэзии Серебряного века на уроках литературы - актуальная проблема современного школьного литературного образования. Статья посвящена определению методических путей, необходимых для раскрытия основных принципов создания художественного образа в ранней лирике А. Ахматовой, которые являются основанием для анализа ее произведений на уроках литературы в старших классах. Определена необходимость обращения к личности А. Ахматовой, ее решению поэтизировать и мифологизировать свою биографию. Показаны и проанализированы методические пути последовательного обращения к таким принципам создания художественного образа в лирике поэта, как «романность», «вещность» и психологизм.

Ключевые слова и фразы: изучение поэзии Серебряного века на уроках литературы; методические приемы; анализ лирического произведения; беседа; принципы создания художественного образа; «романность»; «вещность»; психологизм; художественное мышление учащихся; расширение когнитивного пространства.

Межебовская Виктория Викторовна, к. филол. н., доцент

Оренбургский государственный педагогический университет vikvik62@rambler. т

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ РАСКРЫТИЯ ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В РАННЕЙ ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Изучение литературы в старших классах и успешность овладения учащимися понятийной базой литературоведческого курса, несомненно, остается одной из актуальных задач современного школьного литературного

образования. В кругу новых для старшеклассников тем следует признать изучение поэзии Серебряного века, знакомство с новыми именами, художественными течениями, принципами изображения действительности, выразившимися в поисках особых приемов создания художественных образов.

Не случайно поэт и мыслитель Серебряного века Вяч. Иванов заметил: «Историческая действительность никогда не выразит своей эпохи полнее и вернее, чем гениальные творения духа, в ней возникшие, - именно потому, что они говорят иное и большее, нежели действительность» [8, с. 339].

Актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью поиска методических новаций при обращении к поэзии Серебряного века и интерпретации поэтических текстов на уроках литературы, во-вторых, учетом психологической сложности восприятия поэзии Серебряного века современными старшеклассниками в процессе анализа художественного текста, в-третьих, значимостью влияния аналитической работы с такими текстами на становление поэтического и критического мышления старшеклассников, расширением их когнитивного пространства и развитием их эмоционально-сензитивной сферы. Поскольку учащиеся испытывают затруднения при анализе поэтического текста, то объективно не могут выделить принципы и приемы, при помощи которых создаются художественные образы, не понимают их глубину и, соответственно, испытывают трудности в построении развернутых высказываний в процессе анализа лирического произведения. Все эти проблемы нашли отражение в трудах литературоведов Л. Я. Гинзбург, Т. А. Пахаревой, Т. Скрябиной, В. А. Черных, М. Р. Шумариной, Б. М. Эйхенбаума и др. [5; 12; 13, с. 1; 15-17]. Кроме того, в методической науке отмечается интерес к изучению поэзии А. Ахматовой. В статьях и учебно-методических пособиях А. Андреевой, А. Герцик, Е. Карсаловой, А. Леденева, Ю. Шаповаловой, О. Макаровой, В. Сонькина и др. [2; 4; 9; 10; 14] содержатся общие методические рекомендации по проведению уроков в 11 классе, предлагается анализ поэтического своеобразия лирики А. Ахматовой.

На наш взгляд, изучение категории художественного образа и принципов его создания - это наиболее сложный методический аспект в преподавании литературы, требующий от учителя-словесника не только использования терминологического аппарата, но и дающий возможность развивать интерес учащихся к художественным образам, формировать способность к пониманию и интерпретации поэтических текстов и, безусловно, воспитывать хороший литературный вкус обучающихся.

Все это актуализирует тему нашего исследования в контексте выдвигаемых требований ФГОС среднего общего образования к предметным результатам освоения основной образовательной программы, как-то: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания [11, с. 8].

Наблюдения над практикой современного школьного литературного образования позволили обозначить предмет исследования - методические пути раскрытия принципов создания художественного образа в ранней лирике А. Ахматовой и приемы их реализации на уроках литературы в 11 классе.

Установление предметных границ исследования соответствовало его цели - теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке методических путей раскрытия в школьном изучении литературы в старших классах принципов создания художественного образа на примере ранней лирики А. Ахматовой.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования: выявить принципы создания художественного образа в ранней поэзии А. Ахматовой на основе понятий «романность», «вещность» и психологизм; определить методические пути овладения принципами создания художественного образа; разработать модель урока, отражающего основные этапы овладения принципами создания художественного образа на примере ранней поэзии А. Ахматовой; представить конкретные примеры анализа художественного образа, созданного на принципах «романности», «вещности», психологизма в ранней поэзии А. Ахматовой на уроках литературы в старших классах.

Научная новизна исследования заключается в определении основных направлений работы над раскрытием принципов создания художественного образа в поэзии А. Ахматовой на уроках литературы; в разработке модели урока и описании этапов ознакомления учащихся с понятиями «романность», «вещность» и «психологизм» на материале поэзии А. Ахматовой; в представлении конкретных методических рекомендаций для учителей литературы по проведению анализа художественного образа, воплощенного в сборниках поэта «Четки», «Вечер», «Белая стая».

Первым методическим путем, с которого необходимо начать изучение специфики художественных образов, является внимание к личности поэта и ее месту в сложном, многогранном и весьма «пестром» литературном процессе эпохи рубежа веков. Поэзия А. Ахматовой в этом творческом калейдоскопе - особое явление, поскольку ее поэзия уникальна: каждый сборник стихотворений - это целый роман, в нем одно стихотворение тесно связано с другим, язык прост и лаконичен, что позволяет проникнуть в сложный внутренний мир лирической героини. При этом не стоит забывать, что лирический герой и автор тесно связаны между собой, но в то же время это абсолютно разные эстетические и литературоведческие категории. А. Ахматова говорила, что за лирическим героем легко прятать свое собственное «я» и в то же время не раскрывать его [7, с. 135]. Кроме того, одна из основных проблем изучения творчества А. Ахматовой связана с пониманием и разграничением ее художественной и «реальной» биографий. Поэтический мир А. Ахматовой прежде всего характеризуется так называемой «масочностью». Это связано с тем, что сама А. Ахматова окружала

себя всевозможными мифами: и творческими, и биографическими. В. А. Черных в статье «Мифоборчество и мифотворчество Анны Ахматовой», напротив, говорит о том, что поэт не только создавала, но и боролась с мифами, которые творили современники-мемуаристы и литературные критики: «Попытки мемуаристов связно описать сложные взаимоотношения Гумилева и Ахматовой, исходя из отрывочных и неполных сведений, которыми они располагали, и сугубо внешних личных впечатлений, неминуемо приводили к искажению и мифологизации этих отношений, с чем Ахматова мириться не желала» [15, с. 5]. Современным биографам до сих пор доподлинно не известны ни детство, ни юность поэта. Это связано с тем, что А. Ахматова сама окружала себя мифами, поэтизировала биографию и скрывала свое «я» за лирическим героем. Так, например, выбор псевдонима «Ахматова» (урожденная Горенко) поэт аргументировала тем, что это девичья фамилия ее бабушки-татарки по материнской линии, род которой берет начало у известного хана Ах-мата, но «предки ее по материнской линии - симбирские дворяне Ахматовы не были потомками хана Ахма-та и княжеского титула никогда не носили» [Там же, с. 7]. Главное при этом - понимать, что все мифы, созданные А. Ахматовой, не случайны и имеют определенную систему, и, в отличие от мифов мемуаристов, «тесно переплетаются с ее поэтическим творчеством» [Там же, с. 10]. Учителю литературы необходимо учитывать такую особенность «мифотворчества» и «мифоборчества» [Там же] поэта, поскольку биография находится в неразрывной связи с поэзией и творчеством, и для того, чтобы правильно воспринимать и анализировать поэзию А. Ахматовой в рамках акмеизма, необходимо разграничить реальные факты и факты мифологизированные. Об этом говорит и Т. А. Пахарева в статье «Миф об акмеизме в творчестве Анны Ахматовой»: «Возможно, продуктивным окажется проанализировать эти "неточности" и "противоречия" как смыслопорождающие модели и выявить художественное содержание ахматовской автобиографической и историко-литературной мифологии» [12, с. 3].

Вторым методическим путем, на наш взгляд, является демонстрация учащимся 11 класса принципов создания художественного образа, сложившихся в ранней лирике А. Ахматовой. Этому аспекту следует посвятить урок, на котором вначале учитель обращается к учащимся с целью раскрыть трактовку категории художественного образа. После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что художественный образ - одна из главных категорий искусства, способ отображения действительности через призму личного опыта автора. Для того чтобы научиться правильно анализировать поэзию А. Ахматовой, учащимся необходимо понимать, что художественный образ - это не фантазия художника, а метафоричное отображение и обобщение реальной действительности.

Следующим этапом урока становится знакомство с принципами создания художественного образа в поэзии А. Ахматовой. Это следующие принципы:

1. «Романность».

2. «Вещность».

3. Психологизм.

Учитель, уделяя особое внимание именно этим принципам создания художественного образа, подчеркивает, насколько они важны для понимания лирики А. Ахматовой в целом.

Учитель делает сообщение о характере ранней лирики поэта. Представим кратко данную информацию.

Ранняя лирика Анны Ахматовой (1912-1917 гг.) вся, почти без исключения, - лирика любви. Эта вечная тема в стихах А. Ахматовой открывается перед читателем с новой, ранее неизвестной стороны. Все изображаемое поэт наделяет душой, все вещи, детали, незначительные на первый взгляд, становятся ключом к пониманию лирической героини, ее внутреннего мира.

Одной из главных своеобразных черт лирики А. Ахматовой является «романность». Каждый сборник стихотворений - в своем роде лирический роман, считал Б. Эйхенбаум [17, с. 52]. Продолжая эту тему, В. Гиппиус говорит, что главный успех А. Ахматовой заключен в этой «романности»: форма обычного романа уже не пользовалась былой популярностью, но потребность в нем не уменьшалась, роман был необходим читателю, и ахматовская лирика пользовалась на этом фоне огромной популярностью [6, с. 135]. Каждый сборник имеет свою тему, каждое стихотворение связано с последующим и предыдущим, что напоминает роман. Лирическая героиня на протяжении всех сборников «растет» и меняется, делает выводы, анализирует себя и окружающих, как и герой романа. Например, «события» многих стихотворений первого сборника «Вечер» (1912 г.) происходят в замкнутом пространстве. Комната - это душа лирической героини. Камерность, замкнутость, немногословие - основные черты этого сборника:

«Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце - пополам» [3, с. 132].

Название второго сборника «Четки» (1914 г.) очень символично - стихотворения этого периода поэта молитвенны, и сами стихи как четки, амулеты, которые должны были оберегать от злой силы, но не смогли уберечь от сил любви, любви опасной и трагичной, - именно таким смыслом наполнено первое стихотворение сборника:

«Было душно от жгучего света,

А взгляды его - как лучи...

Я только вздрогнула. Этот

Может меня приручить.

Наклонился - он что-то скажет. От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь» [Там же, с. 123].

Юрий Айхенвальд верно подмечает особенности этого творческого периода поэта в книге «Силуэты русских писателей»: «Очень интимен дневник ее творчества, но эта интимность интересна: она вышла за пределы личной исповеди, так как вообще все то, что по-настоящему и до дна лично, тем самым общественно: субъективное, совершая свой круговорот, возвращается к объективному» [1, с. 183]:

«И напрасно стараешься быть веселой -Легче в гроб тебе лечь живой!» [3, с. 246].

И, наконец, в третьем сборнике «Белая стая» (1917 г.) лирическая героиня переживает за судьбу страны на пороге революции, и ее переживания такие же личные и интимные, как и в предыдущих сборниках. Учащиеся приходят к мысли, что лирическая героиня очень часто обращается к Богу, а стихотворения наполнены религиозными артефактами: кресты, образок, церкви:

«Древний город словно вымер,

Странен мой приезд.

Над рекой своей Владимир

Поднял черный крест» [Там же, с. 237].

В сборнике «Белая стая» вера проникает в каждый уголок: не мыслится любовь без веры, без молитвы:

«Сколько дорог пустынных исхожено С тем, кто мне не был мил, Сколько поклонов в церквах положено За того, кто меня любил» [Там же, с. 238].

Учитель делает вывод, что патриотические стихи А. Ахматовой глубоко религиозны: для ее мировосприятия чужды кровавые войны, революции, гибель тысяч людей. Она понимает, что молитва, обращение к Богу - единственный путь спасения. Затем учитель обращается к характеристике следующего принципа создания художественного образа в лирике А. Ахматовой - к принципу «вещности».

Поскольку каждое стихотворение поэта представляет собой своеобразную «фотографию», на которой запечатлено все до мельчайших деталей, то эта особенность становится важной для понимания ее творчества в целом. Нет в стихотворениях ни слов о чувствах, ни о разочаровании, есть предметы, вещи, и они передают весь трагизм человеческого существования в сложную эпоху войн и революций.

Старшеклассникам предлагается найти в стихах поэта эти предметы «вещного» мира, постараться понять их смысл и место в тексте. Так, в ходе анализа они очень легко приходят к выводу, что окно - тот предмет, который связывает дом, комнату, замкнутое пространство с окружающим миром, освещает, дает надежду. Частое использование этого слова А. Ахматовой говорит о том, что в душе у лирической героини есть надежда, а луч света, проникающий через него, питается верой:

«Я эту ночь не спала, Поздно думать о сне... Как нестерпимо бела Штора на белом окне. Здравствуй!» [Там же, с. 57].

Окно говорит о силе надежды, веры в любовь, стекло - чистота, прозрачность, и в то же время закрытость от внешнего мира, свидетельствует о состоянии души лирической героини, о ее надежде на светлое будущее, о вере в земную, настоящую любовь.

Кроме того, учащиеся отмечают и то, что часто в стихах А. Ахматовой повторяется еще одна деталь -свеча, которая излучает желтый цвет - цвет предательства, лжи, измены, тотального одиночества:

«Круг от лампы желтый... Шорохам внимаю. Отчего ушел ты? Я не понимаю.» [Там же, с. 52].

«Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем» [Там же, с. 68].

Вместе с учителем одиннадцатиклассники приходят к мысли, что особое значение при анализе лирики А. Ахматовой приобретает образ лирического героя. Обычно он отождествляется с автором, поскольку в лирическом герое поэт отражает часть своих мыслей, переживаний или чувств, но вместе с тем лирический

герой - это обобщенный образ. Именно поэтому любой читатель может сопоставлять себя с ним, находить общие черты. В связи с этим Л. Я. Гинзбург так говорит о поэзии А. Ахматовой: «Лирика для Ахматовой не душевное сырье, но глубочайшее преображение внутреннего опыта. Перевод его в другой ключ, в царство другого слова, где нет стыда и тайны принадлежат всем. В лирическом стихотворении читатель хочет узнать не столько поэта, сколько себя. Отсюда парадокс лирики: самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, тяготеет к всеобщему» [5, с. 146].

Ученики 11 класса более восприимчивы к поэзии, чем школьники раннего возраста, это значительно облегчает работу учителя, так как они могут ясно формулировать свои мысли, выражать чувства, ощущать эмоциональный настрой всего лирического произведения. Поэтому принцип психологизма при анализе поэзии А. Ахматовой является третьим, но чрезвычайно значимым, несущим обобщающий смысл. Именно работа над этим принципом становится следующим этапом урока.

Стихотворения А. Ахматовой своей красотой и музыкальностью буквально завораживают учеников. Учителю очень важно поддерживать этот интерес на протяжении всех уроков, посвященных поэзии Серебряного века. А осуществить это можно, на наш взгляд, делая акцент на психологизме лирики поэта, который особенно ярко проявляется в деталях и в «овеществлении» чувств лирической героини. Например, в стихотворении «Песня последней встречи» (1911 г.) А. Ахматова пишет:

«Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки» [3, с. 43].

Учитель задает вопрос, как в этом стихотворении через детали «вещного» мира показан мир внутренний. Здесь учащиеся догадываются, что перчатка - не просто предмет одежды, аксессуар, а проявление чувств героини: героиня растеряна, задумчива, но не говорит об этом прямо.

Учитель предлагает вспомнить, в каких еще стихах поэта можно наблюдать эту особенность? Так в стихотворении «Побег» (1914 г.) волнение, испуг лирической героини А. Ахматова передает одним движением -руками обеими сжала цепочку креста:

«А черное небо светало,

Нас окликнул кто-то с моста,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я руками обеими сжала

На груди цепочку креста» [Там же, с. 211].

Освобождение лирической героини от мук любви и ожидания поэт также передает при помощи детали:

«И башенных часов кривая стрелка

Смертельной мне не кажется стрелой» [Там же, с. 248].

Таким образом, при первом же прочтении ученик ощущает психологическое состояние героини, но не совсем понимает, как это передается поэтом, как создается этот образ. Задача учителя и заключается в том, чтобы помочь ученикам понять сложный внутренний мир лирической героини поэзии А. Ахматовой.

Мир вещей является своеобразным фоном для изображения психологического состояния героини, его создание мотивируется обстоятельствами происходящего и является обоснованием для действий и поступков лирических персонажей [13, с. 1].

Таким образом, проведенное исследование позволило установить основные направления работы над принципами создания художественного образа в ранней лирике А. Ахматовой: 1) внимание к личности поэта и определение ее места в литературном процессе; 2) демонстрация учащимся принципов создания художественного образа; 3) поэтапное овладение учащимися принципами создания художественного образа - «ро-манность», «вещность» и психологизм, сложившихся в ранней лирике А. Ахматовой, на уроке литературы.

Осознание и понимание именно этих принципов создания художественного образа позволяет учащимся проникнуть в глубину поэтического замысла, отражающего авторский взгляд поэта, мироощущение эпохи рубежа веков, формирует у них способность выстраивать критическое развернутое высказывание на основе литературоведческих понятий и анализа текста.

Однако аналитическая работа ведет и к существенным личностным результатам обучающихся: способствует развитию сензитивного и интеллектуального пространства школьника, эстетического и литературного вкуса, воображения, чувства сопереживания и любви, а это, в свою очередь, помогает понять Человека.

Показателями эффективности предложенных методических путей работы станет повышение уровня сформированности умений анализировать и интерпретировать художественные образы в ранней лирике А. Ахматовой.

Список источников

1. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей: в 2-х т. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. Т. 1. 268 с.

2. Андреева А. П. Особенности изучения поэзии ХХ века в кадетских классах (на примере творчества

А. А. Ахматовой) // Вопросы педагогики. 2018. № 2. С. 9-12.

3. Ахматова А. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Эллис Лак, 2001. Т. 1. 390 с.

4. Герцик А. Лирика Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская словесность. 2001. № 6. С. 20-29.

5. Гинзбург Л. Я. О лирике. М. - Л.: Сов. писатель, 1964. 382 с.

6. Гиппиус В. Анна Ахматова // Литературная учеба. 1989. № 3. С. 131-135.

7. Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966) / сост. И. А. Багров. М. - Турин: РГАЛИ - Giulio Einaudi editore, 1996. 873 с.

8. Иванов В. И. По звездам. Опыты философские, эстетические и критические. СПб.: Оры, 1909. 438 с.

9. Карсалова Е. В., Леденев А. В., Шаповалова Ю. М. Серебряный век русской поэзии: пособие для учителей. М.: Новая школа, 1996. 192 с.

10. Макарова О. А. Приемы анализа лиро-эпического произведения на уроке литературы в 11 классе (на примере изучения «Реквиема» А. А. Ахматовой) // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. 2016. № 2. С. 1338-1346.

11. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.09.2019).

12. Пахарева Т. А. Миф об акмеизме в творчестве Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: крымский ахматовский науч. сб. Симферополь: Крымский архив, 2006. Вып. 4. С. 3-9.

13. Скрябина Т. Одушевленная предметность. Об одной особенности поэтики Анны Ахматовой // Библиотека «Первого сентября». Литература. 1999. № 40.

14. Сонькин В. Изучение творчества Ахматовой в школе // Библиотека «Первого сентября». Литература. 1996. № 31.

15. Черных В. А. Мифоборчество и мифотворчество Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: крымский ахматовский науч. сб. Симферополь: Крымский архив, 2005. Вып. 3. C. 3-22.

16. Шумарина М. Р. «Нечто вполне ахматовское»: язык и стиль Ахматовой в зеркале поэтической рефлексии (к 130-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 2019. № 3. С. 52-57.

17. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа. München: Im Werden Verlag, 2006. 53 с.

METHODS TO INTRODUCE SENIOR PUPILS TO THE PRINCIPLES OF ARTISTIC IMAGE FORMATION

IN A. AKHMATOVA'S EARLY LYRICS

Mezhebovskaya Viktoriya Viktorovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Orenburg State Pedagogical University vikvik62@rambler. ru

Studying the Silver Age poetry at Literature lessons is a relevant problem of modern literary school education. The article focuses on identifying the appropriate methods to reveal the basic principles of an artistic image formation in A. Akhmatova's early lyrics, which are used while analysing her works at Literature lessons in senior classes. The paper justifies the necessity to refer to Akhmatova's personality, her decision to poeticize and mythologize her biography. The author describes and analyses the methodology involving the consistent appeal to such principles of an artistic image formation in Akhmatova's lyrics as "novel-ness", 'thingness" and psychologism.

Key words and phrases: Silver Age poetry study at Literature lessons; teaching methods; analysis of lyrical work; dialogue; principles of artistic image formation; "novelness"; 'thingness"; psychologism; pupils' artistic thinking; cognitive space broadening.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.